КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 3 апреля 1991 г. N 17 (2-28)

 

О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 

Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев по предложению Верховного Совета РСФСР и по собственной инициативе вопрос о соответствии Конституции СССР Указа Президента СССР от 29 января 1991 года "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью", положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, утвержденных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года, и других нормативных актов об использовании военнослужащих Советской Армии и Военно - Морского Флота для охраны общественного порядка, установил, что содержащиеся в Заявлении Комитета от 13 февраля 1991 года предложения об устранении недостатков в правовом регулировании отношений в этой сфере учтены в принятых, а также в проектах законодательных актов по соответствующим вопросам.

6 марта 1991 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР "О советской милиции". В статье 9 этого Закона определены основания и порядок привлечения военнослужащих для охраны общественного порядка. Предусмотрено, что меры по охране общественного порядка с привлечением военнослужащих согласовываются с республиками. На военнослужащих, участвующих в охране общественного порядка, распространены положения о правах, обязанностях и гарантиях правовой и социальной защищенности работников милиции. Эти положения в полной мере распространяются на совместное патрулирование милиции и военнослужащих, предусмотренное Указом Президента СССР от 29 января 1991 года "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью" и другими нормативными актами.

По сообщению Председателя Верховного Совета СССР, на пятой сессии Верховного Совета СССР будут рассмотрены вопросы общей концепции военной реформы и связанные с ней проекты законодательных актов. В них должны также найти отражение проблемы использования военнослужащих для охраны общественного порядка.

Вместе с тем существует необходимость еще до полного пересмотра законодательства о Вооруженных Силах СССР устранить из него явно устаревшие и противоречащие Конституции СССР правовые нормы. К ним относятся, в частности, положения воинских уставов, которые в противоречии со статьями 6 и 7 Конституции СССР предусматривают обязанность командиров (начальников) проводить в жизнь политику Коммунистической партии и разрешать вопросы, связанные с воинской службой, совместно с партийными органами.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 18, 21 и 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:

1. В связи с установлением в Законе СССР "О советской милиции" оснований и порядка привлечения военнослужащих к охране общественного порядка рассмотрение вопроса о соответствии Конституции СССР и законам СССР Указа Президента СССР от 29 января 1991 года "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью" считать завершенным.

2. Принять к сведению сообщение Председателя Верховного Совета СССР о том, что на пятой сессии Верховного Совета СССР будут рассмотрены вопросы общей концепции военной реформы и связанные с ней проекты законодательных актов о Вооруженных Силах СССР, в которых найдут свое отражение предложения Комитета конституционного надзора СССР, содержащиеся в его Заявлении от 13 февраля 1991 года.

3. Статья 48 Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года, в части, требующей от командиров (начальников) проводить в жизнь политику не только Советского правительства, но и Коммунистической партии, и статья 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, утвержденного тем же Указом, в части, обязывающей начальника гарнизона разрешать вопросы, связанные с гарнизонной службой и проведением совместных мероприятий, не только с советскими, но и с партийными органами на местах, противоречат статьям 6 и 7 Конституции СССР и приостанавливают свое действие с момента принятия настоящего Заключения до устранения отмеченного несоответствия.

 

Председатель Комитета

конституционного надзора СССР

С.АЛЕКСЕЕВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования