СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 1990 г. N 37

 

О ПРОВЕДЕНИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1990 ГОДУ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ

 

Придавая важное значение решению социальных и экономических вопросов в Кемеровской области и в целях усиления самостоятельности, ответственности и заинтересованности трудовых коллективов предприятий и организаций, местных советских и хозяйственных органов в достижении высоких конечных результатов хозяйствования, а также увеличения вклада области в осуществление общегосударственных задач, Совет Министров СССР и Совет Министров РСФСР постановляют:

1. Принять предложение Кемеровского облисполкома о проведении в 1990 году в Кемеровской области эксперимента по отработке нового механизма территориального хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования.

При этом хозяйственная самостоятельность органов самоуправления Кемеровской области призвана всемерно способствовать повышению благосостояния населения области и укреплению единого народно-хозяйственного комплекса страны.

В качестве важнейших задач и направлений этой работы должно быть обеспечено:

усиление социальной ориентации в деятельности хозяйственного комплекса области на основе повышения эффективности этой деятельности и последовательной реализации принципа зарабатывания средств для дальнейшего роста жизненного уровня населения;

увеличение вклада области в осуществление общегосударственных и общереспубликанских задач, имея в виду всемерное развитие и активное использование преимуществ разделения и кооперации труда;

создание путем совершенствования экономических методов управления необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории области предприятий и организаций, независимо от ведомственной подчиненности, при строгом соблюдении их хозрасчетных прав, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и Законом СССР о кооперации в СССР;

укрепление финансово-хозяйственной основы местного самоуправления, развертывание инициативы Советов народных депутатов и обеспечение широкого участия населения в решении местных вопросов социального и экономического развития.

В этих целях осуществить комплекс следующих первоочередных мер.

 

По общим вопросам управления

 

2. Для обеспечения динамичного и комплексного развития народного хозяйства Кемеровской области, расширения возможностей и повышения ответственности советских и хозяйственных органов в деле удовлетворения возрастающих потребностей населения признать необходимым сосредоточить на областном уровне руководство предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, производством товаров народного потребления, социально-культурной сферой, производственной инфраструктурой территориального значения, природоохранной и иными видами деятельности, непосредственно связанными с повседневной жизнью населения.

В соответствии с этим министерствам и ведомствам СССР и РСФСР и Кемеровскому облисполкому определить до 1 марта 1990 г. перечень расположенных в Кемеровской области предприятий, объединений и организаций союзного и республиканского подчинения, передаваемых в местное подчинение (с учетом мнения трудовых коллективов).

Вопросы передачи в ведение Кемеровской области предприятий и организаций вышестоящего подчинения для расширения и укрепления системы местного хозяйства рассматриваются и решаются в установленном порядке.

При указанной передаче обеспечить сохранение и дальнейшее развитие предприятиями, объединениями и организациями сложившихся хозяйственных связей.

3. Кемеровскому облисполкому, министерствам и ведомствам СССР и РСФСР всемерно способствовать (с учетом мнения трудовых коллективов) созданию концернов, консорциумов, межотраслевых государственных объединений и других прогрессивных организационных форм управления производством и шире использовать в практике хозяйствования договорные взаимовыгодные отношения в соответствии с действующим законодательством.

Госстрою СССР с участием заинтересованных министерств, ведомств и Кемеровского облисполкома рассмотреть вопрос о совершенствовании управления и повышении эффективности строительного комплекса на территории Кемеровской области и по результатам рассмотрения представить предложения в Совет Министров СССР в I квартале 1990 г.

 

В области планирования социально-экономического

развития области

 

4. Установить, что план экономического и социального развития Кемеровской области составляется и утверждается на основе разработанных с участием Кемеровского облисполкома и доведенных до него исходных данных планирования (государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов).

Министерства и ведомства СССР и РСФСР при доведении исходных данных планирования до подведомственных предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории области, одновременно сообщают их Кемеровскому облисполкому.

Разногласия, возникающие при разработке плана комплексного экономического и социального развития области, рассматриваются Советом Министров РСФСР с участием заинтересованных министерств и ведомств, а в необходимых случаях - постоянными органами Совета Министров СССР с участием Совета Министров РСФСР.

План комплексного экономического и социального развития области является совокупностью планов социального и экономического развития городов и районов, которые разрабатываются и утверждаются местными органами самостоятельно.

Утвержденный в установленном порядке план комплексного экономического и социального развития области по основным показателям представляется в Совет Министров РСФСР и включается в план республики в полном объеме.

В случае нарушения предприятиями и организациями требований действующего законодательства СССР и РСФСР о порядке согласования планов с исполкомами местных Советов народных депутатов, а также не согласованных в установленном порядке изменений, вносимых в утвержденные планы в части развития социальной сферы, производства товаров народного потребления, строительства, использования трудовых ресурсов, местных видов сырья, вторичных ресурсов, охраны природы, земле- и водопользования, Кемеровский облисполком имеет право принимать решения о приостановлении производства соответствующих работ. Такое решение может быть обжаловано в суде.

5. Предоставить исполкомам местных Советов народных депутатов Кемеровской области преимущественное право заключать с предприятиями (объединениями), расположенными на территории области, с согласия их трудовых коллективов договоры на выпуск необходимой продукции, оказание услуг, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих профилю предприятий и объединений, с учетом установленного государственного заказа и сложившихся хозяйственных связей. При этом выполнение указанных договоров стимулируется за счет бюджета области.

6. Признать целесообразным не устанавливать Кемеровской области государственный заказ по вводу в действие объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, природоохранных объектов, за исключением объектов, имеющих общегосударственное значение.

Предоставить Кемеровскому облисполкому право:

определять самостоятельно направления использования капитальных вложений, формировать и утверждать планы ввода в действие объектов, финансируемых за счет местного бюджета и внебюджетных фондов, утверждать титульные списки на строительство и проектно-изыскательские работы (независимо от сметной стоимости объектов), планы подрядных строительных работ по этим объектам;

налагать санкции, предусмотренные законодательством, на предприятия и организации, которые систематически создают опасную экологическую обстановку и нарушают установленный режим пользования природными ресурсами, наносят вред памятникам истории, культуры и архитектуры, музеям-заповедникам и национальным природным паркам;

самостоятельно определять состав и структуру органов управления подведомственным хозяйством, численность их работников и расходы на содержание этих органов в пределах заработанных средств;

приостанавливать создание новых предприятий и организаций, не согласованное с местными Советами народных депутатов.

7. Кемеровский облисполком несет ответственность за состояние баланса денежных доходов и расходов населения на территории области и необходимое наращивание розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, развитие сферы услуг, самостоятельно устанавливает объемы розничного товарооборота и реализации платных услуг населению.

8. Согласиться с предложением Кемеровского облисполкома об оставлении в области в 1990 году (с согласия трудовых коллективов) всей продукции, изготовленной по инициативе местных Советов народных депутатов без привлечения государственных централизованных капитальных вложений и централизованно распределяемых материально-технических ресурсов.

9. Считать целесообразным при разработке пятилетнего плана комплексного экономического и социального развития Кемеровской области рассчитывать общий объем чистой продукции и формировать сводный финансовый план (баланс).

10. Разрешить, в виде исключения, Кемеровскому облисполкому выполнить в 1990 году работы по ускоренному развитию материально-технической базы агропромышленного комплекса и строительству объектов социально-культурной сферы в сельской местности в объеме до 260 млн. рублей, в том числе строительно-монтажные работы - до 200 млн. рублей, сверх объемов, предусмотренных в плане на этот год.

Госплану СССР и Министерству финансов СССР по согласованию с Советом Министров РСФСР по итогам выполнения плана капитального строительства за 9 месяцев 1990 года определить источники покрытия этих затрат. До уточнения источников покрытия затрат финансирование работ производить за счет общих ассигнований, установленных в целом по народному хозяйству РСФСР на 1990 год.

Госснабу СССР обеспечить выделение соответствующих материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения указанных работ.

11. Принять предложение Кемеровского облисполкома, согласованное с Министерством угольной промышленности СССР и Министерством металлургии СССР, о дополнительном направлении этими министерствами в 1990 году на развитие материальной базы социальной сферы Кемеровской области, и прежде всего здравоохранения, соответственно 15 млн. рублей и 20 млн. рублей. Указанные затраты осуществляются Министерством угольной промышленности СССР за счет уточнения размера ассигнований, выделенных на 1990 год на финансирование государственных централизованных капитальных вложений, а Министерством металлургии СССР за счет сокращения отчислений от прибыли подведомственных предприятий, расположенных в Кемеровской области, в централизованный фонд Министерства.

12. Признать целесообразным создание единой службы материально- технического обеспечения предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории Кемеровской области, имея в виду, что лимиты централизованно распределяемых ресурсов доводятся до нее без распределения по отраслям и направлениям их использования.

Госснабу СССР по согласованию с Советом Министров РСФСР и Кемеровским облисполкомом принять в I квартале 1990 г. необходимые решения по данному вопросу.

 

По укреплению финансово-бюджетной базы

 

13. Исходя из задач финансового оздоровления экономики и принципов самоуправления и самофинансирования установить, что народно-хозяйственные потребности Кемеровской области в основном обеспечиваются финансовыми ресурсами, формируемыми на ее территории с учетом отчислений в бюджет области части сумм общесоюзных и республиканских доходов и налогов по установленным нормативам. При этом область самостоятельно распоряжается указанными ресурсами в соответствии с действующим законодательством.

В бюджет Кемеровской области зачисляются:

полностью платежи из прибыли (дохода) предприятий и организаций подведомственного хозяйства (плата за производственные фонды, отчисления от расчетной прибыли (дохода);

вся сумма платы за землю, воду, трудовые ресурсы по всем предприятиям и организациям, расположенным на территории области;

поступления от местных налогов и сборы с населения, а также налоги с кооперативов и предприятий общественных организаций, расположенных в области;

доходы от экспорта и таможенные доходы по товарам и услугам, экспортируемым и импортируемым предприятиями и организациями местного подчинения;

другие поступления и платежи в соответствии с законодательством СССР и РСФСР.

В 1990 году в бюджет Кемеровской области производятся следующие нормативные отчисления от общегосударственных источников дохода:

30 процентов платежей из прибыли (дохода) предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения;

36,24 процента налога с оборота, поступающего на территории области;

100 процентов подоходного налога с населения;

50 процентов поступлений от реализации облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.

14. Кемеровский облисполком самостоятельно за счет собственных средств осуществляет финансирование:

капитальных вложений по лимитам местных Советов народных депутатов на строительство и расширение производственных объектов подведомственного хозяйства, инженерных сетей и коммуникаций, городского транспорта, местных автомобильных дорог, связи и аэропортов местных воздушных линий, жилых домов, дошкольных учреждений, школ, больниц, поликлиник, клубов и других объектов социально-культурного и бытового назначения;

благоустройства городов, рабочих поселков и других населенных пунктов, содержания и ремонта подведомственного жилищного фонда, местных автомобильных дорог, общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, науки, образования и культуры местного подчинения, социального обеспечения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также природоохранных мероприятий;

выплаты дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию и разницы в ценах на производимые и потребляемые в области мясные и молочные продукты, плодоовощную продукцию и продукты ее переработки. В случае несвоевременного восстановления расходов республиканского бюджета Министерство финансов РСФСР взыскивает соответствующие суммы из местного бюджета в бесспорном порядке;

затрат на содержание местных органов государственной власти и управления;

других расходов по экономическому и социальному развитию области.

За счет средств области также образуется резервный фонд Кемеровского облисполкома.

Природоохранные мероприятия, проводимые по региональным программам, осуществляются предприятиями и организациями за счет собственных средств и лимитов капитальных вложений, выделяемых министерствам и ведомствам, а также бюджетных и внебюджетных средств местных Советов народных депутатов.

Кемеровский облисполком в порядке планирования и исполнения бюджета области самостоятельно определяет направления использования бюджетных средств, состав, размеры и очередность осуществления бюджетных расходов, включая резервный фонд.

15. В целях расширения экономической самостоятельности Кемеровской области в формировании и исполнении бюджета предоставить Кемеровскому облисполкому дополнительно следующие права в определении доходной базы бюджета:

а) устанавливать для подведомственных предприятий и организаций ставки налога с прибыли, нормативы платы за трудовые ресурсы, землю и воду, неиспользуемые отходы и вторичные ресурсы, за выбросы и сбросы, загрязняющие окружающую среду, предоставлять им в необходимых случаях льготы и скидки. При этом нормативы должны устанавливаться на основе общесоюзной методологии, дифференцироваться в зависимости от экономической оценки земли, водо- и трудообеспеченности;

б) самостоятельно решать вопросы взимания местных налогов и сборов с населения и иные вопросы налогообложения в соответствии с действующим законодательством;

в) привлекать дополнительные финансовые ресурсы, создавать внебюджетные фонды (в распоряжении как областных, так и других местных органов), в том числе региональные фонды для финансирования местных целевых комплексных программ социально-экономического развития, за счет привлечения на строго добровольной основе денежных средств населения, предприятий и организаций, проведения аукционов, денежно-вещевых лотерей, других общественных мероприятий, выпуска местных займов и добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных организаций и отдельных граждан. В указанные фонды поступают также суммы, взимаемые с предприятий и объединений за загрязнение окружающей среды и некомплексное использование сырья, нарушение установленного режима пользования природными ресурсами, памятниками истории, культуры и архитектуры, музеями-заповедниками и национальными природными парками;

г) участвовать своими средствами в деятельности предприятий и организаций, создавать финансово-кредитные учреждения на акционерной или паевой основе;

д) устанавливать, исходя из общесоюзной методологии и экономической оценки земли, размеры возмещения затрат на развитие социально-бытовой инфраструктуры при отводе земельных участков предприятиям и организациям с зачислением их во внебюджетные фонды.

16. Установить, что в бюджет Кемеровской области зачисляются:

вся сумма налога с оборота, полученная от реализации товаров народного потребления, выпущенных предприятиями и организациями, расположенными на территории области, сверх заданий, установленных пятилетним планом (в пределах сумм отчислений, поступающих в государственный бюджет РСФСР);

вся прибыль предприятий и организаций республиканского подчинения, полученная сверх исходных данных на 1990 год, за исключением части прибыли, которая в установленном порядке остается в распоряжении предприятий и организаций, а также направляется на уплату процентов банкам;

50 процентов выявленных проверками скрытых или заниженных доходов предприятий и организаций, расположенных на территории Кемеровской области;

штрафы, наложенные на предприятия и организации союзного и республиканского подчинения всеми контролирующими и правоохранительными органами за различные нарушения, кроме сумм, подлежащих направлению во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов.

17. Предоставить право Кемеровскому облисполкому в пределах заработанных средств:

увеличивать расходы (сверх установленного уровня) на содержание учреждений здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры и других отраслей социальной сферы;

вводить надбавки и доплаты к должностным окладам работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры и других отраслей, содержащихся за счет средств бюджета Кемеровской области;

повышать в дополнение к установленному законодательством СССР и РСФСР уровню размеры пособий на детей одиноким матерям, многодетным и малообеспеченным семьям, устанавливать дополнительные льготы инвалидам и престарелым, осуществлять помощь молодым семьям, имеющим детей, а также другим нуждающимся гражданам.

Для обеспечения финансовыми ресурсами расходов, предусматриваемых в плане экономического и социального развития области, Кемеровский облисполком может использовать средства союзного, республиканского и других бюджетов на условиях возвратности и платности, а также кредиты банков.

18. Установить, что Кемеровский облисполком самостоятельно разрабатывает бюджет области, который после утверждения Кемеровским областным Советом народных депутатов представляется в установленные сроки в Совет Министров РСФСР для включения в государственный бюджет республики.

Порядок составления и исполнения бюджета Кемеровской области определяется законодательством СССР и РСФСР с учетом общесоюзных принципов бюджетного планирования и финансирования. Разграничение доходов и расходов бюджета Кемеровской области между областным бюджетом и бюджетами районов и городов определяется решением Кемеровского областного Совета народных депутатов с учетом максимального укрепления финансовой базы районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов.

19. Установить, что дополнительно полученные в 1990 году доходы (или экономия в расходах, включая расходы на капитальные вложения) полностью остаются в распоряжении Кемеровского облисполкома.

Потери в доходах и дополнительные расходы бюджета области союзным и республиканским бюджетами не компенсируются. Свободные остатки средств бюджета области в конце года изъятию не подлежат и используются в следующем году на цели, определяемые соответствующим Советом народных депутатов.

В случае принятия вышестоящими органами решений, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы бюджета Кемеровской области, соответствующие средства возмещаются из республиканского или союзного бюджета; при уменьшении расходов или увеличении доходов бюджета области соответствующие суммы передаются в вышестоящие бюджеты.

При принятии местными органами решений, которые влекут уменьшение доходов или увеличение расходов союзного и республиканского бюджета, соответствующие суммы передаются из бюджета области в союзный или республиканский бюджет.

20. Признать целесообразным образовать валютный фонд Кемеровского облисполкома.

Кемеровскому облисполкому подготовить для представления Советом Министров РСФСР в I квартале 1990 г. в Совет Министров СССР предложения о порядке формирования в 1990 году указанного фонда, имея в виду обеспечить поступления в него части доходов от внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории области.

Госплану РСФСР, Академии наук СССР и Кемеровскому облисполкому в 6-месячный срок разработать концепцию развития экспортного потенциала Кемеровской области и создания в области зон совместного предпринимательства, а по вопросам, требующим решения Правительства СССР, внести предложения в Совет Министров СССР.

 

В области кредита и ценообразования

 

21. Кемеровский облисполком самостоятельно, на основе единых общегосударственных принципов разрабатывает и утверждает оптовые, закупочные, розничные цены и тарифы на продукцию, товары и услуги, производимые и потребляемые в основном в пределах области (кроме цен и тарифов, утверждаемых в соответствии с действующим законодательством Советом Министров СССР, Государственным комитетом СССР по ценам, Советом Министров РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по ценам, министерствами и ведомствами, предприятиями, кооперативами и общественными организациями).

22. Принять к сведению, что Министерством угольной промышленности СССР установлены для предприятий и объединений Кузнецкого угольного бассейна повышенные расчетные цены на угольную продукцию.

В целях обеспечения нормальных условий деятельности расположенных в Кемеровской области предприятий и объединений по добыче и переработке угля Государственному комитету СССР по ценам совместно с Министерством угольной промышленности СССР и Министерством финансов СССР учесть в оптовых ценах предприятий, вводимых с 1 января 1991 г., дополнительные затраты, связанные с изменениями в оплате труда, социальным развитием коллективов предприятий и объединений угольной промышленности и охраной окружающей среды.

23. Установить, что изъятые у предприятий, объединений и организаций, расположенных в Кемеровской области, суммы прибыли, полученные в результате нарушений дисциплины цен, а также штрафные санкции в размере этих сумм направляются полностью во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов.

24. Установить, что начиная с 1990 года Кемеровским облисполкомом разрабатывается сводный кредитный план, в котором предусматриваются объемы кредитных ресурсов для финансирования мероприятий социально-экономического развития области.

25. Внешэкономбанку СССР рассмотреть вопрос об открытии своего отделения для кредитного и расчетного обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, расположенных в Кемеровской области.

26. Кемеровскому облисполкому:

исходя из необходимости отработки нового механизма хозяйствования на областном, городском и районном уровнях, определить порядок и осуществить перевод городов и районов области на самоуправление и самофинансирование с учетом особенностей их социального и экономического развития;

рассмотреть с Государственным комитетом РСФСР по статистике вопрос о введении статистической отчетности, необходимой для создания информационной базы управления в новых условиях хозяйствования;

обобщить первые результаты работы Кемеровской области на основе самоуправления и самофинансирования и до 1 августа 1990 г. доложить о них Совету Министров РСФСР для подготовки предложений по развитию хозрасчетных принципов территориального управления.

 

Председатель

Совета Министров СССР

Н.РЫЖКОВ

 

Председатель

Совета Министров РСФСР

А.ВЛАСОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования