ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 ноября 1966 г. N 874 О МЕРАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (с изм. и доп., внесенными
Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350 - СП СССР, 1987, N 6, ст.
25; от 03.08.1988 N 953) Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров Союза ССР постановляют: 1. Признать, что советская школа и впредь
должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Ее главными
задачами являются вооружение учащихся прочными знаниями основ наук,
формирование у них высокой коммунистической сознательности, подготовка молодежи
к жизни, к сознательному выбору профессии. Связывая всю воспитательную работу с
жизнью, школа должна вооружать учащихся пониманием законов общественного
развития, воспитывать школьников на революционных и трудовых традициях
советского народа; развивать у них высокое чувство советского патриотизма,
воспитывать готовность к защите социалистической Родины; раскрывать значение
братского единства всех народов Советского Союза, их дружбы с трудящимися
социалистических стран, воспитывать школьников в духе солидарности со всеми
народами, ведущими борьбу против колониализма и власти капитала, за свободу и
национальную независимость; решительно бороться с проникновением буржуазной
идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой морали. Школа призвана
осуществлять эстетическое воспитание учащихся, играющее большую роль в их
идейном и нравственном формировании, а также физическое развитие и укрепление
здоровья школьников. 2. Считать важнейшей задачей партийных и
советских органов в области народного просвещения осуществление в основном к
1970 году в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения. Абзац второй пункта 2 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 3. В целях дальнейшего совершенствования
среднего образования, создания необходимой стабильности в работе школы,
последовательного осуществления принципов политехнического обучения и трудового
воспитания обязать Министерство просвещения СССР и министерства просвещения
(народного образования) союзных республик ввести научно обоснованные учебные
планы и программы, имея при этом в виду: приведение содержания образования в
соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры; установление
преемственности в изучении основ наук с 1 по 10(11) класс, более рациональное
распределение учебных материалов по годам обучения, начало систематического
преподавания основ наук с четвертого года обучения (сохраняя действующие
условия оплаты труда учителей 1 - 4 классов); преодоление перегрузки учащихся путем
освобождения учебных программ и учебников от излишней детализации и
второстепенного материала. Абзац пятый пункта 3 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 4. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС,
Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. 5. Для улучшения условий проведения
учебных занятий установить следующую предельную наполняемость классов в
общеобразовательных школах: 1 - 8 классы - 40 учащихся, 9 - 10(11) классы - 35
учащихся. Разрешить в сельских национальных школах провести постепенно в
течение ближайших пяти лет деление 4 - 10(11) классов с числом учащихся свыше
25 человек для изучения русского языка на две подгруппы. 6 - 7. Утратили силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. Пункт 8 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 9. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС,
Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350. 10. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. 11. Органам народного образования
улучшить работу школы по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения
школьников. Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим центром
воспитательной работы с детьми в районе своей деятельности. Директора школ и
учителя, предъявляя строгие требования к учащимся, обязаны вместе с тем
проявлять глубокое уважение к школьникам. Ввести в штаты средних школ должность
организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на
правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по
производственному обучению. 12. Обязать партийные и советские органы
повысить требовательность к отделам народного образования, директорам школ,
физкультурным, комсомольским организациям и организациям ДОСААФ за состояние и
качество физического воспитания и оборонно - спортивной работы с учащимися. 13. Придавая большое значение
эстетическому воспитанию учащихся, поручить Министерству просвещения СССР,
Министерству культуры СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров
СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР и творческим союзам
разработать мероприятия по улучшению этого дела. Предусмотреть, в частности:
выпуск кинофильмов, подготовку новых спектаклей для школьников; увеличение
количества детских спектаклей и киносеансов в выходные дни и в дни школьных
каникул; издание школьной серии избранных классических произведений и лучших
произведений советских и зарубежных писателей; выпуск фонохрестоматий и
репродукций лучших художественных произведений; организацию целевых концертов
для школьников; привлечение специалистов и творческих работников в области
искусства для учебной и внеклассной работы с детьми. 14. Обязать Министерство просвещения
СССР, Министерство культуры СССР, Комитет по радиовещанию и телевидению при
Совете Министров СССР, ВЦСПС, Всесоюзное общество "Знание" принять
меры по коренному улучшению печатной и устной пропаганды педагогических знаний
среди родителей и населения. Создавать в школах, на предприятиях, в учреждениях
и организациях, клубах, Домах и Дворцах культуры университеты, лектории
педагогических знаний. Академии педагогических наук СССР разработать программу
- минимум педагогических знаний для родителей и необходимые пособия. 15. Считать важнейшей задачей ЦК ВЛКСМ
значительное улучшение руководства школьными комсомольскими и пионерскими
организациями, повышение уровня их работы. Сосредоточить внимание комсомольских
и пионерских организаций школ на воспитании у учащихся
идейной убежденности, любви к знаниям, труду, развитии инициативы и
самодеятельности. Разработать мероприятия по организации работы с детьми по
месту их жительства. Принять меры к обеспечению школ старшими
пионерскими вожатыми, организовать совместно с Министерством просвещения СССР
подготовку пионерских работников. 16. Партийным, профсоюзным, комсомольским
организациям промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений и
организаций постоянно поддерживать связь со школами, где учатся дети их
работников, интересоваться условиями воспитания школьников в семье.
Практиковать обсуждение вопросов воспитания детей на партийных, профсоюзных и
комсомольских собраниях, активнее помогать семье и школе, оказывать воздействие
на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей. Считать
целесообразным иметь на промышленных предприятиях, стройках, в
учреждениях, колхозах и совхозах комиссии или советы содействия семье и школе в
деле воспитания подрастающего поколения. 17. Исходя из того, что дело дальнейшего
совершенствования народного образования зависит прежде
всего от учителя, его научной и методической квалификации, идейно -
политического и культурного кругозора, ЦК КПСС и Совет Министров СССР обращают
внимание на необходимость создания надлежащих условий для успешной работы
учителей, систематического повышения их квалификации, безусловного выполнения
законов об охране труда, льготах и преимуществах для работников просвещения.
Постоянная забота об авторитете учителя, о наиболее правильном использовании
его труда для обучения и воспитания молодежи должна быть делом всех партийных,
советских, комсомольских и профсоюзных органов. 18. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. 19. В целях создания более благоприятных
материально - технических условий для работы школ обязать Госплан СССР,
Госстрой СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных
республик предусматривать в сводных сметах вновь строящихся промышленных
предприятий и ведомственных жилых массивов сооружение зданий
общеобразовательных школ за счет капитальных вложений соответствующей отрасли. Установить, что строительство школ в
сельской местности должно производиться в комплексе с квартирами для учителей,
а восьмилетних и средних школ, как правило, и с интернатом для учащихся,
проживающих в отдаленных от школы населенных пунктах. На строительство
интернатов и домов для учителей выделять средства целевым назначением за счет
общих ассигнований на жилищное строительство. Определить, что школьный жилой фонд
принадлежит органам народного образования и не подлежит заселению лицами, не
работающими в школе <*>. -------------------------------- <*> В порядке, предусмотренном
пунктом 19, в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 31 июля
1969 г. N 1603 осуществляется строительство общеобразовательных школ при вновь
строящихся совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях. 20. Учитывая широкий размах инициативного
строительства школ колхозами и другими кооперативными организациями, Госплану
СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально -
техническому снабжению выделять для этих строек фонды на материалы и
оборудование на общих основаниях со школами, возводимыми за счет
государственных капитальных вложений. 21. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. Пункт 22 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 23. Партийным, советским, комсомольским и
профсоюзным организациям и хозяйственным руководителям всемерно содействовать
шефству промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений,
учебных заведений, научно - исследовательских институтов, общественных
организаций над школами для оказания им помощи в укреплении материальной базы и
воспитании учащихся. Разрешить промышленным,
сельскохозяйственным и другим предприятиям и организациям безвозмездно
передавать школам оборудование и материалы, а также производить расходы на
строительство, ремонт и оборудование общеобразовательных школ за счет
сверхплановых накоплений. Пункт 24 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 25. Разрешить Комитету
по кинематографии при Совете Министров СССР выдавать бесплатно школам по
согласованию с Министерством просвещения СССР, министерствами просвещения
(народного образования) союзных республик и Министерством финансов СССР
узкопленочные научно - популярные, хроникально - документальные и
художественные фильмы, а также передавать фильмотекам отделов народного
образования с баланса на баланс узкопленочные фильмы, имеющие образовательное и
воспитательное значение. Организовать выпуск новой портативной
киноаппаратуры, приспособленной к условиям работы школ. Комитету по радиовещанию и телевидению
при Совете Министров СССР создать при Центральном телевидении и телевидении
союзных республик студии учебных телепередач для общеобразовательных школ. 26. Современный этап развития
общеобразовательной школы настоятельно требует повышения научного уровня
руководства школами, укрепления инспекторского состава органов народного
образования, в особенности районных отделов. Абзац второй пункта 26 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (Абзац третий) Местным партийным органам
оказывать помощь отделам народного образования в выдвижении на инспекторскую
работу авторитетных руководителей школ, учителей, специалистов, хорошо знающих
школьное дело, умеющих распространять положительный опыт работы. Пункт 27 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |