СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 января 1990 г. N 37 О ПРОВЕДЕНИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1990 ГОДУ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ Придавая важное
значение решению социальных и экономических вопросов в Кемеровской области и в
целях усиления самостоятельности, ответственности и заинтересованности трудовых
коллективов предприятий и организаций, местных советских и хозяйственных
органов в достижении высоких конечных результатов хозяйствования, а также
увеличения вклада области в осуществление общегосударственных задач, Совет
Министров СССР и Совет Министров РСФСР постановляют: 1. Принять предложение Кемеровского
облисполкома о проведении в 1990 году в Кемеровской области эксперимента по
отработке нового механизма территориального хозяйствования на основе
самоуправления и самофинансирования. При этом хозяйственная самостоятельность
органов самоуправления Кемеровской области призвана всемерно способствовать
повышению благосостояния населения области и укреплению единого
народно-хозяйственного комплекса страны. В качестве важнейших задач и направлений
этой работы должно быть обеспечено: усиление социальной ориентации в
деятельности хозяйственного комплекса области на основе повышения эффективности
этой деятельности и последовательной реализации принципа зарабатывания средств для дальнейшего роста жизненного уровня населения; увеличение вклада области в осуществление
общегосударственных и общереспубликанских задач, имея в виду всемерное развитие
и активное использование преимуществ разделения и кооперации труда; создание путем совершенствования экономических методов управления необходимых условий для
высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории области
предприятий и организаций, независимо от ведомственной подчиненности, при
строгом соблюдении их хозрасчетных прав, предусмотренных Законом СССР о
государственном предприятии (объединении) и Законом СССР о кооперации в СССР; укрепление финансово-хозяйственной основы
местного самоуправления, развертывание инициативы Советов народных депутатов и
обеспечение широкого участия населения в решении местных вопросов социального и
экономического развития. В этих целях осуществить комплекс
следующих первоочередных мер. По общим вопросам
управления 2. Для обеспечения динамичного и
комплексного развития народного хозяйства Кемеровской области, расширения
возможностей и повышения ответственности советских и
хозяйственных органов в деле удовлетворения возрастающих потребностей населения
признать необходимым сосредоточить на областном уровне руководство
предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, производством
товаров народного потребления, социально-культурной сферой, производственной
инфраструктурой территориального значения, природоохранной и иными видами
деятельности, непосредственно связанными с повседневной жизнью населения. В соответствии с этим министерствам и
ведомствам СССР и РСФСР и Кемеровскому облисполкому определить до 1 марта 1990
г. перечень расположенных в Кемеровской области предприятий, объединений и
организаций союзного и республиканского подчинения, передаваемых в местное
подчинение (с учетом мнения трудовых коллективов). Вопросы передачи в ведение Кемеровской
области предприятий и организаций вышестоящего подчинения для расширения и
укрепления системы местного хозяйства рассматриваются и решаются в
установленном порядке. При указанной передаче обеспечить
сохранение и дальнейшее развитие предприятиями, объединениями и организациями
сложившихся хозяйственных связей. 3. Кемеровскому облисполкому,
министерствам и ведомствам СССР и РСФСР всемерно способствовать (с учетом
мнения трудовых коллективов) созданию концернов, консорциумов, межотраслевых
государственных объединений и других прогрессивных организационных форм
управления производством и шире использовать в практике хозяйствования
договорные взаимовыгодные отношения в соответствии с действующим
законодательством. Госстрою СССР с участием заинтересованных
министерств, ведомств и Кемеровского облисполкома рассмотреть вопрос о
совершенствовании управления и повышении эффективности строительного комплекса
на территории Кемеровской области и по результатам рассмотрения представить
предложения в Совет Министров СССР в I квартале 1990 г. В области
планирования социально-экономического развития области 4. Установить, что план экономического и
социального развития Кемеровской области составляется и утверждается на основе
разработанных с участием Кемеровского облисполкома и доведенных до него
исходных данных планирования (государственных заказов, долговременных
экономических нормативов и лимитов). Министерства и ведомства СССР и РСФСР при
доведении исходных данных планирования до подведомственных предприятий,
объединений и организаций, расположенных на территории области, одновременно
сообщают их Кемеровскому облисполкому. Разногласия, возникающие при разработке
плана комплексного экономического и социального развития области,
рассматриваются Советом Министров РСФСР с участием заинтересованных министерств
и ведомств, а в необходимых случаях - постоянными органами Совета Министров
СССР с участием Совета Министров РСФСР. План комплексного экономического и
социального развития области является совокупностью планов социального и
экономического развития городов и районов, которые разрабатываются и
утверждаются местными органами самостоятельно. Утвержденный в установленном порядке план
комплексного экономического и социального развития области по основным
показателям представляется в Совет Министров РСФСР и включается в план
республики в полном объеме. В случае нарушения
предприятиями и организациями требований действующего законодательства СССР и
РСФСР о порядке согласования планов с исполкомами местных Советов народных
депутатов, а также не согласованных в установленном порядке изменений, вносимых
в утвержденные планы в части развития социальной сферы, производства товаров
народного потребления, строительства, использования трудовых ресурсов, местных
видов сырья, вторичных ресурсов, охраны природы, земле- и водопользования,
Кемеровский облисполком имеет право
принимать решения о приостановлении производства соответствующих работ. Такое
решение может быть обжаловано в суде. 5. Предоставить исполкомам местных
Советов народных депутатов Кемеровской области преимущественное право заключать
с предприятиями (объединениями), расположенными на территории области, с
согласия их трудовых коллективов договоры на выпуск необходимой продукции,
оказание услуг, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, соответствующих профилю предприятий и объединений, с учетом
установленного государственного заказа и сложившихся хозяйственных связей. При
этом выполнение указанных договоров стимулируется за счет бюджета области. 6. Признать
целесообразным не устанавливать Кемеровской области государственный
заказ по вводу в действие объектов социально-культурной сферы и коммунального
хозяйства, природоохранных объектов, за исключением объектов, имеющих
общегосударственное значение. Предоставить Кемеровскому облисполкому
право: определять самостоятельно направления
использования капитальных вложений, формировать и утверждать планы ввода в
действие объектов, финансируемых за счет местного бюджета и внебюджетных
фондов, утверждать титульные списки на строительство и проектно-изыскательские
работы (независимо от сметной стоимости объектов), планы подрядных строительных
работ по этим объектам; налагать санкции, предусмотренные
законодательством, на предприятия и организации, которые систематически создают
опасную экологическую обстановку и нарушают установленный режим пользования
природными ресурсами, наносят вред памятникам истории, культуры и архитектуры,
музеям-заповедникам и национальным природным паркам; самостоятельно определять состав и
структуру органов управления подведомственным хозяйством, численность их
работников и расходы на содержание этих органов в пределах заработанных
средств; приостанавливать создание новых
предприятий и организаций, не согласованное с местными Советами народных
депутатов. 7. Кемеровский облисполком несет
ответственность за состояние баланса денежных доходов и расходов населения на
территории области и необходимое наращивание розничного товарооборота
государственной и кооперативной торговли, развитие сферы услуг, самостоятельно
устанавливает объемы розничного товарооборота и реализации платных услуг
населению. 8. Согласиться с предложением
Кемеровского облисполкома об оставлении в области в 1990 году (с согласия
трудовых коллективов) всей продукции, изготовленной по инициативе местных
Советов народных депутатов без привлечения государственных централизованных
капитальных вложений и централизованно распределяемых материально-технических
ресурсов. 9. Считать целесообразным при разработке
пятилетнего плана комплексного экономического и социального развития
Кемеровской области рассчитывать общий объем чистой продукции и формировать
сводный финансовый план (баланс). 10. Разрешить, в виде исключения,
Кемеровскому облисполкому выполнить в 1990 году работы по ускоренному развитию
материально-технической базы агропромышленного комплекса и строительству
объектов социально-культурной сферы в сельской местности в объеме до 260 млн.
рублей, в том числе строительно-монтажные работы - до 200 млн. рублей, сверх
объемов, предусмотренных в плане на этот год. Госплану СССР и Министерству финансов
СССР по согласованию с Советом Министров РСФСР по итогам выполнения плана
капитального строительства за 9 месяцев 1990 года определить источники покрытия
этих затрат. До уточнения источников покрытия затрат финансирование работ
производить за счет общих ассигнований, установленных в целом по народному
хозяйству РСФСР на 1990 год. Госснабу СССР обеспечить выделение
соответствующих материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения
указанных работ. 11. Принять предложение Кемеровского
облисполкома, согласованное с Министерством угольной промышленности СССР и
Министерством металлургии СССР, о дополнительном направлении этими
министерствами в 1990 году на развитие материальной базы социальной сферы
Кемеровской области, и прежде всего здравоохранения, соответственно 15 млн.
рублей и 20 млн. рублей. Указанные затраты осуществляются Министерством
угольной промышленности СССР за счет уточнения размера ассигнований, выделенных
на 1990 год на финансирование государственных централизованных капитальных
вложений, а Министерством металлургии СССР за счет сокращения отчислений от
прибыли подведомственных предприятий, расположенных в Кемеровской области, в
централизованный фонд Министерства. 12. Признать целесообразным создание
единой службы материально- технического обеспечения предприятий, объединений и
организаций, расположенных на территории Кемеровской области, имея в виду, что
лимиты централизованно распределяемых ресурсов доводятся до нее без
распределения по отраслям и направлениям их использования. Госснабу СССР по согласованию с Советом
Министров РСФСР и Кемеровским облисполкомом принять в I квартале 1990 г.
необходимые решения по данному вопросу. По укреплению
финансово-бюджетной базы 13. Исходя из задач
финансового оздоровления экономики и принципов самоуправления и
самофинансирования установить, что народно-хозяйственные потребности
Кемеровской области в основном обеспечиваются финансовыми ресурсами,
формируемыми на ее территории с учетом отчислений в бюджет области части сумм
общесоюзных и республиканских доходов и налогов по установленным нормативам.
При этом область самостоятельно распоряжается указанными ресурсами в
соответствии с действующим законодательством. В бюджет Кемеровской области зачисляются: полностью платежи из прибыли (дохода)
предприятий и организаций подведомственного хозяйства (плата за
производственные фонды, отчисления от расчетной прибыли (дохода); вся сумма платы за землю, воду, трудовые
ресурсы по всем предприятиям и организациям, расположенным на территории
области; поступления от местных налогов и сборы с
населения, а также налоги с кооперативов и предприятий общественных
организаций, расположенных в области; доходы от экспорта и таможенные доходы по
товарам и услугам, экспортируемым и импортируемым предприятиями и организациями
местного подчинения; другие поступления и платежи в
соответствии с законодательством СССР и РСФСР. В 1990 году в бюджет Кемеровской области
производятся следующие нормативные отчисления от общегосударственных источников
дохода: 30 процентов платежей из прибыли (дохода)
предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения; 36,24 процента налога с оборота,
поступающего на территории области; 100 процентов подоходного налога с
населения; 50 процентов поступлений от реализации
облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года. 14. Кемеровский облисполком самостоятельно
за счет собственных средств осуществляет финансирование: капитальных вложений по лимитам местных
Советов народных депутатов на строительство и расширение производственных
объектов подведомственного хозяйства, инженерных сетей и коммуникаций,
городского транспорта, местных автомобильных дорог, связи и аэропортов местных
воздушных линий, жилых домов, дошкольных учреждений, школ, больниц, поликлиник,
клубов и других объектов социально-культурного и бытового назначения; благоустройства городов, рабочих поселков
и других населенных пунктов, содержания и ремонта подведомственного жилищного
фонда, местных автомобильных дорог, общеобразовательных школ и
профессионально-технических училищ, детских дошкольных учреждений, учреждений
здравоохранения, науки, образования и культуры местного подчинения, социального
обеспечения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, а также природоохранных мероприятий; выплаты дифференцированных надбавок к
закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию и разницы в ценах на
производимые и потребляемые в области мясные и молочные продукты, плодоовощную
продукцию и продукты ее переработки. В случае несвоевременного восстановления
расходов республиканского бюджета Министерство финансов РСФСР взыскивает
соответствующие суммы из местного бюджета в бесспорном порядке; затрат на содержание местных органов
государственной власти и управления; других расходов по экономическому и
социальному развитию области. За счет средств области также образуется
резервный фонд Кемеровского облисполкома. Природоохранные мероприятия, проводимые
по региональным программам, осуществляются предприятиями и организациями за
счет собственных средств и лимитов капитальных вложений, выделяемых
министерствам и ведомствам, а также бюджетных и внебюджетных средств местных
Советов народных депутатов. Кемеровский облисполком в порядке
планирования и исполнения бюджета области самостоятельно определяет направления
использования бюджетных средств, состав, размеры и очередность осуществления
бюджетных расходов, включая резервный фонд. 15. В целях расширения экономической
самостоятельности Кемеровской области в формировании и исполнении бюджета
предоставить Кемеровскому облисполкому дополнительно следующие права в
определении доходной базы бюджета: а) устанавливать для подведомственных
предприятий и организаций ставки налога с прибыли, нормативы платы за трудовые
ресурсы, землю и воду, неиспользуемые отходы и вторичные ресурсы, за выбросы и
сбросы, загрязняющие окружающую среду, предоставлять им в необходимых случаях
льготы и скидки. При этом нормативы должны устанавливаться на основе
общесоюзной методологии, дифференцироваться в зависимости от экономической оценки
земли, водо- и трудообеспеченности; б) самостоятельно решать вопросы взимания
местных налогов и сборов с населения и иные вопросы налогообложения в
соответствии с действующим законодательством; в) привлекать
дополнительные финансовые ресурсы, создавать внебюджетные фонды (в распоряжении
как областных, так и других местных органов), в том числе региональные фонды
для финансирования местных целевых комплексных программ
социально-экономического развития, за счет привлечения на строго добровольной
основе денежных средств населения, предприятий и организаций, проведения
аукционов, денежно-вещевых лотерей, других общественных мероприятий, выпуска
местных займов и добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных
организаций и отдельных граждан. В
указанные фонды поступают также суммы, взимаемые с предприятий и объединений за
загрязнение окружающей среды и некомплексное
использование сырья, нарушение установленного режима пользования природными
ресурсами, памятниками истории, культуры и архитектуры, музеями-заповедниками и
национальными природными парками; г) участвовать своими средствами в
деятельности предприятий и организаций, создавать финансово-кредитные
учреждения на акционерной или паевой основе; д) устанавливать, исходя из общесоюзной
методологии и экономической оценки земли, размеры возмещения затрат на развитие
социально-бытовой инфраструктуры при отводе земельных участков предприятиям и
организациям с зачислением их во внебюджетные фонды. 16. Установить, что в бюджет Кемеровской
области зачисляются: вся сумма налога с оборота, полученная от
реализации товаров народного потребления, выпущенных предприятиями и
организациями, расположенными на территории области, сверх заданий,
установленных пятилетним планом (в пределах сумм отчислений, поступающих в
государственный бюджет РСФСР); вся прибыль предприятий и организаций
республиканского подчинения, полученная сверх исходных данных на 1990 год, за
исключением части прибыли, которая в установленном порядке остается в
распоряжении предприятий и организаций, а также направляется на уплату
процентов банкам; 50 процентов выявленных проверками
скрытых или заниженных доходов предприятий и организаций, расположенных на
территории Кемеровской области; штрафы, наложенные на предприятия и
организации союзного и республиканского подчинения всеми контролирующими и
правоохранительными органами за различные нарушения, кроме сумм, подлежащих
направлению во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов. 17. Предоставить право Кемеровскому
облисполкому в пределах заработанных средств: увеличивать расходы (сверх установленного
уровня) на содержание учреждений здравоохранения, социального обеспечения,
народного образования, культуры и других отраслей социальной сферы; вводить надбавки и доплаты к должностным
окладам работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения,
народного образования, культуры и других отраслей, содержащихся за счет средств
бюджета Кемеровской области; повышать в дополнение к установленному
законодательством СССР и РСФСР уровню размеры пособий на детей одиноким
матерям, многодетным и малообеспеченным семьям, устанавливать дополнительные
льготы инвалидам и престарелым, осуществлять помощь молодым семьям, имеющим
детей, а также другим нуждающимся гражданам. Для обеспечения финансовыми ресурсами
расходов, предусматриваемых в плане экономического и социального развития
области, Кемеровский облисполком может использовать средства союзного,
республиканского и других бюджетов на условиях возвратности и платности, а
также кредиты банков. 18. Установить, что Кемеровский
облисполком самостоятельно разрабатывает бюджет области, который после
утверждения Кемеровским областным Советом народных депутатов представляется в
установленные сроки в Совет Министров РСФСР для включения в государственный бюджет
республики. Порядок составления и исполнения бюджета
Кемеровской области определяется законодательством СССР и РСФСР с учетом
общесоюзных принципов бюджетного планирования и финансирования. Разграничение
доходов и расходов бюджета Кемеровской области между областным бюджетом и
бюджетами районов и городов определяется решением Кемеровского областного
Совета народных депутатов с учетом максимального укрепления финансовой базы
районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов. 19. Установить, что дополнительно
полученные в 1990 году доходы (или экономия в расходах, включая расходы на
капитальные вложения) полностью остаются в распоряжении Кемеровского
облисполкома. Потери в доходах и дополнительные расходы
бюджета области союзным и республиканским бюджетами не компенсируются.
Свободные остатки средств бюджета области в конце года изъятию не подлежат и
используются в следующем году на цели, определяемые соответствующим Советом
народных депутатов. В случае принятия вышестоящими органами
решений, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы
бюджета Кемеровской области, соответствующие средства возмещаются из
республиканского или союзного бюджета; при уменьшении расходов или увеличении
доходов бюджета области соответствующие суммы передаются в вышестоящие бюджеты. При принятии местными органами решений,
которые влекут уменьшение доходов или увеличение расходов союзного и
республиканского бюджета, соответствующие суммы передаются из бюджета области в
союзный или республиканский бюджет. 20. Признать
целесообразным образовать валютный фонд Кемеровского облисполкома. Кемеровскому облисполкому подготовить для
представления Советом Министров РСФСР в I квартале 1990 г. в Совет Министров
СССР предложения о порядке формирования в 1990 году указанного фонда, имея в
виду обеспечить поступления в него части доходов от внешнеэкономической
деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории области. Госплану РСФСР, Академии наук СССР и
Кемеровскому облисполкому в 6-месячный срок разработать концепцию развития
экспортного потенциала Кемеровской области и создания в области зон совместного
предпринимательства, а по вопросам, требующим решения Правительства СССР,
внести предложения в Совет Министров СССР. В области кредита и
ценообразования 21. Кемеровский
облисполком самостоятельно, на основе единых общегосударственных принципов
разрабатывает и утверждает оптовые, закупочные, розничные цены и тарифы на
продукцию, товары и услуги, производимые и потребляемые в основном в пределах
области (кроме цен и тарифов, утверждаемых в соответствии с действующим законодательством
Советом Министров СССР, Государственным комитетом СССР по ценам, Советом
Министров РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по ценам, министерствами и
ведомствами, предприятиями, кооперативами и общественными
организациями). 22. Принять к сведению, что Министерством
угольной промышленности СССР установлены для предприятий и объединений
Кузнецкого угольного бассейна повышенные расчетные цены на угольную продукцию. В целях обеспечения
нормальных условий деятельности расположенных в Кемеровской области предприятий
и объединений по добыче и переработке угля Государственному комитету СССР по
ценам совместно с Министерством угольной промышленности СССР и Министерством
финансов СССР учесть в оптовых ценах предприятий, вводимых с 1 января 1991 г.,
дополнительные затраты, связанные с изменениями в оплате труда, социальным
развитием коллективов предприятий и объединений угольной промышленности и охраной окружающей среды. 23. Установить, что изъятые у
предприятий, объединений и организаций, расположенных в Кемеровской области,
суммы прибыли, полученные в результате нарушений дисциплины цен, а также
штрафные санкции в размере этих сумм направляются полностью во внебюджетные
фонды местных Советов народных депутатов. 24. Установить, что начиная
с 1990 года Кемеровским облисполкомом разрабатывается сводный кредитный
план, в котором предусматриваются объемы кредитных ресурсов для финансирования
мероприятий социально-экономического развития области. 25. Внешэкономбанку СССР рассмотреть
вопрос об открытии своего отделения для кредитного и расчетного обслуживания
внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, расположенных в
Кемеровской области. 26. Кемеровскому облисполкому: исходя из необходимости отработки нового
механизма хозяйствования на областном, городском и районном уровнях, определить
порядок и осуществить перевод городов и районов области на самоуправление и
самофинансирование с учетом особенностей их социального и экономического
развития; рассмотреть с Государственным комитетом
РСФСР по статистике вопрос о введении статистической отчетности, необходимой
для создания информационной базы управления в новых условиях хозяйствования; обобщить первые результаты работы
Кемеровской области на основе самоуправления и самофинансирования и до 1
августа 1990 г. доложить о них Совету Министров РСФСР для подготовки
предложений по развитию хозрасчетных принципов территориального управления. Председатель Совета Министров СССР Н.РЫЖКОВ Председатель Совета Министров РСФСР А.ВЛАСОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |