Утверждаю Первый заместитель Министра В.Н.ГИНЬКО 2 октября 1989 г. N ЦЛ/4723 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРОВОДНИКУ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. На должность
проводника пассажирских вагонов <*> назначаются лица не моложе 18 лет, не
совершавшие, как правило, злоупотреблений служебным положением и других
корыстных правонарушений, прошедшие курсы в ГПТУ, дортехшколах,
а также в учебных комбинатах при вагонных депо, участках, дирекциях и резервах
проводников, сдавшие экзамены на знание устройства и правил эксплуатации
оборудования, составных частей пассажирских вагонов, безопасных приемов труда,
требований пожарной безопасности, санитарного минимума и нормативных
документов, указанных в п. 1.6 и, при необходимости, п. 6.6 настоящей
Инструкции. Лица, назначаемые на должность проводника, проходят медицинский
осмотр в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 19.06.1984 N 700 и также
Приказом МПС от 07.07.1987 N 23Ц. -------------------------------- <*> В дальнейшем именуется
проводник. 1.2. Порядок и очередность медицинских
осмотров регламентируются Инструкцией по проведению обязательных
профилактических медицинских обследований поступающих на работу и работающих на
пищевых предприятиях, сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и
других приравненных к ним лиц Минздрава СССР от 06.02.1961 N 352-61 и
дополнениями к ней N 10-83/14-101. Периодическое обучение и проверку знаний
нормативных документов по санитарному минимуму проводники проходят не реже
одного раза в два года с отметкой в личной медицинской книжке. 1.3. В целях обеспечения сохранности
вагонного парка и повышения качества обслуживания пассажиров вагоны поездов
постоянного обращения закрепляются за проводниками и передаются им на
социалистическую сохранность на договорных условиях с администрацией депо
(участка). 1.4. Для обслуживания фирменных поездов,
вагонов СВ, хвостовых вагонов и вагонов с полным
кондиционированием воздуха назначаются наиболее опытные проводники,
проработавшие в этой должности более одного года, в первую очередь проводники,
имеющие звание "Проводник 1-го класса". Допускается обслуживание
фирменных поездов комсомольско-молодежными бригадами проводников, а по согласованию
с Главным пассажирским управлением в летний период в отдельных случаях и
студенческими отрядами под руководством опытного начальника поезда. 1.5. Проводник обязан знать общее
устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования,
вентиляции, холодильных установок, установок кондиционирования воздуха,
пожарной сигнализации (УПС), циркуляционных насосов, кипятильников, системы
сигнализации нагрева букс и других устройств вагона, а также следить за
сохранностью внутреннего оборудования и инвентаря. 1.6. Проводник должен выполнять по кругу
своих обязанностей требования: 1) Правил технической эксплуатации
железных дорог Союза ССР; 2) Инструкции по сигнализации на железных
дорогах Союза ССР; 3) Правил перевозок пассажиров и багажа
по железным дорогам СССР (Тарифное руководство N 5); 4) Устава о дисциплине работников
железнодорожного транспорта СССР; 5) Правил пожарной безопасности на
железнодорожном транспорте ЦУО/3725; 6) Правил учета и передачи сведений о
свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах; 7) Инструкции по обеспечению пожарной
безопасности в вагонах пассажирских поездов ЦВ-ЦУО/4290; 8) Инструкции по техническому
обслуживанию оборудования пассажирских вагонов; 9) Санитарных правил устройства,
оборудования и эксплуатации пассажирских вагонов дальнего следования; 10) Санитарных правил подготовки
пассажирских вагонов и Санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути
следования; 11) Положения о вагонной группе пассажирского
вагонного депо (участка); 12) Регламента действия поездных бригад
пассажирских поездов, связанных с движением поездов в аварийных и нестандартных
ситуациях, разработанного согласно Приказу МПС от 02.09.1987 N 32Ц и указанию
от 04.02.1987 N И643У. 1.7. Кроме перечисленных в п. 1.6
документов, проводник должен знать все виды проездных билетов, квитанций,
доплат, документов, дающих право на ревизию пассажирского поезда, приказы и
указания Министерства путей сообщения по пассажирским перевозкам, предписания
настоящей Инструкции; права и обязанности начальника поезда
(механика-бригадира) и поездного электромеханика, оговоренные в соответствующих
Инструкциях. 1.8. С момента выхода на работу
проводники, в том числе и прицепных вагонов, прицепляемых в пункте
формирования, оборота, а также в пути следования поезда, непосредственно
подчиняются начальнику поезда (механику-бригадиру), а по вопросам эксплуатации
оборудования вагонов - поездному электромеханику. 1.9. Перед началом рейса от начальника
поезда (механика-бригадира) проводник получает бланки формы ЛУ-72 или ИНУ-4 по
учету населенности вагона и расхода постельного белья, ЛУ-73 по учету наличия
свободных и освобождающихся мест. 1.10. Проводник вагона должен быть
вежливым, приветливым, предупредительным, уделять особое внимание этике в
обращении со всеми пассажирами поезда. 1.11. На основании
настоящей Инструкции на дорогах в каждом вагонном депо (участке), резерве
проводников разрабатываются и утверждаются должностная инструкция, инструкция
по технике безопасности и пожарной безопасности применительно к конкретным
условиям работы каждого вагонного депо (участка), резерва проводников с учетом
внедрения бригадных форм организации труда среди поездных бригад в обслуживании
пассажиров и эксплуатации вагонов. 2. ОБЯЗАННОСТИ
ПРОВОДНИКА ПРИ ПРИЕМКЕ И ПОДГОТОВКЕ ВАГОНА В РЕЙС 2.1. Перед отправлением в рейс проводник
обязан явиться на работу в установленное время, в чистой и опрятной форменной
одежде. Форменная одежда проводников должна быть
индивидуального пошива из материала повышенного качества. Цвет и покрой
форменной одежды должен сочетать в себе практичность и элегантность. Ношение на форменной одежде знаков
отличия и знаков трудовой доблести при исполнении служебных обязанностей
является обязательным. Проводники вагонов должны быть обеспечены
однотипной обувью, сорочками для работы в весенне-летний и осенне-зимний
периоды года, а также рабочими халатами (2 халата на одного человека), белыми
куртками (мужчины) или художественно оформленными (в национальном стиле)
фартуками с кокошником (женщины) для обслуживания пассажиров чаем. При явке на работу проводник после
предъявления личной медицинской книжки начальнику поезда (механику-бригадиру)
расписывается в книге выхода на работу о прохождении инструктажа по технике
безопасности, пожарной безопасности, о предстоящей работе в установленном
объеме, а также за график дежурств на весь рейс, составленный в соответствии с
п. 3.19 настоящей Инструкции. 2.2. При приемке вагона или перед
отправлением в рейс проводник обязан проверить: 1) наличие пломб на стоп-кранах и
рукоятках привода аварийных выходов; 2) санитарное состояние вагона, наличие
постельного белья, мыла и туалетной бумаги (при приемке от комплексной
экипировочной бригады или от сменщика); 3) обеспеченность вагона водой; 4) исправность поручней, переходных
площадок, тамбурных откидных входных площадок, а также дверей и дверных замков
по всему вагону; 5) состояние кранов, умывальных чаш и
унитазов, механизмов смыва унитазов, а также наличие воды в баках санузлов; 6) исправность хвостовых сигналов и
сигнальных фонарей, наличие сигнальных флажков; 7) исправность кипятильника визуально и
по показаниям прибора (проверяется совместно с электромехаником поезда) и
наличие пламеотражателя в топке титана; 8) нет ли утечек тока на корпус вагона в
системе электрооборудования (проверяется по сигнальным лампам, установленным на
щите или пульте управления); 9) работоспособность и производительность
вентиляционных агрегатов и исправность сигнализации
нагрева букс (проверяется совместно с электромехаником поезда; при
необходимости проводник получает консультацию от электромеханика по правилам
пользования указанным оборудованием); 10) наличие и исправность огнетушителей
(проверяется согласно Инструкции ЦВ-ЦУО/4290 и по сроку годности); 11) наличие съемного оборудования и
имущества (по книге формы ФИУ-11); 12) наличие журнала приемки, сдачи и
технического состояния оборудования пассажирского вагона (формы ВУ-8)
<*>; -------------------------------- <*> В соответствии с указанием МПС
от 25.12.1987 N Н-6525У записи в журнале производятся членами поездных бригад и
исполнителями, выполняющими заявочный ремонт. 13) наличие дров или брикетов для
приготовления чая; 14) укомплектованность дезинфицирующими
средствами и уборочным инвентарем; 15) исправность пожарных кранов в
котельном отделении и туалете нетормозного конца
вагона и наличие инвентарных шлангов к ним; 16) наличие пепельниц в местах,
отведенных для курения. Перечень применяемых в пути следования
моющих и дезинфицирующих средств согласовывается вагонным депо (участком) с
органами санитарного надзора на местах. В комплект уборочного инвентаря входят:
пылесос, веник, ведро для мусора, совок, отдельные ведра и тряпки для уборки
полов вагона и туалетов, ерши для мытья унитазов, дезодоранты, обтирочный
материал, резиновые перчатки. Ведра должны иметь маркировку: "для
туалетов", "для мусора", "для пола". 2.3. В отопительный сезон проводник
дополнительно обязан: 1) проверить исправность сети отопления в
рабочем состоянии, наличие колосников в топке, исправность ручного и
циркулярного насосов; 2) проверить наличие воды в системе
отопления и обеспеченность вагона топливом; при отсутствии экипировочной
бригады получить топливо по нормам, предусмотренным Инструкцией по техническому
обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона; 3) не допускать хранение в котельном
помещении дров, обтирочных и других горючих материалов. 2.4. О всех
неисправностях или недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона,
проводник обязан доложить начальнику поезда (механику-бригадиру) или поездному
электромеханику для принятия соответствующих мер. 2.5. После приемки вагона проводник
должен получить продукты чайной торговли (чай, сахар, растворимый кофе и
кондитерские изделия); проводник хвостового вагона, кроме того, обязан получить
у начальника поезда (механика-бригадира) сумку с петардами и хранить ее в
служебном отделении вагона. 2.6. Проводник должен навесить на вагон с
двух сторон маршрутные доски, а над рабочим тамбуром или с внутренней стороны
окна - порядковый номер вагона согласно схеме формирования состава. 2.7. До подачи поезда для посадки
пассажиров проводник должен поддерживать температуру в вагоне в зимнее и
переходное время года в пределах 18 - 22 °С, в летнее
- 22 - 26 °С <*>. -------------------------------- <*> Температура воздуха в вагоне в
зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов,
а в летнее - только для вагонов с полным кондиционированием воздуха. 2.8. Во время посадки пассажиров в поезд
дальнего или местного сообщения проводник должен находиться возле открытой
двери вагона (остальные двери вагона, кроме торцовых, должны быть закрыты на
внутренний замок - "секретку") и проверять у пассажиров наличие и
правильность оформления проездных документов. Проездные документы у пассажиров
спальных вагонов собираются проводником после отправления поезда, а в общих
вагонах и вагонах межобластного сообщения билеты хранятся у пассажиров. 3. ОБЯЗАННОСТИ
ПРОВОДНИКА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ 3.1. В пути следования проводник обязан: 1) вывесить табличку с фамилией, именем и
отчеством на дверях служебного купе (до отправления поезда и при смене
дежурства); 2) содержать вагон в чистоте и
поддерживать нормальную температуру в вагоне в соответствии с санитарными
правилами; 3) следить за состоянием внутреннего
оборудования вагона и правильным положением межвагонных
переходных площадок; 4) не менее двух раз в сутки производить
влажную уборку в вагоне, а в туалетах - по мере необходимости, но не менее
четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными
правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования. Запрещается мыть полы в вагонах с электроотоплением при наличии высокого напряжения на
электрических печах отопления. Влажную уборку разрешается производить только
при обесточенных печах электрического отопления. На вагонах с комбинированным отоплением
разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, не
отключая цепи электронагревателей высоковольтного комбинированного котла
отопления. Мусор в вагоне должен собираться в
специальную емкость "для мусора" и сжигаться в топке вагона или
удаляться из вагонов только в предусмотренных для этого местах на станциях,
указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота. Выбрасывать золу и
мусор на пути, а также на пол тамбура вагона запрещается; 5) в вагонах пассажирских поездов не
менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч по местному времени
обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями по установленной
цене, а в фирменных поездах и в вагонах СВ поездов
всех категорий - по требованию пассажиров в любое время суток. При обслуживании
пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или фартуке; 6) поддерживать наличие кипяченой
охлажденной воды в пассажирских вагонах поездов дальнего следования,
межобластного сообщения и в детских вагонах пригородных поездов; 7) в вагонах со спальными местами
выдавать постельные принадлежности пассажирам на весь путь следования за
отдельную плату; по желанию пассажира при возможности заменять использованные
постельные принадлежности в пути следования за плату; доставлять комплекты
спальных принадлежностей <*> на места пассажиров, а также приготовлять
постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми; за 30
мин. до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки убирать
постельное белье. За пользование комплектом спальных принадлежностей в поезде
взимается плата в размере 1 руб. -------------------------------- <*> Комплект постельных
принадлежностей состоит из матраца, подушки, одеяла и отдельно в
запломбированном чехле двух простыней, одной наволочки и одного полотенца. 8) при отсутствии радиоустановки
объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о
границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда, в ночное время
делать это по просьбе пассажиров; 9) следить за тем, чтобы окна вагона при
необходимости открывались только с одной - коридорной - стороны (на двухпутных
участках - с полевой стороны), а в вагонах с полным кондиционированием воздуха
при работе кондиционера все были закрыты; 10) вести учет расхода постельного белья
на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4 и наличия свободных и освобождающихся мест на
бланках формы ЛУ-73; 11) при приеме-сдаче смены проверить
наличие в папке билетов и их соответствие занятым пассажирами местам, расход
постельного белья и сделать соответствующие отметки в бланках формы ЛУ-72 или
ИНУ-4 и ЛУ-73; 12) распространять среди пассажиров
книги, газеты, журналы, рекламно-информационные материалы, реализовывать
сувениры и другие промышленные товары, выдавать по просьбе пассажиров культинвентарь (шашки, шахматы и др.) и при необходимости
оказывать пассажирам первую доврачебную медицинскую помощь; 13) при отсутствии централизованного
отопления во время топки котла твердым топливом поддерживать температуру в
вагоне 18 °С в соответствии с положениями Инструкции. 3.2. В случае утери,
порчи или загрязнения постельных принадлежностей, требующего химической чистки,
а также в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира
проводник должен заявить об этом начальнику (механику-бригадиру) поезда,
который по квитанции формы ГУ-57 взыскивает стоимость поврежденного или
утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки
пассажиру квитанции об уплате. 3.3. Во время движения поезда проводники
обязаны держать боковые и торцовые двери нерабочего тамбура в головном и
хвостовом вагонах закрытыми на внутренние запоры - "секретки" и
специальный ключ. В остальных вагонах боковые двери нерабочего тамбура
закрываются на внутренний запор и специальный ключ, а в рабочих тамбурах только
на внутренний запор. Торцовые двери для перехода из вагона в вагон должны быть незаперты. 3.4. По прибытии поезда на станцию
проводник должен открыть двери и поднять площадку (при отсутствии высокой
платформы) только после полной остановки поезда. При стоянке поезда менее 5
мин. и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть двери
и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить из вагона; при
отправлении поезда проводить станцию до конца платформы. 3.5. Ответственность за
выполнение требований пожарной безопасности в пути следования поезда
возлагается в пассажирских вагонах и вагонах-видеосалонах на проводников
вагонов, в багажных вагонах - на багажных раздатчиков, в почтовых - на
экспедиторов почтовых вагонов, в вагонах-ресторанах - на директоров вагонов-ресторанов,
в вагонах с купе-буфетом - на заведующих купе-буфетом, а в
вагонах-дизель-электростанциях - на старших механиков дизельных холодильных
установок. 3.6. Проводник обязан контролировать
выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать
пользования ими открытым огнем, провоза легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей, курения в не отведенных для этого местах, контролировать показания
электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления
электрооборудованием вагона. 3.7. Проводник для обеспечения
безопасности следования поезда обязан: 1) в случае возникновения короткого
замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа
на щите управления погасла, другая горит полным накалом) отключить все
потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения (в ночное время) и
сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда
(механика-бригадира); 2) при возникновении неисправности в
вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, а также в случае
срабатывания системы сигнализации нагрева букс немедленно остановить поезд, по
телефону или по цепочке вызвать поездного электромеханика или начальника поезда
(механика-бригадира) и органолептически (на ощупь)
проверить нагрев букс; в случае выхода из строя сигнализации контроля нагрева
букс (СКНБ) и невозможности устранить неисправность в пути следования проверку
нагрева букс производить органолептически (на ощупь)
при стоянках поезда на станциях более 5 мин.; во время устранения неисправности
вагона показывать сигнал остановки до окончания работ; 3) в случае срабатывания пожарной
сигнализации отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло
установить место пожара, а затем убедиться в достоверности показания путем
осмотра этого места; при ложном сигнале о пожаре вызвать поездного
электромеханика или начальника поезда (механика-бригадира). 3.8. При обнаружении пожара проводники
вагонов, работники багажного, почтового вагона и вагона-ресторана обязаны: 1) оповестить пассажиров и организовать
их эвакуацию. Примерный текст оповещения пассажиров: "Граждане пассажиры!
В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и
аварийные выходы вагона открыты"; 2) остановить поезд стоп-краном, за исключением
случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под
мостом или в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и
препятствующих тушению пожара. Если пожар обнаружен при нахождении поезда в
указанных местах, поезд должен быть остановлен после проследования этих мест; 3) вызвать по цепочке начальника
(механика-бригадира) и электромеханика поезда, сообщить о пожаре проводникам
соседних вагонов; 4) при возникновении пожара на пультах и
щитах управления электрооборудованием, светильниках, а также в зоне
расположения вентилятора приточной вентиляции отключить соответствующими
переключателями все потребители электроэнергии высокого и низкого напряжения,
кроме цепей аварийного освещения вагона (в ночное время); 5) при пожаре, не связанном с
электрооборудованием или возникшем по неизвестным причинам, отключить все
потребители высокого и низкого напряжения, кроме вентилятора приточной
вентиляции и (в ночное время) цепей аварийного освещения вагона; 6) после отключения электрооборудования,
не дожидаясь прибытия начальника (механика-бригадира) и электромеханика поезда,
приступить к тушению пожара. 3.9. При эвакуации пассажиров проводники
аварийного и соседнего вагонов обязаны: 1) открыть наружные двери (а при
отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и
закрепить их на защелки; открыть аварийные выходы (там, где они предусмотрены
конструкцией вагона); 2) открыть двери в соседние вагоны и
обеспечить проход пассажиров; 3) открыть или разбить окна, расположенные
за очагом пожара, по ходу эвакуации пассажиров; 4) в зависимости от места возникновения
пожара в вагоне при следовании поезда в местах, исключающих его остановку,
эвакуацию пассажиров (по возможности) производить с учетом того, что огонь
распространяется в направлении, противоположном ходу поезда; 5) проверить, все ли пассажиры покинули
вагон; 6) убедившись, что все пассажиры покинули
вагон, приступить к тушению пожара; 7) во время тушения пожара двери для
перехода из аварийного вагона в соседние с ним вагоны должны быть закрыты. 3.10. Проводнику запрещается
ремонтировать и регулировать электрооборудование, холодильное и
радиооборудование, а также установку пожарной сигнализации (УПС). При
обнаружении неисправности он обязан отключить все потребители электроэнергии,
кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать
поездного электромеханика. 3.11. При необходимости ремонта
электрооборудования пультов и щитов управления проводник вагона должен сообщить
об этом начальнику (механику-бригадиру) или электромеханику поезда. 3.12. Проводник не должен допускать
подключения пассажирами в вагоне магнитофонов, нагревательных и других
электроприборов (за исключением электробритв), не предусмотренных электрической
схемой электрооборудования вагона. 3.13. В пути следования, в пунктах
формирования и оборота проводникам вагонов запрещается: 1) хранить посторонние предметы,
обтирочные материалы и топливо в котельных отделениях, в месте установки
нагревательных приборов, в тамбурах, проходах, в ящиках (оболочках) с
электрооборудованием и в межпотолочном пространстве; 2) сушить одежду и другие вещи в
котельных помещениях на электрических печах, кипятильниках, кухонных плитах; 3) использовать для освещения открытый
огонь (факелы, свечи), а также настольные лампы там, где это не предусмотрено; 4) хранить и перевозить
легковоспламеняющиеся жидкости; 5) использовать для отогрева
трубопроводов открытый огонь (факелы, горящий шлак и уголь), раскаленные
металлические предметы; 6) подключать электронагревательные
приборы и другие бытовые устройства (магнитофоны, приемники и др.) там, где это
не предусмотрено электрической схемой вагона; 7) растапливать котлы отопления,
кипятильники при помощи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (керосин,
бензин, масло и др.); 8) без разрешения начальника поезда
(механика-бригадира) производить посадку пассажиров без проездных документов; 9) оставлять без надзора вагоны. 3.14. На линейных станциях проводник
должен производить посадку пассажиров с билетами на данный поезд независимо от
того, в какие вагоны выданы билеты, и не допускать посадки и высадки на ходу
поезда. 3.15. На станциях при необходимости
пропуска через тамбур пассажиров с других поездов, находящихся на соседних
путях, к пассажирскому зданию и обратно проводник должен держать обе боковые
двери рабочего тамбура вагона открытыми и следить за переходом пассажиров. 3.16. Проводник, обнаруживший, что
пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан немедленно заявить
об этом начальнику поезда (механику-бригадиру) и составить акт с указанием
наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт должен быть
подписан начальником поезда (механиком-бригадиром), проводником и двумя
пассажирами. Начальник поезда (механик-бригадир) по
получении телеграммы от начальника станции должен срочно принять меры к сохранению
вещей и сдать их по акту на станцию, указанную в телеграмме, уведомив об этом
станцию нахождения пассажира. 3.17. При отборе у пассажира проездных документов как перед началом рейса, так и в пути следования
проводник вагона должен их погасить путем надрыва, не нарушая компостерные
знаки, за исключением проездных документов транзитных пассажиров, которым в
пути следования предстоит пересадка на другой поезд, и пассажиров, желающих в
пути сделать остановку с продлением срока годности билета. Эти документы
гасятся перед прибытием пассажиров на станцию назначения. В вагонах со спальными местами проездные
документы всех форм, кроме удостоверений депутатов Верховного Совета, годовых
служебных и талонных билетов, до конца поездки в данном поезде должны находиться
у проводника вагона, который несет ответственность за их сохранность. Транзитным пассажирам проводник
возвращает проездные билеты за 30 мин. до прибытия поезда в пункт пересадки.
Выдавать проездные документы лицам, не совершившим поездку, категорически
запрещается. 3.18. При обнаружении утери проводником
принятых им на хранение от пассажира проездных документов он должен немедленно
составить акт, который вместе с ним подписывают пассажир и начальник поезда
(механик-бригадир). Акт заверяют штемпелем станции, где поезд имеет остановку
не менее 10 мин. Данная станция выдает новые проездные документы до станции
конечного следования пассажира с отметкой на обороте этих документов
"Взамен утерянного". Документы оформляются начальником поезда (механиком-бригадиром)
или проводником вагона в билетных кассах без участия пассажира. В случае если утерянный билет был
действителен для проезда "туда" и "обратно", пассажиру дают
второй экземпляр акта, на основании которого станция обратного следования
выдает ему билет без взыскания провозной платы. В актах, составленных по поводу
утраты билетов, указывают номер поезда, дорогу приписки состава. При утрате
обратных платных билетов указывают категории поезда и вагона, соответствующие
утраченному билету. Если утрачены бесплатные разовые билеты,
то указывают форму билета, число лиц, следующих по билету, место работы
владельца билета, подтвержденное паспортом или служебным удостоверением. 3.19. Порядок дежурства проводников в
ночное время (при обслуживании двух вагонов тремя проводниками) определяется
графиком, разработанным на основании типовых графиков Приказа от 26.05.88 N
12ЦЗ применительно к местным условиям, согласованным с профкомом и утвержденным
начальником депо или участка. График составляется с расчетом обеспечения
постоянного нахождения на дежурстве одного проводника в каждом вагоне. В случае необходимости приема пищи
проводником в вагоне-ресторане начальник поезда (механик-бригадир) подменяет
этого проводника. Питание проводников производится по специальному меню по
ценам столовых третьей категории. 3.20. В соответствии с п. 16.45 Правил
технической эксплуатации железных дорог Союза ССР на участках, оборудованных
автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник
последнего пассажирского вагона обязан проверить видимость хвостовых сигналов,
внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления следом идущего поезда
принять меры к его остановке. 3.21. В случае прицепки или отцепки
одного или группы вагонов в пути следования проводник хвостового вагона должен
немедленно доложить об этом начальнику (механику-бригадиру) поезда. При отцепке
неисправного вагона проводник должен своевременно проинформировать пассажиров о
предстоящем размещении их в других вагонах поезда. 3.22. При ревизии в обслуживаемом вагоне
проводник обязан: 1) в спальных вагонах предъявить ревизующим папку с отобранными у пассажиров проездными
документами, в общих и межобластных вагонах - сопровождать их при проверке
билетов у пассажиров; 2) предъявлять по требованию ревизующих
документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест,
расхода комплектов постельных принадлежностей, а также наличные деньги,
полученные за постельное белье и предметы чайной торговли; 3) давать необходимые пояснения по
возникающим в процессе ревизии вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров; 4) в случае обнаружения в обслуживаемом
вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного
использования белья и других нарушений совместно с начальником поезда
(механиком-бригадиром) подписать акт и дать письменное объяснение по поводу
обнаруженных нарушений и недостатков. 3.23. Проводник вагона несет
ответственность за следующие нарушения в пути следования поезда: 1) отказ пассажиру в посадке при наличии
билета в данный вагон; 2) отказ пассажиру с билетом в данный
поезд, но в другой вагон в посадке на станциях с кратковременными стоянками; 3) невыход из вагона на промежуточных
станциях с графиковой стоянкой поезда; 4) высадку пассажиров ранее или позднее
станции назначения, указанной в билете; 5) высадку пассажира с действительным
билетом, но более поздней датой отправления или неясным номером вагона,
указанным в билете; 6) отсутствие на вагоне порядкового
номера по схеме поезда; 7) закрытие для пользования одного из
туалетов вагона; 8) провоз безбилетных пассажиров и
излишней ручной клади; 9) повторное использование белья; 10) взимание за услуги стоимости больше
установленной; 11) курение в служебном купе и салоне; 12) нахождение в состоянии алкогольного,
наркотического или токсического опьянения. Проводники, допустившие одно из
перечисленных нарушений, от работы, связанной с обслуживанием пассажиров,
отстраняются. 3.24. Проводник вагона может быть уволен
без согласования с профсоюзным комитетом за следующие грубые нарушения
дисциплины, угрожающие безопасности движения поездов, жизни и здоровью людей: 1) появление на работе в нетрезвом
состоянии; 2) продажу спиртных напитков в пассажирском
поезде; 3) отключение сигнализации контроля
нагрева букс (СКНБ); 4) неоднократные жалобы пассажиров и
замечания работников станций и вокзалов на необеспечение своевременных и
безопасных условий посадки и высадки пассажиров. 4. ОБЯЗАННОСТИ
ПРОВОДНИКА ПО ПРИБЫТИИ ПОЕЗДА В ПУНКТ ОБОРОТА 4.1. По прибытии поезда в пункт оборота
после высадки пассажиров из вагона проводник обязан: 1) проверить, не забыты ли пассажирами
какие-либо вещи. При обнаружении забытых вещей сдать их в камеру забытых вещей
с составлением акта согласно Тарифному руководству N 5; 2) осмотреть внутреннее оборудование
вагона и в случае обнаружения каких-либо недостатков или неисправностей заявить
об этом соответственно начальнику поезда (механику-бригадиру) или поездному
электромеханику; 3) подготовить вагон в новый рейс в
соответствии с установленным порядком; 4) на поездах, не прошедших механическую
промывку вагонов, протереть окна с наружной и внутренней сторон вагона. 4.2. Порядок дежурства проводников в вагонах
устанавливается руководителем депо или участка в соответствии с графиком работ. 5. ОБЯЗАННОСТИ
ПРОВОДНИКА ПО ПРИБЫТИИ ПОЕЗДА В ПУНКТ ФОРМИРОВАНИЯ 5.1. По прибытии поезда в пункт
формирования проводник обязан: 1) проверить оборудование, имущество, инвентарь,
пополнить недостающее, сделать уборку вагона с очисткой металлических частей в
соответствии с установленным порядком; 2) сдать в кладовую нереализованные
продукты чайной торговли; 3) сдать начальнику поезда
(механику-бригадиру) или в кассу деньги, вырученные за использование
постельного белья и продуктов чайной торговли; 4) сдать белье материально ответственным
работникам пункта формирования в соответствии с технологическим процессом
работы пункта экипировки пассажирских вагонов депо или участка и отчитаться за
его сохранность в установленном на предприятии порядке; 5) сдать вагон с отметкой в маршрутном
листе; 6) сдать маршрутный лист и расписаться за
очередной выход на работу. 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ВАГОНА В ПОЕЗДАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕНИЯ 6.1. Обслуживающий персонал поездов
международного сообщения, являющийся представителем Советских железных дорог
(СЖД) за рубежом, обязан знать положения внутренней и внешней политики КПСС и
Советского правительства, информировать при необходимости пассажиров о ходе
перестройки в СССР, проявлять только уважительное отношение к нравам и обычаям
народов зарубежных стран, чувство высокой политической бдительности. 6.2. Находясь за границей, проводник
вагона должен выходить в город в соответствии с установленным порядком выхода в
город и заходить только в те торговые предприятия, посещение которых разрешено. 6.3. Проводник вагона, обслуживающий
прицепные группы вагонов за рубежом, обязан знать телефоны и адреса советских
представительств за границей; в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств немедленно сообщать об этом в советское представительство. 6.4. При проведении пограничного и
таможенного контроля в поезде проводник вагона должен оказывать содействие
пограничным и таможенным органам. 6.5. Проводник вагона международного
сообщения должен соблюдать нормы социалистической морали, проводить
информационно-пропагандистскую работу среди иностранных пассажиров. 6.6. Проводник вагона международного
сообщения помимо нормативных документов, перечисленных в п. п. 1.6 и 1.7
настоящей Инструкции, по кругу своих обязанностей должен знать: 1) Соглашение о международном
пассажирском сообщении (СМПС) и Служебную инструкцию к СМПС, а также правила
ведения дорожной документации; 2) Международный пассажирский и багажный
тариф для сообщения с СССР и инструктивные указания к этому Тарифу; 3) Правила пользования вагонами в
международном пассажирском сообщении (ППВ); 4) действующие правила внутреннего
пассажирского сообщения, тарифы, распоряжения и предписания, необходимые
проводнику для выполнения своих служебных обязанностей; 5) железнодорожные правила и инструкции
по движению поездов, действующие на дорогах следования, а также поездные и
маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах страны, куда следует поезд
или вагон, и на транзитных дорогах стран маршрута следования; 6) общие таможенные, паспортные и
валютные положения, действующие в странах, через которые следует поезд или
вагон; 7) транспортную географию страны, куда
следует поезд или вагон, и транзитных стран маршрута следования; 8) иностранный язык в объеме, необходимом
для общения с иностранными пассажирами по вопросам их проезда, а также по
другим служебным вопросам. 6.7. Перед отправлением в рейс проводник
обязан: 1) получить служебный паспорт СССР для
выезда за границу, маршрут международного сообщения, дорожную ведомость
(карту-диаграмму), бланки плацкарт и доплатных квитанций, рекламные и
информационные материалы и валюту по норме, а также книжку регистрации валюты
железнодорожных служащих; 2) проверить наличие и правильность
установленных знаков и надписей на вагоне и маршрутных досках; 3) иметь при себе международные тарифы на
плацкарты и другие доплаты, прейскуранты цен в иностранной валюте на продукты
чайной торговли. 6.8. В пути следования проводник обязан: 1) своевременно застилать постели; 2) давать пассажирам необходимые
разъяснения по вопросам их проезда или оказывать помощь в получении разъяснений
от других должностных лиц; 3) продавать пассажирам плацкарты и оформлять
доплатные квитанции СЖД согласно тарифам международного сообщения; 4) по требованию пассажиров делать
установленные отметки на проездных документах международного сообщения и
заверить их штемпелем станции; 5) распространять среди пассажиров
газеты, журналы, рекламно-информационные материалы, обеспечивать продуктами
чайной торговли, культинвентарем; 6) в случае отцепки
вагона из-за технической неисправности поставить в известность об этом
пассажиров и выдать им проездные документы, в том числе и плацкарты, сделав в
них соответствующую отметку об отцепке вагона; принять меры к размещению
пассажиров, с их согласия, в других вагонах, оказывать при этом необходимую
помощь, в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам. Если нет возможности разместить пассажиров в других вагонах СВ или с местами для лежания, следует с помощью начальника
поезда разместить их в вагонах с местами для сидения; 7) при пересадке пассажиров из
отцепленного вагона иностранных железных дорог в вагон СЖД проводник этого
вагона должен получить от пассажира проездные документы и плацкарты, сделав на
них соответствующие отметки. 6.9. При отцепке вагона СВ или вагона с местами для лежания его проводник обязан: 1) отдать пассажирам купонные книжки с
билетами, купонами и плацкартой; 2) на плацкарте, остающейся у пассажира,
и в маршруте проводника сделать отметку следующего содержания: "Вагон N ____ отцеплен на станции
____ числа ____ месяца 199_ г." и заверить своей подписью. Плацкарта для
вагона СВ и вагона с местами для лежания остается у
проводника в тех случаях, когда пассажир проехал большую часть пути; 3) если в составе поезда имеется еще один
вагон СВ или вагон с местами для лежания, передать
проводнику, который принимает в вагон пассажиров, сведения, содержащие номера
спальных плацкарт в вагоне с местами для лежания, наименование страны, выдавшей
плацкарты пересаживающимся пассажирам. Если в поезде нет другого вагона СВ или вагона с местами для лежания, плацкарты
пересаживающихся пассажиров остаются у проводника. 6.10. Если по групповому билету СМПС
поездку совершает меньшее количество пассажиров, чем указано в билете,
проводник обязан сделать соответствующую отметку на билете-купоне. 6.11. Проводник должен принимать от
пассажиров заказы на завтрак, утренний кофе, обед и т.п., если в поезде имеется
вагон-ресторан, а также информировать пассажиров о возможности приобретения там
продуктов питания и напитков. 6.12. Проводнику запрещается: продавать
пассажирам товары, приобретенные за свой счет; требовать чаевые и брать их;
провозить свою почту и брать ее у пассажиров, провозить предметы, подлежащие
таможенным обложениям; оказывать предпочтение одним пассажирам перед другими,
курить в присутствии пассажиров, употреблять спиртные напитки во время поездки. 6.13. Проводник обязан помогать
пассажирам при их выходе из вагона, в частности на станции назначения. 6.14. Если имеются жалобы со стороны
пассажиров на техническое состояние вагона, обслуживание и т.д., проводник
должен принять соответствующие меры, дать необходимые разъяснения и принести
свои извинения. Если жалобы не могут быть удовлетворены проводником или
начальником поезда, проводник должен указать пассажиру, куда он может
обратиться для разрешения вопроса. 6.15. Проводник должен аккуратно вести дорожную
документацию (дорожную ведомость), предъявлять таможенным органам таможенные
декларации, а также сдавать валюту в установленном порядке. 6.16. Проводник обязан предупреждать
пассажиров о необходимости приготовиться к пограничному и таможенному контролю
на пограничных станциях, оказывать содействие в работе пограничных
администраций. 6.17. Перед предстоящим пограничным
контролем проводник должен собрать до наступления ночи все паспорта,
удостоверения личности, таможенные декларации и т.д. для предъявления их
контрольным органам. Собранные документы должны быть возвращены пассажирам в
конце ночного перегона (не позже). Если последний
начинается и кончается на границе, то выполнение пограничных формальностей
предоставляется самим пассажирам. На территории других стран проводники должны
действовать в соответствии с правилами этих стран. 6.18. При перестановке вагона на
пограничной станции с одной колеи на другую проводник должен следить за
соблюдением правил техники безопасности и недопущением повреждения оборудования
вагона (паропроводных рукавов, перекидных площадок, межвагонных
соединений). 6.19. При следовании поезда в пограничном
районе и по перегону между пограничными станциями проводник обязан обеспечивать
соблюдение установленных правил для пассажиров и обслуживающего персонала. 6.20. Не менее чем за 30 мин. до
окончания поездки проводник должен возвратить пассажирам обложки купонных
книжек СМПС и билет-купон, если он недоиспользован, а плацкарту СМПС оставить у
себя для отчета. 6.21. При обнаружении в вагоне забытых
пассажирами вещей проводник в присутствии начальника поезда обязан составить
акт с подробным описанием вещей, сдать их под расписку начальнику пограничной
станции страны, через которую следовал вагон. 6.22. Повреждение вагона и оборудования
на иностранных железных дорогах оформляется в соответствии с ППВ. Проводник
взимает с пассажира плату согласно таблице цен дороги, которой принадлежит
вагон, выдает ему соответствующие квитанции, сообщает начальнику поезда и
составляет акт. Инструкция проводнику пассажирских
вагонов, утвержденная МПС 14 ноября 1980 г. ЦВ/3975, считается утратившей силу. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |