СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 декабря 1990 г. N 1282 О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В целях совершенствования организации
осуществления общегосударственных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций,
вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями,
снижения ущерба при их возникновении, координации действий при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения единой технической политики в
создании аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных средств Совет
Министров СССР постановляет: 1. Принять предложение
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям,
согласованное с Советами Министров союзных республик, Госпланом СССР, Госснабом
СССР, Госстроем СССР, Государственной комиссией Совета Министров СССР по
военно-промышленным вопросам, Министерством обороны СССР, Министерством внутренних
дел СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, о
создании Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в
чрезвычайных ситуациях. В Государственную общесоюзную систему по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях входят союзная,
территориальные и отраслевые подсистемы. Конкретные структуры этих подсистем
определяются соответственно Советом Министров СССР, Советами Министров союзных
республик, министерствами и ведомствами СССР и закрепляются в положениях о
подсистемах. Утвердить прилагаемое Временное положение
о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в
чрезвычайных ситуациях. 2. В связи с необходимостью
сосредоточения общегосударственных усилий по предотвращению чрезвычайных
ситуаций и ликвидации их последствий возложить на постоянные органы Совета
Министров СССР, министерства и ведомства СССР функции по предупреждению и
действиям в чрезвычайных ситуациях согласно Приложению N 1. 3. Возложить
информационное обеспечение деятельности Государственной общесоюзной системы по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на Государственный
информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии Совета
Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР), поручив ему
осуществить в 1991 - 1995 годах работы по созданию автоматизированной
информационно-управляющей системы обеспечения деятельности Государственной
общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. В связи с этим определить: заказчиком системы и головным
исполнителем работ по постановке задач системы, их информационному обеспечению
и эксплуатации системы - Госцентр СССР; головным исполнителем работ по разработке
и созданию системы в целом - Министерство радиопромышленности СССР
(научно-исследовательский институт "Восход"); головным исполнителем работ по разработке
и созданию системы связи и передачи данных автоматизированной системы -
Министерство связи СССР (Центральный научно-исследовательский институт связи). Министерству радиопромышленности
СССР, Министерству связи СССР совместно с Госцентром СССР, Министерством
обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР, другими
заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и с участием Советов
Министров союзных республик в 3-месячный срок разработать и представить в
Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
техническое задание на создание автоматизированной информационно-управляющей
системы, включая специальное программно-математическое обеспечение. 4. Разрешить Государственной комиссии
Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям при организации и проведении
аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ
использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации
общегосударственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации,
включая сети связи и передачи данных Министерства обороны СССР. 5. Министерству юстиции
СССР совместно с Советами Министров союзных республик, Государственной комиссией
Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерством обороны СССР,
Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР
в 3-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения
о порядке взаимодействия комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней со
специальными временными органами и штабами, которые могут образовываться в
соответствии с Законом СССР "О правовом режиме чрезвычайного
положения". 6. Государственному
комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР совместно с Советами
Министров союзных республик, Государственной комиссией Совета Министров СССР по
чрезвычайным ситуациям, Госстроем СССР, Министерством юстиции СССР,
Министерством радиопромышленности СССР, Министерством связи СССР, Министерством
обороны СССР (Гражданской обороной СССР) и другими заинтересованными
министерствами и ведомствами СССР предусмотреть в составе Государственной
научно-технической программы "Безопасность населения и
народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и
техногенных катастроф" выполнение научно-исследовательских работ по
созданию нормативно-правовой основы деятельности Государственной общесоюзной
системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Утвердить План подготовки основных
законодательных актов, необходимых для обеспечения деятельности Государственной
общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях,
согласно Приложению N 2. 7. Министерству обороны
СССР (Гражданской обороне СССР) с участием Советов Министров союзных республик,
Госплана СССР, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям, Государственного комитета СССР по народному образованию,
Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, других
заинтересованных министерств и ведомств СССР в 6-месячный срок разработать и
представить в Совет Министров СССР предложения об организации подготовки и
повышения квалификации кадров специалистов по управлению в чрезвычайных
ситуациях и ликвидации их последствий, о совершенствовании обучения и
подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Возложить функции головной организации по
координации подготовки указанных кадров специалистов на Высшие центральные
курсы Гражданской обороны СССР. 8. Госстрою СССР
совместно с Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям, Министерством энергетики и электрификации СССР, Министерством
монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерством транспортного
строительства СССР, Министерством строительства предприятий нефтяной и газовой
промышленности СССР, Государственным концерном "Водстрой", Главным
управлением специального строительства при Совете Министров СССР, Министерством
обороны СССР (Гражданской обороной СССР) и с участием Советов Министров союзных
республик в 3-месячный срок определить порядок и сроки создания в
составе соответствующих строительных и монтажных организаций
аварийно-восстановительных формирований для выполнения неотложных работ по
восстановлению объектов жизнеобеспечения в районах чрезвычайных ситуаций. 9. Министерству обороны
СССР (Гражданской обороне СССР) совместно с Министерством юстиции СССР, Главным
управлением по материальным резервам при Совете Министров СССР, Госснабом СССР,
Госстроем СССР, Министерством внутренних дел СССР, Министерством
здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР и с участием Советов
Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по
чрезвычайным ситуациям, других заинтересованных министерств и ведомств СССР
разработать и до 1 апреля 1991 г. представить в Совет Министров СССР
проекты нормативных документов, определяющих правовые и финансовые основы
деятельности аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований
постоянной готовности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и
действиям в чрезвычайных ситуациях, их оснащение и порядок привлечения к
работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 10. Госплану СССР,
Госснабу СССР, Госстрою СССР, Министерству финансов СССР, Министерству связи
СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием
Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров
СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны СССР (Гражданской обороны
СССР) и других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 3-месячный срок
разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке
материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оплаты труда лиц
и организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления
расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также
расходов по привлечению граждан к занятиям, учениям и тренировкам. Временно, до
введения этого порядка, распространить на работников предприятий и организаций
министерств и ведомств, ассоциаций, концернов, других государственных,
кооперативных и общественных организаций, командируемых в районы бедствий для
выполнения работ, непосредственно связанных с ликвидацией последствий
чрезвычайных ситуаций, порядок и условия оплаты труда, установленные
распоряжениями Совета Министров СССР от 13 декабря 1988 г. N 2505 и от 2 января
1989 г. N 3. 11. Министерству
обороны СССР (Гражданской обороне СССР) совместно с Министерством связи СССР,
Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию и с участием
Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров
СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерства внутренних дел СССР, Комитета
государственной безопасности СССР, других заинтересованных министерств и
ведомств СССР в 6-месячный срок разработать меры по повышению эффективности
действующей системы оповещения и постоянного информирования (в том числе,
через средства массовой информации) советских и хозяйственных органов, а также
населения о возникающих чрезвычайных ситуациях и ходе ликвидации их
последствий. 12. Министерству
гражданской авиации СССР, Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского
флота СССР обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Государственной
комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и за счет ее средств
доставку в районы бедствия и возвращение обратно воинских частей, специальных
формирований, групп и грузов, необходимых для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций. Разрешить Государственной комиссии Совета
Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в случае необходимости привлекать для
этих целей транспортные средства Министерства обороны СССР, Министерства
внутренних дел СССР и других министерств и ведомств СССР, а также союзных и
автономных республик по согласованию с Советами Министров этих республик. 13. Принять предложение
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и
Академии наук СССР о преобразовании Института проблем безопасного развития
атомной энергетики Академии наук СССР в Институт проблем безопасного развития
промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР с возложением на этот
институт решения комплексных проблем, связанных с теорией риска и повышением
устойчивости объектов народного хозяйства и социальной сферы к неблагоприятным
техногенным и природным воздействиям. Установить, что в вопросах практического
внедрения разработок Институт проблем безопасного развития промышленности и
атомной энергетики Академии наук СССР руководствуется заданиями Государственной
комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям. Академии наук СССР
и Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
совместно с Министерством атомной энергетики и промышленности СССР и с участием
Мосгорисполкома в 3-месячный срок подготовить и представить в Совет Министров
СССР предложения о порядке финансирования, комплектования и
материально-технического обеспечения Института проблем безопасного развития
промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР. 14. Министерству
обороны СССР (Гражданской обороне СССР), Госплану СССР совместно с
Государственной комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным
вопросам, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям и с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных
министерств и ведомств СССР определить возможность использования высвобождаемых
в результате сокращения Вооруженных Сил СССР техники, оборудования и аппаратуры
для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По
вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет
Министров СССР. 15 - 16. Не для печати. Председатель Совета Министров СССР Н.РЫЖКОВ Управляющий Делами Совета Министров СССР М.ШКАБАРДНЯ Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1282 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 1. Настоящее Временное положение
определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования
Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в
чрезвычайных ситуациях (ГСЧС) <*>. -------------------------------- <*> Чрезвычайная ситуация -
обстановка на объекте или определенной части территории (акватории),
сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий,
эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может привести или уже привела к
значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий
жизнедеятельности. 2. ГСЧС предназначена
для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для
обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству
<*>. -------------------------------- <*> Предупреждение и действия по
ликвидации последствий социально-политических, межнациональных конфликтов и
массовых беспорядков в компетенцию системы не входят. 3. Основными задачами ГСЧС являются: проведение на территории страны единой
государственной политики, предусматривающей комплекс экономических и правовых
мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей,
природной среды при чрезвычайных ситуациях, разработка и осуществление в этих
целях общесоюзных и межреспубликанских долгосрочных целевых программ,
организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ; обеспечение
надежного функционирования общегосударственной системы наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование
возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление
потенциально опасных объектов (районов); принятие необходимых мер по
реконструкции или закрытию производств, не отвечающих предъявляемым требованиям
безопасности их работы; обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей
народного хозяйства, систем жизнеобеспечения населения; создание специальных резервов материально-технических средств,
медицинского оборудования и препаратов, продовольствия и других; обеспечение высокой готовности органов
управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях; быстрое
реагирование, включая оценку характера, масштабов и возможных последствий
происшедших событий, оперативное оповещение соответствующих органов власти и
управления и населения об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций;
своевременное выдвижение сил и средств в районы
бедствия; проведение поисково-спасательных,
аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций <*>; -------------------------------- <*> Чрезвычайная ситуация считается
закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для
данной ситуации, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья
людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения,
начинается период восстановительных работ. организация сотрудничества с зарубежными
странами и международными организациями и оказания взаимной помощи по вопросам
предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. 4. ГСЧС включает в себя союзную,
территориальные (республиканские) и отраслевые (министерские, ведомственные и
др.) подсистемы и входящие в них звенья, соответствующие принятому в стране
административно-территориальному делению и структуре министерств, ведомств,
межотраслевых государственных объединений, государственных консорциумов,
концернов и ассоциаций <*>. -------------------------------- <*> В дальнейшем именуются -
министерства и ведомства. Союзная подсистема
ГСЧС включает в себя Государственную комиссию Совета Министров СССР по
чрезвычайным ситуациям и центральные ведомства, организующие и осуществляющие
наблюдение и контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных
объектов, а также ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (Госкомгидромет
СССР, Госкомприрода СССР, Госпроматомнадзор СССР, Минобороны СССР (Гражданская
оборона СССР). Конкретные структуры территориальных и
отраслевых подсистем ГСЧС и их звеньев определяются соответствующими Советами
Министров союзных и автономных республик, министерствами и ведомствами СССР,
исполнительными комитетами Советов народных депутатов и закрепляются в
положениях об этих подсистемах и звеньях. При этом, как
правило, каждая подсистема (звено) включает в себя руководящие органы, органы
повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля за состоянием
природной среды и потенциально опасными объектами, силы и средства ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, системы связи и информационного обеспечения,
резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия, средств
жизнеобеспечения и других материально-технических средств, а также учебные
заведения и научно-исследовательские учреждения. 5. Руководящими органами ГСЧС являются: Государственная комиссия Совета Министров
СССР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС); республиканские комиссии (союзных и
автономных республик) по чрезвычайным ситуациям (РКЧС); комиссии исполнительных комитетов
краевых, областных, районных и городских Советов народных депутатов по
чрезвычайным ситуациям (КЧС) <*>; объектовые комиссии по чрезвычайным
ситуациям (ОКЧС), создаваемые на объектах народного хозяйства <*>; -------------------------------- <*> Комиссии исполнительных
комитетов районных и городских Советов народных депутатов и объектовые комиссии
по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при наличии
соответствующей базы. ведомственные комиссии по чрезвычайным
ситуациям (ВКЧС), создаваемые и министерствах и
ведомствах СССР и союзных республик. Как правило, комиссии по чрезвычайным
ситуациям возглавляются соответственно заместителями председателей Советов
Министров союзных и автономных республик, заместителями председателей
исполнительных комитетов Советов народных депутатов, руководителями (главными
инженерами) объектов народного хозяйства, заместителями министров и
председателей государственных комитетов СССР. При комиссиях по чрезвычайным ситуациям
всех уровней могут создаваться штатные структурные подразделения (аппарат
комиссий). Состав подразделений определяется Советами Министров союзных и
автономных республик, Советами народных депутатов, министерствами и ведомствами
СССР в зависимости от объемов работы. 6. Учитывая единство задач, решаемых в
ГСЧС, основными типовыми функциями комиссий по чрезвычайным ситуациям всех
уровней являются: руководство деятельностью ГСЧС на
соответствующих подведомственных территориях, в отраслях промышленности, на
объектах народного хозяйства; разработка и осуществление мероприятий по
предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий,
катастроф и стихийных бедствий, обеспечению надежности работы потенциально
опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных
ситуаций; организация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально
опасных объектов на подведомственной территории (объектах), оценки и
прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий; обеспечение постоянной готовности органов
управления, сил и средств к действиям при
возникновении чрезвычайных ситуаций; создание финансовых и материально
технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические
мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций и оказание помощи пострадавшим; координация деятельности комиссий по
чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация взаимодействия с комиссиями
по чрезвычайным ситуациям соседних регионов, военным командованием,
общественными организациями и движениями по вопросам сбора и обмена информацией
о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для ликвидации их последствий; руководство действиями в ходе
возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период ликвидации их
последствий; непосредственное распределение и
использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации
на подведомственной территории, объектах народного хозяйства. 7. Органами повседневного
управлении ГСЧС являются: дежурные службы территориальных комиссий
по чрезвычайным ситуациям всех уровней; дежурно-диспетчерские службы министерств
и ведомств, объектов народного хозяйства; штабы гражданской обороны всех уровней; дежурные службы подразделений Ассоциации
спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций,
привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Руководящие органы и органы повседневного
управления образуют систему управления ГСЧС. 8. Силы и средства наблюдения и контроля
состояния природной среды и потенциально опасных объектов состоят из: сил Госпроматомнадзора СССР, Госстроя
СССР и Госстандарта СССР; сил Государственного санитарного надзора
Минздрава СССР; сил Государственной
контрольно-инспекционной службы Госкомприроды СССР; службы (учреждений) наблюдения и
лабораторного контроля, а также профильных, научно-исследовательских
организаций министерств и ведомств СССР, занимающихся контролем природной
среды; сил ветеринарной службы СССР и союзных
республик; сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны; службы предупреждения о
гидрометеорологических и гелиогеофизических стихийных явлениях, наблюдений за
радиоактивностью и загрязнением природной среды Госкомгидромета СССР, службы
сейсмических наблюдений и информации Академии наук СССР и службы контроля
источников выбросов вредных веществ в природную среду
Госкомприроды СССР; национальных космических средств
наблюдения. Основными задачами системы наблюдения и
контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов являются: сбор и анализ информации о состоянии
природной среды; прогнозирование и наблюдение за
возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической,
гелиогеофизической и экологической обстановкой; контроль за промышленной и экологической
безопасностью при строительстве, модернизации и реконструкции
народнохозяйственных объектов; контроль за соблюдением нормативов и качества строительства в сейсмических районах; экологическая экспертиза текущих и
перспективных планов и схем развития и размещения производительных сил,
отраслей промышленности и их объектов; контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов; прогнозирование и оценка экологических
последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф; прогнозирование появлений и развития
эпизоотий и эпифитотий. 9. Силы и средства ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций состоят из: военизированных и невоенизированных
аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и пожарных формирований
министерств и ведомств; аварийно-восстановительных формирований,
образуемых на базе действующих строительных и монтажных организаций
строительных министерств и ведомств, госстроев союзных республик и
территориальных органов управления строительством; учреждений и формирований службы
экстренной медицинской помощи Минздрава СССР и союзных республик, а также
других министерств и ведомств; формирований экстренной ветеринарной
помощи и службы защиты растений; военизированных служб по
предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий,
подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Госкомгидромета
СССР; пожарных частей и подразделений, специализированных
отрядов военизированной пожарной охраны МВД СССР; соединений, воинских частей,
территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны СССР; соединений и воинских частей химических и
инженерных войск Минобороны СССР, предназначенных для ликвидации последствий
аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий; сил и средств Единой государственной
авиационной поисково-спасательной службы СССР; восстановительных и пожарных поездов МПС
СССР; аварийно-спасательных служб
Военно-Морского Флота, Минморфлота СССР, Минрыбхоза СССР и других министерств и
ведомств СССР; отрядов, служб и специалистов Ассоциации
спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций. Все эти силы и средства, входящие в ГСЧС,
составляют в целом систему сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций. 10. На базе мобильных
пожарных частей и подразделений МВД СССР, военизированных горноспасательных,
газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб различных
министерств и ведомств СССР, соединений и воинских частей Гражданской обороны
СССР, химических и инженерных войск Минобороны СССР создаются по согласованию с
министерствами и ведомствами СССР аварийно-спасательные подразделения
постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС в пределах их
возможностей для проведения работ по оперативной локализации и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как в
различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом. 11. Информационно-управляющая система
ГСЧС, осуществляющая информационное обеспечение ее функционирования, включает: ситуационный центр ГКЧС; центр комплексной обработки информации
Госцентра СССР; информационно-вычислительные центры РКЧС,
краевых и областных КЧС и ВКЧС; пункты управления сил и средств ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских частей, военизированных
и невоенизированных формирований); информационные центры (центры первичной
обработки информации) системы наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов; средства связи и передачи данных. 12. Основными функциями
информационно-управляющей системы ГСЧС являются: сбор и комплексная обработка данных,
полученных от системы наблюдения и контроля состояния природной среды и
потенциально опасных объектов, в том числе оповещений о фактах чрезвычайных
ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями)
<*> по принадлежности; -------------------------------- <*> Абонентами (пользователями)
ГСЧС являются руководящие органы и органы повседневного управления системы. сбор и обработка информации от абонентов
(пользователей) системы; обеспечение обмена информацией между
различными подсистемами и звеньями ГСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям
всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, а также пунктами управления системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально
опасных объектов. 13. Деятельность ГСЧС заключается в
планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по предупреждению и
действиям в чрезвычайных ситуациях. В зависимости от обстановки различают три
режима функционирования системы: режим повседневной
деятельности - функционирование системы при нормальной
производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке,
отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; режим повышенной готовности - функционирование
системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической
обстановки, получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных
ситуаций; чрезвычайный режим - функционирование
системы при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Решения о введении того или иного режима
функционирования ГСЧС, ее подсистем (звеньев) принимают соответствующие
комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки. В зависимости от обстановки подсистемы
(звенья) ГСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах. 14. Основными мероприятиями,
осуществляемыми при функционировании ГСЧС в различных режимах, являются: а) при режиме повседневной деятельности: осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально
опасных объектов; выполнение общесоюзных,
межреспубликанских долгосрочных целевых программ и превентивных мер по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, повышению
безопасности населения и сокращению народнохозяйственного ущерба при
возникновении чрезвычайных ситуаций; поддержание высокой готовности,
совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям
в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и
действиям в чрезвычайных ситуациях; б) при режиме повышенной готовности: принятие на себя непосредственного
руководства деятельностью ГСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям, формирование
при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки,
выработки предложений по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля
за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов,
прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий; принятие мер по возможной защите
населения и повышению устойчивости объектов народного хозяйства; повышение готовности сил и средств,
предназначенных для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций,
выдвижение их при необходимости в районы предполагаемых действий; в) при чрезвычайном режиме: организация защиты населения; организация ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций; выдвижение оперативных групп в районы
чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами; выдвижение сил и средств
в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ; осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах
чрезвычайных ситуаций. 15. Ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Как правило,
непосредственное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций
осуществляют: частных чрезвычайных ситуаций,
распространение последствий которых ограничено производственным помещением, -
объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям; объектовых чрезвычайных ситуаций,
распространение последствий которых ограничено территорией объекта, -
объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости
оперативных групп районных (городских) и отраслевых комиссий по чрезвычайным
ситуациям; местных чрезвычайных ситуаций,
распространение последствий которых ограничено территорией города (района) или
области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям исполнительных комитетов Советов
народных депутатов или Советов Министров автономных республик в зависимости от
границ распространения последствий чрезвычайной ситуации; региональных чрезвычайных ситуаций,
распространение последствий которых ограничено территорией края, нескольких
областей, автономной или союзной республики, - республиканские комиссии по
чрезвычайным ситуациям Советов Министров союзных республик; глобальных чрезвычайных ситуаций,
распространение последствий которых охватывает территорию нескольких республик,
страны или сопредельные страны, - Государственная комиссия Совета Министров
СССР по чрезвычайным ситуациям в части выполнения аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных работ (планово-восстановительные работы осуществляются
силами союзных республик). 16. Финансирование ГСЧС, ее подсистем и
звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из
государственного бюджета СССР, республиканских и местных бюджетов,
централизованных фондов министерств и ведомств, а также фондов социально
экономического развития предприятий. Распорядителями указанных фондов являются
комиссии по чрезвычайным ситуациям. Каждый уровень ГСЧС организует
материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций самостоятельно. Оплата расходов организаций, привлекаемых
к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа,
принявшего решение об их привлечении к работам. 17. Обучение населения способам защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках
по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в
ходе специальных учений. 18. В целях совершенствования организации
ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств
системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и
тренировки. Приложение N 1 к Постановлению Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1282 ФУНКЦИИ ПОСТОЯННЫХ ОРГАНОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР, МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ СССР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу Координация деятельности отраслей
промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование
промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и
ликвидацию их последствий. Координация работ по размещению объектов
комплекса с учетом требований промышленной и экологической безопасности. Организация и координация работ по
переработке и захоронению отходов предприятий комплекса. Бюро Совета Министров СССР по социальному
развитию, Бюро Совета Министров СССР по химико-лесному
комплексу и Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Координация деятельности отраслей
промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование
промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и
ликвидацию их последствий. Координация работ по размещению объектов
отраслей промышленности, входящих в комплекс, с учетом требований промышленной
и экологической безопасности. Государственная комиссия Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам Координация деятельности отраслей
промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование
промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и
ликвидацию их последствий. Координация работ по размещению объектов
отраслей промышленности, входящих в комплекс, с учетом требований промышленной
и экологической безопасности. Организация и координация работ по
эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю,
ликвидации эпизоотий и эпифитотий. Организация обеспечения оперативного
получения, обработки и выдачи информации по оценке последствий чрезвычайных
ситуаций природного и экологического характера для отраслей, входящих в
агропромышленный комплекс. ГКНТ СССР Координация и оказание государственной
поддержки в проведении научных исследований, организация проведения научных
исследований в интересах совершенствования и развития Государственной системы
по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Госстрой СССР Разработка системы мер, направленных на
обеспечение безопасности строительства, защиту городов и населенных пунктов от
опасных природных воздействий. Организация аварийно-восстановительных
работ в районах чрезвычайных ситуаций. Минобороны СССР Организация работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией и
транспортировкой вооружения и военной техники. Засечка ядерных взрывов, наблюдение за
сейсмическими явлениями на территории страны. Контроль радиационной, химической и
биологической (бактериологической) обстановки в районах расположения войск
(сил). Обеспечение связью Государственной
комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям с районами аварий,
катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий и эпизоотий. Выдвижение сил и средств, материальных
ресурсов в районы чрезвычайных ситуаций силами военно-транспортной авиации. Участие в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций силами и средствами инженерных и химических войск,
медицинской службы и других войск (сил) в порядке, установленном
законодательством СССР. Минобороны СССР (Гражданская оборона СССР) Подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях, осуществление мероприятий, направленных на его защиту
от последствий аварий и катастроф, стихийных и экологических бедствий. Методическое руководство соответствующей
подготовкой сил и средств, входящих в Государственную систему по предупреждению
и действиям в чрезвычайных ситуациях. Планирование использования сил и средств,
входящих в Государственную систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных
ситуациях, организация и управление проведением аварийно-спасательных и других
неотложных работ, организация жизнеобеспечения населения при чрезвычайных
ситуациях. Проведение единой политики в области
создания технических средств для оснащения
аварийно-спасательных подразделений. Организация перемещения воинских частей в
заданные районы. МВД СССР Обеспечение общественного порядка при
чрезвычайных ситуациях. Участие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ силами подразделений
военизированной пожарной охраны. Центральные экономические ведомства
(Госплан СССР, Госснаб СССР, Минфин СССР, Госкомтруд
СССР и ГУМР СССР) Прогнозирование и оценка
социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение финансирования работ по
предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи
пострадавшему населению. Создание необходимых страховых и
резервных фондов, запасов материальных средств, обеспечение работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций необходимыми средствами. Организация обеспечения пострадавшего
населения товарами первой необходимости. Координация работ по размещению
народнохозяйственных объектов на территории страны с учетом требований
промышленной и экологической безопасности (Госплан СССР). Госкомприрода СССР Организация контроля экологической
обстановки в стране, планирование и организация осуществления мер по ее
улучшению. Методическое руководство работами по
ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Организация работ по прогнозированию
изменения экологической обстановки в районах размещения опасных производств и
интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при авариях, катастрофах и
стихийных бедствиях. Госкомгидромет СССР Организация и проведение мониторинга,
осуществление прогнозов радиоактивного и химического загрязнения окружающей
среды на территории страны. Прогнозирование и предупреждение
возможности возникновения стихийных гидрометеорологических явлений и масштабов связанных с ними чрезвычайных ситуаций. Организация оперативного контроля и
прецизионных измерений радиоактивного загрязнения и химического заражения в
районах аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий. Обеспечение гидрометеорологической и
гелиогеофизической информацией органов управления Государственной системы по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Минздрав СССР Организация и осуществление контроля за
санитарной и эпидемиологической обстановкой в стране. Прогнозирование и оценка
эпидемиологической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разработка и
осуществление противоэпидемических мероприятий. Обеспечение готовности специализированных
формирований экстренной медицинской помощи, организация работ по оказанию
экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций. Госкомлес СССР Прогнозирование возможности возникновения
чрезвычайных ситуаций в лесном фонде страны. Организация и осуществление мероприятий
по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесном фонде
страны и на оленьих пастбищах. Участие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных аварийно-спасательных
подразделений, выделенных в состав сил постоянной готовности Государственной
системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Транспортные министерства (МПС СССР, МГА СССР, Минморфлот СССР) Организация и осуществление мероприятий
по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте. Обеспечение перевозок сил и средств,
материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение эвакуационных
мероприятий. Участие в проведении
аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в
районах чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований в пределах их
тактико-технических возможностей. Промышленные министерства и ведомства СССР Организация и осуществление мероприятий
по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах
министерств и ведомств. Участие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных военизированных
и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, выделенных в состав сил
постоянной готовности Государственной системы по предупреждению и действиям в
чрезвычайных ситуациях. Специализированные строительные министерства и ведомства СССР Участие в проведении
аварийно-восстановительных работ силами специальных формирований по
восстановлению объектов жизнеобеспечения в районах чрезвычайных ситуаций. Управляющий Делами Совета Министров СССР М.ШКАБАРДНЯ Приложение N 2 к Постановлению Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1282 ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
АКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЫ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ┌──────────────┬────────────────┬───────┬────────────────────────┐ │Наименование │ Ведомства- │Срок │ Краткое содержание │ │законодатель- │ исполнители │пред- │ проекта │ │ного акта │ │став- │ │ │ │ │ления │ │ │ │ │проекта│ │ ├──────────────┼────────────────┼───────┼────────────────────────┤ │Закон о защите│Минобороны СССР │II │Закрепляются основные │ │населения от │(Гражданская │квартал│принципы защиты населе- │ │аварий, │оборона СССР) │1991 г.│ния, природной среды и │ │катастроф, │Госпроматом- │ │объектов народного │ │стихийных │надзор СССР │ │хозяйства при крупных │ │бедствий │Госкомприрода │ │авариях, катастрофах, │ │ │СССР │ │стихийных и экологичес- │ │ │Минздрав СССР │ │ких бедствиях. Устанав- │ │ │Минюст СССР │ │ливаются права и обязан-│ │ │Минморфлот СССР │ │ности органов государст-│ │ │Минрыбхоз СССР │ │венной власти и управле-│ │ │МГА СССР │ │ния по предупреждению и │ │ │Минречфлот РСФСР│ │ликвидации последствий │ │ │Госкомлес СССР │ │чрезвычайных ситуаций, в│ │ │Госкомгидромет │ │том числе Государствен- │ │ │СССР │ │ной комиссии Совета Ми- │ │ │ │ │нистров СССР по чрезвы- │ │ │ │ │чайным ситуациям, союз- │ │ │ │ │ных республик, регионов,│ │ │ │ │министерств и ведомств, │ │ │ │ │объектов. Определяется │ │ │ │ │порядок взаимодействия │ │ │ │ │указанных органов между │ │ │ │ │собой и с другими при- │ │ │ │ │влекаемыми организация- │ │ │ │ │ми, аварийно-спасатель- │ │ │ │ │ными силами и средства- │ │ │ │ │ми. Определяется право- │ │ │ │ │вое положение общест- │ │ │ │ │венных добровольных фор-│ │ │ │ │мирований по ликвидации │ │ │ │ │последствий чрезвычайных│ │ │ │ │ситуаций, в том числе │ │ │ │ │зарубежных. Определяются│ │ │ │ │основные положения по │ │ │ │ │формированию и использо-│ │ │ │ │ванию фонда возмещения │ │ │ │ │ущерба, причиненного │ │ │ │ │предприятиям, организа- │ │ │ │ │циям и гражданам в связи│ │ │ │ │с аварией, катастрофой и│ │ │ │ │стихийным бедствием. │ │ │ │ │Устанавливается порядок │ │ │ │ │создания Государственной│ │ │ │ │системы защиты от │ │ │ │ │аварий, катастроф, сти- │ │ │ │ │хийных и экологических │ │ │ │ │бедствий │ │ │ │ │ │ │Закон о мерах │Госстрой СССР │II │Определяет полномочия │ │по защите │Госпроматомнад- │квартал│органов государственной │ │городов и │зор СССР │1991 г.│власти и управления, │ │населенных │Минобороны СССР │ │должностных лиц по │ │пунктов от │(Гражданская │ │проведению предупреди- │ │крупномасштаб-│оборона СССР) │ │тельных мероприятий, а │ │ных аварий, │Минюст СССР │ │также по выполнению │ │катастроф, │Госкомгидромет │ │работ, связанных с │ │стихийных │СССР │ │ликвидацией последствий │ │бедствий │ │ │землетрясений. Закреп- │ │ │ │ │ляет требования по воп- │ │ │ │ │росам прогнозирования, │ │ │ │ │районирования потенци- │ │ │ │ │ально опасных террито- │ │ │ │ │рий, оповещению и эва- │ │ │ │ │куации населения, │ │ │ │ │строительства объектов │ │ │ │ │промышленности и жизне- │ │ │ │ │обеспечения населения │ │ │ │ │ │ │Закон о │Госпроматом- │II │Определяет основные │ │безопасности в│надзор СССР │квартал│(общие) требования к │ │промышленности│Госкомприрода │1991 г.│обеспечению безопасности│ │и на │СССР │ │при промышленном произ- │ │транспорте │Госстрой СССР │ │водстве, строительстве │ │ │Минюст СССР │ │объектов, перевозке │ │ │МПС СССР │ │грузов и пассажиров, │ │ │Минобороны СССР │ │ответственность предпри-│ │ │(Гражданская │ │ятий и должностных лиц │ │ │оборона СССР) │ │за невыполнение этих │ │ │МГА СССР │ │требований, полномочия │ │ │Минморфлот СССР │ │единого государственного│ │ │Минречфлот РСФСР│ │органа, на который воз- │ │ │ │ │лагается разработка мер │ │ │ │ │безопасности в различных│ │ │ │ │отраслях промышленности │ │ │ │ │ │ │Закон о │МПС СССР │I │Определяет основные │ │перевозках │Минморфлот СССР │квартал│требования безопасности │ │опасных грузов│Минречфлот РСФСР│1991 г.│к опасным грузам, сред- │ │ │Минюст СССР │ │ствам транспортирования │ │ │Госпроматом- │ │и технологии перевозок, │ │ │надзор СССР │ │распределение ответст- │ │ │МГА СССР │ │венности между участни- │ │ │Минобороны СССР │ │ками перевозочного про- │ │ │(Гражданская │ │цесса за невыполнение │ │ │оборона СССР) │ │этих требований, размеры│ │ │Госкомприрода │ │штрафов и порядок их │ │ │СССР │ │наложения │ │ │ │ │ │ │Закон о │Минхимнефтепром │1991 │Определяет общие │ │безопасности │СССР │год │требования безопасности │ │предприятий и │Госстрой СССР │ │при строительстве этих │ │производств │Минюст СССР │ │предприятий и производ- │ │повышенного │Миноборонпром │ │стве опасной продукции, │ │риска │СССР │ │требования к обеспечению│ │ │Госпроматом- │ │безопасности населения, │ │ │надзор СССР │ │транспортных магистра- │ │ │Минобороны СССР │ │лей, газонефтепроводов, │ │ │(Гражданская │ │проходящих вблизи пред- │ │ │оборона СССР) │ │приятий повышенного │ │ │МПС СССР │ │риска, ответственность │ │ │Минатомэнерго- │ │за невыполнение этих │ │ │пром СССР │ │требований │ │ │Минздрав СССР │ │ │ │ │ │ │ │ │Закон о │Госстрой СССР │IV │Закрепляет правовое по- │ │статусе │МВД СССР │квартал│ложение профессиональных│ │спасателей и │Минуглепром СССР│1990 г.│спасателей и членов │ │аварийно- │Минметаллургии │ │спасательных и аварийно-│ │восстанови- │СССР │ │восстановительных форми-│ │тельных │Минморфлот СССР │ │рований. Решает вопросы │ │формирований │Минрыбхоз СССР │ │их труда и отдыха, соци-│ │ │МГА СССР │ │ального обеспечения и │ │ │Минобороны СССР │ │страхования. Регулирует │ │ │(Гражданская │ │вопросы взаимоотношений │ │ │оборона СССР) │ │органов власти и управ- │ │ │Госпроматом- │ │ления с предприятиями по│ │ │надзор СССР │ │привлечению спасателей │ │ │Минюст СССР │ │к выполнению работ в │ │ │Госкомлес СССР │ │других регионах │ │ │ │ │ │ │Закон о госу- │Госпроматом- │I │Определяет полномочия │ │дарственном │надзор СССР │квартал│органов государственного│ │надзоре в СССР│Госкомприрода │1991 г.│надзора, устанавливает │ │за безопас- │СССР │ │общие требования к пред-│ │ностью в про- │Минморфлот СССР │ │приятиям для получения │ │мышленности и │МГА СССР │ │лицензий и сертификатов,│ │на транспорте │Минэнерго СССР │ │регламентирует взаимо- │ │ │Минюст СССР │ │отношения между органами│ │ │ │ │надзора и подконтрольны-│ │ │ │ │ми предприятиями. Регу- │ │ │ │ │лирует вопросы взаимоот-│ │ │ │ │ношений с иностранными │ │ │ │ │предприятиями на терри- │ │ │ │ │тории СССР. Устанавли- │ │ │ │ │вает виды санкций и │ │ │ │ │порядок их применения │ │ │ │ │ │ │Закон СССР об │Госцентр СССР │II │Определяет порядок сбора│ │обеспечении │Госкомгидромет │квартал│и распространения инфор-│ │населения, │СССР │1991 г.│мации о состоянии при- │ │органов госу- │Госкомприрода │ │родной среды, потенци- │ │дарственной │СССР │ │ально опасных объектах │ │власти и │Госкомстат СССР │ │народного хозяйства и │ │управления │Госпроматом- │ │Минобороны СССР, о чрез-│ │информацией о │надзор СССР │ │вычайных ситуациях и │ │чрезвычайных │Минобороны СССР │ │ликвидации их последст- │ │ситуациях │(Гражданская │ │вий, правовой статус │ │ │оборона СССР) │ │органов управления на │ │ │Госкомлес СССР │ │востребование и выдачу │ │ │ │ │информации, структуру │ │ │ │ │потоков информации, а │ │ │ │ │также генеральную схему │ │ │ │ │банков данных по пробле-│ │ │ │ │мам чрезвычайных ситуа- │ │ │ │ │ций. Устанавливает поря-│ │ │ │ │док взаимодействия с │ │ │ │ │аналогичными средствами │ │ │ │ │зарубежных стран │ │ │ │ │ │ │Закон СССР о │Госплан СССР │III │Определяет порядок │ │государствен- │Госснаб СССР │квартал│создания, хранения и │ │ных резервах │Минфин СССР │1991 г.│использования государ- │ │СССР │Минюст СССР │ │ственных финансовых и │ │ │ГУМР СССР │ │материально-технических │ │ │Государственная │ │резервов. Устанавливает │ │ │комиссия Совета │ │права и обязанности │ │ │Министров СССР │ │органов государственной │ │ │по продоволь- │ │власти и управления, │ │ │ствию и закупкам│ │должностных лиц по │ │ │ │ │созданию и рациональному│ │ │ │ │использованию государ- │ │ │ │ │ственных резервов │ └──────────────┴────────────────┴───────┴────────────────────────┘ Управляющий Делами Совета Министров СССР М.ШКАБАРДНЯ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |