МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

 

ПРИКАЗ

от 28 декабря 1988 г. N 173

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ ФОРМЫ СУДОВОГО ЖУРНАЛА

И ПРАВИЛ ЕГО ВЕДЕНИЯ

 

Для приведения в соответствие с современными требованиями судового журнала морских судов, находящихся в ведении Минморфлота СССР и других министерств и ведомств (кроме судов Министерства рыбного хозяйства СССР), приказываю:

1. Утвердить новую форму судового журнала (Э-1 в) и Правила ведения судового журнала (прилагаются).

2. Форма судового журнала Э-1 в и Правила его ведения не распространяются на суда на подводных крыльях, суда портового, технического, пассажирского флота местных пассажирских линий и суда, для которых установлен режим работы судоводителей по совмещенным профессиям. На этих судах ведется журнал формы Э-1/ЭД-1, утвержденный Приказом министерства от 06.09.79 N 169.

3. В/О "Мортехинформреклама"

до 1 июля 1989 г. обеспечить издание и рассылку книг судовых журналов по заявкам пароходств.

4. Начальникам пароходств

до 1 декабря 1989 г. организовать изучение и внедрение на судах Минморфлота СССР новой формы судового журнала.

5. С 1 декабря 1989 г. считать утратившим силу Приказ министерства от 8 апреля 1981 г. N 84.

6. Контроль за выполнением Приказа возложить на Главную государственную морскую инспекцию.

 

Министр

Ю.ВОЛЬМЕР

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу ММФ

от 28 декабря 1988 г. N 173

 

                             Обложка

 

                                                             Э-1 в

 

                               СССР

                   МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

 

                          СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

                  _____________________________

                         (название судна)

 

                       N _________ 19__ г.

 

 

                          Титульный лист

 

                                                             Э-1 в

 

                               СССР

                   МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

 

                          СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

 

                            N ________

 

Название судна ___________________________________________________

Тип судна и СЭУ __________________________________________________

Владелец судна  __________________________________________________

Позывной сигнал судна ____________________________________________

Порт приписки судна ______________________________________________

N регистрации судна ______________________________________________

Капитан судна ____________________________________________________

 

                                       Начат ____________ 19___ г.

                                       Окончен __________ 19___ г.

 

 

Таблица 14

 

ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КОНВЕНЦИИ

СОЛАС-74/83 И ПРОТОКОЛА-78

 

N
п/п

Вид проверки, испытания, 
учения           

Дата (время проведения),  
подпись           

1.

Закрутка водопроницаемых   
дверей, проверка их механиз-
мов и индикаторов          

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Открытие водонепроницаемых 
дверей                     

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Тренировки по управлению и 
проверки водонепроницаемых 
дверей, иллюминаторов, кла-
панов, средств закрытых    
шпагатов и мусорных рукавов
и всех относящихся к ним   
приводов управления и инди-
каторов                    

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Закрытие всех отверстий    
наружного корпуса, обеспечи-
вающих его водонепроницае- 
мость, перед выходом судна в
рейс. Проверки (испытания) 
главного и вспомогательного
рулевого приводов, систем  
дистанционного управления, 
постов управления рулем на 
мостике, аварийного питания
рулевого привода, аксиомет-
ров, сигнализации рулевого 
управления, отключающих    
устройств, включая полную  
перекладку руля и проверку 
связи между мостиком и     
румпельным отделением      

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Учебная пожарная тревога   

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Учебная шлюпочная тревога. 
Вывод экипажа и пассажиров 
к местам сбора сигналом    
тревоги. Ознакомление с    
порядком оставления судна, 
подготовка спасательных    
средств к спуску. Проверка 
комплектности и состояния  
шлюпочного снабжения, спаса-
тельных жилетов. Пуск и про-
верка работы двигателей шлю-
пок. Проверка спасательных 
средств                     

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Тренировка по приведению в 
действие и использованию ПСН

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Тревога "Человек за бортом"

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Учения по переходу на ава- 
рийное управление рулем из 
румпельной, включая проверку
связи с мостиком и использо-
вание резервных источников 
энергоснабжения            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

┌─────┬─────┬────┬──────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

│Время│Курс │Курс│Местоположение│Тс = Тгр...... ч "__" _____ 19__ г. Рейс N __│

│собы-│по   по      судна     │Район ____________ из ___________ в _________│

│тия  │гиро-│маг-├────┬────┬────┤                                            

     │ком- │нит.│фи/ │лям-│л.п.│                                            

     │пасу │ком-│л.п.│бда/│- 3 │                                             

          │пасу│- 1 │л.п.│                                                

                  │- 2 │                                                

├─────┼─────┼────┼────┴────┴────┼─────────────────────────────────────────────┤

  1    2  │ 3        4                              5                    

├─────┼─────┼────┼────┬────┬────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                       

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                       

├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤

                                                                      

├─────┴─────┴────┴──┬─┴┬───┴─┬──┴───┬──────┬────┬─────┬─────┬─────────────────┤

│6   пройденное     │в │нап- │состо-│состо-│ат- │тем- │тем- │время    13 вахта│

    расстояние     р │рав- │яние  │яние  │мос-│пера-│пера-├───────┬────┬────┤

├───────┬──────┬────┤е │ление│повер-│пого- │фер-│тура │тура │00 - 04│       

│ время │факти-│ по │м │и    │хности│ды,   │ное │воз- │воды ├───────┼────┼────┤

       │чески │ЛАГУ│я │ско- │моря  │види- │дав-│духа │     │04 - 08│       

├───────┼──────┼────┤  │рость│      │мость │ле- │          ├───────┼────┼────┤

│00 - 04│            │ветра│            │ние │          │08 - 12│       

├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼────┼────┤

│04 - 08│              7    8     9   │ 10 │ 11  │ 12  │12 - 16│       

├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼────┼────┤

│08 - 12│          │04│                               │16 - 20│       

├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼────┼────┤

│12 - 16│          │08│                               │20 - 24│       

├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┴────┴────┤

│16 - 20│          │12│                               │Капитан:        

├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┤                 

│20 - 24│          │16│                                               

├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┤                

│за           │////│20│                                               

│сутки        │////│                                                 

├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┤                

│за рейс│      │////│24│                                               

             │////│                                                 

└───────┴──────┴────┴──┴─────┴──────┴──────┴────┴─────┴─────┴─────────────────┘

 

                          Последний лист

 

По реестру порта N ____________

    В журнале прошнуровано и пронумеровано _______________ листов.

Скреплено в конторе капитана _____________________________________

___________________________________ порта.

__________________________________________________________________

     (должность, фамилия и подпись лица, скрепившего журнал)

 

                                        "__" ____________ 19___ г.

 

Печать

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА

ВЕДЕНИЯ СУДОВОГО ЖУРНАЛА

 

1. Общие положения

 

1.1. Судовой журнал является основным официальным судовым документом, в котором отражается непрерывная жизнь судна.

1.2. Судовой журнал ведется на каждом судне предприятий и организаций Минморфлота СССР с момента подъема Государственного флага СССР в течение всего периода, пока сохраняется право плавания под ним.

1.3. Все листы в судовом журнале прошнуровываются и скрепляются подписью и печатью капитана морского торгового порта Союза ССР, а в исключительном случае - консула СССР. На последней странице в специальном штампе, нанесенном типографским способом, записывается номер журнала по реестру порта, число пронумерованных и прошнурованных листов, название порта.

1.4. Номер судового журнала присваивается при его регистрации в реестре судовых журналов на судне по порядку, начиная с первого. Этот номер записывается на обложке и титульном листе журнала.

1.5. Судовой журнал ведется вахтенным помощником капитана. Вахтенный помощник капитана, написавший текст, имеет право изменять и дополнять его, а капитан - только дополнять.

Текст, подлежащий изменению, зачеркивается тонкой чертой, чтобы его можно было прочесть, и заключается в скобки. Если ошибка замечена во время записи, правильный текст пишется сразу же после скобки. В остальных случаях - за скобкой или в случае пропуска - за словом, после которого нужно добавить текст, ставится цифровой знак сноски со сквозной нумерацией для каждой страницы. Исправление или дополнение текста записывается непосредственно за последней имеющейся в журнале записью, предваряется цифровым знаком сноски и скрепляется подписью лица, внесшего исправление или дополнение по форме:

"записано ошибочно", если зачеркнутый текст не нужно заменять другим;

"читать:" и далее верный текст;

"дополнение:" и далее верный текст.

Если исправления или дополнения относятся к предшествующим страницам, то перед ними после номера сноски указывается номер страницы, например: 3/с. 15.

Исправлять текст иным способом, чем указано выше, запрещается.

1.6. Объем записей навигационного характера определяется капитаном с учетом того, чтобы вместе с прокладкой на карте и информацией технических средств регистрации можно было восстановить плавание судна. При этом прокладка на карте сохраняется до повторного использования карты, а ленты самописцев - курсограмма, реверсограмма, эхограмма, телетайпограмма и др. - сохраняются на судне в течение двух лет.

1.7. Судовой журнал заполняется в процессе вахты в момент совершения события или после него.

1.8. При подходе к узкости, порту, полосе тумана и т.д. не следует регистрировать выполнение стандартных мероприятий. Можно ограничиться фразой: "Судно подготовлено к плаванию в узкости (портовых водах, условиях ограниченной видимости)".

1.9. Вахтенный помощник капитана скрепляет свои записи подписью с указанием должности, используя следующие сокращения: старший помощник капитана - СПКМ; второй (третий, четвертый) помощник капитана - 2 ПКМ (3 ПКМ, 4 ПКМ).

1.10. Капитан контролирует записи в судовом журнале и удостоверяет их подписью в конце каждой страницы.

1.11. Записи в судовом журнале делают пастой или чернилами.

1.12. Если характер записи не требует заполнения граф 2 - 4, текст записи начинают с графы 2 сразу после времени. Если одной строки для события оказалось недостаточно, запись можно продолжать в следующей строке, начиная с графы 2.

Графа 1 предназначена только для записи времени.

Записи каждых суток начинаются с новой страницы. Не заполненные в течение завершившихся суток строки прочеркиваются знаком "Z".

1.13. Заполненные судовые журналы хранятся на судне два года, после чего сдаются в архив пароходства.

1.14. Настоящие Правила ведения судового журнала не ограничивают в правах капитана и вахтенных помощников капитана вносить в судовой журнал любые записи, касающиеся повседневной жизни судна, которые, по их мнению, могут иметь значение для защиты интересов судна, судовладельца и груза.

Любые записи или требования о совершении таковых в судовом журнале со стороны иных лиц исключаются.

 

2. Порядок заполнения судового журнала

 

Правила данного раздела регламентируют форму, а не обязательность записей.

2.1. Время события - Т (графа 1) - записывается четырехзначным числом с разрядностью 1 мин. Часы отделяются от минуты точкой, например: 05.37.

2.2. Курс по гирокомпасу - ГКК (графа 2) - записывается курс по гирокомпасу, заданный рулевому (выставленный на авторулевом) с заданной точностью, например: 257,5 или 74.

2.2.1. Если курсограф не работает, регистрируются все курсы, не зафиксированные на карте.

2.3. Курс по магнитному компасу - КК (графа 3) - записывается курс по главному магнитному компасу с разрядностью 1 град.

2.4. Местоположение судна (графа 4) - записываются координаты: географические счислимые - фи c, лямбда c или обсервованные - фи o, лямбда o с карты, автосчислителя координат или иного датчика с разрядностью датчика, например: 47 град. 12,86 мин. N; гиперболические (стадиметрические) - л.п. - 1, л.п. - 2 и л.п. - 3 (радионавигационные параметры), например: F - 03,87 или Z - 46238 или BD - 920,02; полярные - пеленг П и дистанция - D и др.

2.4.1. Координаты места судна определяются и записываются во всех случаях, когда, по мнению капитана или вахтенного помощника, это необходимо.

В графе 5 записываются необходимые пояснения - названия ориентиров при визуальных и радиолокационных определениях с указанием номера измерения, названия датчика, с которого сняты координаты.

Например, если место судна определено по визуальным пеленгам маяков Столб и Островной 37,4 град. и 122,2 град. и радиолокационной дистанции до маяка Островной 6,7 мили, в графе 4 записывается: 37,4 град. | 122,2 град. | 6,7 мин.; в графе 5 записывается:

        k                k

    1) М  Столб, 2 - 3) M  Островной.

2.5. Невязка счисления - С или вектор сноса - записываются при необходимости в графе 5.

2.6. Пройденное расстояние (таблица 6) - записывается в милях: в графе "фактически" - пройденное по карте - Sк ; в графе "по лагу" - лаговое - Sл, т.е. разность отсчетов лага - РОЛ, исправленная поправкой лага - дельта Л, %. Суммарные данные - "За сутки" и "В рейсе" - фактически пройденное судном расстояние можно записывать по данным автосчислителя координат или приемоиндикатора СНС (РНС).

2.7. Гидрометеорологические данные (графы 7 - 12) - записываются результаты наблюдений за погодой в установленные сроки.

2.7.1. Направление и скорость ветра (графа 7) - записываются истинное направление ветра (в градусах с разрядностью 10 град.) и его скорость в м/с, например: - 330 - 11.

Если дрейф, принимаемый к счислению, обусловлен иным ветром, чем записано в графе 7, или изменение ветра в течение вахты повлекло изменение в работе судна, направление и скорость такого ветра записываются в графе 5.

2.7.2. Состояние поверхности моря (графа 8) - записываются направление волнения (с разрядностью 10 град.) и состояние поверхности моря в баллах, например: 310 - 3. На реке и в портовых водах записывается соответственно "порт", "река".

Если на поверхности воды есть лед, то записываются признак "Л" и сплоченность льда в баллах, например: Л - 7.

2.7.3. Состояние погоды, видимость (графа 9) - записываются состояние погоды условным обозначением (Я - ясно, П - пасмурно, Дм - дымка, Д - дождь, Т - туман, С - снег, Г - гроза, Мг - мгла, Гр - град) и дальность видимости в милях, например: П - 8.

2.7.4. Атмосферное давление (графа 10) - записывается в миллиметрах (без приведения к уровню моря).

2.7.5. Температура воздуха (графа 11), температура воды (графа 12) - записываются с разрядностью до 1 град.

2.8. Вахта (таблица 13) - записываются фамилии вахтенных матросов каждой вахты. При необходимости в графе 5 записываются фамилии членов экипажа, вызванных для усиления вахты.

2.9. В графе 5 по указанию капитана или усмотрению вахтенного помощника выполняются записи условий и обстоятельств работы судна, дополняющие табулированные данные:

2.9.1. Скорость судна - Vс - записывается скорость судна, принятая для счисления пути при отсутствии лага. Запись выполняется с разрядностью 0,1 уз., например: Vс = 14,4.

2.9.2. Режим хода (или частота вращения винта, или заданная нагрузка, или разворот лопастей) - записывается в случае необходимости.

2.9.3. Элементы течения (сноса) - записываются направление - Кт (град.) и скорость - Vт (уз.) течения, например: Кт = 312 град.; Vт = 1,7.

2.9.4. Включение (выключение) отдельных технических средств навигации, регистрирующих устройств, автовводов курса, скорости, сноса.

2.9.5. Угол постоянного крена судна в градусах (с точностью до 1 град.) с указанием борта накренения (Пр - на правый; Л - на левый борт) - записывается при его возникновении.

Перед входом в район малых глубин записываются крен судна и расчетная осадка носом и кормой.

2.9.6. Переход с карты на карту - записываются фраза "на карту" и номер новой карты.

2.9.7. Определение поправок технических средств навигации и маневренных элементов - записываются с указанием способа определения и основных результатов.

2.9.8. Грузовые операции - записываются готовность трюмов и грузовых устройств судна, начало и окончание грузовых операций, перерывов в работе с указанием причин; какими силами и средствами и куда выгружаются или куда принимаются грузы; сведения о погруженных или выгруженных грузах; окончание и способы крепления и сепарации грузов; перетяжки; случаи несогласия с действиями стивидоров и агентов по отношению к судну и грузу с указанием причин; меры, принятые для защиты интересов судна и судовладельца; случаи повреждения судна и груза.

 

3. Обязательные записи

 

3.1. На конец вахты на ходу - записываются данные в графы 1 - 5; 7 - 12 и таблицы 6 и 13.

3.2. На конец вахты у причала - записываются положение и состояние судна; осадка носом и кормой; выполняемые грузовые операции; готовность СЭУ; плавсредства у борта; количество погруженного (выгруженного) груза.

Если за время вахты изменений не произошло, записывается осадка и фраза: "Стоим в прежнем положении".

3.3. В заголовке страницы - указывается на начало суток число, месяц и год; район плавания, откуда и куда следует судно (названия пунктов) и номер рейса. На стоянке - название порта или рейда.

Указывается расхождение между судовым и гринвичским временем, например: Тс = Тгр + 3 ч.

3.4. При переводе часов - в графе 1 записывается дробью старое / новое время.

3.5. Плавание с лоцманом - записываются прибытие (убытие) лоцмана, его фамилия и инициалы.

3.6. Проводка с помощью буксиров - записываются прибытие (отход) буксиров, их названия, схема буксировки.

3.7. Постановка судна на якорь - записываются причина постановки, какой якорь отдан, сколько вытравлено якорь - цепи, измеренная глубина моря, готовность СЭУ.

3.8. Постановка к причалу - записываются название или номер причала, борт швартовки, какие, сколько, как и куда заведены швартовы, отданы ли якоря, осадка судна носом и кормой.

3.9. Плавание в зоне действия системы УДС - записываются получение разрешения на вход в зону, вид обслуживания, его начало и конец.

3.10. Плавание в штормовых условиях - записываются угол крена и период качки, действия по обеспечению сохранности груза, заливание палубы и удары волн, если они имели место.

3.11. Рождение или смерть на судне, несчастный случай на борту, неоказание помощи людям, терпящим бедствие вне судна, - записываются в случае рождения - фамилия, имя и отчество матери, пол ребенка; в случае смерти - фамилия, имя и отчество умершего, причина смерти, когда и кому передано тело умершего или координаты места, где это тело предано морю, факт передачи завещания начальнику советского порта, а в иностранном порту - консулу СССР; несчастный случай на борту, неоказание помощи - подробно излагаются причины и обстоятельства случая.

3.12. Удостоверение завещаний - записываются фамилия, имя и отчество завещателя, дата составления завещания.

3.13. Подготовка судна к выходу в рейс - записываются: число членов экипажа и пассажиров; запасы топлива и воды; осадка; количество и род груза; готовность рулевого устройства (требование СОЛАС-74/83), общая готовность к выходу в рейс.

3.14. Передача командования судном - записывается факт передачи и вступления в командование. Запись скрепляется подписями сдающего и принимающего капитанов.

 

4. Регистрация выполнения международных требований

 

4.1. Регистрация выполнения требований СОЛАС-74/83 и Протокола-78 производится в табл. 14. Необходимые дополнения к подробности записываются в графе 5.

4.2. В строках 1 и 2 таблицы фиксируется факт закрытия и открытия водонепроницаемых дверей в водонепроницаемых переборках.

4.3. В строке 3 производится запись о проведенных еженедельных тренировках по управлению и проверках водонепроницаемых закрытий. На судах, совершающих рейсы продолжительностью более одной недели, первая полная тренировка производится перед выходом из порта.

4.4. В строке 4 фиксируется закрытие перед выходом судна из порта всех отверстий наружного корпуса, которые в рейсе должны быть закрыты.

Здесь же фиксируются проверки приводов, систем и устройств, которые проводятся в пределах 12 ч до отхода судна в рейс.

4.5. В строке 5 делается запись о проведении ежемесячных учений по борьбе с пожаром.

4.6. В строке 6 делается запись о проведении ежемесячных учений по оставлению судна.

Эти учения проводятся в течение суток после выхода судна из порта, если в предыдущих учениях по борьбе с пожаром и по оставлению судна принимало участие менее 25% членов экипажа. На пассажирском судне, совершающем международный рейс, при обновлении более 20% пассажиров учебный сбор пассажиров проводится в течение суток после их посадки.

4.7. Каждое учение по борьбе с пожаром и по оставлению судна должно быть подробно описано. Учение по оставлению судна включает приспускание хотя бы одной из шлюпок с записью ее номера.

4.8. В строке 7 делается запись о проведении тренировок со спасательными плотами. Эти тренировки проводятся один раз в 2 месяца во время занятий по изучению спасательного оборудования и спасательных средств судна.

4.9. В строке 8 делается запись о спуске на воду и маневрировании на воде дежурных шлюпок с расписанной на них командой (тревога "Человек за бортом"), которые должны проводиться ежемесячно или во всяком случае не реже одного раза в 3 месяца.

4.10. В строке 9 фиксируются учения по переходу на аварийное управление рулем, которые, если это возможно, проводятся не реже одного раза в 3 месяца.

4.11. Переворачивание (замена коренного конца ходовым) лопарей спусковых устройств спасательных средств проводится не реже одного раза в 30 месяцев, а замена лопарей на новые - один раз в 5 лет. Запись об этом делается в графе 5.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования