Утверждена

Министерством путей сообщения СССР

12 февраля 1991 г. N ЦП/4840

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ СООРУЖЕНИЙ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

И ОБЪЕКТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ К ЛЕДОХОДУ И ПРОПУСКУ

ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД

 

Настоящая Инструкция по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод разработана отделом эксплуатационных обследований и технологии ремонта инженерных сооружений Проектно-технологическо-конструкторского бюро по заданию Главного управления пути МПС СССР.

Работа выполнена на основании обобщения опыта работы железных дорог по подготовке и проведению водоборьбы, а также анализа разрабатываемых железными дорогами мероприятий по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод.

Рассчитана на линейных работников железнодорожного транспорта.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования к подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод. В зависимости от местных условий на железных дорогах могут быть разработаны дополнительные требования и положения, регламентирующие состав и организацию выполнения комплекса необходимых мероприятий по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к пропуску весенних и ливневых вод <*>, в том числе и по другим хозяйствам дороги.

--------------------------------

<*> Далее - мероприятия.

 

1.2. Сооружения путевого хозяйства (земляное полотно, мосты, трубы, лотки, водоотводы) и объекты водоснабжения (плотины, водосливы, водозаборные сооружения, насосные станции и др.) должны обеспечивать нормальный пропуск льда, весенних и ливневых вод, безопасность и непрерывность движения поездов, бесперебойное снабжение водой потребителей.

1.3. Подготовка сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод обеспечивается:

1) проведением ежегодных укрепительных, ремонтных и строительных работ по планам текущего содержания, капитального ремонта и переустройства сооружений;

2) выполнением организационно-технических мероприятий и неотложных работ на объектах по планам, разрабатываемым ежегодно на железных дорогах заблаговременно до наступления весеннего и ливневого периода в соответствии с разд. 2 настоящей Инструкции.

 

2. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДО НАСТУПЛЕНИЯ

ПЕРИОДОВ ЛЕДОХОДА, ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД

 

2.1. Начальники дистанций пути и начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги ежегодно по результатам осеннего осмотра сооружений и с учетом опыта прошлых лет обязаны уточнить наличие опасных по размывам мест и до 1 ноября представить начальникам служб пути, начальникам отделений дороги и начальникам отелов водоснабжения и санитарно-технических устройств дороги мероприятия.

При осмотре опасных мест надлежит обращать особое внимание на следующие объекты и их состояние:

1) насыпи и выемки, подверженные деформациям;

2) неукрепленные или недостаточно укрепленные откосы земляного полотна, конуса насыпей у мостов и регуляционные сооружения;

3) пойменные насыпи в условиях длительного подтопления и с недостаточным возвышением бровки над горизонтом высоких вод;

4) мосты и трубы с недостаточным отверстием и трубы, работающие с подпором;

5) мосты и трубы, находящиеся в стадии переустройства;

6) временные (временно восстановленные) мосты и трубы;

7) мосты, имеющие опоры с малой глубиной заложения фундаментов, не защищенные от подмыва;

8) овраги, образующиеся вблизи железнодорожного пути и у сооружений;

9) водоотводные устройства земляного полотна и ливневой канализации;

10) русла искусственных сооружений и их укрепление (осмотр производить с обязательной очисткой от наносов);

11) барражные стенки и пазухи за ними;

12) селепропускные сооружения;

13) места переходов под железнодорожными путями различного рода трубопроводов;

14) автомобильные дороги вблизи пути, которые могут оказать влияние на железнодорожные сооружения при пропуске весенних и ливневых вод;

15) плотины прудов и различного рода водохранилищ, прорыв или сброс воды из которых может вызвать повреждения железнодорожных сооружений;

16) плотины, водосливы, насосные станции, водозаборные и другие гидротехнические сооружения хозяйства водоснабжения, которым угрожает подмыв.

В мероприятиях по каждому объекту должны быть определены работы, подлежащие выполнению до наступления весеннего паводка, и меры, которые необходимо предпринять в период прохода весенних и ливневых вод, с указанием потребных для этой цели материалов, инструмента и рабочей силы. При разработке мероприятий следует учитывать результаты классификации сооружений по водопропускной способности, гидрометеорологический прогноз, интенсивность снеготаяния, формирования и прохождения паводка, а также опыт прошлых лет.

2.2. Начальники служб пути и отделов водоснабжения и санитарно-технических устройств дороги рассматривают представленные дистанциями пути и дистанциями (отделами) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог мероприятия и на их основе разрабатывают дорожный оперативный план подготовки путевого хозяйства и объектов водоснабжения к пропуску льда, весенних и ливневых вод. Этот план согласовывается со всеми причастными службами управления дороги и представляется начальнику дороги на утверждение.

Мероприятия должны быть утверждены приказом: до 20 декабря на Закавказской, Среднеазиатской, Одесской, Молдавской и Львовской дорогах; до 10 февраля на Восточно-Сибирской, Забайкальской, Байкало-Амурской и Дальневосточной и до 10 января на всех остальных дорогах.

2.3. В мероприятиях, утвержденных начальниками дорог, должны быть предусмотрены:

1) основные организационно-технические меры, обеспечивающие непрерывность и безопасность движения поездов в период интенсивного снеготаяния, пропуска льда, весенних и ливневых вод;

2) перечень особо опасных объектов с указанием необходимых работ, материалов, сроков подготовки объектов и лиц, ответственных за обеспечение безопасного пропуска паводка (Приложение, форма 1);

3) перечень объектов, по которым предусматривается выполнение до паводка строительных и укрепительных работ организациями Минтрансстроя СССР или других министерств и ведомств, с указанием сроков и ответственных лиц; указанный перечень должен быть согласован с исполнителями работ (см. Приложение, форма 2);

4) план обеспечения дистанций пути и дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог противоразмывными материалами, топливом и спецодеждой в соответствии с ведомостью необходимых материалов для нужд водоборьбы (см. Приложение, форма 3);

5) план формирования противоразмывных поездов с указанием районов обслуживания, пунктов их стоянки, количества вагонов и материалов в них (см. Приложение, форма 4); при этом вагоны, занятые в противоразмывных поездах, необходимо относить к числу изъятых из рабочего парка;

6) в зависимости от местных условий в противоразмывные поезда могут быть включены платформы с пролетными строениями и разгружающими пакетами (см. Приложение, форма 5);

7) перечень мостов, у которых должны проводиться промеры русел с указанием сроков их проведения (как правило, 2 раза в год до и после прохождения паводка) (см. Приложение, форма 6);

8) план обеспечения насосных и фильтровальных станций топливом, реагентами и другими материалами на период разлива весенних вод;

9) перечень мостовых конструкций, которые могут быть привлечены из запаса для восстановления сооружений;

10) перечень взятых на учет жилых поселков, домов и грузов, расположенных в затопляемых зонах, и планы их эвакуации в случае необходимости.

2.4. Начальники отделений дорог в соответствии с дорожными планами подготовки путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод обязаны:

1) утвердить мероприятия отделения и перечень опасных мест с указанием необходимых работ и материалов, сроков исполнения, лиц, ответственных по каждому опасному объекту, порядок привлечения дополнительной рабочей силы от предприятий железной дороги, а также перечень объектов, требующих устройства телефонной связи, освещения, постоянного дежурства и других дополнительных мер; предусмотреть в случае необходимости возможность привлечения на договорных началах рабочей силы с предприятий и организаций других ведомств;

2) в предусмотренные планом мероприятий сроки обеспечить за счет имеющегося наличия и получения по фондам I квартала своевременное снабжение дистанций пути, дистанций (отделов) и участков водоснабжения и санитарно-технических устройств материалами, инструментом и спецодеждой, необходимыми для проведения укрепительных и ремонтных работ и для создания запаса на опасных объектах и в противоразмывных поездах;

3) осуществлять постоянный контроль за обеспечением дистанций пути и участков водоснабжения материалами, формированием противоразмывных поездов, ходом подготовительных работ и выполнением других противопаводковых мероприятий.

2.5. Заместители начальников отделений, ведающие путевым хозяйством, и начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог обязаны:

1) осуществлять постоянный контроль за ходом подготовительных работ по каждому опасному объекту, за обеспечением дистанций пути и участков водоснабжения материалами, формированием противоразмывных поездов и выполнением других предпаводковых мероприятий;

2) заблаговременно, в период осеннего осмотра инженерных сооружений совместно с территориальными организациями-владельцами провести проверку состояния плотин, временных мостов и земляного полотна автомобильных дорог, а также магистральных каналов и других объектов системы орошения, прорыв или разрушение которых может угрожать сохранности или нормальной работе железнодорожных сооружений. Обнаруженные разрушения и другие неисправности устраняются незамедлительно.

2.6. Начальники дистанций пути и дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дорог отвечают за своевременное выполнение следующих мероприятий:

1) заблаговременное проведение всех работ, предусмотренных мероприятиями по подготовке к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод;

2) своевременное получение и доставку к местам назначения укрепительных материалов, топлива, инструмента и спецодежды;

3) контроль за ходом и своевременным окончанием строительных и укрепительных работ на объектах, которые выполняются подрядными строительными организациями;

4) организацию технической учебы и инструктажа подчиненных работников, связанных с пропуском льда, весенних и ливневых вод, по подготовке каждого объекта и по порядку действий в период паводка.

2.7. Начальники дистанций пути обязаны также:

1) проверить положение работ на строящихся объектах вторых путей, развития узлов и станций, электрификации и реконструкции участков, которые не могут быть закончены до весеннего (или ливневого) паводка, и согласовать с подрядными строительными организациями перечень необходимых работ, которые должны быть выполнены для обеспечения безопасного пропуска весенних (ливневых) вод;

2) не допускать развертывания работ, которые могут создавать угрозу для безопасного пропуска паводка (устройство котлованов вблизи пути, разборка укреплений русел, конусов и откосов насыпей и др.);

3) на дистанциях пути, где должны производиться взрывные работы по дроблению льда, подготовить склады для хранения взрывчатых материалов, оформить в установленном порядке разрешение на право производства взрывных работ, на право приобретения и на право хранения взрывчатых веществ и средств взрывания и своевременно заключить договоры с организациями, которые будут производить взрывные работы (по указанию Управления дороги). При проведении этих работ своими силами принять необходимые меры для подготовки взрывников и заведующих складами взрывчатых материалов;

4) организовать проведение зимних промеров русел рек у мостов в соответствии с Указаниями по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах и Инструкцией по содержанию искусственных сооружений от 18 января 1986 г. N ЦП/4363 и провести при необходимости укрепительные работы для предотвращения подмыва опор.

2.8. Начальники служб пути с учетом предложений отделений дороги должны в соответствии с планом мероприятий разработать заявки в правительства союзных и автономных республик, согласованные с облисполкомами, на привлечение в необходимых случаях рабочей силы и технических средств от территориальных организаций для работ по обеспечению сохранности железнодорожного пути и сооружений при возникновении стихийных бедствий и представить их руководству дороги.

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ

ЛЕДОХОДА И ПРОХОДА ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД

 

3.1. Для обеспечения безопасного прохода льда, весенних и ливневых вод начальники дистанций пути обязаны обеспечить:

1) уборку снега с узлов и станций, вскрытие и очистку водоотводных устройств;

2) очистку от снега балластной призмы в местах, подвергающихся разжижению;

3) вскрытие и очистку от снега кюветов, нагорных и водоотводных канав, водоотводных лотков, труб и мостиков под переездами; эти работы следует вести от выходных концов сооружений;

4) устройство на откосах высоких насыпей и глубоких выемок поперечных канав в снегу до поверхности земли;

5) очистку от снега откосов насыпей и выемок, которые подвержены оползням, сплывам или другим деформациям;

6) устройство прорезей в снеговых валах для выпуска воды в нагорные канавы или устройство отвода воды вдоль валов в местах, где за снежными валами у щитов с нагорной стороны может скопиться вода;

7) нормальный отвод воды в местах незаконченных работ по ремонту земляного полотна, а также недопущение возможной фильтрации воды через земляное полотно в местах, где в осенне-зимний период произведены работы по прокладке различного рода трубопроводов (к этим работам - особое внимание!);

8) расчистку от снега отверстий, входов и выходов у малых мостов и труб, устройство в снегу по руслу подводящих и отводящих канав; околку наледей, препятствующих нормальному проходу воды;

9) уборку находящихся вблизи сооружений материалов, которые при подъеме воды могут закрыть водопропускные отверстия;

10) уборку от отверстий труб щитов, закрывающих их на зиму;

11) ремонт щитов шандорных искусственных сооружений и опробование их действия;

12) околку льда у опор больших мостов, деревянных опор и ледорезов во избежание повреждения их примерзшим льдом при изменении горизонта ледяного покрова;

13) заготовку материалов для устройства волнобоев (бревен, старых шпал, фашин и др.) для защиты от размыва пойменных насыпей и насыпей в зоне водохранилищ, подверженных воздействию волнения воды;

14) подготовку необходимых подмостей и инструмента (багров) для ликвидации заторов льда под мостами;

15) подготовку лодок, спасательных кругов и необходимых материалов (веревок, шпагата и др.) для проведения взрывных работ по дроблению льда;

16) проведение технической учебы и инструктажа лиц, занятых в подготовке и проведении безопасного пропуска ледохода и ливневых вод.

3.2. Для нормальной работы объектов водоснабжения начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги обязаны обеспечить:

1) очистку водозаборных сооружений насосных станций от утепляющих материалов;

2) околку льда у плотин и водосливов, свайных кустов, оголовков самотечных линий и галерей и водозаборных колодцев;

3) обваловку зданий, установку резервных насосных агрегатов, их бесперебойную работу на весь период паводка и укладку временных всасывающих линий;

4) создание необходимого запаса топлива (твердого и жидкого) на насосных станциях, подверженных затоплению;

5) очистку нагорных канав в местах подхода к водопропускным трубам и лоткам.

3.3. Начальники геофизических станций железных дорог обязаны:

1) не позднее чем за две недели до наступления весеннего паводка сообщить отделениям дороги и линейным предприятиям гидрологические прогнозы по рекам и крупным водохранилищам с указанием дат начала ледохода и прохождения "пика" паводка, максимальных уровней воды;

2) совместно с начальниками дистанций пути заблаговременно проверить наличие водомерных реек у крупных сооружений, где предусмотрено проведение наблюдений, увязать "нули" реек с отметками реперов (в абсолютных отметках) и организовать регулярную передачу сведений об уровнях воды и состоянии снежного и ледяного покрова в службу пути.

3.4. Заместители начальников отделений дороги, ведающие путевым хозяйством, начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги и начальники дистанций пути после получении гидрологических прогнозов должны уточнить границы зон подтопления железнодорожного пути и сооружений с учетом ожидаемых максимальных уровней рек и водохранилищ, проанализировать влияние подтопления на конкретные объекты и участки пути и на основании этого анализа предусмотреть проведение дополнительных мер для обеспечения безопасного пропуска льда и паводка, а также для вывоза из зон затопления материалов, техники и т.д.

3.5. Начальники дистанций пути должны заблаговременно обеспечить устройство у всех малых мостов и водопропускных труб самофиксирующих реек для установления наивысшего за время паводка уровня подъема воды.

3.6. До наступления паводка в управлениях и отделениях дорог должны быть созданы оперативные группы для руководства работами по подготовке к водоборьбе, а также для принятия необходимых мер в период водоборьбы.

3.7. На дистанциях пути приказом должны быть четко определены:

1) расстановка командного состава на период водоборьбы;

2) ответственные лица за обеспечение безопасного пропуска льда и паводка по каждому опасному объекту;

3) объекты, по которым в период паводка устанавливается дежурство специальных работников или бригад.

Учет хода подготовки сооружений к пропуску ледохода, весенних, и ливневых вод, накопление материалов при формировании противоразмывных поездов постоянно ведутся в дистанциях пути в соответствии с формой 7 Приложения.

3.8. На особо опасных по размывам объектах, требующих постоянного надзора в период ледохода и паводка и специальных дежурств, по перечню, утвержденному отделением дороги, должны быть установлены телефоны (с включением в линейно-путевую, постанционную или перегонную связь).

3.9. При комиссионных осмотрах готовности путевого хозяйства и объектов водоснабжения к пропуску льда и паводка, которые должны быть проведены за 15 - 20 дней до начала паводка, на каждой дистанции пути и в дистанции (отделе) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделения дороги под руководством заместителя начальника (или главного инженера) отделения дороги проверяется выполнение утвержденных предпаводковых мероприятий, в том числе:

1) подготовка опасных объектов (выполнение укрепительных и ремонтных работ, состояние укреплений, наличие запаса противоразмывных материалов);

2) положение с очисткой водоотводных устройств земляного полотна, подводящих и отводящих русел мостов и труб;

3) состояние работ на строящихся объектах и готовность к безопасному пропуску весенних (ливневых) вод;

4) наличие, состояние и возможность отгрузки имеющихся на дистанции пути подвесных рельсовых пакетов и находящихся в свободном наличии металлических пролетных строений, имеющихся плавсредств и съемных дрезин;

5) знания работников, которые будут привлекаться к водоборьбе, по применению наиболее эффективных приемов и методов предотвращения размывов на конкретных объектах с учетом их особенностей.

3.10. С целью усиления контроля за состоянием пути и сооружений в весенний и ливневый периоды управлениями дорог должны быть утверждены:

1) перечень опасных по размывам мест, при проследовании которых локомотивными бригадами должна проявляться особая бдительность (см. Приложение, форма 8);

2) порядок надзора за опасными местами в эти периоды.

Информация об угрозе размыва, о скоплении воды у пути и других опасных явлениях локомотивными бригадами и дежурными по станциям передается по действующей системе "Толчок в пути".

Выписки из указанного перечня вручаются под расписку всем старшим дорожным мастерам, мостовым мастерам, дорожным мастерам и бригадирам пути, локомотивным бригадам, обходчикам железнодорожного пути и искусственных сооружений.

 

4. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОХОДА

И ПРОПУСКА ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД

 

4.1. С началом ледохода и пропуска весенних и ливневых вод все опасные по размыву объекты, в том числе железнодорожные плотины и водозаборы, места возможного перелива воды через путь, выхода селевых потоков, мосты и трубы с недостаточным отверстием, трубы, работающие с подпором, мосты с опорами мелкого заложения должны находиться под особо тщательным надзором с установлением специальных обходов или дежурств.

4.2. Контроль за особо опасными и сложными объектами осуществляется ответственными работниками управления или отделения дороги, которые, кроме того, оказывают необходимую помощь в проведении водоборьбы дистанциями пути и дистанциями (отделами) водоснабжения и санитарно-технических устройств.

4.3. Начальники дистанций пути, дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги, проверив выполнение мероприятий, предусмотренных оперативным планом водоборьбы, должны находиться на наиболее ответственных участках и объектах и принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности движения поездов, сохранности и бесперебойности работы сооружений.

4.4. Все работники, находящиеся на объектах водоборьбы, действуют в соответствии с принятым оперативным планом и конкретной обстановкой, не ожидая распоряжений руководства.

4.5. На период ледохода и пропуска весенних и ливневых вод в отделениях дорог, службах пути и в Главном управлении пути МПС при необходимости вводится непрерывное дежурство ответственных работников для информации о положении дел при ледоходе и паводке и для принятия надлежащих оперативных мер.

4.6. При проходе весенних и ливневых вод в целях своевременного обнаружения размывов и деформаций искусственных сооружений и земляного полотна необходимо:

1) вести наблюдения за изменением уровня подъема воды, характерными особенностями ее прохода (образование водоворотов, заторов, косина струй, изменение скорости и направления течения, застой воды);

2) измерять глубину русла у опор мостов, конусов и регуляционных сооружений (при неглубоком заложении опор, легко размываемых грунтах);

3) проверять состояние укрепления конусов и пойменных насыпей, укрепления насыпей в зоне водохранилищ;

4) вести наблюдения за работой водоотводов земляного полотна (кюветов, нагорных и водоотводных канав, лотков), за оврагообразованием вблизи пути, подходом к пути селевых потоков, состоянием неустойчивых откосов насыпей, выемок, склонов косогоров и скально-обвальных участков;

5) следить за работой искусственных сооружений, имеющих недостаточное отверстие; труб, работающих в напорном режиме; временных мостов и труб; сооружений, не законченных переустройством;

6) проверять места прокладки трубопроводов с целью обнаружения возможной фильтрации воды через тело насыпи.

4.7. Для предупреждения возникновения деформаций и размывов необходимо учитывать признаки, свидетельствующие о реальной угрозе сохранности объектов путевого хозяйства. К таким признакам относятся:

1) протекание воды вдоль земляного полотна с увеличением скорости течения;

2) насыщение влагой грунта отдельных мест и откосов выемок земляного полотна с просачиванием воды;

3) образование водоворотов, завихрений, промоин глубиной более 1 м от обреза фундаментов у малых искусственных сооружений;

4) уровень подпирания воды ниже бровки земляного полотна меньше чем на 0,5 м;

5) крупные водовороты у промежуточных опор с помутнением воды;

6) подъем воды в кюветах и канавах выше расчетного уровня (менее 0,25 м от бровки кювета);

7) выход жидкой грязи или более мутной воды из низового конца напорной трубы;

8) промоины в балласте в виде глубоких прорезей.

4.8. При пропуске льда необходимо:

1) обеспечить нормальный проход льда под мостами и не допускать образования заторов;

2) организовать наблюдения (в необходимых случаях) за возможным образованием заторов в верховой и низовой сторонах моста, в том числе и с применением авиации (по предварительно заключенным договорам с местными подразделениями гражданской авиации);

3) производить взрывные работы по дроблению льда и ликвидации заторов в строгом соответствии с действующим Наставлением по производству взрывных работ при пропуске ледохода у инженерных сооружений железных дорог и с Едиными правилами безопасности при взрывных работах.

4.9. Если предотвратить возникновение размывов и деформаций не удалось, то ответственное на данном объекте лицо должно в соответствии с оперативным планом водоборьбы и сложившейся обстановкой принять экстренные меры для обеспечения безопасности движения поездов, локализации и последующей ликвидации повреждений.

 

5. МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ПРОХОДА

ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД

 

5.1. При весеннем осмотре путевого хозяйства, который проводится начальником дистанции пути, его заместителем или главным инженером с участием мостового мастера, старшего дорожного и дорожного мастеров, а по устройству водоснабжения - начальником дистанции (отдела) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделения дороги с участием мастеров участков водоснабжения, проверкой всех инженерных сооружений уточняются последствия прохода весенних вод и ледохода.

Одновременно совместно с причастными территориальными организациями и организациями-владельцами проводится проверка состояния плотин, временных мостов и земляного полотна автомобильных дорог, а также магистральных каналов и других объектов системы орошения.

Проверка искусственных сооружений и земляного полотна, где спад высоких вод не произошел к моменту весеннего осмотра, производится дополнительно. Также отдельно проводится осмотр сооружений в случае повреждений их при проходе ливневых вод.

5.2. По результатам осмотров начальниками дистанций пути и начальниками дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги разрабатываются и осуществляются меры для ликвидации последствий прохода весенних и ливневых вод. В первую очередь выполняются следующие работы:

1) очистка заиленных кюветов, нагорных и водоотводных канав, пазух за барражными стенками, русел малых мостов и труб;

2) досыпка поврежденных конусов, откосов насыпей, регуляционных сооружений; досыпка насыпей и подъемка пути в местах перелива через пути;

3) предупредительные работы по оврагообразованию;

4) упорядочение поверхностного стока вод в местах деформации земляного полотна;

5) ремонт поврежденного укрепления конусов и русел, регуляционных сооружений, откосов и насыпей, берегоукрепления;

6) ремонт быстротоков, очистка и устранение повреждений водобойных колодцев и других сооружений;

7) очистка, промывка береговых водоприемных колодцев, самотечных линий и оголовков водозаборов;

8) очистка шахт, установка на место стационарного оборудования, восстановление автоматизации насосных станций и другие работы, связанные с переходом на стационарное оборудование.

Все повреждения, которые создают угрозу сохранности сооружений и земляного полотна или могут вызвать дальнейшее расстройство укреплений, должны устраняться незамедлительно.

5.3. При больших объемах повреждений, а также при необходимости привлечения к работам ремонтно-строительных организаций начальники служб пути и дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги разрабатывают мероприятия для ликвидации повреждений, причиненных ледоходом или паводком. При этом в случае необходимости корректируются планы капитального ремонта инженерных сооружений.

Мероприятия утверждаются руководством железных дорог.

Контроль за выполнением указанных работ осуществляют службы пути, отделения дорог и отделы водоснабжения и санитарно-технических устройств управлений и отделений дорог.

Инструкция по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод, утвержденная МПС 06.05.75 N ЦП/3230, считается утратившей силу.


 

Приложение

 

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПОДГОТОВКОЙ К ЛЕДОХОДУ

И ПРОПУСКУ ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД

 

Форма 1

 

Перечень

особо опасных мест по пропуску ледохода и паводка

 

N
п/п

НОД

ПЧ

Линия,
пере-
гон  

Км

Наимено-
вание  
объекта,
водотока

Характеристика
опасных мест,
возможных де-
формаций     

Необхо-
димые 
меро- 
приятия

Объемы
работ

Испол-
нитель

Срок 
испол-
нения

Ответ-
ствен-
ное  
лицо 

1

2

3

4  

5

6   

7      

8  

9  

10 

11 

12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Начальник службы _____________________________

                                        (подпись)


 

 

 

 

Форма 2

 

Перечень

объектов, по которым предусматривается выполнение

до паводка укрепительных и строительных работ

организациями других министерств и ведомств

 

N
п/п

НОД

ПЧ

Наименование
сооружения

Линия,
перегон

Км

Необходи-
мые меро-
приятия 

Срок 
испол-
нения

Испол-
нитель

Конт-
роль

1

2

3

4     

5  

6

7   

8  

9  

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Начальник службы пути ________________________

                                            (подпись)

 

              Ответственный представитель

              подрядной организации-исполнителя ____________

                                                 (подпись)

 

 

 

Форма 3

 

Ведомость

потребных материалов для нужд водоборьбы

 

┌───┬────────────────┬───────┬────┬───────┬──────┬───────────────┐

│ N │    Материал    │Измери-│Пос-│Сроки  │Всего │В том числе по │

п/п│                │тель   │тав-│постав-│  по        НОД     

                          │щик │ки     │дороге├───┬───┬───┬───┤

                                           │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├───┼────────────────┼───────┼────┼───────┼──────┼───┼───┼───┼───┤

│1  │Камень бутовый  │кв. м                              

│2  │-"- самозаготав-│-"-                                

   │ливаемый                                           

│3  │Лес круглый     -"-                                

│4  │-"- пиленый     -"-                                

│5  │Цемент          т                                  

│6  │Мешки б/у       │шт.                               

│7  │Веревка         кг                                 

│8  │Проволока       т                                  

│9  │Гвозди          кг                                 

│10 │Сталь круглая   т                                  

│11 │-"- угловая     т                                  

│12 │Провод АПВ      │м                                  

│13 │-"- кабель      м                                  

│14 │Телефоны        │шт.                                

│15 │Прожекторы      -"-                                

│16 │Лампы прожектор-│-"-                                

   │ные                                                

│17 │Фонари аккумуля-│-"-                                

   │торные                                             

│18 │Рукавицы        │пар                                

│19 │Сапоги резиновые│-"-                                

│20 │-"-  болотные   -"-                                

│21 │Костюмы брезен- │шт.                                

   │товые                                              

│22 │Куртки ватные   │шт.                                

│23 │Плащи брезенто- │-"-                                

   │вые                                                

│24 │Лотки деревянные│м                                  

│25 │Рельсовые пакеты│шт.                                

│26 │Шпалы (старогод-│-"-                                

   │ные)                                               

│27 │Лодки           -"-                                

│28 │Бензин          т                                  

│29 │Ломы            │шт.                                

│30 │Кирки           -"-                                

│31 │Багры           -"-                                

│32 │Габионы         -"-                                

│33 │Лопаты совковые │-"-                                

│34 │-"- штыковые    -"-                                

└───┴────────────────┴───────┴────┴───────┴──────┴───┴───┴───┴───┘

 

Начальник службы                   Начальник службы пути _________

материально-технического                                 (подпись)

обеспечения дороги _________

                   (подпись)

 

 

 

Форма 4

 

ПЛАН

формирования противоразмывных поездов

 


 

НОД

Стан-
ция 
фор-
миро-
вания

Кол-
во  
поез-
дов 

Кол-
во 
ва-
го-
нов

В том  
числе  

В том числе загружено                

Ответ-
ствен-
ный за
форми-
рова-
ние  

Срок
фор-
ми-
ро-
ва-
ния

кры-
тых
под
инс-
тру-
мент

плат-
форм
и по-
лува-
гонов

круг-
лым 
лесом

пило-
мате-
тери-
алами

бал-
лас-
том

щеб-
нем

кам-
нем

старо-
годные
шпалы

метал-
личес-
кие  
про- 
летные
строе-
ния  

рель-
совые
паке-
ты  

желе-
зобе-
тон-
ные 
блоки

1

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10

11

12 

13 

14 

15 

16 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник службы движения ________ Начальник службы пути _________

                         (подпись)                       (подпись)


 

 

 

 

Форма 5

 

Перечень

металлических пролетных строений, труб и инвентарных

пакетов, предназначенных для использования в период

пропуска ледохода и паводка

 

N
п/п

НОД

ПЧ

Кол-во,
шт. 

Полная
длина, м

Высота,
м  

Местонахождение

Масса  
пролета, т

1

2

3 

4  

5   

6  

7      

8    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               I. Металлические пролетные строения

 

                      II. Инвентарные пакеты

 

                     III. Металлические трубы

 

               Начальник службы пути _____________

                                       (подпись)

 

 

 

Форма 6

 

Перечень

мостов, требующих промеров русел

 

N
п/п

НОД

ПЧ 

Линия, перегон 

Км 

Водоток 

Примечание

1

2 

3 

4        

5  

6    

7    

 

 

 

 

 

 

 

 

               Начальник службы пути ___________

                                      (подпись)

 

 

 

Форма 7

 

Данные

по подготовке дистанций пути железных дорог

к водоборьбе

 

┌──────────────────┬─────────┬────────┬────────┬─────────────────┐

   Мероприятие    │ Единица │Плановый│Срок вы-   Выполнение   

                  │измерения│ объем  │полнения├─────┬─────┬─────┤

                                   │работ по│на __│на __│на __│

                                   │плану                 

├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┤

    Заготовка                                            

    материалов                                           

                                                         

│Бутовый камень    │куб. м                                 

│Лес круглый       -"-                                    

│-"- пиленый       -"-                                    

│Мешки             │шт.                                    

                                                         

│ Очистка от снега │                                       

      и льда                                             

                                                         

│Кюветы            км                                     

│Нагорные и водоот-│-"-                                    

│водные канавы                                            

│Больные места зем-│шт.                                    

│ляного полотна                                           

│Отверстия малых   -"-                                    

│мостов и труб                                            

                                                         

│Подготовка опасных│-"-                                    

│мест по размывам                                         

                                                         

│Промеры русел     │шт.                                    

                                                         

│Осмотр плотин     -"-                                    

                                                         

   Формирование                                          

│ противоразмывных │                                       

     поездов                                             

                                                         

│Поезд             │шт.                                    

│Вагон             -"-                                    

└──────────────────┴─────────┴────────┴────────┴─────┴─────┴─────┘

 

 

 

Форма 8

 

Перечень

опасных мест, при проследовании которых

локомотивными бригадами должна проявляться

особая бдительность в период паводка

 

N
п/п

НОД

ПЧ

Перегон

Путь

Км

Причина установления предупреждения

1

2

3

4  

5 

6

7                

 

 

 

 

 

 

 

 

               Начальник службы пути ___________

                                      (подпись)

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования