МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ПРИКАЗ от 5 января 1990 г. N 3 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В соответствии с Приказами Министерства
здравоохранения СССР от 30.07.87 N 921 "Об организации в 1987 году
подготовки кадров по проблеме СПИДа" и от 30.11.87 N 1230 "Об
организации в 1988 - 1989 гг. подготовки кадров по проблеме СПИДа" в
Российской Федерации развернута работа по обучению медицинского персонала
лечебно-профилактических учреждений. Разработаны ЦОЛИУВ программы обучения
студентов высших и средних специальных учебных заведений, апробированы
программы обучения и повышения квалификации медицинских работников,
утвержденные Минздравом СССР. Начато обучение по
проблеме ВИЧ-инфекции в вузах и средних специальных учебных заведениях,
факультетах усовершенствования врачей и повышения квалификации преподавателей. Проводятся семинары для врачей
практического здравоохранения и средних медицинских работников. В 1988 - 1989 гг. в институтах
усовершенствования врачей подготовлены 1742 врача клинического профиля и
врачей-лаборантов. Прошли аттестацию по проблеме ВИЧ-инфекции 365 руководителей
органов и учреждений здравоохранения. Вместе с тем нарастание ВИЧ-инфекции во
всем мире, появление новых случаев заражения в РСФСР требуют в ближайшее время
существенно повысить качество подготовки по проблеме ВИЧ-инфекции, охватить
учебой всех работников практического здравоохранения. В целях дальнейшего совершенствования
подготовки кадров по проблеме ВИЧ-инфекции приказываю: 1. Министрам здравоохранения АССР,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных
управлений и управлений здравоохранения проводить ежегодную подготовку всех
медицинских лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными
программами (Приложения 1, 2). Предусмотреть тестовый контроль после окончания
курсов по проблеме ВИЧ-инфекции, а также выборочный контроль знаний в процессе
плановых проверок деятельности лечебно-профилактических учреждений. 2. Ректорам медицинских вузов: 2.1. Предусмотреть в учебных программах
клинических и профильных теоретических дисциплин лекции и практические занятия
по вопросам ВИЧ-инфекции. 2.2. Включить в учебные планы субординатуры для всех специальностей преподавание
ВИЧ-инфекции и болезней, передающихся половым путем (Приложение 3). 2.3. Обеспечить учебу и повышение
квалификации профессорско-преподавательского состава клинических и профильных
теоретических дисциплин, используя для этого клинические базы вуза, факультеты
повышения квалификации и усовершенствования врачей, кафедру инфекционных
болезней ММСИ им. Н.А. Семашко, ЦОЛИУВ и ГИДУВы. 3. Директорам средних учебных заведений: 3.1. Включить в учебные планы
преподавание ВИЧ-инфекции (Приложение 2). 3.2. Обеспечить учебу и повышение
квалификации преподавателей клинических и профильных дисциплин (Приложение 1). 4. Управлению кадров Минздрава РСФСР (т. Христюк В.М.) в срок до 01.01.90 подготовить ходатайство в
Минздрав СССР о выделении мест в институтах усовершенствования врачей для
подготовки руководителей здравоохранения административных территорий Российской
Федерации в 1990 году по медицинским и социальным проблемам ВИЧ-инфекции. 5. Главному врачу Республиканского дома
санитарного просвещения (т. Богун Т.Ф.), и.о. начальника Республиканского учебно-методического
кабинета (т. Бакусева В.В.) разработать программу и
методические рекомендации по обучению различных групп населения по проблеме
ВИЧ-инфекции, сексуальному воспитанию в срок до 01.07.90. 6. Руководителю Республиканского центра
по профилактике и борьбе со СПИДом (т. Шаламберидзе
Т.Д.) определить и представить в Минздрав РСФСР к 15.01.90 порядок подготовки
специалистов региональных и территориальных центров, диагностических
лабораторий. 7. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление учебных
заведений (т. Мутовин Г.Р.) и Управление кадров (т. Христюк
В.М.). Министр А.И.ПОТАПОВ Приложение 1 к Приказу Минздрава РСФСР от 5 января 1990 г. N 3 ПРОГРАММА "СПИД И ЕГО ДИАГНОСТИКА" ДЛЯ ВРАЧЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ПРОФИЛЯ НА ВСЕХ ЦИКЛАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Продолжительность обучения: 6 - 18
учебных часов. Программа "СПИД и его
диагностика" для усовершенствования врачей клинического и лабораторного
профиля разработана сотрудниками кафедры вирусологии ЦОЛИУВ (зав. кафедрой -
профессор А.Г. Букринская). ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА СПИД (синдром приобретенного
иммунодефицита) характеризуется различными клиническими симптомами, и с
проявлениями этой инфекции может встретиться врач любой специальности. Поэтому
общие сведения о СПИДе должны быть известны всем медикам с целью своевременной
диагностики этого опасного заболевания. Быстрое выявление зараженных и больных
будет препятствовать распространению СПИДа на территории нашей страны и способствовать экстренным лечебным и
санитарно-эпидемиологическим мероприятиям. В соответствии с Приказом Минздрава
СССР от 15.11.88 N 81 "О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа
в СССР" предусматривается включить в программу последипломного обучения
врачей раздел "СПИД и его диагностика" в объеме 6 - 18 учебных часов
в зависимости от контингента слушателей (в счет часов основной учебной
программы). СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ 1. Организация работы по диагностике
СПИДа. 1.1. Режим работы с ВИЧ и зараженным
материалом. 1.2. Основные регламентирующие документы,
определяющие работу по профилактике СПИДа. 1.3. Организация
амбулаторно-поликлинической помощи инфицированным и больным пре-СПИДом
и СПИДом. 1.3.1. Организация работы кабинета
инфекционных заболеваний. 1.3.2. Организация работы анонимного
кабинета. 1.3.3. Диспансеризация инфицированных
больных. 1.3.4. Составление отчетной документации. 1.4. Врачебная этика и деонтология при
работе с инфицированными больными. 2. Этиология и патогенез СПИДа. 2.1. Структурная организация вируса
иммунодефицита человека (ВИЧ) и его белки. Серотип вируса (ВИЧ-1 и ВИЧ-2). 2.2. Чувствительность вируса к факторам
внешней среды и методы обеззараживания материала. 2.3. Изменчивость антигенной структуры
вируса. 2.4. Образование провируса
в чувствительных клетках как фатальное событие в патогенезе. 2.5. Причины разрушения иммуноциты и клеток ЦНС. 3. Иммунологические сдвиги при СПИДе. 3.1. Чувствительность иммуноцитов
Т-клеток и макрофагов к вирусу. Роль СДЧ-рецептора. 3.2. Изменение соотношения лимфоцитов Т4:Т8. 3.3. Динамика накопления вирус-специфических антител в сыворотке инфицированных. 3.4. Иммунопатологические реакции
(образование аутоантител и иммунных комплексов). 4. Клиника СПИДа и СПИД-ассоциированных
болезней. 4.1. Синдром пре-СПИДа. 4.2. Клинические формы СПИДа (легочная,
кишечная, церебральная, диссеминированная). 4.3. Особенности СПИДа у детей. 4.4. Поражение ЦНС при СПИДе. 4.5. Симптомы, свидетельствующие о
высокой вероятности СПИДа. 4.6. Принципы дифференциальной
диагностики. 4.7. СПИД-ассоциированные болезни. 4.7.1. Пневмоцистная
пневмония. 4.7.2. Саркома Капоши. 4.7.3. Грибковые и протозойные инфекции. 4.7.4. Вирусные инфекции (герпес, цитомегаловирусные инфекции). 5. Эпидемиология СПИДа. 5.1. Пути заражения. 5.2. Группы риска. 5.3. Социальные факторы. 5.4. Особенности эпидемиологии на разных
континентах СПИДа в СССР. 6. Лабораторная диагностика. 6.1. Выявление вирус-специфических
антител с помощью ИФА. Возможность ложноположительных реакций. 6.2. Подтверждающие тесты. Иммуноблот. 7. Лечение и профилактика. 7.1. Этиотропные препараты: азидотимидан, декстран, сульфат и др. 7.2. Иммуномодулирующие препараты. 7.3. Препараты для лечения
оппортунистических инфекций. 7.4. Подходы к созданию вакцины. 7.5. Организация системы санитарного
просвещения. Приложение 2 к Приказу Минздрава РСФСР от 5 января 1990 г. N 3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ЦИКЛА "СПИД, ЕГО ДИАГНОСТИКА И
ПРОФИЛАКТИКА" ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Продолжительность обучения - 2 недели (78
часов). Цель обучения на цикле: получение знаний
по проблеме СПИД, ознакомление с методами лабораторной и клинической
диагностики. ┌────┬───────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │Код │ Наименование раздела │ Число учебных часов │ │раз-│ ├────┬────────┬─────┬────┤ │дела│ │лек-│практич.│семи-│все-│ │ │ │ции │занятия │нары │го │ ├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ ├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤ │1. │Организация работы по диагностике СПИДа: │ │ │ │ │ │1.1.│Основные регламентирующие документы, │- │- │2 │2 │ │ │определяющие работу по профилактике СПИДа │ │ │ │ │ │1.2.│Режим работы с ВИЧ, кровью инфицированных │- │- │2 │2 │ │ │ВИЧ, при обследовании доноров и населения │ │ │ │ │ │ │на инфицирование ВИЧ │ │ │ │ │ │1.3.│Амбулаторно-поликлиническая помощь │- │- │1 │1 │ │ │инфицированным и больным пре-СПИДом и │ │ │ │ │ │ │СПИДом │ │ │ │ │ │1.4.│Диспансеризация инфицированных лиц │- │- │1 │1 │ │1.5.│Работа анонимного кабинета │- │- │1 │1 │ │1.6.│Режим больничного отделения с │- │- │1 │1 │ │ │госпитализированными больными СПИДом │ │ │ │ │ │1.7.│Санитарно-гигиенические требования, │- │- │1 │1 │ │ │предъявляемые к процедурному кабинету и │ │ │ │ │ │ │медперсоналу │ │ │ │ │ │2. │Возбудитель СПИДа: │ │ │ │ │ │2.1.│История открытия вируса иммунодефицита │1 │- │- │1 │ │ │человека I и II типов │ │ │ │ │ │2.2.│Структура ВИЧ │1 │- │- │1 │ │2.3.│Вирусные антигены и их локализация │2 │- │- │2 │ │ │в вирусной частице │ │ │ │ │ │2.4.│Изменчивость антигенной структуры вируса │1 │- │- │1 │ │2.5.│Чувствительность ВИЧ к факторам внешней │1 │- │- │1 │ │ │среды. Действие температуры, дезинфектан- │ │ │ │ │ │ │тов. Способы инактивации вируса и │ │ │ │ │ │ │обеззараживание материала │ │ │ │ │ │2.6.│Выделение вируса от зараженных и больных │1 │- │- │1 │ │3. │Патогенез СПИДа: │ │ │ │ │ │3.1.│Пути передачи вируса │2 │- │- │2 │ │3.2.│Чувствительные к вирусу клетки │1 │- │- │1 │ │3.3.│Причины перехода субклинической формы в │1 │- │- │1 │ │ │клиническую │ │ │ │ │ │3.4.│Причины гибели лимфоцитов и клеток ЦНС │1 │- │- │1 │ │3.5.│Летальность при СПИДе и ее причины │1 │- │- │1 │ │4. │Иммунная система: │ │ │ │ │ │4.1.│Изменение количества и соотношения │1 │- │- │1 │ │ │Т-лимфоцитов │ │ │ │ │ │4.2.│Вирусоспецифические антитела и динамика их │1 │- │- │1 │ │ │накопления в сыворотке инфицированных │ │ │ │ │ │4.3.│Роль аутоантител и иммунных комплектов │ │ │ │ │ │5. │Клиника СПИДа: │ │ │ │ │ │5.1.│Синдром пре-СПИД │1 │- │- │1 │ │5.2.│Лимфоаденопатия как ранний симптом СПИДа │1 │- │- │1 │ │5.3.│Клинические формы СПИДа (легочная, │1 │- │- │1 │ │ │кишечная, церебральная, диссеминированная) │ │ │ │ │ │5.4.│Особенности СПИДа у детей │1 │- │- │1 │ │5.5.│Болезни, ассоциированные со СПИДом │1 │- │- │1 │ │6. │Эпидемиология: │ │ │ │ │ │6.1.│Группы риска │2 │- │- │2 │ │6.2.│Социальные факторы │1 │- │- │1 │ │6.3.│Особенности эпидемиологии на разных │1 │- │- │1 │ │ │континентах │ │ │ │ │ │6.4.│СПИД В СССР │2 │- │- │2 │ │7. │Лабораторная диагностика: │ │ │ │ │ │7.1.│Выявление вирусоспецифических антител в │2 │15 │5 │22 │ │ │ИФА. Возможность ложноположительных │ │ │ │ │ │ │реакций │ │ │ │ │ │7.2.│Подтверждающие тесты. Иммуноблот │1 │2 │3 │6 │ │7.3.│Латеко-агглютинация │1 │- │- │1 │ │7.4.│Электронная микроскопия │1 │- │- │1 │ │8. │Лечение: │ │ │ │ │ │8.1.│Этиотропные препараты (азидотимидин и др.) │1 │- │1 │2 │ │8.2.│Иммуномодулирующие препараты и препараты │- │- │2 │2 │ │ │для лечения оппортунистических инфекций │ │ │ │ │ │9. │Профилактика СПИДа: │ │ │ │ │ │9.1.│Обеззараживание материалов и │2 │- │2 │4 │ │ │инструментария, применяемых при уходе за │ │ │ │ │ │ │больными, взятии крови, переливании крови, │ │ │ │ │ │ │парентеральном введении лекарственных │ │ │ │ │ │ │препаратов и т.д. │ │ │ │ │ │9.2.│Использование одноразовых шприцев, │- │- │2 │2 │ │ │обеззараживание шприцев и игл │ │ │ │ │ │9.3.│Система санитарного просвещения │- │- │2 │2 │ ├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤ │ │Итого │35 │17 │26 │78 │ └────┴───────────────────────────────────────────┴────┴────────┴─────┴────┘ Учебный план и программа цикла
"СПИД, его диагностика и профилактика" для слушателей системы
повышения квалификации средних медицинских работников разработана кафедрой вирусологии Центрального института усовершенствования врачей
Министерства здравоохранения СССР (зав. - член-корреспондент АМН СССР,
профессор А.Г. Букринская). Приложение 3 к Приказу Минздрава РСФСР от 5 января 1990 г. N 3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ-СУБОРДИНАТОРАМИ (6-Й КУРС) "ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ И БОЛЕЗНИ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ
ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" ┌──────┬────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │N │ Тема │ Исполнитель │ │заня- │ │ │ │тия │ │ │ ├──────┼────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├──────┼────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │1. │Советское законодательство по │Кафедра социальной │ │ │борьбе с венерическими заболеваниями│гигиены и советского│ │ │и СПИДом. │права или кожно- │ │ │Методики выявления и санации │венерических │ │ │источников заражения и контактов. │заболеваний │ │ │Инструктивно-методическая документа-│ │ │ │ция в настоящее время (для всех │ │ │ │факультетов) │ │ │2 - 3.│Клиника и диагностика заразного и │Кафедра кожно- │ │ │раннего скрытого сифилиса (для всех │венерических │ │ │факультетов) │заболеваний │ │4. │Ранний врожденный сифилис (для │Кафедра кожно- │ │ │педиатров и акушеров-гинекологов). │венерических │ │ │Висцеральный, нейросифилис, сифилис │заболеваний │ │ │костей и суставов (для хирургов, │ │ │ │терапевтов) │ │ │5. │Гонорея мужчин и женщин, детей: │Кафедра кожно- │ │ │клиника, течение, диагностика и │венерических │ │ │лечение (для всех факультетов) │заболеваний │ │ │ │ Другие инфекции, передаваемые половым путем │ │ │ │6 - 7.│Мочеполовой хламидиоз (урогениталь- │Кафедра кожно- │ │ │ные, суставные, глазные и висцераль-│венерических │ │ │ные осложнения у взрослых и детей). │заболеваний │ │ │Связь хламидиоза с поражением │ │ │ │внутренних органов женщин и │ │ │ │бесплодием (для акушеров- │ │ │ │гинекологов). │ │ │ │Трихомониаз, кандидоз, гарднереллез.│ │ │ │Особенности поражения у беременных. │ │ │ │Своевременные методы диагностики и │ │ │ │профилактики (для всех факультетов).│ │ │ │Микоплазменные, герпетические и │ │ │ │цитомегаловирусные инфекции половых │ │ │ │органов. Заболевания, вызываемые │ │ │ │вирусом человеческих папиллом │ │ │ │(для всех факультетов) │ │ │ │ │ ВИЧ-инфекции │ │ │ │8. │ВИЧ-инфекция (эпидемиология, │Кафедра │ │ │патогенез, лабораторная диагностика)│эпидемиологии и │ │ │ │инфекционных │ │ │ │болезней │ │9. │Клиническое проявление ВИЧ-инфекции │Кафедра │ │ │и ассоциированных с ней заболеваний │эпидемиологии и │ │ │(для всех факультетов) │инфекционных │ │ │ │болезней │ │10. │Кожные проявления и поражение │Кафедра кожно- │ │ │слизистой при ВИЧ-инфекции (для │венерических │ │ │всех факультетов) │заболеваний │ │11. │Противоэпидемические мероприятия в │Кафедра │ │ │лечебно-профилактических учреждени- │эпидемиологии и │ │ │ях, сфере обслуживания, местах │инфекционных │ │ │проживания больных, санитарно- │болезней │ │ │гигиенический режим больного ВИЧ- │ │ │ │инфекцией. Профилактика СПИДа среди │ │ │ │медицинского персонала. Организация │ │ │ │обслуживания больных с ВИЧ-инфекцией│ │ │ │(для всех факультетов). │ │ │ │Вопросы этики и дерматологии │ │ │12. │Дифференцированный зачет (для всех │Кафедра │ │ │факультетов) │эпидемиологии и │ │ │ │инфекционных, кожно-│ │ │ │венерических │ │ │ │болезней │ └──────┴────────────────────────────────────┴────────────────────┘ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |