ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИКАЗ от 15 июля 1991 г. N 340 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В целях выявления,
учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в
специальные учебно-воспитательные учреждения, во исполнение Постановления
Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению
работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков,
имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" приказываю: 1. Утвердить согласованные с
Министерством труда и социальных вопросов СССР Примерное положение о
психолого-медико-педагогической консультации и квалификационные характеристики
заведующего и консультанта психолого-медико-педагогической консультации
(Приложение). 2. Контроль за
реализацией данного Положения возложить на Управление интернатных
и вспомогательных учебно-воспитательных учреждений, охраны прав детей (т. Малофеев Н.Н.). Первый заместитель Председателя В.Д.ШАДРИКОВ Приложение к Приказу Гособразования
СССР от 15 июля 1991 г. N 340 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 1. Общие положения Психолого-медико-педагогическая
консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и
подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные
учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования
родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания
медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии.
Консультация является межведомственной, постоянно действующей. Порядок и условия создания ПМПК
определяются Советами Министров республик из расчета одна консультация на 120
тыс. детей в возрасте до 18 лет. Психолого-медико-педагогическая
консультация является юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба республики или Союза ССР в зависимости от подчиненности,
а также вывеску установленного образца. 2. Основные задачи Основными задачами ПМПК являются: 1. Проведение
психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью
выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения
адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства. 2. Осуществление учета и
дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и
поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные
учреждения. 3. Подтверждение, уточнение и изменение
ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа
учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в
нем ребенка. 4. Консультативная помощь родителям
(лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам
несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими
отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих
направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения. 5. Проведение разъяснительной работы
среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения,
социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и
подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной
психолого-медико-педагогической помощи. 6. Создание банка данных о количестве
детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие
органы предложений о рациональном развитии сети специальных
учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования,
социального обеспечения, здравоохранения. 7. Направление детей и подростков в
научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для
углубленного и динамического их изучения. В своей работе консультанты ПМПК
руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего
комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития. 3. Состав и
организация работы ПМПК В состав ПМПК
входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи,
консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.),
консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.). Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты
на условиях почасовой оплаты труда. Структура и штаты ПМПК определяются
учредителями в зависимости от местных условий. ПМПК осуществляет работу непосредственно
в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в
зоне ее действия. ПМПК проводит свою работу в
сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального
обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными
организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.). Направление детей и подростков на
консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования,
здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их
заменяющих) при предъявлении следующих документов <*>: -------------------------------- <*> Обследование детей и
подростков, направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и
без документов. 1) свидетельство о рождении ребенка; 2) подробная выписка из истории развития
(болезни) ребенка; 3) подробная характеристика детей,
воспитывающихся в детских учреждениях; 4) тетради с работами по родному языку,
математике, рисунки детей, обучающихся в школе. Обследование детей и подростков
осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих). На основании данных обследования ребенка
консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и
принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения,
воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и
индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по
реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству. В тех случаях, когда окончательный
диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы,
ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном
учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за
динамикой его развития. Списки обследованных детей и подростков с
развернутым заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие
органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.
для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической,
медицинской, социальной помощи. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается
выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями. Заключение ПМПК носит рекомендательный
характер и может быть основанием для направления детей и подростков в
специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей
(лиц, их заменяющих). В ПМПК ведется следующая документация:
журнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из
заключения ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1 - 3). Психолого-медико-педагогическая
консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений,
оборудованием и компьютерной техникой. Приложение 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ Дата обследования _______________ Регистрационный N ______________ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1. Ф.И.О. ________________________________________________________ 2. Дата рождения, возраст на момент обследования _________________ 3. Кем направлен на обследование _________________________________ __________________________________________________________________ 4. Цель обращения, жалобы ________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Краткие сведения о семье ребенка и условиях воспитания ________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Какая помощь была оказана ребенку ранее _______________________ __________________________________________________________________ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 1. Краткие анамнестические данные ________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Время и причины основного нарушения ___________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Соматическое состояние ________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Неврологическое состояние, особенности моторики _______________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Психическое состояние _________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Заключение медико-генетической консультации (при необходимости) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Заключение отоларинголога и сурдопедагога _____________________ __________________________________________________________________ 8. Заключение офтальмолога и тифлопедагога _______________________ __________________________________________________________________ 9. Данные дополнительных обследований ____________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 1. Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное) _________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Память ________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Мышление ______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Речь __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Деятельность, внимание, работоспособность _____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность _______________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Сведения об индивидуальных особенностях _______________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 1. Родной язык в семье ребенка ___________________________________ 2. Данные логопедического обследования ___________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Знания и представления об окружающем мире. Ориентированность в пространстве и времени ___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Знания и навыки по программному материалу дошкольного учреждения или школы а) по родному языку __________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ б) по математике _____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ в) по другим предметам _______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Обучаемость, способы выполнения заданий _______________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Отношение к учению ____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Социальная и бытовая адаптация ________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Общее заключение ПМПК __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Особое мнение ____________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации педагогам ___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим __________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Заведующий ПМПК (Ф.И.О., подпись) ________________________________________________ Члены ПМПК _______________________________________________________ __________________________________________________________________ Секретарь ________________________________________________________ Приложение 2 ЖУРНАЛ учета детей, прошедших обследование на психолого-медико-педагогической консультации
Подписи всех членов ПМПК Приложение 3 ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ Адрес: ___________________________ Телефон: _______________ Дана _____________________________________________________________ в том, что был консультирован ___ числа ___________ месяца 199_ г. Заключение: __________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендовано: _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ М.П. Заведующий ПМПК ________________ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВЕДУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ Должностные обязанности. В соответствии с
Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и
организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует
повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы
ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о
специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков,
имеющих отклонения в развитии. Организует участие консультации в разработке и
реализации планов психолого-медико-педагогического обследования детей и
подростков, во внедрении разработанных в централизованном порядке типовых
проектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждающихся в
специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение
консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с учреждениями
народного образования и здравоохранения организует профилактическую работу по
вопросам предупреждения аномального развития детей, выполнению рекомендаций
ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в
развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и
трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, их
правовой защите. Организует повышение квалификации работников народного
образования по проблемам психолого-медико-педагогических особенностей лечения,
обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Должен знать: Конвенцию
Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном
образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик;
постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по
вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения
в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания
детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы
психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие
достижения отечественной и зарубежной науки и практики; основы научной
организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
санитарии и противопожарной защиты. Квалификационные требования. Высшее
образование (педагогическое с переподготовкой по специальности
"Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или
психологическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСУЛЬТАНТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ Должностные обязанности. Проводит
совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации
обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления
особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков,
имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных
формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и
воспитания детей и подростков в учреждениях народного образования, их состояние
в процессе лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую
консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и
медицинским работникам. Содействует правильной ориентации работников народного
образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения,
обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.
Оказывает по необходимости специализированную помощь детям и подросткам,
имеющим отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической,
социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в
развитии, после завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях
народного образования. Должен знать: Конвенцию
Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном
образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик;
постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по
вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения
в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания
детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы
психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие
достижения отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам своей
специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и
противопожарной защиты. Квалификационные требования. Высшее
образование (педагогическое с переподготовкой по специальности
"Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или
психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |