ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИКАЗ от 7 июля 1989 г. N 563 1. Утвердить Временное положение об
экспериментальной педагогической площадке (Приложение). 2. Рекомендовать министерствам
(Госкомитету) народного образования союзных республик, Академии педагогических
наук СССР использовать данное Положение при создании своих экспериментальных
педагогических площадок. Первый заместитель Председателя В.Д.ШАДРИКОВ ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Настоящее Положение
направлено на создание в стране такого механизма развития образования, который
сможет превратить систему образования в реальный фактор развития общества,
придать ей общественно-государственный характер, обеспечить многообразие типов
образовательных учреждений, создать условия для разностороннего и
неограниченного развития и самообразования каждого члена общества, сложить
новую - практико-ориентированную - психолого-педагогическую науку, поднять
престиж учительской профессии. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Задачи Положения Положение
предназначено для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с
реализацией педагогических инициатив, направленных на создание новой практики
образования, которая должна отличаться от существующей своими целями,
содержанием, организационной структурой, системой управления и руководства. Положение: - устанавливает характерные признаки педагогической
инициативной деятельности и задает возможные типы социально-педагогических
инициатив; - определяет принципиальные
стратегические направления педагогического поиска, основанные на идее развития
и связанные с созданием новой практики образования; - обеспечивает правовые и
организационно-экономические условия для реализации социально-педагогических
инициатив; - ограничивает возможность некомпетентных
действий, разрушающих практику образования. 2.
Социально-педагогическая инициатива Социально-педагогической
инициативой считается всякая деятельность, основанная на свободно принятом
личном решении, ориентированная на обновление и развитие практики образования и
направленная на создание новых эффективных способов достижения установленных
целей образования, на выдвижение новых прогрессивных целей образования и на
разработку связанных с ними новых образовательных технологий, на внедрение
новых технологий и систем в практику массовой школы. Реализация любой социально-педагогической
инициативы предполагает внесение определенных изменений в сложившуюся массовую
практику обучения и воспитания, в ее организационное, правовое,
финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение. 3. Приоритетные
направления К приоритетным направлениям на настоящем
этапе развертывания инициативной педагогической деятельности, связанным со
складыванием новой образовательной практики, относятся: - разработка новых концепций образования
и воспитания различного уровня и концепций перестройки образования; - разработка методологии развития
образования и методологии управления образованием; - разработка нового содержания
образования (новых учебных программ, учебных предметов и учебных задач),
позволяющего личности овладевать культурным образцами
мышления и деятельности; - разработка обязательного компонента
образования и способов проверки его достижения; - создание новых образцов педагогической
и учебной деятельности, позволяющих овладевать новым содержанием образования; - разработка новых форм организации
учебно-воспитательной работы, соответствующих новому содержанию образования; - разработка новых режимов
функционирования и новых организационных структур учебно-воспитательных
учреждений, новых типов этих учреждении и их объединений, обеспечивающих
наиболее благоприятные условия для развития личности и освоения нового
содержания образования; - разработка новых принципов управления
образованием, создание новых образцов управленческой деятельности, направленной
на развитие образования; - разработка новых принципов, содержания
и форм организации профессионального педагогического образования и подготовки
управленческих кадров; - анализ тенденций развития массовой
школы; - разработка стратегий перестройки и
дифференциации массовой школы; - анализ тенденций и прогнозирование
развития средней специальной школы; - разработка новых принципов, методов и
средств воспитания личности, внеклассной и внешкольной воспитательной работы. 4. Авторы
социально-педагогической инициативы Автором социально-педагогической
инициативы может быть любой гражданин независимо от места работы, образования,
возраста и места жительства. Авторство может носить коллективный характер. В
качестве авторов могут выступать учебно-воспитательные заведения, органы управления
народным образованием, предприятия, учреждения, кооперативы, общественные
организации, добровольные объединения и др. Принадлежность к социально-педагогической
инициативе определяется личным участием в разработке и практической реализации
замысла данной инициативы. Автор социально-педагогической инициативы
имеет право на ее реализацию, если при этом обеспечивается достижение
требований государства, предъявляемых к качеству образования и воспитания, и не
наносится вред здоровью детей. В той мере, в какой
социально-педагогическая инициатива представляет собой объект авторского права,
на нее распространяется действие соответствующих норм советского
законодательства. Гособразование СССР и Академия педагогических наук СССР при создании своих
экспериментальных площадок может руководствоваться данным Положением. 5. Регулирование
отношений Для регулирования отношений, возникающих
в процессе реализации социально-педагогической инициативы между авторами
инициативы и государственными учреждениями системы народного образования, а
также других ведомств, авторы инициативы обращаются с заявкой о предоставлении
им статуса экспериментальной площадки. Такой статус предоставляется после
прохождения специальной экспертизы. Главные задачи экспертизы - установление
соответствия инициативы целям развития образования и определение оптимальных
условий для реализации идей, заложенных в основу предлагаемой инициативы с
учетом конкретной ситуации работы авторов инициативы. Экспертиза социально-педагогической
инициативы, а также организационное, кадровое, финансовое,
материально-техническое и юридическое оформление экспериментальной площадки
производится не на основе типовых нормативов, а исходя из своеобразия
содержания каждой конкретной инициативы. II. ОРГАНИЗАЦИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ 6. Подача заявки Заявка на организацию экспериментальной
площадки подается в письменном виде автором инициативы в органы управления
народным образованием, министерство, ведомство по подчиненности учебного заведения.
Уровень органа управления определяется автором в зависимости от масштабов
планируемых изменений. Заявка должна содержать: основные идеи
эксперимента; ожидаемые результаты; проект программы исследований и разработок;
предполагаемые условия его проведения; определение характера и границ изменений
существующей практики образования; структуру и функции органа управления
экспериментом; предварительные расчеты по кадровому, экономическому,
материально-техническому и научному обеспечению эксперимента. Форма заявки
произвольная. 7. Организация
Экспертной комиссии В течение 3-х месяцев со дня подачи
заявки руководитель органа управления народным образованием обязан создать и
организовать работу Экспертной комиссии, установить по согласованию со всеми
заинтересованными лицами время и место проведения заседаний Экспертной
комиссии; поставить в известность вышестоящие органы управления народным
образованием, а также другие заинтересованные ведомства, представители которых
имеют право входить в Экспертную комиссию и принимать участие в экспертизе на
общих основаниях. Экспертная комиссия создается на срок
проведения экспертизы конкретной инициативы. В состав Экспертной комиссии могут
входить учителя-практики, ученые-педагоги, преподаватели вузов, руководители
учебно-воспитательных учреждений, работники органов управления народным
образованием, представители общественности, Советов по народному образованию,
члены общественных педагогических объединений, специалисты различных отраслей
науки, техники, производства, культуры и искусства. В формировании состава Экспортной
комиссии принимают участие: автор социально-педагогической инициативы;
представители органа управления народным образованием, в который подана заявка;
местные отделения общественных педагогических объединений, предложенных автором
инициативы. При этом каждая сторона имеет право отклонить любую кандидатуру
эксперта, предложенную другими сторонами. Экспертная комиссия правомочна принимать
решения, если в ее состав входит не менее 6 экспертов, авторитет которых
признается каждой из трех названных сторон. В случае несогласия между сторонами по
составу Экспертной комиссии последняя формируется на паритетных основаниях,
когда каждая из сторон выдвигает в состав Комиссии равное количество экспертов
(но не менее трех человек от каждой стороны). 8. Проведение
экспертизы Экспертная комиссия проводит свои
заседания открыто, обеспечивая возможность любому гражданину принять участие в
ее работе. Участие автора инициативы в заседаниях
Экспертной комиссии обязательно. При проведении экспертизы Комиссия
определяет: - основную направленность педагогической
инициативы с позиции развития или совершенствования образования, создания
условий для развития личности; - уровень научно-практической значимости
инициативы (местный, региональный, республиканский, всесоюзный, мировой); - соответствие инициативы Конституции
СССР и законам СССР, конституциям и законам союзных и автономных республик,
нормам и правилам охраны жизни, труда и здоровья детей; - возможность достижения обязательных
требований к образованию и воспитанию в ходе реализации инициативы; - оптимальные условия для реализации
предлагаемой инициативы в конкретной ситуации. 9. Принятие решения После проведения экспертизы Комиссия
выносит решение о присвоении рассматриваемой социально-педагогической
инициативе статуса экспериментальной площадки. В статусе экспериментальной
площадки авторами инициативы совместно с Экспертной комиссией устанавливаются
границы допустимых изменений в содержании, формах организации
учебно-воспитательного процесса, режиме его функционирования, способах работы и
т.п., определяется структура и функции органа управления экспериментальной
площадкой. В решении могут содержаться: рекомендации
по организации научного обеспечения рассмотрений инициативы, привлечению
различных специалистов к ее реализации и предложения другим ведомствам и
организациям о целесообразности финансирования экспериментальных работ,
связанных с реализацией данной инициативы. Экспертная комиссия после открытого и
гласного обсуждения содержания инициативы принимает решение простым
большинством голосов. Порядок голосования (открытое или тайное) устанавливается
членами Экспертной комиссии. Принятие решений по педагогическим
инициативам (в том числе присвоение статуса экспериментальной площадки органами
управления народным образованием), минуя Экспертную комиссию, не допускается. Экспертная комиссия после принятия
решения в 10-дневный срок оформляет результаты своей работы в письменное
заключение, в котором определяется статус данной экспериментальной площадки,
проводится обоснование принятого решения, а также особое мнение отдельных
членов Комиссии, не согласных с решением. Заключение подписывается всеми
членами Экспертной комиссии. Экземпляры заключения передаются для
рассмотрения в исполком соответствующего местного Совета народных депутатов и
органа управления народным образованием, куда подана заявка, а также автору
инициативы. 10. Утверждение и
обжалование решения Исполком соответствующего Совета народных
депутатов вправе утвердить заключение Экспертной комиссии в месячный срок с
момента его получения. Решение Экспертной комиссии может быть
обжаловано автором инициативы и направлено в исполком вышестоящего Совета
народных депутатов, министерство, ведомство по подчиненности учебного
заведения, которые в случае необходимости назначают повторную экспертизу,
проводимую в соответствии с п. п. 6 - 9 настоящего Положения. При этом в состав
новой Комиссии могут включаться лица, ранее участвовавшие в экспертизе данной
инициативы, если это не вызывает возражения автора инициативы. 11. Реализация
решения Орган управления народным образованием на
основании заключения Экспертной комиссии в течение 2-х недель с момента
получения заключения создает комплексную рабочую группу в помощь автору
инициативы и организует ее работу. Данная группа совместно с автором инициативы
разрабатывает финансовую, кадрово-организационную, юридическую,
материально-техническую основы деятельности экспериментальной площадки в
соответствии с действующим законодательством. Поисковые работы на экспериментальной
площадке ведутся по программе исследований и разработок, созданной автором
инициативы и уточняемой в процессе ее реализации. Дополнительная экспертиза работ на
экспериментальной площадке не допускается. III. СТАТУС
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ 12. Основа
экспериментальной площадки Экспериментальные площадки, исходя из
задач и содержания составляющих их социально-педагогических инициатив, могут
быть созданы на основе: - экспериментальной детской группы или
нескольких групп; - экспериментального класса или классов; - экспериментальной студенческой группы
или нескольких групп; - экспериментальной школы; - инновационной школы; - школы-лаборатории; - школы-комплекса; - дошкольного учреждения; - межшкольного объединения; - внешкольного учреждения или
объединения; - профессионально-технического училища; - среднего специального учебного
заведения; - высшего учебного заведения; - экспериментального педагогического
объединения; - научно-педагогического
производственного объединения; - на иной основе. 13. Права
экспериментальной площадки Экспериментальная площадка имеет право
осуществлять необходимые изменения: - в содержании
образования (в виде установления новой логики расположения учебных предметов в
рамках учебного плана, введения в учебный план новых учебных предметов и
исключения старых, введения новых учебных программ или новых учебных задач и
нового учебного материала в существующие учебные предметы, установления новой
логики разворачивания учебного предмета, введения новых требований к
результатам педагогической и учебной деятельности и новых способов проверки их достижения и т.п.); - в организационной структуре учреждений,
участвующих в эксперименте (создание единого объединения из нескольких
учреждений, создание новых подразделений в учреждении и т.п.); - в режиме
функционирования учреждения, участвующего в эксперименте (введение новых форы
организации учебных занятий, новых учебных планов и новых норм расписания
учебных занятий, новых принципов комплектования и перекомплектования
учебных групп, новых форм работы педагогического коллектива, новых
организационных структур и новых способов управления и руководства
деятельностью учреждений, новых форм кооперации учебно-воспитательного
учреждения с другими учреждениями); - в способах работы учителя
(преподавателя) с учащимися (студентами), их взаимодействия и сотрудничества; - в содержании и формах организации
воспитательной работы; - в содержании и формах организации
деятельности детских и молодежных общественных организаций (по согласованию с
руководящими органами этих организаций); - в способах финансирования работ,
ведущихся на экспериментальных площадках, и способах оплаты труда специалистов,
выполняющих эти работы; - в штатном расписании; - в способах подготовки, переподготовки и
комплектовании кадров для экспериментальной площадки. Экспериментальная площадка является
юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его
деятельностью, обладает обособленной частью общественной собственности, имеет
самостоятельный баланс, гербовую и круглую печати со своим наименованием, счета
в учреждениях банков, угловой штамп, бланки со своим наименованием и другие
реквизиты. Экспериментальная площадка приобретает
связанные с ее деятельностью права и обязанности юридического лица со дня
утверждения заключения Экспертной комиссии исполкомом соответствующего Совета
народных депутатов. 14. Привлечение лиц
и организаций Авторы социально-педагогической
инициативы, получившие статус экспериментальной площадки, наделяются правом
распространять этот статус на другие коллективы, добровольно принимающие на
себя ответственность за выполнение определенных работ в рамках программы
эксперимента. Эти коллективы на период проведения ими поисковых работ
приобретают статус филиала экспериментальной площадки. Данное решение
принимается без обращения в Экспертную комиссию. О решении уведомляется орган
управления народным образованием, в который подана заявка, и исполком Совета
народных депутатов, на чьей территории предполагается организовать филиал
экспериментальной площадки. 15. Управление
экспериментом На все время реализации инициативы
экспериментальная площадка выводится из методического подчинения местным
органам народного образования. Для руководства деятельностью экспериментальной
площадки на демократической основе создается специальный орган управления
(конференция, совет, комитет и т.п.) из авторов инициативы и лиц, участвующих в
эксперименте. Орган управления экспериментальной площадки в своей деятельности
руководствуется Уставом (Положением) данной экспериментальной площадки, который
создается на основе заключения Экспертной комиссии и настоящего Положения, и
утверждаемым исполкомом соответствующего Совета народных депутатов. Орган управления экспериментальной
площадки в своей деятельности подотчетен утвердившему ее исполкому Совета
народных депутатов, который производит ежегодную оценку его работы на основе
заключения Экспертной комиссии, формируемой в соответствии со ст. 7 настоящего
Положения. В случае создания новых типов учебных
учреждений и организаций на соответствующий орган управления народным
образованием возлагается в установленном порядке обязанность представлять на
рассмотрение Совета народных депутатов вопросы, связанные с социальным
обеспечением лиц, работающих на экспериментальной площадке. 16. Ликвидация
экспериментальной площадки Ликвидация экспериментальной площадки
производится только утвердившим ее исполкомом соответствующего Совета народных
депутатов на основе заключения Экспертной комиссии в соответствии с действующим
законодательством о ликвидации государственных, общественных и кооперативных
организаций. IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ 17. Источники
финансирования Финансирование экспериментальной площадки
осуществляется за счет: - средств, поступающих из госбюджета на
образование в размерах, которые предусмотрены нормативами на содержание
массовой школы, дошкольного или внешкольного учреждений, находящихся на
территории экспериментальной площадки; - дополнительных государственных средств,
выделяемых на развитие образования в стране; - средств, выделяемых на педагогическую
науку; - средств,
выделяемых министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями,
предприятиями, объединениями, кооперативами, различными общественными фондами,
организациями творческого союза учителей, отдельными гражданами; - дополнительных средств, выделяемых
местными органами государственной власти на развитие образования; - оплаты за дополнительные
образовательные услуги, объявленные экспериментальной площадкой. 18. Фонд
экспериментальной площадки Фонд экспериментальной площадки
образуется из средств, поступающих для финансирования работ на
экспериментальной площадке. Право распоряжения средствами Фонда, определения
статей и размеров расходов по статьям осуществляется в установленном порядке. Финансовые средства экспериментальной
площадки находятся в полном ее распоряжении и изъятие
их может осуществляться министерствами народного образования (комитетом)
союзных республик, Гособразованием СССР в порядке,
предусмотренном законодательством. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экспериментальной площадки
осуществляется в установленном порядке. 19.
Материально-техническое обеспечение Все материальные средства, здания,
сооружения и оборудование, выделенные при организации экспериментальной
площадки, а также приобретенные в период ее существования находятся во
владении, пользовании и распоряжении органа управления этой площадкой. Экспериментальная площадка пользуется
приоритетом при выделении фондов и лимитов на материально-техническое оснащение
учреждений народного образования. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |