10 апреля 1990 года N 1421-1 СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК Настоящий Закон определяет основы
экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик. Он
основывается на принципах федерализма, экономической самостоятельности и
взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в
экономической сфере, определяются их финансово - экономические отношения,
устанавливаются правовые основы их участия в общесоюзном рынке,
предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений
Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных
областей и округов, местных Советов народных депутатов и самостоятельности
предприятий. Статья 1.
Компетенция Союза ССР в экономической сфере 1. Ведению Союза ССР подлежит: установление законодательных основ
хозяйственной деятельности СССР и функционирования общесоюзного рынка; организация налоговой системы в СССР,
установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в
бюджет, предельных размеров налогообложения; составление, утверждение и исполнение
союзного бюджета; разработка перспектив социально -
экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных программ; осуществление общей политики
ценообразования, организация финансово - кредитной системы и единого денежного
обращения; образование общесоюзных резервных,
страховых и других фондов; установление общих норм и правил охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов; управление железнодорожным, воздушным,
морским и магистральным трубопроводным транспортом, оборонными объектами,
космическими системами, Единой энергетической системой СССР, общесоюзными
системами связи и информации, а также объектами, относящимися к общесоюзной
государственной собственности в соответствии с законодательством СССР и
соглашениями Союза ССР и республик; координация деятельности республик в
вопросах инвестиционной и амортизационной политики; науки и техники; занятости,
миграции населения; народного образования, здравоохранения и культуры; установление в СССР минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов
социального обеспечения; определение основ и проведение
общесоюзной внешнеэкономической политики; установление принципов организации
таможенного дела на основе единства таможенной территории СССР, таможенных
пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической зоны и
континентального шельфа СССР и их охрана; предоставление Союзом ССР государственных
займов и экономической помощи иностранным
государствам, заключение соглашений о государственных займах и кредитах,
получаемых Союзом ССР из иностранных источников; защита экономических интересов Союза ССР,
союзных и автономных республик, предприятий, организаций и граждан СССР за
рубежом; организация общесоюзной статистики и
бухгалтерского учета; организация единой патентной и
метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление
общесоюзных стандартов. 2. Союз ССР осуществляет законодательное
регулирование сфер, отнесенных к его ведению, образует общесоюзные органы
управления, в работе которых принимают участие представители союзных и
заинтересованных автономных республик, заключает с республиками в необходимых
случаях соглашения по экономическим вопросам. Статья 2. Основы
экономической самостоятельности союзных и автономных республик 1. Союзные и автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы за
исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим
Законом отнесены к ведению Союза ССР. 2. Союзные и автономные республики на
своих территориях с соблюдением законодательства СССР: владеют, пользуются и распоряжаются
землей, другими природными ресурсами в своих интересах и интересах Союза ССР; принимают законы и другие нормативные
акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на территории республик; решают вопросы налогообложения и
осуществляют бюджетную деятельность; осуществляют регулирование экономического
и социального развития на своей территории, а также участвуют в выработке
общегосударственных решений по развитию экономики и путей их реализации; регулируют инвестиционную деятельность и
условия строительства на территории республики; осуществляют регулирование цен исходя из
общесоюзной политики ценообразования; участвуют в регулировании денежного
обращения, руководят деятельностью республиканских банков; осуществляют внешнеэкономическую
деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в международных договорах
СССР и соглашениях между Союзом ССР и республиками; ведут приграничную и
прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные предприятия, международные
объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую деятельность
предприятий и организаций; формируют и используют республиканский валютный
фонд; решают вопросы социального развития,
занятости населения, регулирования доходов населения, обеспечивают
установленные законодательством СССР минимальные размеры
оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения; устанавливают нормы экологической
безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на территории
республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и осуществляют
выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий и
организаций; формируют республиканские органы
государственного управления и определяют их функции; решают другие вопросы экономического и
социального развития, не относящиеся к ведению Союза ССР. Статья 3. Основы
финансовых и бюджетных отношений Союза ССР, союзных и автономных республик 1. Бюджетную систему СССР составляют
союзный бюджет, самостоятельные республиканские (союзных и автономных
республик) и местные бюджеты. Порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным Советом СССР,
а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканских
бюджетов союзных и автономных республик - законодательством этих республик. 2. К ведению Союза ССР относится
установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых полностью или
частично на формирование союзного бюджета общегосударственных налогов, сборов и
обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких налогов, сборов и
платежей определяются Верховным Советом СССР. Органы государственной власти и
управления союзных и автономных республик решают вопросы взимания
общегосударственных налогов и других общегосударственных обязательных платежей
в пределах, установленных законодательством Союза ССР. 3. Союзные и автономные республики в
соответствии с законодательством Союза ССР устанавливают взимаемые на своей
территории и зачисляемые в их бюджеты республиканские налоги, сборы и
обязательные платежи, включая платежи за природные ресурсы. 4. Доходы союзного бюджета формируются за
счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей (за
исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и автономных
республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные бюджеты), доходов
от использования общесоюзной собственности и проводимых союзными органами
мероприятий. Перечень доходных источников и структура расходов союзного
бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и автономным республикам,
определяются Верховным Советом СССР. 5. Союзные органы совместно с органами
союзных и автономных республик образуют фонды регионального развития,
резервный, инновационный, природоохранный и другие общесоюзные фонды для
финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно - технических,
экономических, социальных, природоохранных и других программ, а также работ по
предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий. 6. Государственный банк СССР осуществляет
регулирование денежного обращения на базе единой денежной единицы - рубля,
эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению к иностранным валютам,
правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных ценностей, проводит
единую кредитную политику во внешнеэкономических связях. Статья 4.
Общесоюзный рынок 1. Основой формирования и
функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность предприятий,
объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей, осуществляющих
свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и равноправия всех
форм собственности с учетом антимонопольного и иного законодательства о рынке. Экономические отношения предприятий,
объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей с
республиканскими органами управления и местными органами самоуправления
строятся на налоговой и договорной основе, если иное не предусмотрено
законодательством. 2. Законодательством СССР определяются
полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и автономных республик по
регулированию и защите общесоюзного рынка, а также права и обязанности его
участников, их преимущества и льготы. 3. Товарообмен на территории СССР
складывается в условиях открытости республиканских рынков и отсутствия
таможенных барьеров за исключением рынков, организуемых в зонах свободного
предпринимательства, для которых союзным и республиканским законодательством
устанавливаются особые экономические и правовые режимы. В сфере межреспубликанского товарообмена
не допускается дискриминация какой-либо республики, ее юридических лиц и
граждан. Союзные, автономные республики без
взаимного согласования с другими союзными, автономными республиками не вправе
вводить ограничения на ввоз - вывоз товаров и финансовых ресурсов,
препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за ее пределы
имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и юридических
лиц других республик, вводить транзитные платежи. 4. Союзные и автономные республики на
своей территории вправе в пределах своей компетенции регулировать рынок товаров
и услуг через системы налогообложения и ценообразования, стимулировать
производство и устанавливать льготы по реализации отдельных видов товаров за
счет республиканского бюджета. 5. Союзные и автономные республики на
своей территории в пределах своей компетенции законодательно устанавливают
единый для всех инвесторов порядок приобретения имущества и осуществления
капитальных вложений. Республиканским законодательством гарантируется
инвесторам выбор подрядных организаций, а также возвращение вложенных
инвестиций и вывоз полученных доходов. 6. Кредитное, расчетное и страховое
обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют учреждения Государственного
банка СССР, самостоятельные коммерческие банки, страховые общества и иные
кредитные учреждения, создаваемые и действующие в соответствии с
законодательством СССР и республик. 7. Выпуск и обращение акций и других
ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии с союзным и
республиканским законодательством. Статья 5.
Договорные формы экономических связей Союза ССР, союзных и автономных республик 1. Экономические отношения Союза ССР и
республик, а также республик между собой, не предусмотренные соответствующим
законодательством, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями.
На договорной основе решаются вопросы межреспубликанского обмена и передачи
друг другу находящегося в их собственности имущества, создаются совместные
предприятия, организации, учреждения и единые органы управления, формируются
фонды для совместного решения социально - экономических задач. Соглашениями
может предусматриваться обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой,
научно - технической и другой информацией. Предметом межреспубликанских соглашений
не могут быть совместные действия, ущемляющие интересы других республик или
ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка. 2. Союзные и автономные республики вправе
учреждать в столице Союза ССР и столицах других республик свои
представительства, содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов. Органы государственного управления Союза
ССР могут создавать с согласия республики на ее территории свои службы и
подразделения. Статья 6. Гарантии
экономической самостоятельности союзных и автономных республик 1. Союзные и автономные республики
участвуют в решении экономических и социальных вопросов, отнесенных к ведению
Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР,
Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и
других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного договора,
рассматриваются Советом Федерации с участием высших государственных должностных
лиц автономных республик, автономных областей и округов. 2. Высшие органы государственной власти
республик могут вносить вопросы о соответствии Конституции СССР и законам СССР
актов высших органов государственной власти и управления Союза ССР,
регулирующих экономические отношения, на рассмотрение Комитета конституционного
надзора СССР. 3. Союзные и автономные республики вправе
обращаться к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении действия
постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, противоречащих
экономическим интересам этих республик. 4. Высшие органы государственного
управления союзных и автономных республик вправе опротестовывать в Совет Министров
СССР акты подведомственных ему органов управления, противоречащие экономическим
интересам республик. Совет Министров СССР в месячный срок рассматривает этот
протест и принимает окончательное решение. Правительства республик могут
приостанавливать на своей территории действие опротестуемых
актов на время их рассмотрения. 5. Разногласия по экономическим вопросам
между Правительством Союза ССР, союзными и автономными республиками, а также
между республиками, возникающие при исполнении законов СССР, постановлений и
распоряжений Правительства СССР, рассматриваются Верховным Советом СССР с
учетом рекомендаций Совета Федерации. Статья 7. Гарантии
экономической самостоятельности автономных областей и округов, органов местного
самоуправления и предприятий 1. Компетенция автономных областей и
округов в экономической сфере определяется законами СССР и союзных республик,
которые гарантируют право автономных областей и округов на самостоятельное
хозяйствование. 2. Автономные области и округа в
соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на своей
территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными
ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности. 3. Автономные области и
округа обеспечивают комплексное социально - экономическое развитие на своей
территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют
меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления,
устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в определении
лимитов и нормативов природопользования на их территории, в соответствии с
союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и накладывают
запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют
внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к
их компетенции. 4. Права органов местного самоуправления
обеспечиваются Законом СССР "Об общих началах местного самоуправления и
местного хозяйства в СССР", другими законодательными актами Союза ССР,
союзных и автономных республик. 5. Союзные и автономные республики,
автономные области и округа, местные Советы народных депутатов обеспечивают в
соответствии с законодательными актами Союза ССР и республик самостоятельность
и равные правовые условия деятельности находящихся на их территории
предприятий, объединений и организаций независимо от видов их организационных
структур и форм собственности. Статья 8.
Ответственность Союза ССР, союзных и автономных республик за невыполнение
обязательств 1. Союз ССР, союзные и автономные
республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение
обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями. Санкции за
невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств предусматриваются
этими соглашениями. 2. Хозяйственные споры, вытекающие из
экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления,
органами управления союзных и автономных республик, рассматриваются по
инициативе заинтересованной стороны Государственным арбитражем СССР. 3. Органы управления Союза ССР в случае
реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего
законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и
нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить отрицательные
последствия таких решений и возместить ущерб. 4. В случае принятия органами союзной или
автономной республики решений, нарушающих права и охраняемые законом интересы
других республик и Союза ССР, убытки компенсируются республикой, принявшей
такое решение. 5. Все споры по экономическим вопросам, в
том числе о возмещении убытков, между Союзом ССР, союзными и автономными
республиками, автономными областями и округами рассматриваются в порядке
третейского разбирательства или Верховным Судом СССР. Статья 9.
Регулирование особых условий экономической самостоятельности союзных и
автономных республик 1. Союзом ССР по инициативе республик
могут устанавливаться для них в законодательном порядке особые экономические
условия без ущемление
законных интересов остальных республик и Союза ССР. 2. Полномочия союзных и республиканских
органов управления в отдельных сферах хозяйственной деятельности могут
перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР, союзных и
автономных республик. Президент Союза Советских Социалистических Республик М.ГОРБАЧЕВ Москва,
Кремль 10 апреля
1990 года N 1421-1 |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |
|