Приложение N 2

к Приказу Министра

здравоохранения РСФСР

от 16 октября 1961 г. N 423

 

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения РСФСР

Н.ГРИГОРЬЕВА

6 октября 1961 года

 

Заместитель Министра

просвещения РСФСР

П.ЗИМИН

19 октября 1961 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

О МЕДИКО-САНИТАРНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОСПИТАННИКОВ

ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

 

1. Врач и медицинская сестра входят в штат школы-интерната и назначаются и увольняются, в зависимости от подчиненности школы-интерната, соответствующим министерством просвещения автономной республики или отделом народного образования по представлению органов здравоохранения.

2. В обязанность медицинского персонала школы-интерната входит наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья воспитанников; оказание лечебно-профилактической помощи детям; контроль за постановкой их физического обучения, работ по самообслуживанию и занятий общественно-полезным трудом; проведение всех необходимых противоэпидемических мероприятий в школе-интернате; контроль за санитарным состоянием и содержанием помещений и территории школы-интерната, организацией питания детей и санитарно-просветительная работа среди воспитанников и обслуживающего персонала школы-интерната.

3. Методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала школы-интерната осуществляется в городах главными врачами детских больниц или заведующими детскими поликлиниками, в сельской местности главными врачами районных или участковых больниц, в районе деятельности которых расположены школы-интернаты.

Общий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы-интерната осуществляется городскими (районными) санитарно-эпидемиологическими станциями.

 

Прием детей

 

4. Ребенок, поступающий в школу-интернат, должен иметь индивидуальную карту школьника (форма N 26) из школы, где он ранее обучался; на детей, поступающих в 1-й класс, форма N 26 заполняется и выдается детской поликлиникой.

В индивидуальную карту школьника (форма N 26) вносятся все данные обследования ребенка, а также результаты анализов мазков из зева и носа на бациллоносительство дифтерии, проведенных не позднее чем за 3 дня до поступления ребенка в школу-интернат, а также сведения об отсутствии у ребенка за последние 3 недели контактов с инфекционными больными в квартире, где он проживал, и детском коллективе, если поступающий ребенок в нем находился.

5. Каждый ребенок, принятый комиссией перед поступлением в школу-интернат, должен пройти диспансеризацию в детской поликлинике по месту своего жительства с обязательным осмотром специалистами (окулистом, отоларингологом, психоневрологом, кожно-венерологом, фтизиатром) и лабораторно-клиническим обследованием (общего анализа крови и мочи, испражнений яйца глист, рентгеноскопии грудной клетки).

Кроме того, ему должны быть проведены все профилактические прививки (против оспы, полиомиелита, противодифтерийные, БЦЖ) и другие лечебно-профилактические мероприятия (санация полости рта, дегельминтизация, подбор очков и т.д.).

6. Все полученные данные по диспансеризации ребенка вносятся врачами поликлиники в индивидуальную карту школьника (форма N 26) с общим заключением и рекомендацией режима для ребенка.

7. Все дети в первый день поступления в школу-интернат подвергаются медицинскому осмотру врачом школы-интерната с обязательным измерением температуры, тщательным осмотром кожных покровов, волосистой части головы, слизистых оболочек и подвергаются санитарной обработке. Врач школы-интерната обязан собрать подробный анамнез ребенка, обращая особое внимание на эпидемиологический анализ.

 

Лечебно-профилактическая работа

 

8. Врач школы-интерната, совместно со специалистами детской поликлиники, должен 1 раз в год в начале учебного года провести углубленный осмотр всех воспитанников с антропометрическими измерениями, определением остроты зрения, слуха, состояния зубов, нервной системы и т.п.

9. При проведении углубленного осмотра врач школы-интерната производит распределение детей на группы для занятий по физкультуре, а также устанавливает им объем и режим работы в мастерских, на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, по самообслуживанию и при участии в общественно-полезном труде в соответствии с индивидуальными показаниями:

берет на особый учет (форма N 30) детей ослабленных, отстающих в физическом развитии, с дефектами зрения, перенесших ревматизм и т.д., для систематического наблюдения и лечения;

повторно осматривает их и систематически контролирует проведение назначенных им оздоровительных мероприятий (индивидуальный режим, диетпитание, направление на специальное лечение, ношение очков и т.д.).

10. Все полученные данные углубленного осмотра как врачом школы-интерната, так и врачами-специалистами детской поликлиники вносятся в индивидуальную карту школьника (форма N 26).

11. На основании данных углубленного осмотра воспитанников школы-интерната врач составляет план оздоровительных мероприятий, который обсуждается на педагогическом совете школы-интерната, утверждается директором школы-интерната и неуклонно проводится в жизнь всеми работниками школы-интерната с помощью медицинского персонала.

12. Врач и медицинская сестра осуществляют систематический контроль за проведением занятий по физической культуре, занятий детей в соответствующих группах и т.д. (санитарное состояние физкультурного зала, его проветривание, одежда и т.д.) и за проведение процедур по закаливанию организма ребенка (утренняя гимнастика, зарядка, душ и т.д.).

Перед соревнованиями, перед поступлением в спортивные секции и перед туристическими походами врач должен повторно тщательно осмотреть детей и дать им свое медицинское заключение.

13. Медицинский персонал проводит (воспитанникам) в установленные сроки плановые профилактические прививки (ревакцинацию оспы, дифтерии, БЦЖ и т.д.) лечебно-профилактические мероприятия (санация полости рта, носоглотки, дегельминтизация, рентгеноскопия и др.) с привлечением врачей узких специальностей поликлиники (офтальмолог, отоларинголог, психоневролог, стоматолог и др.).

Для оказания медицинской помощи нуждающимся воспитанникам медицинский персонал проводит ежедневно прием в установленные для этого часы.

14. Заболевший ребенок, не требующий госпитализации, помещается в изолятор. Изолятор должен соответствовать всем медицинским требованиям и иметь необходимое медицинское оборудование, инструменты и медикаменты. Изолятор должен круглосуточно обслуживаться персоналом (воспитанники школы-интерната к обслуживанию больных в изоляторе не допускаются).

Все дети с инфекционными заболеваниями подлежат обязательной госпитализации.

15. Дети, оставленные для лечения в изоляторе школы-интерната, должны быть обеспечены соответствующим лечением и уходом. На каждого больного, находящегося в изоляторе, должен быть заведен вкладной лист к индивидуальной карте (форма N 26), куда ежедневно заносятся все данные течения заболевания и проводимых лечебных мероприятий.

После выписки больного из изолятора врач школы-интерната записывает в индивидуальную карту (форма N 26) краткие сведения о перенесенном им заболевании.

16. В целях предупреждения инфекционных заболеваний среди воспитанников школы-интерната медицинский персонал должен иметь тесный контакт с эпидемиологами тех районов, куда отпускаются воспитанники на дни отдыха или отпуска, и получать систематические сведения о наличии инфекционных заболеваний в указанных районах.

17. По возвращении из дома воспитанники допускаются в школу-интернат после профилактического осмотра медицинским персоналом школы-интерната. При длительном отсутствии допускаются после медицинского осмотра и представления справки лечащего врача с указанием причины отсутствия и отсутствия противопоказаний к посещению школы-интерната.

18. Медицинский персонал обязан учитывать не явившихся в школу-интернат воспитанников и выяснять с помощью воспитателей причины их отсутствия.

19. При появлении инфекционных заболеваний среди воспитанников школы-интерната врач и медицинская сестра обязаны:

а) немедленно изолировать больного и принять необходимые меры к его госпитализации;

б) организовать текущую и заключительную дезинфекцию;

в) организовать мероприятия по предупреждению распространения инфекций (наложение карантина, выявление бациллоносителей, контроль за всеми контактными детьми и т.д.);

г) сообщить о выявлении инфекционного заболевания директору школы-интерната и в городскую (районную) санэпидстанцию или эпидемиологу поликлиники.

20. Медицинский персонал контролирует обязательное прохождение персоналом школы-интерната осмотра врачами-специалистами (венерологом, фтизиатром), исследований на кишечное и дифтерийное бациллоносительство, а также на гельминты как при поступлении их на работу, так в дальнейшем в установленные сроки.

 

Санитарный контроль

 

1. За санитарное состояние школы-интерната отвечает ее администрация и врач.

2. Медицинский персонал контролирует выполнение санитарно-гигиенических норм и требований и санитарное содержание школы-интерната:

а) соблюдение нормы площади и санитарное благоустройство участка школы-интерната, обеспечивающие возможность использования его для активного отдыха, проведения спортивных занятий и обучения на учебно-опытном участке;

б) соблюдение норм площади спальных, классных и других помещений;

в) осуществление правильной маркировки парт и рассаживания детей согласно росту;

г) осуществление мероприятий по охране труда учащихся: подбор баз для прохождения учебно-производственной практики, исключающих возможность вредного влияния производственных факторов на здоровье учащихся, обеспечение инструментарием, станками в соответствии с их возрастом и ростом, обеспечение спецодеждой, индивидуальными средствами защиты, правильный режим труда, соответствие трудовой нагрузки возрастным особенностям учащихся;

д) соблюдение гигиенических требований при выполнении работ по самообслуживанию и общественно-полезному труду;

е) соблюдение гигиенических норм освещенности рабочих мест учебных и учебно-производственных помещений;

ж) соблюдение оптимального температурного режима в помещениях школы-интерната;

з) систематическое проведение влажной уборки и тщательное проветривание всех помещений.

3. За соблюдение воспитанниками правил личной гигиены несут ответственность воспитатели и медсестры. Медицинский персонал контролирует:

а) как проводится систематическое мытье детей (в бане, душе и т.д.), смена постельного и нательного белья;

б) соответствие одежды воспитанников сезонным условиям;

в) соблюдение правил индивидуального пользования воспитанниками полотенцем, мылом, зубной щеткой, гребенкой и т.п.;

г) организацию проведения закаливающих процедур (обтирание, обливание, ножные ванны и т.п.).

4. Врач школы-интерната совместно с администрацией составляет режим для воспитанников и контролирует его выполнение.

5. Медицинский персонал контролирует правильность организации питания воспитанников:

а) разрабатывает рацион питания, составляет меню в соответствии с физиологическими нормами питания воспитанников школ-интернатов и следит за его выполнением;

б) контролирует качество поступающих продуктов и условия их хранения;

в) контролирует соблюдение правильности технологического процесса приготовления пищи;

г) проверяет санитарное состояние пищеблока;

д) снимает пробу пищи и дает разрешение на ее употребление с записью в бракеражную тетрадь;

е) производит теоретический подсчет калорийности и соотношения ингредиентов - белков, жиров, углеводов, витаминов, основных солей в пище не менее 1 раза в 10 дней;

ж) контролирует режим питания.

6. В случае несоблюдения администрацией санитарно-гигиенических требований медицинский персонал школы-интерната доводит об этом до сведения гор(рай)санэпидстанции.

 

Санитарно-просветительная работа

 

1. Медицинский персонал:

а) проводит санитарно-просветительную работу среди родителей, детей и обслуживающего персонала путем систематического чтения лекций, проведения бесед по вопросам гигиены и профилактики заболеваний, широкого использования кино, плакатов и других наглядных пособий, выпуска бюллетеней, стенных газет, организации уголков здоровья, постановки спектаклей и т.п.;

б) организует из числа детей с помощью воспитателей, педагогов санитарные посты, которые помогают в работе медицинскому персоналу (соблюдение санитарного режима в помещении, личной гигиены детей и т.п.);

в) организует и контролирует работу санитарного актива общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Врач проводит занятия с детьми по программе ГСО, а сестра - по БГСО.

2. Врач школы-интерната оказывает консультативную методическую помощь педагогам в преподавании уроков охраны здоровья путем указания соответствующей литературы, консультаций педагогов, приобретения наглядных пособий и т.д., посещает уроки охраны здоровья и совместно с заведующим учебной частью школы-интерната контролирует качество их преподавания.

3. Медицинская сестра ведет систематические занятия по вопросам санитарии и гигиены с техническим персоналом.

 

Учет и отчетность

 

1. Врач школы-интерната ведет учет своей работы и медицинскую отчетность по формам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.

2. Отчет о своей работе врач представляет по форме N 95 с объяснительной запиской ежегодно к 3 января директору школы-интерната и заведующему поликлиникой.

Примечание: Врач должен иметь следующую документацию:

1. Индивидуальную карту школьника (форма N 26).

2. Карту диспансеризации (форма N 30).

3. Книгу записи приема амбулаторных больных (форма N 74).

4. Журнал регистрации инфекционных заболеваний (форма N 60).

5. Картотеку профилактических прививок (форма N 63).

6. Книгу записи санитарно-просветительной работы (форма N 38).

7. Журнал изолятора (форма N 129).

8. Санитарный журнал (форма N 153).

 

1. Врач школы-интерната входит в состав педагогического совета школы-интерната с правом решающего голоса и должен принимать активное участие в его работе.

2. Врач школы-интерната обязан вносить на рассмотрение администрации школы-интерната предложения по охране здоровья детей и по выполнению санитарных правил.

Примечание: В случаях невыполнения администрацией школы-интерната предложений врача последний обязан довести об этом до сведения вышестоящих органов народного образования и здравоохранения для принятия соответствующих мер.

 

3. Врач школы-интерната имеет право освобождать по медицинским показаниям воспитанников школы-интерната от учебных занятий, работы в мастерских, на производстве, от работы по самообслуживанию и занятий общественно-полезным трудом и др., а также от участия в экскурсиях, туристических походах и т.д.

4. Врач школы-интерната в своей работе пользуется печатью и бланками школы-интерната.

5. Для медико-санитарного обслуживания воспитанников школы-интерната под непосредственным руководством врача школы-интерната работает медицинская сестра.

6. Медицинский персонал школы-интерната активно участвует в конференциях, обходах, специально организованных семинарах, докладах, периодически проходит курсы специализации и усовершенствования по плану детской поликлиники, в ведении которой он находится.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования