КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 5 июля 1991 г. N 25 (2-32) О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ СССР И МЕЖДУНАРОДНЫМ АКТАМ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА СССР "О СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ", ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ МИЛИЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБНАРУЖЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ Комитет конституционного надзора СССР,
рассмотрев по собственной инициативе вопрос о соответствии Конституции СССР и
международным актам положений Закона СССР "О советской милиции",
определяющих полномочия милиции при проведении мероприятий по обнаружению
преступлений в сфере экономики, установил следующее. Пунктом 19 статьи 12 указанного Закона
милиции предоставлены широкие полномочия по контролю за
предпринимательской деятельностью. Предоставление таких полномочий должно
сопровождаться правовой защитой предприятий и граждан от возможных нарушений их
прав и законных интересов. Этому требованию отдельные положения Закона СССР
"О советской милиции" отвечают не в полной мере. Формулировка пункта 19 статьи 12 Закона
СССР "О советской милиции" изложена таким образом, что может быть
понята как предоставляющая милиции право беспрепятственно входить и в
помещения, являющиеся жилищем, если они одновременно используются гражданами
как производственные помещения для занятия индивидуальной и иной трудовой
деятельностью или другими видами предпринимательства. Статья 55 Конституции
СССР и статья 12 Закона не дают, однако, оснований для такого понимания данной
нормы. Законам СССР не соответствует
предоставление милиции права выносить официальное предостережение о
недопустимости нарушения законодательства (с последующим уведомлением
прокурора). Такое предостережение, поскольку оно связано с
официальной констатацией факта нарушения законодательства, не может быть
вынесено, если это прямо не предусмотрено соответствующим законом (статья 3
Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года,
статья 2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, принятых
Верховным Советом СССР 2 июля 1991 года; статья 5 Основ законодательства
Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях) и если вина
лица в совершении правонарушения не признана в установленном законом порядке.
Тем более недопустимо вынесение официального
предостережения, основанного на констатации факта нарушения уголовного закона,
так как это противоречит положениям статьи 160 Конституции СССР. Предусмотренные пунктом 19 статьи 12
Закона СССР "О советской милиции" мероприятия по обнаружению преступлений
аналогичны по основаниям их проведения и по своему содержанию уголовно -
процессуальным действиям, с учетом чего при их осуществлении должен
обеспечиваться порядок, соответствующий характеру этих мер, и соблюдаться все
гарантии законности. Иными словами, осмотр работниками милиции
производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных
средств и других мест хранения и использования имущества в соответствии с
пунктом 19 статьи 12 Закона, изъятие в том же порядке образцов сырья, полуфабрикатов
и продукции должны производиться с соблюдением условий, предусмотренных
уголовно - процессуальным законодательством. Пункт 19 статьи 12 Закона СССР "О
советской милиции" определяет полномочия милиции только при проведении
мероприятий по обнаружению преступлений и только в сфере экономики, в силу чего
эти полномочия не могут использоваться в других областях социальной жизни и для
достижения других целей. С учетом этого должна быть уточнена редакция данного
пункта Закона в той его части, которая наделяет милицию правом опечатывать
кассы, складские помещения, другие места хранения товарно -
материальных ценностей и документов. Данное полномочие может
осуществляться при наличии законных оснований с соблюдением порядка,
обеспечивающего охраняемые Законами СССР "О собственности в СССР",
"О предприятиях в СССР", "Об общих
началах предпринимательства граждан в СССР" права собственников и
предпринимателей. Охрана прав
предприятий и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, не может
быть в должной мере обеспечена без указания в законе оснований и порядка
получения милицией в банках и финансово - кредитных учреждениях информации о
кредитно - денежных операциях и внешнеэкономических сделках, а также изъятия ею
образцов сырья, полуфабрикатов и продукции. На основании изложенного, руководствуясь
статьей 124 Конституции СССР, статьями 12, 18, 21 и 23 Закона СССР "О
конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР
пришел к заключению: 1. Основания для
признания не соответствующими Конституции СССР и международным обязательствам
СССР положений пункта 19 статьи 12 Закона СССР "О советской милиции",
предусматривающих право милиции беспрепятственно входить в производственные
помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой
деятельностью и иными видами предпринимательства, отсутствуют, поскольку эти
положения не предоставляют милиции право при осуществлении мероприятий по
обнаружению преступлений в сфере экономики входить в жилище граждан,
используемое ими для предпринимательской деятельности. 2. Положение пункта 19
статьи 12 Закона СССР "О советской милиции", предоставляющее милиции
право выносить официальные предостережения руководителям, должностным лицам,
другим работникам предприятий, учреждений, организаций, а также гражданам,
занимающимся индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами
предпринимательства, о недопустимости нарушения законодательства (с последующим
уведомлением прокурора), не соответствует статье 160 Конституции СССР, статье 3
Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958
года, статье 2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик,
принятых Верховным Советом СССР 2 июля 1991 года, статье 5 Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик об административных
правонарушениях. Указанное положение Закона СССР "О советской
милиции" утрачивает силу с момента принятия настоящего Заключения.
Исходить из того, что такого рода официальные предостережения могут быть
вынесены лишь в случае признания указанных лиц в установленном законом порядке
совершившими правонарушения. 3. В целях обеспечения правильного и
единообразного применения Закона войти в порядке законодательной инициативы в
Верховный Совет СССР с предложением предусмотреть в законодательстве, что: проведение осмотра производственных,
складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест
хранения и использования имущества, изъятие образцов сырья, полуфабрикатов и
продукции могут производиться по мотивированному постановлению с соблюдением
требований уголовно - процессуального законодательства и процессуальных норм
законодательства об административных правонарушениях; получение в банках и финансово -
кредитных учреждениях информации о кредитно - денежных и внешнеэкономических
сделках допускается лишь при наличии оснований и с соблюдением условий,
предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством; опечатывание касс, других мест хранения
денег, товарно - материальных ценностей и документов
может осуществляться в целях обеспечения гражданского иска или возможной
конфискации имущества, а также для обеспечения раскрытия преступления лишь по
мотивированному постановлению следователя или органа дознания, вынесенному по
возбужденному уголовному делу. Председатель Комитета конституционного надзора СССР С.АЛЕКСЕЕВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |