МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР ПРИКАЗ от 16 января 1990 г. N 12 О КАТАСТРОФЕ САМОЛЕТА ИЛ-76 N 76466 ЦЕНТРА ГА СЭВ 20 октября 1989 года, ночью, в простых
метеоусловиях, в процессе выполнения третьего разворота при заходе на посадку
на высокогорный аэродром Ленинакан потерпел катастрофу самолет Ил-76 N 76466
Центра ГА СЭВ. Экипаж в составе КВС - инструктора Моткина В.И., проверяющего - заместителя начальника
летно-методического отдела Лопастейского В.Д.,
штурмана-стажера Корнеенкова А.И.,
штурмана-инструктора ЛМО Лигновского В.В.,
бортинженера-инструктора Матейко Н.В., бортрадиста-инструктора Шотина А.В., бортоператоров:
Макарова И.М., Лапочкина А.М. и слушателей-пилотов
Азимова Т.К. и Речкина Е.В. выполнял учебный полет,
совмещенный с перевозкой 37200 кг груза, по маршруту Ульяновск - Ленинакан. На
борту находилось 5 сопровождающих. Взлетная масса и центровка не выходили за
пределы, установленные РЛЭ. При полете в зоне - аэродрома Ленинакан в
процессе снижения на высоте 3300 м экипаж перешел на связь с диспетчером круга,
доложив о выбранной схеме захода (директорный режим)
и о наличии информации о давлении на аэродроме посадки (637 мм рт. ст.).
Диспетчер круга сообщил экипажу эшелон перехода 3000 м, уточнил давление
аэродрома 636 (Шура-три-Шура) и разрешил дальнейшее снижение к третьему
развороту до 1100 м по установленной схеме. Экипаж подтвердил полученную
информацию и разрешение на дальнейший заход. На эшелоне перехода 3000 м экипаж
ошибочно установил давление аэродрома на высотомерах 736 мм рт. ст. вместо
фактического 636, что привело к завышению показаний высоты на 1100 м. Продолжая дальнейшее снижение с
выпущенными спойлерами с вертикальной скоростью 10
м/сек., в районе третьего разворота на геометрической высоте 270 м начала
срабатывать звуковая сигнализация опасного сближения с землей
("ССОС"), которая сигнализировала в течение 19 секунд. Ошибку в
установке давления обнаружил бортинженер за 10 секунд до столкновения и
воскликнул "У нас 736 давление". Каких-либо экстренных действий на
прекращение снижения экипаж не принял, как этого требует РЛЭ самолета Ил-76. Самолет столкнулся с землей в полетной
конфигурации (спойлеры выпущены, шасси убрано, режим
двигателей - малый газ), разрушился и сгорел. Экипаж и находившиеся
на борту погибли. Катастрофа самолета явилась следствием
следующих отклонений в действиях экипажа: - ошибка в установке на барометрических
высотомерах левого и правого пилотов давления аэродрома посадки (736 мм рт. ст.
вместо фактического 636 мм рт. ст.), что привело к завышению показаний
высотомеров на 1100 м и снижению самолета ниже безопасной высоты в районе
третьего разворота; - неиспользования задатчиков
радиовысотомеров "Опасная высота", что лишило экипаж дополнительной
информации о нарушении заданной высоты полета; - невыполнения рекомендаций РЛЭ самолета
Ил-76 по экстренному переводу самолета в набор высоты при срабатывании
"ССОС". Указанные отклонения вызваны сочетанием
следующих факторов: - на левом пилотском кресле находился
КВС-инструктор Моткин В.И., который выполнял полет на
горный аэродром Ленинакан впервые. На правом пилотском кресле пилот-слушатель
Азимов Т.К., выполнявший первый полет на самолете Ил-76 после окончания
теоретического курса обучения. Проверяющий Лопастейский
В.Д., являющийся старшим на борту, не обеспечил контроль за
работой членов экипажа и не предотвратил их ошибочные действия; - неудовлетворительное взаимодействие
членов экипажа, выраженное в невыдерживании
горизонтального полета при установке значения давления аэродрома на эшелоне
перехода, а также формальное выполнение операций по контрольной карте
обязательных проверок; - недостаточная профессиональная
подготовка пилотов по экстренным действиям при срабатывании сигнализации
опасного сближения с землей. Предварительная подготовка к полету была
проведена формально, что не позволило закрепить у членов экипажа четкие знания
особенностей аэродрома и высот полета, установленных схемой захода на посадку. Безответственное отношение проверяющего к
своим служебным обязанностям явилось результатом отсутствия должного контроля
за уровнем методической подготовки и дисциплины командно-летного состава в
летно-методическом отделе Центра ГА СЭВ, приказываю: 1. Начальникам управлений,
производственных объединений учебных заведений, командиру Отдельного авиаотряда
N 235 обстоятельства и причины катастрофы изучить с командно-летным, летным
диспетчерским составом службы движения предприятий ГА. 2. Начальникам ГлавУЛС,
ГлавУВД МГА: 2.1. До 01.02.90 разработать специальные
процедуры взаимного контроля экипажем и диспетчером высоты полета после
установки на высотомерах давления аэродрома на эшелоне перехода для горных
аэродромов. 2.2. Дополнить программы тренировок на
тренажерах упражнением с имитацией захода на посадку на горных аэродромах и
срабатыванием звуковой сигнализации "ССОС". 2.3. До 05.04.90 на Совете по
безопасности полетов МГА рассмотреть вопрос о местонахождении проверяющего
(пилота) при провозке экипажей воздушных судов и дать определение термина
"провозка. 3. Начальнику ГосНИИ
ГА: 3.1. Рекомендации РЛЭ самолета ИЛ-76Т
(ТД), по действиям экипажа при срабатывании "ССОС" на различных
этапах полета, привести в соответствие с требованиями п. 7.6.15 НПП-ГА-85. 3.2. Технологию работы штурмана самолета
ИЛ-76Т (ТД) на эшелоне перехода привести в соответствие с имеющимся комплектом
высотомеров на его рабочем месте. 4. Отменить пункт 11 Приказа начальника
Центра ГА СЭВ от 19.12.89 N 418. 5. За слабый контроль методической
подготовки командно-летного состава начальнику летно-методического отдела
Центра ГА СЭВ Грачеву В.С. объявить строгий выговор. 6. За отсутствие должного контроля по
обеспечению безопасности полетов и серьезные недостатки в методической
подготовке командно-летного состава начальнику Центра ГА
СЭВ Ржевскому В.М. строго указать. 7. Согласиться с
мерами, принятыми в Приказе начальника Центра ГА СЭВ от 19.12.89 N 418 к
остальным виновным в авиационном происшествии (первому заместителю начальника
Центра ГА СЭВ Нагорнюку В.И., заместителю начальника
Центра ГА СЭВ Кармалееву Б.А., командиру летного
отряда Самаркину В.Ф., его заместителям по политчасти
Гомичу С.А., и по организации летной работы Бутовичеву Г.С., заместителю командира АЭ Устелемову В.Б. объявлены строгие
выговоры, командир АЭ Бойко В. освобожден от занимаемой должности сроком на 3
месяца). 8. Самолет Ил-76 N 76466 списать в
установленном порядке. 9. Контроль за
выполнением Приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности
полетов МГА. Первый заместитель Министра Б.Е.ПАНЮКОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |