Утверждаю

Первый заместитель

Министра путей сообщения

3 января 1989 г. N ЦФ/4670

 

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ПРИШЕДШИХ В НЕГОДНОСТЬ

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

И УЧРЕЖДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

1. Настоящая Инструкция утверждена в соответствии с типовой Инструкцией Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 01.07.85 N 100.

2. С балансов предприятий, объединений, организаций, структурных единиц и учреждений могут быть списаны здания, сооружения, оборудование, машины, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам:

а) пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

б) морально устаревшие;

в) в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

При этом имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть в установленном порядке реализовано или передано другим предприятиям, объединениям, организациям, учреждениям.

3. Предприятия, объединения и другие хозяйственные организации, не переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут списывать со своих балансов основные средства, указанные в п. 2, за исключением подвижного состава, в случае если они пришли в негодность вследствие истечения амортизационного срока службы, аварий или стихийных бедствий. В остальных случаях списание с баланса предприятий, объединений и других хозяйственных организаций основных средств производят только с разрешения соответствующих управлений МПС.

Предприятия, объединения и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могут списывать здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, за исключением подвижного состава и контейнеров, и другое имущество, относящееся к основным средствам, если они изношены или морально устарели.

Отделением железной дороги, управлением железной дороги, метрополитена, объединением может быть предоставлено подведомственным структурным единицам право самостоятельно списывать основные средства (за исключением подвижного состава и контейнеров).

Списание с баланса локомотивов, грузовых, пассажирских вагонов, контейнеров, путевых машин и моторвагонного подвижного состава осуществляется железными дорогами, производственными объединениями промышленного железнодорожного транспорта, метрополитенами и другими предприятиями по согласованию с соответствующими управлениями МПС (указание МПС от 02.08.88 N Г-14665).

4. Бюджетные учреждения и организации основные средства стоимостью до 2000 руб. включительно за единицу списывают с балансов по актам, утвержденным руководителем учреждения, организации; стоимостью свыше 2000 руб. до 3000 руб. включительно за единицу - по актам, утвержденным руководителями соответствующих управлений МПС.

Списание с балансов основных средств стоимостью свыше 3000 руб. за единицу в учреждениях просвещения и здравоохранения, входящих в состав железных дорог производится с разрешения начальников железных дорог, так как деятельность железных дорог, осуществляется на основе Закона о государственном предприятии (объединении). Списание с балансов высших учебных заведений пришедших в негодность основных средств стоимостью до 3000 рублей производится руководителями этих учебных заведений; стоимостью свыше 3000 рублей за единицу - с разрешения соответствующего управления МПС (указание МПС от 20.04.88 N Г-1489у).

5. Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание основных средств на предприятиях, в объединениях, организациях, структурных единицах и учреждениях приказом руководителя создают постоянно действующие комиссии в составе:

а) на предприятиях и в других хозяйственных организациях:

главного инженера или заместителя руководителя (председателя комиссии);

начальников соответствующих структурных подразделений (служб);

главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях и в организациях, где выделены учетно-контрольные группы, - руководителя этой группы);

работников, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств;

должностных лиц, участие которых обусловлено специальными инструкциями и правилами (например, инструкциями о порядке списания подвижного состава);

б) в бюджетных учреждениях и организациях:

руководителя или его заместителя (председатель комиссии);

главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, где по штатному расписанию нет должности главного бухгалтера, - лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета). В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, в состав постоянно действующей комиссии включают руководителей групп учета или других работников бухгалтерии;

работников, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

На предприятиях, в объединениях, организациях, структурных единицах и учреждениях в состав постоянно действующей комиссии входят представители общественных организаций и другие должностные лица (по усмотрению руководителей).

При установлении непригодности паросиловых установок, подъемных, водотранспортных и других основных средств, контролируемых государственными инспекциями, для участия в работе комиссии приглашают представителей соответствующих инспекций. При неявке представителя инспекции акт на списание объекта основных средств составляют без его участия, о чем делается отметка в акте.

6. Постоянно действующие комиссии на предприятиях, в объединениях, организациях, структурных единицах и учреждениях:

непосредственно осматривают объект, подлежащий списанию, используя при этом необходимую техническую документацию (паспорт, поэтажный план и др.), а также данные бухгалтерского учета и определяют непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;

устанавливают конкретные причины списания объекта (износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.);

выявляют лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносят предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

определяют возможность использования узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производят их оценку;

осуществляют контроль за изъятием из списываемых основных средств годных узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов, определяют их количество, вес и контролируют сдачу на соответствующий склад;

составляют акты на списание объектов основных средств:

"Акт о ликвидации основных средств" по типовой междуведомственной форме N ОС-4, утвержденной ЦСУ СССР; в бюджетных учреждениях, организациях - "Акт о ликвидации основных средств в бюджетных учреждениях" по форме N ОС-4 бюдж., утвержденной Министерством финансов СССР; "Акт о ликвидации автотранспортных средств" по типовой междуведомственной форме N ОС-4а, утвержденной ЦСУ СССР, акты специальных форм на списание подвижного состава.

В тех случаях, когда оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, комиссия проверяет соответствие оборудования, предъявленного к списанию, оборудованию, предусмотренному в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, цехов (производств), утвержденном вышестоящей организацией, и делает в акте на их списание ссылку на пункт плана и дату его утверждения.

7. В актах на списание указывают следующие данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления или постройки объекта, дату его поступления на предприятие, в объединение, организацию, учреждение, время ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленного износа, количество капитальных ремонтов. Подробно описывают причины выбытия объекта основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывают пробег автомобиля и техническую характеристику агрегатов и деталей автомобиля, а также возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

При списании с баланса предприятий, объединений, организаций и учреждений основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагают копию акта об аварии, а также поясняют причины, вызвавшие аварию, и указывают меры, принятые в отношении виновных лиц.

Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждает руководитель предприятия, объединения, организации, структурной единицы, учреждения.

8. Вышестоящая организация рассматривает представленные в соответствии с п. 3 акты на списание объектов основных средств в течение 15 дней со дня их получения. При осмотре технического состояния описываемых объектов с выездом на места срок рассмотрения акта вышестоящей организацией соответственно увеличивается на время, необходимое для выезда.

9. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов на списание не допускаются.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуют по соответствующим счетам, на которых учитываются ценности, а непригодные детали и материалы приходуют как вторичное сырье.

Детали, узлы, изготовленные с использованием драгоценных металлов, сдают в государственный фонд, а детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для ремонта других машин, инструментов, приборов и оборудования, - организациям "Вторцветмет".

10. Вторичное сырье, полученное от разборки списанных основных средств и непригодное для повторного использования на данном предприятии, в объединении, организации, структурной единице, учреждении, подлежит обязательной сдаче организациям, на которые возложен сбор такого сырья.

Запрещается уничтожать, выбрасывать и сдавать в лом черных и цветных металлов вышедшие из строя изделия, содержащие драгоценные металлы или алмазы, в том числе детали и узлы различного рода оборудования, электронной вычислительной техники и т.п.

В актах на списание вышедших из строя оборудования и других объектов основных средств, имеющих в своем составе драгоценные металлы и алмазы, должен быть указан первоначальный вес драгоценных металлов и алмазов, а также их вес, по которому они должны быть оприходованы на склад (в кладовую) для последующей обязательной сдачи предприятиям вторичных драгоценных металлов.

11. Суммы, полученные предприятиями, объединениями, организациями, структурными единицами от продажи материальных ценностей, относящихся к основным средствам, а также стоимость материальных ценностей, поступивших в результате разборки объектов основных средств, и расходы, связанные с этим, относятся на фонд развития производства, науки и техники.

Суммы, полученные в результате ликвидации подвижного состава и контейнеров, а также комплектных запасных частей подвижного состава и колесных пар, направляются для включения в фонд развития производства, науки и техники:

локомотиво- и вагоноремонтными заводами:

- по грузовым вагонам (кроме рефрижераторных), контейнерам, комплектным запасным частям, вагонным и локомотивным колесным парам - службе бухгалтерского учета и финансов дороги примыкания;

- по рефрижераторным и пассажирским вагонам, локомотивам, дизель-поездам, моторвагонному подвижному составу - предприятию, на балансе которого они учтены;

вагонными депо:

- по грузовым вагонам (кроме рефрижераторных) и контейнерам - службе бухгалтерского учета и финансов своей дороги;

локомотивными и вагонными депо:

- по локомотивам, дизель-поездам, моторвагонному подвижному составу, рефрижераторным и пассажирским вагонам, комплектным запасным частям - относятся на собственный фонд развития производства, науки и техники или соответственно перечисляются предприятию, на балансе которого они учтены;

вагоно-колесными мастерскими и вагонными депо при ремонте колесных пар для сети железных дорог:

- по вагонным колесным парам - службе бухгалтерского учета и финансов своей дороги.

Суммы, полученные бюджетными учреждениями и организациями от продажи основных средств, а также материалов, полученных от разборки объектов основных средств, вносят в доход соответствующего бюджета (если решениями правительства СССР не установлен иной порядок использования этих сумм), а стоимость материалов, полученных от разборки объектов основных средств и оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд этих учреждений и организаций, относят на увеличение средств бюджетного финансирования.

12. Предприятия, объединения и организации, не переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств относят на результаты хозяйственной деятельности (за исключением случаев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок).

Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и других основных средств, по которым амортизация на полное восстановление не начисляется, основных средств ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, а также объектов, замену которых производят в соответствии с планом внедрения новой техники (технического перевооружения), на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и организаций не относятся. По не полностью амортизированным основным средствам, выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как излишние и неиспользуемые, убытки не определяют. Остаточную стоимость таких основных средств относят на уменьшение уставного фонда.

Предприятия, объединения, организации и структурные единицы, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, убытки, возникающие при передаче другим предприятиям и организациям основных средств, при их продаже и списании (в связи с разборкой зданий и сооружений, демонтажем оборудования и т.п.) покрывают за счет соответствующих фондов экономического стимулирования. При этом в состав убытков не включается не полностью амортизированная часть стоимости основных средств.

При ликвидации подвижного состава и других основных средств предприятий, объединений, организаций, структурных единиц и бюджетных учреждений, исключаемых из инвентаря вследствие аварий и крушений, не полностью амортизированная часть их стоимости определяется, т.к. виновные предприятия должны в полной сумме возмещать причиненный по их вине ущерб.

13. В случаях нарушения действующего порядка списания с баланса основных средств, а также при бесхозяйственном отношении к полученным при ликвидации материальным ценностям (уничтожении, сжигании и т.п.) виновные в этом должностные лица должны привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.

14. Установленный настоящей Инструкцией порядок списания зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам, не применяется в тех случаях, когда Советом Министров СССР установлен иной порядок списания основных средств.

 

Инструкция "О порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий, объединений, организаций и учреждений железнодорожного транспорта", утвержденная МПС 11.09.85 N ЦФ/4318, считается утратившей силу.

 

Начальник

Главного управления

централизованных бухгалтерских

расчетов и финансов

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования