СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 января 1989 г. N 26 О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Совет Министров
СССР отмечает, что переход предприятий на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование в условиях применения Закона СССР о государственном
предприятии (объединении), расширение их прав в установлении цен и тарифов на
новые виды товаров и услуг создали дополнительные экономические стимулы для
роста объемов производства, обновления структуры и ассортимента выпускаемой
продукции, повышения ее качества. Ускорился процесс создания и освоения
новой современной техники. Возросли выпуск непродовольственных товаров
народного потребления и объем услуг, оказываемых населению. На пополнение рынка
товаров и услуг положительно сказывается развитие кооперативов. Вместе с тем положение на потребительском
рынке осложняется недостатками, сохраняющимися в практике ценообразования.
Многие предприятия, пользуясь значительным превышением спроса на товары над их
предложением и монопольным положением на рынке, пытаются улучшить свое
финансовое положение не за счет увеличения производства и снижения себестоимости
продукции и услуг, а путем завышения цен на них. Широкое распространение
получила практика повышения цен под видом выпуска новой продукции, которая в
действительности по своим технико - экономическим
показателям и потребительским свойствам незначительно или вообще не отличается
от ранее выпускавшейся. Отдельные предприятия, используя право
самостоятельного формирования планов, увеличивают выпуск дорогостоящих изделий
за счет снятия с производства необходимых народному хозяйству и населению
недорогих товаров. Многие потребители продукции производственно - технического
назначения занимают примиренческие позиции: идут на поводу у поставщиков и
соглашаются на цены, повышенные не в меру улучшения качества,
производительности и других потребительских свойств продукции.
Торговые организации слабо противодействуют повышению цен на товары народного
потребления, вымыванию пользующихся спросом дешевых изделий. В результате из
продажи исчезают необходимые товары, доступные основной массе покупателей, что
вызывает справедливые нарекания населения. Министерства и ведомства не проводят
целенаправленной работы по формированию структуры производимой продукции, ее
обновлению и повышению технического уровня и качества, не учитывают потребности
рынка, пустили на самотек работу в области ценообразования на подведомственных
предприятиях. Они не следят за динамикой цен и тарифов на продукцию и услуги
отрасли, слабо осуществляют ведомственный контроль за
соблюдением государственной дисциплины цен. В деятельности ряда кооперативов получили
распространение спекулятивные тенденции. В нарушение Закона СССР "О
кооперации в СССР" продукция, изготовленная из государственного сырья и
материалов, реализуется ими по ценам, превышающим централизованно
установленные. Нередки факты скупки ими в розничной торговле готовых изделий и
перепродажи их по завышенным ценам. Особенно широкое распространение такие
явления получили в сфере общественного питания. Многие кооперативы продают по
очень высоким ценам изделия, изготавливаемые ими из продуктов, приобретенных в
розничной торговой сети по государственным ценам. Все это дискредитирует идею
кооперативного движения и обоснованно подвергается резкой критике населения. Советы Министров союзных республик,
Госагропром СССР, Центросоюз и их органы на местах ослабили контроль
за ценами на картофель, овощи и фрукты, другие продовольственные товары.
Нередко искусственно задерживается снижение цен на сезонную плодоовощную
продукцию. Слабо используется предоставленное колхозам и совхозам право
реализации на колхозных рынках до 30 процентов производимой продукции, в
результате чего не оказывается влияние на снижение цен на рынках. Советы Министров союзных и автономных
республик, исполкомы местных Советов народных депутатов не уделяют должного
внимания вопросам формирования структуры производства и установления цен на
товары народного потребления и тарифов на услуги, оказываемые населению
предприятиями, расположенными на их территории, не осуществляют контроль за ценами на продукцию кооперативов, изготовленную
из государственных ресурсов. Государственный комитет СССР по ценам и
его органы на местах не перестроили свою деятельность в новых условиях
хозяйствования, слабо координируют работу министерств, ведомств, местных
органов управления в области ценообразования, недостаточно привлекают к ней
общественные организации, мало уделяют внимания профилактике нарушения цен. Преодоление негативных процессов в
ценообразовании имеет большое социально - политическое значение. Главное здесь
- нормализация положения на рынке, достижение сбалансированности спроса и
предложения, устранение дефицита, насыщение рынка необходимыми товарами и
услугами. Вместе с тем необходимо постоянно укреплять государственную
дисциплину цен в народном хозяйстве. Совет Министров СССР постановляет: 1. Считать важнейшей задачей
Государственного комитета СССР по ценам и его местных органов, министерств и
ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов
местных Советов народных депутатов, объединений, предприятий и организаций
преодоление наметившихся тенденций опережающего роста цен на продукцию
производственно - технического назначения, товары и услуги по сравнению с
улучшением их технико - экономических параметров,
потребительских свойств и качества, а также снятия с производства пользующихся
спросом недорогих товаров в ущерб интересам народного хозяйства и населения. Работа по совершенствованию
ценообразования должна быть направлена на стимулирование повышения
эффективности производства, увеличения выпуска высококачественной продукции
производственно - технического назначения, разнообразных товаров и
предоставления услуг, удовлетворяющих спрос населения с разным уровнем доходов.
При этом следует обеспечить строгое соблюдение прав, предоставленных
государственным предприятиям и кооперативам Законами СССР о государственном
предприятии (объединении) и "О кооперации в СССР". 2. Признать необходимым
повысить роль государственных заказов в формировании уровня цен в
народном хозяйстве для реализации целей, предусмотренных планами экономического
и социального развития, особенно в отношении детей и лиц старшего возраста с
относительно низкими доходами. Установить, что начиная с 1989 года в
составе государственного заказа, доводимого до предприятий легкой
промышленности, предусматриваются задания по производству важнейших групп
товаров по социально низким ценам для детей и лиц старшего возраста. Советам Министров союзных республик
обеспечить доведение республиканскими органами управления легкой
промышленностью до подведомственных объединений и предприятий
согласованных с торгующими организациями заданий по производству в 1989 - 1990
годах указанных товаров. Считать недопустимым уклонение отдельных
предприятий в нарушение Закона СССР о государственном предприятии (объединении)
от заключения договоров на выполнение государственного заказа в полном объеме,
предусмотренном народнохозяйственным планом. В целях усиления экономической
заинтересованности и ответственности предприятий и объединений за принятие и
выполнение государственных заказов: разрешить
предприятиям легкой промышленности, на которых размещен государственный заказ
на поставку товаров, уменьшать взносы в бюджет таким образом, чтобы обеспечить
увеличение прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, в размере до 10
процентов (для предприятий, использующих форму хозяйственного расчета,
основанную на нормативном распределении дохода, - до 3 процентов хозрасчетного
дохода) в зависимости от удельного веса государственного заказа в общем объеме
производства продукции (выполнения работ,
услуг) в стоимостном выражении; установить, что
предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 889
"О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы"
(СП СССР, 1988, N 26, ст. 71), а также настоящим Постановлением льготы по
платежам в бюджет применяются только при заключении договоров на весь объем
государственного заказа и выполнении договорных обязательств по поставкам этой
продукции. 3. Государственному комитету СССР по
ценам, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных
республик, исполкомам местных Советов народных депутатов принять меры к
совершенствованию работы в области ценообразования применительно к новым
условиям хозяйствования предприятий и организаций, переведенных на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование. При этом исходить из того, что
расширение прав в области установления цен и тарифов должно обеспечивать не
только гибкость и необходимую оперативность в их утверждении, но и повышение
экономической обоснованности цен с учетом качества, потребительских свойств продукции и спроса на нее. Решительно пресекать всякого рода
вымогательства отдельными предприятиями и организациями применения договорных
цен и различных надбавок к ценам на производимую ими плановую или сверхплановую
продукцию (услуги), имеющую централизованно установленные государственные цены
(тарифы), как включенную в государственный заказ, так и поставляемую по прямым
договорам. Запретить повышение цен на новую продукцию при незначительных
изменениях ее технико - экономических показателей и
потребительских свойств, не дающих реального эффекта для потребителя.
Рассматривать такие факты как нарушение государственной дисциплины цен. В ОБЛАСТИ
УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО - ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 4. Признать
недопустимой имеющую место практику завышения договорных цен изготовителями
продукции производственно - технического назначения, особенно занимающими
монопольное положение в ее производстве, а также соглашательскую позицию
отдельных потребителей, не использующих свои права по контролю за ценами,
устанавливаемыми по соглашению сторон. Усилить ответственность заказчиков и
научных организаций - разработчиков (научно - исследовательских, проектных,
конструкторских и технологических) за создание новой продукции высокого
технического уровня и качества и повысить их роль в формировании оптовых цен на
нее. В этих целях на стадии проектирования новой продукции в обязательном
порядке определять лимитные цены, обеспечивающие опережающий рост ее потребительских
свойств по сравнению с затратами. При постановке новой продукции на
производство и определении договорных цен на нее не допускать их превышения над
согласованными лимитными ценами. Договорные цены на новую продукцию
подлежат снижению по требованию потребителя, если из-за конструктивных или
технологических недостатков новой продукции, допущенных изготовителем, не
достигнуты основные технико - экономические,
социальные, экологические параметры, принятые для обоснования уровня договорных
цен. При снижении договорной цены изготовитель возмещает потребителю разницу в
ценах за весь объем поставленной по этим ценам продукции. Если параметры новой продукции не
достигаются по вине организаций - разработчиков, изготовитель вправе взыскать с
разработчика продукции сумму потерь от этого снижения цен. 5. Органам ценообразования, министерствам
и ведомствам, Советам Министров союзных республик при утверждении оптовых цен
по истечении установленного срока действия договорных цен учитывать
подтвержденные основным потребителем реально достигнутые показатели
эффективности, качества и надежности новых изделий. 6. Обратить внимание
предприятий и объединений на получившую в последнее время распространение
практику использования средств фондов развития производства, науки и техники и
социального развития для расчетов по договорам за работы и услуги, выполненные
кооперативными и общественными организациями, без составления смет и
конкретного учета в них материальных затрат и средств на оплату труда. Обязать предприятия и объединения четко
определять в сметах к договорам с кооперативными и общественными организациями
на выполнение работ и оказание услуг средства на материальные затраты и на
оплату труда. Возложить ответственность за правильность
определения в сметах затрат на оплату труда на руководителей предприятий и
объединений. Банкам СССР ввести строгий контроль за правильностью выделения средств на оплату труда,
предусматриваемых в сметах. 7. Установить, что заказчик наряду с
научной, конструкторской, технологической и проектной организацией -
исполнителем несет полную ответственность за обоснованность уровня договорных
цен на научно - техническую продукцию, опытно - конструкторские разработки и
проектно - сметную документацию, контролирует при заключении договора и приемке
выполненных работ соответствие расходов экономическому эффекту от их
применения. В этих целях предусматривать в договоре взаимную ответственность
сторон за достижение экономического эффекта, а по проектно - конструкторским
работам - также за достижение параметров и технического уровня, принятых при
расчете лимитных цен. В ОБЛАСТИ
УСТАНОВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ 8. В целях наведения порядка в ценах на
новые товары народного потребления повысить требовательность к качеству
изделий, на которые устанавливаются временные и договорные цены (с индексами
"Н" и "Д"), исключив возможность использования этого канала
для повышения цен путем формальной замены артикулов и наименований изделий.
Исходить из того, что такая продукция должна иметь четко выраженные признаки
новизны, соответствовать требованиям моды и отличаться высоким качеством. При выявлении фактов необоснованного
установления временных и договорных цен, поставки по этим ценам некачественных
или изготовленных с отступлением от утвержденных образцов - эталонов товаров
снижать или отменять указанные цены и применять санкции, предусмотренные
Законом СССР о государственном предприятии (объединении) за нарушение
дисциплины цен. Персональную ответственность за
обоснованность установления временных и договорных цен несут руководители
предприятий, объединений, а также торгующих организаций. Отменить неоправданную множественность
маркировки товаров, цены на которые устанавливаются предприятиями по
договоренности с торговыми организациями (индексы "ОМ",
"ВК", "МОЛ" и другие). Установить, что
временные надбавки к ценам на товары улучшенного качества с индексом
"Н" (кроме изделий детского ассортимента, а также включаемых в
государственный заказ изделий для лиц старшего возраста), производимые
предприятиями системы Министерства легкой промышленности СССР, Министерства
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и Министерства
лесной промышленности СССР, утверждаются изготовителями, а на продукцию,
производимую предприятиями других министерств, - органами ценообразования в
размере не выше 15 процентов к постоянной розничной
цене на срок до одного года (по мебели - до двух лет) на основании решений
художественно - технических советов предприятий при обязательном согласии
представителей органов торговли. В связи с этим
признать утратившими силу абзац первый пункта 20 Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 24 апреля 1986 г. N 489 и пункт 19 Постановления Совета
Министров СССР от 12 октября 1986 г. N 1199 в части предоставления права
предприятиям устанавливать временные розничные цены на новые товары улучшенного
качества с надбавками свыше 15 процентов. Широко привлекать к работе художественно
- технических советов предприятий и отраслей для оценки качества и новизны
товаров, а также определения уровня цен и надбавок представителей профсоюзных
организаций, обществ и клубов потребителей. В случае, если
товары, реализуемые по временным ценам, по истечении года продолжают
пользоваться повышенным спросом, решение о продлении срока действия этих цен
еще на один год принимают предприятия с согласия торговых организаций. При
возникновении разногласий окончательное решение принимается местным органом
ценообразования. 9. Договорные цены (с индексом
"Д") устанавливаются на новые модные товары предприятиями -
изготовителями по согласованию с торгующими предприятиями и организациями. На товары детского ассортимента, а также
на изделия для лиц старшего возраста по перечню, предусмотренному в
государственном заказе, договорные и временные цены не устанавливаются. Цены на
первые опытные партии указанных товаров устанавливаются с сохранением дотации
из бюджета в размерах, не ниже предусмотренных в ценах на аналогичные изделия.
Размеры первых опытных партий этих товаров определяются предприятиями -
изготовителями по согласованию с торгующими организациями, но не выше
предельных размеров, утверждаемых Государственным комитетом СССР по ценам,
Министерством торговли СССР и ВЦСПС. 10. В целях повышения
ответственности торговых организаций за обоснованность уровня договорных цен на
товары в соответствии с их качеством и спросом населения относить потери
от снижения цен на товары, реализуемые по договорным ценам, при уменьшении
спроса на них полностью на фонд уценки торговли. Увеличивать размеры
установленных торговых скидок по этим товарам на 25 процентов. 11. Исполкомам местных Советов народных
депутатов активнее использовать в интересах покупателей возможности и
инициативу обществ и клубов потребителей, привлекать их к рассмотрению вопросов
улучшения обеспечения населения товарами и услугами, работы кооперативов,
совершенствования организации торговли, усиления контроля за
качеством, ассортиментом, ценами и тарифами реализуемых товаров и услуг. 12. Министерству
торговли СССР, Государственному комитету СССР по стандартам, Государственному
комитету СССР по ценам, Советам Министров союзных и автономных республик,
исполкомам местных Советов народных депутатов и заинтересованным министерствам
и ведомствам организовать регулярное рассмотрение образцов товаров народного
потребления, реализуемых по временным и договорным ценам, имея в виду проверку
соответствия установленных на них цен качеству, новизне, потребительским
свойствам изделий и спросу населения. Обеспечивать широкое участие в этой
работе обществ и клубов потребителей, профсоюзных и других общественных
организаций. 13. Советам Министров союзных и
автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов,
Госагропрому СССР, Министерству хлебопродуктов СССР, Центросоюзу и
Государственному комитету СССР по стандартам усилить контроль
за качеством продовольственных товаров, рассматривая повышение качества
как важнейший резерв обеспечения населения продовольствием, а также за
правильностью установления и применения цен. Привлекать к строгой
ответственности руководителей предприятий, допускающих нарушение технологии и
рецептуры выпускаемых продуктов питания, а также завышающих розничные цены на
них. Рекомендовать трудовым коллективам
разработать и осуществить меры по повышению в кратчайшие сроки качества
выпускаемых продовольственных товаров, обратив особое внимание на качество
хлеба и хлебопродуктов, мясных и молочных изделий. Исполкомам местных Советов
народных депутатов установить контроль за разработкой
и своевременным осуществлением указанных мер. 14. Советам Министров
союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов,
Госагропрому СССР, Центросоюзу и их органам на местах принять все необходимые
меры для предотвращения произвольного повышения цен на картофель и плодоовощную
продукцию, не допуская за счет этого покрытия убытков и потерь от
бесхозяйственности, проводить более гибкую политику цен с учетом качества и
сезона реализации. Обеспечивать своевременное снижение цен на сезонную
продукцию. Госагропрому СССР совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами завершить в 1989 году разработку
проектов государственных стандартов на плодоовощную продукцию, реализуемую в
розничной торговой сети, предусмотрев в них дифференциацию требований к
качеству по товарным сортам, и представить в Государственный комитет СССР по
стандартам для утверждения. Советам Министров союзных и автономных
республик, исполкомам местных Советов народных депутатов устанавливать в случае
необходимости дифференцированные по сезонам предельные
цены на картофель и плодоовощную продукцию, реализуемые во всей государственной
розничной торговой сети независимо от ведомственной подчиненности. 15. Обратить внимание Советов Министров
союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов
на недопустимость завышения цен и тарифов на бытовые, коммунальные и другие
платные услуги, оказываемые населению, и получения за счет этого незаработанных
доходов. Рассматривать как основное направление повышения эффективности работы предприятий сферы услуг
широкое внедрение арендного, коллективного и других видов подряда, новых форм
обслуживания населения, а также всемерное повышение качества оказываемых услуг. Усилить контроль за
правильностью установления и применения цен и тарифов на бытовые, коммунальные,
медицинские, транспортные и другие платные услуги, имеющие большую социальную
значимость, и повысить ответственность руководителей предприятий сферы услуг за
строгое соблюдение государственной дисциплины цен. Советам Министров союзных и автономных
республик, исполкомам местных Советов народных депутатов провести в 1989 - 1990
годах переаттестацию предприятий бытового обслуживания населения и
коммунального хозяйства, имея в виду повысить требования к качеству оказываемых
услуг и обеспечить их соответствие уровню тарифов. Установить, что цены и тарифы на услуги
не должны повышаться при переводе предприятий, коллективов и бригад бытового
обслуживания, коммунального хозяйства и других отраслей сферы услуг на новые
условия хозяйствования, формы организации и стимулирования труда. В ОБЛАСТИ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ КООПЕРАТИВОВ 16. Придавая важное
значение развитию кооперативного движения для более полного
удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в товарах
и услугах, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных
Советов народных депутатов: активизировать работу по развитию
кооперативных форм деятельности. Особое внимание уделять
созданию кооперативов, занятых производством, переработкой и реализацией
сельскохозяйственной продукции, изготовлением товаров народного потребления,
прежде всего из вторичных и местных ресурсов, оказанием строительных, ремонтных
работ и бытовых услуг; последовательно
проводить линию на создание организационных и экономических условий для
приближения уровня кооперативных цен к государственным на основе равноправной
состязательности кооперативов с государственным сектором и между собой; обеспечить приоритет в материально -
техническом снабжении, предоставлении кредита, налоговых и других льгот для тех
кооперативов, которые реализуют свою продукцию и услуги по ценам и расценкам не
выше государственных. 17. В целях создания благоприятных
условий кооперативам для увеличения выпуска и повышения качества продукции,
роста объемов оказываемых услуг, снижения затрат и цен (тарифов), уменьшения
наличного денежного оборота при закупке сырья и материалов расширить
возможности кооперативов в приобретении материальных ресурсов. Установить, что: кооперативы, принявшие на себя исполнение
государственных заказов, обеспечиваются материальными ресурсами, распределяемыми
по лимитам, предприятиями, организациями и органами управления - заказчиками. В таком же порядке (заказчиками)
обеспечиваются материальными ресурсами, распределяемыми по лимитам,
кооперативы, производящие продукцию и оказывающие услуги по договорам с
предприятиями, организациями, учреждениями; кооперативы,
выпускающие продукцию не по государственному заказу или договорам с
предприятиями, организациями, учреждениями, приобретают материальные ресурсы
(за исключением централизованно распределяемых) в порядке оптовой торговли у
территориальных органов Госснаба СССР, организаций материально - технического
снабжения Госагропрома СССР и других министерств и ведомств или по прямым
договорам непосредственно у предприятий, а также на оптовых ярмарках и аукционах. Возложить на коммерческие центры Госснаба
СССР информационное обслуживание кооперативов по вопросам организации
материально - технического обеспечения их производственно - хозяйственной
деятельности. Госснабу СССР, Госагропрому СССР и другим
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик организовывать начиная с 1989 года систематическое
проведение специальных ярмарок и аукционов по оптовой продаже кооперативам
продукции производственно - технического назначения; непродовольственные товары достаточного
ассортимента отпускаются производственным кооперативам по безналичному расчету
с оптовых баз государственной и кооперативной торговли, а также через
организации материально - технического снабжения министерств и ведомств и их специализированные
мелкооптовые магазины; продовольственные товары достаточного
ассортимента отпускаются кооперативам общественного питания и по выработке
кондитерских и хлебобулочных изделий по безналичному расчету через мелкооптовую
сеть розничной торговли (базы, склады) и магазины, осуществляющие продажу этих
товаров в порядке мелкого опта. Перечень продовольственных и
непродовольственных товаров, не подлежащих продаже кооперативам в розничной и
оптовой торговой сети, устанавливается исполкомами местных Советов народных
депутатов. Госснабу СССР, Госагропрому СССР,
Министерству торговли СССР, Центросоюзу, министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных республик принять меры к расширению сети оптовых баз
и специализированных магазинов, осуществляющих снабжение кооперативов товарами
по их заявкам в порядке мелкого опта. 18. Предприятиям, организациям и
учреждениям, при которых организованы кооперативы, производящие продукцию
производственно - технического назначения (услуги), создавать кооперативам необходимые
организационные и экономические условия, с тем чтобы
производимая ими продукция (услуги) реализовывалась по государственным ценам. При регистрации уставов кооперативов и
заключении с ними договоров предусматривать обеспечение их материальными ресурсами
и сбыт произведенной ими продукции на условиях и по ценам, установленным для
государственных предприятий, организаций и учреждений. Аналогичный порядок
материально - технического снабжения и применения цен использовать при
организации кооперативов в цехах предприятий для работы во вторую и третью
смену, а также на оборудовании, передаваемом им в аренду. 19. Советам Министров
союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов,
строительным министерствам, ведомствам и организациям изыскивать возможности
для обеспечения строительных и ремонтно - строительных кооперативов основными
конструкционными материалами и деталями по ценам и расценкам, действующим для
государственных строительных предприятий и организаций, с оплатой соответственно
выполненных этими кооперативами работ также по государственным ценам, тарифам и
расценкам. Исполкомам местных Советов народных
депутатов, Министерству торговли СССР и Центросоюзу, местным органам Госснаба
СССР решительно пресекать любые попытки скупки кооперативами в нарушение
установленного порядка лесных и других строительных материалов в розничной
торговой сети. 20. Советам Министров союзных и
автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов
рассматривать создание кооперативов в сфере общественного питания как средство
улучшения удовлетворения потребностей и повышения качества обслуживания
населения. Особое внимание уделять организации кооперативов общественного
питания с собственной сырьевой базой (откормом скота, выращиванием овощей и
производством другой продукции). Предоставлять в первую очередь таким
кооперативам неиспользуемые помещения и оказывать помощь в их обустройстве. Признать неправильной практику передачи
кооперативам действующих предприятий общественного питания. Запретить органам
управления общественным питанием передавать кооперативам столовые на
предприятиях, в учебных заведениях, в строительных и других организациях без
согласия обслуживаемых ими трудовых коллективов. Вести линию не на передачу
нерентабельных предприятий общественного питания кооперативам, а на широкое
применение аренды, подряда, в том числе семейного, позволяющих при применении
государственных цен существенно улучшить качество общественного питания,
повысить уровень рентабельности и создать действенную конкуренцию в этой сфере. Поручить исполкомам местных Советов
народных депутатов устанавливать предельные наценки на продукцию кооперативов
общественного питания с учетом уровня обслуживания применительно к размерам
наценок, действующим в государственных предприятиях соответствующих категорий,
но не выше установленных для ресторанов высшей категории. При реализации кооперативами
продовольственных и других товаров, выделенных из государственных рыночных
фондов или закупленных ими в розничной торговой сети, без последующей
кулинарной и технологической обработки руководствоваться предельными размерами
наценок к ценам приобретения, устанавливаемыми Государственным комитетом СССР
по ценам. Пресекать спекулятивные тенденции в деятельности отдельных
кооперативов, вызывающие справедливые нарекания населения. При выработке кооперативами хлебобулочных
изделий, входящих в номенклатуру продукции массового производства предприятий
хлебопекарной промышленности, цены на них не должны превышать уровень
государственных розничных цен. Контроль за
качеством выпускаемой продукции и санитарно - гигиеническим состоянием
кооперативов общественного питания, кооперативов по выработке кондитерских,
хлебобулочных и других продовольственных товаров возложить на государственные
инспекции по качеству товаров и торговле министерств торговли союзных республик
и органы санитарно - эпидемиологической службы на местах с осуществлением этого
контроля в порядке, действующем для государственных предприятий. Привлекать к этой работе общественных контролеров и членов обществ и
клубов потребителей. Прекращать в установленном порядке деятельность
кооперативов в случаях нарушения санитарных норм и правил приготовления,
хранения и реализации пищевых продуктов. 21. Придавая важное значение
удовлетворению растущих потребностей населения в непродовольственных товарах,
рекомендовать государственным объединениям и предприятиям, а также снабженческо - сбытовым организациям при заключении
договоров с кооперативами предусматривать поставку им сырья, материалов,
полуфабрикатов и оказание услуг по государственным оптовым ценам без повышающих
коэффициентов и передачу изготовленных из них кооперативами товаров народного
потребления также по государственным оптовым ценам. Установить, что в
случаях, когда сырье и материалы государственными объединениями, предприятиями
и организациями отпускаются кооперативам по оптовым ценам без повышающих
коэффициентов и договором предусматривается реализация кооперативами
изготовленных из этого сырья товаров непосредственно через торговую сеть по
государственным розничным ценам (а в случаях, когда разрешено государственным
предприятиям, - по договорным ценам), то в договоре предприятия с кооперативом
оговаривается, что кооператив передает предприятию сумму, равную размеру налога с оборота, установленному на такие
товары для государственных предприятий. Широко использовать указанные и другие
гибкие формы взаимоотношений с кооперативами для доработки серийной продукции в
целях разнообразия ее качественных и художественных характеристик в
соответствии с требованиями моды и спроса. 22. Исполкомам местных Советов народных
депутатов создавать необходимые условия для ускоренного развития специализированной
сети кооперативных магазинов по продаже непродовольственных товаров народного
потребления, изготовленных кооперативами и лицами, занимающимися индивидуальной
трудовой деятельностью, постепенно сосредоточить в них реализацию основной массы
такой продукции. 23. Исполкомам местных
Советов народных депутатов в целях более полного удовлетворения потребностей
населения в услугах расширять сеть кооперативов, прежде всего при
государственных предприятиях, оказывающих различные виды услуг, имея в виду
использование кооперативами материально - технической базы этих предприятий,
обеспечение их сырьем и материалами по централизованно установленным ценам при
соблюдении кооперативами действующих цен и тарифов на оказываемые услуги. На государственных предприятиях,
оказывающих услуги, в максимальной степени вводить новые формы организации
труда (коллективный и семейный подряды), способствующие снижению цен на услуги.
Создавать конкуренцию между государственными и кооперативными предприятиями. 24. В целях объективного контроля за мерой труда и мерой потребления установить, что
представление кооперативами декларации о доходах - основного финансового
документа, определяющего взаимоотношения кооперативов с финансовыми и
банковскими органами, производится ежеквартально. Установить, что декларация является
основным документом, фиксирующим величину доходов кооперативов, личных доходов
его членов, а также граждан, работающих в нем по трудовому договору, для
определения размеров обложения налогами, взимания других обязательных платежей
и установления сроков их уплаты. Министерству финансов СССР установить
единую форму декларации о доходах для различных видов кооперативов. За несвоевременное представление
декларации, искажение или указание в ней заведомо ложных данных кооперативы
несут ответственность, установленную Законом СССР "О кооперации в
СССР", за сокрытие или занижение доходов, подлежащих налогообложению. Признать
необходимым ввести повышенную
материальную ответственность председателя и других членов правления кооператива
за укрывательство доходов и уклонение от налогообложения, несвоевременное
представление декларации и уплату налога, нарушение правил ведения
бухгалтерского учета и отчетности. Министерству финансов СССР и Министерству
юстиции СССР внести необходимые предложения по уточнению действующего
законодательства Союза ССР по данному вопросу. Министерству финансов СССР и
Государственному комитету СССР по статистике в 2-месячный срок разработать
порядок ведения учета и отчетности о деятельности кооперативов. Считать
необходимым, чтобы учет и отчетность были доступны и максимально упрощены. Возложить на Государственный комитет СССР
по статистике и Министерство финансов СССР обеспечение кооперативов
необходимыми бланками форм учета и отчетности. Исполкомам местных Советов народных
депутатов, руководителям объединений и предприятий, при которых созданы
кооперативы, оказывать им помощь в обеспечении нормативными документами при
организации финансово - хозяйственной деятельности. В ОБЛАСТИ УСИЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНАМИ 25. Признать необходимым существенно
улучшить работу по контролю за соблюдением
государственной дисциплины цен в народном хозяйстве, создав в этих целях единую
общегосударственную систему контроля за ценами, включающую государственные,
кооперативные и общественные органы. Считать основными задачами единой
общегосударственной системы контроля за ценами: укрепление государственной дисциплины цен
в народном хозяйстве и содействие тем самым проведению в жизнь политики цен; активное противодействие любым попыткам
ведомственного и местнического подхода в установлении и применении цен на всех
уровнях хозяйственного управления и перекрытие каналов необоснованного
повышения цен, обмана потребителей и получения доходов, не соответствующих
реальному вкладу в конечные результаты хозяйственной деятельности; обеспечение неотвратимости применения
предусмотренных действующим законодательством экономических санкций за
нарушения государственной дисциплины цен. Возложить на
Государственный комитет СССР по ценам ответственность за организацию контроля
за соблюдением государственной дисциплины цен в стране и координацию
этой деятельности, осуществляемой республиканскими и местными органами
ценообразования, министерствами и ведомствами. Обеспечить проведение работы по контролю за ценами в тесном взаимодействии с Советами
Министров союзных и автономных республик и исполкомами местных Советов народных
депутатов, органами народного контроля, статистики, финансовыми и банковскими
органами с широким привлечением профсоюзных организаций, обществ и клубов
потребителей. Государственному комитету СССР по ценам
разработать с участием Госплана СССР, Министерства финансов СССР и ВЦСПС проект Положения о контроле за соблюдением
государственной дисциплины цен в народном хозяйстве СССР и в 2-месячный срок
представить его на утверждение в Совет Министров СССР. 26. Обязать
Государственный комитет СССР по ценам и его органы на местах, Советы Министров
союзных республик усилить контроль за соблюдением розничных цен на товары и
тарифов на услуги населению, улучшить организационное и методическое
руководство деятельностью общественных комиссий при исполкомах местных Советов
народных депутатов по контролю цен и соблюдению правил торговли, обеспечить
повышение квалификации представителей общественности, осуществляющих проверки.
Принимать меры к устранению нарушений и недостатков, выявленных общественными
контролерами, обществами и клубами потребителей. При проведении проверок
соблюдения дисциплины цен на предприятиях привлекать к участию в них комиссии,
группы и посты рабочего и народного контроля, общественные бюро экономического
анализа этих предприятий. 27. Установить, что
изъятие у государственных и общественных предприятий, объединений и организаций
прибыли, полученной за счет нарушения дисциплины цен, а также взимание штрафов
в доход соответствующего бюджета производятся финансовыми органами на основании
решений главных управлений (управлений), государственных инспекций (секторов)
контроля цен органов ценообразования, а также министерств и ведомств по
результатам ведомственных проверок. При этом при изъятии в бюджет по
решениям государственных инспекций (секторов) контроля цен местных органов
ценообразования необоснованно полученной прибыли у предприятий республиканского
и союзного подчинения 25 процентов изымаемой суммы направляется в доход
местного бюджета. При выявлении нарушений цен в
кооперативах незаконно полученный доход вносится ими в местный бюджет. В случае, если кооператив отказывается от уплаты незаконно полученных
сумм, их изъятие производится по решению суда или арбитража. При
систематическом нарушении цен прекращать в установленном порядке деятельность
кооперативов. 28. Министерствам и ведомствам СССР
укрепить подразделения, занимающиеся ценообразованием
как в центральном аппарате, так и на подведомственных предприятиях,
квалифицированными кадрами, обеспечить постоянный контроль за правильностью
установления и применения цен и тарифов. Создавать на предприятиях, в объединениях
и организациях обстановку нетерпимости к фактам нарушения государственной
дисциплины цен и получения за счет этого прибылей (доходов), не связанных с их
реальным вкладом в конечные результаты хозяйственно - финансовой деятельности. 29. Считать целесообразным осуществить
комплекс мер по укреплению аппарата контроля за ценами
органов ценообразования в центре и на местах: образовать в государственных комитетах
автономных республик по ценам, отделах цен (главных производственно -
экономических управлениях) исполкомов краевых, областных и городских (городов
республиканского подчинения) Советов народных депутатов государственные
инспекции цен; ввести в городских, районных и районных в
городах исполкомах Советов народных депутатов с численностью населения в
городах и районах свыше 50 тыс. человек должности инспекторов по контролю за ценами. 30. В целях обеспечения
систематического анализа движения цен и тарифов, изучения их влияния на
развитие народного хозяйства и уровень жизни населения, оперативного выявления
и предотвращения необоснованного роста цен и тарифов на товары и услуги
Государственному комитету СССР по статистике по согласованию с Государственным
комитетом СССР по ценам, Госпланом СССР и Министерством финансов СССР расширить
статистические наблюдения и повысить достоверность данных об уровне и динамике цен в стране на основе совершенствования
методологии статистических исследований. Осуществить
разработку начиная с 1989 года
следующей статистической информации: об уровне и динамике оптовых цен и
тарифов на продукцию производственно - технического назначения, розничных цен
на товары народного потребления, цен и тарифов на платные услуги населению; индексы розничных цен и тарифов на товары
и услуги для населения в целом и по важнейшим видам и группам продукции и
услуг, отражающие реальную динамику цен, а также по товарам, выпускаемым
кооперативами, и оказываемым ими услугам и цен колхозного рынка; об уровне жизни населения с учетом
динамики розничных цен и тарифов на товары и услуги, а также о покупательной
способности рубля; индексы оптовых цен и тарифов на
продукцию и услуги производственно - технического назначения, учитывающие
изменение их качества, потребительских свойств и эффективности. Регулярно информировать государственные
органы, предприятия, объединения и организации, а также население о реальной
динамике цен и тарифов на продукцию и услуги. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |