СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 января 1990 г. N 38 О ПРОВЕДЕНИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ В целях повышения эффективности
управления экономикой и социальной сферой в Московской области, усиления
самостоятельности, ответственности и заинтересованности местных
советских и хозяйственных органов, трудовых коллективов в достижении высоких
конечных результатов хозяйствования, а также увеличения вклада области в
осуществление общегосударственных задач Совет Министров СССР и Совет Министров
РСФСР постановляют: 1. Принять предложение Мособлисполкома о
проведении в Московской области в 1990 году эксперимента по отработке нового
механизма территориального хозяйствования на основе самоуправления и
самофинансирования. При проведении эксперимента руководствоваться настоящим
Постановлением, принимаемыми в установленном порядке решениями Совета Министров
РСФСР и действующим законодательством. Важнейшими задачами и направлениями этой
работы должно быть обеспечено: повышение эффективности экономики и
усиление ее социальной ориентации в интересах роста благосостояния населения; динамичное и комплексное развитие экономики
и социальной сферы в районах, городах и других населенных пунктах области,
всемерное развитие и активное использование преимуществ территориального
разделения и кооперации труда; финансовое оздоровление экономики
области, ликвидация убыточности подведомственных предприятий, объединений и
организаций, усиление зависимости областного, районных
(городских) бюджетов от результатов финансово-хозяйственной деятельности всех
предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории; применение преимущественно экономических методов управления народным хозяйством области
в соответствии с этапами осуществляемой в стране радикальной хозяйственной
реформы и дальнейшим расширением прав местных Советов народных депутатов,
укрепление их материально-финансовой базы; развертывание инициативы советских и
хозяйственных органов, широкое участие трудовых коллективов и населения в
решении вопросов экономического и социального развития области, ее районов и
городов. 2. В целях расширения
самостоятельности и ответственности Мособлисполкома в решении
социально-экономических задач сосредоточить в его ведении вопросы организации
производства товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции,
обеспечения сбалансированного роста денежных доходов и расходов населения,
руководства развитием производственной инфраструктуры областного значения,
торговли, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы,
строительного и агропромышленного комплексов, лесного хозяйства,
природоохранной и иными видами деятельности, непосредственно связанными с
жизнеобеспечением жителей области. Вопросы передачи в ведение Московской
области предприятий, объединений и организаций вышестоящего подчинения для
расширения и укрепления местного хозяйства рассматриваются и решаются в
установленном порядке. При этом сохраняются сложившиеся хозяйственные связи
передаваемых предприятий, объединений и организаций. 3. Исходя из
необходимости совершенствования руководства экономикой и социальной сферой
области установить, что Мособлисполком: всемерно содействует, с учетом мнения
трудовых коллективов, созданию концернов, консорциумов, межотраслевых
государственных объединений, различных ассоциаций, совместных предприятий,
кооперативных, арендных и других прогрессивных форм хозяйствования; приостанавливает образование новых
предприятий, объединений и организаций, создание которых не согласовано с
местными Советами народных депутатов; определяет состав и структуру органов
управления подведомственным хозяйством, численность их работников и расходы на
содержание этих органов в пределах заработанных средств. 4. Учитывая, что г. Москва и Московская
область составляют единый хозяйственный и социальный комплекс, Мособлисполкому
и Мосгорисполкому обратить особое внимание на отработку экономического
механизма взаимодействия области и города, повышение эффективности
социально-экономического развития Московского региона, предусмотрев при этом, в
частности: реализацию совместных социальных,
научно-технических, экономических, экологических и других программ; формирование в установленном порядке общерегиональных хозяйственных структур, создание
совместных объектов социальной и производственной инфраструктуры; оказание взаимной помощи в выполнении
работ, в том числе в строительстве, в агропромышленном комплексе, при
ликвидации стихийных бедствий и в других случаях, за счет более полного
использования производственных возможностей, добровольного объединения
финансовых средств местных бюджетов и собственных материальных ресурсов; взаимное предоставление на договорной
основе продукции, товаров и услуг; решение других вопросов, затрагивающих
общие интересы области и города. 5. Установить, что в составе государственного
плана экономического и социального развития СССР предусматриваются в целом по
Московской области в установленном порядке показатели комплексного и
социального развития Московской области, обеспечивающие взаимоувязанное
развитие отраслей союзного, республиканского и местного подчинения. До
Мособлисполкома, министерств и ведомств, имеющих предприятия, объединения и
организации в области, доводятся следующие показатели: государственный
заказ на поставку важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции, продовольственных и товаров народного потребления в общесоюзный и
республиканский фонды, на ввод в действие за счет государственных
централизованных капитальных вложений важнейших производственных мощностей,
объектов социальной сферы и природоохранных объектов, имеющих общесоюзное и
республиканское значение; лимиты централизованно распределяемых
материально-технических ресурсов, государственных централизованных капитальных
вложений и строительно-монтажных работ, лимиты подрядных работ по перечню
строек, на которых создаются мощности по государственному заказу, а также
лимиты численности рабочих и служащих, потребления воды и задания по снижению
объема сброса загрязненных сточных вод. 6. Предоставить право Мособлисполкому: а) заключать в преимущественном порядке
договоры на поставку товаров народного потребления, оказание услуг для
населения области, производство другой продукции (работ), проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями,
объединениями и организациями, расположенными на ее территории (с согласия
трудовых коллективов), с учетом установленного им государственного заказа и
сложившихся хозяйственных связей; б) оставлять с согласия трудовых
коллективов предприятий в своем распоряжении весь объем продукции,
произведенной по инициативе Мособлисполкома без привлечения централизованных
капитальных вложений и централизованно распределяемых материально-технических
ресурсов; в) определять самостоятельно направления
использования капитальных вложений, формировать и утверждать планы ввода в
действие объектов, финансируемых за счет местного бюджета и внебюджетных
фондов, утверждать титульные списки на строительство и проектно-изыскательские
работы (независимо от сметной стоимости объектов), планы подрядных строительных
работ по этим объектам; г) налагать санкции, предусмотренные
законодательством, на предприятия, объединения и организации, которые
систематически создают опасную экологическую обстановку и нарушают
установленный режим пользования природными ресурсами, наносят вред памятникам
истории, культуры и архитектуры, музеям-заповедникам, национальным и другим
природным паркам. 7. В доходы бюджета Московской области в
соответствии с законодательством СССР и РСФСР зачисляются: полностью плата за трудовые ресурсы,
землю, воду, платежи из прибыли (дохода) предприятий, объединений и организаций
подведомственного хозяйства (плата за производственные фонды, отчисления от
расчетной прибыли (дохода); вся сумма платы за трудовые ресурсы,
землю, воду предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского
подчинения; часть отчислений от прибыли (дохода)
предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения; часть поступлений от налога с оборота по
территории области; поступления от местных налогов и сборов с
населения, а также налогов с кооперативных и общественных организаций; часть поступлений от подоходного налога с
населения; другие поступления и платежи, подлежащие
зачислению в местный бюджет. 8. Одобрить предложение
Мособлисполкома о зачислении в установленном порядке в доходы бюджета области в
1990 году 10,5 процента поступающих на территории области платежей из прибыли
предприятий, объединений и организаций союзного и 1 процент - республиканского
подчинения, 100 процентов их платы за воду и трудовые ресурсы, 18,3 процента
подоходного налога с населения, 50 процентов поступлений от реализации
облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, 3,4
процента общей суммы налога с оборота, поступающей на территории области. Дополнительно полученные в 1990 году
доходы (или экономия в расходах, включая расходы на капитальные вложения)
полностью остаются в распоряжении Московской области. Свободные остатки средств
бюджета области в конце года изъятию не подлежат и используются в следующем
году на цели, определенные соответствующим Советом народных депутатов. Потери в доходах и дополнительные расходы
областного, районных (городских) бюджетов из-за
недостатков в финансово-хозяйственной деятельности предприятий-плательщиков,
расположенных на соответствующей территории, за счет вышестоящих бюджетов не
компенсируются. 9. В случае издания
законодательных актов СССР или РСФСР и принятия решений Совета Министров СССР
или Совета Министров РСФСР, вызывающих увеличение расходов (уменьшение доходов)
бюджета Московской области, этому бюджету возмещаются средства из вышестоящих
бюджетов, а при уменьшении расходов (увеличении доходов) бюджета области
соответствующие суммы передаются в союзный и республиканский бюджеты. При принятии
местными органами решений, которые влекут уменьшение доходов или увеличение
расходов союзного либо республиканского бюджетов, соответствующие суммы
передаются в эти бюджеты из бюджета области. 10. Установить, что Мособлисполком
самостоятельно определяет очередность и направления использования бюджетных
расходов и за счет средств бюджета области осуществляет финансирование: капитальных
вложений на строительство и расширение производственных объектов
подведомственного хозяйства, инженерных сетей и коммуникаций, городского
транспорта, жилых домов, дошкольных учреждений и других объектов социальной
инфраструктуры местного значения; затрат на благоустройство городов,
поселков, населенных пунктов, содержание и ремонт жилищного фонда,
общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, на охрану здоровья населения,
социальное обеспечение и природоохранные мероприятия, предусмотренные
городскими и районными программами; затрат на содержание областных и
нижестоящих органов государственной власти и управления. Природоохранные мероприятия,
осуществляемые на территории области в рамках утвержденных программ,
финансируются за счет средств предприятий,
объединений, организаций, министерств и ведомств, а также местного бюджета. 11. В целях расширения самостоятельности
в финансово-бюджетных вопросах предоставить Мособлисполкому дополнительно
следующие права в формировании доходной базы бюджета: направлять в областной
и нижестоящие бюджеты 50 процентов сумм, взыскиваемых с предприятий,
объединений и организаций союзного и республиканского подчинения в случае
выявления фактов занижения или укрытия доходов; самостоятельно решать вопросы взимания
местных налогов и сборов с населения и иные вопросы налогообложения в
соответствии с действующим законодательством; устанавливать для подведомственных
предприятий, объединений и организаций ставки налога с прибыли, нормативы платы
за трудовые ресурсы, пользование землей с учетом предельных размеров этих
платежей, предусмотренных действующим законодательством; использовать средства бюджетов других
территорий на условиях возвратности и платности; создавать внебюджетные фонды районов
(городов) области, а также специальные централизованные фонды и фонды
общественной инициативы за счет привлечения на строго добровольной основе
денежных средств предприятий, объединений, организаций
и отдельных граждан, проведения местных займов, аукционов, денежно-вещевых
лотерей и других общественных мероприятий. Во внебюджетные фонды поступают в
установленном порядке суммы, взимаемые с предприятий, объединений и организаций
за получение необоснованной прибыли от завышения цен и тарифов, а также суммы,
взимаемые с предприятий, объединений и организаций за загрязнение окружающей
среды и некомплексное использование сырья. 12. Разрешить Мособлисполкому в пределах
имеющихся финансовых ресурсов: повышать в
дополнение к установленному законодательством СССР и РСФСР уровню размеры
пособий на детей одиноким матерям, многодетным и малообеспеченным семьям;
устанавливать дополнительные льготы инвалидам и престарелым; осуществлять
помощь молодым семьям, имеющим детей, и другим нуждающимся гражданам; увеличивать расходы (сверх установленного
уровня) на содержание учреждений здравоохранения, социального обеспечения,
образования, культуры и других отраслей социальной сферы; вводить надбавки и доплаты к должностным
окладам работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения,
образования, культуры и других отраслей, содержащихся за счет средств бюджета
Московской области. 13. Установить, что
Мособлисполком самостоятельно определяет на основе единых общегосударственных
принципов уровень оптовых, закупочных, розничных цен на продукцию и тарифов на
работы и услуги, производимые и потребляемые в основном на территории области
(кроме цен и тарифов, утверждаемых органами ценообразования СССР и РСФСР, а
также цен, устанавливаемых в соответствии с законодательством министерствами,
ведомствами, предприятиями, объединениями, кооперативами и общественными
организациями). 14. В целях расширения
внешнеэкономических связей Мособлисполкома и последовательного обеспечения
валютной самоокупаемости признать целесообразным: дальнейшее развитие совместных с
иностранными фирмами предприятий, международных объединений и организаций,
иностранного туризма, рекламной деятельности, проведение на коммерческой основе
международных ярмарок, выставок, культурных, спортивных и других мероприятий; формирование валютного фонда
Мособлисполкома, образуемого за счет отчислений валютных средств из валютных
фондов предприятий, объединений, кооперативов и других хозяйственных
организаций, расположенных на территории области (кроме совместных с
иностранными фирмами предприятий) в соответствии с действующим
законодательством. Госплану СССР, Министерству финансов СССР
и Министерству внешних экономических связей СССР совместно с Советом Министров
РСФСР и Мособлисполкомом разработать и представить в 3-месячный срок в Совет
Министров СССР предложения о порядке формирования и использования валютного
фонда Мособлисполкома с учетом расширения его полномочий в области
внешнеэкономической деятельности. 15. Одобрить предложение Мособлисполкома
об организации работы по переходу районов и городов области на новые условия
хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования, имея в виду, что
Мособлисполком: самостоятельно определяет порядок и сроки
перехода на условия самоуправления и самофинансирования районов и городов
области с учетом особенностей их социального и экономического развития при
строгом соблюдении закрепленных законодательством прав предприятий, объединений
и организаций; осуществляет разграничение доходов и
расходов бюджета области между областным бюджетом и бюджетами районов и городов
(если по отдельным статьям доходов оно не установлено законодательством СССР и
РСФСР) с учетом необходимости максимального укрепления финансовой базы
районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов. 16. Государственному комитету СССР по
статистике с участием Мособлисполкома разработать нормативные и методические
документы, определяющие порядок подготовки и представления статистической
информации, необходимой для руководства народным хозяйством области, районов и
городов на основе самоуправления и самофинансирования. При этом основное
внимание сосредоточить на обеспечении балансовых расчетов и разработке
показателей, отражающих важнейшие экономические пропорции развития народного
хозяйства области. 17. Мособлисполкому проанализировать и
обобщить опыт хозяйствования области на основе самоуправления и
самофинансирования и о результатах работы в новых условиях доложить Совету
Министров РСФСР до 1 августа 1990 г., с тем чтобы
внести до 1 сентября 1990 г. в Совет Министров СССР предложения по
совершенствованию управления социально-экономическим развитием в РСФСР,
требующие решения Правительства СССР. Председатель Совета Министров СССР Н.РЫЖКОВ Председатель Совета Министров РСФСР А.ВЛАСОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |