ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 мая 1969 г. N 389 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБ УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что капитальное строительство имеет важное
значение в развитии народного хозяйства СССР и в решении главной
экономической задачи, поставленной XXIII съездом КПСС. В соответствии с планами развития народного
хозяйства в нашей стране осуществляется огромная программа капитальных работ.
На расширение и совершенствование основных фондов в народном хозяйстве ежегодно
расходуется около 20 процентов национального дохода. В 1968 году капитальные
вложения составили 61,5 млрд. рублей, что в 5,6 раза превышает их объем в 1950
году. За период с 1950 по
1968 год построено 12,5 тысячи крупных промышленных предприятий, много
транспортных магистралей, мелиоративных и сельскохозяйственных объектов, в их
числе Западно-Сибирский и Череповецкий металлургические заводы, крупнейшие в
мире Братская и Красноярская гидроэлектростанции, нефтепровод
"Дружба", газопроводы Бухара - Урал и Средняя Азия - Центр, крупные
ирригационные системы в Средней Азии и на юге страны. На построенных и
реконструированных за эти годы предприятиях производится более чем три четверти
всего объема чугуна, стали, проката, тракторов и около 90 процентов минеральных
удобрений; практически заново организовано производство химических волокон,
электронных приборов, средств автоматизации. Основные фонды в народном хозяйстве возросли за этот период в 4,6
раза, а в промышленности - в 6,4 раза. Жилищный фонд в городах и рабочих
поселках увеличился в 2,8 раза. Создана мощная строительная индустрия,
основу которой составляют крупные строительно-монтажные организации, оснащенные
высокопроизводительными машинами и механизмами и располагающие
квалифицированными кадрами строителей и монтажников. На современном этапе создания
материально-технической базы коммунизма при таком огромном размахе капитального
строительства особое значение приобретают всемерное повышение эффективности
капитальных вложений, сокращение сроков их окупаемости, обеспечение наибольшего
прироста продукции на каждый затраченный рубль капитальных вложений. Для этого
необходимо привести ныне действующие формы и методы планирования капитального
строительства и организации строительного производства в полное соответствие с
потребностями непрерывно развивающейся экономики страны и устранить имеющиеся в
этом деле существенные недостатки. При планировании и осуществлении
строительства все еще не обеспечивается должная увязка объемов капитальных
вложений с финансовыми и материально-техническими ресурсами и мощностями
строительно-монтажных организаций, допускается распыление средств, в результате
чего одновременно строится гораздо больше объектов, чем позволяют имеющиеся
ресурсы. Министерства и ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик допускают включение в планы капитального
строительства таких объектов, народнохозяйственная целесообразность которых не
обоснована необходимыми технико-экономическими расчетами. Нередко решения о
строительстве новых объектов принимаются исходя лишь из ведомственных и
местнических соображений. Некоторые местные партийные и советские
органы вместо строгого контроля за выполнением
установленных народнохозяйственным планом заданий по вводу в действие мощностей
допускают отвлечение сил и ресурсов строительно-монтажных организаций на
строительство второстепенных объектов, зачастую не предусмотренных планом и не
обеспеченных материально-техническими ресурсами и денежными средствами. Снизилась ответственность министерств и
ведомств за качество проектов и смет и за их исполнение. Проектная документация
разрабатывается с большим опозданием против установленных сроков, имеют место
частые переделки проектов в ходе строительства, что приводит к бросовым
затратам, удлинению сроков и удорожанию строительства. Проектные организации во
многих случаях неправильно определяют сметную стоимость проектируемых объектов,
в результате чего утверждаемые сметы не отражают действительной стоимости
строительства и нередко пересматриваются, что ведет к дезорганизации
планирования капитального строительства. Роль сметы как основного документа,
определяющего стоимость строительства и твердую цену для расчетов между
подрядчиком и заказчиком за выполненные работы, принижена. Крупные недостатки имеются в организации
строительного производства. Все еще низка производительность труда в
строительстве. На многих стройках машины и механизмы используются
неудовлетворительно, применяется большое количество ручного труда
и допускаются значительные потери рабочего времени. С большими перебоями
обеспечиваются стройки материалами, а в то же время имеющиеся материалы расходуются
крайне неэкономно. Многие строительно-монтажные организации
систематически не выполняют плановых заданий по строительству объектов и вводу
в действие производственных мощностей. Построенные объекты часто сдаются в
эксплуатацию с большими недоделками, а качество выполняемых работ во многих
случаях остается низким. В ряде районов развитие баз
строительно-монтажных организаций и предприятий промышленности строительных
материалов отстает от потребностей строительства. Вместе с тем средства,
выделяемые на эти цели, из года в год не осваиваются и задания по вводу в
действие мощностей не выполняются. Хозяйственный расчет в
строительно-монтажных организациях и их договорные отношения с заказчиками
носят в значительной мере формальный характер. Придавая важное
значение дальнейшему совершенствованию планирования капитального
строительства и усилению экономического стимулирования строительного
производства, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР
постановляют: I. По улучшению
планирования капитального строительства и строительного производства 1. Установить, что основной формой
государственного планирования капитального строительства является пятилетний
план, разрабатываемый и утверждаемый в установленном порядке по каждому
министерству и ведомству СССР и союзной республике с разбивкой по годам. В пятилетних планах
капитального строительства, утверждаемых министерствами и ведомствами СССР и
союзными республиками, начиная с плана на 1971 - 1975 годы, должны
устанавливаться для каждой стройки задания по вводу в действие мощностей и
основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных
работ на весь срок строительства, с распределением по годам в соответствии с
нормами продолжительности строительства, в том числе и по стройкам, сроки завершения которых
выходят за пределы пятилетки. На основе
пятилетних планов капитальных вложений и заданий по вводу в действие мощностей
и основных фондов Госпланом СССР с участием министерств и ведомств СССР и
Советов Министров союзных республик разрабатываются и утверждаются пятилетние
планы подрядных строительно-монтажных работ с разбивкой по годам, а также по
министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам, которые должны
доводиться ими до каждой стройки и строительно-монтажной организации и являться для них рабочими планами. Задания пятилетнего плана по капитальному
строительству конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода
развития экономики и изменений в ресурсах. Госплану СССР сообщать министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик уточненные объемы
капитальных вложений на планируемый год не позднее мая года, предшествующего
планируемому. Вопросы о
строительстве новых объектов, не предусмотренных пятилетним планом, могут
рассматриваться только в порядке исключения одновременно с годовыми планами в
связи с возникшей необходимостью создания того или иного нового производства,
открытием новых месторождений природных ресурсов или увеличением ресурсов сырья
для переработки, коренными изменениями в технологии производства, новыми
крупными достижениями в науке и технике, имеющими общегосударственное значение. При этом вместе с предложениями о строительстве новых объектов должны
представляться технико-экономические обоснования и предложения об источниках
финансирования и материально-технического обеспечения строительства этих
объектов и о подготовке мощностей строительно-монтажных организаций. Установить, что, начиная с 1970 года,
задания по вводу в действие производственных мощностей и объектов должны
предусматриваться в планах развития народного хозяйства как министерствам и
ведомствам-заказчикам, так и министерствам и ведомствам, осуществляющим
строительно-монтажные работы. В целях повышения
ответственности планирующих органов, министерств и ведомств - заказчиков и
подрядчиков за стабильность планов установить, что изменения утвержденных
годовых планов капитальных вложений и подрядных строительно-монтажных работ по
стройкам и объектам могут производиться, начиная с 1970 года, министерствами и
ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик до 15 февраля текущего
года и только в связи с итогами выполнения плана предшествующего года. Распределение по кварталам годового
объема подрядных строительно-монтажных работ, установленного стройкам и объектам,
осуществляется строительно-монтажными организациями по согласованию с
заказчиками с учетом установленных сроков ввода в действие мощностей и
объектов. 2. В целях наиболее полной увязки плана
капитального строительства с другими разделами народнохозяйственного плана и
надлежащего обеспечения строящихся объектов оборудованием, строительными
материалами, механизмами, рабочей силой и финансовыми средствами обязать
Госплан СССР, Госснаб СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров
союзных республик, начиная с 1971 года: а) определять при разработке проектов
народнохозяйственных планов общий объем капитальных вложений с учетом всех
источников финансирования (включая средства колхозов), сбалансированный с
материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и мощностями
строительно-монтажных организаций; б) разрабатывать балансы производственных
мощностей, балансы оборудования в натуральном и стоимостном выражении, балансы
материалов для нужд капитального строительства, составлять расчеты мощностей
государственных и межколхозных строительно-монтажных организаций по союзным
республикам, краям, областям и районам сосредоточенного строительства и
использовать их при разработке и уточнении планов капитального строительства. 3. Признать необходимым
перейти с 1971 года по вновь начинаемым стройкам производственного назначения
на новый порядок планирования капитального строительства, при котором титульные
списки строек, разработанные на основе проектов и смет, с распределением
заданий по вводу в действие мощностей, основных фондов, капитальных вложений и
строительно-монтажных работ по годам в соответствии с нормами продолжительности
строительства, должны являться неизменными плановыми документами на весь период
строительства. На основе этих титульных списков заключаются договоры подряда,
выделяются фонды на материально-технические ресурсы, осуществляется непрерывное
финансирование и предоставляются кредиты банка. Стройки, начатые до 1971 года и имеющие
особое значение для народного хозяйства, переводятся на указанный порядок
планирования по предложениям Госплана СССР, представляемым в Совет Министров
СССР вместе с проектами планов развития народного хозяйства СССР на
соответствующие годы. Госплану СССР, Госснабу СССР,
Министерству финансов СССР, Стройбанку СССР и Госбанку СССР разработать и
утвердить в I квартале 1970 г. положение о порядке планирования, финансирования
и материально-технического обеспечения указанных строек. Проекты титульных списков строек
разрабатываются и представляются организациями-заказчиками в вышестоящие
организации по согласованию с генеральными подрядчиками. 4. В целях более эффективного
использования капитальных вложений и ускорения ввода в действие
производственных мощностей поручить Госплану СССР, министерствам и ведомствам
СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах
народнохозяйственных планов показатель по объему незавершенного строительства
по министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик. Обязать министров и руководителей
ведомств СССР и Советы Министров союзных республик разработать и осуществить
необходимые мероприятия по значительному сокращению объемов незавершенного
строительства за счет концентрации капитальных вложений и материальных ресурсов прежде всего на завершении ранее начатых строек,
имеющих большой процент технической готовности и важное значение для народного
хозяйства, а также за счет сокращения сроков продолжительности строительства, с
тем чтобы в ближайшие 3 - 4 года довести объем незавершенного строительства до
размеров, установленных нормативами. Госстрою СССР совместно с министерствами
и ведомствами СССР закончить разработку нормативов заделов в строительстве по
отраслям промышленности и народного хозяйства, а также по видам строительства и
утвердить их в 1969 году по согласованию с Госпланом СССР. 5. Установить, что смета на строительство
должна являться основным и неизменным документом на весь период строительства,
на основе которого осуществляются планирование капитальных вложений,
финансирование строительства и расчеты между подрядчиком и заказчиком за
выполненные работы. Смета должна служить основой для
дальнейшего укрепления хозяйственного расчета в строительстве и оценки
деятельности подрядных строительно-монтажных организаций и заказчиков. Сметы на строительство должны до
утверждения предварительно согласовываться с подрядными организациями и
приниматься ими до начала строительства. После приемки подрядными организациями
этих смет утвержденная стоимость строительства объектов является окончательной.
Экономия, достигнутая против сметы по строительно-монтажным работам (включая
резерв на непредвиденные работы и затраты), выполняемым подрядными
организациями, после завершения строительства в соответствии с проектом и
принятия готового объекта заказчиком остается у этих организаций. 6. В целях укрепления плановой дисциплины
и хозрасчетных отношений между подрядными строительно-монтажными организациями
и заказчиками, а также повышения взаимной материальной ответственности за
своевременное и полное выполнение принятых обязательств считать
необходимым повысить значение генерального договора подряда как основного
документа, регулирующего взаимоотношения между заказчиком и подрядной
организацией. Генеральный договор подряда заключается
на весь период строительства. Объемы работ и сроки ввода в эксплуатацию
строящихся объектов, комплексов и предприятий в целом в генеральных договорах
подряда должны соответствовать утвержденным титульным спискам. 7. Осуществить в
ближайшие годы коренную перестройку системы материально-технического
обеспечения капитального строительства путем перехода на снабжение строек
материалами через органы материально-технического снабжения Госснаба СССР по
заказам строительных организаций в соответствии с их потребностью,
определяемой проектами и сметами. При этом основным критерием контроля за
использованием материалов на строительство каждого объекта должно служить
расходование выделенных на эти цели средств в строгом
соответствии со сметой. Госснабу СССР
совместно с заинтересованными министерствами перевести с 1970 года в порядке
опыта на указанную систему снабжения фондируемыми и планируемыми материалами
строительные организации Главцентротяжстроя
Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, объединения
"Татстрой" Министерства промышленного
строительства СССР, Главволговятскстроя Министерства
строительства СССР, Министерства промышленного строительства Белорусской ССР,
Министерства строительства Латвийской ССР и Министерства сельского
строительства Латвийской ССР. Госплану СССР совместно с Госснабом СССР
и строительными министерствами СССР, исходя из установленных для этих
организаций объемов работ, определять по действующим нормативам потребность
указанных организаций в материалах и передавать Госснабу СССР фонды на эти
материалы за счет уменьшения фондов соответствующим министерствам СССР. Госснабу СССР обобщить в первом полугодии
1971 г. указанный опыт и совместно с Госпланом СССР и заинтересованными
министерствами внести в Совет Министров СССР предложение о дальнейшем
расширении практики обеспечения строительства материалами по заказам
строительных организаций. Госплану СССР, Госснабу СССР и Госстрою
СССР с привлечением заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов
Министров союзных республик разработать и представить в 2-месячный срок в Совет
Министров СССР проект положения о порядке обеспечения строительства
материалами, изделиями и оборудованием, имея в виду более четко определить
обязанности подрядчиков (субподрядчиков) и заказчиков. Госстрою СССР разработать с участием
заинтересованных министерств СССР и в 2-месячный срок утвердить по согласованию
с Госпланом СССР перечень металлических конструкций, стоимость которых
включается в объемы строительно-монтажных работ, а изготовление их
обеспечивается материальными ресурсами, выделяемыми для капитального
строительства министерствам (ведомствам) - исполнителям работ. Поручить Госплану СССР совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами СССР рассмотреть вопрос об оплате стоимости оборудования исходя из его
производительности, мощности, а не за тонну веса, и внести соответствующие
предложения в Совет Министров СССР в 6-месячный срок. 8. Возложить на Госплан СССР разработку
планов производства и сводных балансов строительных металлоконструкций,
сборного железобетона, столярных изделий, линолеума, нерудных и стеновых
материалов. Разработку и утверждение балансов и
планов распределения материалов для капитального строительства, балансы и планы распределения которых не утверждаются Советом
Министров СССР и Госпланом СССР, возложить на Госснаб СССР. Распределение железобетонных и столярных
изделий производится соответствующими министерствами и ведомствами СССР и
Советами Министров союзных республик, в ведении которых находятся предприятия -
изготовители этих изделий, а нерудных и стеновых материалов - в соответствии с
действующим порядком. Определение потребности в материальных
ресурсах и выделение их на объем строительно-монтажных работ, предусматриваемый
в плане, производятся по единым нормам, независимо от источников финансирования
строительства. Госплану СССР, Госснабу СССР,
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при
разработке пятилетних и годовых планов предусматривать в балансах и планах
распределения материальные ресурсы для капитального строительства отдельной
строкой. 9. Обязать машиностроительные
министерства: а) определить головные заводы, на которые
с 1971 года должна быть возложена ответственность за комплектную поставку
технологических линий, установок и агрегатов строящимся и реконструируемым
предприятиям и организациям по заявкам министерств, ведомств и союзглавкомплектов при Госснабе СССР. Министерствам-заказчикам совместно с
машиностроительными министерствами и Министерством монтажных и специальных
строительных работ СССР разработать и по согласованию с Госснабом СССР и
Госпланом СССР утвердить в 1970 году планы комплектных поставок указанного
оборудования на 1971 - 1975 годы; б) разработать и утвердить в 1969 году
мероприятия по повышению качества поставляемого оборудования, имея в виду
проверку, испытание и отработку этого оборудования производить, как правило, на
заводах-изготовителях. Установить, что головные
заводы-поставщики обеспечивают шефмонтаж поставляемого ими оборудования и несут
совместно с заказчиками и проектными организациями ответственность за доведение
его до проектной мощности. 10. Госснабу СССР: по согласованию с соответствующими
министерствами-заказчиками и министерствами-поставщиками и с участием Госплана
СССР осуществить переход в течение 2 - 3 лет на комплектование строящихся и
реконструируемых промышленных предприятий оборудованием через союзглавкомплекты и территориальные органы
материально-технического снабжения Госснаба СССР; совместно с Государственным арбитражем
при Совете Министров СССР представить в 1969 году в Совет Министров СССР
предложения о повышении ответственности союзглавкомплектов
при Госснабе СССР за нарушение договорных обязательств по комплектной поставке
стройкам оборудования, приборов, кабельных и других изделий. 11. Для обеспечения своевременной
подготовки строительных организаций к выполнению предусмотренных пятилетними
планами заданий по капитальному строительству и повышения мобильности этих
организаций: а) обязать Госплан СССР и строительные
министерства СССР предусматривать в проектах народнохозяйственных планов задания по развитию мощностей строительно-монтажных
организаций исходя из намечаемого развития производительных сил и размещения их
по экономическим районам страны и необходимости рационального использования
средств, выделяемых на развитие баз строительной индустрии; б) строительным
министерствам СССР разработать в 1969 году мероприятия по созданию, где это
экономически обосновано, передвижных строительных организаций, оснащенных
современными средствами строительной техники, сборными и передвижными жилыми
помещениями и способных в короткие сроки осуществлять строительство в районах,
отдаленных от производственных баз, без затраты времени и средств на создание
постоянных баз для указанного строительства. Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою
СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и
заработной платы рассмотреть указанные мероприятия и по вопросам, требующим
решения Правительства, представить предложения в Совет Министров СССР. 12. Госплану СССР,
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик
предусмотреть в плане на 1971 - 1975 годы дальнейшее развитие
материально-технической базы строительства, имея в виду создание крупных
районных баз по производству нерудных и стеновых материалов, эффективных
материалов и конструкций для полов, стальных, железобетонных и деревянных
конструкций и конструкций из алюминиевых сплавов, высококачественных столярных изделий,
эффективных звуко- и термоизоляционных и
отделочных материалов. 13. Обязать Госплан
СССР, Академию наук СССР, Госстрой СССР, министерства и ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик обеспечить в 1969 году окончание разработки
генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, схем
развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности и схем
развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным
республикам на период до 1980 года. Госплану СССР, министерствам и ведомствам
СССР и Советам Министров союзных республик рассмотреть указанные схемы и учесть
их при разработке проекта плана развития народного хозяйства на 1971 - 1975 и
последующие годы. Госплану СССР, Госстрою СССР и Академии
наук СССР в 3-месячный срок утвердить типовую методику определения
экономической эффективности капитальных вложений. Министерствам и ведомствам СССР на основе
типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений
разработать и утвердить в 1969 году по согласованию с Госпланом СССР
соответствующие отраслевые инструкции по этому вопросу. II. По усилению
экономического стимулирования строительного производства и повышению роли
кредита в строительстве 14. Осуществлять,
начиная с 1970 года, перевод строительно-монтажных организаций, на которые
распространяется действие Положения о социалистическом государственном
производственном предприятии, на новую систему планирования и экономического
стимулирования строительного производства применительно к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 729 "О совершенствовании
планирования и усилении экономического стимулирования промышленного
производства" и к последующим решениям Правительства СССР по этому
вопросу, с учетом особенностей работы строительно-монтажных организаций. Строительно-монтажные организации
переводить на новую систему планирования и экономического стимулирования
строительного производства по решениям министерств и ведомств СССР, а также
Советов Министров союзных республик (по строительно-монтажным организациям
республиканских министерств и ведомств и местного подчинения). Перевод строительно-монтажных организаций производить постепенно,
после тщательной их подготовки, при выполнении ими задания по снижению себестоимости
и плана накоплений и при наличии условий, обеспечивающих в год перехода на
новую систему планирования и экономического стимулирования строительного
производства дополнительное снижение себестоимости работ в размерах,
необходимых для образования фондов экономического стимулирования, без потерь
для государственного бюджета. Установить, что
строительно-монтажные организации, переводимые на новую систему планирования и
экономического стимулирования строительного производства, должны осуществлять
расчеты с заказчиками за полностью законченные строительством объекты или этапы
работ, без промежуточных платежей. 15. Установить, что при переводе
строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и
экономического стимулирования строительного производства: а) вышестоящими организациями
утверждаются для строительно-монтажных организаций следующие показатели плана: по строительному производству: ввод в действие в установленном порядке
производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с
утвержденными проектами и титульными списками строек; объемы строительных и монтажных работ по
объектам или этапам работ, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче
заказчику, по их сметной стоимости. Кроме того, для определения потребности в
материальных ресурсах, фонде заработной платы и оборотных средствах
строительно-монтажным организациям устанавливаются вышестоящими организациями
как расчетные показатели общий и выполняемый собственными силами объемы
подрядных работ, с распределением общего объема по заказчикам; по труду - общий фонд заработной платы
(годовой); по финансам - прибыль, платежи в бюджет и
ассигнования из бюджета; по собственному капитальному
строительству: ввод в действие производственных
мощностей, объектов и основных фондов за счет централизованных капитальных
вложений; общий объем централизованных капитальных
вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ; по внедрению новой техники - задания, связанные
с развитием и совершенствованием строительного производства; по материально-техническому снабжению -
объем поставок материалов, машин, механизмов и других материально-технических
ресурсов; б) образование фондов экономического
стимулирования за счет прибыли производится по
установленным нормативам путем прямого отчисления средств от массы полученной
прибыли по мере сдачи заказчикам готовых объектов или работ по этапам. Нормативы предусматриваются стабильными на ряд лет и дифференцируются по группам строительно-монтажных
организаций; в) в фонд материального поощрения
включаются средства, получаемые от заказчиков для премирования работников за
ввод в действие в срок и досрочно производственных мощностей и объектов
строительства, а также суммы премий, выплачиваемые рабочим по фонду заработной
платы; г) фонд развития производства и фонд
социально-культурных мероприятий и жилищного строительства могут быть с
согласия строительно-монтажных организаций частично или полностью
централизованы строительно-монтажными трестами или приравненными к ним
организациями; д) строительно-монтажные тресты и
приравненные к ним организации (при условии перевода всех входящих в их состав
организаций и предприятий на новую систему планирования и экономического
стимулирования) образуют централизованный фонд материального поощрения в
размере до 10 процентов суммы этого фонда всех подведомственных тресту
организаций и предприятий. Конкретный размер отчислений в указанный фонд и
порядок использования его определяются руководителем треста или приравненной к
нему организации по согласованию с руководителями подведомственных организаций
и предприятий, а также с профсоюзными организациями; е) при сдаче заказчикам работ в
установленные сроки или досрочно по этапам на поощрение работников строительно-монтажных
организаций может расходоваться не более 70 процентов средств, начисленных при
этом в фонд материального поощрения от прибыли. Остальная часть указанных
средств может быть использована после сдачи объекта (производственной мощности)
в целом; ж) премии и вознаграждения, выплачиваемые
из фонда материального поощрения (включая премии за ввод в действие объектов),
учитываются при исчислении средней заработной платы работающего. Взносы на
социальное страхование по премиям и вознаграждениям из фонда материального
поощрения относятся на себестоимость строительно-монтажных работ; з) вышестоящим организациям
предоставляется право создавать резерв за счет амортизационных отчислений,
предназначенных на капитальный ремонт, в размере до 20 процентов общего объема
этих отчислений для использования в тех строительно-монтажных организациях, в
которых собственных средств на осуществление капитального ремонта недостаточно. 16. Решение вопросов, связанных с
переводом строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и
экономического стимулирования строительного производства, возложить на
Междуведомственную комиссию при Госплане СССР по переводу предприятий на новую
систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства.
Включить в состав комиссии представителя Госстроя СССР. Поручить этой комиссии разработать на
основе настоящего Постановления и утвердить в 3-месячный срок соответствующие
методические указания. 17. Поручить Госплану
СССР, Министерству финансов СССР, Госстрою СССР и Государственному комитету
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разработать и в
3-месячный срок представить в Совет Министров СССР предложения о порядке
перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования
строительного производства территориальных главных управлений и управлений по
строительству, строительно-монтажных объединений, комбинатов и трестов. 18. В целях усиления
материальной заинтересованности работников строительно-монтажных и проектных
организаций и организаций-заказчиков (застройщиков) в быстрейшем завершении
строительства объектов и в целях улучшения качества работ повысить размер
премий за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в
срок в среднем по народному хозяйству до 2,2 процента сметной стоимости
выполненных строительно-монтажных работ по введенным в действие объектам. Указанные премии выплачивать при
выполнении по введенному в действие объекту (производственной мощности) работ в
полном объеме в соответствии с проектом и техническими условиями, в пределах и
при соблюдении сметной стоимости строительства. При сокращении сроков ввода в действие
производственных мощностей и объектов строительства против установленных норм
продолжительности строительства не менее чем на 30 процентов премии повышаются
на 50 процентов, при сокращении сроков на 20 процентов премии повышаются на 25
процентов и при сокращении сроков на 10 процентов премии повышаются на 10 процентов. 19. Государственному комитету Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Госстрою СССР,
Министерству финансов СССР и ВЦСПС: а) внести в
Положение о премировании работников за ввод в действие производственных
мощностей и объектов изменения и дополнения, вытекающие из настоящего
Постановления, предусмотрев увеличение доли средств, направляемых на
премирование рабочих, а также установить дифференцированные в зависимости от
качества выполненных работ размеры премий рабочим при сдельно-премиальной и
повременно-премиальной системах оплаты труда и доплаты бригадирам за
руководство работой бригад; б) совместно с Госпланом СССР
дифференцировать размеры премий за ввод в действие производственных мощностей и
объектов по отраслям народного хозяйства и промышленности; в) разработать с участием строительных министерств
СССР и в 3-месячный срок утвердить типовое положение о премировании работников
строительно-монтажных организаций, переводимых на новую систему планирования и
экономического стимулирования строительного производства. 20. В целях поощрения
работников, отличившихся на строительстве особо важных для народного хозяйства
пусковых объектов, предоставить право Министерству газовой промышленности,
Министерству транспортного строительства, Министерству мелиорации и водного
хозяйства СССР, Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР,
Министерству обороны СССР, Министерству промышленного строительства СССР,
Министерству связи СССР, Министерству сельского строительства СССР,
Министерству строительства СССР, Министерству строительства предприятий тяжелой
индустрии СССР и Министерству энергетики и электрификации СССР
образовывать в распоряжении министра фонд в размере до 0,05 процента от фонда
заработной платы работников, занятых в строительстве по этим министерствам,
сверх сумм, предусмотренных пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 11
апреля 1953 г. N 1002. Министерству финансов СССР
предусматривать средства на указанную цель в государственном бюджете. 21. Признать
необходимым повысить роль кредита в финансировании капитального строительства
и стимулировании строительного производства. Стройбанку СССР и Госбанку СССР
обеспечить наиболее целесообразное направление кредита с тем, чтобы он
способствовал сокращению сроков строительства, выполнению планов ввода в
действие мощностей и основных фондов, планов прибылей, снижению себестоимости строительства
и укреплению хозяйственного расчета. 22. Обязать министерства и ведомства СССР
и Советы Министров союзных республик: завершить в 1971 году переход в
строительстве на расчеты между заказчиком и подрядчиком за полностью
законченные строительством объекты или этапы работ без промежуточных платежей
по всему жилищному и культурно-бытовому строительству и по объектам
производственного назначения сметной стоимостью строительно-монтажных работ до
100 тыс. рублей; обеспечить дальнейшее расширение практики
расчетов в строительстве без промежуточных платежей на остальных объектах
производственного назначения, а также коммунального хозяйства, с тем чтобы завершить в основном переход на эту форму расчетов
в 1972 году. Госстрою СССР разработать с участием заинтересованных
министерств и ведомств СССР и в 3-месячный срок утвердить указания о порядке
определения этапов работ в проектах на строительство объектов. 23. Поручить Госплану
СССР, Министерству финансов СССР, Госстрою СССР, Стройбанку СССР и Госбанку
СССР с участием заинтересованных министерств СССР (заказчиков и подрядчиков) и
Советов Министров союзных республик рассмотреть вопрос о порядке и условиях
наделения подрядных строительно-монтажных организаций, переводимых на расчеты
за полностью законченные строительством объекты или этапы работ без
промежуточных платежей, оборотными средствами на покрытие плановых затрат по
незавершенному производству строительно-монтажных работ или
предоставления на эти цели банковского кредита и в 3-месячный срок представить предложения
в Совет Министров СССР. 24. Признать
необходимым, начиная с 1971 года, осуществить строительство нескольких
предприятий или объектов в ряде отраслей за счет кредита, предоставляемого
Стройбанком СССР подрядным строительным организациям в размере полной стоимости
строящегося предприятия или объекта, определенной сметой, принятой генеральным
подрядчиком. Установить, что расчеты между заказчиком
и подрядчиком за построенные и подготовленные к выпуску продукции или оказанию
услуг предприятия или объекты производятся после приемки их заказчиком.
Полученные кредиты погашаются подрядчиком после завершения расчетов с
заказчиком. Вся экономия, полученная против сметы (разница между сметной и
фактической стоимостью строительства), остается в распоряжении подрядной
организации. При досрочном вводе в действие
предприятия или объекта против установленных нормативами сроков в распоряжение
подрядной организации поступает также часть плановой прибыли предприятия за
период, на который сокращен срок строительства. Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою
СССР, Стройбанку СССР и Министерству финансов СССР с участием заинтересованных
министерств и ведомств СССР определить конкретные предприятия или объекты,
подлежащие строительству в указанном порядке, и разработать основные положения
об осуществлении этого строительства, порядке кредитования,
материально-технического обеспечения и использования строительными
организациями экономии и прибыли. 25. Стройбанку СССР совместно с
министерствами СССР осуществить по отдельным стройкам, начиная с 1970 года,
опыт расчетов между заказчиками и поставщиками по оплате за полностью
укомплектованное и смонтированное заводами-поставщиками оборудование. В тех случаях, когда это вызывается
производственной целесообразностью, монтаж этого оборудования производится с
привлечением специализированных подрядных организаций. Расчеты с подрядчиками
при этом производят заводы-поставщики. 26. Установить, что с 1970 года
финансирование вновь начинаемых строек производственного назначения и с 1971
года вновь начинаемых объектов на переходящих стройках может осуществляться при
условии, когда объемы капитальных вложений по годам строительства предусмотрены
в титульных списках в соответствии с установленными нормами продолжительности
строительства и нормативами заделов в строительстве. Стройбанку СССР и Госбанку
СССР финансировать эти стройки и объекты при строгом соблюдении указанных
условий. 27. Предоставить
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик право
увеличивать в случае необходимости в течение года планы финансирования
капитальных вложений по стройкам и объектам, перевыполняющим планы, за счет
уменьшения планов финансирования по стройкам и объектам, не выполняющим планов,
без уменьшения годовых объемов капитальных вложений и заданий по вводу в
действие мощностей, объектов и основных фондов, с соблюдением условий,
предусмотренных Постановлениями Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. N 642
и N 643. 28. Стройбанку СССР и Госбанку СССР в
случае временного отсутствия средств у заказчиков обеспечивать за счет ссуд
оплату акцептованных заказчиком и принятых учреждениями банков к оплате счетов
подрядных организаций за выполненные работы, с отнесением сумм задолженности по
ссуде на заказчиков, с погашением ее в срок до 45 дней. За пользование ссудами взимается плата в
размере 5 процентов годовых. Расходы, связанные с оплатой указанных процентов,
по действующим предприятиям и организациям относятся на результаты основной
деятельности, а по вновь строящимся предприятиям производятся за счет резерва
министерства, ведомства для оказания финансовой помощи. Погашение указанных в настоящем пункте
ссуд производится в очередности, установленной для платежей за материальные
ценности и услуги. 29. Разрешить
Стройбанку СССР и Госбанку СССР выдавать строительно-монтажным организациям,
переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования
строительного производства, при недостатке у них средств в фонде
социально-культурных мероприятий и жилищного строительства кредиты на строительство
жилых домов и объектов культурно-бытового назначения при наличии к началу
строительства не менее 50 процентов средств, необходимых для осуществления
строительства, с погашением кредита в срок до 2 лет за счет средств,
поступающих в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Установить за пользование указанным
кредитом следующие процентные ставки: за первый год - 1 процент, за второй год
- 2 процента и по просроченным ссудам - 6 процентов годовых. 30. Обязать Юридическую комиссию при
Совете Министров СССР, Госплан СССР, Госстрой СССР, Государственный комитет
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Министерство
финансов СССР и Стройбанк СССР представить в Совет Министров СССР предложения о
внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего
Постановления. * * * Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР обращают внимание ЦК компартий и Советов Министров
союзных республик, министерств и ведомств, руководителей предприятий и строительно-монтажных
организаций на то, что от успешного осуществления планов капитального
строительства во многом зависит ускорение темпов развития всех отраслей
народного хозяйства и дальнейшее повышение уровня жизни советского народа, и
требуют, чтобы ввод в действие производственных мощностей и объектов обеспечивался в установленные сроки при наименьших затратах и высоком
качестве строительно-монтажных работ. Успешное проведение мероприятий,
предусмотренных настоящим Постановлением, зависит, прежде всего, от усилий и
слаженной работы всей многомиллионной армии строителей и коллективов
промышленных предприятий, научно-исследовательских, изыскательских и
проектно-конструкторских организаций. Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что партийные,
советские и профсоюзные органы, министерства и ведомства мобилизуют коллективы
строительных организаций, промышленных предприятий, научно-исследовательских,
конструкторских и проектных организаций на преодоление в кратчайший срок имеющихся
в капитальном строительстве недостатков и примут необходимые меры к дальнейшему
повышению технического и экономического уровня строительного производства. Секретарь Центрального Комитета КПСС Л.БРЕЖНЕВ Председатель Совета Министров Союза ССР А.КОСЫГИН |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |