СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 января 1991 г. N 30 О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР Во исполнение Постановления Верховного
Совета РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О введении в действие Закона РСФСР
"О земельной реформе" Совет Министров РСФСР постановляет: 1. Утвердить Республиканскую программу
проведения земельной реформы на территории РСФСР (прилагается). Государственному комитету РСФСР по
земельной реформе, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Министерству лесного хозяйства РСФСР, другим заинтересованным министерствам и
ведомствам РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР,
исполкомам местных Советов народных депутатов осуществить необходимую
организаторскую работу по выполнению указанной Программы. 2. Государственному комитету РСФСР по
экономике, Государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению
республиканских и региональных программ, Министерству финансов РСФСР обеспечить
ежегодно выделение Государственному комитету РСФСР по земельной реформе
материально-технических и финансовых средств, необходимых для реализации
Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РСФСР,
отдельной строкой из ресурсов, выделяемых агропромышленному комплексу. Председатель Совета Министров РСФСР И.СИЛАЕВ Управляющий Делами Совета Министров РСФСР А.ТРЕТЬЯКОВ Утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. N 30 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР I. Общие положения Республиканская программа проведения
земельной реформы на территории РСФСР разработана в соответствии с
Постановлением внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР "О программе
возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса",
Законами РСФСР "О земельной реформе" и "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве". Земельная реформа имеет целью
перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития
различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики,
рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы
осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений,
объединений и товариществ с закреплением их прав на землю. Земельная реформа будет проводиться
поэтапно. На первом ее этапе осуществляется закрепление земель в федеративную
собственность РСФСР и собственность республик, входящих в ее состав, уточнение
административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий,
организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для
последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены на
землю. На втором этапе осуществляется передача и
закрепление земель в собственность, владение, пользование, в том числе в
аренду, гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям. Содержание Программы исходит из того, что
земельная реформа предусматривает введение многообразия форм собственности и
стимулирование развития новых форм хозяйствования, а также экономически
обоснованное и социально справедливое перераспределение земель для организации
более рационального их использования, экологизацию
землевладения и землепользования. В результате осуществления Программы
будут созданы условия для равноправного развития коллективных, индивидуальных и
других форм использования земли, для повышения эффективности сельскохозяйственного
производства, защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности и
вредных природных процессов. Проведение
земельной реформы позволит в ближайшее время преобразовать земельные отношения
внутри хозяйств, изменить в них отношение к земле и повысить ее продуктивность,
создать 80 - 100 тысяч крестьянских хозяйств, в 1,5 - 2 раза увеличить площади
земель в личных подсобных хозяйствах, в основном обеспечить потребность граждан
в садовых и огородных участках и увеличить объемы производства сельскохозяйственной
продукции в 1,5 - 1,8 раза. Выполнение Программы возлагается на
Советы народных депутатов и их исполкомы, Государственный комитет РСФСР по
земельной реформе, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Министерство лесного хозяйства РСФСР, другие министерства и ведомства. II. Организационное
обеспечение земельной реформы 1. Советам Министров республик, входящих
в состав РСФСР, исполкомам краевых, областных, автономных областей и автономных
округов Советов народных депутатов с участием Госкомзема
РСФСР в январе 1991 г. создать комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.
Разработать с участием Минсельхозпрода РСФСР, Минлесхоза
РСФСР, Госкомприроды РСФСР, Госкомархстроя
РСФСР, Минюста РСФСР Положение о Госкомземе РСФСР и
его органах на местах. 2. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпрому РСФСР с участием Центрального
банка РСФСР и АККОРа внести предложения об
организации в 1991 году Российского земельного банка. 3. Госкомзему
РСФСР совместно с Советами народных депутатов подготовить в I квартале 1991 г.
нормативно-методическую документацию о депутатских земельных комиссиях. 4. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомэкономике РСФСР,
Минфину РСФСР с участием АККОРа в феврале 1991 г.
разработать программу поддержки крестьянских хозяйств и организовать проведение
республиканского съезда представителей крестьянских хозяйств и их ассоциаций. 5. Госкомзему
РСФСР с участием АККОРа провести в январе-феврале
1991 г. республиканские и зональные совещания председателей комитетов по
земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением работников и специалистов
исполкомов местных Советов народных депутатов и ассоциаций крестьянских
хозяйств. 6. Госкомзему
РСФСР, Мининформпечати РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР в целях пропаганды
земельной реформы организовать в 1991 году открытие постоянных рубрик и передач
в республиканских и местных газетах, на телевидении, учредить журнал
"Земля России". 7. Госкомзему
РСФСР совместно с исполкомами местных Советов народных депутатов создать в 1991
году при местных комитетах по земельной реформе малые предприятия, хозрасчетные
группы и другие формирования по выполнению работ, связанных с земельной
реформой. III. Правовое и
инструктивно-методическое обеспечение земельной реформы 1. Министерствам и ведомствам РСФСР
привести нормативные акты в соответствие с Законами РСФСР "О земельной
реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". 2. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минфину РСФСР, Россельхозакадемии
с участием АККОРа разработать в январе 1991 г.
рекомендации по условной приватизации земель, определению размеров земельных
наделов, созданию кооперативных и акционерных форм хозяйствования. 3. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минюсту РСФСР, Минлесхозу
РСФСР, Госкомархстрою РСФСР разработать до апреля
1991 г. формы государственных актов, удостоверяющих право владения землей и
право собственности на землю, договоров на аренду земли и других документов на
пользование землей. 4. Госкомзему
РСФСР, Минфину РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомэкономике
РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Госкомархстрою
РСФСР, Россельхозакадемии разработать в первом
полугодии 1991 г. положение о принципах платы за землю, порядок исчисления
земельного налога и арендной платы. 5. Госкомзему
РСФСР, Минюсту РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Минлесхозу
РСФСР разработать в марте 1991 г. положение о государственном контроле за использованием и охраной земель в РСФСР. 6. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомприроде
РСФСР, Россельхозакадемии с участием заинтересованных
министерств и ведомств разработать в январе 1991 г. порядок систематического
выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель в целях создания
земельного запаса Советов народных депутатов для последующего их
перераспределения, а также основные положения землеустройства, о содержании и
порядке ведения государственного земельного кадастра, в июне 1991 г. - механизм
экономического стимулирования рационального использования земли. 7. Госкомприроде
РСФСР, Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР,
Минфину РСФСР, Минюсту РСФСР, Россельхозакадемии
разработать в 1992 году механизм возмещения ущерба, причиненного в результате
деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и
уничтожения. 8. Госкомприроде
РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР
разработать в 1991 году порядок выявления и консервации деградированных, а
также загрязненных земель химическими и радиоактивными веществами свыше
допустимых концентраций. IV.
Землеустроительное обеспечение земельной реформы 1. Исполкомам местных Советов народных
депутатов, Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР осуществить в 1991 году передачу земель в
распоряжение местных Советов народных депутатов и провести инвентаризацию
земель (выборочно) по всем категориям землевладений и землепользований;
составить в 1991 - 1992 годах схемы землеустройства 1840 административных
районов с целью создания специального фонда земель для наделения землей
крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садоводства и
огородничества. 2. Исполкомам местных Советов народных
депутатов, Госкомзему РСФСР обеспечить: в 1991 - 1995 годах проведение
межхозяйственного землеустройства по перераспределению земель и их
предоставление с выдачей документов, удостоверяющих право владения,
собственности и пользования землей; в 1991 - 1995 годах выделение земельных
участков для ведения крестьянского хозяйства общей площадью 5,5 - 6,5 млн. га,
в том числе в 1991 году - 1,5 - 2 млн. га; в 1991 - 1995 годах увеличение площади
земель в личных подсобных хозяйствах на 3 млн. га, в том числе в 1991 году - на
1 млн. га; в 1991 - 1995 годах выделение земельных
участков для садоводства и огородничества 2,5 млн. га, в том числе в 1991 году
- 1,0 млн. га. 3. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР в 1991 - 1992 годах произвести в 17 тыс. хозяйств
внутрихозяйственную оценку земли. 4. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР,
Минфину РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Россельхозакадемии,
исполкомам местных Советов народных депутатов определить в 1991 году ставки
земельного налога по регионам республики. 5. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомэкономике РСФСР, Госкомприроде
РСФСР, Минлесхозу РСФСР в 1991 - 1995 годах
разработать и осуществить республиканскую и региональные программы защиты
земель от деградации, консервации деградированных земель и их восстановление. 6. Госкомзему
РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов в 1991 - 1995 годах
провести землеустройство крестьянских хозяйств с комплексом топографических,
почвенно-геоботанических, агрохимических и других изысканий; выполнить
необходимые аэрофотогеодезические, изыскательские и обследовательские работы
для обеспечения информацией о земле собственников, землевладельцев,
землепользователей и органов управления. V. Информационное
обеспечение земельной реформы, ведение кадастра и мониторинга земель 1. Госкомзему
РСФСР, Госкомэкономике РСФСР, Госкомобеспечению
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Госкомархстрою
РСФСР, Россельхозакадемии в 1991 - 1995 годах создать
республиканскую автоматизированную систему информационного обеспечения
земельной реформы и организации рационального использования земель. 2. Госкомзему
РСФСР, исполкомам Советов народных депутатов разработать и внедрить подсистему
ведения автоматизированного земельного кадастра. 3. Госкомзему
РСФСР, Россельхозакадемии совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами: в III квартале 1991 г. определить
содержание и методы ведения мониторинга земель; в 1991 - 1995 годах создать систему
ведения мониторинга земель на основе использования новейших средств и научных
методов; обеспечить топографические съемки и
обновление топографических карт масштабов 1:10000 - 1:100000 и планов сельских
и городских населенных пунктов в масштабе 1:5000 и крупнее; провести комплексное обследование и
картографирование земельных угодий и почвенно-растительного покрова, создание
базовой основы земельного кадастра, а также комплексное обследование и
картографирование сельскохозяйственных угодий на содержание гумуса, макро- и
микроэлементов, тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов, нитратов,
радионуклидов; осуществить сельскохозяйственные
аэрофотогеодезические изыскания и обследования земель, периодическое обновление
земельного кадастра и непрерывное внесение в него изменений по данным
оперативного мониторинга и учета земель; разработать
автоматизированное рабочее место землеустроителя для оперативного внесения
изменений в земельный кадастр, комплекс бортовых съемочных средств и наземных
пунктов приема информации для оперативного мониторинга земельных угодий и
почвенно-растительного покрова, автоматизированный геодезический прибор для
автономного определения координат границ землепользований на основе
использования глобальной спутниковой системы, комплекс стационарных и
передвижных лабораторий для анализа почв, растительности и грунтовых вод. VI.
Научно-методическое обеспечение земельной реформы 1. Госкомзему
РСФСР, Россельхозакадемии в 1992 году создать центр
научного обеспечения земельной реформы при Госкомземе
РСФСР. 2. Госкомзему
РСФСР, Россельхозакадемии в 1991 году сформировать
научные подразделения в объединении РосНИИземпроект и
в 12 зональных проектных институтах по землеустройству, в 1993 году создать
научно-производственное объединение по информационному обеспечению
рационального использования земель. 3. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Россельхозакадемии в
1991 - 1992 годах разработать: научные основы платного землевладения и
землепользования и экономического стимулирования рационального использования
земель; научные основы, содержание и методы
ведения государственного земельного кадастра в условиях многообразия форм
землевладения и землепользования; научные основы и методы землеустройства
при переходе к новым формам землевладения и землепользования; научные основы, методы и нормативы
организации рационального использования и охраны земель; научные основы мониторинга земель и методы
его ведения. 4. Госкомзему
РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Россельхозакадемии с
участием АККОРа подготовить во II квартале 1991 г.
научные рекомендации по оптимальным размерам крестьянских хозяйств по регионам
РСФСР, составлению в регионах схем развития крестьянских хозяйств, проекта
организации их территории, формированию и организации территории садовых и
огородных товариществ. 5. Госкомзему
РСФСР, Россельхозакадемии совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами в 1991 - 1992 годах подготовить
рекомендации по оценке земель, установлению нормативов стоимости земли на базе
ее оценки. 6. Госкомзему
РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомприроде
РСФСР до 1995 года подготовить рекомендации по совершенствованию организации и
устройства территории с целью создания устойчивых саморегулируемых ландшафтов,
в 1994 году - по изучению, использованию и охране оленьих пастбищ с целью
создания территорий приоритетного природопользования. VII. Кадровое
обеспечение земельной реформы 1. Госкомзему
РСФСР совместно с Минсельхозпродом РСФСР, Госкомнауки
и высшей школы РСФСР: в 1991 - 1992 годах
обеспечить расширение подготовки инженеров-землеустроителей в Новочеркасском
гидромелиоративном институте, Ленинградском, Омском и Воронежском
сельскохозяйственных институтах (150 человек ежегодно); открыть землеустроительные факультеты в
Пермском, Красноярском, Уссурийском сельскохозяйственных институтах (300
человек ежегодно) и землеустроительные отделения в сельскохозяйственных
техникумах (900 человек ежегодно); создать на базе Московского института
инженеров землеустройства Государственный университет по землеустройству с
подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству, почвоведению,
геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест; организовать на базе сельскохозяйственных
вузов факультеты по переподготовке кадров (ежегодно 2500 человек); открыть факультеты и курсы по повышению
квалификации в четырех сельскохозяйственных вузах и 15 государственных
проектных институтах по землеустройству. 2. Госкомзему
РСФСР в 1991 году организовать учебу председателей депутатских земельных
комиссий местных Советов народных депутатов. 3. Госкомнауки
и высшей школы РСФСР, Минобразованию РСФСР совместно
с Госкомземом РСФСР и другими заинтересованными
министерствами обеспечить включение в учебные планы подготовки специалистов,
деятельность которых связана с использованием и охраной земли и других
природных ресурсов, специальных курсов по земельному законодательству. VIII.
Материально-техническое и финансовое обеспечение земельной реформы 1. Госкомэкономике
РСФСР предусмотреть по агропромышленному комплексу выделение отдельной строкой
для Госкомзема РСФСР: в 1991 - 1995 годах легковых автомобилей
и другого специального автотранспорта - 1600 штук, в том числе в 1991 году -
300 штук; в 1991 - 1995 годах персональных
компьютеров типа IBM PC/AT - 2800 штук, в том числе в 1991 году - 2380 штук; в 1991 году полиграфического оборудования
- 20 комплектов; в 1991 году множительных приборов типа
"Канон" - 150 штук; в 1991 - 1995 годах бумажной продукции -
2500 тонн, в том числе в 1991 году - 500 тонн. 2. Минфину РСФСР в 1991
году предусмотреть выделение для Госкомзема РСФСР: 92
млн. рублей госбюджетных ассигнований для ведения государственного земельного
кадастра и мониторинга земель; 2 млн. рублей на проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; до 246 млн. рублей на
приобретение автотранспорта, компьютеров, геодезических приборов, стационарных
и передвижных лабораторий и другого оборудования, переподготовку кадров и
содержание органов Госкомзема РСФСР. Предусматривать в 1992 - 1995 годах
ежегодное выделение необходимых ассигнований для реализации Республиканской
программы проведения земельной реформы на территории РСФСР. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |