СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 1990 г. N 1282

 

О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЫ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

В целях совершенствования организации осуществления общегосударственных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, снижения ущерба при их возникновении, координации действий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения единой технической политики в создании аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных средств Совет Министров СССР постановляет:

1. Принять предложение Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, согласованное с Советами Министров союзных республик, Госпланом СССР, Госснабом СССР, Госстроем СССР, Государственной комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, о создании Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В Государственную общесоюзную систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях входят союзная, территориальные и отраслевые подсистемы.

Конкретные структуры этих подсистем определяются соответственно Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР и закрепляются в положениях о подсистемах.

Утвердить прилагаемое Временное положение о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. В связи с необходимостью сосредоточения общегосударственных усилий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий возложить на постоянные органы Совета Министров СССР, министерства и ведомства СССР функции по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях согласно Приложению N 1.

3. Возложить информационное обеспечение деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР), поручив ему осуществить в 1991 - 1995 годах работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы обеспечения деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В связи с этим определить:

заказчиком системы и головным исполнителем работ по постановке задач системы, их информационному обеспечению и эксплуатации системы - Госцентр СССР;

головным исполнителем работ по разработке и созданию системы в целом - Министерство радиопромышленности СССР (научно-исследовательский институт "Восход");

головным исполнителем работ по разработке и созданию системы связи и передачи данных автоматизированной системы - Министерство связи СССР (Центральный научно-исследовательский институт связи).

Министерству радиопромышленности СССР, Министерству связи СССР совместно с Госцентром СССР, Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР, другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и с участием Советов Министров союзных республик в 3-месячный срок разработать и представить в Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям техническое задание на создание автоматизированной информационно-управляющей системы, включая специальное программно-математическое обеспечение.

4. Разрешить Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации общегосударственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации, включая сети связи и передачи данных Министерства обороны СССР.

5. Министерству юстиции СССР совместно с Советами Министров союзных республик, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР в 3-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке взаимодействия комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней со специальными временными органами и штабами, которые могут образовываться в соответствии с Законом СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения".

6. Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР совместно с Советами Министров союзных республик, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Госстроем СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством радиопромышленности СССР, Министерством связи СССР, Министерством обороны СССР (Гражданской обороной СССР) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР предусмотреть в составе Государственной научно-технической программы "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф" выполнение научно-исследовательских работ по созданию нормативно-правовой основы деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Утвердить План подготовки основных законодательных актов, необходимых для обеспечения деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, согласно Приложению N 2.

7. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР) с участием Советов Министров союзных республик, Госплана СССР, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета СССР по народному образованию, Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 6-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения об организации подготовки и повышения квалификации кадров специалистов по управлению в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий, о совершенствовании обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Возложить функции головной организации по координации подготовки указанных кадров специалистов на Высшие центральные курсы Гражданской обороны СССР.

8. Госстрою СССР совместно с Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерством энергетики и электрификации СССР, Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерством транспортного строительства СССР, Министерством строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, Государственным концерном "Водстрой", Главным управлением специального строительства при Совете Министров СССР, Министерством обороны СССР (Гражданской обороной СССР) и с участием Советов Министров союзных республик в 3-месячный срок определить порядок и сроки создания в составе соответствующих строительных и монтажных организаций аварийно-восстановительных формирований для выполнения неотложных работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения в районах чрезвычайных ситуаций.

9. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР) совместно с Министерством юстиции СССР, Главным управлением по материальным резервам при Совете Министров СССР, Госснабом СССР, Госстроем СССР, Министерством внутренних дел СССР, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР и с участием Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, других заинтересованных министерств и ведомств СССР разработать и до 1 апреля 1991 г. представить в Совет Министров СССР проекты нормативных документов, определяющих правовые и финансовые основы деятельности аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований постоянной готовности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, их оснащение и порядок привлечения к работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

10. Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою СССР, Министерству финансов СССР, Министерству связи СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны СССР (Гражданской обороны СССР) и других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 3-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оплаты труда лиц и организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по привлечению граждан к занятиям, учениям и тренировкам.

Временно, до введения этого порядка, распространить на работников предприятий и организаций министерств и ведомств, ассоциаций, концернов, других государственных, кооперативных и общественных организаций, командируемых в районы бедствий для выполнения работ, непосредственно связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, порядок и условия оплаты труда, установленные распоряжениями Совета Министров СССР от 13 декабря 1988 г. N 2505 и от 2 января 1989 г. N 3.

11. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР) совместно с Министерством связи СССР, Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию и с участием Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 6-месячный срок разработать меры по повышению эффективности действующей системы оповещения и постоянного информирования (в том числе, через средства массовой информации) советских и хозяйственных органов, а также населения о возникающих чрезвычайных ситуациях и ходе ликвидации их последствий.

12. Министерству гражданской авиации СССР, Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и за счет ее средств доставку в районы бедствия и возвращение обратно воинских частей, специальных формирований, групп и грузов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Разрешить Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в случае необходимости привлекать для этих целей транспортные средства Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и других министерств и ведомств СССР, а также союзных и автономных республик по согласованию с Советами Министров этих республик.

13. Принять предложение Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и Академии наук СССР о преобразовании Института проблем безопасного развития атомной энергетики Академии наук СССР в Институт проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР с возложением на этот институт решения комплексных проблем, связанных с теорией риска и повышением устойчивости объектов народного хозяйства и социальной сферы к неблагоприятным техногенным и природным воздействиям.

Установить, что в вопросах практического внедрения разработок Институт проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР руководствуется заданиями Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.

Академии наук СССР и Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством атомной энергетики и промышленности СССР и с участием Мосгорисполкома в 3-месячный срок подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке финансирования, комплектования и материально-технического обеспечения Института проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР.

14. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР), Госплану СССР совместно с Государственной комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР определить возможность использования высвобождаемых в результате сокращения Вооруженных Сил СССР техники, оборудования и аппаратуры для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет Министров СССР.

15 - 16. Не для печати.

 

Председатель

Совета Министров СССР

Н.РЫЖКОВ

 

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.ШКАБАРДНЯ

 

 

 

 

 

Утверждено

Постановлением

Совета Министров СССР

от 15 декабря 1990 г. N 1282

 

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

1. Настоящее Временное положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС) <*>.

--------------------------------

<*> Чрезвычайная ситуация - обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности.

 

2. ГСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству <*>.

--------------------------------

<*> Предупреждение и действия по ликвидации последствий социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков в компетенцию системы не входят.

 

3. Основными задачами ГСЧС являются:

проведение на территории страны единой государственной политики, предусматривающей комплекс экономических и правовых мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды при чрезвычайных ситуациях, разработка и осуществление в этих целях общесоюзных и межреспубликанских долгосрочных целевых программ, организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ;

обеспечение надежного функционирования общегосударственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление потенциально опасных объектов (районов); принятие необходимых мер по реконструкции или закрытию производств, не отвечающих предъявляемым требованиям безопасности их работы; обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства, систем жизнеобеспечения населения; создание специальных резервов материально-технических средств, медицинского оборудования и препаратов, продовольствия и других;

обеспечение высокой готовности органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях; быстрое реагирование, включая оценку характера, масштабов и возможных последствий происшедших событий, оперативное оповещение соответствующих органов власти и управления и населения об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций; своевременное выдвижение сил и средств в районы бедствия;

проведение поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций <*>;

--------------------------------

<*> Чрезвычайная ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения, начинается период восстановительных работ.

 

организация сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и оказания взаимной помощи по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

4. ГСЧС включает в себя союзную, территориальные (республиканские) и отраслевые (министерские, ведомственные и др.) подсистемы и входящие в них звенья, соответствующие принятому в стране административно-территориальному делению и структуре министерств, ведомств, межотраслевых государственных объединений, государственных консорциумов, концернов и ассоциаций <*>.

--------------------------------

<*> В дальнейшем именуются - министерства и ведомства.

 

Союзная подсистема ГСЧС включает в себя Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и центральные ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, а также ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (Госкомгидромет СССР, Госкомприрода СССР, Госпроматомнадзор СССР, Минобороны СССР (Гражданская оборона СССР).

Конкретные структуры территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС и их звеньев определяются соответствующими Советами Министров союзных и автономных республик, министерствами и ведомствами СССР, исполнительными комитетами Советов народных депутатов и закрепляются в положениях об этих подсистемах и звеньях.

При этом, как правило, каждая подсистема (звено) включает в себя руководящие органы, органы повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами, силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, системы связи и информационного обеспечения, резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия, средств жизнеобеспечения и других материально-технических средств, а также учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.

5. Руководящими органами ГСЧС являются:

Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС);

республиканские комиссии (союзных и автономных республик) по чрезвычайным ситуациям (РКЧС);

комиссии исполнительных комитетов краевых, областных, районных и городских Советов народных депутатов по чрезвычайным ситуациям (КЧС) <*>;

объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС), создаваемые на объектах народного хозяйства <*>;

--------------------------------

<*> Комиссии исполнительных комитетов районных и городских Советов народных депутатов и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при наличии соответствующей базы.

 

ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (ВКЧС), создаваемые и министерствах и ведомствах СССР и союзных республик.

Как правило, комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются соответственно заместителями председателей Советов Министров союзных и автономных республик, заместителями председателей исполнительных комитетов Советов народных депутатов, руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства, заместителями министров и председателей государственных комитетов СССР.

При комиссиях по чрезвычайным ситуациям всех уровней могут создаваться штатные структурные подразделения (аппарат комиссий). Состав подразделений определяется Советами Министров союзных и автономных республик, Советами народных депутатов, министерствами и ведомствами СССР в зависимости от объемов работы.

6. Учитывая единство задач, решаемых в ГСЧС, основными типовыми функциями комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:

руководство деятельностью ГСЧС на соответствующих подведомственных территориях, в отраслях промышленности, на объектах народного хозяйства;

разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов на подведомственной территории (объектах), оценки и прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

создание финансовых и материально технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;

координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних регионов, военным командованием, общественными организациями и движениями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для ликвидации их последствий;

руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период ликвидации их последствий;

непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории, объектах народного хозяйства.

7. Органами повседневного управлении ГСЧС являются:

дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;

штабы гражданской обороны всех уровней;

дежурные службы подразделений Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Руководящие органы и органы повседневного управления образуют систему управления ГСЧС.

8. Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов состоят из:

сил Госпроматомнадзора СССР, Госстроя СССР и Госстандарта СССР;

сил Государственного санитарного надзора Минздрава СССР;

сил Государственной контрольно-инспекционной службы Госкомприроды СССР;

службы (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных, научно-исследовательских организаций министерств и ведомств СССР, занимающихся контролем природной среды;

сил ветеринарной службы СССР и союзных республик;

сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

службы предупреждения о гидрометеорологических и гелиогеофизических стихийных явлениях, наблюдений за радиоактивностью и загрязнением природной среды Госкомгидромета СССР, службы сейсмических наблюдений и информации Академии наук СССР и службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду Госкомприроды СССР;

национальных космических средств наблюдения.

Основными задачами системы наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов являются:

сбор и анализ информации о состоянии природной среды;

прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической, гелиогеофизической и экологической обстановкой;

контроль за промышленной и экологической безопасностью при строительстве, модернизации и реконструкции народнохозяйственных объектов;

контроль за соблюдением нормативов и качества строительства в сейсмических районах;

экологическая экспертиза текущих и перспективных планов и схем развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;

контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

прогнозирование и оценка экологических последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;

прогнозирование появлений и развития эпизоотий и эпифитотий.

9. Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоят из:

военизированных и невоенизированных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и пожарных формирований министерств и ведомств;

аварийно-восстановительных формирований, образуемых на базе действующих строительных и монтажных организаций строительных министерств и ведомств, госстроев союзных республик и территориальных органов управления строительством;

учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава СССР и союзных республик, а также других министерств и ведомств;

формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;

военизированных служб по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Госкомгидромета СССР;

пожарных частей и подразделений, специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД СССР;

соединений, воинских частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны СССР;

соединений и воинских частей химических и инженерных войск Минобороны СССР, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

сил и средств Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР;

восстановительных и пожарных поездов МПС СССР;

аварийно-спасательных служб Военно-Морского Флота, Минморфлота СССР, Минрыбхоза СССР и других министерств и ведомств СССР;

отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций.

Все эти силы и средства, входящие в ГСЧС, составляют в целом систему сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

10. На базе мобильных пожарных частей и подразделений МВД СССР, военизированных горноспасательных, газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб различных министерств и ведомств СССР, соединений и воинских частей Гражданской обороны СССР, химических и инженерных войск Минобороны СССР создаются по согласованию с министерствами и ведомствами СССР аварийно-спасательные подразделения постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом.

11. Информационно-управляющая система ГСЧС, осуществляющая информационное обеспечение ее функционирования, включает:

ситуационный центр ГКЧС;

центр комплексной обработки информации Госцентра СССР;

информационно-вычислительные центры РКЧС, краевых и областных КЧС и ВКЧС;

пункты управления сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских частей, военизированных и невоенизированных формирований);

информационные центры (центры первичной обработки информации) системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;

средства связи и передачи данных.

12. Основными функциями информационно-управляющей системы ГСЧС являются:

сбор и комплексная обработка данных, полученных от системы наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе оповещений о фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями) <*> по принадлежности;

--------------------------------

<*> Абонентами (пользователями) ГСЧС являются руководящие органы и органы повседневного управления системы.

 

сбор и обработка информации от абонентов (пользователей) системы;

обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и звеньями ГСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также пунктами управления системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов.

13. Деятельность ГСЧС заключается в планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы:

режим повседневной деятельности - функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Решения о введении того или иного режима функционирования ГСЧС, ее подсистем (звеньев) принимают соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.

В зависимости от обстановки подсистемы (звенья) ГСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.

14. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГСЧС в различных режимах, являются:

а) при режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;

выполнение общесоюзных, межреспубликанских долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, повышению безопасности населения и сокращению народнохозяйственного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций;

поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

б) при режиме повышенной готовности:

принятие на себя непосредственного руководства деятельностью ГСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы;

усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

принятие мер по возможной защите населения и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;

повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, выдвижение их при необходимости в районы предполагаемых действий;

в) при чрезвычайном режиме:

организация защиты населения;

организация ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами;

выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;

осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций.

15. Ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют:

частных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям;

объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных (городских) и отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям;

местных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией города (района) или области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям исполнительных комитетов Советов народных депутатов или Советов Министров автономных республик в зависимости от границ распространения последствий чрезвычайной ситуации;

региональных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией края, нескольких областей, автономной или союзной республики, - республиканские комиссии по чрезвычайным ситуациям Советов Министров союзных республик;

глобальных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых охватывает территорию нескольких республик, страны или сопредельные страны, - Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в части выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ (планово-восстановительные работы осуществляются силами союзных республик).

16. Финансирование ГСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из государственного бюджета СССР, республиканских и местных бюджетов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также фондов социально экономического развития предприятий. Распорядителями указанных фондов являются комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Каждый уровень ГСЧС организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций самостоятельно.

Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.

17. Обучение населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.

18. В целях совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 15 декабря 1990 г. N 1282

 

ФУНКЦИИ

ПОСТОЯННЫХ ОРГАНОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР,

МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ СССР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Бюро Совета Министров СССР

по топливно-энергетическому комплексу

 

Координация деятельности отраслей промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.

Координация работ по размещению объектов комплекса с учетом требований промышленной и экологической безопасности.

Организация и координация работ по переработке и захоронению отходов предприятий комплекса.

 

Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию,

Бюро Совета Министров СССР по химико-лесному комплексу

и Государственная комиссия Совета Министров СССР

по военно-промышленным вопросам

 

Координация деятельности отраслей промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.

Координация работ по размещению объектов отраслей промышленности, входящих в комплекс, с учетом требований промышленной и экологической безопасности.

 

Государственная комиссия Совета Министров СССР

по продовольствию и закупкам

 

Координация деятельности отраслей промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.

Координация работ по размещению объектов отраслей промышленности, входящих в комплекс, с учетом требований промышленной и экологической безопасности.

Организация и координация работ по эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий.

Организация обеспечения оперативного получения, обработки и выдачи информации по оценке последствий чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера для отраслей, входящих в агропромышленный комплекс.

 

ГКНТ СССР

 

Координация и оказание государственной поддержки в проведении научных исследований, организация проведения научных исследований в интересах совершенствования и развития Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Госстрой СССР

 

Разработка системы мер, направленных на обеспечение безопасности строительства, защиту городов и населенных пунктов от опасных природных воздействий.

Организация аварийно-восстановительных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

 

Минобороны СССР

 

Организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией и транспортировкой вооружения и военной техники.

Засечка ядерных взрывов, наблюдение за сейсмическими явлениями на территории страны.

Контроль радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в районах расположения войск (сил).

Обеспечение связью Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям с районами аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий и эпизоотий.

Выдвижение сил и средств, материальных ресурсов в районы чрезвычайных ситуаций силами военно-транспортной авиации.

Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силами и средствами инженерных и химических войск, медицинской службы и других войск (сил) в порядке, установленном законодательством СССР.

 

Минобороны СССР (Гражданская оборона СССР)

 

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, осуществление мероприятий, направленных на его защиту от последствий аварий и катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Методическое руководство соответствующей подготовкой сил и средств, входящих в Государственную систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Планирование использования сил и средств, входящих в Государственную систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и управление проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, организация жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

Проведение единой политики в области создания технических средств для оснащения аварийно-спасательных подразделений.

Организация перемещения воинских частей в заданные районы.

 

МВД СССР

 

Обеспечение общественного порядка при чрезвычайных ситуациях.

Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами подразделений военизированной пожарной охраны.

 

Центральные экономические ведомства (Госплан СССР,

Госснаб СССР, Минфин СССР, Госкомтруд СССР и ГУМР СССР)

 

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшему населению.

Создание необходимых страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимыми средствами.

Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости.

Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории страны с учетом требований промышленной и экологической безопасности (Госплан СССР).

 

Госкомприрода СССР

 

Организация контроля экологической обстановки в стране, планирование и организация осуществления мер по ее улучшению.

Методическое руководство работами по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

Организация работ по прогнозированию изменения экологической обстановки в районах размещения опасных производств и интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

 

Госкомгидромет СССР

 

Организация и проведение мониторинга, осуществление прогнозов радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды на территории страны.

Прогнозирование и предупреждение возможности возникновения стихийных гидрометеорологических явлений и масштабов связанных с ними чрезвычайных ситуаций.

Организация оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного загрязнения и химического заражения в районах аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Обеспечение гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией органов управления Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Минздрав СССР

 

Организация и осуществление контроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в стране.

Прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий.

Обеспечение готовности специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций.

 

Госкомлес СССР

 

Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесном фонде страны.

Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесном фонде страны и на оленьих пастбищах.

Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных аварийно-спасательных подразделений, выделенных в состав сил постоянной готовности Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Транспортные министерства

(МПС СССР, МГА СССР, Минморфлот СССР)

 

Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте.

Обеспечение перевозок сил и средств, материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение эвакуационных мероприятий.

Участие в проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований в пределах их тактико-технических возможностей.

 

Промышленные министерства и ведомства СССР

 

Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах министерств и ведомств.

Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных военизированных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, выделенных в состав сил постоянной готовности Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Специализированные строительные министерства

и ведомства СССР

 

Участие в проведении аварийно-восстановительных работ силами специальных формирований по восстановлению объектов жизнеобеспечения в районах чрезвычайных ситуаций.

 

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.ШКАБАРДНЯ

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 15 декабря 1990 г. N 1282

 

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

┌──────────────┬────────────────┬───────┬────────────────────────┐

│Наименование     Ведомства-   │Срок      Краткое содержание  

│законодатель-  исполнители   │пред-          проекта        

│ного акта                    │став-                         

                              │ления                         

                              │проекта│                       

├──────────────┼────────────────┼───────┼────────────────────────┤

│Закон о защите│Минобороны СССР │II     │Закрепляются основные  

│населения от  │(Гражданская    │квартал│принципы защиты населе- │

│аварий,       │оборона СССР)   │1991 г.│ния, природной среды и 

│катастроф,    │Госпроматом-           │объектов народного      

стихийных     │надзор СССР            │хозяйства при крупных  

│бедствий      │Госкомприрода          авариях, катастрофах,  

              │СССР                   стихийных и экологичес- │

              │Минздрав СССР          │ких бедствиях. Устанав- │

              │Минюст СССР            │ливаются права и обязан-│

              │Минморфлот СССР │       │ности органов государст-│

              │Минрыбхоз СССР         │венной власти и управле-│

              │МГА СССР               │ния по предупреждению и │

              │Минречфлот РСФСР│       │ликвидации последствий 

              │Госкомлес СССР         │чрезвычайных ситуаций, в

              │Госкомгидромет         │том числе Государствен- │

              │СССР                   │ной комиссии Совета Ми- │

                                     │нистров СССР по чрезвы- │

                                     │чайным ситуациям, союз- │

                                     │ных республик, регионов,│

                                     │министерств и ведомств, │

                                     │объектов. Определяется 

                                     │порядок взаимодействия 

                                     │указанных органов между

                                     │собой и с другими при- 

                                     │влекаемыми организация- │

                                     │ми, аварийно-спасатель- │

                                     │ными силами и средства- │

                                     │ми. Определяется право- │

                                     вое положение общест-  

                                     │венных добровольных фор-│

                                     │мирований по ликвидации │

                                     │последствий чрезвычайных│

                                     │ситуаций, в том числе  

                                     │зарубежных. Определяются│

                                     │основные положения по  

                                     │формированию и использо-│

                                     │ванию фонда возмещения 

                                     │ущерба, причиненного   

                                     │предприятиям, организа- │

                                     │циям и гражданам в связи│

                                     │с аварией, катастрофой и│

                                     │стихийным бедствием.    

                                     │Устанавливается порядок │

                                     │создания Государственной

                                     │системы защиты от      

                                     │аварий, катастроф, сти- │

                                     │хийных и экологических 

                                     │бедствий               

                                                            

│Закон о мерах │Госстрой СССР   │II     │Определяет полномочия  

│по защите     │Госпроматомнад- │квартал│органов государственной │

│городов и     │зор СССР        │1991 г.│власти и управления,   

│населенных    │Минобороны СССР │       │должностных лиц по     

│пунктов от    │(Гражданская           │проведению предупреди- 

│крупномасштаб-│оборона СССР)          │тельных мероприятий, а 

│ных аварий,   │Минюст СССР            │также по выполнению    

│катастроф,    │Госкомгидромет         │работ, связанных с     

│стихийных     │СССР                   │ликвидацией последствий │

│бедствий                             │землетрясений. Закреп- 

                                     │ляет требования по воп- │

                                     │росам прогнозирования, 

                                     │районирования потенци- 

                                     │ально опасных террито- 

                                     │рий, оповещению и эва- 

                                     │куации населения,      

                                     │строительства объектов 

                                     │промышленности и жизне- │

                                     │обеспечения населения  

                                                            

│Закон о       │Госпроматом-    │II     │Определяет основные    

│безопасности в│надзор СССР     │квартал│(общие) требования к   

│промышленности│Госкомприрода   │1991 г.│обеспечению безопасности│

│и на          │СССР                   при промышленном произ- │

транспорте    │Госстрой СССР          │водстве, строительстве 

              │Минюст СССР            │объектов, перевозке    

              │МПС СССР               │грузов и пассажиров,   

              │Минобороны СССР │       │ответственность предпри-│

              │(Гражданская           │ятий и должностных лиц 

              │оборона СССР)          │за невыполнение этих   

              │МГА СССР               │требований, полномочия 

              │Минморфлот СССР │       │единого государственного│

              │Минречфлот РСФСР│       │органа, на который воз- │

                                     │лагается разработка мер │

                                     │безопасности в различных

                                     отраслях промышленности │

                                                            

│Закон о       │МПС СССР        │I      │Определяет основные    

перевозках    │Минморфлот СССР │квартал│требования безопасности │

│опасных грузов│Минречфлот РСФСР│1991 г.│к опасным грузам, сред- │

              │Минюст СССР            │ствам транспортирования │

              │Госпроматом-           │и технологии перевозок, │

              │надзор СССР            │распределение ответст- 

              │МГА СССР               │венности между участни- │

              │Минобороны СССР │       │ками перевозочного про- │

              │(Гражданская           │цесса за невыполнение  

              │оборона СССР)          │этих требований, размеры│

              │Госкомприрода          │штрафов и порядок их   

              │СССР                   │наложения              

                                                             

│Закон о       │Минхимнефтепром │1991   │Определяет общие       

│безопасности  │СССР            │год    │требования безопасности │

│предприятий и │Госстрой СССР          │при строительстве этих 

│производств   │Минюст СССР            │предприятий и производ- │

повышенного   │Миноборонпром          │стве опасной продукции, │

│риска         │СССР                   │требования к обеспечению│

              │Госпроматом-           │безопасности населения, │

              │надзор СССР            транспортных магистра- 

              │Минобороны СССР │       │лей, газонефтепроводов, │

              │(Гражданская           │проходящих вблизи пред- │

              │оборона СССР)          │приятий повышенного    

              │МПС СССР               │риска, ответственность 

              │Минатомэнерго-         │за невыполнение этих   

              │пром СССР              │требований             

              │Минздрав СССР                                 

                                                            

│Закон о       │Госстрой СССР   │IV     │Закрепляет правовое по- │

│статусе       │МВД СССР        │квартал│ложение профессиональных

│спасателей и  │Минуглепром СССР│1990 г.│спасателей и членов     

│аварийно-     │Минметаллургии         │спасательных и аварийно-│

│восстанови-   │СССР                   │восстановительных форми-│

тельных       │Минморфлот СССР │       │рований. Решает вопросы │

│формирований  │Минрыбхоз СССР         │их труда и отдыха, соци-│

              │МГА СССР               │ального обеспечения и  

              │Минобороны СССР │       │страхования. Регулирует │

              │(Гражданская           │вопросы взаимоотношений │

              │оборона СССР)          │органов власти и управ- │

              │Госпроматом-           │ления с предприятиями по│

              │надзор СССР            │привлечению спасателей 

              │Минюст СССР            │к выполнению работ в   

              │Госкомлес СССР         │других регионах        

                                                            

│Закон о госу- │Госпроматом-    │I      │Определяет полномочия  

│дарственном   │надзор СССР     │квартал│органов государственного│

надзоре в СССР│Госкомприрода   │1991 г.│надзора, устанавливает 

│за безопас-   │СССР                   │общие требования к пред-│

│ностью в про- │Минморфлот СССР │       │приятиям для получения 

│мышленности и │МГА СССР               │лицензий и сертификатов,│

│на транспорте │Минэнерго СССР         │регламентирует взаимо- 

              │Минюст СССР            │отношения между органами│

                                     │надзора и подконтрольны-│

                                     │ми предприятиями. Регу- │

                                     │лирует вопросы взаимоот-│

                                     │ношений с иностранными 

                                     │предприятиями на терри- │

                                     │тории СССР. Устанавли- 

                                     │вает виды санкций и    

                                     │порядок их применения  

                                                            

│Закон СССР об │Госцентр СССР   │II     │Определяет порядок сбора│

обеспечении   │Госкомгидромет  │квартал│и распространения инфор-│

│населения,    │СССР            │1991 г.│мации о состоянии при- 

│органов госу- │Госкомприрода          │родной среды, потенци- 

│дарственной   │СССР                   │ально опасных объектах 

│власти и      │Госкомстат СССР │       │народного хозяйства и  

│управления    │Госпроматом-           │Минобороны СССР, о чрез-│

│информацией о │надзор СССР            │вычайных ситуациях и   

│чрезвычайных  │Минобороны СССР │       │ликвидации их последст- │

│ситуациях     │(Гражданская           │вий, правовой статус   

              │оборона СССР)          │органов управления на  

              │Госкомлес СССР         │востребование и выдачу 

                                     │информации, структуру  

                                     │потоков информации, а  

                                     │также генеральную схему │

                                     │банков данных по пробле-│

                                     │мам чрезвычайных ситуа- │

                                     │ций. Устанавливает поря-│

                                     │док взаимодействия с   

                                     │аналогичными средствами │

                                     │зарубежных стран       

                                                            

│Закон СССР о  │Госплан СССР    │III    │Определяет порядок     

│государствен- │Госснаб СССР    │квартал│создания, хранения и   

│ных резервах  │Минфин СССР     │1991 г.│использования государ- 

│СССР          │Минюст СССР            │ственных финансовых и  

              │ГУМР СССР              материально-технических

              Государственная       │резервов. Устанавливает │

              │комиссия Совета │       │права и обязанности    

              │Министров СССР         │органов государственной

              │по продоволь-          │власти и управления,   

              │ствию и закупкам│       │должностных лиц по     

                                     │созданию и рациональному│

                                     │использованию государ- 

                                     │ственных резервов      

└──────────────┴────────────────┴───────┴────────────────────────┘

 

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.ШКАБАРДНЯ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования