СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 1990 г. N 790

 

О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно - технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволят расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий. Малые предприятия способны значительно укрепить экономическую базу местных Советов народных депутатов, оказать положительное влияние на развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и подсобных промыслов, решение экологических проблем.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года "О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" и в целях обеспечения необходимых организационных, экономических и правовых условий развития и функционирования малых предприятий Совет Министров СССР постановляет:

1. Считать одной из важнейших мер по радикализации экономической реформы формирование экономической среды, обеспечивающей широкое развитие малых предприятий.

Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов оказывать малым предприятиям содействие в их создании, материально - техническом обеспечении, передаче, продаже и сдаче в аренду свободных производственных мощностей, неиспользуемых машин и оборудования, законсервированных, недостроенных объектов и сооружений и в первую очередь для производства товаров народного потребления и оказания бытовых услуг населению, наращивания производства строительных материалов, осуществления научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по новым перспективным направлениям и обеспечения их ускоренного внедрения.

2. Установить, что малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные, и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик и отвечают целям, предусмотренным в их уставе. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, малое предприятие обязано получить такую лицензию.

3. К малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:

в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек;

в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек;

в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;

в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

С учетом региональных особенностей законодательством союзных и автономных республик определяется в качестве равнозначного критерия объем хозяйственного оборота по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности, а также может устанавливаться меньшая (по сравнению с предусмотренной настоящим Постановлением) предельная численность работающих.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

4. Малые предприятия создаются:

гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство;

государственными, арендными, коллективными, совместными предприятиями, общественными организациями и их предприятиями, кооперативами, акционерными обществами, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами;

государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.

Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурной единицы (единиц) из объединения по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения (подразделений) или структурной единицы (единиц), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием, объединением, организацией договорных обязательств. В этих случаях предприятие, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает учредителем этого предприятия.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации малых предприятий, относящихся соответственно к государственным, кооперативным, арендным, совместным и другим видам предприятий, регулируется действующим законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Постановлением.

Индивидуальные, семейные, коллективные и другие виды малых предприятий, порядок создания, деятельности и ликвидации которых не регулируется специальным законодательством, руководствуются настоящим Постановлением и своим уставом.

Установить, что к малым предприятиям не применяется порядок создания, предусмотренный Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 г. N 816 (с учетом последующих изменений и дополнений).

5. Устав малого предприятия утверждается его учредителем (учредителями).

В уставе малого предприятия определяются: вид предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования имущества предприятия, его выкупа, распределения прибыли (дохода), условия реорганизации и прекращения деятельности.

В устав могут включаться также сведения о предполагаемых численности работающих и объеме реализации продукции (работ, услуг) и иные, не противоречащие законодательству положения.

При создании малых предприятий на основе смешанных форм собственности вид предприятия определяется исходя из преобладающей доли имущества собственников, образовавших данное предприятие.

Малое предприятие приобретает права юридического лица со дня государственной регистрации в исполкоме районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения малого предприятия.

Для государственной регистрации в исполком соответствующего местного Совета народных депутатов представляются решение о создании малого предприятия и его устав.

Государственная регистрация малого предприятия должна быть произведена в 2-недельный срок с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

Отказ в государственной регистрации малого предприятия может последовать по мотивам нарушения установленного законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик порядка их создания, а также несоответствия его требованиям учредительных актов (документов). Отказ в государственной регистрации малого предприятия по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Если государственная регистрация малого предприятия в установленный срок не произведена либо в ней отказано по мотивам, которые учредитель (учредители) предприятия считает необоснованными, он (они) может обратиться в суд.

6. Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

Отношения между малым предприятием и его учредителем (учредителями) определяются уставом малого предприятия и другими учредительными актами (документами).

Формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников определяются малым предприятием самостоятельно на основе законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик.

7. Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

8. Рекомендовать Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов рассмотреть вопрос об образовании в своем составе подразделений, осуществляющих координацию работы по развитию на подведомственной территории малых предприятий с учетом первоочередного решения задач по наращиванию выпуска товаров народного потребления, увеличению производства кирпича и других строительных материалов, развитию бытового и сервисного обслуживания населения, ускорению разработок новых видов техники и технологии, решению экологических проблем.

9. Установить, что малые совместные предприятия, созданные на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, руководствуются законодательством о совместных предприятиях.

10. Рекомендовать министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, государственным предприятиям, учреждениям и организациям активно сотрудничать и оказывать содействие союзам, ассоциациям и другим объединениям малых предприятий в целях их ориентации на первоочередное решение региональных задач, связанных с насыщением рынка потребительскими товарами, предоставлением населению разнообразных услуг, обеспечением строительными материалами, использованием местного сырья и отходов производства, решением экологических проблем.

11. Установить, что наряду с другими формами поддержки малых предприятий для обеспечения финансирования мероприятий по созданию новых и развитию действующих малых предприятий могут образовываться союзные, республиканские и региональные целевые фонды финансовой поддержки малых предприятий за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных.

Учредителями фондов могут быть государственные, кооперативные и иные предприятия, объединения, организации и граждане.

Средства соответствующих бюджетов могут в установленном порядке направляться в указанные фонды преимущественно на стимулирование развития приоритетных видов деятельности малых предприятий.

Фонды являются самостоятельными организациями, получающими доходы от осуществляемой ими коммерческой деятельности, пользуются правами юридического лица и действуют на основании устава, утвержденного учредителями.

Государственная регистрация фондов осуществляется по заявлению учредителей в исполкоме районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения фонда.

Рекомендовать указанным фондам при предоставлении ссуд малым предприятиям, занимающимся приоритетными видами деятельности, устанавливать льготные условия их кредитования.

Министерству финансов СССР при разработке проектов союзного бюджета по согласованию с Госпланом СССР подготавливать предложения о выделении средств для участия в формировании союзного фонда поддержки малых предприятий.

12. Установить, что до введения в действие Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций":

вновь создаваемые малые предприятия, кроме кооперативов, освобождаются от платежей в бюджет из прибыли (дохода). Для действующих малых предприятий сохраняются установленные при создании порядок и размеры обязательных платежей из прибыли (дохода);

при создании малого предприятия путем выделения из состава объединения, предприятия или организации не должно допускаться уменьшение доходов соответствующих бюджетов.

Кооперативы и малые предприятия, образованные кооперативами, производят обязательные платежи в порядке, установленном для кооперативов.

13. Установить, что малые предприятия могут производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов в соответствии с законодательством СССР.

14. Предприятиям и организациям при создании на базе структурных единиц (подразделений) малых предприятий обеспечивать их материально - техническими ресурсами, в том числе за счет части лимитов на централизованно распределяемые материально - технические ресурсы, в порядке, определенном учредительными актами (документами) и уставом малого предприятия.

15. Госснабу СССР и его системе, Министерству торговли СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, предприятиям и организациям обеспечить:

организацию продажи материалов, изделий и оборудования малым предприятиям, неликвидов и сверхнормативных запасов товарно - материальных ценностей, используя для этого сеть создаваемых коммерческих центров, а также мелкооптовых баз, и оказывать им помощь в реализации изготавливаемой продукции через торговую сеть на договорной основе;

создание предприятий, специализирующихся на сдаче в аренду (прокате) машин и оборудования малым предприятиям.

16. Госстрою СССР организовать разработку на конкурсной основе типовых проектов зданий и сооружений для малых предприятий, предусматривая в них широкое использование унифицированных строительных модулей и элементов заводского изготовления и применение современных технологий.

Министерствам и ведомствам разработать и осуществить меры по увеличению выпуска быстровозводимых конструкций с необходимым комплектом оборудования для сооружения малых предприятий.

17. Малое предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства и приобретает необходимые сырье, материалы, топливно - энергетические ресурсы по ценам и тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

18. Государственному комитету СССР по статистике организовать начиная с 1991 года систематический учет результатов деятельности малых предприятий.

Рекомендовать малым предприятиям, не имеющим служб, занимающихся учетом и контролем финансово - хозяйственной деятельности, пользоваться на договорных началах услугами специализированных в этой области организаций, в том числе аудиторских.

19. Государственному комитету СССР по народному образованию, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Государственному комитету СССР по печати совместно с другими министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик разработать систему мер, обеспечивающих комплексную подготовку и повышение квалификации кадров для малых предприятий, в том числе за рубежом, а также разработку и выпуск необходимых для этого пособий по основным вопросам их деятельности.

20. Министерству внешних экономических связей СССР с участием Советов Министров союзных республик, Торгово - промышленной палаты СССР, Международного центра развития малых предприятий, Комитета по международному сотрудничеству по малым и средним предприятиям Союза научных и инженерных обществ СССР и других заинтересованных организаций разработать и утвердить до 1 декабря 1990 г. меры по оказанию содействия малым предприятиям в развитии внешнеэкономической деятельности, в том числе по обеспечению их доступа на договорной основе к единой системе внешнеэкономической информации.

21. В целях обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, координации в этом направлении деятельности государственных органов и общественных организаций создать в составе Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе Комитет по поддержке малого предпринимательства.

22. Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе совместно с Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР, Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике, Государственным комитетом СССР по статистике, Министерством финансов СССР и Советами Министров союзных республик систематически изучать и обобщать отечественный и зарубежный опыт создания и деятельности малых предприятий.

 

Председатель

Совета Министров СССР

Н.РЫЖКОВ

 

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.ШКАБАРДНЯ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования