ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 29 марта 1968 г. N И-1-9

 

О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ИЗ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

 

В целях обеспечения единства арбитражной практики разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге, и в порядке унификации ранее изданных инструктивных писем по этим вопросам Госарбитраж при Совете Министров СССР предлагает принять к руководству следующие указания:

 

О предъявлении претензий и исков

 

1. В соответствии со ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии.

Указанной статьей Основ и ст. 174 Устава железных дорог Союза ССР установлены сроки на предъявление претензий к перевозчику.

Претензии, возникающие из перевозки, предъявляются согласно ст. 170 Устава к управлению железной дороги назначения.

Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

а) к управлению железной дороги назначения, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является порт (пристань), автостанция (агентство, автохозяйство) или аэропорт.

Претензии грузоотправителей о штрафах предъявляются к управлению железной дороги отправления. В соответствии со ст. 170 Устава Министерство путей сообщения возложило рассмотрение претензий грузоотправителей об уплате штрафов за невыполнение плана перевозок на отделения железных дорог, что предусмотрено в Правилах предъявления и рассмотрения претензий по железнодорожным перевозкам (§ 1, абз. 7).

Сроки рассмотрения железной дорогой предъявленных к ней претензий установлены ст. 175 Устава.

2. На основании ст. 177 Устава железных дорог иски к железным дорогам, вытекающие из Устава, подлежат рассмотрению по установленной подведомственности в государственном арбитраже по месту нахождения Управления железной дороги.

Изложенное правило применяется и тогда, когда иск предъявлен одновременно к управлению железной дороги, к грузоотправителю или грузополучателю.

В изъятие из общего правила имущественные споры между внешнеторговыми объединениями и заказчиками, а также споры, связанные с поставкой товаров для экспорта, в которых одной из сторон является внешнеторговая организация, в том числе и вытекающие из перевозки, рассматриваются в Москве в соответствии с подведомственностью, установленной Положениями о государственных арбитражах.

Иски грузоотправителей об уплате штрафов за невыполнение планов перевозок предъявляются в государственный арбитраж по месту нахождения отделения железной дороги отправления.

3. Статьей 75 Устава железных дорог предусмотрено, что окончательные расчеты между железными дорогами и грузополучателями по перевозкам производятся на станции назначения. После выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате и сборам грузоотправителям и грузополучателям, а также железной дороге не возмещаются.

Поэтому споры между железными дорогами, с одной стороны, и грузоотправителями и грузополучателями, с другой, о переборах и недоборах по провозной плате и сборам, возникшим после выдачи груза, в органах арбитража рассмотрению не подлежат.

В тех случаях, когда споры между железной дорогой и грузополучателем (грузоотправителем) о доплате или возврате излишне взысканной провозной платы и сборов возникли до или при оформлении выдачи груза, то такой спор, как не подпадающий под действие ст. 75 Устава, подлежит рассмотрению органами арбитража на общих основаниях.

Доказательством, подтверждающим возникновение такого спора до или при оформлении выдачи груза, может служить акт общей формы, составленный в соответствии с § 3 "к" Правил составления актов при железнодорожных перевозках, надпись на платежном документе о неправомерности требований дороги о доплате сумм и др. документы.

Действие ст. 75 Устава не распространяется на взаимоотношения грузоотправителей (поставщиков) и грузополучателей (покупателей), связанные с расчетами между ними по провозной плате и сборам при перевозке грузов.

4. Не допускается привлечение железной дороги к делу, вытекающему из перевозки, если в отношении нее не соблюдены установленные порядок и сроки предъявления претензий.

При приеме исковых заявлений арбитражам необходимо проверять соблюдение истцом установленных порядка и сроков предъявления претензий к железной дороге, а также наличие документов, представление которых согласно ст. 169 Устава железных дорог является обязательным.

Когда истец не может представить перечисленные в ст. 169 Устава документы вследствие того, что железная дорога в нарушение ст. 176 Устава при отклонении претензии не возвратила приложенные к ней документы или не дала в установленный срок ответа на претензию, истец обязан об этом указать в исковом заявлении. В этом случае арбитраж должен в порядке подготовки дела к рассмотрению затребовать соответствующие документы от железной дороги.

В тех случаях, когда железная дорога отказалась рассмотреть претензию по существу, со ссылкой на нарушение грузополучателем (грузоотправителем) претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитраж в таких случаях принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому поводу разрешает в заседании арбитража. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается арбитражем по существу.

5. Иски к железным дорогам, вытекающие из Устава железных дорог, могут быть предъявлены согласно статье 177 только в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение сроков, указанных в статье 175.

При нарушении истцом установленного порядка и сроков предъявления претензий, неприложении к иску документов, перечисленных в ст. 169 Устава, заявлении иска до истечения установленных сроков для дачи железной дорогой ответа на претензию - в приеме искового заявления должно быть отказано.

При выявлении этих нарушений в заседании арбитража дело, в зависимости от обстоятельств и материалов его, подлежит прекращению производством (например, не истек срок на рассмотрение железной дорогой претензии) или истцу должно быть отказано в иске.

Если к делу помимо железной дороги в качестве ответчика привлечен также грузоотправитель (грузополучатель) и при приеме иска или при предварительной подготовке дела к слушанию будут выявлены указанные выше нарушения, арбитраж, в соответствии с п. 21 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, выносит определение об исключении железной дороги из числа ответчиков, и если при этом изменяется подведомственность спора, дело направляется на рассмотрение в соответствующий арбитраж.

При установлении в заседании арбитража неосновательного привлечения к делу железной дороги дело в отношении грузоотправителя (грузополучателя) рассматривается по существу арбитражем, принявшим его к производству, а в отношении железной дороги дело, как это было указано выше, прекращается производством либо истцу отказывается в иске.

6. Статьей 168 Устава железных дорог установлено, что обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей и грузополучателей при железнодорожной перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог.

При неосновательном отказе станции от составления названных актов грузополучатель в порядке, предусмотренном § 16 Правил составления актов, обязан обжаловать этот отказ, а приемку груза произвести в соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Эти акты и документы об обжаловании отказа станции в составлении коммерческого акта или акта общей формы могут служить подтверждением обстоятельств, указанных в статье 168 Устава.

7. При рассмотрении исков к железной дороге о возмещении стоимости утраченного груза арбитражи должны исходить из того, что подача грузополучателем, а в надлежащих случаях грузоотправителем заявления о производстве розыска не доставленного по назначению груза не освобождает их от предъявления к железной дороге в установленном порядке и сроки претензии о возмещении стоимости утраченного груза.

8. По иску, заявленному одновременно к железной дороге и грузоотправителю (грузополучателю), не допускается объединение в одном заявлении требований, основанных на коммерческом акте, с требованиями, основанными на других документах. Например, недостача груза удостоверена коммерческим актом, повреждение или порча груза - актом, составленным в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, и истец не представил доказательств об обжаловании отказа станции в составлении коммерческого акта на повреждение или порчу груза.

9. В соответствии с п. 21 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами арбитраж по ходатайству сторон или по собственной инициативе может привлечь железную дорогу в качестве ответчика по делу.

Однако привлечение железной дороги к делу может иметь место только в случаях, когда право на предъявление претензии и иска к железной дороге принадлежит истцу и им получен ответ об отказе железной дорогой в удовлетворении претензии, или когда истек срок ответа на эту претензию.

Привлечение железной дороги к делу, когда право на предъявление к ней претензии и иска принадлежит ответчику, а не истцу, не допускается.

10. При разрешении вопроса о том, надлежащим ли истцом предъявлен иск к железной дороге, арбитражу следует исходить из того, что грузополучатель или грузоотправитель, предъявлявший к железной дороге претензию, может в последующем, согласно ст. 172 Устава железных дорог, переуступить право на предъявление иска к железной дороге: грузоотправитель - грузополучателю или грузополучатель - грузоотправителю, также грузоотправитель или грузополучатель - вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации.

11. Согласно ст. 169 Устава железных дорог претензии и иски в случае недостачи, порчи или повреждения груза заявляются грузополучателями. Заявление таких претензий и исков грузоотправителем может иметь место, когда грузополучатель в порядке ст. 172 Устава передаст ему право на предъявление претензии и иска.

Со ссылкой на отсутствие переуступочной надписи некоторые дороги отказывались рассматривать по существу претензии грузоотправителей экспортного груза в связи с его недостачей, порчей или повреждением.

При рассмотрении исков грузоотправителей к железной дороге о взыскании стоимости недостающего, испорченного или поврежденного экспортного груза арбитражам следует иметь в виду, что право грузоотправителя на предъявление к железной дороге претензии и иска по указанным основаниям вытекает из п. 40 Условий поставки товаров для экспорта, а не из Устава железных дорог.

12. Согласно ст. 178 Устава железных дорог иски железных дорог к грузоотправителям и грузополучателям, вытекающие из Устава, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью в госарбитраж в течение 6 месяцев.

До обращения с такими исками в госарбитраж железные дороги в установленном Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами порядке должны предъявлять грузоотправителю или грузополучателю претензии.

13. Иски железных дорог к грузоотправителям и грузополучателям, вытекающие из Устава железных дорог, могут быть заявлены как управлением железной дороги, так и отделением и другими линейными предприятиями и организациями, которые в соответствии с п. 18 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами вправе выступать сторонами по делу.

14. К искам железных дорог о возмещении убытков, причиненных грузоотправителями или грузополучателями вследствие нарушений правил перевозки грузов, применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 178 Устава железных дорог. При этом в отношении требований о взыскании убытков, причиненных имуществу железной дороги, начальный момент срока исковой давности определяется днем наступления события, когда были причинены эти убытки, а в отношении убытков, вызванных утратой, повреждением или порчей груза, принятого к перевозке, - со дня удовлетворения железной дорогой претензий, заявленных грузополучателями (грузоотправителями), или со дня вынесения решения арбитража или суда о взыскании стоимости утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, багажа.

15. При рассмотрении иска, заявленного одновременно к железной дороге и грузоотправителю (грузополучателю), следует иметь в виду, что претензия и иск к железной дороге должны заявляться с соблюдением сроков, установленных ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а к грузоотправителю (грузополучателю) иски должны заявляться в пределах сроков исковой давности, установленных ст. ст. 16 и 47 Основ, соответствующими статьями ГК союзных республик и другими нормативными актами.

Если при рассмотрении спора будет установлено, что срок исковой давности к грузоотправителю (грузополучателю) окажется меньше общего срока на предъявление претензии и иска к железной дороге и срок на предъявление иска к грузоотправителю (грузополучателю) пропущен, вопрос о восстановлении срока исковой давности при наличии уважительных причин должен решаться арбитражем на общих основаниях.

Арбитраж вправе также восстановить срок исковой давности к искам, предъявляемым к железной дороге.

Что касается установленных сроков на предъявление претензий к железной дороге, то Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик не предусматривают возможности восстановления арбитражем таких сроков.

16. В практике возник вопрос, в какие сроки должны предъявляться претензии и иски к железным дорогам, когда грузополучатель (грузоотправитель) заявляет требования об обратном взыскании списанных в безакцептном порядке сумм штрафов.

Поскольку указанное требование вытекает из перевозки, претензии о возврате списанных дорогой в безакцептном порядке сумм штрафов должны быть предъявлены согласно ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. 174 Устава железных дорог в течение шести месяцев.

Срок давности для предъявления такого иска к перевозчику статьей 177 Устава установлен в два месяца со дня получения ответа на претензию или истечения срока для ответа на нее.

17. В соответствии со ст. 177 Устава железных дорог иски к железным дорогам могут быть предъявлены в двухмесячный срок. Этот срок исчисляется со дня получения ответа от железной дороги, а при неполучении ответа - со дня истечения срока, установленного для ответа.

 

Об ответственности за невыполнение плана перевозок

 

18. В соответствии со ст. 144 Устава железных дорог за невыполнение плана перевозок железная дорога и грузоотправитель несут материальную ответственность. Предусмотренный указанной статьей штраф взыскивается за неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и за невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения, за неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров.

При разрешении споров, связанных со взысканием штрафа за невыполнение плана перевозок, арбитражам следует иметь в виду следующее:

Непредставление декадной заявки (ст. 28 Устава), вследствие чего железная дорога не подавала предназначенные по плану вагоны и контейнеры, должно рассматриваться как отказ грузоотправителя от предусмотренных планом вагонов и контейнеров.

При приеме железной дорогой к исполнению декадной заявки, поданной грузоотправителем с опозданием, ответственность как железной дороги, так и грузоотправителя за невыполнение плана перевозок должна определяться на общих основаниях.

Если в установленном порядке изменяется план перевозок грузов, ответственность за его невыполнение должна определяться до момента изменения исходя из первоначального плана, а после - из измененного.

19. На практике возникают споры о том, должен ли нести ответственность грузоотправитель за невыполнение плана перевозок в случаях, когда этот план для него определен в соответствии с Уставом железных дорог и Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов его вышестоящей или снабженческо-сбытовой организацией.

При разрешении подобных споров следует исходить из того, что в соответствии со ст. 144 Устава за невыполнение плана перевозок материальную ответственность несут железная дорога и грузоотправитель. Указанной статьей взыскание штрафа за невыполнение плана перевозок не ставится в зависимость от того, сам ли грузоотправитель планировал перевозки или же это планирование производилось его вышестоящей или снабженческо-сбытовой организацией.

20. Документом, подтверждающим выполнение плана перевозок, является учетная карточка, которая согласно ст. 29 Устава железных дорог подписывается начальником станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток.

В тех случаях, когда в учетной карточке отсутствует подпись грузоотправителя и последним оспаривается факт подачи вагонов для выполнения плана перевозок, железная дорога свои требования об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок может обосновывать на данных учетной карточки лишь при условии, если докажет, что грузоотправитель уклонился от подписания учетной карточки, о чем составлен акт общей формы.

21. Некоторые железные дороги и грузоотправители в нарушение ст. 147 Устава железных дорог заявляют претензии и иски об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок, основывая свои требования на сальдо по причитающимся и подлежащим уплате штрафам согласно учетной карточке.

Например, по вине железной дороги не подано 40 вагонов, в то же время по вине грузоотправителя план не выполнен в количестве 20 вагонов. Вместо уплаты каждой стороной причитающегося с нее штрафа, исходя из допущенного нарушения, в подобных случаях грузоотправители предъявляют претензии об уплате штрафа за неподачу только 20 вагонов, тогда как грузоотправителю следовало взыскать с железной дороги штраф за неподачу 40 вагонов, а в свою очередь, железной дороге - взыскать с грузоотправителя штраф за 20 вагонов. Такая практика взыскания штрафов является по существу взаимным амнистированием за допущенные нарушения.

При поступлении подобных исков на разрешение арбитражей последние должны требовать от истца составления расчета на взыскание штрафа исходя из размеров фактического нарушения ответчиком своих обязательств по выполнению плана перевозок.

 

О доказательствах при неисправной перевозке

 

22. При разрешении споров, связанных с недостачей, порчей или повреждением грузов, следует исходить из того, что удостоверение случаев недостачи, порчи или повреждения грузов коммерческими актами может иметь место тогда, когда железная дорога в соответствии со ст. 65 Устава и Правилами перевозок обязана выдать прибывший груз с проверкой веса, количества мест и состояния его и когда при такой выдаче обнаруживаются обстоятельства, перечисленные в ст. 168 Устава.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в тех случаях, когда со ссылкой на ст. ст. 65 и 67 Устава железная дорога выдает груз без проверки, а после вскрытия вагона (контейнера) будет обнаружена неисправность вагона (контейнера), имеющая скрытый характер, и одновременно утрата, недостача, порча или повреждение груза, происшедшие по причинам, зависящим от этой неисправности вагона (контейнера), грузополучатель в соответствии со ст. ст. 65 и 168 Устава вправе потребовать от железной дороги выдачи груза с проверкой и оформления такой выдачи коммерческим актом, поскольку первоначальная выдача груза без проверки не соответствовала фактическим обстоятельствам и требованиям Устава.

Равным образом должен решаться вопрос и в тех случаях, когда скоропортящийся груз будет выдан без проверки его состояния со ссылкой на то, что он был доставлен без нарушения сроков доставки и без нарушения режима льдосолеснабжения, а после вскрытия вагона будет установлено оттаивание или порча такого груза. Объективное состояние груза свидетельствует о том, что данные контрольных сведений о льдосолеснабжении не соответствуют фактическим обстоятельствам и поэтому выдача груза без проверки его состояния не должна была иметь места.

23. В соответствии с п. 22 "б" Постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. N 988 "О материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств" в тех случаях, когда автотранспортные организации осуществляют централизованный завоз и вывоз грузов со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов, соответствующие транспортные организации обязаны сдавать грузы автотранспортным организациям с проверкой веса или количества мест, а также состояния груза. Тарные и штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах.

Некоторые железные дороги отказываются производить выдачу автотранспортным организациям грузов с проверкой в тех случаях, когда обработка их производится по прямому варианту вагон - борт автомобиля.

Подобные отказы являются неправильными, как не основанные на указанном Постановлении Правительства.

24. Установленные нормы естественной убыли при перевозках могут применяться лишь в случаях, когда при выдаче груза устанавливается фактическая недостача веса груза.

Поэтому не допускается покрытие недостачи целых мест и недостачи веса в отдельных поврежденных местах за счет нормы естественной убыли груза, исчисленной от всего перевезенного груза.

Согласно ст. 65 Устава железных дорог, исправные тарные и штучные грузы выдаются в соответствующих случаях счетом мест, а вес груза проверяется только в поврежденных местах. Поэтому исчисление нормы убыли от веса исправных мест, который не проверялся и недостача не устанавливалась, вообще не должно иметь места.

Если же при выдаче проверяется вес всего груза, норму естественной убыли следует исчислять от веса груза в поврежденных местах отдельно от веса груза в исправных местах.

25. При определении размера недостачи груза иногда возникают споры, связанные с применением норм естественной убыли груза и установленных Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов норм расхождения в показаниях весов или норм точности взвешивания отдельных грузов.

Предельно допустимое расхождение в показаниях весов не включает в себя естественную убыль груза при перевозке, которая должна применяться в соответствии с установленными для отдельных видов грузов нормами.

При рассмотрении споров о недостачах груза на станциях назначения арбитражам надлежит иметь в виду, что:

а) если для данного груза норма естественной убыли при перевозках не установлена, но при выдаче его на станции назначения выявлена недостача в пределах нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания, то такую недостачу следует рассматривать как расхождение в показаниях весов и грузополучатель в этом случае должен принять груз по весу, указанному в накладной.

Если же недостача окажется выше нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания, то вся недостача, без исключения из нее указанной нормы, должна быть оформлена в установленном порядке;

б) в том случае, когда для данного груза установлена норма естественной убыли и при выдаче на станции назначения обнаружена недостача груза, превышающая норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания, то из выявленной недостачи следует исключить норму естественной убыли.

Если после исключения нормы естественной убыли останется недостача, не превышающая норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания, то она рассматривается как расхождение в показаниях весов.

Если же недостача будет превышать сумму нормы естественной убыли и нормы расхождения в показаниях весов (нормы точности взвешивания), то из недостачи исключается только норма естественной убыли.

26. На практике возникают споры в связи с определением размера недостачи груза, прибывшего маршрутами или группами вагонов. Железные дороги при определении размера недостачи груза в ряде случаев, ссылаясь на § 7 Правил составления актов, применяют норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания к весу всего груза, а не к весу груза тех вагонов, в которых обнаружена недостача.

При разрешении подобных споров следует исходить из того, что в соответствии с § 2 "Правил перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной" на обратной стороне накладной должны быть указаны вес и количество мест груза, погруженного в каждый отдельный вагон маршрута или группы вагонов.

При следовании груза без перевалки или перегрузки в пути следования недостачи или излишки однородного груза, обнаруженные за данные календарные сутки, оформляются в соответствии с § 6 Правил составления актов одним коммерческим актом, но с указанием в нем числа мест и веса отдельно по каждому вагону, в котором обнаружена недостача или излишки. При этом применение нормы естественной убыли веса груза и предельно допустимых расхождений в показаниях весов должно иметь место только при наличии фактической недостачи и только отдельно по каждому проверявшемуся вагону.

В тех случаях, когда в нарушение § 2 "Правил перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной" в накладной не указан вес груза, погруженного в каждый вагон, размеры недостачи веса груза определяются по результатам проверки веса всего груза, отгруженного данным маршрутом или группой вагонов, с применением нормы естественной убыли ко всему весу груза.

27. Если при рассмотрении спора, связанного с недостачей груза при перевозке, будет установлено, что вес груза в пункте отправления определялся путем взвешивания, а в пункте получения по обмеру или, наоборот, - при отправлении вес груза определялся обмером, а при получении путем взвешивания, арбитражи должны исходить из того, что взвешивание является наиболее точным способом определения веса груза.

В тех случаях, когда нормативными актами предусмотрено, что вес отдельных грузов определяется только по замеру, например, при перевозке нефтепродуктов наливом (§ 8 Правил приема груза к перевозке), вес таких грузов при приемке должен определяться этим же способом.

28. Если по основаниям, изложенным в Уставе и Правилах перевозок, железная дорога производит выдачу груза и при такой выдаче будет установлено повреждение или порча тары, грузополучатель вправе потребовать от железной дороги удостоверения порчи и повреждения тары коммерческим актом, вне зависимости от того, что сам груз не будет иметь недостачи, порчи или повреждения.

29. Грузополучатель на основании ст. 63 Устава железных дорог может отказаться принять от железной дороги груз в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования.

Вопрос о возможности полного или частичного использования такого груза решается в соответствии с § 24 и 25 Правил выдачи грузов экспертом.

В случае, если экспертом будет признано, например, что ремонт груза возможен, грузополучатель обязан принять и вывезти этот груз и тогда, когда его ремонт может быть произведен грузоотправителем или другой организацией.

30. На практике встречаются случаи, когда недостача, порча или повреждение груза удостоверены коммерческим актом, а размер или причина недостачи, порчи или повреждения груза удостоверены экспертизой, проведенной грузополучателем без участия начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором в связи с уклонением их от производства такой экспертизы.

При разрешении споров, возникших при указанных обстоятельствах, следует исходить из того, что согласно § 24 Правил выдачи грузов обязанность по назначению экспертизы возложена на железную дорогу. Поэтому, если в нарушение § 24 Правил железная дорога выдает груз без определения размера фактической недостачи, порчи или повреждения груза, арбитражи не должны принимать во внимание возражения железной дороги, основанные на том, что экспертиза проводилась без участия начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором.

31. Если в соответствии со ст. 65 Устава железных дорог груз выдан железной дорогой без проверки веса, количества мест и его состояния и на накладной, согласно правилам заполнения ее, об этом сделана соответствующая отметка, то при рассмотрении иска нет оснований требовать от железной дороги или грузополучателя представления пломб от вагона или контейнера, в которых следовал груз.

 

Об ответственности железных дорог,

грузоотправителей и грузополучателей

 

32. В соответствии со ст. 148 Устава железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи согласно Правилам другому предприятию, организации и учреждению, если не докажет, что утрата, недостача, порча и повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.

При этом обязанность доказать, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие указанных в этой статье обстоятельств, возлагается на железную дорогу.

Статья 149 Устава предусматривает основания, по которым железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, за исключением случаев, когда предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине железной дороги.

33. При разрешении споров в связи с утратой, недостачей, порчей или повреждением груза возникают вопросы об ответственности за сохранность груза в случаях, когда утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли как по причинам, зависящим от железной дороги, так и от грузоотправителя (грузополучателя).

В указанных случаях, когда при перевозке груза ущерб возникает в результате нарушения действующих на транспорте правил, допущенных как железной дорогой, так и грузоотправителем (грузополучателем), госарбитраж вправе вынести решение о возложении ответственности за нанесенный ущерб на обе стороны, т.е. на перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя). Размер ущерба, возлагаемого на перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя), определяется в зависимости от нарушений, допущенных каждой из сторон договора перевозки.

34. В связи с порчей скоропортящихся грузов при перевозке возникают споры по применению установленных сроков транспортабельности груза, предельного срока перевозки и срока доставки груза.

В тех случаях, когда железной дорогой принят к перевозке скоропортящийся груз, срок транспортабельности которого менее срока доставки, и только по причинам, зависящим от длительной транспортировки, груз окажется испорченным, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.

При нарушении железной дорогой сроков доставки груза (просрочка в доставке) в случаях, когда на станцию назначения груз доставлен испорченным, следует также устанавливать причинную связь между допущенной просрочкой в доставке и порчей груза.

Если будет установлено, что порча груза произошла только из-за просрочки в доставке, ответственность должна нести железная дорога, вне зависимости от того, что срок транспортабельности по качественному удостоверению оказался не нарушенным.

Когда порча груза не связана с допущенной просрочкой в доставке и железная дорога докажет, что эта порча произошла по причинам, зависящим только от грузоотправителя (например, отгрузка перезрелой плодово-овощной продукции и фруктов, нерассортированной продукции и т.п.), ответственность должна возлагаться на грузоотправителя (ст. 148 Устава).

35. Железная дорога в соответствии со ст. 46 Устава железных дорог обязана подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях - промытые и продезинфицированные.

В соответствии с указанной статьей Устава пригодность вагонов, контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем, за исключением случаев, когда погрузка грузов в вагоны производится средствами железной дороги, которая в этом случае обязана определять пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении.

На практике возникают споры, связанные с утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, происшедшими вследствие технической неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза.

При разрешении подобных споров следует исходить из следующего:

Понятие пригодности подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении не всегда совпадает с понятиями технической исправности вагонов и контейнеров. Например, вагон или контейнер совершенно исправны, но они могут оказаться непригодными для перевозки данного груза в коммерческом отношении - вагон или контейнер имеют устойчивый посторонний запах, а к погрузке предназначены продовольственные грузы, воспринимающие такой запах. Таким образом, под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении для перевозки данного груза следует понимать такое техническое и физическое состояние подвижного состава, от которого зависит обеспечение сохранности груза при перевозке.

В тех случаях, когда поданный под погрузку вагон или контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечит сохранность груза при перевозке, грузоотправитель обязан отказаться от погрузки груза в такой подвижной состав.

При несоблюдении грузоотправителями такого условия ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, происшедшие по причине неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза, должна возлагаться на отправителя.

Исключение должны составлять случаи, когда техническая неисправность подвижного состава носит скрытый характер или возникла при перевозке груза. При утрате, недостаче, порче или повреждении груза, происшедших только по причине неисправности подвижного состава, имеющей скрытый характер или возникшей при перевозке груза, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.

Если ущерб возник вследствие того, что вагон или контейнер наряду со скрытыми неисправностями и неисправностями, возникшими при перевозке груза, имел и иные неисправности, которые могли быть выявлены до погрузки, ответственность может возлагаться и на железную дорогу, и на грузоотправителя. При этом следует иметь в виду, что техническая неисправность вагона или контейнера должна быть удостоверена актами, предусмотренными § 15 Правил составления актов, а также и иными действующими на транспорте правилами.

При определении размера ответственности и при разграничении ее между железной дорогой и грузоотправителем, в этих случаях следует учитывать, в какой причинной связи неисправности подвижного состава находятся с неисправностью самого груза, в каком объеме груз подвергся порче или повреждению вследствие скрытой неисправности подвижного состава или явной неисправности и т.п.

При утрате, недостаче, порче или повреждении груза, происшедших вследствие технической неисправности подвижного состава или непригодности вагонов в коммерческом отношении в случаях, когда погрузка производилась средствами железной дороги, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.

36. При возникновении вопросов о пределах ответственности железной дороги за недостачи при перевозке угля Кузнецкого бассейна следует руководствоваться распоряжением ВСНХ СССР от 16 июля 1963 г. N 136р.

В соответствии с этим распоряжением и Временными правилами приема и выдачи каменного угля, отгружаемого с угольных шахт Кузнецкого бассейна, утвержденными Министерством путей сообщения по согласованию с Госарбитражем при Совете Министров СССР 6 сентября 1963 г., железная дорога принимает каменный уголь к перевозке и выдает его грузополучателю по весу, определяемому весовщиком железной дороги. Поэтому железная дорога несет полную ответственность за недостачу угля, принятого ею к перевозке, если не докажет, что недостача образовалась не по ее вине (ст. 148 Устава железных дорог Союза ССР).

37. Железная дорога возмещает ущерб за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза или в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость (ст. 151 Устава железных дорог).

В тех случаях, когда в результате нарушений, допущенных железной дорогой, произошло повреждение или разукомплектование перевозимой продукции, арбитраж не вправе выносить решения, обязывающие перевозчика отремонтировать поврежденную продукцию или доукомплектовать, так как Уставом железных дорог не предусмотрена такая обязанность перевозчика.

Исключение составляют случаи повреждения или утраты железной дорогой подвижного состава, принадлежащего предприятиям, организациям и учреждениям.

Согласно ст. 163 Устава при повреждении железной дорогой подвижного состава, принадлежащего предприятиям, организациям или учреждениям, она обязана его отремонтировать, а при утрате обязана по требованию хозоргана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении 3-х месяцев передать подвижной состав взамен утраченного. При отсутствии у нее соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава.

38. При вынесении решений о взыскании с железной дороги или грузоотправителя (грузополучателя) основной суммы иска (за исключением случаев взыскания штрафа) арбитраж, руководствуясь ст. 179 Устава железных дорог, должен рассматривать вопрос о взыскании 3% годовых, независимо от того, были или нет заявлены истцом эти требования. В решении должно указываться, с какого времени производится начисление 3% годовых.

 

* * *

 

С изданием настоящего инструктивного письма утратили силу следующие инструктивные указания Госарбитража при Совете Министров СССР:

1. Инструктивное письмо от 19 февраля 1952 г. N И-1-13 (см. Сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР, выпуск 3, стр. 203, М., 1956);

2. Пункт 12 инструктивного письма от 23 февраля 1954 г. N И-1-12 (см. Сборник, вып. 3, стр. 204, М., 1956);

3. Пункт 13 инструктивного письма от 23 февраля 1954 г. N И-1-12 (см. Сборник, вып. 3, стр. 204, М., 1956);

4. Инструктивное письмо от 31 марта 1954 г. N И-1-23 (см. Сборник, вып. 3, стр. 205, М., 1956);

5. Инструктивное письмо от 4 апреля 1956 г. N И-1-16 (см. Сборник, вып. 4, стр. 25, М., 1957);

6. Инструктивное письмо от 26 апреля 1956 г. N И-1-19 (см. Сборник, вып. 4, стр. 31, М., 1957);

7. Инструктивное письмо от 24 сентября 1956 г. N И-1-41 (см. Сборник, вып. 4, стр. 50, М., 1957);

8. Инструктивное письмо от 19 мая 1958 г. N И-1-32 (см. Сборник, вып. 7, стр. 10, М., 1959);

9. Инструктивное письмо от 23 июня 1958 г. N И-1-38 (см. Сборник, вып. 7, стр. 12, М., 1959);

10. Пункт II инструктивного письма от 30 июля 1958 г. N И-1-41 (см. Сборник, вып. 7, стр. 19, М., 1959);

11. Пункт 4 инструктивного письма от 1 декабря 1958 г. N И-1-59 (см. Сборник, вып. 8, стр. 11, М., 1959);

12. Инструктивное письмо от 3 июня 1960 г. N И-1-27 (см. Сборник, вып. 14, стр. 16, М., 1960);

13. Инструктивное письмо от 29 июня 1960 г. N И-1-34 (см. Сборник, вып. 14, стр. 19, М., 1960);

14. Инструктивное письмо от 29 августа 1960 г. N И-1-53 (в сборниках не опубликовано);

15. Пункт 1 информационного письма от 5 мая 1961 г. N Ин-1-17 (см. Сборник, вып. 18, стр. 3, М., 1962);

16. Пункт 3 информационного письма от 5 мая 1961 г. N Ин-1-17 (см. Сборник, вып. 18, стр. 4, М., 1962);

17. Пункт 5 инструктивного письма от 29 июня 1963 г. N И-1-29 (см. Систематизированный сборник, стр. 45, М., 1964).

 

Главный арбитр

Е.АНИСИМОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования