1 декабря 1988 года N 9853-XI СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЗАКОН ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) СССР В целях развития социалистической
демократии, самоуправления народа, совершенствования избирательной системы,
структуры и деятельности Советов народных депутатов и органов правосудия
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: I. Внести в Конституцию СССР следующие
изменения и дополнения: 1. Главу 12 изложить в следующей
редакции: "Глава 12. СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Статья 89. Советы
народных депутатов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР,
Съезды народных депутатов и Верховные Советы союзных и автономных республик,
местные Советы народных депутатов - краевые, областные, автономных областей,
автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и
сельские - составляют единую систему представительных органов государственной
власти. Статья 90. Срок полномочий Советов
народных депутатов - пять лет. Выборы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий
соответствующих органов государственной власти. Статья 91. Важнейшие вопросы
общесоюзного, республиканского и местного значения решаются на заседаниях Съездов
народных депутатов, сессиях Верховных Советов и местных Советов народных
депутатов или ставятся ими на референдумы. Съезды народных депутатов избирают
Верховные Советы и Председателей Верховных Советов. Местные Советы народных
депутатов избирают председателей Советов. Верховные Советы и местные Советы
народных депутатов, за исключением городских (городов районного подчинения),
поселковых и сельских, имеют свои президиумы. Советы народных депутатов образуют
постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие
подотчетные им органы. Должностные лица, избираемые или
назначаемые Советами народных депутатов, не могут занимать свои должности более
двух сроков подряд. Любое должностное лицо может быть
досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения
им своих служебных обязанностей. Статья 92. Советы народных депутатов
образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с
общественным контролем трудящихся на предприятиях, в учреждениях и
организациях. Органы народного контроля проверяют
выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий;
ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями
местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и
расточительством, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других
контрольных органов; способствуют совершенствованию структуры и работы
государственного аппарата. Статья 93. Советы народных депутатов
непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями
государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства,
принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль
за проведением решений в жизнь. Статья 94. Деятельность Советов народных
депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и
решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и
распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними и
населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые
ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан
важнейшие вопросы общегосударственного и местного значения, систематически
информируют граждан о своей работе и принятых решениях". 2. Главу 13 изложить в следующей
редакции: "Глава 13. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Статья 95. Выборы народных депутатов
проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С целью обеспечения представительства общественных организаций по
нормам, установленным законами Союза ССР, союзных и автономных республик, одна
треть народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных
республик избирается от общественных организаций - Коммунистической партии
Советского Союза, профессиональных союзов, кооперативных организаций,
Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, объединений женщин,
ветеранов войны и труда, научных работников, творческих союзов и других
организаций, созданных в установленном законом порядке и имеющих общесоюзные или республиканские органы. Выборы
народных депутатов от общественных организаций проводятся на их съездах,
конференциях либо пленумах их общесоюзных или республиканских органов. Статья 96. Выборы народных депутатов от
избирательных округов являются всеобщими: право избирать имеют граждане СССР,
достигшие 18 лет. Право избирать депутатов от общественных организаций имеют
все делегаты их съездов, конференций либо участники пленумов их общесоюзных или
республиканских органов. Народным депутатом может быть избран
гражданин СССР, достигший 18 лет, а народным депутатом СССР - достигший 21
года. Гражданин СССР не может быть одновременно
народным депутатом более чем в двух Советах народных депутатов. Лица, входящие в состав Совета Министров
СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных
комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих
органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов
местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в
Совете, которым они назначаются или избираются. В выборах не участвуют психически больные
граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения
свободы, а также направленные по решению суда в места принудительного лечения. Статья 97. Выборы народных депутатов от
избирательных округов являются равными: избиратель по каждому избирательному
округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. При выборах народных депутатов от
общественной организации каждый делегат ее съезда, конференции либо участник
пленума имеет один голос и все они участвуют в выборах
на равных основаниях. Статья 98. Выборы народных депутатов от
избирательных округов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами
непосредственно. Народные депутаты от общественных
организаций избираются непосредственно делегатами их съездов, конференций либо
участниками пленумов их общесоюзных или республиканских органов. Статья 99. Голосование на выборах
народных депутатов является тайным: контроль за
волеизъявлением голосующих не допускается. Статья 100. Право
выдвижения кандидатов в народные депутаты по избирательным округам принадлежит
трудовым коллективам, общественным организациям, собраниям избирателей по месту
жительства и военнослужащих по воинским частям, а выдвижения кандидатов в
народные депутаты от общественных организаций - их общесоюзным или
республиканским органам, которые учитывают предложения по кандидатам в
депутаты, поступившие от местных органов, низовых коллективов и членов этих
организаций. Число кандидатов в народные депутаты не
ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для
обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. В избирательные бюллетени может быть
включено любое число кандидатов. При выборах народных депутатов от
избирательных округов могут проводиться окружные предвыборные собрания для
обсуждения выдвинутых по округу кандидатов в депутаты и принятия решений о
представлении кандидатов для регистрации в соответствующую избирательную
комиссию. Расходы, связанные с подготовкой и
проведением выборов народных депутатов, производятся за счет государства. Статья 101. Подготовка к выборам народных
депутатов осуществляется открыто и гласно. Проведение выборов обеспечивают
избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых
коллективов, общественных организаций, собраний избирателей по месту жительства
и военнослужащих по воинским частям. Гражданам СССР, трудовым коллективам и
общественным организациям гарантируется возможность свободного и всестороннего
обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные
депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в
печати, по телевидению, радио. Порядок проведения выборов народных
депутатов определяется законами Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 102. Избиратели и общественные
организации дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов
рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и
социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по
другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их
реализации". 3. Главу 15 изложить в следующей
редакции: "Глава 15. СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР И ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР Статья 108. Высшим органом
государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР правомочен
принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза
ССР. К исключительному ведению Съезда народных
депутатов СССР относится: 1) принятие Конституции СССР, внесение в
нее изменений; 2) принятие решений по вопросам
национально - государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР; 3) определение государственной границы
СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками; 4) определение основных направлений
внутренней и внешней политики СССР; 5) утверждение перспективных
государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и
социального развития СССР; 6) избрание Верховного Совета СССР; 7) избрание Председателя Верховного
Совета СССР; 8) избрание Первого заместителя
Председателя Верховного Совета СССР; 9) утверждение Председателя Совета
Министров СССР; 10) утверждение Председателя Комитета
народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального
прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; 11) избрание Комитета конституционного
надзора СССР; 12) отмена актов, принятых Верховным
Советом СССР; 13) принятие решений о проведении
всенародного голосования (референдума). Съезд народных депутатов СССР принимает
законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных
депутатов СССР. Статья 109. Съезд народных депутатов СССР
состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке: 750 депутатов - от территориальных
избирательных округов с равной численностью избирателей; 750 депутатов - от национально -
территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной
республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой
автономной области и один депутат от каждого автономного округа; 750 депутатов - от общесоюзных
общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных
депутатов СССР. Статья 110. Съезд народных депутатов СССР
созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов. По представлению избираемой им мандатной
комиссии Съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий
депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании
выборов отдельных депутатов недействительными. Съезд народных депутатов СССР созывается
Верховным Советом СССР. Очередные заседания Съезда народных
депутатов СССР проводятся один раз в год. Внеочередные заседания созываются по
инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из палат Верховного
Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета
СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной
республики в лице ее высшего органа государственной власти. Первое после выборов заседание Съезда
народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии
по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета
СССР или его заместитель. Статья 111. Верховный Совет СССР -
постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган
государственной власти СССР. Верховный Совет СССР избирается тайным
голосованием из числа народных депутатов СССР Съездом народных депутатов СССР и
ему подотчетен. Верховный Совет СССР состоит из двух
палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному
составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны. Палаты избираются на Съезде народных
депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа
народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных
депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в
союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа
народных депутатов СССР от национально - территориальных избирательных округов
и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов
от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2
депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного
округа. Съезд народных депутатов СССР ежегодно
обновляет одну пятую часть состава Совета Союза и Совета Национальностей. Каждая палата Верховного Совета СССР
избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза
и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают
их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут Председатель
Верховного Совета СССР, его Первый заместитель либо поочередно председатели
Совета Союза и Совета Национальностей. Статья 112. Верховный Совет СССР ежегодно
созывается Президиумом Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю
- сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая. Внеочередные сессии созываются
Президиумом Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению
Председателя Верховного Совета СССР, союзной республики в лице ее высшего
органа государственной власти или не менее трети состава одной из палат
Верховного Совета СССР. Сессия Верховного Совета СССР состоит из
раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними
заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР. Сессия
открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат. По истечении срока полномочий Съезда
народных депутатов СССР Верховный Совет СССР сохраняет свои полномочия вплоть
до образования вновь избранным Съездом народных депутатов СССР нового состава
Верховного Совета СССР. Статья 113. Верховный Совет СССР: 1) назначает выборы народных депутатов
СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных
депутатов СССР; 2) назначает Председателя Совета
Министров СССР, по его представлению утверждает состав Совета Министров СССР,
вносит в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и
упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР; 3) образует Совет обороны СССР и утверждает
его состав; назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР; 4) избирает Комитет народного контроля
СССР, Верховный Суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, Главного
государственного арбитра СССР; утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР и
коллегию Государственного арбитража СССР; 5) регулярно заслушивает отчеты
образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им
должностных лиц; 6) обеспечивает единство законодательного
регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства
Союза ССР и союзных республик; 7) осуществляет в пределах компетенции
Союза ССР законодательное регулирование отношений собственности, организации
управления народным хозяйством и социально - культурным строительством,
бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения,
охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, порядка реализации
конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, а также других отношений; 8) дает толкование законов СССР; 9) устанавливает общие начала организации
и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и
управления; определяет основы правового статуса общественных организаций; 10) представляет на
утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных
государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и
социального развития СССР: утверждает государственные планы экономического и
социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль
за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в
случае необходимости вносит изменения в план и бюджет; 11) ратифицирует и денонсирует
международные договоры СССР; 12) осуществляет контроль
за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи
иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных
займах и кредитах, получаемых из иностранных источников; 13) определяет основные мероприятия в
области обороны и обеспечения государственной безопасности; объявляет общую или
частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае военного нападения на
СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных
обязательств по взаимной обороне от агрессии; 14) принимает решения об использовании
контингентов Вооруженных Сил СССР в случае необходимости выполнения
международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности; 15) устанавливает воинские звания,
дипломатические ранги и иные специальные звания; 16) учреждает ордена и медали СССР;
устанавливает почетные звания СССР; 17) издает общесоюзные акты об амнистии; 18) имеет право отменять указы и
постановления Президиума Верховного Совета СССР, распоряжения Председателя
Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР; 19) отменяет постановления и распоряжения
Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР
и законам СССР; 20) решает другие вопросы, отнесенные к
ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению
Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР принимает законы
СССР и постановления. Законы и постановления, принятые
Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым
Съездом народных депутатов СССР. Статья 114. Право
законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном
Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету
Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Верховного
Совета СССР, Комитету конституционного надзора СССР, Совету Министров СССР,
союзным республикам в лице их высших органов государственной власти, постоянным
комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Комитету народного контроля
СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному
государственному арбитру СССР. Правом законодательной инициативы
обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и
Академия наук СССР. Статья 115. Проекты законов, внесенные на
рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных или
совместных заседаниях. Закон СССР считается принятым, если в
каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство членов
палаты. Проекты законов и другие
наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР,
принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее
высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное
обсуждение. Статья 116. Каждая палата Верховного
Совета СССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного
Совета СССР. Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежат вопросы социально -
экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для
всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней
политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР. Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения
национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в
сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального
государства; совершенствования законодательства СССР, регулирующего
межнациональные отношения. По вопросам своей компетенции каждая из
палат принимает постановления. Постановление, принятое одной из палат,
при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает
силу постановления Верховного Совета СССР. Статья 117. В случае разногласия между
Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение
согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего
вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на
совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос
переносится на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР. Статья 118. Президиум Верховного Совета
СССР является подотчетным Верховному Совету СССР органом, обеспечивающим
организацию работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и
осуществляющим другие полномочия в пределах, предусмотренных Конституцией СССР
и законами СССР. В состав Президиума Верховного Совета
СССР входят по должности: Председатель Верховного Совета СССР, Первый
заместитель Председателя Верховного Совета СССР, пятнадцать заместителей
Председателя Верховного Совета СССР - председатели Верховных Советов союзных
республик, председатели Совета Союза и Совета Национальностей, Председатель
Комитета народного контроля СССР, председатели постоянных комиссий палат и
комитетов Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР
возглавляет Председатель Верховного Совета СССР. Статья 119. Президиум Верховного Совета
СССР: 1) созывает сессии Верховного Совета
СССР; 2) организует подготовку заседаний Съезда
народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета СССР; 3) координирует деятельность постоянных
комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР; 4) оказывает содействие народным
депутатам СССР в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их
необходимой информацией; 5) осуществляет контроль
за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций
и законов союзных республик Конституции СССР и законам СССР; 6) организует подготовку и проведение
всенародных голосований (референдумов), а также всенародных обсуждений проектов
законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни; 7) присваивает высшие воинские звания,
дипломатические ранги и иные специальные звания; 8) награждает орденами и медалями СССР,
присваивает почетные звания СССР; 9) принимает в гражданство СССР; решает
вопросы о выходе из гражданства СССР, лишении гражданства СССР, о
предоставлении убежища; 10) осуществляет помилование; 11) назначает и отзывает дипломатических
представителей СССР в иностранных государствах и при международных
организациях; 12) принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных
государств; 13) в период между сессиями Верховного
Совета СССР объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние
войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения
международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; 14) в интересах защиты СССР и
безопасности его граждан объявляет военное либо чрезвычайное положение по всей
стране, а также в отдельных местностях - при обязательном рассмотрении данного
вопроса с Президиумом Верховного Совета соответствующей союзной республики;
может вводить в указанных случаях особые формы управления, осуществляемого
государственными органами Союза ССР и союзных республик; 15) публикует на языках союзных республик
законы СССР и другие акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, Верховным
Советом СССР, его палатами, Президиумом Верховного Совета СССР, Председателем
Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР издает
указы и принимает постановления. Статья 120. Председатель Верховного
Совета СССР является высшим должностным лицом Советского государства и
представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в
международных отношениях. Председатель Верховного Совета СССР
избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР
тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он
может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных
депутатов СССР. Председатель Верховного Совета СССР
подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР. Статья 121. Председатель Верховного
Совета СССР: 1) осуществляет общее руководство
подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом народных депутатов СССР и
Верховным Советом СССР; подписывает законы СССР и другие акты, принятые Съездом
народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и Президиумом Верховного Совета
СССР; 2) представляет
Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР доклады о положении
страны и о важных вопросах внутренней и внешней политики СССР, обеспечения
обороноспособности и безопасности СССР; 3) представляет Съезду народных депутатов
СССР кандидатуру для избрания на должность Первого заместителя Председателя
Верховного Совета СССР, а также предложения о персональном составе Комитета
конституционного надзора СССР; 4) представляет Верховному Совету СССР
кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета
Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя
Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного
арбитра СССР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных
депутатов СССР на утверждение; 5) возглавляет Совет обороны СССР; 6) ведет переговоры и подписывает
международные договоры СССР. Председатель Верховного Совета СССР
издает распоряжения. Первый заместитель Председателя
Верховного Совета СССР и заместители Председателя Верховного Совета СССР
выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета СССР отдельные его
функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности
осуществления им своих обязанностей. Статья 122. Совет Союза
и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета СССР, других
народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной
работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к
ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь
законов СССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и
Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов
и организаций. В этих же целях палаты Верховного Совета
СССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР, каждая из его палат
создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по
любому вопросу. Постоянные комиссии палат и комитеты
Верховного Совета СССР ежегодно обновляются на одну пятую часть их состава. Статья 123. Законы и другие решения
Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постановления его палат
принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов
соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета
СССР. Назначение и избрание должностных лиц в
состав Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда
СССР, а также коллегий Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР
производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат
или комитетов Верховного Совета СССР. Все государственные и общественные
органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий
палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, представлять им необходимые
материалы и документы. Рекомендации комиссий и комитетов
подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами,
учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах
должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок. Статья 124. Народный депутат СССР на
заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР
имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета СССР, к
Совету Министров СССР, к руководителям других органов, образуемых или
избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать
устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии
Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок. Народные депутаты СССР освобождаются от
выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок,
необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных
депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а
также среди населения. Народные депутаты СССР, избранные в состав Верховного
Совета СССР, могут освобождаться от выполнения служебных или производственных
обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете СССР. Народный депутат СССР не может быть
привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам
административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия
Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума
Верховного Совета СССР. Статья 125. Комитет конституционного
надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на десять лет из
числа специалистов в области политики и права в составе Председателя,
заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой
союзной республики. Лица, избранные в Комитет
конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в состав органов,
акты которых поднадзорны Комитету. Лица, избранные в Комитет
конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и
подчиняются только Конституции СССР. Комитет конституционного надзора СССР: 1) по собственной инициативе или по
поручению Съезда народных депутатов СССР представляет Съезду заключения о
соответствии Конституции СССР проектов законов СССР, подлежащих рассмотрению
Съездом; 2) по собственной
инициативе, по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям
Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик
представляет Верховному Совету СССР заключения о соответствии актов Верховного
Совета СССР и его палат, а также проектов актов этих органов Конституции СССР и
законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР; 3) осуществляет наблюдение за
соответствием Конституции СССР и законам СССР конституций и законов союзных
республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов
Министров союзных республик; 4) по собственной
инициативе или по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям
Верховного Совета СССР, его палат, Президиума Верховного Совета СССР,
Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов
Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной
власти союзных республик дает заключения о соответствии Конституции СССР и
законам СССР актов других государственных органов и общественных организаций. При выявлении противоречия акта или его
отдельных положений Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного
надзора СССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения
допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает
исполнение противоречащего Конституции СССР или закону СССР акта либо его
отдельных положений. Комитет конституционного надзора СССР
вправе входить с представлением на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный
Совет СССР или Совет Министров СССР об отмене
противоречащих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов
или должностных лиц. Организация и порядок деятельности Комитета
конституционного надзора СССР определяются Законом о конституционном надзоре в
СССР. Статья 126. Съезд народных депутатов СССР
и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за
деятельностью всех подотчетных им государственных органов. Верховный Совет СССР направляет
деятельность Комитета народного контроля СССР, возглавляющего систему органов
народного контроля. Организация и порядок деятельности
органов народного контроля определяются Законом о народном контроле в СССР. Статья 127. Порядок деятельности Съезда
народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов определяется
Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и другими
законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР". 4. Статьи 152, 153 и 155 главы 20
"Суд и арбитраж" изложить в следующей редакции: "Статья 152. Все суды в СССР
образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских)
народных судов, судьи краевых, областных и городских судов избираются
соответствующими вышестоящими Советами народных депутатов. Судьи Верховного Суда СССР, Верховных
Судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и автономных
округов избираются соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами
союзных и автономных республик, Советами народных депутатов автономных областей
и автономных округов. Народные заседатели районных (городских)
народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или
работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов -
соответствующими Советами народных депутатов. Судьи военных трибуналов избираются
Президиумом Верховного Совета СССР, а народные заседатели - собраниями
военнослужащих открытым голосованием. Судьи всех судов избираются сроком на
десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели ответственны
перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут
быть ими отозваны в установленном законом порядке. Статья 153. Верховный Суд СССР является
высшим судебным органом СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью
судов Союза ССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных
законом. Верховный Суд СССР состоит из
Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав
Верховного Суда СССР входят по должности председатели Верховных Судов союзных
республик. Организация и порядок деятельности
Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР". "Статья 155. Судьи и народные
заседатели независимы и подчиняются только закону. Судьям и народным заседателям
обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их
прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных
заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по
закону. Неприкосновенность судей и народных
заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о
статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и союзных
республик". II. В связи с новой редакцией глав 12, 13
и 15 Конституции СССР внести вытекающие из них изменения и дополнения в
следующие статьи Конституции СССР: 1. Часть первую статьи 77 после слов
"к ведению Союза ССР" дополнить словами "на Съезде народных
депутатов СССР". 2. Часть третью статьи 103 изложить в
следующей редакции: "В своей деятельности депутат
руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения
избирательного округа, интересы, выражаемые избравшей его общественной
организацией, добивается претворения в жизнь наказов избирателей и общественной
организации". 3. Статью 104 изложить в следующей
редакции: "Статья 104. Депутат осуществляет
свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной
деятельностью. На время заседаний Съездов народных
депутатов, сессий Верховных Советов или местных Советов народных депутатов, а
также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных
законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных
обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью,
за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета". 4. Часть первую статьи 105 изложить в
следующей редакции: "Депутат имеет право запроса к
соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны
дать ответ на запрос на Съезде народных депутатов, сессии Верховного Совета,
местного Совета народных депутатов". 5. Статью 107 изложить в следующей
редакции: "Статья 107. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Съезда народных
депутатов, Верховного Совета или местного Совета народных депутатов перед
избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его
кандидатом в депутаты, или перед избравшей его общественной организацией. Депутат, не оправдавший доверия
избирателей или общественной организации, может быть в любое время отозван по
решению большинства избирателей или избравшей его общественной организации в
установленном законом порядке". 6. Статью 130 изложить в следующей
редакции: "Статья 130. Совет Министров СССР
ответствен перед Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР и им
подотчетен. Вновь образованный Совет Министров СССР
представляет на рассмотрение Верховного Совета СССР программу предстоящей
деятельности на срок своих полномочий. Совет Министров СССР не реже одного раза
в год отчитывается о своей работе перед Верховным
Советом СССР". 7. Часть первую статьи 131 изложить в
следующей редакции: "Совет Министров СССР правомочен
решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР,
поскольку они не входят, согласно Конституции СССР, в компетенцию Съезда
народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и его Президиума, Председателя
Верховного Совета СССР". 8. Статью 133 изложить в следующей
редакции: "Статья 133. Совет Министров СССР на
основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР
и Верховного Совета СССР издает постановления и распоряжения и проверяет их
исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР". 9. В статье 135: из части третьей исключить слова
"Порядок передачи предприятий и объединений из республиканского и местного
подчинения в союзное определяется Президиумом
Верховного Совета СССР"; в части четвертой слова "на основе и
во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его
Президиума" заменить словами "на основе и во исполнение законов СССР
и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР". 10. Статью 137 изложить в следующей
редакции: "Статья 137. Высшим органом
государственной власти союзной республики является Съезд народных депутатов
союзной республики. Полномочия Съезда народных депутатов
союзной республики определяются Конституцией союзной республики". 11. Статью 138 изложить в следующей
редакции: "Статья 138. Верховный Совет союзной
республики - постоянно действующий законодательный, распорядительный и
контрольный орган государственной власти союзной республики. Верховный Совет
союзной республики подотчетен Съезду народных депутатов союзной республики. Председатель Верховного Совета союзной
республики подотчетен Съезду народных депутатов и Верховному Совету союзной
республики. Полномочия Верховного Совета союзной
республики, его Президиума, Председателя Верховного Совета союзной республики
определяются Конституцией союзной республики". 12. Часть вторую статьи 139 изложить в
следующей редакции: "Совет Министров союзной республики
ответствен перед Съездом народных депутатов и Верховным Советом союзной
республики и им подотчетен". 13. Статью 143 изложить в следующей
редакции: "Статья 143. Высшим органом
государственной власти автономной республики является Съезд народных депутатов
автономной республики". 14. Статью 144 изложить в следующей
редакции: "Статья 144. Верховный Совет
автономной республики - постоянно действующий законодательный, распорядительный
и контрольный орган государственной власти автономной республики. Верховный
Совет автономной республики подотчетен Съезду народных депутатов автономной
республики. Председатель Верховного Совета автономной
республики подотчетен Съезду народных депутатов и Верховному Совету автономной
республики. Совет Министров автономной республики
ответствен перед Съездом народных депутатов и Верховным Советом автономной
республики и им подотчетен". 15. Статьи 149 и 150 изложить в следующей
редакции: "Статья 149. Работу
краевых, областных, автономных областей, автономных округов, районных,
городских, районных в городах Советов народных депутатов организуют их
президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов
районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих
Советов. Статья 150. Исполнительными и
распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются
избираемые ими исполнительные комитеты. Исполнительные комитеты не реже одного
раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях
трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Исполнительные комитеты местных Советов
непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему
исполнительному и распорядительному органу". 16. Статью 165 изложить в следующей
редакции: "Статья 165. Генеральный прокурор
СССР ответствен перед Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР
и им подотчетен". 17. Статью 174 изложить в следующей
редакции: "Статья 174. Изменение Конституции
СССР производится решением Съезда народных депутатов СССР, принятым
большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов
СССР". Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.ГОРБАЧЕВ Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Т.МЕНТЕШАШВИЛИ Москва,
Кремль 1 декабря
1988 года N 9853-XI |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |