СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 1990 г. N 156

 

О ПРОВЕДЕНИИ В ТАТАРСКОЙ АССР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ОТРАБОТКИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ

САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ

 

В целях расширения прав Татарской АССР как советского социалистического государства, наращивания экономического потенциала, усиления ее самостоятельности, ответственности и заинтересованности в достижении высоких конечных результатов хозяйствования, укрепления межрегиональных и межнациональных отношений Совет Министров СССР и Совет Министров РСФСР постановляют:

1. Принять предложение Совета Министров Татарской АССР о проведении в республике эксперимента по отработке нового механизма территориального хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования.

В качестве важнейших задач и направлений проводимой работы с учетом особенностей автономной республики должно быть обеспечено:

усиление социальной ориентации экономики, рост благосостояния и обеспечение национальных интересов народов, проживающих в республике, на основе повышения эффективности общественного производства, динамичного и комплексного развития производственной и социальной сфер в районах, городах и других населенных пунктах, последовательной реализации принципа зарабатывания средств;

увеличение вклада автономной республики в осуществление общегосударственных и общереспубликанских задач, всемерное развитие и активное использование преимуществ разделения и кооперации труда;

создание путем совершенствования экономических методов управления необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории автономной республики предприятий и организаций, независимо от ведомственной подчиненности, при строгом соблюдении их хозрасчетных прав, предусмотренных законодательством;

укрепление финансово-хозяйственной основы местного самоуправления, развертывание инициативы Советов народных депутатов и обеспечение широкого участия населения в решении вопросов социально-экономического развития автономной республики.

В этих целях осуществить следующий комплекс первоочередных мер.

 

По общим вопросам управления

 

2. Для обеспечения динамичного и комплексного развития народного хозяйства Татарской АССР, расширения возможностей и повышения ответственности автономной республики в деле удовлетворения возрастающих потребностей населения признать необходимым сосредоточить в ее ведении вопросы организации производства товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции, обеспечения сбалансированного роста денежных доходов и расходов населения, руководства развитием производственной инфраструктуры республиканского (АССР) значения, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы, строительного и агропромышленного комплексов, лесного хозяйства, природоохранной и иными видами деятельности, непосредственно связанными с решением задач в интересах всех наций и народностей автономной республики.

Вопросы передачи в ведение Татарской АССР предприятий, объединений и организаций вышестоящего подчинения рассматриваются и решаются в установленном порядке. При этом сохраняются сложившиеся хозяйственные связи передаваемых в республиканское (АССР) и местное подчинение предприятий, объединений и организаций.

3. Совету Министров Татарской АССР, министерствам и ведомствам СССР и РСФСР:

шире использовать в практике хозяйствования договорные взаимовыгодные отношения в соответствии с действующим законодательством;

всемерно способствовать созданию предприятиями, организациями и кооперативами в установленном порядке на добровольной основе совместных объединений, ассоциаций и других хозяйственных структур для решения экономических, производственных, социальных и иных вопросов.

4. Предоставить право Совету Министров Татарской АССР:

самостоятельно определять состав и структуру органов управления подведомственным хозяйством, численность их работников и расходы на содержание этих органов в пределах заработанных средств;

приостанавливать создание новых предприятий и организаций, не согласованное с местными Советами народных депутатов.

 

В области планирования социально-экономического развития

автономной республики

 

5. Установить, что государственный план экономического и социального развития Татарской АССР составляется и утверждается на основе разработанных с участием Совета Министров Татарской АССР и доведенных до него исходных данных планирования (государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов).

Министерства и ведомства СССР и РСФСР при доведении исходных данных планирования до подведомственных предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории автономной республики, одновременно сообщают их Совету Министров Татарской АССР.

Разногласия, возникающие при разработке плана экономического и социального развития автономной республики, рассматриваются Советом Министров РСФСР с участием заинтересованных министерств и ведомств, а в необходимых случаях постоянными органами Совета Министров СССР с участием Совета Министров РСФСР.

Комплексный план экономического и социального развития автономной республики является совокупностью планов социального и экономического развития городов и районов, которые разрабатываются и утверждаются местными органами в установленном порядке самостоятельно.

Для отражения общих результатов хозяйственной деятельности всех расположенных на территории Татарской АССР предприятий, объединений и организаций в составе комплексного плана экономического и социального развития республики предусмотреть формирование произведенного национального дохода и сводного финансового плана (баланса).

Утвержденный комплексный план экономического и социального развития автономной республики по основным показателям представляется в Совет Министров РСФСР и включается в план союзной республики в полном объеме.

В случае нарушения предприятиями, объединениями и организациями требований действующего законодательства СССР и РСФСР о порядке согласования планов с исполкомами местных Советов народных депутатов, а также не согласованных в установленном порядке изменений, вносимых в утвержденные планы в части развития социальной сферы, производства товаров народного потребления, строительства, использования трудовых ресурсов, местных видов сырья, вторичных ресурсов, охраны природы, земле- и водопользования, Совет Министров Татарской АССР имеет право принимать решения о приостановлении производства соответствующих работ. Такое решение может быть обжаловано в суд.

6. Предоставить исполкомам местных Советов народных депутатов Татарской АССР преимущественное право заключать с предприятиями (объединениями), расположенными на территории автономной республики, с согласия их трудовых коллективов договоры на выпуск необходимой продукции, оказание услуг, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом установленного государственного заказа и сложившихся хозяйственных связей. При этом выполнение указанных договоров стимулируется за счет средств местного бюджета.

7. Установить, что для насыщения рынка товарами и организации оптовой торговли (кроме отдельных видов продукции, определяемых законодательством) по согласованию с предприятиями-изготовителями Совет Министров Татарской АССР может оставлять в своем распоряжении:

весь объем товаров народного потребления, произведенных сверх государственного заказа;

весь объем продукции, произведенной по инициативе Совета Министров автономной республики, местных Советов народных депутатов без привлечения централизованных капитальных вложений и централизованно распределяемых материально-технических ресурсов;

весь объем товаров народного потребления, полученный за счет досрочного ввода мощностей на предприятиях союзного и республиканского (РСФСР и АССР) подчинения в результате принятых мер автономной республикой.

8. Признать целесообразным не устанавливать Совету Министров Татарской АССР государственный заказ по воспроизводству лесных ресурсов, вводу в действие объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, жилых домов, природоохранных объектов, за исключением объектов общегосударственного значения.

Предоставить Совету Министров Татарской АССР право:

определять самостоятельно направления использования капитальных вложений, формировать и утверждать планы ввода в действие объектов, финансируемых за счет республиканского (АССР) и местного бюджетов, внебюджетных фондов, утверждать титульные списки на строительство и проектно-изыскательские работы (независимо от сметной стоимости объектов), планы подрядных строительных работ по этим объектам;

включать в программу работ подрядных строительных организаций заказ на строительство объектов социального назначения при наличии свободных мощностей после размещения государственного заказа;

налагать санкции, предусмотренные законодательством, на предприятия и организации, которые систематически создают опасную экологическую обстановку и нарушают установленный режим пользования природными ресурсами, наносят вред памятникам истории, культуры и архитектуры, музеям-заповедникам и национальным природным паркам.

9. Совет Министров Татарской АССР несет ответственность за состояние баланса денежных доходов и расходов населения на территории автономной республики и необходимое наращивание розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, развитие сферы услуг, самостоятельно устанавливает объемы розничного товарооборота и реализации платных услуг населению.

10. Установить, что Совету Министров Татарской АССР выделяются без распределения по отраслям и направлениям предусмотренные в плане на 1990 год материально-технические ресурсы по номенклатуре продукции, централизованно распределяемой Госпланом СССР и Госснабом СССР, для предприятий и организаций подведомственного хозяйства на определенные в плане объемы производства промышленной продукции, капитального строительства и капитальных ремонтов.

 

По укреплению финансово-бюджетной базы

 

11. Исходя из задач финансового оздоровления экономики и реализации принципов самоуправления и самофинансирования установить, что народнохозяйственные потребности Татарской АССР обеспечиваются финансовыми ресурсами, формируемыми на ее территории с учетом отчислений в бюджет автономной республики части сумм общесоюзных и республиканских (РСФСР) доходов и налогов по установленным нормативам. При этом Татарская АССР самостоятельно распоряжается указанными ресурсами в соответствии с действующим законодательством.

В доходы государственного бюджета автономной республики зачисляются:

полностью платежи из прибыли (дохода) предприятий и организаций подведомственного хозяйства;

вся сумма платы за землю, воду, трудовые ресурсы по всем предприятиям и организациям, расположенным на территории автономной республики;

поступления от всех местных налогов и сборы с населения, а также налоги с кооперативных предприятий и общественных организаций;

доходы от экспорта и таможенные доходы по товарам и услугам, экспортируемым и импортируемым предприятиями и организациями республиканского (АССР) и местного подчинения;

другие поступления и платежи в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

В 1990 году производятся следующие нормативные отчисления в государственный бюджет Татарской АССР от общегосударственных источников дохода:

40 процентов налога с оборота, поступающего на территории республики;

9 процентов платежей из прибыли (дохода) предприятий и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения;

35 процентов подоходного налога с населения;

50 процентов поступлений от реализации облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.

12. Совет Министров Татарской АССР самостоятельно за счет собственных средств осуществляет финансирование:

капитальных вложений на строительство производственных объектов и инфраструктуры республиканского (АССР) и местного значения, городского транспорта, местных автомобильных дорог, жилых домов, объектов социально-культурного и бытового назначения, подведомственного хозяйства;

благоустройства городов, рабочих поселков и других населенных пунктов, содержания и ремонта подведомственного жилищного фонда, общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры республиканского (АССР) и местного подчинения, социального обеспечения, а также проведения природоохранных мероприятий;

выплаты дифференцированных надбавок к действующим закупочным ценам на производимые и потребляемые в автономной республике сельскохозяйственные продукты;

затрат, связанных с организацией приобщения к достижениям татарской национальной культуры, искусства, обучения родному языку татарского населения, проживающего в других регионах страны, и другими нуждами, отражающими специфику национального развития автономной республики;

затрат на содержание республиканских (АССР) и местных органов государственной власти и управления автономной республики;

других расходов по экономическому и социальному развитию автономной республики.

За счет средств автономной республики также образуется резервный фонд Совета Министров Татарской АССР.

Природоохранные мероприятия, проводимые по региональным программам, осуществляются предприятиями и организациями за счет собственных средств и лимитов капитальных вложений, выделяемых министерствам и ведомствам, а также бюджетных и внебюджетных средств Совета Министров Татарской АССР и местных Советов народных депутатов.

Совет Министров Татарской АССР в порядке планирования и исполнения государственного бюджета автономной республики самостоятельно определяет направления использования бюджетных средств, состав, размеры и очередность осуществления бюджетных расходов, включая резервный фонд.

13. В целях расширения самостоятельности Татарской АССР в вопросах планирования и использования имеющихся на территории финансовых ресурсов предоставить Совету Министров автономной республики следующие дополнительные права:

а) устанавливать для всех предприятий и организаций республиканского (РСФСР, АССР) и местного подчинения, расположенных на территории Татарской АССР, нормативы платы за трудовые ресурсы, землю и воду, неиспользуемые отходы и вторичные ресурсы с предоставлением в необходимых случаях льгот и скидок. При этом ставки платы за землю, воду и трудовые ресурсы устанавливаются на основе общесоюзной методологии, могут дифференцироваться по отдельным районам и городам автономной республики в зависимости от экономической оценки земли, водо- и трудообеспеченности и должны быть едиными и стабильными для всех предприятий данного района и города. Сохранить на 1990 год действующие для предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения ставки платы за трудовые и природные ресурсы;

б) до введения Закона СССР о едином налогообложении самостоятельно вводить новые и отменять действующие местные налоги и сборы, определять порядок их введения и отмены, а также устанавливать, исходя из общесоюзных методологических принципов и законодательства СССР и РСФСР, ставки налогов с населения (кроме подоходного налога), налога с доходов (прибыли) кооперативных и других общественных организаций и льготы по этим налогам;

в) привлекать дополнительные финансовые ресурсы, создавать внебюджетные фонды, в том числе региональные фонды для финансирования местных целевых комплексных программ социально-экономического развития, за счет привлечения на строго добровольной основе денежных средств населения, предприятий и организаций путем выпуска облигаций, проведения местных займов, денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий (объединений), кооперативов, общественных организаций и граждан, а также сумм, взимаемых с предприятий за загрязнение окружающей среды и некомплексное использование сырья и отходов;

г) участвовать своими средствами в деятельности предприятий и организаций, создавать финансово-кредитные учреждения на акционерной или паевой основе.

Установить, что начиная с 1990 года Совет Министров Татарской АССР разрабатывает сводный кредитный план, в котором предусматриваются объемы кредитных ресурсов для финансирования мероприятий социально-экономического развития автономной республики.

14. Установить, что в государственный бюджет Татарской АССР зачисляются:

50 процентов суммы налога с оборота, полученной от реализации непродовольственных товаров народного потребления, выпущенных предприятиями и организациями, расположенными на территории автономной республики, сверх заданий, установленных пятилетним планом (в пределах сумм отчислений, поступающих в государственный бюджет РСФСР);

50 процентов прибыли предприятий и организаций республиканского (РСФСР) подчинения, полученной сверх исходных данных, доведенных на 1990 год, за исключением части прибыли, которая в установленном порядке остается в распоряжении предприятий и организаций, а также направляется на уплату процентов банкам;

50 процентов выявленных проверками скрытых или заниженных доходов предприятий и организаций, расположенных на территории автономной республики;

штрафы, наложенные на предприятия и организации союзного и республиканского (РСФСР) подчинения всеми контролирующими и правоохранительными органами за различные нарушения;

прибыль, полученная в результате нарушения государственной дисциплины цен, выявленная инспекцией автономной республики и местными контролирующими организациями.

15. Предоставить право Совету Министров Татарской АССР в пределах заработанных средств:

увеличивать расходы (сверх общегосударственного гарантированного уровня) на содержание учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, социального обеспечения и спорта;

повышать в дополнение к установленному законодательством СССР и РСФСР уровню размеры пособий на детей одиноким матерям, многодетным и малообеспеченным семьям, устанавливать дополнительные льготы инвалидам и престарелым, осуществлять помощь молодым семьям, имеющим детей, и другим нуждающимся гражданам;

вводить надбавки к должностным окладам работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры и других отраслей, содержащихся за счет средств бюджета автономной республики.

Для обеспечения финансовыми ресурсами расходов, предусматриваемых в плане экономического и социального развития автономной республики, Совет Министров Татарской АССР может использовать средства союзного, республиканского (РСФСР) и других бюджетов на условиях возвратности и платности, а также кредиты банков.

16. Установить, что Совет Министров Татарской АССР самостоятельно разрабатывает государственный бюджет автономной республики, который после утверждения Верховным Советом Татарской АССР представляется в установленные сроки в Совет Министров РСФСР для включения в государственный бюджет РСФСР.

Порядок составления и исполнения государственного бюджета Татарской АССР определяется в соответствии с законодательством СССР и РСФСР с учетом общесоюзных принципов бюджетного планирования и финансирования. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Татарской АССР между республиканским (АССР) бюджетом и бюджетами районов и городов осуществляется в соответствии с законодательством РСФСР (если иное по отдельным видам доходов не установлено законодательством СССР) с учетом необходимости максимального укрепления финансовой базы районных, городских, сельских и поселковых Советов народных депутатов.

Для обеспечения финансовыми ресурсами планируемых мероприятий исполкомы местных Советов народных депутатов вправе:

использовать средства бюджетов других территорий на условиях возвратности и платности;

пользоваться кредитами государственных и коммерческих банков, создавать на добровольной основе специальные, централизованные фонды и фонды общественной инициативы.

17. Установить, что дополнительно полученные в 1990 году доходы или экономия в расходах, включая централизованные капитальные вложения, полностью остаются в распоряжении Совета Министров Татарской АССР.

Потери в доходах и дополнительные расходы в республиканском (АССР) и местных бюджетах автономной республики союзным и республиканским (РСФСР) бюджетами не компенсируются. Свободные остатки средств республиканского (АССР) и местных бюджетов в конце года изъятию не подлежат и используются в следующем году на цели, определяемые Советом Министров Татарской АССР и соответствующими Советами народных депутатов.

В случае издания законодательных актов Союза ССР и РСФСР и принятия решений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов бюджета автономной республики, этому бюджету возмещаются соответствующие средства; при уменьшении расходов или увеличении доходов бюджета автономной республики образующиеся суммы передаются в союзный или республиканский (РСФСР) бюджет. При принятии законодательных актов и решений соответствующими органами Татарской АССР, которые влекут уменьшение доходов или увеличение расходов союзного или республиканского (РСФСР) бюджетов, соответствующие суммы передаются из государственного бюджета Татарской АССР в союзный или республиканский (РСФСР) бюджет.

18. Для формирования валютного фонда Совета Министров Татарской АССР расположенные на ее территории и осуществляющие внешнеэкономическую деятельность предприятия и организации республиканского (РСФСР и АССР) и местного подчинения отчисляют Совету Министров Татарской АССР 25 процентов суммы их валютной выручки (в пределах установленных им нормативов валютных отчислений Совету Министров РСФСР) и предприятия союзного подчинения - 10 процентов средств своих валютных фондов.

Валютный фонд автономной республики используется прежде всего для приобретения оборудования и новых технологий отраслей перерабатывающей промышленности, закупки медицинского оборудования и товаров народного потребления.

Внешэкономбанку СССР рассмотреть вопрос об открытии в Татарской АССР отделения Внешэкономбанка СССР.

 

В области ценообразования

 

19. Совет Министров Татарской АССР самостоятельно, на основе единых общегосударственных принципов разрабатывает и утверждает оптовые, закупочные, розничные цены и тарифы на продукцию, товары и услуги, производимые и потребляемые в основном в пределах автономной республики (кроме цен, тарифов, утверждаемых в соответствии с действующим законодательством Советом Министров СССР, Государственным комитетом СССР по ценам, Советом Министров РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по ценам, министерствами и ведомствами, предприятиями, кооперативами и общественными организациями).

20. Совету Министров Татарской АССР:

определить порядок и осуществить перевод городов и районов автономной республики по мере их готовности к самоуправлению на основе принципов хозяйственного расчета с учетом особенностей их социального и экономического развития;

рассмотреть с Государственным комитетом РСФСР по статистике вопрос о введении статистической отчетности, необходимой для создания информационной базы управления в новых условиях хозяйствования, в том числе по произведенному национальному доходу в автономной республике;

обобщить первые результаты работы Татарской АССР в новых условиях и доложить о них Совету Министров РСФСР до 1 августа 1990 г. для подготовки предложений об изменениях законодательства и совершенствовании управления социально-экономическим развитием автономных республик РСФСР.

 

Председатель

Совета Министров СССР

Н.РЫЖКОВ

 

Председатель

Совета Министров РСФСР

А.ВЛАСОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования