МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

 

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО

от 22 января 1969 г. N 1/8-Ц

 

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С УМСТВЕННЫМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ

 

В связи с поступающими запросами с мест Главное управление школ разъясняет порядок организации обучения больных детей и детей с дефектами физического и умственного развития.

1. Как организуется индивидуальное обучение на дому?

Индивидуальное обучение больных детей (учащихся I - VIII классов) на дому организуется согласно письму Министерства просвещения РСФСР от 21 июля 1962 г. N 186-М (копия письма прилагается).

2. Как организовать обучение детей, больных эпилепсией?

Вопрос об обучении детей, больных эпилепсией, следует решать на основании данных всестороннего медико-педагогического обследования этих детей.

Специальных школ для детей, больных эпилепсией, нет. Обучение таких детей организуется в массовой или вспомогательной школе (в зависимости от состояния интеллекта), если эпилептические припадки бывают у них редко. При частых припадках для таких детей может быть организовано только индивидуальное обучение на дому (по программам массовой или вспомогательной школы).

3. Где обучаются дети с заболеваниями нервной системы?

Дети с заболеваниями нервной системы обучаются в массовой школе или индивидуально на дому (в соответствии с заключением психоневрологического диспансера).

4. Как организовать обучение детей, имеющих дефекты речи?

Учащиеся массовых школ, имеющие различные недостатки речи в легкой форме (заикание, аграфия, косноязычие, алексия и др.), получают логопедическую помощь на логопедических пунктах, которые открываются при средних массовых школах областными, краевыми отделами народного образования и министерствами просвещения АССР (Положение о логопедических пунктах - "Сборник приказов", N 43, 1963 г., циркулярное письмо "О мерах по улучшению логопедической работы в массовой школе" - "Сборник приказов", N 23, 1963 г.).

Учащиеся, страдающие нарушениями речи, могут также получить логопедическую помощь в учреждениях системы здравоохранения.

Для детей с нормальным интеллектом и тяжелыми нарушениями речи (алалия, псевдобульбарный паралич, тяжелые формы заикания и др.) должны быть организованы специальные школы-интернаты. В тех областях, краях, АССР, где еще нет подобной школы, для этих детей необходимо открывать при вспомогательных школах специальные классы, которые должны работать по учебному плану и программам школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наполняемость таких классов - 12 человек.

5. В какой класс следует принимать учащихся, переведенных по состоянию слуха из массовой школы в школу слабослышащих, из школы слабослышащих в школу глухих или из школы глухих в школу слабослышащих?

В случае перевода ученика по состоянию слуха из массовой школы в школу слабослышащих, из школы слабослышащих в школу глухих или из школы глухих в школу слабослышащих, его определяют в тот же класс, в котором он учился (для проверки соответствия знаний классу), и по истечении двух-трех недель педагогический совет школы окончательно решает, в каком классе он должен учиться.

6. Можно ли открывать классы для слабослышащих детей в школе глухих?

Открытие классов для слабослышащих детей в школах для глухих детей недопустимо. Это нарушает основную цель обучения слабослышащих учащихся (развитие речи), лишает их речевой среды и задерживает общее развитие.

7. Как организуется обучение детей с дефектами зрения?

Дети, имеющие остроту зрения от 0,05 до 0,2 (от 5% до 20%) на лучшем глазу с коррекцией, должны обучаться в специальных школах для слабовидящих детей.

В тех областях, краях и АССР, где еще нет таких школ, обучение этих детей организуется в специальных классах при массовых школах-интернатах или при школах слепых (с обязательным обучением по плоскому шрифту, а не по Брайлю), или в массовых школах с индивидуальным подходом: первая парта, свет слева, разрешать подходить к доске для чтения и списывания текста, дополнительное освещение и т.д.

8. Принимаются ли во вспомогательные школы дети с глубокой умственной отсталостью?

Во вспомогательные школы принимаются дети, страдающие легкой умственной отсталостью (олигофренией в степени дебильности).

Дети же с глубокой умственной отсталостью (олигофренией в степени имбецильности) во вспомогательные школы не принимаются, так как они из-за серьезных нарушений интеллекта не в состоянии усвоить программу даже вспомогательной школы и в дальнейшем не смогут жить самостоятельно и обходиться без посторонней помощи.

Глубоко отсталые дети воспитываются дома или определяются в специальные детские дома для глубоко отсталых детей системы Министерства социального обеспечения.

9. Как организуется обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя, обучаются в школах для детей с последствиями полиомиелита. В тех областях, краях и АССР, где еще нет таких школ, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата организуется индивидуальное обучение на дому (если они по своему состоянию здоровья не могут посещать ближайшую школу).

Для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (самостоятельно не передвигающихся и нуждающихся в индивидуальном уходе) может быть организовано только индивидуальное обучение на дому.

Кроме того, для таких детей в системе органов социального обеспечения имеются специальные детские дома, где они учатся по программам массовой школы и получают соответствующую своему состоянию здоровья трудовую подготовку. Определение детей в такие детские дома производится через местные органы социального обеспечения.

10. Как организуется обучение детей с двумя дефектами?

Вопрос об организации обучения детей с множеством дефектов решается медико-педагогической комиссией на основании данных медико-педагогического обследования.

Умственно отсталые дети, страдающие глухотой или слепотой (тугоухостью или резким снижением зрения), должны обучаться в школе глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих в соответствии с имеющимися у них недостатками, так как в этих школах они получают необходимую специальную помощь; обучение должно быть организовано по программе вспомогательной школы в специальном классе (при достаточном контингенте) или индивидуально.

11. Как правильно организовать трудоустройство выпускников вспомогательных школ?

Выпускники вспомогательных школ направляются на работу в соответствии с планом трудоустройства, разработанным местными отделами народного образования и социального обеспечения и утвержденным местными исполкомами?

12. Каков порядок снабжения учебниками специальных школ?

Специальные школы, работающие по учебникам массовой школы, снабжаются учебниками в порядке, установленном для массовых школ.

Специальные учебники с рельефным шрифтом для слепых и учебники с укрупненным шрифтом по русскому языку и чтению для слабовидящих (I - IV классы) высылаются по заявкам специальных школ книжным магазином "Рассвет" (Москва, Г-165, Киевская, 20).

Специальные школы, работающие по особым программам (школы глухих, слабослышащих, вспомогательные), снабжаются учебниками магазином N 99 Москниготорга (Москва, И-273, Гостиничный проезд, 8).

Для получения учебников, а также специальной методической литературы школы должны выслать магазинам заявку с указанием названий учебников и методической литературы, количества экземпляров каждого учебника и методического пособия, а также точного почтового адреса школы.

Заявки на учебники, которые будут изданы в будущем году, необходимо оформлять в текущем году до 1 января (например, на учебники выпуска 1970 года заявки будут приниматься до 1 января 1970 года и т.д.). В заявке следует указывать потребность в учебниках на три года, так как учебники для специальных школ ежегодно не издаются.

 

Начальник Главного

управления школ

В.АРСЕНОВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

Копия

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

 

ПИСЬМО

от 21 июля 1962 г. N 186-М

 

О ПОРЯДКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

 

В связи с запросами с мест о порядке организации индивидуального обучения на дому больных детей школьного возраста Министерство просвещения РСФСР разъясняет, что в тех случаях, когда учащийся I - VIII классов не может посещать школу по состоянию здоровья (длительное хроническое заболевание, последствие полиомиелита и т.д.), для него следует организовать индивидуальное обучение на дому.

Основанием к этому служит заключение лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера).

Разрешение на обучение детей на дому в каждом отдельном случае дается районным (городским) отделом народного образования.

Обучение на дому организуется ближайшей школой, которая осуществляет контроль за работой учителя и проявляет заботу об обучающихся индивидуально учащихся.

Фамилии таких учащихся вносятся в классный журнал соответствующего класса. Туда же вносятся все данные об успеваемости детей и отмечается, что они обучаются на дому.

Оплата учителя за индивидуальное обучение на дому детей I - IV классов производится из расчета 4 часов в неделю, а V - VIII классов - 6 часов в неделю по установленной ставке заработной платы учителя.

Количество часов и порядок оплаты учителя согласованы с Министерством финансов РСФСР.

Специальных средств на эту цель по бюджету не выделяется. Оплата учителя за индивидуальное обучение детей производится за счет фонда заработной платы по школам. Для обучения детей на дому следует привлекать в первую очередь учителей начальных классов, освобожденных от ведения уроков пения и физкультуры, которые, получая полную тарифную ставку заработной платы, должны быть догружены до установленной нормы часов какой-либо иной учебно-воспитательной работой.

Настоящее разъяснение доведите до сведения всех подведомственных отделов народного образования и руководителей школ.

 

Заместитель Министра

просвещения РСФСР

М.КАШИН

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования