МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР ПИСЬМО от 30 ноября 1989 г. N 104 О ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ Главным управлением перевозок,
эксплуатации флота и портов Минморфлота утвержден
руководящий документ РД 31.15.02-89 "Технологические карты грузовых и
балластных операций на танкерах. Правила разработки" со сроком введения в
действие с 1 января 1990 г. Правила разработки технологических карт
устанавливают требования к содержанию технологических карт для грузовых и
балластных операций на танкерах для членов экипажей, осуществляющих грузовые и
балластные операции. Для внедрения руководящего документа
предлагаю: 1. Начальникам пароходств Минморфлота СССР: 1.1. Обязать соответствующие службы
включать РД в комплекс рабочей технологической документации на наливных судах. 1.2. Обеспечить изучение и исполнение
экипажами наливных судов требований настоящего РД. 2. В/О "Мортехинформрекламе": Обеспечить до 01.01.90 издание и рассылку
РД 31.15.02-89 во все пароходства в необходимом количестве. 3. Контроль за
исполнением настоящего инструктивного письма возложить на начальников
пароходств. Начальник Главного управления перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота Н.П.ЦАХ Приложение к письму Минморфлота от 30 ноября 1989 г. N 104 Утверждаю Начальник управления перевозок, эксплуатации флота и портов ММФ Н.П.ЦАХ 29 ноября 1989 года Срок введения в действие установлен с 1 января 1990 года ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ГРУЗОВЫХ И БАЛЛАСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТАНКЕРАХ. ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ РД 31.15.02-89 Настоящий руководящий документ
распространяется на Правила разработки технологических карт на грузовые и
балластные операции, выполняемые на наливных судах, перевозящих нефть,
нефтепродукты, химические, пищевые грузы, сжиженные газы. Вводится впервые. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Перед началом грузовых (балластных)
операций, руководствуясь требованиями грузового плана и данными, полученными в
порту погрузки (выгрузки), помощник капитана, ответственный за проведение
грузовых балластных операций, составляет технологические карты. 1.2. Технологические карты подписывают: старший помощник капитана, под
руководством которого производится подготовка танков к наливу запланированного
груза и проверка технического состояния грузовой системы танкера; второй помощник капитана, ответственный
за проведение грузовых операций; руководитель береговой грузовой бригады. 1.3. Технологические карты утверждает
капитан судна. 1.4. С технологическими картами должны
быть ознакомлены под расписку: третий и четвертый помощники капитана, несущие
судовые вахты при стоянке танкера под грузовыми операциями и, при
необходимости, подменяющие второго помощника капитана с выполнением его
служебных обязанностей; механик, в обязанности которого входит
поддержание грузовой системы и грузовых насосов в исправном техническом
состоянии; донкерман, который по указанию второго помощника
капитана готовит грузовую систему, грузовые насосы к предстоящим грузовым и
балластным операциям, проверяет правильность открытия и закрытия клапанов
клинкетов в насосном отделении, на палубе и грузовых танках, при дистанционном
управлении грузовыми операциями, следит за давлением в грузовой магистрали; матросы, которые
при проведении грузовых операций по указанию помощника капитана, ответственного
за проведение грузовых операций, открывают и закрывают клапаны (клинкеты)
грузовых танков при ручном управлении, следят за уровнем груза в танках и
предупреждают помощника капитана о достижении грузом запланированного уровня,
следят за состоянием грузовых шлангов и стендеров и их нормальной работой и
чистотой акватории вокруг танкера. 1.5. Форма технологической карты
приведена в Приложении 1. 1.6. Проведение грузовых балластных
операций и обслуживание грузовой системы танкера производится судовой грузовой
бригадой, проинструктированной капитаном, или береговой грузовой бригадой,
допущенной к работе на данном типе судов в установленном порядке и
проинструктированной помощником капитана, ответственным за проведение грузовых
(балластных) операций. 1.7. К выполнению грузовых (балластных)
операций могут привлекаться только те матросы, которые обучены безопасным
методам ведения грузовых операций, приемам предотвращения загрязнения моря и
борьбы с разливами груза, мерам индивидуальной и коллективной защиты от
транспортных и токсичных свойств перевозимых грузов. 1.8. Перечень документов, которыми
необходимо руководствоваться при составлении технологических карт, приведен в
Приложении 2. 2. СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ 2.1. (Пункт 1 Карты) (см. Приложение 1)
"Наименование операции". Указывается предстоящая операция -
погрузка, выгрузка, балластные операции. 2.2. (Пункт 2 Карты) "Количество
принимаемого (сливаемого) груза балласта, распределение по группам
танков". Указывается общее количество
запланированного в грузовом плане к наливу (сливу) груза, распределение разных
сортов груза по группам танков, количество принимаемого (сливаемого) балласта. 2.3. (Пункт 3 Карты) "Расчетная
продолжительность операций". Указывается расчетное время погрузки,
выгрузки или балластировки, определенное по согласованным с представителем
береговой базы нормам погрузки - выгрузки в данном порту. 2.4. (Пункт 4 Карты) "Порядок
разобщения (сообщения) грузовых магистралей". 2.4.1. (Пункт 4.1 Карты) "Клапаны
(клинкеты), которые должны быть закрыты, обжаты и опломбированы до начала
грузовых (балластных) операций с целью предотвращения разлива груза в портовые
воды: в насосном отделении, грузовых танках, на грузовой палубе". Перечисляются закрытые забортные клапаны
(клинкеты) насосного отделения и сливные клапаны (клинкеты), расположенные в
корпусе танкера в районе грузовых танков, через которые груз может попасть в
портовые воды, а также перечисляются все закрытые, не участвующие в грузовых
операциях шлакоприемники палубного трубопровода. Примечание. Факт опломбирования клапанов
(клинкетов) отражается в судовом журнале и акте. 2.4.2. (Пункт 4.2 Карты) "Клапаны
(клинкеты), которые должны быть постоянно закрыты на все время проведения
грузовых операций с целью предотвращения смешения разных сортов груза: в
насосном отделении, грузовых танках, на грузовой палубе". Указываются все закрытые до начала
грузовых операций клапаны (клинкеты) грузовой системы танкера, предотвращающие
от смешения разные сорта груза, танки с разными сортами груза должны быть
отделены друг от друга двумя закрытыми клапанами (клинкетами). 2.5. (Пункт 5 Карты) "Количество
одновременно заполняемых танков". Указывается количество танков, в которые
может одновременно приниматься груз с учетом наличного персонала грузовой
бригады, обеспечивающей надежный контроль за
проведением грузовых операций и, в случае необходимости, позволяющий вовремя
принять меры по недопущению аварийных ситуаций, связанных с возможным переливом
груза или грязного балласта. 2.6. (Пункт 6 Карты) "Максимально
допустимое давление в судовой магистрали". Указывается максимально
допустимое давление в судовой грузовой магистрали, согласованное с
представителем береговой базы до начала грузовых (балластных) операций (см. РД
31.11.81.36-81, Раздел 13). 2.7. (Пункт 7 Карты) "Поэтапный
порядок грузовых (балластных) операций". 2.7.1. Поэтапный порядок грузовых
(балластных) операций рассчитывается и вносится в технологическую карту до
начала грузовых (балластных) операций. 2.7.2. В графе 2 таблицы необходимо
указать поэтапно наименование операции с указанием номеров танков, участвующих
в каждой операции. 2.7.3. В графе 3 таблицы необходимо
перечислить номера клапанов (клинкетов), которые должны быть открыты перед
началом налива (слива), при переходе на налив (слив) других танков, а затем, в
конце грузовых операций, при переходе на танки, в которые будет производиться
окончание всего налива (слива). Примечание. При перечислении танков,
клапанов (клинкетов) следует применять сокращения, например, первый центральный
танк - 1Ц, третий левый бортовой танк - 3ЛБ, секущий клинкет между 2 и 3
танками - Сек. 2/3. Также можно применять другие сокращения. 2.7.4. В графе 4 таблицы указывается
интенсивность налива (слива) в кубических метрах в час. Если предстоит погрузка электростатически активных грузов, в первоначальный период
погрузки скорость потока груза в приемных трубах танков не должна превышать 1
м/с вплоть до достижения
уровня груза в 1 м в каждом загружаемом танке. Для этого рассчитывается
соответствующая интенсивность налива в зависимости от диаметра приемных труб
танков и количества танков, в которые начинается погрузка, соответственно,
время налива (см. РД 31.11.81.36-81, приложение 3 "Производительность
перекачки в зависимости от диаметра трубы и скорости потока в ней"). 2.7.5. В графе 5 таблицы указывается
расчетное время (начало - окончание), которое необходимо для выполнения данного
этапа грузовых (балластных) операций. 2.7.6. В графе 6 таблицы указывается
фактическое время, затраченное на выполнение данного этапа. 2.7.7. В графе 7 таблицы указываются
дополнительные данные, не вошедшие в предыдущие графы (например
пустоты в грузовых танках, скорость потока груза 1 м/с и др.) 2.8. Пункт 8 Карты. "Аварийные
меры". В технологические карты должны быть
внесены нижеперечисленные аварийные меры, которые должны быть предприняты
экипажем танкера при угрозе перелива груза или грязного балласта и при
произошедшем переливе груза (грязного балласта): 1) "В случае угрозы перелива груза
(грязного балласта) из заполняемых танков необходимо быстро переключить подачу
груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если к этому моменту нет
танков с достаточным запасом пустоты необходимо, не допуская аварийного разлива
груза (балласта), немедленно закрыть клапаны (клинкеты) переполняющихся танков
и только после этого сообщить на берег об аварийной остановке погрузки (см.
Раздел 7 РД 31.11.81.36-81)"; 2) "При переливе груза (балласта) из
грузовых танков на палубу или разливе груза в портовые воды из поврежденного
шланга или стендера необходимо немедленно прекратить грузовые операции,
объявить общесудовую тревогу и действовать в соответствии с судовым оперативным
планом по борьбе с разливом груза (балласта)". Приложение 1 Рекомендуемое УТВЕРЖДАЮ Капитан ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА грузовых (балластных) операций 1. Наименование операции ______________________________________________ 2. Количество принимаемого (сливаемого) груза (балласта) по группам танков 3. Расчетная продолжительность операций ___________ ч ____________ мин. 4. Порядок разобщения (сообщения) грузовых и зачистных магистралей: 4.1. Клапаны (клинкеты), которые должны быть закрыты, обжаты и опломбированы до начала грузовых (балластных) операций, с целью предотвращения разлива груза в портовые воды: в насосном отделении ______________________________________________________ в грузовых танках _________________________________________________________ на грузовой палубе ________________________________________________________ Примечание: Факт опломбирования клапанов (клинкетов) насосного отделения отражается в судовом акте и в судовом журнале. 4.2. Клапаны (клинкеты), которые должны быть постоянно закрыты на все время проведения грузовых операций, с целью предотвращения смешения различных сортов груза: в насосном отделении __________________________________________________ в грузовых танках _____________________________________________________ на грузовой палубе ____________________________________________________ 5. Количество одновременно заполняемых танков _________________________ 6. Максимально допустимое давление в судовой грузовой магистрали ______ __________________________________________________________ мПа (кгс/кв. см) 7. Поэтапный порядок грузовых (балластных) операций:
8. Аварийные меры. 1. В случае угрозы перелива груза
(грязного балласта) из заполняемых танков необходимо быстро переключить подачу
груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если к этому моменту нет
танков с достаточным запасом пустоты, необходимо, не допуская аварийного
разлива груза, немедленно закрыть клапаны (клинкеты) переполняющихся танков и
только после этого сообщить на берег об аварийной остановке погрузки (см.
Раздел 7 "Погрузка у причала" РД 31.11.81.36-81). 2. При переливе груза из грузовых танков
на палубу или разливе груза в портовые воды из поврежденного шланга необходимо
немедленно прекратить грузовые операции, объявить общесудовую тревогу и
действовать в соответствии с судовым оперативным планом по борьбе с разливом
груза. Старший помощник капитана _______________________________ Второй помощник капитана _______________________________ Руководитель береговой грузовой бригады _______________________________ Ознакомлены: Третий помощник капитана _______________________________ Четвертый помощник капитана _______________________________ Четвертый (третий) механик _______________________________ Донкерман _______________________________ Матросы _______________________________ Приложение 2 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ РД 31.04.23-86 "Наставление по
предотвращению загрязнения с судов". РД 31.11.81.35-81 "Правила морской
перевозки пищевых грузов наливом на танкерах ММФ". РД 31.11.81.36-81 "Правила морской
перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на танкерах ММФ". РД 31.11.81.37-82 "Правила морской
перевозки химических грузов наливом". РД 31.11.81.43-83 "Правила перевозки
сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами". РД 31.81.10-75 "Правила техники
безопасности на судах морского флота". Судовая "Инструкция по загрузке
танкера". "Информация об остойчивости для
капитана", разрабатываемая для каждого судна заводом-строителем". |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |