МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

6 сентября 1965 г. N 32/735

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РСФСР

9 сентября 1965 г. N 08/977

 

ПИСЬМО

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ

НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ РАБОТНИКАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Согласно Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620 "О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население" перевод на новые условия оплаты труда указанных работников производится в пределах средств, предусмотренных в народнохозяйственном плане и в государственном бюджете на эти цели.

В связи с этим органы здравоохранения на местах должны провести конкретные мероприятия по изысканию внутренних ресурсов, обеспечивающих введение новых условий оплаты труда в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в бюджете на 1965 год.

Министерство здравоохранения РСФСР и Министерство финансов РСФСР письмом от 21 - 22 мая 1965 г. N 32-435/08/647 направили органам здравоохранения и финансовым органам рекомендации по изысканию экономии средств на заработную плату работников здравоохранения путем упорядочения работы медицинских работников в соответствии с действующим законодательством.

Однако, как показала проверка, в отдельных АССР, краях и областях эти рекомендации были восприняты как категорические указания на проведение перечисленных в письме мероприятий без учета конкретных условий работы отдельных учреждений и их структурных подразделений. В некоторых районах и учреждениях были отменены полностью совместительства врачей, прекращена замена всех лиц, ушедших в отпуск, платными заместителями, включая и постовой персонал и т.д.

В некоторых учреждениях изыскания источников экономии фонда заработной платы и проведение соответствующих мероприятий осуществлялось без участия профсоюзных организаций, а также без проведения соответствующей разъяснительной работы среди медицинского персонала.

Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими с мест запросами, Министерство здравоохранения РСФСР и Министерство финансов РСФСР рекомендуют руководствоваться при проведении работы по изысканию экономии фонда заработной платы следующим:

1. Продолжить, с учетом местных условий, работу по объединению и укрупнению мелких учреждений здравоохранения и структурных подразделений.

2. Вакантные должности могут замещаться только при наличии для них фонда заработной платы в данном учреждении. Из штатных расписаний эти должности не исключаются.

3. Упорядочить работу врачей по совместительству с оплатой этой работы только за фактически отработанное время, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1959 г. N 1367.

Не допускать совместительства медицинского персонала в том же учреждении при работе этого учреждения в одну смену.

Работу врачам по совместительству в общей сложности до 2-х ставок предоставлять, как правило, на станциях (пунктах) скорой неотложной помощи, в сельских участковых больницах, в комиссиях ТЭКа и на преподавательских должностях в медицинских училищах в пределах лимита, установленного по количеству физических лиц, Министерством здравоохранения РСФСР.

4. Сократить сверхурочные работы. В случаях острой необходимости в таких работах должно быть обеспечено строгое соблюдение установленного Кодексом законов о труде лимита не более 120 часов в год на одного работающего.

5. Пересмотреть в сторону сокращения штатные расписания медицинского персонала инфекционных больниц и родильных домов, установив их в соответствии с новыми штатными нормативами.

6. Обслуживание больных в вечернее и ночное время производить, как правило, наличным составом штатных врачей в пределах месячной нормы их рабочего времени и с учетом занимаемых должностей (основных и по совместительству).

При этом, кроме врачей-ординаторов отделений и заведующих отделениями, к дежурствам могут привлекаться и другие врачи, ведущие лечебную работу.

В счет месячной нормы рабочего времени, без дополнительной работы, т.е. за счет некоторого сокращения продолжительности ежедневного рабочего дня, ординатор стационара должен нести 2 дежурства, ординатор родильного дома 4 дежурства, ординатор поликлиники несет 1 дежурство, при условии фактической недогрузки его по работе в поликлинике.

При этом следует иметь в виду, что продолжительность работы (смены) не должна превышать 12 часов подряд, включая работу в ночное время, а продолжительность перерыва между сменами должна устанавливаться не менее двойной продолжительности работы (дежурства) в предшествующую смену.

Поэтому каждый врач ординатор стационара должен выполнить дежурства в счет своей месячной нормы рабочего времени в объеме 24 часов, врач ординатор родильного дома, соответственно, 48 часов.

Указанное количество дежурств устанавливается в том случае, если число обслуживаемых ординатором коек (штатных) не превышает норму, установленную действующими штатными нормативами:

    - фтизиатрия, дерматовенерология                     - 30 коек

    - терапия, хирургия, ушные, глазные                  - 25 коек

    - педиатрия, неврология, урология                    - 20 коек

    - нейрохирургия, радиология                          - 15 коек

    - акушерство (родильный дом или родильное отделение) - 15 коек

    - отделение полиомиелита                             - 13 коек

    - легочная хирургия                                  - 12 коек.

При нагрузке, превышающей установленную штатными нормативами, число дежурств снижается и, наоборот, при условии неполной нагрузки, число дежурств увеличивается.

В зависимости от длительности дежурств, предусмотренных графиком работы (например, 6 час., 12 час.) конкретное количество дежурств на одного врача-ординатора стационара, врача-ординатора родильного дома, врача поликлиники в месяц устанавливается путем деления общего количества часов на дежурства в счет месячной нормы рабочего времени на длительность одного дежурства.

Пример: Врач-ординатор стационара больницы дежурит в вечернее время с 15 час. до 21 час. Продолжительность 1 дежурства составляет 6 часов, следовательно, этот врач должен иметь 4 дежурства в месяц по 6 часов (24 час., 6 час.).

При отсутствии возможности обеспечить врачебные дежурства имеющимся составом врачей в пределах месячной нормы их рабочего времени оплата за дополнительные дежурства без занятия штатной должности должна производиться этим врачам за счет специально предусмотренного фонда или в пределах общего фонда заработной платы, утвержденного по смете лечебного учреждения.

Несение таких дежурств без занятия штатной должности не считается работой по совместительству и может выполняться врачами сверх работы на 1,5 ставки.

7. В случае, если для обеспечения круглосуточных постов число должностей медицинского персонала рассчитано с учетом предоставления каждому работнику отпуска, вопрос о дополнительных расходах на замену лиц, уходящих в отпуск, не возникает.

Для учреждений здравоохранения, которые не имеют необходимой численности работников, обеспечивающей замены лиц, уходящих в отпуск, в фонде заработной платы должны предусматриваться соответствующие ассигнования.

В стационарах нагрузка на одну врачебную должность нередко установлена из расчета минимальной нормы. На время отпусков она может быть повышена до максимальной нормы.

Практика показывает, что в отдельных больницах в летнее время по различным причинам койки используются не полностью, а также снижается число посещений в поликлиниках.

В этих случаях следует пересматривать расстановку медицинского персонала с учетом доведения нагрузки до существующих норм.

Пример: В терапевтическом отделении больницы на 100 коек установлено по штатному расписанию 5 должностей врачей-ординаторов. В связи с капитальным ремонтом в отделении закрыта часть палат и в отделении находится в среднем 75 больных, для обслуживания которых необходимо 3 врача-ординатора (по максимальной норме нагрузки). Один ординатор в этом случае может быть отпущен в отпуск, а другой направлен в поликлинику для замены участкового врача, ушедшего в очередной отпуск.

В тех случаях, когда при полной нагрузке имеющегося персонала не может быть обеспечена замена лиц, уходящих в отпуск, оплата за замещение должна производиться за фактически отработанное время.

Необходимо иметь в виду, что при осуществлении мероприятий по изысканию экономии фонда заработной платы не должно быть допущено ухудшение медицинского обслуживания населения, увеличение объема работы медицинского персонала, сверх максимальных норм нагрузки, и продолжительности рабочего дня, установленных действующим трудовым законодательством и соответствующими приказами Министерства здравоохранения СССР.

В связи с изданием настоящего письма письмо Министерства здравоохранения РСФСР и Министерства финансов РСФСР N 32-435/08/647 от 21 - 22 мая 1965 года считать утратившим силу.

 

Министр здравоохранения РСФСР

В.ТРОФИМОВ

 

Министр финансов РСФСР

И.ФАДЕЕВ

 

Согласовано

с ЦК профсоюза

медицинских работников

Н.ГРИГОРЬЕВА

3 сентября 1965 года

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования