НАЧАЛЬНИК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР - ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР ДИРЕКТИВА от 4 декабря 1990 г. N ДНГО-3 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ И КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ И ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. N 886-213 в системе гражданской
обороны проводится определенная работа по практической реализации мероприятий
по защите населения от сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Вместе с тем анализ причин происшедших
аварий на химически опасных объектах и транспорте, а также результаты
проведенных в 1987 - 1990 гг. проверок и специальных учений в ряде республик и
областей свидетельствует о серьезных недостатках в организации защиты рабочих,
служащих и населения от СДЯВ. Медленно осуществляется разработка и ввод в
действие локальных систем выявления заражения и оповещения населения, слабо
подготовлены дежурные диспетчеры отдельных объектов народного хозяйства к
действиям в чрезвычайных ситуациях. Ослаблен контроль за
соблюдением существующих норм и правил безопасного хранения, транспортировки и
использования сильнодействующих ядовитых веществ. Территориальные и объектовые штабы
гражданской обороны, управления гражданской обороны военных округов
недостаточно уделяют внимания подготовке сил ГО, предназначенных для ликвидации
последствий возможных аварий на химически опасных объектах и при
транспортировании СДЯВ, оснащению их специальной техникой и имуществом. Имеют
место случаи использования личного состава и техники специальных мобильных
подразделений ГО не по назначению. В целях совершенствования организации
мероприятий по защите населения от СДЯВ, повышения готовности территориальных и
объектовых штабов, воинских частей и невоенизированных формирований гражданской
обороны к решению задач по ликвидации последствий аварий на химически опасных
объектах предлагаю: I. Начальникам гражданской обороны
союзных республик: принять меры по повышению эффективности
защиты населения от СДЯВ, поддержанию в готовности сил и средств
гражданской обороны к ликвидации последствий аварий на химически опасных
объектах и транспорте, организации обучения населения умелым действиям в зонах
возможного химического заражения; организовать с учетом прилагаемых
Методических рекомендаций проведение классификации по химической опасности
административно - территориальных единиц <*>, в пределах которых проживание
населения сопряжено с риском его поражения в случае аварии на химически опасных
объектах, а также объектов народного хозяйства, производящих, использующих или
хранящих сильнодействующие ядовитые вещества; -------------------------------- <*> Под
административно - территориальной единицей понимается район (городской,
сельский), город, область, край, автономная и союзная (без областного деления)
республика. использовать при проведении классификации
Методику прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми
веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и
транспорте, изд. 1990 года; обобщить и представить до 1 марта 1991 г.
в Штаб Гражданской обороны СССР сводные данные по классификации административно
- территориальных единиц и химически опасных объектов народного хозяйства по
химической опасности согласно прилагаемым к Методическим рекомендациям формам
(Приложения 2, 3); строго руководствоваться требованиями
Норм проектирования инженерно - технических мероприятий гражданской обороны
(СНиП 2.01.51-90) при размещении, строительстве новых и реконструкции
существующих химически опасных объектов; уточнить до 1 июля 1991 г. планы
взаимодействия с органами военного командования по выделению сил и средств
военного округа для решения задач в чрезвычайных ситуациях, связанных с
выбросом (выливом) сильнодействующих ядовитых
веществ; осуществить до 1 октября 1991 г. взаимный
обмен информацией между союзными, автономными республиками, краями и областями
о наличии, количестве и свойствах имеющихся на химически опасных объектах СДЯВ,
которые при аварии на этих объектах могут вызвать заражение окружающей среды и
поражение населения за пределами республики (области, края). Полученные данные
использовать при планировании мероприятий по защите населения от СДЯВ и
взаимодействии территориальных органов ГО в аварийной ситуации. 2. Начальникам гражданской обороны
министерств и ведомств СССР: организовать работу в подведомственных
производственных объединениях и на объектах народного хозяйства по
совершенствованию организационных и инженерно - технических мероприятий,
направленных на повышение безопасности технологии производства, усилить контроль за соблюдением существующих норм и правил
безопасного хранения, транспортировки и использования сильнодействующих
ядовитых веществ; повысить готовность специализированных
невоенизированных формирований ГО, диспетчерских служб к действиям в
экстремальных условиях, обеспечить их необходимой техникой и имуществом,
средствами прогнозирования и выявления обстановки, оповещения производственного
персонала и населения об угрозе поражения СДЯВ, доведения экстренной информации
до территориальных органов гражданской обороны; обеспечить безусловное выполнение
требований Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. N
886-213 по разработке, созданию и внедрению локальных систем выявления
заражения и оповещения населения, прежде всего на объектах народного хозяйства
I и II степени химической опасности; организовать во взаимодействии с
территориальными штабами гражданской обороны проведение классификации по
химической опасности объектов народного хозяйства, производящих, использующих и
хранящих СДЯВ. 3. Заместителям командующих войсками
военных округов по гражданской обороне: добиться качественной подготовки и
своевременного приведения в готовность специальных мобильных подразделений,
созданных на базе частей гражданской обороны, подразделений радиационной и
химической разведки и нештатных подвижных отрядов военных округов к выполнению
специальных работ при аварийных ситуациях; уточнить и согласовать до 1 июля 1991 г.
с территориальными органами гражданской обороны планы взаимодействия по
привлечению сил и средств военного округа для ликвидации последствий возможных
аварий на химически опасных объектах и транспорте; при проверках состояния местной обороны
особое внимание уделять подготовке нештатных формирований к действиям в
аварийных ситуациях, организации защиты от СДЯВ рабочих, служащих объектов
местной обороны и населения военных городков, расположенных вблизи химически
опасных объектов. 4. Внести до 1 августа 1991 г. изменения
в планирующие и руководящие документы по гражданской обороне в части
прогнозирования химической обстановки на основе положений, изложенных в
Методике прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми
веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и
транспорте, изд. 1990 года. 5. Признать утратившими силу директивы
начальника Гражданской обороны СССР - заместителя Министра обороны СССР 1978 г.
N ДНГО-02, 1979 г. N ДНГО-01, 1981 г. N ДНГО-010, 1985 г. N ДНГО-06, 1988 г. N
ДНГО-07 (кроме Временного перечня СДЯВ - приложение 2 к директиве начальника
Гражданской обороны СССР 1988 г. N ДНГО-07). 6. Контроль за
выполнением настоящей директивы возложить на начальника 14 службы Гражданской
обороны СССР. Начальник гражданской обороны СССР, Заместитель Министра обороны СССР, генерал армии В.ГОВОРОВ Приложение к директиве Начальника Гражданской обороны СССР, Заместителя Министра обороны СССР от 4 декабря 1990 г. N ДНГО-3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ И ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ 1. Классификация по
химической опасности административно - территориальных единиц, в пределах
которых проживание населения сопряжено с риском его поражения в случае аварии
на химически опасных объектах, и объектов народного хозяйства, производящих,
использующих или хранящих СДЯВ, проводится с целью дифференцированного подхода
к планированию и организации комплекса мероприятий ГО по защите рабочих,
служащих и населения от сильнодействующих ядовитых веществ. 2. В основу классификации положена
опасность поражения населения при авариях с выливом
(выбросом) СДЯВ на химически опасном объекте. 3. Критериями для отнесения к той или
иной степени химической опасности являются: для административно - территориальной
единицы <*> - доля (процент) населения, которое может оказаться в зоне
возможного химического заражения <**> в случае аварии на химически
опасном объекте; -------------------------------- <*> Для города и городского района
в качестве критерия допускается использовать долю (процент) территории,
попадающей в зону возможного химического заражения СДЯВ, при этом считается,
что население распределено равномерно в пределах территории города (района). <**> Под зоной возможного
химического заражения СДЯВ понимается площадь круга с радиусом, равным глубине
распространения облака зараженного воздуха с пороговой токсодозой
(концентрацией). для объекта народного хозяйства -
количество населения, которое может оказаться в зоне возможного химического
заражения в случае аварии со СДЯВ на этом объекте. Критерии для классификации
административно - территориальных единиц и объектов народного хозяйства по
химической опасности приведены в Приложении 1 к настоящим Методическим
рекомендациям. 4. Для отнесения административно -
территориальных единиц и объектов народного хозяйства к различным степеням
химической опасности проводится прогнозирование масштабов возможного заражения.
Оно осуществляется по Методике прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при
авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте, изд. 1990 г. Объекты народного хозяйства, имеющие в
запасе СДЯВ, не указанные в Перечне сильнодействующих ядовитых веществ данной
Методики, но при выброске (выливе) которых могут произойти
поражения производственного персонала, рекомендуется относить к четвертой
степени опасности. 5. Для прогнозирования масштабов
заражения СДЯВ используются следующие метеорологические условия: инверсия,
скорость приземного ветра - 1 м/с, температура
окружающего воздуха - 20 град. C, направление ветра - равновероятное от 0 до
360 град. 6. При функционировании в пределах
административно - территориальной единицы двух и более
химически опасных объектов и наложении зон возможного заражения друг на
друга определение доли (процента) населения, которое может подвергнуться
заражению, осуществляется из расчета однократного накрытия территории зоной
химического заражения СДЯВ. 7. При наличии на объекте народного
хозяйства нескольких СДЯВ прогнозирование масштабов заражения и оценка степени
химической опасности объекта производятся по тому веществу, авария с выбросом (выливом) которого может представлять наибольшую опасность
для населения. 8. Работы, связанные с
классификацией административно - территориальных единиц и объектов народного
хозяйства по химической опасности, осуществляются территориальными и
объектовыми штабами ГО, службами ГО при участии специалистов химически опасных
объектов и, при необходимости, представителей учреждений госкомгидромета,
охраны природной среды и санитарно - эпидемиологических станций. С этой целью в штабах ГО области, края,
автономной и союзной (без областного деления) республик создаются рабочие
комиссии (группы) под руководством начальника отдела ПР
и ПХЗ, в состав которых включаются указанные выше представители и специалисты. Необходимую для классификации информацию
рабочие комиссии (группы) запрашивают у объектов народного хозяйства,
производящих, использующих или хранящих СДЯВ, а также у соответствующих органов
управления ГО административно - территориальных единиц, в пределах которых
расположены эти объекты. 9. Рабочие комиссии (группы) анализируют
результаты классификации по химической опасности административно -
территориальных единиц и объектов народного хозяйства, обобщают их для доклада
и утверждения соответствующим начальником гражданской обороны. После утверждения сводные данные по
классификации согласно формам (Приложения 2, 3 к настоящим Методическим
рекомендациям) представляются в двух экземплярах в Штаб Гражданской обороны
СССР и в одном экземпляре в штаб ГО союзной республики. 10. По результатам классификации степень
химической опасности административно - территориальным единицам и объектам
народного хозяйства присваивается: объектам народного
хозяйства, городским, сельским районам, городам районного и окружного
подчинения - начальником гражданской обороны области, края, автономной, союзной
(без областного деления) республик; городам областного, краевого и
республиканского подчинения, областям, краям, автономным и союзным (без
областного деления) республикам - начальником Гражданской обороны СССР. 11. Результаты классификации доводятся
установленным порядком до заинтересованных территориальных органов управления
ГО и объектов народного хозяйства. Объекты народного хозяйства о присвоенной
им степени химической опасности информируют соответствующее министерство
(ведомство). 12. Об изменении степени химической
опасности административно - территориальных единиц и объектов народного
хозяйства вследствие проведенных инженерно - технических мероприятий,
совершенствования технологии производства, при строительстве новых и
реконструкции существующих химически опасных объектов штабы ГО союзных
республик ежегодно сообщают в отчетах по оперативной подготовке. 13. При определении степени секретности
разрабатываемых сводных данных по классификации административно -
территориальных единиц и объектов народного хозяйства по химической опасности
руководствоваться Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию по гражданской
обороне. Начальник 14 службы Гражданской обороны СССР, генерал - майор Ю.КИРИЛЛОВ Приложение 1 к Методическим рекомендациям КРИТЕРИИ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ (АТЕ) И ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
-------------------------------- <*> Под массовым поражением следует
понимать такую ситуацию, при которой в случае аварии на ХОО НХ очаг поражения
представляет опасность: на объекте - для рабочих и служащих производственного
участка; в городе - для населения, проживающего в жилом квартале; в загородной
зоне - для населения рабочего поселка, сельского населенного пункта. <**> Под зоной возможного
химического заражения СДЯВ понимается площадь круга с радиусом, равным глубине
распространения облака зараженного воздуха с пороговой токсодозой
(концентрацией). <***> Для городов и городских
районов степень химической опасности оценивается по доле территории, попадающей
в зону ВХЗ СДЯВ, допуская, что население распределено равномерно по площади. Приложение 2 к Методическим рекомендациям Утверждаю Начальник гражданской обороны ___________________________ (области, края, республики) СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ (АТЕ) _____________________ ОБЛАСТИ ПО ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
-------------------------------- <*> При наличии на объекте
нескольких СДЯВ данные указываются по каждому веществу. <**> В строках "итого" за
город и область приводятся данные по гр. 3, 5, 6, 10 и 11. За область и города
краевого, областного и республиканского подчинения графа 11 не заполняется. Начальник штаба гражданской обороны ___________________________ (области, края, республики) Приложение 3 к Методическим рекомендациям Утверждаю Начальник гражданской обороны ___________________________ (области, края, республики) СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА _____________________ ОБЛАСТИ ПО ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
Начальник штаба гражданской обороны ___________________________ (области, края, республики) |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |