СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 октября 1990 г. N 1071 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ Переход к регулируемой рыночной
экономике, изменение отраслевой структуры народного хозяйства, ликвидация
нерентабельных производств и предприятий вызывают необходимость
широкомасштабного перераспределения и трудоустройства работников. Во многих
случаях этот процесс будет связан с их профессиональной переподготовкой, а
также с производственным обучением молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних
детей, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в особой социальной
защите в сфере труда. Деятельность существующих в стране
хозрасчетных бюро и центров по трудоустройству населения все еще слабо нацелена
на решение региональных проблем занятости, а их финансовое положение во многом
зависит от объема платных услуг, выполняемых по договорам для предприятий,
учреждений и организаций. Увеличение масштабов перераспределения
рабочей силы и повышение требований к качеству переподготовки работников
требуют преобразования действующей службы трудоустройства с целью создания
структуры специальных государственных органов, призванных обеспечить
комплексное решение задач по регулированию занятости населения, включая
профессиональную ориентацию, трудоустройство, социальную поддержку временно
незанятых граждан. В целях создания условий для реализации
права граждан на труд, получения ими бесплатной государственной помощи в
трудоустройстве, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и
переподготовке, повышении квалификации, а также для обеспечения социальной
защиты временно незанятых граждан Совет Министров СССР постановляет: 1. Признать
целесообразным создать в системе органов по труду и социальным вопросам
государственную службу занятости, призванную обеспечивать координацию и решение
вопросов занятости населения на всей территории Союза ССР. 2. Рекомендовать правительствам союзных и
автономных республик: образовать в краях, областях, автономных
округах, союзных и автономных республиках управления (главные управления)
занятости; определить структуру и штаты органов
государственной службы занятости, уделив особое внимание центрам занятости,
действующим под руководством районных, городских (районных в городе) Советов
народных депутатов, имея в виду, что указанные центры должны стать главным
звеном этой службы и осуществлять всю практическую работу по обеспечению трудоустройства
и социальной защиты незанятого населения. Считать
целесообразным создать центры занятости на базе действующих хозрасчетных
бюро (центров) по трудоустройству; создать в составе государственной службы
занятости инспекцию, осуществляющую контроль за
исполнением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм
собственности и хозяйствования, законодательства о занятости населения. 3. Возложить на государственную службу
занятости: анализ состояния рынка труда, прогноз
спроса и предложения на рабочую силу, подготовку с участием заинтересованных
организаций государственных и региональных программ занятости населения и
обеспечение их реализации; учет граждан, обращающихся по вопросам
трудоустройства, и оказание им помощи в подборе подходящей работы и
трудоустройстве; обеспечение населения достоверной, полной
и оперативной информацией о возможностях трудоустройства на основе учета
свободных рабочих мест и вакантных должностей; проведение профессиональной ориентации и
консультаций населения, в том числе молодежи; организацию профессиональной подготовки и
переподготовки работников, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и
организаций, лиц, испытывающих затруднения в устройстве на работу, а также иных
категорий незанятого населения; оказание предприятиям, учреждениям и
организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, помощи в
подборе необходимых им работников, консультирование и обеспечение их
информацией о состоянии рынка труда; предоставление временной работы, в том
числе направление граждан, по их желанию, на оплачиваемые общественные работы,
организуемые местными Советами народных депутатов; подготовку предложений и заключений об
использовании труда иностранных граждан, привлекаемых в СССР
для работы на основе межправительственных соглашений и лицензий; организацию работы по вопросам
профессиональной деятельности советских граждан за границей, включая выдачу
лицензий коммерческим организациям на подбор места работы для таких граждан, их
профессиональную подготовку и оказание других услуг при трудоустройстве; обеспечение в пределах своей компетенции
социальной защиты незанятых граждан; осуществление контроля
за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо
от форм собственности и хозяйствования, законодательства о занятости населения. 4. Установить, что услуги, связанные с
обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой
занятости бесплатно. 5. Государственной службе занятости
предоставляется право: запрашивать у предприятий, учреждений и
организаций, независимо от форм собственности и хозяйствования, информацию о
предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых
может произойти высвобождение трудящихся, а также данные о наличии свободных
рабочих мест (вакантных должностей), о количестве высвобождаемых, принятых и
уволенных работников; рекомендовать предприятиям, учреждениям и
организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, при наличии у
них соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей) принимать на
работу граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства, в
соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки; разрабатывать и
вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об
установлении для всех предприятий, учреждений и организаций квоты приема на
работу лиц, требующих социальной защиты и испытывающих затруднения в
трудоустройстве, в том числе молодежи, женщин, имеющих малолетних детей,
инвалидов, лиц, продолжительное время не работающих, освобожденных из
учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по
решению суда; заключать по
доверенности предприятий, учреждений и организаций от их имени договоры с
гражданами о трудоустройстве (с предварительной при необходимости
профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств
предприятий, учреждений, организаций стоимость проезда, суточные за каждый день
нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место
жительства и работы; направлять в установленном порядке
незанятых граждан, по их желанию, на оплачиваемые общественные работы; оплачивать
стоимость профессионального обучения и
переобучения лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии
(специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в
размерах, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных
республик; выдавать в установленном порядке
гражданам пособия по временной незанятости и приостанавливать выплату этих
пособий. 6. В частичное
изменение Постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1989 г. N 700
преобразовать Управление трудовых ресурсов и занятости Государственного
комитета СССР по труду и социальным вопросам в Главное управление занятости
этого Комитета (без увеличения предельной численности работников центрального
аппарата Комитета и предельной суммы расходов на его содержание, в том числе
фонда оплаты труда). 7. Возложить на Государственный комитет
СССР по труду и социальным вопросам: разработку общесоюзных государственных
программ занятости населения; подготовку предложений для формирования
общесоюзной государственной политики занятости; координацию деятельности государственной
службы занятости союзных республик и оказание им необходимой помощи, в том
числе по обеспечению контроля за соблюдением
законодательства о занятости населения. 8. Рекомендовать союзным и автономным
республикам финансировать органы управления, координирующие процессы занятости
в союзных (автономных) республиках, краях и областях, за счет средств
соответствующих бюджетов. Финансирование деятельности центров
занятости осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством союзных и
автономных республик. 9. Государственному комитету СССР по
труду и социальным вопросам совместно с Государственным комитетом СССР по
народному образованию и Министерством финансов СССР внести в Совет Министров
СССР предложения, согласованные с правительствами союзных республик, о
формировании начиная с 1991 года системы профессионального обучения
высвобождаемых работников и незанятого населения. 10. Разрешить государственной службе
занятости оказывать предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от
форм собственности и хозяйствования, по их заявкам (договорам) платные услуги,
не связанные с обеспечением занятости граждан, с последующим зачислением
полученных средств в установленном порядке в Государственный фонд содействия
занятости. 11. Государственному комитету СССР по
труду и социальным вопросам определить условия оплаты труда
работников службы занятости применительно к условиям оплаты труда,
предусмотренным Постановлением Совета Министров СССР от 29 сентября 1989 г. N
803, и по согласованию с правительствами союзных республик утвердить примерное
положение о государственной службе занятости. 12. Признать
целесообразным создать комитеты содействия занятости, работающие в
тесном взаимодействии с государственной службой занятости на союзном,
республиканском и местном уровнях. В состав комитетов содействия занятости
на паритетных началах включаются представители профессиональных союзов,
ассоциаций (союзов) предприятий и органов государственной власти и управления.
Формирование комитетов и порядок организации их работы определяются
представленными в комитетах сторонами. 13. Государственному комитету СССР по
статистике по представлению Государственного комитета СССР по труду и
социальным вопросам внести необходимые изменения в действующую статистическую
отчетность. 14. Государственному комитету СССР по
труду и социальным вопросам и Государственному комитету СССР по вычислительной
технике и информатике совместно с Государственным комитетом СССР по статистике утвердить
до конца 1990 года порядок и сроки создания единой информационно-вычислительной
системы учета и распределения трудовых ресурсов как составной части
государственной программы информатизации общества. Председатель Совета Министров СССР Н.РЫЖКОВ Управляющий Делами Совета Министров СССР М.ШКАБАРДНЯ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |