СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 августа 1989 г. N 661 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ ПО СЛУЖЕБНЫМ ДЕЛАМ В условиях обновления и демократизации
всех сторон жизни советского общества, внедрения в международную практику
нового политического мышления, развития современных форм разностороннего
сотрудничества СССР с зарубежными странами важное значение
приобретает дальнейшее улучшение организации работы по командированию делегаций
и специалистов за границу по служебным делам. В целях повышения эффективности
заграничных командировок, совершенствования и упрощения порядка направления за
границу делегаций и специалистов, расширения прав и усиления ответственности
командирующих организаций Совет Министров СССР постановляет: 1. Установить, что право принимать
решения о выезде делегаций и специалистов в краткосрочные и длительные
служебные командировки в зарубежные страны предоставляется: министерствам, ведомствам, центральным
учреждениям СССР и союзных республик; Советам Министров союзных республик; Советам Министров автономных республик,
исполнительным комитетам краевых, областных, городских (г. г. Москвы,
Ленинграда и столиц союзных республик) Советов народных депутатов; центральным органам всесоюзных и
республиканских (союзных республик) общественных организаций; объединениям, являющимся крупными
организационными структурами (консорциумы, концерны, ассоциации и другие),
перечень которых утверждается постоянными органами Совета Министров СССР; предприятиям союзного и республиканского
подчинения, осуществляющим широкие зарубежные хозяйственные связи, по перечням,
утверждаемым по территориальному принципу Советами Министров союзных республик
(не имеющих областного деления), Советами Министров автономных республик,
исполнительными комитетами краевых, областных, городских (г. Ленинграда и
столиц союзных республик) Советов народных депутатов. Перечни таких
предприятий, расположенных в г. Москве, утверждаются соответствующими
министерствами и ведомствами СССР и РСФСР. Решения о выезде делегаций и специалистов
по служебным делам в социалистические страны, независимо от сроков
командировки, принимаются в отношении своих работников любыми государственными,
кооперативными и иными общественными предприятиями, объединениями и
организациями. Допуск к загранплаванию
и загранполетам, а также выезд за границу работников,
обслуживающих международные железнодорожные и автомобильные сообщения,
осуществляются на основании решений пароходств, управлений гражданской авиации,
управлений железных дорог, производственных объединений и других организаций,
перечни которых утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами СССР
и союзных республик. 2. Решения о выезде делегаций и
специалистов в капиталистические и развивающиеся страны по служебным делам
принимаются с учетом необходимости обеспечения государственной безопасности и
предотвращения утечки важной информации. В этих целях организации, которым
предоставлено право принимать такие решения,
предварительно обращаются в соответствующие органы государственной безопасности
за подтверждением осведомленности командируемых работников в государственной
тайне. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств,
требующих немедленного выезда, командирование делегаций и специалистов (кроме
оборонных отраслей промышленности) может, в виде исключения, осуществляться
самостоятельно руководителями государственных органов, предприятий и
организаций, а также центральных органов всесоюзных общественных организаций,
под личную ответственность этих руководителей. 3. Для более
оперативного рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением сотрудничества с
зарубежными странами, разрешить Министерству внешних экономических связей СССР,
Министерству культуры СССР, Министерству гражданской авиации СССР, Министерству
путей сообщения СССР, Министерству рыбного хозяйства СССР, Государственному
комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по народному
образованию, Государственному комитету СССР по физической культуре и спорту и
Академии наук СССР оформлять от имени Министерства иностранных дел СССР
служебные и общегражданские заграничные паспорта и обращаться за получением виз
иностранных государств непосредственно в их дипломатические и консульские
представительства в СССР. В дальнейшем такие права могут предоставляться
Министерством иностранных дел СССР и другим министерствам, ведомствам по
согласованию с ними. Министерствам, ведомствам и Академии наук
СССР укрепить квалифицированными кадрами свои подразделения, на которые
возлагается эта деятельность. Предоставить упомянутым министерствам,
ведомствам и Академии наук СССР, а также министерствам иностранных дел союзных
республик право выдачи вкладышей к паспортам граждан СССР (для выезда из СССР
по служебным делам), предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 27
сентября 1988 г. N 1119. Госплану СССР и Министерству финансов
СССР предусматривать начиная с 1990 года выделение
министерствам, ведомствам и организациям финансовых средств, необходимых для
покрытия расходов, связанных со сборами, взимаемыми представительствами
иностранных государств в СССР при выдаче виз. 4. Рекомендовать Советам Министров
союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых и областных
Советов народных депутатов использовать для организации работы, связанной с
выездом делегаций и специалистов за границу, подразделения, созданные для
оказания содействия в развитии внешнеэкономических связей с зарубежными
странами. При необходимости укрепить подготовленными кадрами эти подразделения,
консульскую службу министерств иностранных дел союзных республик, а также
постоянные представительства Советов Министров союзных республик при Совете
Министров СССР, оказывающие содействие в получении виз в дипломатических и
консульских представительствах иностранных государств в СССР. 5. В целях обеспечения четкого
функционирования системы выездов за границу по служебным делам, упорядочения
поездок работников различных ведомств за рубеж, устранения имеющихся
недостатков в подготовке делегаций и специалистов к командировкам поручить: Советам Министров союзных республик -
руководство работой министерств, ведомств и центральных учреждений союзных
республик, Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов
Советов народных депутатов по командированию делегаций и специалистов за
границу и осуществление контроля за эффективностью загранкомандировок; постоянным органам Совета Министров СССР
- осуществление контроля за результативностью
проводимой в соответствующих народнохозяйственных комплексах работы по
командированию делегаций и специалистов в зарубежные страны. 6. Министерству
иностранных дел СССР, Министерству внешних экономических связей СССР и
Государственному комитету СССР по науке и технике обеспечивать в пределах своей
компетенции координацию деятельности по организации загранкомандировок,
принимать меры к ее совершенствованию, включая информирование соответствующих
министерств, ведомств, других общесоюзных, республиканских и местных органов, а
также общественных организаций о недостатках в осуществлении загранкомандировок,
выявляемых советскими учреждениями за границей, и ежегодно докладывать
Совету Министров СССР о состоянии дел в этой области. 7. Министерству
иностранных дел СССР регулярно направлять в министерства и ведомства СССР,
Советы Министров союзных и автономных республик, министерства иностранных дел
союзных республик, соответствующие исполнительные комитеты Советов народных
депутатов справочные и другие ориентирующие материалы, необходимые для работы
по оформлению заграничных паспортов и получению виз иностранных государств, а
также для информирования о режиме и условиях пребывания советских граждан за
границей. 8. Возложить на
Управление Делами Совета Министров СССР подготовку вопросов, связанных с
организацией общего руководства системой выездов за границу по служебным делам,
учет, контроль и анализ работы, осуществляемой в этой области; оформление
материалов по командированию за границу правительственных делегаций, членов
Правительства СССР, руководителей центральных учреждений, назначаемых Советом
Министров СССР; командирование работников правительственного аппарата. 9. Утвердить прилагаемое Положение о
порядке выезда за границу по служебным делам. Ввести в действие порядок выезда за
границу по служебным делам, предусмотренный настоящим Постановлением, поэтапно,
по мере готовности в центре и на местах, имея в виду завершить эту работу до 31
октября 1989 г. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 16 августа 1989 г. N 661 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ ПО СЛУЖЕБНЫМ ДЕЛАМ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Служебные командировки делегаций и
специалистов за границу являются важной формой сотрудничества СССР с
иностранными государствами, изучения передового зарубежного опыта для решения
стоящих перед страной социально - экономических задач. К командированию за границу привлекаются
наиболее подготовленные в профессиональном и политическом отношении работники,
способные успешно выполнять задания и достойно представлять советскую страну за
рубежом. Ответственность за подбор и подготовку
направляемых за границу специалистов, эффективность их работы за рубежом
возлагается на руководителей командирующих организаций. 2. При направлении делегаций и
специалистов в служебные командировки за границу необходимо руководствоваться
действующим законодательством, международными договорами СССР, контрактами,
планами международного сотрудничества и исходить из политической и
экономической целесообразности поездок. 3. Подбор членов делегаций и специалистов
для командирования за границу осуществляется по согласованию с первичными
партийными, профсоюзными и комсомольскими (для членов ВЛКСМ) организациями.
Письменные характеристики составляются только на лиц, назначаемых на
руководящие должности в советские учреждения за границей, а также принимаемых
для работы на судах загранплавания, воздушном,
железнодорожном и автомобильном транспорте, обслуживающем международные
сообщения. 4. Командирующая организация обеспечивает
согласование с принимающей стороной, а в необходимых случаях также с
соответствующим советским учреждением за границей даты выезда, программы
командировки и срока пребывания за рубежом делегаций и специалистов. 5. В случаях, когда поездки носят
политический характер и могут оказать влияние на состояние отношений СССР с
соответствующей страной, командирующая организация согласовывает
целесообразность направления делегаций или отдельных специалистов с
Министерством иностранных дел СССР (министерствами иностранных дел союзных
республик в пределах их компетенции). 6. Работникам, которые в силу своих служебных
обязанностей регулярно направляются в загранкомандировки, органы и организации,
имеющие право принимать решения о выезде делегаций и специалистов в
командировки в капиталистические и развивающиеся страны, могут выдавать
разрешения на многократные выезды во все зарубежные страны. Такие разрешения
выдаются на срок до 5 лет. 7. Финансовые расходы по оформлению
заграничных паспортов и других выездных документов, уплате государственной
пошлины, сборам иностранных представительств, а также командировочные и иные расходы как в советской, так и в иностранной валютах несет
командирующая организация, кроме случаев, когда расходы по командированию
финансируются в централизованном порядке. II. ПРИНЯТИЕ
РЕШЕНИЙ О ВЫЕЗДЕ ЗА ГРАНИЦУ 8. Решения о выезде делегаций и специалистов
по служебным делам в социалистические страны, независимо от сроков
командировки, принимаются самостоятельно руководителями государственных,
кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций в
отношении всех категорий работников. 9. Решения о выезде делегаций и
специалистов по служебным делам в капиталистические и развивающиеся страны,
независимо от сроков командировки, принимаются: министерствами, ведомствами, центральными
учреждениями СССР и центральными органами всесоюзных общественных организаций -
в отношении работников этих органов, а также предприятий, объединений и
организаций союзного подчинения, расположенных в г. Москве; Советами Министров
союзных республик, имеющих областное деление, - в отношении руководителей министерств,
ведомств, центральных учреждении союзных республик, Советов Министров
автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, городских
(г. г. Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик) Советов народных
депутатов; Советами Министров союзных республик, не
имеющих областного деления, - в отношении руководителей министерств, ведомств,
центральных учреждений союзных республик, работников исполнительных комитетов
Советов народных депутатов, а также работников предприятий, объединений и
организаций, расположенных на территории республик (кроме предприятий,
объединений и организаций республиканского подчинения, расположенных в столицах
союзных республик); министерствами, ведомствами, центральными
учреждениями и центральными органами общественных организаций союзных республик
- в отношении работников этих органов, а также предприятий, объединений и
организаций республиканского подчинения, расположенных в г. Москве и в столицах
союзных республик; Советами Министров
автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских
(г. г. Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик) Советов народных
депутатов - в отношении соответственно работников министерств и ведомств
автономных республик, исполнительных комитетов Советов народных депутатов, а
также работников расположенных на их территории предприятий, объединений и
организаций (кроме предприятий, объединений и организаций, по которым решения
принимаются Советами Министров союзных республик, министерствами, ведомствами, центральными учреждениями СССР и союзных республик); объединениями, являющимися крупными
организационными структурами, предприятиями союзного и республиканского
подчинения, которым предоставлено право принимать
решения о выезде делегаций и специалистов в заграничные служебные командировки,
- в отношении работников этих организаций. 10. Для обеспечения защиты
государственных интересов и предотвращения утечки важной информации решения о
выезде делегаций и специалистов в капиталистические и развивающиеся страны по
служебным делам принимаются с учетом подтверждения органами государственной
безопасности осведомленности командируемых работников в государственной тайне.
Периодичность обращений в органы государственной безопасности по вопросам
осведомленности - один раз в 5 лет. Ответы органов государственной
безопасности на такие запросы даются в течение 20 дней. 11. Решение о выезде в служебную
командировку в капиталистические и развивающиеся страны принимается органами и
организациями, предусмотренными в пункте 9 настоящего Положения, в срок, не
превышающий 30 дней со времени внесения представления командирующей
организацией. О принятом решении командирующая организация извещается в
письменном виде. Решение о выезде в одну из капиталистических
или развивающихся стран, принимаемое по представлению командирующей
организации, действительно для выезда в любую страну. 12. В тех случаях, когда представление о
направлении за границу отклоняется, командирующая организация информирует соответствующего
специалиста о причинах, по которым его поездка не может состояться. 13. При командировании специалистов
предприятий, объединений и организаций по линии министерств, ведомств,
центральных учреждений СССР и союзных республик решения о возможности
направления их за границу оформляются по месту работы в порядке, установленном
пунктом 9 настоящего Положения. 14. Выезды за границу специалистов,
осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, осуществляются
при необходимости их непосредственного участия в выполнении заданий с учетом
сроков командирования и условий в стране пребывания. III. СРОКИ
ПРЕБЫВАНИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПОРЯДОК ПЕРЕЕЗДА КОМАНДИРОВАННЫХ
ИЗ ОДНОЙ СТРАНЫ В ДРУГУЮ 15. Сроки пребывания делегаций и
специалистов за границей определяются командирующей организацией. При наличии финансового обеспечения послы
СССР, постоянные представители СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР при
международных организациях, генеральные консулы СССР могут продлевать сроки
пребывания делегаций и специалистов за границей и разрешать переезд в третьи страны находящимся в загранкомандировках
специалистам. Решения о переезде в третьи страны и продлении сроков длительных
командировок принимаются по согласованию с командирующими организациями. При переезде из социалистической страны в
капиталистическую или развивающуюся страну решение принимается в порядке,
предусмотренном разделом II настоящего Положения для выезда в капиталистические
и развивающиеся страны. IV. ОФОРМЛЕНИЕ
ЗАГРАНИЧНЫХ ПАСПОРТОВ И ПОЛУЧЕНИЕ ВИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ 16. Для оформления заграничного паспорта
командирующие организации направляют необходимые для этого документы в
следующие органы: а) при выезде в социалистические страны в министерства иностранных дел союзных
республик: Советы Министров союзных республик,
министерства, ведомства, центральные учреждения СССР и союзных республик,
центральные органы всесоюзных и республиканских (союзных республик)
общественных организаций; исполнительные комитеты Советов народных
депутатов в союзных республиках, не имеющих областного деления, в г. Москве и
столицах союзных республик; государственные, кооперативные и иные
общественные предприятия, объединения и организации, совместные предприятия,
международные объединения и организации, расположенные на территории союзных
республик, не имеющих областного деления, в г. Москве и столицах союзных
республик; в органы внутренних дел (по
территориальному принципу): Советы Министров, министерства и
ведомства автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных
депутатов в республиках, имеющих областное деление; государственные, кооперативные и иные
общественные предприятия, объединения и организации, совместные предприятия,
международные объединения и организации, расположенные на территории республик,
имеющих областное деление. Министерства, ведомства, центральные
учреждения СССР, которым предоставлено право оформления заграничных паспортов,
оформляют их самостоятельно; б) при выезде в капиталистические и
развивающиеся страны в Министерство иностранных дел СССР -
министерства, ведомства, центральные учреждения СССР, центральные органы
всесоюзных общественных организаций, которым не предоставлено право оформления
заграничных паспортов; в министерства иностранных дел союзных
республик - Советы Министров, министерства, ведомства, центральные учреждения
союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных
депутатов, государственные, кооперативные и иные общественные предприятия,
объединения и организации, совместные предприятия, международные объединения и
организации. Министерства, ведомства, центральные
учреждения СССР, которым предоставлено право оформления заграничных паспортов и
получения виз иностранных государств, оформляют самостоятельно паспорта на
работников этих организаций, а также специалистов предприятий, объединений и
организаций, выезжающих в заграничные командировки в составе их делегаций. Представительства Министерства
иностранных дел СССР оформляют заграничные паспорта работникам, выезжающим в
капиталистические и развивающиеся страны, в тех случаях, когда выезд
осуществляется без виз или требуемые визы можно получить на месте. 17. Министерство иностранных дел СССР,
министерства иностранных дел союзных республик и представительства Министерства
иностранных дел СССР оформляют все виды заграничных паспортов и категории виз. Органы внутренних дел, определяемые
Министерством внутренних дел СССР, а также министерства, ведомства, центральные
учреждения СССР, которым предоставлено право самостоятельного оформления заграничных
паспортов и получения виз иностранных государств, оформляют служебные и
общегражданские заграничные паспорта и вкладыши к паспортам граждан СССР. V. О ПОРЯДКЕ
ДОПУСКА К ЗАГРАНПЛАВАНИЮ И ЗАГРАНПОЛЕТАМ 18. Допуск к загранплаванию
осуществляется на основании решений пароходств, производственных объединений и
других организаций, перечни которых утверждаются министерствами и ведомствами
СССР и союзных республик, имеющими суда загранплавания,
и с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения. Указанный порядок в отношении лиц,
рекомендуемых для работы в составе экипажей судов загранплавания,
и специалистов предприятий и организаций, осуществляющих постоянные выходы в
заграничные рейсы, применяется только при оформлении их на работу.
Периодичность обращения в органы государственной безопасности в отношении
других работников, оформляемых для выхода в загранплавание,
- один раз в 5 лет. Решение о допуске к загранплаванию
данной категории лиц, равно как и работников плавсостава, является основанием
для направления их на работу на судах иностранных обществ и компаний. Решения о допуске членов судовых экипажей
к загранплаванию действительны в течение всего
периода трудовой деятельности на судах загранплавания,
если не возникает препятствующих этому причин, и остаются в силе при переводе
или направлении их на предприятия других отраслей. Срок действия решения о
допуске к загранплаванию других специалистов - 5 лет. При увольнении работника из отрасли
решение о его допуске к загранплаванию теряет силу. Решения о допуске к загранплаванию
на судах обеспечения Военно - Морского Флота СССР
принимаются Министерством обороны СССР. 19. Оформление допуска
для выхода в загранплавание по служебным делам
работников министерств, ведомств и организаций, не имеющих судов загранплавания, осуществляется в порядке, установленном для
лиц, выезжающих за границу по служебным делам, при условии предварительного
согласования решения о выходе в загранплавание с
министерством (ведомством, организацией), на судне которого предполагается
выход работника в загранрейс. 20. Паспорта моряка выдаются гражданам
СССР в порядке, установленном Положением о паспорте моряка, утверждаемом
Советом Министров СССР. 21. Допуск к загранполетам
осуществляется на основании решений руководителей Министерства гражданской
авиации СССР, управлений гражданской авиации, производственных объединений,
перечень которых утверждается Министерством гражданской авиации СССР, и с
соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения. Указанный порядок в отношении лиц,
рекомендуемых для полетов в составе летных экипажей, осуществляющих постоянные
заграничные рейсы, применяется только при первоначальном оформлении их для
полетов за границу. Решения о допуске членов экипажей
воздушных судов к загранполетам действительны в
течение всего периода трудовой деятельности в составе подразделения,
выполняющего многократные полеты за границу, если не возникает препятствующих
этому причин. Право допуска к загранполетам
экипажей военных воздушных судов имеет Министерство обороны СССР. 22. Полеты в социалистические страны, а
также в капиталистические и развивающиеся страны, с которыми есть взаимная
договоренность, могут осуществляться летным составом по удостоверениям члена
летного экипажа и удостоверениям члена экипажа воздушного судна без получения
въездных - выездных виз. В случаях, когда законодательство
иностранного государства предусматривает наличие въездных - выездных виз для
членов экипажей гражданских воздушных судов СССР, оформление заграничных
паспортов и получение для них виз производятся в соответствии с разделом IV
настоящего Положения. * * * 23. Инструкция о порядке оформления
документов для выезда за границу по служебным делам, получения заграничных
паспортов и вкладышей к паспортам граждан СССР и въездных виз иностранных
государств разрабатывается и утверждается Министерством иностранных дел СССР по
согласованию с Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной
безопасности СССР. Указанная инструкция, а также образцы
документов, необходимых для оформления выезда специалистов в служебные
командировки за границу, рассылаются Министерством иностранных дел СССР. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |