ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПРИКАЗ

от 17 января 1990 г. N 45

 

О ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Объявляю Основные положения хозяйственного механизма в народном образовании, рассмотренные и одобренные Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV).

Приказываю:

1. Указанные Основные положения принять к руководству.

2. Органам управления народным образованием союзных республик, ГУУЗам, УУЗам отраслевых министерств (ведомств):

2.1. Осуществлять перевод учреждений и организаций народного образования на новые условия хозяйствования по мере их готовности в установленном порядке. В процессе перевода на эти условия оказывать им постоянную методическую помощь.

2.2. Организовать обучение руководящих работников и специалистов органов управления народным образованием и подведомственных учреждений и организаций по вопросам внедрения хозяйственного механизма.

3. Главному планово-экономическому управлению (т. Валуеву):

3.1. Завершить согласование с соответствующими министерствами и ведомствами методических рекомендаций по определению нормативов бюджетного или отраслевого финансирования и рекомендаций о порядке использования фондов экономического стимулирования в учреждениях и организациях народного образования. Довести их до органов управления народным образованием и подведомственных учреждений и организаций в установленном порядке.

3.2. Совместно с Главным управлением подведомственных учебных заведений (т. Рыжонковым) организовать работу по переводу подведомственных учреждений и организаций на новые условия хозяйствования по мере их готовности.

3.3. Принять участие в мероприятиях по обучению руководящих работников и специалистов органов управления народным образованием, учреждений и организаций по вопросам введения в них нового хозяйственного механизма.

3.4. На основе анализа предварительных результатов работы по переводу учреждений и организаций народного образования на новые условия хозяйствования до 1 июля 1990 г разработать предложения по совершенствованию хозяйственного механизма и продлению сроков его действия на тринадцатую пятилетку.

4. Установить, что при переводе в 1990 г. на новые условия хозяйствования учреждений и организаций народного образования за основу берутся утвержденные на 1990 г. показатели. При необходимости в эти показатели могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения.

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя председателя т. Перегудова Ф.И.

 

Председатель

Г.ЯГОДИН

 

 

 

 

 

Рассмотрены и одобрены

Государственной комиссией

Совета Министров СССР

по экономической реформе

19 декабря 1989 года

(протокол N 8, раздел IV)

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Настоящие Основные положения вводятся в целях укрепления и развития материально-технической базы народного образования, повышения качества воспитания детей, обучения и профессиональной подготовки учащихся, студентов, слушателей и аспирантов, закрепления в учреждениях высококвалифицированных кадров воспитателей, учителей, профессорско-преподавательского состава, привлечения специалистов из других отраслей народного хозяйства.

Положения разработаны исходя из Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы с учетом специфики народного образования и распространяются на все высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, школы всех типов и наименований, учебно-воспитательные и другие организации и учреждения народного образования <*>, независимо от их ведомственной подчиненности, деятельность которых базируется в основном на бюджетном финансировании.

--------------------------------

<*> В дальнейшем именуются "учреждения".

 

Промышленные, сельскохозяйственные, автотранспортные, строительные и другие предприятия и организации, подведомственные органам и учреждениям народного образования, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, руководствуются в своей деятельности Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1.

Научно-исследовательские институты, проектные и конструкторские организации, научно-исследовательские части и сектора и другие научные подразделения учебных заведений, переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. N 1210 и другими принятыми решениями по научным организациям народного образования.

Институты и факультеты повышения квалификации, различного рода курсы, переведенные в установленном порядке на новые условия хозяйствования, осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 и другими принятыми решениями.

1. Учреждения руководствуются Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1987 г. N 1471 "О порядке и сроках применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" к предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также к организациям непроизводственной сферы" (положениями статей 5 - 8, 10, 11, 15, 16, 19 - 22 с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1) и настоящими Основными положениями.

В своей деятельности в области производственного и социального развития учреждения руководствуются статьями 12 и 13 Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)".

2. Хозяйственный механизм в народном образовании предусматривает:

переход от выделения учреждениям средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности учреждений;

сочетание бюджетного или отраслевого финансирования деятельности учреждений с развитием различного рода платных услуг населению, как правило, по профилю деятельности учреждения, выполнением платных работ по договорам с предприятиями и организациями. При этом не допускается снижение бюджетных ассигнований на финансирование учреждений путем замещения неоплачиваемых населением услуг платными;

перераспределение и разграничение управленческих функций между учреждениями и вышестоящими органами, осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности учреждений;

совершенствование организационных структур управления народным образованием - создание отраслевых и межотраслевых, региональных и межрегиональных учебно-научно-производственных объединений (фирм, ассоциаций и др.);

развитие самостоятельности трудовых коллективов учреждений в решении основных вопросов их производственно-хозяйственной деятельности и социального развития;

установление тесной зависимости материального и морального стимулирования трудовых коллективов, размеров фондов производственного и социального развития учреждений и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности труда.

3. Основным источником финансирования учебно-производственной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива учреждения и оплаты труда его работников служат средства государственного бюджета или соответствующей отрасли, определяемые по нормативам.

Структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание, подготовку кадров и т.д., формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.

В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования выделяются целевым назначением средства на стипендиальное (материальное) обеспечение обучающихся и воспитанников.

Нормативы бюджетного или отраслевого финансирования разрабатываются министерствами и ведомствами СССР для учреждений, непосредственно им подчиненных, а для учреждений, подчиненных республиканским министерствам и ведомствам, - в порядке, установленном Советами Министров союзных республик, в соответствии с Методическими рекомендациями, разработанными Государственным комитетом СССР по народному образованию по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

Для финансирования учреждения в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: по детским дошкольным и внешкольным учреждениям - один ребенок; по учреждениям интернатного типа - один воспитанник; по школам, средним специальным учебным заведениям и ПТУ - один учащийся; по высшим учебным заведениям - один студент и т.д. При этом финансирование высших учебных заведений дневного обучения осуществляется исходя из контингента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. N 325.

При переводе на новые условия хозяйствования малокомплектной школы, дошкольного и внешкольного учреждения норматив бюджетного финансирования может быть установлен на класс-комплект, школу, учреждение.

4. Дополнительными источниками средств учреждения являются:

поступления за выполненные работы (услуги) материального характера согласно заключенным договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и по заказам населения;

выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских;

выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

поступления средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также по обучению по заказам населения;

добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;

прочие поступления.

Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход учреждения.

5. К дополнительным услугам (работам) относятся изучение отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов и другие услуги (работы), оказываемые сверх утвержденных учебных планов, программ и иных планов, доводимых до учреждений органами управления.

Высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения могут по договорам с министерствами (ведомствами), предприятиями, организациями и отдельными гражданами оказывать дополнительные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (изучение дополнительных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов, организация платных курсов и т.п.), а также выполнять работы по изготовлению продукции, проведению ремонтно-строительных и других видов работ и услуг для населения с учетом профиля (специализации) учебного заведения.

Общеобразовательные школы всех типов, детские дома могут организовывать кружки, курсы, выращивать на продажу посадочные материалы, сортовые семена, создавать изделия народных промыслов, а также оказывать другие дополнительные услуги и выполнять работы для населения без ущерба для основной деятельности. Внешкольные учреждения могут выполнять дополнительные работы и оказывать услуги по ремонту бытовой техники, фотографированию и иные виды работ и услуг с учетом профиля (специализации) конкретного внешкольного учреждения.

Дошкольные учреждения оказывают дополнительные услуги в виде изучения детьми иностранных языков, проведения с ними занятий по хореографии, ритмике, а также другие виды дополнительных услуг, выполнение которых разрешено в установленном порядке. Расширение практики оказания платных услуг в дошкольных учреждениях не проводить.

Оказание платных услуг населению не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из средств бюджета или соответствующей отрасли.

Оказание дополнительных услуг (выполнение дополнительных работ) по договорам и заказам производится по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при отсутствии их - по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов или вышестоящего органа управления народным образованием (министерства, ведомства), в ведении которого находится это учреждение, кроме случаев изготовления (выполнения) нестандартных изделий (работ) в индивидуальном порядке с оплатой по соглашению сторон.

Суммы бюджетных (отраслевых) ассигнований учреждению в случаях оказания им дополнительных услуг (работ) не уменьшаются, а полученные по договору или заказу средства включаются в его доход и расходуются в соответствии с настоящими Основными положениями.

6. Учреждения могут:

передавать другим предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности и ресурсы, а также списывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели, за исключением музейных и библиотечных фондов, имеющих культурную и историческую ценность;

передавать материальные и денежные средства, в том числе с согласия трудовых коллективов (советов учреждений) средства фондов экономического стимулирования другим организациям и предприятиям, выполняющим работы и услуги для учреждения или его структурных единиц;

безвозмездно получать денежные средства и материальные ценности, в том числе здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др., из благотворительных и других общественных фондов, от местных Советов народных депутатов, государственных и общественных предприятий и организаций, отдельных граждан;

кооперировать на договорных началах материальные и финансовые средства с другими предприятиями, организациями и учреждениями.

Учреждения народного образования могут использовать банковский кредит. Краткосрочный кредит выдается банком этим учреждениям на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного (научно-технического) и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фонда производственного и социального развития.

7. Учреждения самостоятельно разрабатывают план экономического и социального развития.

В качестве основы для формирования плана учреждения используют полученные от вышестоящего органа управления следующие исходные данные планирования:

контрольные цифры - показатели, которые отражают потребность народного хозяйства и населения в результатах деятельности по профилю учреждений и служат основанием для определения среднегодовых приведенных контингентов (детей, воспитанников, учащихся, студентов и т.п.), бюджетных или отраслевых ассигнований на содержание и развитие учреждения через норматив бюджетного или отраслевого финансирования;

государственный заказ, который может выдаваться как на союзном, так и на республиканском уровне на ввод в действие учебно-лабораторных площадей вузов, техникумов, ПТУ, других объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на выполнение важнейших научно-исследовательских работ за счет средств государственного бюджета или отраслевых источников финансирования. В целях кадрового обеспечения важнейших государственных и региональных программ при необходимости может выдаваться централизованный заказ на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих;

экономические нормативы:

норматив бюджетного или отраслевого финансирования;

норматив фонда заработной платы (при первом способе распределения дохода);

норматив фонда производственного и социального развития;

норматив фонда валютных отчислений.

В числе исходных показателей планирования деятельности учреждения могут быть также лимиты, которыми устанавливается предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения текущей деятельности и строительства.

8. Учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета или средств отрасли, платежи в бюджет не производят.

9. Учреждение может применять следующие способы распределения дохода:

при первом способе из дохода учреждения формируется по установленному нормативу фонд заработной платы работников, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, производятся расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит <*>. Оставшиеся после этих расчетов средства поступают в распоряжение трудового коллектива. Из них по установленному нормативу формируется фонд производственного и социального развития и как остаток - образуется фонд материального поощрения.

Перерасход средств по фонду заработной платы, материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит относится на уменьшение соответствующих фондов экономического стимулирования;

при втором способе из дохода учреждения возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, осуществляются расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит <*>. Из оставшихся средств по установленному нормативу образуется фонд производственного и социального развития и как остаток - формируется фонд оплаты труда.

--------------------------------

<*> Указанные расчеты производятся по плановым показателям.

 

Кроме того, сверх сумм, начисляемых по установленному нормативу, в фонды экономического стимулирования могут быть перечислены:

в фонд материального поощрения (при первом способе распределения дохода) - неиспользованные средства фонда заработной платы;

в фонд производственного и социального развития - выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования, средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями, а также экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентам за кредит.

10. В учреждениях формируются следующие фонды:

фонд производственного и социального развития;

фонд оплаты труда (фонд заработной платы и фонд материального поощрения);

фонд валютных отчислений.

Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением. Распределение средств фондов осуществляется учреждением самостоятельно в соответствии со сметами, одобренными трудовым коллективом (советом учреждения) и утвержденными руководителем учреждения по согласованию с профсоюзной организацией в соответствии с Рекомендациями о порядке использования указанных фондов, разработанными Государственным комитетом СССР по народному образованию по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

При этом неиспользованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию не подлежат и используются в последующих отчетных периодах.

Экономия средств, выделяемых на материальное обеспечение и льготы для детей, воспитанников, учащихся, студентов, полученная в текущем отчетном периоде, полностью используется на указанные цели в последующие отчетные периоды.

11. Учреждению предоставляется право решать следующие вопросы в области организации и оплаты труда:

утверждать структуру учреждения, штатное расписание и устанавливать должностные оклады, ставки в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (фонда оплаты труда);

устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда). Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста доходов. Указанные надбавки уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении качества работы;

устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда);

применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряды, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда, а также гибкие режимы труда;

определять порядок и размеры премирования работников исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда (фонда материального поощрения).

Надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе и размеры премий руководителям учреждений утверждаются решениями вышестоящих органов управления.

На премирование работников учреждений, а также на установление им различного рода доплат (надбавок) не могут быть направлены средства, предназначенные на оплату труда воспитанников, учащихся и студентов.

Заработная плата работников максимальным размером не ограничивается.

12. Отношения учреждения и вышестоящего органа строятся на основе планового управления, соблюдения положений Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" и настоящих Основных положений.

Вышестоящий орган может давать учреждению указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания вышестоящим органом акта, не соответствующего его компетенции либо с нарушением законодательства, учреждение вправе обратиться в государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Убытки, причиненные учреждению в результате выполнения указания вышестоящего органа, нарушившего права этого учреждения, а также вследствие ненадлежащего осуществления вышестоящим органом своих обязанностей по отношению к учреждению, подлежат возмещению указанным органом. Споры по возмещению убытков решаются государственным арбитражем.

Вышестоящий орган осуществляет контроль за деятельностью учреждения, соблюдением законодательства, сохранностью социалистической собственности. Ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности учреждения производится вышестоящим органом и другими организациями, в чью компетенцию это входит, комплексно, не чаще одного раза в год с привлечением заинтересованных организаций.

При переводе учреждений на новые условия хозяйствования организуется система контроля за качеством их работы, включающая:

разработку и утверждение органами народного образования и местными Советами народных депутатов обязательных требований к результатам деятельности (уровню учебной и воспитательной работы, объему образования, качеству подготовки, повышения квалификации кадров и др.) и условия ее осуществления;

организацию системы государственно-общественной оценки работы учреждений путем создания комиссий, советов и других органов.

С согласия подведомственных учреждений в вышестоящих органах управления могут создаваться централизованные фонды и резервы за счет отчислений от суммы средств, полученных учреждениями от реализации продукции учебно-производственных мастерских, оказания платных услуг и другой производственной деятельности. Размеры отчислений определяются руководством учреждений по согласованию с трудовыми коллективами. Средства централизованных фондов и резервов направляются на осуществление региональных, межрегиональных и общеотраслевых мероприятий по обмену передовым опытом, культурному и творческому развитию учащихся, студентов и работников учреждений, а также на приобретение необходимого оборудования.

Орган управления, финансирующий учреждения, может образовывать финансовый резерв за счет дополнительных ассигнований из бюджета или средств отрасли (сверх средств, выделяемых по нормативам). Конкретный размер средств финансового резерва устанавливается по согласованию с соответствующим финансовым и отраслевым органом.

13. Учреждения, имеющие наряду с учебно-воспитательными подразделениями научные организации, опытно-конструкторские бюро, учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, производственные предприятия и другие организации, могут действовать как единые учебно-научно-производственные и хозяйственные комплексы. Указанные подразделения, предприятия и организации могут осуществлять свою деятельность как в составе комплекса в качестве структурных единиц (подразделений), так и в качестве самостоятельных организаций, которые пользуются правами, предусмотренными Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)", либо положениями о них, утвержденными в установленном порядке. Они могут функционировать на условиях внутреннего хозяйственного расчета и иметь отдельные балансы и счета в учреждениях банков. Конкретный состав подразделений (предприятий, организаций), вошедших в учебно-научно-производственный комплекс, равно как и действующих самостоятельно, определяется вышестоящей организацией при переводе на новые условия хозяйствования с учетом мнения руководителей учреждений и трудовых коллективов (советов учреждений).

14. В целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом и кооперации производственной деятельности учреждения могут создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе без увеличения бюджетных ассигнований учебно-научно-производственные или учебно-производственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы совместной деятельности. Решения о создании указанных объединений принимаются учреждениями, предприятиями и организациями добровольно по согласованию с соответствующими органами управления народным образованием и исполкомами Советов народных депутатов. Руководство текущей деятельностью такого объединении осуществляют аппарат объединения, содержащийся за счет добровольных отчислений от доходов подведомственных учреждений, предприятий и организаций, входящих в его состав, и Совет (конференция) директоров этих учреждений, предприятий и организаций. Взаимоотношения аппарата объединения и его структурных единиц строятся на договорной основе. Функции управленческих служб объединения носят, как правило, посреднический характер и включают в себя определение потребностей входящих в его состав предприятий, организаций и учреждений в специалистах и квалифицированных рабочих, методическое обеспечение учебного процесса, формирование заказов для научно-исследовательских, конструкторских, производственных подразделений, обеспечение реализации готовой продукции, материально-техническое снабжение и др.

15. Перевод учреждений на новые условия хозяйствования осуществляется с 1 января 1990 г. сроком на один год в соответствии с настоящими Основными положениями по мере готовности:

учреждений, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам СССР (в том числе и Гособразованию СССР), - этими министерствами и ведомствами;

учреждений, подчиненных министерствам и ведомствам союзных республик, местным Советам народных депутатов, - в порядке, установленном Советами Министров союзных республик.

При переводе подведомственных учреждений народного образования на условия хозяйствования, предусмотренные настоящими Основными положениями, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и местные Советы народных депутатов могут вносить уточнения и дополнения в условия хозяйствования конкретных учреждений с учетом национальных, территориальных и других особенностей их деятельности.

По согласованию с местными Советами народных депутатов продукция (работы, услуги) подведомственных учебно-производственных подразделений может реализовываться по ценам без скидок, установленных в прейскурантах.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования