Утверждаю

Начальник Главного управления

охраны материнства и детства

Минздрава СССР

В.А.АЛЕКСЕЕВ

6 марта 1989 г. N 12-9/6-121

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Методические указания разработаны НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦентра профилактической медицины Минздрава СССР.

При подготовке указаний использованы материалы Ворошиловоградского медицинского института МЗ УССР.

Методические указания предназначены для медицинских работников, воспитателей и педагогов дошкольных и школьных учреждений.

 

Забота о здоровье и воспитании подрастающего поколения - одна из важнейших государственных задач. В этой связи важное значение приобретает охрана здоровья леворуких детей и подростков. Леворукий ребенок с раннего детства находится в неблагоприятных условиях вследствие того, что постоянно испытывает определенные неудобства и давление со стороны общества, состоящего из праворукого большинства, не поощряющего его природную склонность, так называемый "декстрастресс". До сих пор бытует представление о леворукости как отклонении от нормы и пороке, поэтому леворуких детей насильственно переучивают, искусственно создавая трудности, которые они вынуждены преодолевать, чтобы успешно адаптироваться к социальной среде, к школе. При этом не учитывается то, какой ценой достигает тот или иной ребенок положительного эффекта, как это отражается на его здоровье и психическом развитии.

В среднем леворуких детей и подростков насчитывается 7 - 12% от общей популяции детского населения разных регионов страны и наблюдается тенденция к возрастанию их числа. Среди мальчиков леворукость встречается в два раза чаще, чем среди девочек.

Отсутствие единых и четких указаний по тактике поведения врачей, педагогов, воспитателей в отношении леворуких детей создает значительные трудности в охране здоровья, обучении и подготовке их к полноценному и самостоятельному труду.

Леворукость - это устойчивое предпочтение индивидуумом левой руки в игровых, бытовых, учебных, профессионально-производственных действиях. В основе леворукости лежат анатомо-функциональные асимметрии в системе двигательного анализатора головного мозга. В ее происхождении играют определенную роль наследственные и средовые факторы. Типичным выражением функциональной асимметрии рук является праворукость. Леворукость, хотя и является отклонением по этому признаку, но сама по себе не относится к числу болезненных явлений, а считается относительно редко встречаемым вариантом нормы. В отличие от естественной (генотипической) леворукости у детей может иметь место леворукость, возникшая в результате того или иного заболевания центральной нервной системы, чаще после перенесенного детского церебрального паралича.

Редко встречающимся вариантом нормы является также амбидекстрия, т.е. отсутствие устойчивого предпочтения какой-либо из рук или использование для одних действий только правой руки, а для других - только левой руки.

До 4 - 5-летнего возраста отмечается период становления двигательной асимметрии рук. На этом этапе у ребенка может наблюдаться "псевдоамбидекстрия" (ложная обоерукость) или "псевдолеворукость" (ложная леворукость). Считается, что к 5-ти годам полностью завершается процесс развития доминантности руки.

У леворуких детей при достаточном кругозоре, удовлетворительной памяти, хорошем владении устной речью встречаются необычные явления - признаки "зеркального" мышления. Это - инвертное, перевернутое справа налево написание отдельных букв и целых слов, перестановки слогов с переносом их из конца в начало слова, упорное чтение слов справа налево, лучшее угадывание букв в "зеркальном" написании. Леворуким детям свойственна недостаточность зрительно-пространственной ориентировки, средняя дифференцировка понятий "правое" и "левое", затруднения в планировании своего поведения. Функциональная организация мозга леворуких детей по данным электроэнцефалографических исследований принципиально отличается от таковой праворуких детей.

Особенностями личностных свойств леворуких детей являются: повышенная эмоциональность, ранимость, впечатлительность, неуверенность в себе. Высокий уровень тревожности сочетается у них с подвижностью и возбудимостью, а также с добросовестностью и ответственностью. Ведущей направленностью у них выступает сфера общения.

Тактика поведения взрослых по отношению к леворуким детям и подросткам должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, присущих данному контингенту.

До 5-летнего возраста, когда рукость еще окончательно не сформировалась, необходимо внимательно наблюдать за ребенком. В этом периоде при наличии у ребенка признаков леворукости или амбидекстрии допускаются осторожные попытки обучения праворуким действиям без какого-либо нажима, диктата, окриков. Незаметно для малыша надо создать более комфортные условия для правой руки: во время еды, рисования, лепки, игры и других действий необходимые ему предметы класть справа. При обнаружении сопротивления ребенка этим попыткам и упорного предпочтения им левой руки обучение праворуким действиям следует оставить. В противном случае насильственное переучивание леворуких детей приводит нередко к формированию нервно-психической патологии и аномальной личности. У таких детей появляются ранее не свойственные им астенические признаки: повышенная утомляемость, жалобы на вялость, усталость в правой руке, головные боли. В период насильственного переучивания значительная часть детей становятся капризными, раздражительными, вспыльчивыми. У многих учащаются "реакции протеста" по отношению к родителям, воспитателям, педагогам. Интенсивность переучивания усиливается при поступлении ребенка в школу. Обычно с энтузиазмом приступив к учебе в первом классе, ребенок вскоре сталкивается с целым рядом трудностей, в первую очередь, в овладении навыками письма правой рукой. Пишет он медленно, с видимыми физическими усилиями. Такие дети обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий. Отсутствие успехов в учебе и неправильное отношение окружающих могут привести к тому, что у переучиваемого леворукого ребенка пропадает желание учиться. Может возникнуть отвращение к письму, стремление избегать занятий, вплоть до прогулов.

Со временем большинство насильственно переучиваемых леворуких детей постепенно овладевает праворукими действиями, в том числе и навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций несколько сглаживается, но не проходит бесследно и может вызвать задержку психического развития ребенка. Для некоторых леворуких и особенно амбидекстров процесс переучивания может проходить спокойно, без психотравмирующих последствий. Это свидетельствует о необходимости своевременной диагностики рукости и решения вопроса о возможности переучивания в каждом конкретном случае.

Диагностика леворукости должна проводиться специально обученным средним медицинским персоналом в процессе медицинского обследования детей в возрасте 5 - 6 лет. При этом осуществляется опрос родителей и персонала дошкольного учреждения о наличии признаков предпочтения ребенком левой руки несмотря на осторожные попытки обучения праворуким действиям, и выясняется наличие леворуких среди ближайших и отдаленных родственников (первой и второй степени родства). При выявлении леворуких среди родственников вероятность определения стойкой леворукости у обследуемого ребенка более высока. Затем проводится специальное комплексное обследование рукости и других признаков латеральности (схема обследования представлена в Приложении).

Определение ведущей руки проводят с помощью батареи тестов, включающей выполнение различных повседневных действий в быту, игре, учебе, труде с преимущественным использованием той или иной руки. Обследование должно проводиться в быстром темпе, непринужденно, лучше индивидуально - вне группы детей, чтобы исключить научение и подражание. Все необходимые для выполнения того или иного теста предметы должны лежать перед обследуемым ребенком таким образом, чтобы никакая рука не имела преимущества. Ребенок не должен знать, с какой целью проводится данное обследование, и видеть запись результата проведенного теста. Выполнение каждого действия, указанного в тесте, следует проводить трижды. Оценка степени выраженности асимметрии рук проводится в условных единицах. Каждый тест оценивается по пятибалльной шкале. Выполнение задания только правой рукой или только левой оценивается соответственно +2 или -2 балла. Нулевая оценка ставится при равном участии в деятельности обеих рук. В случае преимущественного участия одной из рук (чаще правой или чаще левой рукой) выставляется соответственно +1 или -1. Затем подсчитывается общая сумма баллов по всем 12 тестам. Сумма баллов от -9 до -24 служит основанием диагностировать леворукость; от +9 до +24 - праворукость; от -8 до +8 - амбидекстрию.

При обнаружении у ребенка леворукости обследование дополняют пробами на выявление других латеральных сенсомоторных признаков:

Выявление ведущего глаза: ребенку предлагают взять в вытянутые перед собой руки лист бумаги, свернутый в трубку, и при двух открытых глазах посмотреть сквозь отверстие на предмет, находящийся на расстоянии 2 - 3-х метров. Затем, не теряя этот предмет из вида, ребенок должен приблизить трубку к глазу. Ведущим будет тот глаз, который ребенок использует неоднократно при повторении пробы (не менее трех раз).

Выявление ведущего уха: ребенка сажают за стол, на котором прямо перед ним лежат часы, и предлагают, не дотрагиваясь руками, на слух определить, работают ли они. То ухо, которым ребенок неоднократно пользуется при повторных пробах (не менее трех), будет ведущим. Вместо часов можно использовать телефон. Ведущим будет то ухо, к которому ребенок неоднократно подносит телефонную трубку.

Моторные пробы: а) переплетение пальцев рук - правый или левый большой палец, оказавшийся сверху, определяет результат пробы;

б) перекрест рук на груди - предплечье (но не кисть), оказавшееся сверху, определяет результаты этой пробы.

Использование дополнительных проб позволяет представить латеральный профиль (конституцию) ребенка, который необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной и трудовой деятельности детей, а также при решении вопроса о возможности переучивания ребенка. При обнаружении у ребенка слабой степени леворукости (по балльной оценке от 9 до 16 баллов) и особенно амбидекстрии в сочетании с отсутствием леворукости в роду, а также правыми латеральными признаками (правым типом выполнения моторных проб и правым доминантным глазом) можно рекомендовать ненасильственное, осторожное переучивание на праворукие действия. В остальных случаях целесообразен отказ от переучивания.

Леворукий ребенок должен быть проконсультирован врачом-невропатологом, который решает вопрос: является ли леворукость у данного ребенка естественным явлением или следствием заболевания центральной нервной системы, в результате которого он вынужден предпочитать левую руку. Врач-невропатолог может оценить степень нарушения двигательных функций правой руки и определить специальное лечение и коррекционные мероприятия.

Результаты комплексного обследования латеральности ребенка вписываются в амбулаторную карту в виде заключения (см. Приложение). Сведения о леворукости ребенка должны передаваться в школу, подростковый кабинет, во взрослую поликлинику и в военкомат.

Организационные мероприятия при леворукости в их взаимосвязи и взаимопреемственности должны осуществляться родителями, воспитателями, педагогами и медицинскими работниками. Основной смысл этих мероприятий заключается в бережном отношении к этой уязвимой категории детей и устранении психосоциальных трудностей, возникающих на всем жизненном пути леворукого ребенка.

При выявлении леворукости у ребенка в семье должна сохраняться спокойная атмосфера, обсуждение этого факта проводится в отсутствие ребенка, меньше фиксируется внимание на его необычности и исключительности. Леворукому ребенку объясняется вред сокрытия и маскировки леворукости, ссылаясь на положительные примеры из истории и литературы, рассказывая о большом вкладе леворуких в общечеловеческую культуру.

В семье, дошкольных и школьных учреждениях поощряется использование детьми левой руки в быту, игре, при овладении письмом, рисовании, лепке, при обучении трудовым и прочим навыкам. Леворукому ребенку выделяется за партой или столом место с левой стороны. Свет из окна или настольной лампы должен падать с правой стороны. На уроках труда специально продумывается техника безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких учащихся. Поощряется овладение теми видами труда, при которых леворукость не является препятствием.

Леворукому ребенку, имеющему признаки "зеркального" мышления, предлагается писать буквы и слова по заранее приготовленным трафаретам. Левая сторона листа помечается цветным карандашом: ребенку объясняют, что именно здесь начинается строка. Не следует проявлять строгость к каллиграфической стороне почерка леворуких детей: допустимы вертикальное написание букв или наклон почерка влево. При обучении письму леворукому школьнику предлагается избрать самому тот способ письма, который более удобен и позволяет ему не отставать в скорости письма от праворуких сверстников.

Во внеклассной работе, игровой обстановке, при общении учитываются особенности личностных свойств, темперамента и прочие качества, свойственные леворуким детям. Их вовлекают в подвижные игры, дают разнообразные поручения, требующие переключения внимания, вселяют в них уверенность в себя, способствуют их самоутверждению, по возможности предупреждают возникновение осложнений во взаимоотношениях со взрослыми и одноклассниками.

Таким образом, усилия всех специалистов должны быть направлены на то, чтобы леворукие дети чувствовали себя такими же полноценными членами общества, как и праворукие. Назрела необходимость решения вопроса о создании специального оборудования, изготовлении станков и приспособлений для леворуких. Совместная работа родителей, педагогов, воспитателей и медицинских работников позволит внести вклад в охрану здоровья леворуких детей.

 

 

 

 

 

Приложение

 

                                   СХЕМА

              КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛАТЕРАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

 

Дата обследования ________ Фамилия, имя, возраст ребенка __________________

 

Леворукость у родственников (указать наличие или отсутствие)

 

                     Результаты обследования рукости:

 

┌───┬───────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

│ N │                 Тесты                    Тип выполнения и оценка  

п/п│                                                 в баллах          

                                          ├───────────┬─────┬───────────┤

                                          │прав. рукой│любой│левой рукой│

                                          ├────┬──────┤рукой├────┬──────┤

                                          чаще│только     чаще│только

                                          ├────┼──────┼─────┼────┼──────┤

                                          │ +1 │  +2    0  │ -1 │  -2 

├───┼───────────────────────────────────────┼────┼──────┼─────┼────┼──────┤

│1. │Какой рукой рисует                                             

│2. │Какой рукой бросает мяч                                         

│3. │Какой рукой режет ножницами                                    

│4. │Какой рукой бьет молотком                                      

│5. │Какой рукой держит ложку при еде                               

│6. │Какой рукой чистит зубы                                        

│7. │Какой рукой складывает башню из кубиков│                        

│8. │Какой рукой нанизывает бисер                                   

│9. │Какой рукой раздает карты при игре в                           

   │лото и прочих играх                                            

│10.│Какой рукой открывает коробку                                  

│11.│Какой рукой указывает на предметы                              

│12.│Какая рука при аплодировании сверху                            

├───┼───────────────────────────────────────┼────┴──────┴─────┴────┴──────┤

   │Итого:                                                  Сумма баллов│

└───┴───────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘

 

                      Результаты сенсомоторных проб:

 

Ведущий глаз: правый, левый, оба.

Ведущее ухо: правое, левое, оба.

 

Сплетение пальцев рук: правый, левый, амбидекстральный типы.

Перекрест рук на груди: правый, левый, амбидекстральный типы.

Примечание: ненужное зачеркнуть

 

                                Заключение

 

Леворукий (или амбидекстр), ... баллов, с ... ведущим глазом,  ...  ведущим

ухом, ... типом  переплетения  пальцев  рук, ... типом  перекреста  рук  на

груди, наличием (или отсутствием) леворуких в семье.

Переучивание допускается (или не допускается).

Примечание: вместо точек указать результаты обследования.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования