МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

 

ПИСЬМО

от 30 ноября 1989 г. N 104

 

О ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

 

Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота утвержден руководящий документ РД 31.15.02-89 "Технологические карты грузовых и балластных операций на танкерах. Правила разработки" со сроком введения в действие с 1 января 1990 г.

Правила разработки технологических карт устанавливают требования к содержанию технологических карт для грузовых и балластных операций на танкерах для членов экипажей, осуществляющих грузовые и балластные операции.

Для внедрения руководящего документа предлагаю:

1. Начальникам пароходств Минморфлота СССР:

1.1. Обязать соответствующие службы включать РД в комплекс рабочей технологической документации на наливных судах.

1.2. Обеспечить изучение и исполнение экипажами наливных судов требований настоящего РД.

2. В/О "Мортехинформрекламе":

Обеспечить до 01.01.90 издание и рассылку РД 31.15.02-89 во все пароходства в необходимом количестве.

3. Контроль за исполнением настоящего инструктивного письма возложить на начальников пароходств.

 

Начальник Главного

управления перевозок,

эксплуатации флота

и портов Минморфлота

Н.П.ЦАХ

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минморфлота

от 30 ноября 1989 г. N 104

 

Утверждаю

Начальник управления

перевозок, эксплуатации

флота и портов ММФ

Н.П.ЦАХ

29 ноября 1989 года

 

Срок введения

в действие установлен

с 1 января 1990 года

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ГРУЗОВЫХ И БАЛЛАСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТАНКЕРАХ.

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ

 

РД 31.15.02-89

 

Настоящий руководящий документ распространяется на Правила разработки технологических карт на грузовые и балластные операции, выполняемые на наливных судах, перевозящих нефть, нефтепродукты, химические, пищевые грузы, сжиженные газы.

Вводится впервые.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Перед началом грузовых (балластных) операций, руководствуясь требованиями грузового плана и данными, полученными в порту погрузки (выгрузки), помощник капитана, ответственный за проведение грузовых балластных операций, составляет технологические карты.

1.2. Технологические карты подписывают:

старший помощник капитана, под руководством которого производится подготовка танков к наливу запланированного груза и проверка технического состояния грузовой системы танкера;

второй помощник капитана, ответственный за проведение грузовых операций;

руководитель береговой грузовой бригады.

1.3. Технологические карты утверждает капитан судна.

1.4. С технологическими картами должны быть ознакомлены под расписку:

третий и четвертый помощники капитана, несущие судовые вахты при стоянке танкера под грузовыми операциями и, при необходимости, подменяющие второго помощника капитана с выполнением его служебных обязанностей;

механик, в обязанности которого входит поддержание грузовой системы и грузовых насосов в исправном техническом состоянии;

донкерман, который по указанию второго помощника капитана готовит грузовую систему, грузовые насосы к предстоящим грузовым и балластным операциям, проверяет правильность открытия и закрытия клапанов клинкетов в насосном отделении, на палубе и грузовых танках, при дистанционном управлении грузовыми операциями, следит за давлением в грузовой магистрали;

матросы, которые при проведении грузовых операций по указанию помощника капитана, ответственного за проведение грузовых операций, открывают и закрывают клапаны (клинкеты) грузовых танков при ручном управлении, следят за уровнем груза в танках и предупреждают помощника капитана о достижении грузом запланированного уровня, следят за состоянием грузовых шлангов и стендеров и их нормальной работой и чистотой акватории вокруг танкера.

1.5. Форма технологической карты приведена в Приложении 1.

1.6. Проведение грузовых балластных операций и обслуживание грузовой системы танкера производится судовой грузовой бригадой, проинструктированной капитаном, или береговой грузовой бригадой, допущенной к работе на данном типе судов в установленном порядке и проинструктированной помощником капитана, ответственным за проведение грузовых (балластных) операций.

1.7. К выполнению грузовых (балластных) операций могут привлекаться только те матросы, которые обучены безопасным методам ведения грузовых операций, приемам предотвращения загрязнения моря и борьбы с разливами груза, мерам индивидуальной и коллективной защиты от транспортных и токсичных свойств перевозимых грузов.

1.8. Перечень документов, которыми необходимо руководствоваться при составлении технологических карт, приведен в Приложении 2.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

 

2.1. (Пункт 1 Карты) (см. Приложение 1) "Наименование операции".

Указывается предстоящая операция - погрузка, выгрузка, балластные операции.

2.2. (Пункт 2 Карты) "Количество принимаемого (сливаемого) груза балласта, распределение по группам танков".

Указывается общее количество запланированного в грузовом плане к наливу (сливу) груза, распределение разных сортов груза по группам танков, количество принимаемого (сливаемого) балласта.

2.3. (Пункт 3 Карты) "Расчетная продолжительность операций".

Указывается расчетное время погрузки, выгрузки или балластировки, определенное по согласованным с представителем береговой базы нормам погрузки - выгрузки в данном порту.

2.4. (Пункт 4 Карты) "Порядок разобщения (сообщения) грузовых магистралей".

2.4.1. (Пункт 4.1 Карты) "Клапаны (клинкеты), которые должны быть закрыты, обжаты и опломбированы до начала грузовых (балластных) операций с целью предотвращения разлива груза в портовые воды: в насосном отделении, грузовых танках, на грузовой палубе".

Перечисляются закрытые забортные клапаны (клинкеты) насосного отделения и сливные клапаны (клинкеты), расположенные в корпусе танкера в районе грузовых танков, через которые груз может попасть в портовые воды, а также перечисляются все закрытые, не участвующие в грузовых операциях шлакоприемники палубного трубопровода.

Примечание. Факт опломбирования клапанов (клинкетов) отражается в судовом журнале и акте.

 

2.4.2. (Пункт 4.2 Карты) "Клапаны (клинкеты), которые должны быть постоянно закрыты на все время проведения грузовых операций с целью предотвращения смешения разных сортов груза: в насосном отделении, грузовых танках, на грузовой палубе".

Указываются все закрытые до начала грузовых операций клапаны (клинкеты) грузовой системы танкера, предотвращающие от смешения разные сорта груза, танки с разными сортами груза должны быть отделены друг от друга двумя закрытыми клапанами (клинкетами).

2.5. (Пункт 5 Карты) "Количество одновременно заполняемых танков".

Указывается количество танков, в которые может одновременно приниматься груз с учетом наличного персонала грузовой бригады, обеспечивающей надежный контроль за проведением грузовых операций и, в случае необходимости, позволяющий вовремя принять меры по недопущению аварийных ситуаций, связанных с возможным переливом груза или грязного балласта.

2.6. (Пункт 6 Карты) "Максимально допустимое давление в судовой магистрали". Указывается максимально допустимое давление в судовой грузовой магистрали, согласованное с представителем береговой базы до начала грузовых (балластных) операций (см. РД 31.11.81.36-81, Раздел 13).

2.7. (Пункт 7 Карты) "Поэтапный порядок грузовых (балластных) операций".

2.7.1. Поэтапный порядок грузовых (балластных) операций рассчитывается и вносится в технологическую карту до начала грузовых (балластных) операций.

2.7.2. В графе 2 таблицы необходимо указать поэтапно наименование операции с указанием номеров танков, участвующих в каждой операции.

2.7.3. В графе 3 таблицы необходимо перечислить номера клапанов (клинкетов), которые должны быть открыты перед началом налива (слива), при переходе на налив (слив) других танков, а затем, в конце грузовых операций, при переходе на танки, в которые будет производиться окончание всего налива (слива).

Примечание. При перечислении танков, клапанов (клинкетов) следует применять сокращения, например, первый центральный танк - 1Ц, третий левый бортовой танк - 3ЛБ, секущий клинкет между 2 и 3 танками - Сек. 2/3. Также можно применять другие сокращения.

 

2.7.4. В графе 4 таблицы указывается интенсивность налива (слива) в кубических метрах в час.

Если предстоит погрузка электростатически активных грузов, в первоначальный период погрузки скорость потока груза в приемных трубах танков не должна превышать 1 м/с вплоть до достижения уровня груза в 1 м в каждом загружаемом танке. Для этого рассчитывается соответствующая интенсивность налива в зависимости от диаметра приемных труб танков и количества танков, в которые начинается погрузка, соответственно, время налива (см. РД 31.11.81.36-81, приложение 3 "Производительность перекачки в зависимости от диаметра трубы и скорости потока в ней").

2.7.5. В графе 5 таблицы указывается расчетное время (начало - окончание), которое необходимо для выполнения данного этапа грузовых (балластных) операций.

2.7.6. В графе 6 таблицы указывается фактическое время, затраченное на выполнение данного этапа.

2.7.7. В графе 7 таблицы указываются дополнительные данные, не вошедшие в предыдущие графы (например пустоты в грузовых танках, скорость потока груза 1 м/с и др.)

2.8. Пункт 8 Карты. "Аварийные меры".

В технологические карты должны быть внесены нижеперечисленные аварийные меры, которые должны быть предприняты экипажем танкера при угрозе перелива груза или грязного балласта и при произошедшем переливе груза (грязного балласта):

1) "В случае угрозы перелива груза (грязного балласта) из заполняемых танков необходимо быстро переключить подачу груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если к этому моменту нет танков с достаточным запасом пустоты необходимо, не допуская аварийного разлива груза (балласта), немедленно закрыть клапаны (клинкеты) переполняющихся танков и только после этого сообщить на берег об аварийной остановке погрузки (см. Раздел 7 РД 31.11.81.36-81)";

2) "При переливе груза (балласта) из грузовых танков на палубу или разливе груза в портовые воды из поврежденного шланга или стендера необходимо немедленно прекратить грузовые операции, объявить общесудовую тревогу и действовать в соответствии с судовым оперативным планом по борьбе с разливом груза (балласта)".

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рекомендуемое

 

УТВЕРЖДАЮ

Капитан

 

                           ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

                      грузовых (балластных) операций

 

    1. Наименование операции ______________________________________________

    2. Количество  принимаемого  (сливаемого)  груза (балласта)  по группам

танков

    3. Расчетная продолжительность операций ___________ ч ____________ мин.

    4. Порядок разобщения (сообщения) грузовых и зачистных магистралей:

    4.1. Клапаны  (клинкеты),   которые  должны  быть  закрыты,   обжаты  и

опломбированы    до   начала   грузовых   (балластных)  операций,  с  целью

предотвращения разлива груза в портовые воды:

в насосном отделении ______________________________________________________

в грузовых танках _________________________________________________________

на грузовой палубе ________________________________________________________

    Примечание: Факт   опломбирования   клапанов   (клинкетов)    насосного

отделения отражается в судовом акте и в судовом журнале.

 

    4.2. Клапаны  (клинкеты),  которые должны быть постоянно закрыты на все

время  проведения  грузовых  операций,   с  целью  предотвращения  смешения

различных сортов груза:

    в насосном отделении __________________________________________________

    в грузовых танках _____________________________________________________

    на грузовой палубе ____________________________________________________

    5. Количество одновременно заполняемых танков _________________________

    6. Максимально допустимое давление в судовой грузовой магистрали ______

__________________________________________________________ мПа (кгс/кв. см)

    7. Поэтапный порядок грузовых (балластных) операций:

 

Номер
этапа

Наименование
операции  
с указанием 
номеров танков

Клапаны грузовой 
системы, которые 
должны быть открыты

Интенсивность
налива,  
куб. м/ч  

Время  

Приме-
чание

Расч.

Факт.

1 

2      

3        

4     

5 

6 

7  

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Аварийные меры.

1. В случае угрозы перелива груза (грязного балласта) из заполняемых танков необходимо быстро переключить подачу груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если к этому моменту нет танков с достаточным запасом пустоты, необходимо, не допуская аварийного разлива груза, немедленно закрыть клапаны (клинкеты) переполняющихся танков и только после этого сообщить на берег об аварийной остановке погрузки (см. Раздел 7 "Погрузка у причала" РД 31.11.81.36-81).

2. При переливе груза из грузовых танков на палубу или разливе груза в портовые воды из поврежденного шланга необходимо немедленно прекратить грузовые операции, объявить общесудовую тревогу и действовать в соответствии с судовым оперативным планом по борьбе с разливом груза.

 

    Старший помощник капитана               _______________________________

    Второй помощник капитана                _______________________________

    Руководитель береговой грузовой бригады _______________________________

 

    Ознакомлены:

 

    Третий помощник капитана                _______________________________

    Четвертый помощник капитана             _______________________________

    Четвертый (третий) механик              _______________________________

    Донкерман                               _______________________________

    Матросы                                 _______________________________

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

 

РД 31.04.23-86 "Наставление по предотвращению загрязнения с судов".

РД 31.11.81.35-81 "Правила морской перевозки пищевых грузов наливом на танкерах ММФ".

РД 31.11.81.36-81 "Правила морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на танкерах ММФ".

РД 31.11.81.37-82 "Правила морской перевозки химических грузов наливом".

РД 31.11.81.43-83 "Правила перевозки сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами".

РД 31.81.10-75 "Правила техники безопасности на судах морского флота".

Судовая "Инструкция по загрузке танкера".

"Информация об остойчивости для капитана", разрабатываемая для каждого судна заводом-строителем".

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования