ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

 

УКАЗ

от 30 марта 1962 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЯХ

ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТАХ РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ РСФСР И О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА

ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ

 

Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Утвердить Положение об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских Советов депутатов трудящихся РСФСР и о порядке производства по делам об административных нарушениях.

 

Председатель Президиума

Верховного Совета РСФСР

Н.ОРГАНОВ

 

За Секретаря Член Президиума

Верховного Совета РСФСР

И.АРТОБОЛЕВСКИЙ

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЯХ ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТАХ

РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ РСФСР

И О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

НАРУШЕНИЯХ

 

I. ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЙ

И ПОРЯДОК ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Статья 1. Административные комиссии состоят при исполнительных комитетах районных, городских (в городах без районного деления) Советов депутатов трудящихся и образуются соответствующими Советами депутатов трудящихся из числа депутатов Советов и представителей общественных организаций в составе председателя (заместителя председателя или члена исполнительного комитета соответствующего Совета), заместителя председателя, секретаря и не менее 4 членов комиссии.

Административные комиссии опираются в своей деятельности на широкий актив общественности.

 

Статья 2. Главной задачей административных комиссий является воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения прав, чести и достоинства граждан и соблюдения правил социалистического общежития.

 

Статья 3. Административные комиссии рассматривают дела об административных нарушениях, ответственность за которые прямо предусмотрена актами высших органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, высших органов государственной власти и государственного управления РСФСР, высших органов государственной власти и государственного управления автономных республик, решениями местных Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.

 

Статья 4. К лицу, совершившему административное нарушение, административные комиссии могут применять одно из следующих взысканий:

а) предупреждение;

б) штраф;

в) иное взыскание, которое предусмотрено актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения.

 

Статья 5. Предупреждение применяется как в качестве самостоятельной меры административного взыскания, если оно предусмотрено актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения, так и вместо наложения штрафа на нарушителя.

 

Статья 6. Размер штрафа определяется в пределах, предусмотренных актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения, с учетом тяжести совершенного нарушения, личности и имущественного положения виновного.

 

Статья 7. О наложении административного взыскания административная комиссия, как правило, доводит до сведения общественности по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

 

Статья 8. Постановление административной комиссии о наложении административного взыскания может быть отменено или изменено самой административной комиссией, а также исполнительным комитетом районного, городского Совета депутатов трудящихся, при котором состоит комиссия.

 

Статья 9. Административная комиссия вправе вместо наложения административного взыскания передать материалы в отношении нарушителя в товарищеский суд или общественные организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя для применения мер общественного воздействия.

 

Статья 10. Административная комиссия вправе требовать от учреждений, предприятий и организаций необходимые документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения сведений по вопросам, рассматриваемым комиссией.

 

Статья 11. Если при рассмотрении дела об административном нарушении будет установлено, что нарушение по своему характеру подпадает под признаки преступления, административная комиссия направляет материалы в отношении нарушителя в органы милиции или в прокуратуру.

 

Статья 12. Административные комиссии могут рассматривать дела об административных нарушениях по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

 

Статья 13. Руководство и контроль за деятельностью административных комиссий осуществляются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся.

 

Статья 14. Административные комиссии во всей своей деятельностью ответственны перед соответствующими Советами депутатов трудящихся и их исполнительными комитетами.

 

Статья 15. Делопроизводство и техническое обслуживание административных комиссий возлагаются на исполнительные комитеты районных, городских Советов депутатов трудящихся.

 

II. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ

 

Статья 16. Задачами производства по делам об административных нарушениях являются установление виновных и обеспечение правильного применения законодательства с тем, чтобы к каждому совершившему административное нарушение были применены справедливые меры административного воздействия.

 

Статья 17. Дело об административном нарушении не возбуждается, административное взыскание не налагается, а наложенное взыскание не приводится в исполнение и дело подлежит прекращению:

а) если к моменту возбуждения или рассмотрения дела об административной ответственности прошло более месяца со дня совершения административного нарушения;

б) если истек 3-месячный срок давности, установленный для исполнения постановления о наложении административного взыскания;

в) если к моменту возбуждения или рассмотрения дела об административной ответственности акт, устанавливающий эту ответственность, был отменен;

г) если лицо, совершившее административное нарушение, к моменту совершения нарушения не достигло 16-летнего возраста.

 

Статья 18. Если лицо, подвергшееся административному взысканию, в течение одного года не совершит нового административного нарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, кроме случаев, когда законодательством РСФСР предусмотрены иные сроки.

 

Статья 19. Факт совершения административного нарушения устанавливается соответствующими должностными лицами, представителями общественных организаций (общественными контролерами и инспекторами, членами добровольных народных дружин и др.), которым это право предоставлено законодательством Союза ССР или законодательством РСФСР.

Должностные лица и представители общественных организаций должны иметь соответствующие документы или знаки установленной формы, которые предъявляются по требованию лица, совершившего административное нарушение.

 

Статья 20. О каждом административном нарушении, кроме случаев, когда согласно действующему законодательству, штраф взимается на месте, должен быть составлен протокол (акт) по установленной форме. В протоколе (акте) об административном нарушении должны быть указаны: дата и место составления протокола; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий (для работающих - размер заработка), место жительства, семейное положение нарушителя, документ, удостоверяющий личность нарушителя, время, место и сущность административного нарушения; наименование акта, предусматривающего ответственность за данный вид нарушения; фамилии, адреса свидетелей (очевидцев) и потерпевшего, если они имеются.

Если у нарушителя нет документов, удостоверяющих его личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе, он может быть доставлен в отделение милиции, исполком сельского, поселкового Совета, штаб добровольной народной дружины для выяснения личности и составления протокола (акта).

 

Статья 21. Протокол (акт) должен быть подписан должностным лицом или представителем общественной организации, его составившим, и лицом, совершившим административное нарушение.

При наличии свидетелей и потерпевшего протокол (акт) может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа нарушителя от подписания протокола (акта) в нем делается об этом специальная запись, удостоверенная понятыми.

Лицо, совершившее административное нарушение, может внести в протокол (акт) собственноручно объяснение и замечания по существу содержания протокола (акта), мотивы своего отказа от его подписания и т.д.

 

Статья 22. Протокол (акт) направляется в соответствующую административную комиссию либо другому органу или должностному лицу, которым предоставлено право наложения административного взыскания.

Если нарушение сопряжено с причинением ущерба (лесонарушение, незаконный лов рыбы, незаконная охота и др.), протокол (акт) составляется в 2 экземплярах, один из которых приобщается к исковому заявлению, направляемому в суд.

 

Статья 23. Протокол (акт) об административном нарушении, совершенном военнослужащим или лицом рядового либо начальствующего состава органов МВД, влекущем наложение штрафа в административном порядке, направляется командиру соответствующей воинской части, начальнику учреждения.

 

Статья 24. При взимании штрафа на месте нарушения протокол (акт) не составляется. Об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца, для чего работники милиции и другие должностные лица, которым предоставлено право взимания штрафа на месте, снабжаются специальными квитанционными книжками с пронумерованными листами-квитанциями.

 

Статья 25. В случае отказа от уплаты штрафа на месте нарушения нарушитель обязан указать свой адрес и расписаться в квитанционной книжке о наложении штрафа и внести штраф в 3-дневный срок в отделение милиции или другой орган, должностное лицо которого наложило штраф.

В случае отказа уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, а также при возникновении сомнения в правильности указания нарушителем своего адреса и фамилии и при отсутствии свидетелей, которые могут сообщить необходимые сведения о нарушителе, он может быть доставлен в отделение милиции, исполком сельского, поселкового Совета, штаб добровольной народной дружины для выяснения личности и составления протокола (акта).

 

III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ КОМИССИЯМИ

ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ

 

Статья 26. Основанием для рассмотрения дела об административной ответственности служит протокол (акт) об административном нарушении, составленный должностным лицом или представителем общественной организации.

 

Статья 27. Дело об административном нарушении рассматривается административной комиссией по месту жительства нарушителя в 10-дневный срок со дня получения протокола (акта).

Дела о нарушениях, совершенных должностными лицами предприятий, учреждений или организаций в связи с их служебной деятельностью, рассматриваются в тот же срок административной комиссией по месту нахождения этих предприятий, учреждений или организаций.

 

Статья 28. Административная комиссия рассматривает дела в открытом заседании, которое должно происходить, как правило, в нерабочее время. О дне заседания комиссии извещается прокурор.

Заседание комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины состава комиссии.

 

Статья 29. Дело рассматривается при участии лица, привлекаемого к административной ответственности, ему обеспечивается право ознакомления с актом, на основании которого возбуждено дело, и другими материалами, относящимися к делу, а также право давать объяснения по существу нарушения и заявлять ходатайства.

В случае необходимости, до рассмотрения дела, административная комиссия поручает члену комиссии или представителю общественности проверить существо дела.

Заочное рассмотрение дела может иметь место лишь в случае, когда имеются данные об извещении нарушителя о дне и месте заседания комиссии.

В случае необходимости на заседание комиссии могут быть вызваны свидетели, а также представители государственных органов и общественных организаций.

 

Статья 30. Вызов нарушителя, свидетелей и других лиц на заседание комиссии производится не позднее, чем за 3 дня до заседания комиссии.

 

Статья 31. Виновность лица в совершении административного нарушения устанавливается на основании данных, указанных в протоколе (акте) о совершении нарушения, и данных, полученных при рассмотрении дела на заседании комиссии.

 

Статья 32. В протоколе заседания административной комиссии указываются: дата заседания, фамилии участвующих в заседании комиссий лиц, содержание рассматриваемого дела и решение комиссии.

 

Статья 33. Постановление комиссии по делу выносится и объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Вынесение постановления обязательно и в том случае, когда лицо, привлекавшееся к ответственности, признано невиновным в совершении административного нарушения или когда взыскание не наложено.

 

Статья 34. В постановлении комиссии о наложении взыскания должны быть указаны:

а) год, месяц, число и место вынесения постановления;

б) наименование комиссии, рассматривавшей дело;

в) фамилия, имя, отчество, возраст, место работы (учебы) и место жительства нарушителя;

г) время, место и сущность нарушения;

д) вид административного взыскания, а при наложении денежного штрафа - его размер, срок и порядок уплаты;

е) срок и порядок обжалования постановления.

 

Статья 35. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов и подписывается председателем и членами комиссии, участвовавшими в рассмотрении дела.

 

Статья 36. Постановление комиссии о наложении взыскания должно быть вручено под расписку нарушителю не позднее, чем в 5-дневный срок со дня его вынесения.

 

IV. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДРУГИМИ ОРГАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ

ЛИЦАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ

 

Статья 37. Органы и должностные лица, которым предоставлено право налагать административные взыскания, при рассмотрении дел об административных нарушениях и наложении взысканий должны руководствоваться правилами, установленными для рассмотрения дел и наложения взысканий административными комиссиями (статьи 3 - 7, 9 - 26, 27, 31, 33, 34 и 36 настоящего Положения), за следующими изъятиями:

а) дела рассматриваются соответствующим органом или должностным лицом по месту совершения нарушения;

б) извещение лица, совершившего административное нарушение, о дне рассмотрения дела производится только в случае необходимости получить от него личные объяснения.

 

Статья 38. Органы или должностные лица, которым предоставлено право наложения административного взыскания, могут передавать материалы в отношении нарушителя для наложения административного взыскания в административные комиссии.

 

V. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

 

Статья 39. Постановление административной комиссии или другого органа либо должностного лица, имеющих право налагать административные взыскания, может быть обжаловано нарушителем в 10-дневный срок со дня вручения ему этого постановления.

 

Статья 40. Жалоба на постановление о наложении штрафа подается в районный (городской) народный суд по месту жительства нарушителя.

Жалоба на постановление административной комиссии о наложении иного взыскания подается в соответствующий исполнительный комитет районного, городского Совета депутатов трудящихся.

Жалоба на постановление другого органа или должностного лица о наложении иного взыскания (не штрафа) подается вышестоящему органу или должностному лицу.

 

VI. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

 

Статья 41. Постановление о наложении штрафа должно быть исполнено нарушителем в течение 15 дней со дня вручения ему постановления. Штраф вносится в учреждения Госбанка СССР. Квитанция об уплате штрафа предъявляется в административную комиссию или в орган, наложивший штраф.

 

Статья 42. В случае неуплаты штрафа в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа направляется по месту работы оштрафованного для удержания суммы штрафа в бесспорном порядке из его заработка.

В случае отсутствия у оштрафованного заработка постановление о наложении штрафа направляется судебному исполнителю по месту жительства оштрафованного для обращения взыскания на его имущество.

 

Статья 43. Постановления о наложении иных административных взысканий исполняются в порядке, определяемом нормативным актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения.

 

За Секретаря Член Президиума

Верховного Совета РСФСР

И.АРТОБОЛЕВСКИЙ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования