ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ПРИ ГОССТРОЕ СССР ПРИКАЗ от 19 июля 1990 г. N 124 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ГЛАВНОМ АРХИТЕКТОРЕ КРАЯ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА, РАЙОНА" Утвердить разработанное Управлением
координации и архитектурно-строительного контроля с участием республиканских и
ряда местных органов архитектуры и градостроительства, Союза архитекторов СССР,
а также одобренное участниками Всесоюзного совещания по вопросам развития
архитектуры и градостроительства в СССР (Москва, январь 1990 г.) Примерное
положение о главном архитекторе края, области, города, района (прилагается). Примерное положение должно служить
методическим руководством при разработке в союзных и автономных республиках, в
краях, областях, городах и районах положений и должностных инструкций о главных
архитекторах соответствующих территорий, отвечающих их конкретным условиям. Считать утратившими силу: Примерное положение об управлении (отделе) по делам строительства и
архитектуры Совета Министров АССР, исполнительного комитета краевого
(областного) Совета депутатов трудящихся, одобренное Госгражданстроем
11 сентября 1969 г. (протокол N 27, п. 1), Положение о главном архитекторе
города, утвержденное Приказом Госгражданстроя от 14
марта 1972 г. N 34, Примерное положение о районном архитекторе сельского
района, одобренное решением Госгражданстроя от 13
февраля 1969 г. Председатель Госкомархитектуры Е.РОЗАНОВ Утверждено Приказом Госкомархитектуры от 19 июля 1990 г. N 124 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ АРХИТЕКТОРЕ КРАЯ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА, РАЙОНА 1. Главный архитектор края, области,
города, района <*> является начальником главного управления, управления,
отдела архитектуры и градостроительства соответствующего Совета народных
депутатов (исполнительного комитета Совета) и осуществляет руководство делом
архитектуры и градостроительства на подведомственной Совету территории. ------------------------------- <*> В дальнейшем главный архитектор
края, области, города, района, если не требуется уточнения, именуется
"главный архитектор". Главный архитектор несет ответственность
за развитие и качественный уровень архитектуры и градостроительства, проведение
в жизнь решений Совета народных депутатов, центральных и республиканских
архитектурно-градостроительных органов по этим вопросам с учетом местных
условий и национальных особенностей. 2. Основные задачи главного архитектора: 2.1. Разработка градостроительной
политики и осуществление градостроительных мероприятий, направленных на решение
текущих и перспективных задач комплексного социально-экономического развития
территорий и поселений, совершенствование среды жизнедеятельности и улучшение
их архитектурного облика. 2.2. Повышение социально-экономической
эффективности градостроительных решений. 2.3. Регулирование условий инвестиционной
деятельности. 2.4. Содействие развитию разнообразных
прогрессивных форм и методов проектирования, строительства и
ремонтно-строительного производства в условиях регулируемой рыночной экономики. 2.5. Координация инвестиционных
разработок, проектных, научно-исследовательских, а также изыскательских,
строительных и ремонтно-строительных работ в части требований архитектуры и
градостроительства. 2.6. Обеспечение действенного контроля за реализацией генеральных планов поселений,
осуществлением их комплексной застройки, за качеством застройки и
благоустройства жилых районов, производственных и рекреационных зон. 2.7. Осуществление мер по повышению
профессионального уровня кадров архитектурно-градостроительных органов,
внедрению современных организационных, экономических и
технических методов управления процессами развития архитектуры и
градостроительства. 2.8. Решение вопросов развития
архитектуры и градостроительства на основе принципов демократизации, гласности,
широкого привлечения населения и общественных организаций к обсуждению
градостроительных решений и разрабатываемых проектов, бережного отношения к
творчеству зодчих. 2.9. Привлечение художников-монументалистов,
скульпторов и дизайнеров для совместной деятельности с целью достижения синтеза
архитектуры и изобразительного искусства. 3. Для решения указанных задач на
главного архитектора возлагаются следующие обязанности: 3.1. Организация и контроль
за разработкой всех видов градостроительной документации. 3.2. Осуществление постоянного надзора за
реализацией градостроительной документации, координация проектных работ по
объекту строительства на подведомственной территории и авторского надзора проектных
организаций. 3.3. Рассмотрение и согласование проектов
планировки и застройки, проектов всех зданий и сооружений для строительства на
подведомственной территории и их представление на утверждение или согласование
Совету народных депутатов (исполнительному комитету Совета). 3.4. Участие в разработке и согласовании
программ и комплексных планов социально-экономического развития территорий и
поселений. 3.5. Организация работы по изучению
спроса и предложений, состояния конъюнктуры, тенденций и перспектив развития
рынка инвестиций, проектных работ и услуг; использование конкуренции
проектировщиков, инвесторов и подрядчиков в целях повышения уровня архитектурных решений и эффективности градостроительных
мероприятий. 3.6. Разработка правил застройки и других
документов, регулирующих вопросы строительства, реконструкции, реставрации,
капитального ремонта, благоустройства, озеленения и городского дизайна
поселений и территорий; разработка предложений по совершенствованию норм в
проектировании и строительстве. 3.7. Подготовка предложений Советам
народных депутатов по условиям пользования землями на основе
проектно-планировочной документации в соответствии с законодательством Союза
ССР и союзных республик. 3.8. Отвод в соответствии с решениями
местных Советов народных депутатов земельных участков для всех видов
строительства на основе утвержденной проектной документации. 3.9. Вынос в натуру границ отведенных
земельных участков. 3.10. Выдача заказчикам-застройщикам
разрешений на производство строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ и
на реконструкцию объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке
технической документацией и финансированием. 3.11. Разработка и выдача инвесторам
(заказчикам-застройщикам) архитектурно-планировочных заданий на проектирование
и строительных паспортов для проведения инвестиционных разработок,
проектно-изыскательских работ на все виды строительства, комплексную
реконструкцию, капитальный ремонт и реставрацию зданий
и благоустройство территорий. 3.12. Подготовка предложений и участие в
решении вопросов о выдаче лицензий проектировщикам и подрядчикам независимо от
форм собственности на осуществление соответствующей деятельности согласно
порядку и условиям лицензирования, установленным законодательством СССР и союзных
республик. 3.13. Подготовка предложений Совету
народных депутатов по льготному налогообложению участников инвестиционного
процесса, способствующих эффективному решению архитектурно-градостроительных
задач, а также по мерам защиты от недобросовестной конкуренции. 3.14. Оказание содействия государственным
и общественным органам охраны памятников истории и культуры в осуществлении их
функций по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры и
установлении их охранных зон. 3.15. Руководство деятельностью
соответствующих органов государственного архитектурно-строительного надзора за
качеством строительства и реконструкции, участие в установленном порядке в
приемке в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов
жилищно-гражданского и коммунального строительства, производственного и
непроизводственного назначения. 3.16. Руководство структурными
подразделениями подведомственного главному архитектору
архитектурно-градостроительного органа, управление и координация деятельности
хозрасчетных проектно-производственных архитектурно-планировочных бюро,
проектно-консультационных фирм, а также проектных организаций, находящихся в
ведении главного архитектора. 3.17. Руководство и контроль
за работой геодезической службы. 3.18. Организация работ по ведению
земельного кадастра, дежурно-оперативных планов отводов и застройки,
регистрационных планов расположения подземных коммуникаций и атласов
инженерно-геологических выработок; создание единого технического архива
бессрочного хранения документов по отводу земельных участков,
проектно-планировочной документации, а также документации службы госархстройконтроля. 4. Для выполнения функций, возложенных на
главного архитектора, ему предоставляются следующие права: 4.1. Подготавливать
проекты решений местных Советов народных депутатов, принимать в пределах своей
компетенции решения по всем вопросам архитектуры и градостроительства на
подведомственной территории, являющиеся обязательными для исполнения
государственными предприятиями, учреждениями и организациями, арендными,
акционерными, коллективными, государственно-кооперативными, кооперативными
предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными
ассоциациями (объединениями), общественными и религиозными организациями, другими
советскими, иностранными и совместными юридическими лицами, а также гражданами
СССР и других государств. 4.2. Определять в каждом конкретном
случае стадийность, состав и объем проектирования, необходимость разработки
эскизных проектов, вариантного и конкурсного проектирования объектов, имеющих
важное архитектурное и градостроительное значение, целесообразность разработки
индивидуальных и применения типовых проектов, внесения в
последние необходимых изменений. 4.3. Беспрепятственно посещать и
производить контроль за ходом работ на любых объектах
строительства, предприятиях и организациях, выпускающих строительные материалы,
изделия и конструкции, независимо от ведомственной подчиненности этих
предприятий и организаций и форм собственности. 4.4. Отклонять от согласований проекты,
не отвечающие нормативным, архитектурно-градостроительным, экологическим
требованиям и архитектурно-планировочным заданиям, выданным органами
архитектуры и градостроительства. 4.5. Полностью или
частично приостанавливать финансирование и кредитование строек через
финансирующие банки, запрещать дальнейшее производство строительно-монтажных,
ремонтно-строительных и других видов работ, выполняемых с нарушениями и
отклонениями от утвержденной проектной документации, нормативных требований,
представляющих угрозу жизни и здоровью людей, уничтожения исторических и
культурных ценностей, в том числе памятников архитектуры и градостроительства,
городских и природных ландшафтов, а также наносящих ущерб собственности, правам
и интересам граждан, государства и юридических лиц. 4.6. Прекращать производство
топогеодезических и инженерно-геологических изысканий, разбивочных работ и
раскопок, выполняемых с нарушением действующих инструкций и нормативов или без
разрешения, выданного в установленном порядке. 4.7. Возбуждать перед
соответствующими государственными органами вопрос о привлечении в установленном
порядке к административной и уголовной ответственности или наложении через
финансирующие банки штрафных санкций на лиц, виновных в самовольном строительстве,
в нарушении градостроительной дисциплины, действующего законодательства в
области строительства и архитектуры, а также на руководителей организаций и
предприятий, на территории которых совершены эти правонарушения. 4.8. Вносить предложения об изъятии лицензий
на право проектирования, строительства и выпуска строительной продукции у
проектных, строительных и производственных организаций, выполняющих работы с
нарушением действующего законодательства, градостроительных, экологических и
других нормативных требований. 4.9. Требовать и получать для выполнения
возложенных на главного архитектора функций данные от соответствующих органов
статистики, организаций, учреждений, предприятий, расположенных на
подведомственных территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и
форм собственности, а также плановые отчетные данные по вопросам, относящимся к
его компетенции. 4.10. Проводить совместно с органами
местного самоуправления, организациями Союза архитекторов СССР, другими
заинтересованным организациями конкурсы на разработку проектов. 4.11. Создавать и возглавлять в
необходимых случаях постоянные или временные творческие коллективы
проектировщиков и экспертные группы с привлечением к работе в них на договорной
основе архитекторов и других специалистов. 4.12. Участвовать в качестве автора
проекта в разработке проектно-планировочной документации и проектов отдельных
зданий и сооружений. 4.13. Создавать в ведении главного
архитектора для выполнения стоящих перед ним задач хозрасчетные
проектно-производственные архитектурно-планировочные бюро,
проектно-консультационные фирмы, другие организации и определять тематическую
направленность их деятельности. 4.14. Координировать распределение
проектных работ между проектировщиками, государственными организациями, иными
юридическими лицами, а также гражданами СССР и других государств с учетом их
профессиональной квалификации, специфики и творческих возможностей. 4.15. Определять функции, утверждать
структуру и штаты подчиненного ему архитектурно-градостроительного органа, а
также подведомственных хозрасчетных подразделений и организаций, утверждать
руководителей этих организаций в пределах своей компетенции. 4.16. Создавать для решения вопросов
архитектуры и градостроительства на договорных началах и быть участником концернов,
консорциумов, межотраслевых государственных производственных объединений,
ассоциаций и других организационных структур. 5. Главный архитектор в своей
деятельности руководствуется действующим законодательством Союза ССР, союзных и
автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов,
нормативными актами, постановлениями и распоряжениями центральных и
республиканских органов государственного управления, постановлениями и
приказами Госкомархитектуры СССР, республиканских и
других вышестоящих архитектурно-градостроительных органов, а также
соответствующим положением о главном архитекторе. 6. Главный архитектор осуществляет свою
работу в тесном взаимодействии с органами управления соответствующих местных
Советов народных депутатов, территориальными органами отраслевого,
межотраслевого и вневедомственного управления, организациями Союза архитекторов
СССР, Союза художников СССР, другими творческими союзами, научно-техническими
обществами и общественными организациями. 7. Порядок взаимодействия, подчиненности
и разграничение функций главных архитекторов административно-территориальных
единиц устанавливается республиканскими архитектурно-градостроительными
органами. 8. Главный архитектор назначается на
должность соответствующим Советом народных депутатов по согласованию с
вышестоящим архитектурно-градостроительным органом и территориальной
организацией Союза архитекторов СССР и подчиняется председателю Совета народных
депутатов. На должность главного архитектора
назначаются лица, имеющие законченное высшее архитектурное образование, стаж
практической работы по специальности не менее 5 лет, творческие достижения в
области архитектуры и градостроительства, организационные способности в области
инвестиционной деятельности. Освобождение главных архитекторов
производится органами, назначившими их, по согласованию с органами,
принимающими участие в решении об их назначении. О результатах своей деятельности главный
архитектор отчитывается перед соответствующим Советом народных депутатов и
вышестоящим архитектурно-градостроительным органом. Главный архитектор может иметь
заместителей, в том числе одного - начальника инспекции государственного
архитектурно-строительного контроля. 9. Для определения качества и оценки
градостроительных и архитектурных решений, произведений
монументально-декоративного искусства в синтезе с архитектурой, рассмотрения,
экспертизы и оценки качества градостроительной документации, проектов зданий,
сооружений и комплексов при главном архитекторе создается постоянный
межведомственный коллегиальный орган - Градостроительный совет (краевой,
областной, городской, районный - соответственно), который является
совещательным органом. Градостроительный совет возглавляет
главный архитектор. В состав Совета должны входить опытные архитекторы, ученые,
специалисты-градостроители, а также руководители местного Совета народных
депутатов, общественно-политических организаций, творческих союзов, деятели
науки, культуры и искусства, представители всех участников инвестиционного
процесса, обществ потребителей, органов местного самоуправления и жителей. Персональный состав Градостроительного
совета утверждается соответствующим Советом народных депутатов по представлению
главного архитектора. Примечание: Настоящее Положение о главном
архитекторе края, области, города, района должно служить методическим
руководством при разработке и утверждении в союзных и автономных республиках,
краях, областях, округах, городах и районах положений и должностных инструкций
о главном архитекторе соответствующих административных территориальных единиц в
соответствии с их местными условиями, особенностями и традициями. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |