МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР ПИСЬМО от 4 февраля 1965 г. N 38 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В целях установления единого порядка
планирования расходов на содержание высших учебных заведений и усиления
контроля за правильным и рациональным расходованием средств Министерство
финансов СССР направляет Методическое пособие по планированию расходов на содержание
высших учебных заведений, составленное применительно к типовой смете. Министерствам финансов союзных республик
необходимо разослать это пособие для ознакомления министерствам и ведомствам
республики, имеющим в подчинении высшие учебные заведения. Учитывая, что Методическое пособие
издается впервые, Министерство финансов СССР просит сообщить свои замечания и
предложения, которые будут учтены при последующей переработке пособия. Заместитель Министра финансов СССР Г.ТЕПЛОВ Начальник Управления финансирования культуры, здравоохранения и социального обеспечения М.РЯБОВА МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Смета расходов высшего учебного заведения
является основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и
поквартальное распределение бюджетных ассигнований, отпускаемых на содержание
этого учебного заведения. Индивидуальная смета высшего учебного
заведения составляется по установленной типовой форме. На лицевой стороне
бланка сметы указывается полное наименование учреждения и год, на который
составлена смета. В смете расходов отражаются все затраты
высшего учебного заведения по дневным, вечерним и заочным факультетам,
аспирантуре, а также расходы по содержанию филиалов, отделений,
учебно-консультационных пунктов, факультетов усовершенствования врачей, курсов
повышения квалификации преподавателей иностранных языков при высшем учебном
заведении. В смету расходов высшего учебного
заведения не должны включаться затраты по содержанию находящихся на его балансе
пионерских лагерей, детских садов и яслей, научно-исследовательских учреждений,
проблемных лабораторий, курсов повышения квалификации инженерно-технических
работников, клиник при медицинских институтах и других учреждений, подчиненных
институту, планирование расходов которых осуществляется по другим параграфам
бюджетной классификации. Общая сумма расходов на год
распределяется в смете по статьям бюджетной классификации, утвержденной
Министерством финансов СССР с поквартальной разбивкой. Сумма расходов и ее распределение по
статьям приводится в смете в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по
отчету за предшествующий период. Если утверждение сметы производится до
получения отчета за девять месяцев, то приводятся данные об исполнении сметы за
первое полугодие. Расходы, предусмотренные по смете, должны
быть обоснованы расчетами по определению объема затрат по литерным
подразделениям каждой статьи сметы. Расчеты к смете
составляются на основании полученных вузом планов приема студентов и выпуска
специалистов, а также в соответствии с действующим законодательством в части
расходования средств на выплату заработной платы профессорско-преподавательскому,
учебно-вспомогательному и прочему персоналу, выплату стипендий студентам и
предоставления, в особых случаях, бесплатного питания, обмундирования, соблюдая
действующие нормы расходов по отдельным видам затрат. Смета высшего учебного заведения утверждается
вышестоящей организацией (министерством, ведомством, совнархозом) по учебным
заведениям, состоящим на союзном и республиканском бюджетах, в сроки,
установленные правительством, а по учебным заведениям, состоящим на местных
бюджетах, - исполкомами Советов депутатов трудящихся. Смета утверждается в двух
экземплярах, один из которых направляется в вуз, а второй остается в
вышестоящей организации, утвердившей смету. Утверждение сметы оформляется специальной
надписью главного распорядителя кредитов на лицевой стороне сметы, в которой
указывается общая сумма расходов, фонд заработной платы работников и дата
утверждения сметы. Подпись главного распорядителя кредитов, утвердившего смету,
скрепляется печатью министерства, ведомства, совнархоза и т.п. Высшие учебные заведения помимо
ассигнований из бюджета, как правило, имеют сметы доходов и расходов по
специальным (внебюджетным) средствам. Эти средства расходуются высшими учебными
заведениями на специальные цели без проведения по доходной и расходной части государственного
бюджета. Сметы специальных средств составляются
обычно одновременно со сметами по бюджету на основе соответствующих инструкций
и указаний Министерства финансов СССР и министерств финансов союзных республик. В смете, наряду с расчетами, приводятся
также общие сведения об учебном заведении, характеризующие объем его
деятельности. К ним, в частности, относятся данные о наличии факультетов,
кафедр, учреждений, состоящих при вузе, а также краткие сведения об
учебно-материальной базе учебного заведения. Эти сведения используются при
непосредственном планировании объема затрат по ряду сметных подразделений
(хозяйственные расходы, расходы на содержание общежитий, штаты и т.п.). Изменения в смету может вносить главный
распорядитель кредитов, утвердивший первоначальную смету. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ Одним из основных показателей,
определяющих объем расходов по смете высшего учебного заведения, является
количество студентов в этом учебном заведении. Контингент учащихся, который принимается
в расчет при определении расходов из бюджета на содержание высшего учебного
заведения, включает: а) студентов дневного обучения; б) студентов вечернего обучения; в) студентов заочного обучения; г) аспирантов, обучающихся с отрывом и
без отрыва от производства (а в медицинских вузах также ординаторов); д) слушателей курсов, школ и факультетов
усовершенствования при вузе, для которых, в изъятие из общего положения,
специальными решениями Правительства СССР установлена штатно-окладная система
оплаты труда преподавательского состава, а профессора и преподаватели курсов
включаются в общую численность работников кафедр высшего учебного заведения. Для определения ряда расходов исчисляется
среднегодовой контингент студентов, определяемый раздельно по каждому из
вышеперечисленных видов подготовки. Среднегодовой контингент устанавливается
с учетом наличия студентов на начало планируемого периода, изменения
контингента студентов в течение года в связи с новым приемом и выпуском студентов,
а также выбытием отдельных студентов до окончания учебного заведения (отсев
студентов). Все эти показатели определяются в
физических лицах и в зависимости от сроков изменения контингента студентов в
течение года переводятся в среднегодовые величины. Движение контингента
студентов приводится в специальной форме типовой сметы. Переходящий контингент студентов
определяется на начало календарного года. Если смета составляется после 1 января
планируемого года, то этот контингент студентов принимается по его фактическому
состоянию на эту дату. При этом следует иметь в виду, что прием студентов на
первый курс в количестве, превышающем установленный план приема, в расчет не
принимается. Однако если сверх установленного плана учебное заведение примет в
порядке восстановления студентов на II и старшие курсы (возвратившиеся из рядов
Советской Армии, Военно-Морского Флота, прием студентов других вузов в порядке
перевода), то такой прием учитывается в составе переходящего контингента на 1
января планируемого года. При определении переходящего контингента
по медицинским высшим учебным заведениям следует иметь в виду, что студенты
медицинских институтов, обучающиеся на вечернем факультете (отделении) по
специальности "лечебное дело" и на заочном факультете (отделении)
стоматологического института, после трех лет обучения переводятся
соответственно с вечернего и заочного обучения на
дневное. Если утверждение сметы производится до 1
января планируемого года, то следует определить ожидаемое исполнение
контингента, переходящего на начало планируемого периода, исходя из
фактического числа учащихся на последнюю отчетную дату с учетом планового
приема, ожидаемого выпуска и отсева студентов до конца года, предшествующего планируемому. В случае необходимости следует также учитывать
восстановление студентов, возвращающихся из Советской Армии и Военно-Морского
Флота, а также перевод студентов из одного учебного заведения в другое. Прием студентов на планируемый период
устанавливается учебному заведению вышестоящей организацией в пределах плана
приема, утвержденного народнохозяйственным планом на соответствующий год для
министерства, ведомства в целом. План выпуска студентов определяется с
учетом количества студентов, которые должны окончить учебное заведение, исходя
из утвержденных учебных планов и установленных сроков обучения. Возможное выбытие учащихся из учебного
заведения за планируемый год определяется на основании данных об отсеве,
имевшем место за прошлые годы. При этом следует иметь в виду, что отсев
учащихся может быть обусловлен уважительными причинами - болезнь, перемена
местожительства, перевод, призыв в армию и т.п. Вместе с тем необходимо
предусматривать улучшение учебной и воспитательной работы в учебном заведении,
которая привела бы к снижению отсева учащихся, по причинам, зависящим от
учебного заведения: академическая неуспеваемость, нарушение трудовой дисциплины
и т.п. Особенно внимательно следует подходить к определению контингента
учащихся-заочников. При определении контингента этих студентов необходимо
проверить - не числятся ли в списках лица, фактически прекратившие обучение. После учета всех факторов, влияющих в
течение года на движение контингента учащихся, определяется контингент учащихся
на конец планируемого года. Исчисление этого контингента осуществляется в
следующем порядке. К переходящему контингенту на начало года
прибавляется плановый прием учащихся и исключается выпуск и отсев. Пример N 1 (по дневному отделению вуза) Переходящий контингент на начало года 1015 чел. План приема + 300 чел. План выпуска - 200 чел. Отсев - 40 чел. Переходящий контингент на конец года 1015 + 300 - 200 - 40 = 1075 чел. Таким же образом определяется контингент
учащихся по другим видам подготовки. Определение среднегодового контингента
студентов осуществляется в следующем порядке. Переходящий контингент студентов на
начало планируемого периода, определенный в физических лицах, принимается
равным среднегодовому, поскольку все дальнейшие изменения в течение года как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения
сопоставляются именно с этим контингентом. Таким образом, если
физический контингент студентов в приведенном выше примере определен на начало
года в количестве 1015 чел., то в среднегодовом выражении он также составит
1015 чел., поскольку он будет обучаться все 12 мес. Определение среднегодового
контингента приема зависит от того, с какого месяца начинается учебный год,
т.е. когда в данном календарном году студенты приступают к занятиям. Сроки приема устанавливаются ежегодно в правилах приема, утверждаемых
Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Если срок начала занятий установлен 1/IX
и студенты будут учиться в данном году 4 мес., среднегодовой контингент при
физическом контингенте приема в 300 чел. составит 100 чел. 300 чел. x 4 мес. ----------------- = 100 чел. 12 мес. При начале занятий с 1/IV контингент
нового приема в 300 чел. (студенты будут учиться до конца года 9 мес., или 3/4
года), среднегодовой контингент составит: 300 чел. x 9 мес. 300 x 3 ----------------- = 225 чел., или ------- = 225 чел. 12 мес. 4 При определении среднегодового
контингента выпуска студентов определяется продолжительность того времени в
году, в течение которого они не учатся. Поэтому, если срок выпуска студентов
определен по учебному плану 1 апреля, то среднегодовой контингент выпуска
исчисляется на то количество месяцев, которое остается в данном году после
выпуска студентов. В нашем примере это составит 9 мес., или 3/4 года, т.е.: 200 чел. x 9 мес. 200 x 3 ----------------- или ------- = 150 чел. 12 мес. 4 Если же выпуск должен состояться 1
октября, то среднегодовое выражение его составит: 200 чел. x 3 мес. ----------------- = 50 чел. 12 мес. Для определения среднегодового
контингента студентов следует установить среднегодовой контингент отсева,
который определяется на основании отчетных данных за предшествующие 2 - 3 года. Для определения среднегодового
контингента обучающихся фактический контингент учащихся на начало года
увеличивается на среднегодовой прием и после этого исключается среднегодовой
выпуск и отсев. Таким образом, в примере N 1
среднегодовой контингент студентов составит: Число учащихся на начало года 1015 чел. Прием с 1/IX + 100 чел. Выпуск с 1/IV - 150 чел. Отсев (60% от физического) - 24 чел. Среднегодовой контингент учащихся 941 чел. Пример N 2 Среднегодовое число Число учащихся на начало года 2500 2500 Прием 1 апреля на 1-й курс + 300 + 225 1 сентября на 1-й курс + 300 + 100 Прием на старшие курсы (с 1 сентября) + 50 + 17 Выпуск 1 июля - 200 - 100 1 декабря - 200 - 17 Отсев (60%) - 100 - 60 Число учащихся на конец года 2650 - Среднегодовой контингент учащихся - 2665 Среднегодовое число студентов
определяется отдельно по дневному, вечернему и заочному видам обучения. При определении среднегодового числа
учащихся при сроках обучения менее года (курсы, факультеты усовершенствования
врачей) число обучающихся умножается на число месяцев обучения
и произведение делится на 12. III. ПЛАНИРОВАНИЕ
РАСХОДОВ ПО СМЕТЕ Статья 1. Заработная
плата По фонду заработной
платы высших учебных заведений отражаются расходы по заработной плате штатного
профессорско-преподавательского персонала (включая
преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных стационарных учебных
заведений, отделений, факультетов, филиалов и учебно-консультационных пунктов,
очной и заочной аспирантуры, лиц, привлеченных на педагогическую работу на
условиях почасовой оплаты, а также заработная плата
административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала. Фонд заработной
платы профессорско-преподавательского персонала Фонд заработной платы
профессорско-преподавательского персонала исчисляется с учетом количества
должностей и средней ставки заработной платы этого персонала. Расчет общей численности
профессорско-преподавательского персонала по высшим учебным заведениям
осуществляется исходя из среднего числа студентов и аспирантов на одного
преподавателя. Нормы расчета численности
профессорско-преподавательского персонала устанавливаются отдельно по дневным,
вечерним и заочным отделениям высших учебных заведений, по очной и заочной
аспирантуре высших учебных заведений. Средние нормы
расчета численности профессорско-преподавательского состава по дневным
факультетам (отделениям) высших учебных заведений для министерств и ведомств,
на основании Постановления Совета Министров СССР от 12 апреля 1956 г. N 456,
установлены Министерством высшего и среднего специального образования СССР, по
согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, на уровне
сложившегося соотношения числа студентов на 1 преподавателя по отчетным данным
на 1 января 1955 г. По дневным факультетам (отделениям)
отдельных высших учебных заведений средние нормы расчета
профессорско-преподавательского персонала могут быть дифференцированы
министерствами, ведомствами и совнархозами в зависимости от объема учебной и
научной работы и профиля высшего учебного заведения. Средние нормы расчета численности
профессорско-преподавательского состава вечерних и заочных вузов (факультетов),
в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1959 г. N
907, установлены Министерством высшего и среднего специального образования
СССР, по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, в
следующих размерах: ┌────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │ Наименование вузов и факультетов │ Количество студентов │ │ │ на 1 преподавателя │ │ ├────────────┬───────────┤ │ │по вечернему│по заочному│ │ │ обучению │ обучению │ ├────────────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤ │Инженерные │20 │50 │ │Инженерно-экономические, экономические │21 │53 │ │Университеты │20 │53 │ │Сельскохозяйственные │20 │53 │ │Педагогические │20 │58 │ │Медицинские │16 │30 │ │Искусства │6 │18 │ │Физкультуры и спорта │14 │40 │ └────────────────────────────────────────────────┴────────────┴───────────┘ Министерствам и ведомствам СССР и союзных
республик разрешено устанавливать нормы расчета по подведомственным вузам с
отклонением от вышеустановленных средних норм по
вечернему обучению +/- 2 и по заочному +/- 3, с условием соблюдения норм
расчета в целом по министерству (ведомству). Расчетная норма численности
профессорско-преподавательского персонала для аспирантов, обучающихся с отрывом
от производства, принимается из расчета 12 аспирантов на одного преподавателя и
по заочной аспирантуре - 15 аспирантов. При этом численность преподавателей
определяется только на контингент прироста аспирантов по сравнению с 1 января
1955 г. (Инструктивное письмо Министерства высшего и среднего специального
образования СССР от 24 августа 1962 г. N И-46). Для факультетов усовершенствования врачей
принимается расчетная норма, установленная для медицинских вузов
соответствующей союзной республики. Планирование среднегодовой численности
профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений
осуществляется исходя из средней нормы профессорско-преподавательского
персонала, определяемой в вышеприведенном порядке, и расчетного числа студентов
(аспирантов). Расчетное число студентов (аспирантов,
ординаторов) определяется исходя из контингента на начало и конец календарного
года. Пример: при контингенте дневного обучения
на начало года 1000 человек и на конец года 1500 человек расчетное число
студентов составляет: 1000 чел. x 8,5 мес. + 1500 чел. x 3,5 мес. ------------------------------------------- = 1146 чел. 12 мес. В указанном порядке определяется
расчетное число студентов по дневным, вечерним и заочным отделениям, очной и
заочной аспирантуре, а также по подготовительным отделениям для студентов
зарубежных стран. Пример: предположим, что для высшего
учебного заведения утверждены следующие расчетные нормы (коэффициенты)
численности профессорско-преподавательского персонала и определен расчетный
контингент студентов (аспирантов): ┌───────────────────────────────────────┬───────────┬───────┬─────────────┐ │ │ Средний │Коэффи-│Среднегодовая│ │ │ расчетный │циент │численность │ │ │контингент │ │профессорско-│ │ │студентов и│ │преподава- │ │ │аспирантов │ │тельского │ │ │ │ │персонала <*>│ ├───────────────────────────────────────┼───────────┼───────┼─────────────┤ │1. По дневному отделению │2400 │10 │240 │ │2. По вечернему обучению │3000 │20 │150 │ │3. По очной аспирантуре │100 │12 │8 │ │4. По заочному обучению │4000 │50 │80 │ │5. По заочной аспирантуре │100 │15 │7 │ │6. По подготовительному отделению для │100 │4 │25 │ │студентов из зарубежных стран │ │ │ │ ├───────────────────────────────────────┼───────────┼───────┼─────────────┤ │Итого │- │- │510 │ └───────────────────────────────────────┴───────────┴───────┴─────────────┘ -------------------------------- <*> Штат
профессорско-преподавательского персонала вуза на начало учебного года
утверждается с таким расчетом, чтобы независимо от сроков выпуска и приема
студентов обеспечить соблюдение установленных расчетных норм на 31 декабря
планируемого года. Кроме численности
профессорско-преподавательского персонала, определяемого в указанном порядке, в
соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июня 1961
г. N 536 для вузов также предусматривается дополнительная численность научных работников
для замещения преподавателями, работающими над докторскими диссертациями. Эта
численность работников планируется в пределах общего лимита, установленного
Правительством СССР, и распределяется Министерством высшего и среднего
специального образования СССР по союзным республикам, министерствам и
ведомствам, имеющим высшие учебные заведения. На определенную общую численность
работников высшего учебного заведения подсчитывается фонд заработной платы
путем умножения общей среднегодовой численности работников на среднюю ставку. Должностные оклады заведующим кафедрами,
профессорам кафедр, доцентам, старшим преподавателям, ассистентам и
преподавателям установлены Постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1957
г. N 660 в виде твердых должностных окладов по занимаемой должности в
зависимости от ученой степени и звания, а также стажа научно-педагогической
работы. Средняя ставка заработной платы по
высшему учебному заведению принимается исходя из средней тарифной ставки
профессорско-преподавательского персонала, определенной по штатному расписанию.
Эта ставка на планируемый период должна быть скорректирована с учетом
возможного ее изменения в связи с изменением числа лиц, имеющих ученые степени
и звания (профессоров, доцентов, старших преподавателей, ассистентов и
преподавателей), а также с учетом отчетных данных. Фонд заработной платы, получаемый в
результате умножения месячной ставки на 12 мес. и на принятую в смете
среднегодовую численность работников, подлежит сокращению на 2% в связи с
оплатой работников по временной нетрудоспособности за счет средств
государственного социального страхования. В медицинских вузах в фонд заработной
платы преподавательского состава включается также дополнительная оплата за
непосредственное обслуживание больных в клиниках и клинических больницах,
установленная Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля
1964 г. N 620. Эта доплата установлена доцентам в размере половины, а
ассистентам в размере полного должностного оклада врача с соответствующим
стажем работы. Для проведения учебной работы в высших
учебных заведениях, кроме штатного профессорско-преподавательского персонала,
могут привлекаться высококвалифицированные специалисты на условиях почасовой
оплаты. Средства почасового фонда могут
предусматриваться для оплаты в установленном порядке: - приглашаемых высококвалифицированных
специалистов - руководителей дипломных проектов, председателей и членов
государственных экзаменационных комиссий; - преподавателей за прием вступительных
экзаменов, за рецензирование дипломных, а также курсовых и контрольных работ
(преимущественно в филиалах и учебно-консультационных пунктах); - учителей и других работников
общеобразовательных школ за руководство педагогической практикой студентов; - проведение других видов учебных занятий,
которые не могут быть выполнены штатным профессорско-преподавательским
составом. Почасовой фонд
заработной платы не может расходоваться на дополнительные выплаты штатному
профессорско-преподавательскому составу за проведение учебных занятий, за временное
замещение отсутствующих преподавателей (болезнь, командировки и т.п.), за
работу в качестве председателя или члена государственной экзаменационной
комиссии высшего учебного заведения, в котором они ведут работу, а также за
руководство техническими кружками и кружками художественной самодеятельности,
проведение секционной физкультурной работы и другие мероприятия, не относящиеся к учебному процессу. В связи с улучшением использования
штатного профессорско-преподавательского персонала фонд почасовой заработной
платы работников не должен, как правило, увеличиваться по сравнению с планом на
предшествующий год. Фонд заработной
платы административно-управленческого и прочего персонала Для определения фонда заработной платы
этого персонала, в первую очередь, следует уточнить фактическую численность
работников учебного заведения на начало планируемого периода или, если
утверждение сметы осуществляется до начала года, установить ожидаемую
численность работников на начало года. Численность работников на планируемый год
определяется исходя из следующих положений. На основе штатного расписания необходимо
проверить, не включается ли в смету и не отражены ли в отчете контингенты
штатного персонала, зарплата которому не должна выплачиваться за счет
ассигнований из бюджета по смете высшего учебного заведения. В частности, за счет бюджета по смете
вуза не могут содержаться штаты подведомственных ему бюджетных организаций
(детсадов, клубов, пионерлагерей, клиник, научных учреждений), финансируемых по
другим параграфам бюджетной классификации. Не должны также предусматриваться по
смете вуза затраты по содержанию штатов тех структурных подразделений, которые
находятся на хозрасчете или финансируются по смете специальных средств (отделы,
сектора научно-исследовательских работ, жилые дома, подсобные хозяйства,
прачечные и т.д.). Не предусматриваются по смете вуза и штаты медпунктов, медчастей и т.п., поскольку медицинское обслуживание
учебных заведений возложено на органы здравоохранения. Вместе с тем следует иметь в виду, что за
счет сметы вуза (по ст. 1) содержится штатный персонал студенческих общежитий,
а в учебных заведениях закрытого типа - и штат столовой и медицинской части. Установленная таким
образом численность работников на начало года, если она менее утвержденной
штатным расписанием, обычно к концу планируемого года доводится до
утвержденной, т.е. предусматривается полное укомплектование штата вуза, а в
отдельных случаях, когда в течение планируемого года ожидаются изменения
учебно-материальной базы вуза или расширение контингента студентов, в штат вуза
могут быть введены дополнительные должности. Пример. Штат вуза утвержден на момент
рассмотрения сметы в количестве 150 чел., фактически на начало года имеется 120
чел. Если в течение года расширение деятельности вуза не предполагается, то на
конец года может быть запланировано 150 чел. Среднегодовая численность
определяется в зависимости от срока доукомплектования. Если считать, что в течение года будет
производиться равномерное доукомплектование штата, то среднегодовая численность
работников составит: 120 + 150 --------- = 135 чел., или 2 120 чел. x 12 мес. = 1440 чел. мес. + 30 чел. x 6 мес. = 180 -"- -"- ------------------------------------ Итого 1620 чел. мес. : 12 = 135 чел. Если же деятельность учебного заведения
расширяется, вводится корпус лаборатории, для которого требуется 20 работников,
то доукомплектование составит уже не 30 чел., а 50, а среднегодовое количество
штатных единиц - 145, исходя из следующего расчета (при равномерном
комплектовании): 120 + 150 + 20 -------------- = 145 чел. 2 После установления среднегодовой
численности определяется средняя плановая ставка заработной платы. Она
определяется, главным образом, на основании данных о фонде заработной платы по
соответствующим должностям (содержащимся за счет бюджета) в штатном расписании
учебного заведения. Следует иметь в виду, что номенклатура
должностей и схема должностных окладов для административно-хозяйственного и
учебно-вспомогательного персонала высших учебных заведений установлены
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620. Средняя ставка заработной платы определяется
по смете при полном укомплектовании штата на уровне предусмотренной в штатном
расписании, при неполном укомплектовании штата для имеющегося состава - на
основе отчетных данных, а по вакантным должностям - по штатному расписанию. Если по смете принимается плановая
ставка, то фонд заработной платы, полученный в результате умножения месячной
ставки на 12 мес. и на принятую в смете среднегодовую численность работников,
подлежит сокращению на 2% в связи с оплатой работников по временной потере
трудоспособности за счет средств государственного социального страхования. Если
в основу определения фонда заработной платы принимается отчетная ставка, то
указанное сокращение не производится. В определенный до двухпроцентного
сокращения фонд заработной платы необходимо внести корректив в связи с тем, что
истопники и гардеробщики должны содержаться не в течение всего года. Истопники
работают в течение отопительного сезона, а количество гардеробщиков сокращается
в весенне-летний период. Методика, по
которой производится сокращение в связи с этим фонда заработной платы,
следующая: если в вузе имеется 12 истопников, из которых каждый получает 40
руб. в месяц, то общий фонд заработной платы при условной продолжительности
отопительного сезона 7 мес. уменьшается на сумму 2400 руб. (12 чел. x 5 мес. x
40 руб. = 2400 руб.). Аналогичное уменьшение фонда
предусматривается и в связи с сезонной работой гардеробщиков. Никаких ассигнований на выплату выходного
пособия и компенсации за неиспользованный отпуск профессорско-преподавательскому,
учебно-вспомогательному и административно-управленческому персоналу по смете
учебного заведения не предусматривается. Эти расходы, в необходимых случаях,
производятся за счет экономии по фонду заработной платы. Кроме указанных расходов в фонд
заработной платы по статье 1 сметы вузов искусств включаются
расходы на оплату натурщиков. Фонд заработной платы штатных работников
и нештатного персонала должен соответствовать лимитам плана по труду и фонду
заработной платы, утвержденным вышестоящей организацией на планируемый год. Статья 2.
Начисления на заработную плату Размер страховых взносов определяется по
тарифам, установленным Советом Министров СССР для каждого профессионального
союза. Для высшего учебного заведения размер
начислений на государственное социальное страхование с заработной платы
работников определяется в проценте, установленном для профсоюза, которым
обслуживаются работники данного учебного заведения. По статье 2 сметы "Начисления на
заработную плату" отражаются расходы по начислениям на государственное
социальное страхование только с заработной платы работников, учитываемой по
статье 1 сметы, включая фонд почасовой оплаты работников высших учебных
заведений. Начисления на заработную плату нештатного
(несписочного) состава, которая выплачивается по
другим статьям сметы (кроме статьи 1), относятся соответственно на те же статьи расходов сметы, по которым отражается
заработная плата указанных работников. Следует иметь в виду, что начисления на
государственное социальное страхование не производятся с сумм заработной платы,
выплачиваемой учебным заведением офицерскому составу, направленному для
проведения военной подготовки студентов, с оставлением в кадрах Советской Армии
и Военно-Морского Флота. Статья 3.
Канцелярские и хозяйственные расходы Подробная номенклатура затрат, которые
предусматриваются по этой статье, приведена в классификации союзного бюджета и
республиканских бюджетов союзных республик. С целью упрощения работы и отказа
от излишней детализации в смете эти расходы сгруппированы в ограниченное число
(так называемых "литерных") подразделений, в зависимости от тех
показателей, которые по своему характеру могут быть положены в основу
определения объема отдельных видов расходов. Значительная часть хозяйственных
расходов, в частности затраты на отопление и освещение, определяются в
зависимости от кубатуры или площади здания, занимаемого учебным заведением. Поэтому необходимо тщательно определить
кубатуру и площадь тех помещений, содержание которых должно относиться за счет
бюджетных ассигнований по смете данного высшего учебного заведения. При определении этих показателей следует
учитывать, что кубатура и площадь помещений, занимаемых фактически не высшим
учебным заведением, а подведомственными ему хозяйственными организациями или
структурными подразделениями, содержащимися за счет специальных средств
(мастерские, научно-исследовательские сектора, жилые дома и т.д.), не
принимаются в расчет при определении хозяйственных расходов по бюджету.
Исключается при этом также из общей кубатуры и площади кубатура и площадь
общежитий высшего учебного заведения. Кубатура общежитий учитывается только при
определении расходов на текущий ремонт. При определении хозяйственных расходов по
смете вуза не следует учитывать также кубатуру и площадь помещений тех
учреждений, которые находятся в ведении высшего учебного заведения и
финансирование которых осуществляется по другим параграфам бюджетной
классификации (детсады, пионерлагеря, клиники, научные учреждения и т.п.), за
исключением проблемных лабораторий, не имеющих обособленных помещений. В соответствии с распоряжением Совета
Министров СССР от 6 апреля 1949 г. N 4093-р министерства и ведомства, имеющие
высшие учебные заведения, предоставляют студенческим столовым бесплатно
помещение, освещение, водоснабжение, отопление и производят за свой счет ремонт
этих помещений. Поэтому кубатура и площадь помещений, занятых студенческими
столовыми, учитывается при определении хозяйственных расходов высшего учебного
заведения. Топливо для варки пищи и транспорт столовые обязаны полностью
оплачивать. По смете вуза затраты на эти цели не предусматриваются. В тех случаях,
когда соответствующее высшее учебное заведение решением Правительства СССР
отнесено к учебным заведениям закрытого типа, или если при вузе создан (по
решению Правительства СССР) интернат, где студенты проживают в общежитии
интерната бесплатно и обеспечиваются питанием за счет государства, все
хозяйственные расходы по общежитиям и столовым, в изъятие из общего положения, предусматриваются
по хозяйственным расходам высшего учебного заведения. По смете вуза в этих случаях предусматриваются также все затраты,
связанные с приготовлением пищи. При определении кубатуры и площади
высшего учебного заведения, на которую определяются хозяйственные расходы,
следует иметь в виду следующее. Кубатура зданий, занятых высшим учебным
заведением, определяется с учетом изложенных выше требований по внешнему обмеру
строений. Если в течение планируемого периода ожидается изменение кубатуры зданий,
то определяется среднегодовая кубатура, в зависимости от того, с какого времени
ожидается прирост кубатуры. Например, кубатура зданий высшего учебного
заведения по внешнему обмеру, не включая кубатуры помещений, занятых
общежитием, научно-исследовательским сектором, детским садом, включая помещение
студенческой столовой, составляет 50000 куб. м. С 1 сентября ожидается ввод в
действие нового лабораторного корпуса на 10000 куб. м. Среднегодовая кубатура
составит: 50000 + (10000 x 4) -------------------, или 50000 + 1/3 от 10000 = 53333 куб. м. 12 В таком же порядке определяется
среднегодовая площадь зданий. В зависимости от кубатуры зданий
определяются расходы на отопление. Расходы на отопление определяются на один
кубический метр уточненной, как указано выше, кубатуры зданий, исходя из
фактических затрат за предыдущие отчетные периоды. В тех высших учебных
заведениях, где студентам предоставляется бесплатное питание, приготовляемое в
столовой данного учебного заведения (а не в столовой орса
или торгующей организации), в состав расходов на отопление включаются также
затраты на технологическое топливо для приготовления пищи по специальному
расчету. Если помещение вуза отапливается через
теплоцентраль, то в смете учитывается сумма, указанная в договоре, заключенном
вузом с теплоцентралью, в части, падающей на ту кубатуру помещений, которая
принимается в смете вуза. Не включаются в статью 3 затраты на
топливо и газ, расходуемые для приведения в движение учебных установок и на
научные работы. Эти затраты отражаются по статье 5 сметы расходов высшего
учебного заведения. Расходы на освещение исчисляются на общую
площадь учебных зданий, занимаемых вузом. Эта площадь определяется в квадратных
метрах с соблюдением указанных выше условий. Расходы планируются исходя из
фактических затрат на один квадратный метр площади. При этом необходимо учитывать, что
затраты на электроэнергию, расходуемую для выполнения научных и лабораторных
работ, по расходам на освещение не предусматриваются, а планируются по статье 5
сметы. Расходы на текущий ремонт зданий
предусматриваются в зависимости от кубатуры не только учебных зданий, но и
общежитий. При определении расходов на текущий ремонт зданий следует учитывать
наличие в штатах вузов ремонтных рабочих - слесарей-сантехников, столяров,
плотников, маляров и т.п. Этими тремя видами расходов - отопление,
освещение и текущий ремонт зданий, не считая прочих расходов, - исчерпывается
перечень хозяйственных расходов, которые определяются в зависимости от кубатуры
и площади зданий, занимаемых высшим учебным заведением. Канцелярские расходы (включая расходы на
связь и на приобретение справочной, официальной и периодической литературы)
планируются, как правило, на уровне, зарегистрированном в финансовом органе. Некоторый прирост затрат на эту цель
может иметь место лишь при условии существенного роста контингента учащихся,
главным образом, студентов-заочников, наличие которых в связи со спецификой
организации учебного процесса вызывает повышенные почтовые расходы. Расходы на содержание и наем легкового
автотранспорта планируются исходя из распределения вышестоящей организацией
установленного для нее лимита расходов на эту цель по подведомственным ей
учреждениям. К хозяйственным расходам относятся также
затраты на ремонт инвентаря и оборудования. При исчислении этого вида затрат
исходят из наличия этого инвентаря и оборудования по годовому отчету. Затраты на эту цель
определяются в целом по высшему учебному заведению, включая стоимость инвентаря
и постельного белья в общежитиях, в детском саду, научно-исследовательских
институтах и других учреждениях, деятельность которых учитывается на балансе
вуза, в размере до 2% от балансовой стоимости основных средств, а затем, в зависимости
от фактической потребности, распределяются между бюджетной сметой вуза, сметой
спецсредств и сметами подведомственных вузу бюджетных организаций. При этом следует иметь в виду, что затраты на
ремонт инвентаря, оборудования и постельного белья общежитий предусматриваются
в основной смете высшего учебного заведения. Расходы на аренду помещений
предусматриваются по сметам высших учебных заведений на основании арендных
договоров. По статье 3 сметы планируются только
расходы на аренду учебных и канцелярских помещений. По смете вуза за счет
бюджета не предусматриваются расходы на аренду помещений для структурных
подразделений вуза, содержащихся за счет сметы специальных средств, а также на
аренду помещений для подведомственных вузу бюджетных организаций, финансируемых
по другим параграфам (детсады, проблемные лаборатории и т.п.). Не относятся на статью 3 сметы расходы по
аренде общежитий, а также спортивных сооружений для массовой спортивной работы
(стадионы, тиры, катки, бассейны, гимнастические залы и т.п.). Если по условиям договора аренды высшему
учебному заведению предоставляется помещение с отоплением, освещением,
водоснабжением, текущим ремонтом, то кубатура таких зданий не учитывается при
определении расходов на эти цели по соответствующим литерным подразделениям
статьи 3 сметы вуза, а все расходы по арендному договору предусматриваются по
литерному подразделению статьи 3 сметы "Аренда". Если же по условиям
договора такие расходы будет производить непосредственно вуз-арендатор, то
кубатура и площадь арендованных зданий и помещений учитываются при определении
расходов по соответствующим литерным подразделениям сметы (отопление,
освещение, текущий ремонт, прочие расходы). Все остальные расходы, связанные с
хозяйственным обслуживанием (водоснабжение, содержание помещений в чистоте и
т.д.), планируются по разделу "Прочие хозяйственные расходы". Если
такие расходы по отдельным мероприятиям составляют значительные суммы, то от
высшего учебного заведения могут быть затребованы расчеты на соответствующие
мероприятия, которые прилагаются к смете (например, расходы на содержание
сторожевой охраны и т.п.). Статья 4.
Командировки и служебные разъезды Ассигнования на указанную цель
определяются, как правило, не выше сумм, зарегистрированных в финансовых
органах на предшествующий период (год). При определении средств на оплату
расходов по служебным командировкам и разъездам необходимо учитывать
возможность дальнейшего их сокращения, в связи с более рациональной
организацией командировок, сокращением их числа и продолжительности, а также
снижением объема затрат на оплату расходов по служебным разъездам. Ассигнования на выплату подъемных при
перемещении необходимо увязывать с утвержденным планом направления молодых
специалистов в учебные заведения в планируемом году. Статья 5. Расходы
учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследовательские работы и приобретение книг для библиотек В статье 5 группируются расходы,
непосредственно связанные с обучением студентов и научно-исследовательской
работой. Ассигнования на научно-исследовательскую
работу и на производственную практику, как правило, устанавливаются исходя из сложившихся размеров расходов и зависят от профиля
института, объема и значения научной работы, а также местонахождения баз
практики. Номенклатура расходов учебных и на
научно-исследовательскую работу имеется в классификации союзного
и республиканских бюджетов союзных республик. В смете эти расходы, так же как
канцелярские и хозяйственные расходы, объединяются в несколько
"литерных" подразделений, в зависимости от назначения ассигнований. Учебные расходы включают затраты,
связанные непосредственно с организацией учебного процесса. Эти расходы
определяются на основе норм, разработанных вышестоящей организацией с учетом
профиля высшего учебного заведения и сложившегося размера затрат. Нормы
устанавливаются отдельно на 1 студента дневных факультетов, вечерних и заочных,
при этом они могут быть дифференцированы по отдельным факультетам. В состав учебных расходов включаются,
кроме того, затраты по командированию преподавателей для проведения занятий в
УКП и филиалах института. Общая сумма расходов на учебные цели
определяется путем умножения установленных норм на среднегодовое число
студентов отдельно по каждому виду обучения. Следует учитывать, что при увеличении
контингента студентов некоторые учебные расходы остаются без изменения или
увеличиваются незначительно. В этом случае нормы затрат могут иметь тенденцию к
снижению. Расходы на
научно-исследовательскую работу кафедр институтов включают ассигнования на
изготовление опытных образцов и моделей машин, лабораторных стендов; разного
рода материалов и предметов для научно-исследовательской работы (реактивы,
металлы, отдельные детали, семена, медикаменты и т.п.), проводимой кафедрами
института, а также расходы на содержание подопытных животных для научной
деятельности; расходы на научные экспедиции; проведение научных сессий, съездов и конференций; научные
командировки; расходы по защите диссертаций, за исключением материалов и
предметов для хоздоговорных работ и работ проблемных лабораторий. Расходы по приобретению оборудования и
приборов включаются только в статью 12. Все расходы планируются по 3 группам: а)
непосредственно расходы кафедр, б) расходы на научные командировки, в) расходы
по защите диссертаций. Для определения расходов кафедр следует
учитывать типы и состав кафедр, планы их научной работы по бюджету и средний
сложившийся расход на 1 кафедру или на 1 работника. Расходы, связанные с проведением научных
экспедиций, определяются отдельно и прилагаются к смете. Расходы на научные командировки
определяются исходя из утвержденного вышестоящей организацией плана
научно-исследовательских работ по бюджетной тематике, а также расходов на
участие профессорско-преподавательского состава в научных конференциях,
симпозиумах и т.д. При этом следует учитывать, что полностью оплата расходов по
научной командировке на конференции и симпозиумы производится, как правило,
только официальным докладчикам и лицам, командируемым в соответствии с
указанием руководства министерства (ведомства). По этому же разделу выделяются ассигнования на научные командировки
аспирантов, если они предусмотрены индивидуальными планами работы. Расходы по защите диссертаций, включаемые
в смету, планируются исходя из следующих примерных норм расходов: 102 руб. на
одну защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и 140 руб. -
доктора наук. Расходы на приобретение книг для
библиотек определяются исходя из нормативов на одного студента, установленных
вышестоящей организацией. При определении норм расходов на
приобретение книг для библиотек следует иметь в виду, что в городах, а также в
тех местностях, где имеются городские, районные и сельские библиотеки,
библиотека учебного заведения комплектуется, как правило, учебной, учебно-методической
и научной литературой. Кроме того, следует учитывать, что при
проведении подписки на газеты и журналы за счет сметы вуза могут выписываться,
как правило, общественно-политические и специальные издания, соответствующие
профилю учебного заведения и в строго ограниченном числе экземпляров. При определении общих ассигнований на эту
цель следует учитывать наличие книжных фондов. Расходы на производственную практику
предусматриваются в соответствии с "Положением о производственной работе и
производственной практике студентов высших учебных заведений СССР",
утвержденным Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР
от 31 декабря 1959 г. N 396. В состав ассигнований на проведение
производственной практики включаются также расходы на учебную практику, если
эта практика проводится вне места нахождения учебного заведения. При исчислении расходов
прежде всего необходимо определить число студентов, проходящих производственную
и учебную практику с выездом в другие местности, а также продолжительность
практики. Число чел.-дн. практики устанавливается по
учебному плану. Общая сумма расходов на выплату суточных
определяется путем умножения числа чел.-дн. практики
на размер суточных. При этом следует иметь в виду, что студентам, находящимся
на учебной практике, суточные выплачиваются только в тех случаях, когда эта
практика проводится в полевых условиях. К полученной сумме добавляются расходы
по проезду студентов до баз практики и обратно. При определении ассигнований на
производственную практику следует предусматривать проведение практики, как
правило, в городе, где расположено учебное заведение, и на закрепленных базах,
в близко расположенных районах, не допуская нерационального, без необходимости,
направления студентов в отдаленные города и местности. В соответствующие литерные подразделения
5 статьи включаются также расходы по фонду заработной платы нештатных
работников, привлекаемых к сезонным работам на опытных участках, доставке и
разгрузке материалов для учебных и научных целей и др. Расходы на заработную плату нештатного
состава показываются также по специальной строке "в том числе заработная
плата нештатного (несписочного) состава". В необходимых случаях расходы, имеющие
большое значение для отдельных учебных заведений, могут быть включены в смету
на основании отдельных расчетов (например, оплата проезда для лагерных сборов в
физкультурных институтах и т.п.). Статья 8. Стипендии Расходы высших учебных заведений на
выплату стипендий определяются исходя из установленного по данному вузу
процента охвата стипендиями и размеров стипендий для отдельных групп студентов. Эти расходы определяются отдельно для
студентов, аспирантов, слушателей курсов по подготовке преподавателей
иностранного языка, студентов-иностранцев и т.д. Размеры и порядок назначения стипендии
установлены: 1. Для студентов - Постановлениями Совета
Министров СССР от 3 августа 1956 г. N 1077 и от 9 июля 1963 г. N 774, а также
Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 1
октября 1963 г. N 301. 2. Для аспирантов - Постановлением ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1956 г. N 1174 и СНК СССР от 15
сентября 1943 г. N 996. Согласно указанным решениям
правительства аспирантам из числа лиц, окончивших вузы и не имеющим стажа
производственной работы, стипендия выплачивается в размере 78 руб. в месяц в
некоторых технических вузах и университетах, перечисленных в приложении N 1 к Постановлению
СНК СССР от 15 сентября 1943 г., и 68 руб. - во всех остальных вузах. Аспирантам, принятым в аспирантуру с
практической работы со стажем не менее 2-х лет, стипендия выплачивается в
размере основного должностного оклада, получаемого перед зачислением в
аспирантуру, но не выше 100 руб. в месяц. 3. Студентам вечерних и
заочных высших учебных заведений стипендия выплачивается, согласно
Постановлению Совета Министров СССР от 2 июля 1959 г. N 720, только в период
дополнительного месячного отпуска без сохранения заработной платы,
предоставляемого по рекомендации указанных учебных заведений на последних
курсах обучения для ознакомления непосредственно на производстве с работой по
избранной специальности и подготовки соответствующих материалов к дипломному
проекту. 4. Материальное обеспечение студентов и
аспирантов из зарубежных стран определяется специальными решениями. Для определения расходов высшего учебного
заведения на выплату стипендий применяется, как правило, нормативный метод. Нормативный метод предполагает исчисление
стипендиального фонда исходя из среднего расхода по стипендии на одного
стипендиата в год и среднегодового числа стипендиатов. При определении среднегодового числа
стипендиатов берется за основу среднегодовое число студентов, обучающихся с
отрывом от производства. Процент обеспечения стипендиями по
каждому вузу устанавливается на год руководством министерства (ведомства),
которому он подчинен. При определении этого процента
учитывается материальное положение студентов вуза, число стипендиатов по отчету
за период, предшествующий планируемому году, число студентов, командированных в
вузы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959
г. N 1099 промышленными предприятиями, совхозами и колхозами, а также другими организациями,
на которые было распространено это Постановление. При этом среднегодовое число стипендиатов
из числа лиц, командированных промышленными предприятиями, совхозами и
колхозами, определяется исходя из отчетных данных за последний год и учитывая предполагаемый
прием студентов, командируемых на учебу. После установления процента обеспечения
стипендиями определяется общее среднегодовое число стипендиатов. Так, если
число студентов определено по вузу 1000 чел., а процент обеспеченности
установлен в 70%, то общее число стипендиатов составит 700 чел. Для определения численности стипендиатов,
получающих стипендии за счет бюджета, из общего среднегодового числа
стипендиатов вычитается среднегодовое число стипендиатов, получающих стипендии
за счет предприятий и организаций. Среднегодовой расход по стипендии, выплачиваемой
за счет бюджета, определяется следующим образом. Из суммы стипендиального
фонда, выплаченной за предшествующий год, вычитаются затраты на выплату именных
стипендий, стипендий, выплаченных студентам-иностранцам, а также студентам,
обучающимся без отрыва от производства. Оставшаяся сумма стипендиального фонда,
выплаченная студентам, обучающимся с отрывом от производства, делится на
фактическое среднегодовое число студентов, получающих стипендию за счет
бюджета, за исключением студентов, получающих именные стипендии, и
студентов-иностранцев. Все расходы на выплату стипендии
студентам определяются после этого умножением среднего расхода по стипендии в
год на одного стипендиата на число стипендиатов, получающих стипендии за счет
бюджета. В эту сумму войдут расходы на выплату стипендии студентам-отличникам,
студентам дефектологических отделений. Отдельно определяются ассигнования на
выплату стипендий студентам вечерних и заочных факультетов (отделений). Расходы на выплату стипендий аспирантам,
слушателям курсов преподавателей иностранного языка, ординаторам и т.д.
показываются в разделе "в" статьи 8 сметы. При этом ассигнования на
выплату стипендий аспирантам определяются исходя из среднегодового числа
аспирантов (из таблицы 2 сметы) и среднего расхода по стипендии в год, который
принимается, как правило, не выше размеров прошлого года. По строке "г" статьи 8 сметы
указываются расходы по выплате именных стипендий (эти расходы почти не
меняются) и стипендий студентам-иностранцам. Число стипендиатов, получающих именные
стипендии, и студентов-иностранцев определяется на основе приказов по
министерству (ведомству) и имеющихся сведений о предстоящем приеме в институт
иностранных студентов. Прямой метод расчета стипендиального
фонда предполагает определение числа студентов, которым выплачивается стипендия
с учетом ее размеров. Применяя этот метод, необходимо исходить
из фактического числа стипендиатов на начало года, с учетом уменьшения их
количества в связи с выпуском и увеличения после проведения нового приема.
Исключается, кроме того, число студентов-стипендиатов, работающих в период
производственной практики на оплачиваемых рабочих местах (производственной
работе), а также получающих стипендию за счет предприятий и организаций. Расчет следует производить по отдельным
курсам и специальностям, группируя их в зависимости от размера стипендии и
периода практики. Отдельно подсчитываются суммы повышения стипендии для
отличников, студентам, получающим именные стипендии. Расчет таких расходов производится
отдельно и прилагается к смете. При этом следует обратить особое внимание
на правильность определения числа студентов-иностранцев и размеров стипендии,
выплачиваемой им за счет советской страны. Все расчеты на выплату таких
стипендий необходимо сверять с отчетными данными и приказами о направлении
студентов-иностранцев в данный институт (министерство), сообщаемом Управлением
внешних сношений Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Статья 9. Питание Расходы на питание в высших учебных
заведениях предусматриваются при наличии специальных решений Правительства
СССР. Предоставление бесплатного питания за счет государства разрешено, в
частности, в некоторых высших мореходных училищах, являющихся учебными
заведениями закрытого типа, в отдельных учебных заведениях, осуществляющих
подготовку студентов (курсантов) из числа народностей Крайнего Севера,
нуждающимся учащимся отдельных учебных заведений Средней Азии, где
осуществляется подготовка женских национальных кадров. Если для
предоставления бесплатного питания учащимся в учебном заведении организована
собственная столовая, то на статью 9 относятся только расходы по приобретению
продуктов питания, так как в этом случае затраты на содержание штата столовой,
ее помещений, расходы, связанные с приготовлением пищи, ремонтом помещений,
приобретением инвентаря и оборудования, предусматриваются по соответствующим
статьям сметы расходов. Если же учебное заведение заключило
договор на организацию питания учащихся со столовой, подведомственной торгующей
организации, то на статью 9 относятся затраты на оплату органам общественного
питания всей стоимости рациона питания, включая наценку на стоимость сырьевого
набора, установленную для покрытия расходов, связанных с приготовлением пищи и
содержанием столовой. На эту статью относятся также затраты по
выдаче студентам денег взамен питания, в тех случаях, когда это установлено
решениями Правительства СССР. Сюда же относятся расходы на
предоставление работникам учебного заведения жиров и молока (за вредные условия
работы), если это разрешено в установленном порядке, расходы на питание в
физкультурных вузах в период лагерных сборов. Объем расходов на предоставление
бесплатного питания обычно определяется исходя из установленного решением
Правительства СССР набора продуктов питания, на основании которого определяется
стоимость питания 1 студента в день, в денежном выражении. Для этого
применяются цены, действующие в местностях, поясные цены, а также учитываются
сезонные цены на овощи и фрукты. Для установления ассигнований на питание
определяется среднее число дней питания в год на одного (среднегодового)
студента с учетом имеющихся отчетных данных. Средства на спецпитание (жиры, молоко и
т.д.) исчисляются на контингент лиц, которым оно может выдаваться в
установленном законодательством порядке. Статья 12.
Приобретение оборудования и инвентаря В составе этой статьи затрат за счет
бюджета планируются расходы на приобретение в действующих учебных заведениях
инвентаря и оборудования, используемого для учебных и хозяйственных целей, на
приобретение мебели для учебных зданий и общежитий, транспортных средств, а
также машин и механизмов, используемых для учебного процесса и т.п. Следует иметь в виду, что затраты на
перевозку этих предметов предусматриваются также по этой статье расходов. Первоначальное оборудование учебных
заведений, организуемых во вновь отстроенных зданиях, и оборудование вновь
выстроенных зданий для действующих учебных заведений производится за счет сметы
по капитальному строительству соответствующих зданий и по статье 12 не
предусматривается. Объем затрат на приобретение инвентаря и
оборудования устанавливается по смете учебного заведения вышестоящей
организацией в пределах ассигнований, предусмотренных по смете министерства,
ведомства на эту цель. При этом учитывается наличие имеющегося
инвентаря и оборудования, а также рассматривается перечень основных предметов
этого оборудования, подлежащего приобретению в планируемом году. Статья 14.
Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования По статье 14 сметы
высших учебных заведений предусматриваются расходы по обеспечению
обмундированием курсантов училищ закрытого типа, на приобретение спецодежды для
профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного и прочего персонала
кафедр медицинских вузов, на приобретение спортивной формы для студентов
физкультурных вузов и физкультурных факультетов педагогических высших учебных
заведений, защитной одежды в установленных случаях, а также на постельные
принадлежности для общежитий вузов. При планировании расходов на приобретение
мягкого инвентаря по сметам физкультурных институтов и факультетов следует
иметь в виду, что стоимость полного комплекта табельного имущества по
спортивной форме, которым снабжаются студенты первых курсов обучения,
определены раздельно для студентов - мужчин и студентов - женщин. Курсантам училищ закрытого типа выдается
бесплатно комплект форменной одежды. Исходя из установленного перечня
предметов, входящих в комплект, определяется стоимость полного комплекта
обмундирования, выдаваемого курсанту первого года обучения. Стоимость комплекта обмундирования для
учащихся второго и последующих курсов обучения определяется в зависимости от
установленных сроков носки отдельных предметов комплекта форменной одежды. Расходы на указанную цель по смете училищ
планируются исходя из установленной в вышеприведенном порядке, стоимости
комплекта обмундирования и контингента курсантов, обучающихся на
соответствующих курсах. Планирование расходов на приобретение
мягкого инвентаря для профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного
персонала кафедр медицинских вузов осуществляется исходя из среднегодового
количества работников и средней стоимости комплекта мягкого инвентаря,
предоставляемого каждому работнику. В физкультурных вузах и физкультурных
факультетах педагогических высших учебных заведений на каждого вновь принятого
студента в смете предусматриваются ассигнования на приобретение полного
комплекта табельного имущества по спортивной форме. Для студентов второго и последующих годов
обучения в сметах предусматриваются ассигнования в зависимости от установленных
сроков носки отдельных предметов комплекта табельного имущества по спортивной
форме. Планирование расходов на мягкий инвентарь
для общежитий осуществляется исходя из стоимости одного комплекта, установленной
по утвержденной форме снабжения мягким инвентарем, и сроков носки. Полная стоимость комплекта постельных
принадлежностей предусматривается при планировании прироста, ввода в действие
новых мест, а стоимость ежегодного пополнения предусматривается на действующее
количество мест. Например, на начало планируемого года в
общежитиях имеется 400 мест. В планируемом году проектируется ввести в
эксплуатацию еще 100 новых мест. Ассигнования на приобретение мягкого
инвентаря на планируемый год, исходя из стоимости полного комплекта постельных
принадлежностей 32 руб. 10 коп. и стоимости ежегодного пополнения 11 руб. 40
коп., составят: 400 мест x 11 руб. 40 коп. = 4,5 тыс. руб. 100 мест x 32 руб. 10 коп. = 3,2 тыс. руб. ------------------------------------------ Итого 7,7 тыс. руб. Нормы расходов на приобретение мягкого
инвентаря для общежитий училищ закрытого типа определены специальным решением
Правительства СССР. При определении ассигнований по сметам
высших учебных заведений на приобретение мягкого инвентаря следует вносить
коррективы, имея в виду, что отдельные предметы при их бережной эксплуатации
служат значительно дольше сроков, которые были применены при определении
норматива. Приобретение белья для организации
спортивно-оздоровительных лагерей, ночных профилакториев и т.д.
предусматриваться не должно. Кроме того, необходимо при определении
ассигнований на приобретение мягкого инвентаря учитывать фактическое наличие
его на складе и в эксплуатации с тем, чтобы количество этих предметов
соответствовало принятым нормативам. Статья 16.
Капитальный ремонт зданий и сооружений Ассигнования на капитальный ремонт зданий
и сооружений предусматриваются вышестоящей организацией данному учебному
заведению на основании перечня работ, которые требуют первоочередного
выполнения в соответствии с имеющимися дефектными ведомостями, причем в смету
учебного заведения по статье 16 включаются также ассигнования на капитальный
ремонт общежитий и столовых, находящихся на балансе вуза. Однако средства на
капитальный ремонт зданий подсобных, опытных и других организаций, содержащихся
за счет бюджетных ассигнований (детский сад, пионерлагерь, проблемные
лаборатории, имеющие обособленные помещения), предусматриваемых по другим
параграфам сметы, или содержащихся за счет специальных средств по смете вуза,
за счет бюджета не планируются. В соответствии с письмом Министерства
финансов СССР от 13 апреля 1951 г. N 665 на производство капитального ремонта
по основной смете вуза в качестве источника финансирования направляется часть
средств, поступающих от выполнения научно-исследовательских работ по договорам
с заказчиками. Поэтому по смете высшего учебного
заведения ассигнования на капитальный ремонт основных средств
предусматриваются за вычетом стоимости капитального ремонта, включенной
в смету специальных средств на выполнение научно-исследовательских работ по
договорам с заказчиками. Необходимо также иметь в виду, что если
часть здания высшего учебного заведения передана какой-либо организации на
правах аренды, то в поступающую от арендаторов или субарендаторов арендную
плату включаются расходы, необходимые для осуществления капитального ремонта
переданного в аренду здания. Эти расходы также должны учитываться в качестве
источника покрытия общих затрат по смете вуза на капитальный ремонт. Капитальный ремонт зданий, арендуемых
учебным заведением, может производиться за счет вуза в тех случаях, когда это
предусматривается арендными договорами. Статья 18. Прочие
расходы По этой статье планируются расходы на
культурно-просветительную и физкультурную работу, которые определяются по
нормам только на одного студента дневного отделения (среднегодового).
Практически существуют общие нормативы на этот вид затрат, составляющие 5 - 6
руб. в год на одного учащегося вуза, включая аренду спортсооружений и тиров. Затем по этой статье планируются расходы
на аренду общежитий и затраты на покрытие разрыва между суммой поступлений и
расходов на содержание общежитий по смете специальных средств, но не выше
установленной нормы дотации. Начальник Управления финансирования культуры, здравоохранения и социального обеспечения М.РЯБОВА |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |