19 мая 1990 года N 201 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О НОВЫХ ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНЕ И МЕРАХ ПО ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ За последние годы в решении жилищной
проблемы в СССР достигнуты определенные позитивные сдвиги. В двенадцатой
пятилетке будет построено около 650 млн. кв. метров общей площади жилья, что
почти на 100 млн. кв. метров, или на 1,7 млн. квартир, больше, чем в предыдущей.
За пять лет смогут улучшить жилищные условия 15 млн. семей. Однако проведенный анализ показал, что
острота жилищной проблемы не уменьшается. Не сокращается очередь на улучшение
жилищных условий, в которой состоит 14 млн. семей. Свыше 6 млн. семей проживает
в коммунальных квартирах, общежитиях или арендует жилье у частных лиц. Почти
4,5 млн. семей располагают жилой площадью менее 5 кв. метров на человека. В
1989 году ситуация осложнилась невыполнением планов жилищного строительства.
Люди начинают сомневаться в реальности обеспечения к 2000 году каждой семьи
отдельной квартирой или домом. Для достижения поставленной цели
необходимо построить около 30 миллионов квартир и индивидуальных жилых домов
(как минимум, 2 миллиарда квадратных метров общей площади). Для этого уже в
1991 году следует выйти на уровень ввода 155 - 160 млн. кв. метров, а с 1995
года - 230 - 240 млн. кв. метров. Очевидно, что прежними методами жилищную
проблему решить невозможно. Необходим принципиально новый подход ко всему комплексу
вопросов жилищной политики. В интересах обеспечения конституционного
права граждан на жилище постановляю: Совету Министров СССР разработать
совместно с Советами Министров союзных республик и утвердить к 1 сентября 1990
года целостную систему мер решения жилищной проблемы в СССР. При этом руководствоваться следующими
принципами: 1. Создать условия для резкого, не менее
чем вдвое, расширения жилищного строительства, которое следует активизировать
по всем линиям: государства, предприятий и организаций, кооперативов,
индивидуальных застройщиков. С этой целью осуществить: радикальное изменение инвестиционной
политики жилищного строительства, дальнейшее перераспределение капитальных
вложений и мощностей подрядных организаций из производственной сферы в жилищную, соответствующее перепрофилирование строительной
индустрии, выделение на сооружение жилых домов стройматериалов, высвобождаемых
из производственного строительства; расширение финансовой основы жилищного
строительства за счет использования фондов государственных, арендных,
кооперативных предприятий, их ассоциаций и союзов, акционерных обществ,
общественных организаций, займов, кредитов банков, а также средств населения,
строительство квартир "на продажу" с немедленной оплатой и в
рассрочку. Развивать систему территориальных акционерно - коммерческих банков,
строительных кооперативов, фирм по сдаче жилья в аренду и продаже населению; резкое наращивание мощностей по выпуску
отделочных материалов, санитарно - технического и другого специализированного
оборудования, стимулирование создания новых и расширение действующих в этой
сфере предприятий и организаций; перепрофилирование ряда производств
машиностроения и оборонной промышленности на программно - целевое обеспечение
выпуска машин и механизмов для промышленности строительных материалов и строительно - монтажных работ, в том числе средств малой
механизации для индивидуального строительства; льготное налогообложение предприятий,
независимо от форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство
объектов непроизводственной сферы, предприятий промышленности строительных
материалов и всех видов оборудования для жилищно - гражданского строительства; стимулирование строительных организаций к
переходу на прогрессивные формы хозяйствования, децентрализация управления
жилищным строительством, включая передачу государственных предприятий и
организаций в аренду, а также преобразование предприятий и организаций в
акционерные общества и товарищества; пересмотр структуры импорта для
модернизации строительной индустрии; использование возможностей совместного
предпринимательства. 2. Решительно повысить роль предприятий и
организаций в удовлетворении жилищных потребностей населения. Стимулировать
оказание работникам материальной поддержки в приобретении жилья, предоставление
им на эти цели беспроцентных ссуд и безвозмездной помощи. Построенное
предприятиями и учреждениями за счет собственных средств жилье должно
распределяться по усмотрению трудовых коллективов. 3. Совершить крутой поворот в
индивидуальном жилищном строительстве, преодолеть его запущенность, поощрять
инициативу граждан, изжить негативное отношение к индивидуальному застройщику.
Строительство индивидуальных домов следует рассматривать как важное
государственное дело. В этих целях: на селе, в городах и пригородах
беспрепятственно отводить земельные участки под дома и подсобные хозяйства,
обеспечить гражданам права владения, пользования, распоряжения и наследования
застроенных участков; осуществлять с участием предприятий,
объединений и организаций в опережающем порядке обустройство территорий,
выделенных для индивидуального жилищного строительства, подъездными дорогами,
водоснабжением, электроэнергией, газом и другими объектами инженерной и
социальной инфраструктуры; обеспечить первоочередность,
разнообразить формы и условия предоставления ссуд и кредитов на индивидуальное
жилищное строительство при одновременном повышении ответственности за их
целевое использование; для удовлетворения потребностей населения
организовать снабженческо - торговые и проектно - консультационные фирмы на
местах, расширить услуги по предоставлению населению напрокат строительной техники,
инструмента и приспособлений, необходимых при строительстве индивидуального
жилья. 4. Придать серьезное значение улучшению
архитектурного облика жилых домов, городов, поселков и сел, исходя
прежде всего из необходимости создания удобной среды обитания, учитывающей
национальные особенности населения. Опираться на исторически сложившиеся
системы и зоны расселения. Сдерживать развитие крупных городов, содействовать
развитию всех типов сел, фермерских поселений, малых городов, отказаться от
понятия "неперспективного" села или города. Осуществлять проектирование и
строительство жилья различного типа и стоимости. В сельской местности,
небольших городах и поселках, специально предусмотренных микрорайонах средних и
крупных городов развивать экономичную застройку одноквартирными домами с
индивидуальными системами отопления и автономными системами очистки. 5. В условиях регулируемого рынка, когда
жилищная проблема будет решаться прежде всего на
основе зарабатывания жилья гражданами и трудовыми коллективами, необходимо
усиление гарантий и расширение помощи государства в обеспечении жильем
инвалидов, ветеранов войны и труда, семей погибших при исполнении
государственных обязанностей, семей военнослужащих и демобилизующихся
из Вооруженных Сил СССР в связи с их сокращением, учителей, врачей и других
работников непроизводственной сферы, семей с низкими доходами. Совместно с
предприятиями, объединениями и организациями необходимо оказывать всемерную
поддержку молодежи в решении ее жилищных проблем, в том числе путем содействия
молодым семьям в строительстве собственных домов, молодежных жилых комплексов и
кооперативов, общежитий семейного типа. Вместе с тем вести дело к формированию
рынка жилья, чтобы каждый гражданин мог на узаконенной основе свободно, по
своему выбору, в соответствии с потребностями семьи приобрести квартиру или
дом, в том числе путем их выкупа, долгосрочного найма или аренды в домах
государственного и общественного жилищного фонда. Следует снять все надуманные ограничения
и создать условия для беспрепятственного перераспределения и обмена жилья,
стимулируя граждан, имеющих его излишки, к переселению в квартиры меньшего
размера с соответствующей денежной компенсацией. Разрешить обменивать помещения
в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищных и жилищно - строительных кооперативов на жилье, принадлежащее
гражданам на праве личной собственности. Необходимо обеспечить постепенный перевод
на коммерческие основы и укрепление сферы коммунального хозяйства. 6. Изменить систему оплаты квартир в
домах государственного и общественного жилищного фонда, имея при этом в виду: освободить от платы за пользование жильем
в домах государственного и общественного жилищного фонда семьи с низким доходом
и низким уровнем обеспеченности жильем, определяемыми
республиканским законодательством в зависимости от местных условий, а также все
семьи, проживающие в помещениях, не отвечающих санитарным и техническим
требованиям; установить для граждан, проживающих в
отдельных квартирах, квартплату в зависимости от размера всей занимаемой
площади и качества жилья по нормам, ставкам и в порядке, определяемом
законодательством союзных республик; увеличить плату за пользование излишками
жилья, пересмотреть действующую систему и отменить неоправданные льготы по
дополнительной площади и по оплате жилья; ужесточить ответственность лиц,
занимающихся спекуляцией жильем, а также уклоняющихся от платы за пользование
жилыми помещениями и коммунальными услугами. 7. Совету Министров СССР совместно с
другими заинтересованными организациями до 1 октября 1990 года внести в
Верховный Совет СССР предложения по пересмотру жилищного законодательства СССР,
других законодательных актов СССР, регулирующих жилищные отношения, в
соответствии с новыми подходами к решению жилищной проблемы в стране. Президент Союза Советских Социалистических Республик М.ГОРБАЧЕВ Москва,
Кремль 19 мая 1990
года N 201 |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |