МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО от 30 июня 1989 г. N 17-154-6 О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ И КЛАССОВ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Министерство народного образования РСФСР
направляет для использования в работе Методические рекомендации об
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ
и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития,
подготовленные лабораторией педагогики и психологии детей с задержкой
психического развития НИИ дефектологии АПН СССР. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ И КЛАССОВ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Система специального обучения детей с
задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуальных или
групповых коррекционных занятий с учащимися, включенных в Типовые учебные планы
специальных школ и классов выравнивания для детей указанной категории. Цели
занятий - индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их
предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного
материала. Коррекционные занятия проводятся с
учащимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в
развитии, отставания в обучении. При изучении школьников обращается внимание на
состояние различных сторон их психической деятельности - памяти, внимания,
мышления, речи; отмечается интерес ребенка к учению, другим видам деятельности,
работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в
решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и
предметно-практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся,
для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот,
пассивности, заторможенности. В процессе обучения учащихся выявляется
запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении
программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам.
Выделяются ученики, которые по сравнению с одноклассниками отличаются особой
замедленностью восприятия нового материала, отсутствием представлений,
являющихся основой для усвоения нового материала, например, несформированностью
представлений и понятий, связанных с пространственными и количественными
отношениями, трудностями установления логических связей и взаимосвязей и т.п.
Ученики с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые
нарушения, направляются на занятия к логопеду, который работает с ними по
своему графику. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет
планировать перспективы и сроки коррекционной работы с ними. Индивидуальные и групповые коррекционные
занятия проводит основной учитель класса. Поскольку дети с задержкой
психического развития, обучающиеся в классах выравнивания и специальных школах,
зачислены, как правило, в группы продленного дня, то во время индивидуальных
занятий со свободными от них учениками работает воспитатель. В соответствии с учебным планом в
начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки
обязательных учебных часов (до или после уроков) по утвержденному графику.
Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15
- 20 минут. В группы возможно объединение не более трех учеников, у которых
обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности.
Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не
допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие
учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не
привлекаются. Индивидуальная помощь оказывается
ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на
индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал
вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за "нерабочих"
состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков. Содержание индивидуальных занятий должно
исключать "натаскивание", формальный, механический подход, быть
максимально направлено на развитие ученика. На занятиях необходимо использовать
различные виды практической деятельности. Действия с
реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических
схем и т.д. дают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного
типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать и
обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры;
осмысления учебных и художественных текстов; развития навыков планирования
собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируемые с
помощью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе
четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях
друг с другом (отношения общности, последовательности, зависимости и др.). Специальная работа на занятиях
посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных
навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку,
соблюдать размеры букв, правильно их соединять), технике чтения (плавности,
беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения
составлять план и пересказ прочитанного и т.п. В некоторых случаях индивидуальные
занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими
пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами
действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное
обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений,
таблиц умножения и др. В старших классах для индивидуальных и
групповых коррекционных занятий отводится в настоящее время один час в неделю.
Главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по
основным учебным предметам, на пропедевтику изучения наиболее сложных разделов
учебной программы. Содержание индивидуальных или групповых
коррекционных занятий на первом году обучения может быть проиллюстрировано
следующими примерами. 1. Для учащихся, у которых с трудом
формируется навык написания цифр (цифры пишут зеркально, не соблюдают строчку,
но запоминают образ цифры, "рисуют" цифру без соблюдения
последовательности написания ее элементов и т.п.), учитель готовит дополнительные
пособия (пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями, шаблоны цифр из
фланели и наждачной бумаги). Учитель упражняет детей в письме цифр в воздухе, в
обводке их по лекалу. Затем учащиеся пишут цифры по пунктирным точкам,
некоторые - по 2 - 3 опорным точкам в зависимости от возможностей детей.
Учащимся с нарушением мелкой моторики рук можно рекомендовать написание цифр
сначала в двух клеточках или в тетради с крупной разлиновкой. Детям, которые
плохо ориентируются на странице, нужно выделить рабочую строчку цветным
карандашом. Название каждой цифры проговаривается, к ней подбирается
соответствующее количество предметов (палочек, геометрических фигур и т.д.). 2. Для учащихся, у
которых усвоены все буквы и принцип слияния их в слоги, однако автоматизация
навыка чтения происходит замедленно, переход от слогового чтения к чтению
целыми словами отстает, подбираются на отдельных карточках специальные
тренировочные упражнения, направленные на освоение в отработку чтения слов
простейших слоговых структур, а затем на постепенный переход к чтению слов
более сложных структур. Например, подбираются упражнения для чтения
прямых слогов: сначала слоговые таблицы типа: МА ША ЛА НА МУ ШУ РА КИ. Из них ребенок может составить слова,
затем, добавляя новые слоги, придумывает новые слова. После этого можно проводить упражнения на
преобразование слов типа: ЖА КО / \ //ЗА ГО\\ КО РА \\СА ДЫ// \ / РА НО Полезно также предлагать детям чтение пар
слов, написание которых различается одной буквой (например, КОЗЫ - КОСЫ, ПИШУ -
ПИЩУ). Такие упражнения позволяют работать не только над тренировкой
зрительного восприятия, но и над пониманием прочитанного. Кроме того, учитель
составляет связанные тексты (3 - 4 коротких предложения), включающие двусложные
слова из прямых слогов. Когда данная слоговая структура вполне
усвоена ребенком, учитель готовит карточки упражнений со словами другой, более
сложной слоговой структуры. 3. Для детей, особенно склонных к
необдуманным, импульсивным ответам, полезны специальные дидактические игры.
Например, игра "Кто и что?" помогает не только лучше различать
одушевленные и неодушевленные предметы, но и способствует формированию навыка
сдерживать реакцию до полного осознания собственного ответа. Ученик поднимает
руку, если учителем назван предмет, отвечающий на вопрос "Кто?", и
сидит смирно, если названный предмет отвечает на вопрос "Что?". При
этом темп названия слов постоянно увеличивается. Аналогичные цели, тренировку внимания и
самоконтроля преследует и широко известная игра "Запретные слова". 4. Для детей, нуждающихся в
индивидуальной работе по развитию мыслительной деятельности, целесообразно
проводить занятия на группировку и классификацию предметных картинок. Учитель
обсуждает с ребенком признаки, на которые ученик опирается в своей работе,
оказывает ему помощь и постепенно переводит на самостоятельное выполнение все
более и более сложных заданий. Учет индивидуальных занятий
осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц - в приложении к
нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется
список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики,
на другой - содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности
(с указанием фамилии или порядкового номера по списку). Запись в журнале может быть
оформлена следующим образом.
Успехи детей, достигнутые ими на
индивидуальных занятиях, необходимо поощрять. Письменные задания можно
выполнять как в классных, так и в специальных тетрадях. Результативность занятий отражается в
дневниках наблюдений и наряду с выявленными особенностями ребенка служит
материалом для характеристики ученика в конце учебного года. Для тех учащихся классов выравнивания или
специальных школ для детей с задержкой психического развития, которые имеют
специфические речевые нарушения, организуются занятия с логопедом в свободное
от уроков и фронтальных занятий время - по специальному графику. В порядке
исключения по договоренности с администрацией и учителем в отдельных случаях
можно брать ученика с уроков, например, музыки, изобразительного искусства,
трудового обучения, физической культуры и др. На логопедические
занятия в соответствии с Положением о логопедических пунктах при
общеобразовательных школах,
утвержденным Минпросом СССР 9 апреля 1976 года,
принимаются в первую очередь учащиеся, речевые нарушения которых препятствуют
их успешному обучению. Отбор детей с нарушениями речи и
комплектование групп осуществляются в сроки с 1 по 15 сентября и с 15 по 30
мая. При необходимости логопед может производить перераспределение детей по
группам. Основной формой организации
логопедической работы являются групповые занятия. Наполняемость групп - 4 - 6
человек. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения по
возможности из учащихся одного или параллельных классов. В тех случаях, когда
нарушения речи требуют работы по особому плану, не совпадающему с групповым
планом, комплектуются подгруппы, включающие двух-трех учеников. Индивидуальные
занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Из учащихся подготовительных курсов
следует создавать отдельную группу, так как система работы по развитию их
фонематического слуха должна проводиться в соответствии с системой обучения
звуковому анализу, определяемой учебной программой. После окончания периода
обучения грамоте эта группа может быть дополнена детьми с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эти дети должны быть
проконсультированы логопедом, и решение вопроса о том, кто продолжит с ними
работу по развитию фонематического слуха - учитель на коррекционных занятиях
или логопед на логопедических занятиях, должно быть принято на
медико-педагогическом консилиуме. Фронтальная работа с группой должна быть
организована не менее трех раз в неделю продолжительностью 30 минут; 15 минут
отводятся на постановку звуков в подгруппах и индивидуально. В отдельных
случаях, если нарушение произношения затрагивает две или три фонетические
группы, на постановку звуков можно отвести 25 минут, тогда соответственно
фронтальная работа с группой уменьшится до 20 минут. Обязанности по контролю и руководству за
организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителей
директоров по учебно-воспитательной работе. Опыт показал, что эффективность
индивидуальных и групповых занятий возрастает там, где к работе привлечены
школьные психологи, а также школьные и районные методические объединения
учителей и логопедов. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |