ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 марта 1989 г. N 231 О МЕРАХ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ И УКРЕПЛЕНИЮ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В СТРАНЕ В 1989 - 1990 ГОДАХ И В ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают,
что итоги работы за три года пятилетки свидетельствуют об определенных
положительных сдвигах в экономическом и социальном развитии страны. Под
воздействием перехода на преимущественно экономические методы
управления народным хозяйством, перевода предприятий на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование улучшились качественные показатели производства,
наметились прогрессивные структурные изменения отраслевых пропорций, стали
более рационально использоваться материальные и трудовые ресурсы. В 1988 году
возросли темпы экономического роста. Усиливается социальная направленность
экономики. Однако коренного перелома в повышении
эффективности общественного производства не произошло. Накопившиеся к началу
двенадцатой пятилетки диспропорции в экономике и финансах, которые нередко
закладывались в планах социально - экономического развития, инерционность
затратного механизма оказались столь значительными, что найти пути их полного
преодоления в короткие сроки не представилось возможным. Более того, на
отдельных направлениях, и прежде всего в сфере финансов и денежного обращения,
положение даже ухудшилось. В последние годы замедлился рост финансовых ресурсов
государства, а по отдельным их видам произошло сокращение. Нарастает дефицит
государственного бюджета, продолжается эмиссия денег. Проводимая экономическая реформа все еще
недостаточно воздействует на интенсификацию производства. Центральными
экономическими органами не подготовлены необходимые законодательные акты по
регулированию с помощью системы налогообложения прибыли и доходов предприятий,
объединений и организаций. Банками СССР не проводится гибкая и эффективная
процентная политика. Режим экономии не стал повсеместно неотъемлемым методом
хозяйствования. Сохраняется большое количество убыточных предприятий и
производств. Крайне медленно решается стратегическая
задача превращения научно - технического прогресса в главный рычаг повышения
эффективности, что в значительной мере связано с существенным отставанием
развития машиностроительного комплекса по сравнению с заданиями пятилетки. Продолжается распыление капитальных
вложений, увеличивается сверхнормативный объем незавершенного строительства.
Имеющиеся в распоряжении предприятий фонды экономического стимулирования не в полной
мере обеспечиваются необходимыми материально - техническими ресурсами, в
результате чего возрастают неиспользуемые остатки средств указанных фондов. Во
многих случаях эти средства расходуются неэффективно. В последнее время происходит увеличение
численности административно - управленческого персонала в первичном звене
производства - на предприятиях, в объединениях, организациях, совхозах и
колхозах. Действующие системы оплаты труда и
материального поощрения недостаточно увязаны с конечными результатами работы
предприятий и личным вкладом каждого работника. Допускаются многочисленные нарушения
плановой и финансовой дисциплины. Рост оплаты труда, особенно в 1988 году,
опережал рост его производительности. Многие предприятия производят из фонда
социального развития всевозможные денежные выплаты, не предусмотренные
действующим законодательством. Министерства и ведомства СССР, Советы
Министров союзных республик продолжают запрашивать завышенные ассигнования из
бюджета, не принимая должных мер к использованию имеющихся резервов и повышению
эффективности производства, увеличению выпуска продукции и объемов услуг,
позволяющих укреплять собственную доходную базу. Многие решения по вопросам социально -
экономического развития не увязывались с наличием реальных финансовых и
материальных ресурсов. Все это привело к переполнению денежного
оборота излишними платежными средствами, вызвало напряженность на
потребительском рынке и рынке средств производства,
усилило инфляционные процессы. В сложившейся ситуации первостепенное
значение для последовательной реализации курса партии на ускорение социального
и экономического развития страны, углубление радикальной экономической реформы
имеет оздоровление финансов и укрепление денежного обращения. Выполнение этой задачи требует на всех
уровнях хозяйствования неотложных и решительных действий, позволяющих уже в
ближайшие годы приостановить дальнейшее ухудшение финансового положения и
денежного обращения в стране, сдержать инфляционные процессы, стабилизировать
экономическую обстановку, с тем чтобы в тринадцатой
пятилетке создать прочную базу для эффективного функционирования нового
хозяйственного механизма и формирования социалистического рынка, решения
стратегических задач экономического и социального развития. Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР постановляют: 1. ЦК компартий союзных
республик, крайкомам и обкомам партии, министерствам и ведомствам СССР, Советам
Министров союзных и автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов,
предприятиям, объединениям и организациям считать первоочередной задачей всей
партийно - организационной и социально - экономической деятельности
повсеместное повышение эффективности производства, внедрение жесткого режима
экономии, рациональное использование финансовых ресурсов, рост доходов,
расширение выпуска товаров народного потребления и оказания платных услуг
населению, с тем чтобы обеспечить стабилизацию денежного обращения и
кардинальное укрепление финансов. При этом исходить из того, что в условиях
радикальной экономической реформы при расширении самостоятельности и прав
предприятий, объединений и организаций в решении вопросов производственного и
социального развития для обеспечения устойчивости функционирования всего
народного хозяйства особое значение приобретает неукоснительное соблюдение на
всех уровнях хозяйствования плановой, договорной, производственной, финансовой
и трудовой дисциплины. Признать
необходимым осуществить комплекс
неотложных мер по укреплению денежного обращения и оздоровлению финансов на
базе дальнейшего углубления радикальной экономической реформы и структурной
перестройки народного хозяйства. По структурной
перестройке экономики и дальнейшему совершенствованию хозяйственного
механизма 2. Госплану СССР,
постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам, ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик при дальнейшей работе над проектом
Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на
тринадцатую пятилетку и период до 2005 года и подготовке проекта
Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1991 -
1995 годы предусмотреть обеспечение за счет повышения эффективности
общественного производства надежной сбалансированности материальных и
финансовых ресурсов, подлинного равновесия в развитии народного хозяйства. Руководствуясь решениями XIX Всесоюзной
конференции КПСС, положить в основу формирования темпов и пропорций
воспроизводства линию на социальную переориентацию экономики за счет достижения
нового качества роста, всесторонней интенсификации производства,
ресурсосбережения, ускорения научно - технического прогресса, реконструкции
машиностроения. Предусмотреть на тринадцатую пятилетку
приоритетное развитие материально - технической базы предприятий и отраслей, производящих
товары народного потребления и оказывающих услуги населению, ускоренное
формирование индустриального потребительского комплекса в полной увязке с
развитием сопряженных сырьевых отраслей. Обеспечить опережение не менее чем в
два раза темпов прироста промышленности группы "Б", производящей
предметы потребления, по сравнению с темпами прироста группы "А",
выпускающей средства производства. Добиться на этой основе устойчивой
сбалансированности платежеспособного спроса населения и предложения товаров и
услуг. Создать условия для опережающего роста потребительских расходов над
денежными доходами населения, резкого сокращения в тринадцатой пятилетке
неудовлетворенного спроса населения. 3. Перестроить распределительные
отношения с целью усиления заинтересованности и ответственности работников за
результаты своего труда и рост благосостояния. При подготовке предложений по проведению
в тринадцатой пятилетке централизованных мероприятий по повышению народного
благосостояния, совершенствованию системы социальных гарантий обеспечить полную
сбалансированность указанных мер с материальными и финансовыми ресурсами
государства. 4. Подчинить структурную, инвестиционную
и научно - техническую политику решению важнейшей в современных условиях задачи
- превращению ресурсосбережения и повышения эффективности в главные источники
экономического развития. Обеспечить в тринадцатой пятилетке
повсеместное повышение эффективности капитальных вложений, крупномасштабное
перераспределение их в пользу потребительского сектора и социальной сферы на
основе всемерной экономии капиталоемких видов материальных ресурсов,
последовательной ликвидации сфер малоэффективного их использования,
модернизации технически отсталых производств, достижения мирового уровня
качества и надежности продукции, особенно машиностроительной. Жестко подойти к формированию
инвестиционной программы тринадцатой пятилетки, прекратить или перенести на
более поздние сроки реализацию крупных проектов, эффект от которых может быть
получен лишь по истечении длительного времени. При проведении крупномасштабной
модернизации народного хозяйства максимально использовать те направления научно
- технического прогресса, которые уже подтвердили свою высокую эффективность,
обеспечивают существенное ресурсосбережение. Усилить работу по выводу на
качественно новые рубежи машиностроения, особенно его отраслей, обеспечивающих
коренную структурную перестройку народного хозяйства. 5. Последовательно
реализуя курс на проведение миролюбивой внешней политики, предусмотреть в
тринадцатой пятилетке ограничение расходов на оборону без ущерба для
безопасности страны, разработать меры по ускоренной конверсии военно -
промышленного потенциала, использованию высвобождающихся ресурсов и мощностей в
первую очередь для наращивания производства товаров народного потребления и
выпуска оборудования для легкой промышленности, перерабатывающих отраслей
агропромышленного комплекса и торговли. 6. В целях усиления стимулирующего
воздействия хозяйственного механизма на укрепление финансов предприятий,
отраслей народного хозяйства и государства, на более полное сбалансирование
денежных доходов и расходов населения: ввести, начиная с тринадцатой пятилетки,
преимущественно налоговые методы регулирования доходов предприятий, объединений
и организаций, положив в основу равнонапряженные
требования к распределению прибыли (дохода) между ними и государством в
сочетании с использованием налоговых льгот для стимулирования научно -
технического прогресса, ресурсосбережения, расширения экспорта и увеличения
производства товаров для народа. Исключить практику изъятия министерствами и
ведомствами части прибыли рентабельно работающих предприятий для выплаты
различных дотаций убыточным и низкорентабельным предприятиям. Госплану СССР,
Министерству финансов СССР и Госбанку СССР разработать эффективную систему
управления процессом ликвидации убыточности предприятий, имея в виду ввести ее
в тринадцатой пятилетке; обеспечить непосредственную зависимость
размеров фондов экономического стимулирования предприятий, объединений и
организаций от конечных результатов их работы, исключить возможность получения
незаработанных средств. Применять меры, ограничивающие доходы отдельных
предприятий и объединений, извлекаемые ими в связи с монопольным положением на
рынке товаров; разработать экономические
методы, стимулирующие направление предприятиями и объединениями
хозрасчетного дохода на социальное и производственное развитие трудовых
коллективов; создать экономический
механизм, препятствующий необоснованному росту фонда заработной платы
(фонда оплаты труда); предусмотреть концентрацию в распоряжении
государства необходимых материальных и финансовых ресурсов для осуществления
эффективной инвестиционной политики с целью структурной перестройки экономики,
реализации государственных научно - технических и важнейших региональных
программ, обеспечения динамичного, пропорционального и сбалансированного
развития народного хозяйства, роста уровня жизни народа; осуществить перевод союзных республик и
регионов на принципы самоуправления и самофинансирования. 7. Считать необходимым
разработать комплекс мер, направленных на совершенствование
экономических отношений в стране и последовательную реализацию принципа
социальной справедливости в распределении и использовании доходов, материальных
благ и услуг. В первоочередном порядке подготовить решение таких назревших
вопросов, как улучшение пенсионного обеспечения населения, упорядочение
налогообложения населения и кооперативов и развитие государственной системы
страхования имущества предприятий и граждан, а также более рациональное
использование земельного фонда государства. Утвердить перечень соответствующих
нормативных актов, подлежащих разработке в 1989 году, согласно приложению N 1
<*>. -------------------------------- <*> Приложения не приводятся. По преодолению
бюджетного дефицита, увеличению доходов и сокращению расходов государства 8. Осуществить дополнительные меры,
обеспечивающие сокращение расходов Государственного бюджета СССР и увеличение
его доходов на 29,3 млрд. рублей в 1989 году и на 33,7 млрд. рублей в 1990
году, согласно приложению N 2сс. Министерству финансов СССР, Советам
Министров союзных республик в ходе исполнения Государственного бюджета СССР на
1989 год изыскать дополнительные возможности для полного сбалансирования
доходов и расходов государства. 9. Принять предложения постоянных органов
Совета Министров СССР, Советов Министров союзных республик, министерств и
ведомств СССР, согласованные с Госпланом СССР и Госстроем СССР, об ограничении
в 1989 году строительства объектов производственного назначения,
осуществляемого за счет централизованных капитальных вложений, и сокращении на
этой основе расходов государства. Уменьшить установленные на 1989 год лимиты
государственных централизованных капитальных вложений на 7,5 млрд. рублей и строительно - монтажных работ на 3,5 млрд. рублей, в том
числе по Советам Министров союзных республик соответственно на 1,3 млрд. рублей
и 0,9 млрд. рублей согласно приложению N 3. Министерствам и ведомствам при уточнении
плана капитального строительства на 1989 год не допускать уменьшения лимитов
капитальных вложений и строительно - монтажных работ,
выделенных на развитие материальной базы социально - культурной сферы, прежде
всего на жилищное строительство, а также на сооружение объектов, связанных с
выпуском товаров народного потребления и оказанием услуг населению. Разработать
и осуществить действенные меры, обеспечивающие в 1989 - 1990 годах доведение
объемов незавершенного строительства до установленных нормативов. Высвобождающиеся в связи с сокращением
лимитов государственных капитальных вложений средства централизованных фондов и
резервов министерств и ведомств перечисляются в государственный бюджет, а
материальные ресурсы направляются на расширение производства товаров народного
потребления, оказание услуг населению, увеличение рыночных фондов строительных
материалов, а также поставок на экспорт. 10. Госплану СССР, Госстрою СССР,
постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных республик при формировании проекта плана капитального
строительства на 1990 год обеспечить дальнейшее ограничение фронта
строительства, ужесточить требования к соблюдению его нормативных сроков, к
качеству и технико - экономическим показателям
проектов. При этом исходить из того, что объем государственных капитальных
вложений, установленный в пятилетнем плане на 1990 год, должен быть сокращен не
менее чем на 8 млрд. рублей. Предприятиям, объединениям и организациям
повысить эффективность использования средств фонда развития производства, науки
и техники, направляя их на разработку и внедрение новой техники,
совершенствование производства и создание дополнительных мощностей, в первую
очередь по выпуску товаров народного потребления. Госплану СССР и Министерству финансов
СССР при разработке проектов плана и бюджета на 1990 год ограничить
расходование централизованных средств для
финансирования капитальных вложений в производственную сферу. 11 - 12. Сов. секретно. 13. Сократить предусмотренный в
Государственном бюджете СССР на 1989 год резервный фонд Совета Министров СССР
на 500 млн. рублей. 14. Отметить, что министерствами и
ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик не приняты необходимые
меры к резкому сокращению убыточности производства на основе коренного
улучшения работы предприятий и организаций, а при необходимости - реорганизации
и ликвидации убыточных предприятий. Министерствам и ведомствам СССР и Советам
Министров союзных республик сократить дотации убыточным предприятиям и
организациям в 1989 году не менее чем на 30 процентов, а в 1990 году в основном
завершить работу по ликвидации их убыточности. Высвобождающиеся средства
централизованных фондов министерств и ведомств (кроме Госагропрома СССР и госагропромов союзных республик), предназначенные на
выплату дотаций убыточным предприятиям и организациям, вносятся в доход
соответствующих бюджетов. Установить, что начиная
с 1990 года финансирование убыточных предприятий и организаций осуществляется по
перечням, утверждаемым постоянными органами Совета Министров СССР и
Советами Министров союзных республик, а государственных предприятий и
организаций системы Госагропрома СССР - Госагропромом СССР и госагропромами союзных республик. 15. Увеличить предусмотренные
в Государственном бюджете СССР на 1989 год поступления налога с оборота на 1,1
млрд. рублей и доходы от внешнеэкономической деятельности на 4,1 млрд. рублей в
связи с намечаемыми мерами по дополнительному производству товаров народного
потребления, сокращению поставок товаров внерыночным потребителям (с передачей
их для реализации населению и кооперативам), изменению структуры и объемов
экспорта и импорта. 16. Осуществить меры по резкому повышению
эффективности экспортно - импортных операций, имея в
виду обеспечить поэтапное сокращение расходов бюджета на покрытие убытков по
таким операциям. Министерству финансов СССР,
Государственному комитету СССР по ценам и Министерству внешних экономических
связей СССР в 2-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР
соответствующие предложения. 17. Принять предложение ВЦСПС об
увеличении в 1989 - 1990 годах доходов бюджета государственного социального
страхования на 500 млн. рублей ежегодно и о сокращении на эту сумму
соответствующей дотации из союзного бюджета. Направить высвобождающиеся
средства союзного бюджета на выполнение программы социального развития. 18. Считать недопустимым сохранение в
дальнейшем практики сдачи в аренду нежилых помещений (строений) с оплатой в
размерах, не покрывающих расходов по их содержанию и ремонту. Советам Министров союзных республик в
2-месячный срок пересмотреть ставки арендной платы за нежилые помещения с
учетом необходимости полного возмещения указанных расходов. 19. Установить, что реализация
сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений подсобным сельским
хозяйствам предприятий и организаций осуществляется с 1990 года по оптовым
ценам промышленности, применяемым при реализации указанной продукции
предприятиям системы Госагропрома СССР. 20. В целях более рационального
использования финансовых ресурсов предприятий, объединений, организаций и
населения: шире использовать акционерную форму
мобилизации денежных средств во всех секторах общественного производства,
активизировать работу по созданию в составе кредитной системы страны
разветвленной сети различных видов коммерческих банков; развивать облигационные методы
привлечения денежных средств предприятий. Выпустить
государственный внутренний заем, распространяемый банками СССР среди
государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций,
из расчета 5 процентов годовых с погашением равными долями в течение 10 лет,
начиная с 1996 года. Разрешить Советам Министров союзных республик выпуск
аналогичных республиканских займов. Госбанку СССР представить в 2-месячный
срок в Совет Министров СССР предложения по развитию безналичных расчетов и
оказанию учреждениями банков услуг населению и кооперативам. Поручить Министерству финансов СССР
проработать вопрос и внести в Совет Министров СССР предложения о
распространении среди населения целевых займов. 21. Продолжить работу по дальнейшему
совершенствованию состава и структуры органов государственного и хозяйственного
управления, сокращению численности аппарата и расходов на его содержание. При
этом исходить из того, что экономия от централизованно устанавливаемых заданий
по сокращению численности аппарата управления полностью перечисляется в
государственный бюджет. Дополнительно сократить в 1989 году
расходы на содержание центрального аппарата министерств и ведомств СССР на 50
млн. рублей согласно приложению N 4 с зачислением соответствующих сумм в доход
союзного бюджета. Рекомендовать трудовым коллективам не
допускать роста численности административно - управленческого персонала и,
руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении),
осуществить сокращение численности и расходов на содержание аппарата на основе
проведения мероприятий по совершенствованию структуры управления производством. 22. Советам Министров союзных республик в
процессе исполнения плана и бюджета на 1989 год за счет мобилизации
внутрихозяйственных резервов и наведения жесткого режима экономии в
расходовании средств дополнительно изыскать финансовые ресурсы в размере 2
процентов объемов государственных бюджетов союзных республик согласно
приложению N 5. 23. В целях ограничения расходов
государства и стабилизации денежного обращения в стране: уточнить сроки проведения
централизованных мероприятий по повышению уровня жизни народа в 1989 - 1990
годах и средства на их осуществление, имея в виду уменьшить расходы на эти цели
против плана в 1989 году на 1874 млн. рублей и в 1990 году на 2363 млн. рублей,
согласно приложению N 6; не принимать до конца текущей пятилетки
новых решений по вопросам повышения заработной платы, пенсий, установления
дополнительных льгот и преимуществ. По увеличению
товарных ресурсов, розничного товарооборота и нормализации денежного обращения 24. Увеличить в 1989 году на 12 млрд.
рублей поставку товаров для реализации населению и кооперативам за счет
дополнительного производства непродовольственных товаров народного потребления,
сокращения их поставок внерыночным потребителям, увеличения рыночных фондов на
отдельные изделия производственно - технического назначения, изменения
структуры и объемов экспорта и импорта. Исходить из того, что в 1990 году
увеличение производства товаров народного потребления должно опережать прирост
покупательных фондов населения. 25. Принять предложения: постоянных органов
Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, разработанные с
участием министерств и ведомств СССР, - об увеличении производства
непродовольственных товаров народного потребления (без товаров легкой
промышленности Министерства легкой промышленности СССР) в 1989 году на 2 млрд.
рублей за счет лучшего использования производственных мощностей, ускорения
строительства объектов и приближения сроков ввода их в действие, а также
перепрофилирования действующих предприятий на выпуск
товаров для населения. На этой основе обеспечить производство
непродовольственных товаров народного потребления в 1989 году по народно -
хозяйственным комплексам и по промышленности республиканского подчинения в
объемах согласно приложениям N 7 и 8. Госплану СССР с участием постоянных
органов Совета Министров СССР в 2-недельный срок довести до министерств и
ведомств СССР и Советов Министров союзных республик уточненные государственные
заказы на поставку непродовольственных товаров народного потребления; Бюро Совета Министров СССР по социальному
развитию - об увеличении в 1989 году поставки на рынок товаров легкой
промышленности на 200 млн. рублей за счет уменьшения их поставок внерыночным
потребителям. Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию в недельный
срок подготовить предложения об уменьшении указанных поставок соответствующим
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик; Бюро Совета
Министров СССР по машиностроению, Государственной комиссии Совета Министров
СССР, Госплана СССР и Госснаба СССР - об увеличении в 1989 году рыночных фондов
для продажи кооперативам по безналичному расчету на 30 тыс. грузовых
автомобилей (в том числе 10 тыс. автомобилей ИЖ-2715 в счет объемов выпуска непродовольственных
товаров народного потребления), 20 тыс. тракторов, 2650 экскаваторов, 3325
бульдозеров и 540 кранов на
автомобильном ходу за счет уменьшения их поставок министерствам и ведомствам
СССР и Советам Министров союзных республик по определению Госплана СССР и
Госснаба СССР пропорционально выделенным лимитам
(фондам). Госплану СССР и Госснабу СССР в связи с
уменьшением объема государственных централизованных капитальных вложений
направить в 1989 году высвобождающиеся лесные и строительные материалы в сумме
875 млн. рублей в розничных ценах для реализации населению через торговую сеть; Министерства обороны СССР - о передаче в
1989 году Госснабу СССР материалов и оборудования по согласованной
спецификации, а также вещевого и хозяйственного имущества для реализации
населению и кооперативам через розничную торговлю на сумму не менее 0,5 млрд.
рублей в оптовых ценах; Госснаба СССР - об
увеличении реализации арендаторам, населению и кооперативам в 1989 году
продукции производственно - технического назначения по его номенклатуре, в том
числе за счет уменьшения запасов на базах и складах Госснаба СССР, на сумму 425
млн. рублей в розничных ценах, из них на 175 млн. рублей для реализации через
розничную торговлю; о производстве в
1989 году силами кооперативов по заготовке и переработке вторичного сырья при
территориальных органах Госснаба СССР строительных материалов и изделий, других
товаров народного потреблении на сумму 200 млн. рублей для реализации их
населению. 26. Министерствам и ведомствам обеспечить
в 1989 году реализацию продукции производственно - технического назначения
арендаторам, населению и кооперативам из имеющихся на подведомственных
предприятиях, в объединениях и организациях запасов на общую сумму 1,5 млрд.
рублей в розничных ценах согласно приложению N 9. Разрешить
Министерству радиопромышленности СССР и Министерству электронной промышленности
СССР по согласованной с Государственной комиссией Совета Министров СССР
номенклатуре осуществлять в 1989 - 1990 годах продажу через фирменные магазины
средств вычислительной техники по розничным государственным или договорным
ценам за счет уменьшения поставок внерыночным потребителям с зачетом в объемы
выпуска непродовольственных товаров народного потребления. 27. Министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и
областных Советов народных депутатов, предприятиям, объединениям и
организациям: обеспечить
материально - техническими ресурсами объемы производства товаров народного
потребления и платных услуг населению, предусмотренные настоящим
Постановлением, в первоочередном порядке, используя для этих целей все
источники, в том числе ресурсы, предназначенные для выпуска продукции
производственно - технического назначения и строительства; при заключении договоров на поставку
товаров народного потребления руководствоваться государственными заказами,
вытекающими из настоящего Постановления. 28. В связи с введением лицензирования экспорта товаров народного потребления длительного
пользования в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 12
января 1989 г. N 47 направить высвобождающиеся при этом товарные ресурсы
Министерству торговли СССР для реализации в розничной сети. 29. Разрешить
государственным предприятиям, объединениям и организациям расходовать по
решению трудовых коллективов на приобретение в 1989 - 1990 годах товаров
народного потребления имеющиеся средства в свободно конвертируемой валюте в
размере до 25 процентов вместо до 10 процентов (15 процентов для предприятий,
объединений и организаций Дальневосточного экономического района) в
соответствии с пунктом 4 Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988
г. N 1405 на цели, предусмотренные этим пунктом. Рекомендовать государственным
предприятиям, объединениям и организациям осуществлять закупки товаров
народного потребления через Всесоюзное объединение "Разноэкспорт"
Министерства торговли СССР и внешнеэкономические организации Советов Министров
союзных республик. Установить, что закупленные товары
народного потребления реализуются работникам соответствующих предприятий,
объединений и организаций по государственным розничным ценам, а образующиеся
при этом таможенные доходы подлежат перечислению в доход союзного бюджета. 30. Увеличить общий объем розничного
товарооборота на 1989 год на 9 млрд. рублей и внести соответствующие изменения
в показатели, установленное Постановлением Совета
Министров СССР от 21 октября 1988 г. N 1250, согласно приложению N 10. Госплану СССР уточнить показатели
государственного заказа по розничному товарообороту государственной торговли на
1989 год в соответствии с настоящим Постановлением. 31. Министерству торговли СССР,
Центросоюзу, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам
местных Советов народных депутатов: не допускать
сокращения реализации товаров населению за счет продажи предприятиям и
организациям товаров народного потребления, а также строительных материалов по
рыночным фондам; обеспечить неуклонное соблюдение
установленных во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 21 октября
1988 г. N 1250 лимитов мелкооптовой продажи товаров, применение мер
материального воздействия к руководителям, виновным в нарушении указанных
лимитов. 32. Госплану СССР и Советам Министров
союзных республик при разработке Государственного плана экономического и
социального развития на 1990 год исходить из прироста объема платных услуг
населению по непрофильным министерствам в размере не ниже 15 процентов по
сравнению с планом 1989 года. Принять предложение Госагропрома СССР об
увеличении в 1989 году объема платных услуг населению на 400 млн. рублей. 33. Советам Министров союзных республик,
министерствам и ведомствам СССР активизировать работу по привлечению средств
населения путем продажи гражданам в личную собственность квартир в домах
государственного и общественного жилищного фонда. 34. Госплану СССР при разработке проекта
плана на 1990 год предусмотреть: выделение средств в свободно
конвертируемой валюте на закупку непродовольственных товаров народного
потребления в объемах не ниже установленных на 1989 год; объемы рыночных фондов водки и ликеро - водочных изделий на уровне плана на 1989 год. 35. Госплану СССР, Госснабу СССР и
Министерству финансов СССР внести в показатели Государственного плана
экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР на
1989 год уточнения, вытекающие из настоящего Постановления. По усилению
воздействия финансово - кредитных рычагов на укрепление режима экономии 36. В связи с выявившейся
в 1988 году тенденцией серьезных нарушений в соотношениях между ростом
производительности труда и ростом заработной платы, вызвавших излишний выпуск
денег в обращение, обязать министерства, ведомства и исполкомы местных Советов
народных депутатов установить на 1989 и 1990 годы (с поквартальным
распределением) подведомственным предприятиям, объединениям и организациям,
переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, нормативные
соотношения между ростом оплаты труда и его производительности. Учреждениям банков СССР при выдаче
предприятиям, объединениям и организациям средств из фонда заработной платы и
фонда материального поощрения или единого фонда оплаты труда строго
руководствоваться установленными на квартал нормативными соотношениями. Обратить внимание министерств, ведомств
СССР, Советов Министров союзных республик, объединений, предприятий и
организаций на недопустимость выплаты наличных денег за счет средств фондов
социального развития на цели, не предусмотренные действующим законодательством. Министерству
финансов СССР, Госбанку СССР и Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам установить контроль за реализацией мероприятий,
предусмотренных настоящим Постановлением, имея в виду, что их осуществление
должно обеспечить в 1989 году предотвращение необоснованных выплат на оплату
труда, не связанных с конечными результатами, и экономию денежных расходов
государства в размере не менее 5 млрд. рублей. 37. Государственному комитету СССР по
науке и технике и Госстрою СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством
финансов СССР, Государственным комитетом СССР по ценам и Государственным
комитетом СССР по труду и социальным вопросам: проанализировать действующую практику
применения договорных цен и формирования фондов экономического стимулирования
научно - исследовательскими, проектными и конструкторскими организациями,
переведенными на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, и
разработать меры, исключающие возможность получения и использования на оплату
труда незаработанных средств; представить в Совет Министров СССР в
2-месячный срок предложения о введении во всех научно - исследовательских,
проектных и конструкторских организациях нормативного соотношения между ростом
фонда оплаты труда и ростом дохода. 38. В связи с введением
дополнительных экономических стимулов за выполнение государственных заказов,
увеличение производства товаров народного потребления, выпуск и реализацию
высококачественной продукции, а также расширением прав трудовых коллективов в
использовании хозрасчетного дохода отменить с 1 июля 1989 г. порядок увеличения
(уменьшения) фонда материального поощрения (единого фонда оплаты труда)
предприятий, объединений и организаций всех отраслей народного хозяйства в
зависимости от выполнения обязательств по поставкам продукции в
соответствии с заключенными договорами и заказами - нарядами внешнеторговых
организаций. 39. В целях повышения ответственности за
выполнение государственных заказов установить, что премии руководящим
работникам предприятий, объединений и организаций за основные результаты
хозяйственной деятельности выплачиваются только при условии 100-процентного
выполнения утвержденного государственного заказа на товары народного
потребления и платные услуги. В случае нарушения сроков выполнения
государственного заказа в течение года, но при выполнении его в целом за год
указанные премии могут быть выплачены полностью или частично по решению
вышестоящей организации. 40. Комиссии по
совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР
рассмотреть вопросы о порядке расчетов предприятий, объединений и организаций с
кооперативами за выполненные работы и оказанные услуги, имея в виду
максимальное применение безналичной формы платежей, а также об использовании
фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, привлекающих
кооперативы, для расчетов с ними. Соответствующие предложения
представить в 2-месячный срок в Совет Министров СССР. 41. Банкам СССР усилить кредитное
воздействие на ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятий,
объединений и организаций и сокращение сверхнормативных запасов товарно - материальных ценностей. Учреждениям банков СССР установить с 1
апреля 1989 г. ставку за кредиты, предоставленные под сверхнормативные остатки товарно - материальных ценностей, в размере 15 процентов. Госстрою СССР, Госснабу СССР и Госбанку
СССР разработать нормативы запасов неустановленного оборудования для строящихся
и реконструируемых объектов. Распространить на кредиты под сверхнормативные
запасы неустановленного оборудования указанную процентную ставку. Госагропрому СССР по согласованию с
Госснабом СССР утвердить нормативы предельного уровня запасов товарно - материальных ценностей на 1989 и 1990 годы
подведомственным промышленным предприятиям. 42. Агропромбанку СССР приступить в 1989
году к взысканию с высокорентабельных (с рентабельностью свыше 35 процентов)
колхозов и совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР ранее отсроченных ссуд банка. 43. Предоставить право банкам СССР
привлекать на строго добровольной основе временно свободные средства
предприятий для долгосрочного кредитования затрат, связанных с решением важных
народно - хозяйственных, отраслевых и региональных задач, а также
осуществлением мероприятий по созданию цехов и производств, выпускающих товары
народного потребления, разработке и внедрению новой техники, усилению
ресурсосбережения, расширению экспорта продукции. Разрешить банкам СССР по согласованию с
Министерством финансов СССР выплачивать объединениям, предприятиям и
организациям за хранение депозитов проценты, дифференцированные в зависимости
от срока вклада. 44. В целях повышения ответственности
министерств, ведомств, предприятий, объединений и организаций за эффективное
использование средств, выделяемых на капитальное строительство, признать
необходимым перейти с 1990 года на преимущественно кредитные методы
финансирования капитальных вложений на строительство вновь начинаемых строек и
объектов производственного назначения. * * * ЦК КПСС и Совет
Министров СССР подчеркивают, что полное и последовательное осуществление
намеченных мер призвано обеспечить в 1989 - 1990 годах стабилизацию экономики и
денежного обращения, сокращение бюджетного дефицита, приостановить развитие
негативных социальных тенденций, прежде всего в сфере распределительных
отношений, создать необходимые предпосылки для полного оздоровления финансов и
денежного обращения в тринадцатой пятилетке на основе дальнейшего углубления
перестройки экономики. Решение указанных задач требует
кардинального изменения экономического мышления всех участников общественного
производства и практики хозяйствования, неукоснительного соблюдения принципа
соизмерения расходов с доходами, затрат на подъем материального благосостояния
и расширенное воспроизводство с конечными результатами труда. ЦК КПСС и Совет Министров СССР обращают
внимание всех партийных, советских и хозяйственных органов, средств массовой
информации на необходимость развернуть активную работу по разъяснению
сложившейся экономической ситуации, целей и содержания
неотложных мер, предусмотренных настоящим Постановлением, актуальных задач по
углублению радикальной экономической реформы и мобилизации всех трудящихся на
повышение эффективности общественного производства, рациональное использование
всех видов ресурсов, практическое освоение принципов полного хозяйственного
расчета и самофинансирования. Секретарь Центрального Комитета КПСС М.ГОРБАЧЕВ Председатель Совета Министров СССР Н.РЫЖКОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |