Утверждаю Заместитель Министра путей сообщения Б.Д.НИКИФОРОВ 26 ноября 1988 г. N ЦТ/4658 ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРУ, ХРАНЕНИЮ, РЕГЕНЕРАЦИИ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В связи с вводом в действие данной
Инструкции "Инструкция по сбору, хранению и регенерации отработанных
смазочных масел на железнодорожном транспорте" нр.
ЦТ/2260 от 18 февраля 1963 г. считается утратившей силу. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая Инструкция предусматривает
экономию топливно-энергетических ресурсов, предотвращение загрязнения
окружающей среды отработанными нефтепродуктами и является обязательной для
применения всеми предприятиями МПС СССР, расходующими товарные масла. 1.2. Инструкция устанавливает: - единые требования к организации сбора,
хранения, сдачи, рационального использования и регенерации (очистке)
отработанных нефтепродуктов (ОНП); - единый порядок планирования, учета,
сдачи, рационального использования и регенерации (очистки) ОНП. 1.3. Инструкция определяет порядок
отчетности сбора и дальнейшего использования: - масел, утративших в процессе
эксплуатации показатели качества или проработавших в узлах машин, механизмов и
другого оборудования установленные для них сроки, а
также масел, слитых из рабочих систем в процессе ремонтно-технических операций; - смеси нефти и нефтепродуктов,
образующихся при зачистке тары, резервуаров, трубопроводов, автомобильных и железнодорожных
цистерн и другого оборудования, при эксплуатации очистных сооружений и
извлекаемых из нефтесодержащих вод. 1.4. Организация сбора ОНП включает: - распределение обязанностей и назначение
ответственных лиц по сбору, хранению, сдаче, рациональному использованию и
учету ОНП; - создание пунктов сбора и хранения ОНП,
обеспеченных необходимым количеством тары, оборудования и резервуаров; - создание участков по регенерации
(очистке) отработанных масел для собственных нужд; - изыскание направлений рационального
использования ОНП взамен свежих нефтепродуктов; - обеспечение контроля, учета и
отчетности по сбору и использованию ОНП; - проведение инструктажа по технике
безопасности и противопожарным мероприятиям при работе с ОНП; - проведение мероприятий, обеспечивающих
полный сбор ОНП и охрану окружающей среды от загрязнения; - проведение разъяснительной работы о
необходимости и значимости сбора ОНП для железнодорожного транспорта. 1.5. Отработанные нефтепродукты
подразделяются на группы (табл. 1, ГОСТ 21046-86). Таблица 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ОНП ПО ГРУППАМ ┌──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │Группа│ Состав отработанных нефтепродуктов │ ├──────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │ММО │Отработанные моторные (для авиационных поршневых, карбю- │ │ │раторных и дизельных двигателей), компрессорные (1), │ │ │вакуумные (2), масла для прокатных станов, индустриальные│ │ │масла всех марок с кинематической вязкостью при 50 °C не │ │ │менее 35 мм/с (3) │ │МИО │Отработанные индустриальные масла и рабочие жидкости для │ │ │гидросистем всех марок с кинематической вязкостью при 50 │ │ │°C не менее 35 мм/с (4), газотурбинные, изоляционные, для│ │ │компрессоров холодильных машин, приборные и турбинные (5)│ │СНО │Смеси отработанных нефтепродуктов: │ │ │нефтяные промывочные жидкости, масла, применявшиеся при │ │ │термической обработке металлов, цилиндровые, трансмисси- │ │ │онные (6); нефть и жидкие нефтяные топлива, извлекаемые │ │ │из очистных сооружений и нефтесодержащих вод │ └──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘ Примечания: 1. К-19, К-12 (ГОСТ 1861-73), КС-19 (ГОСТ
9243-75), Кп-8С (ТУ 38.401-512-85). 2. ВМ-1, ВМ-3, ВМ-4, ВМ-5, ВМ-6 (ОСТ
38.01.402-86). 3. И-30А, И-40А, И-50А (ГОСТ 20799-75). 4. И-5А, И-8А, И-12А, И-20А (ГОСТ
20799-75), ГТ-50 (ТУ 38-101-487-80), МГЕ-4А (ОСТ 38.01.281-82), РМ (ГОСТ
15.819-85), АУП (ОСТ 38-01.364-84), Р (ОСТ
38-01.434-87), АМГ-10 (ГОСТ 6794-75), МГЕ-10А (ОСТ 38.01.281-85), ВМГЗ (ТУ
38-101-479-85), МГ-30 (ТУ 38-101-50-79). 5. ХА-23, ХА-30, ХО-12-16, ХО-22-24 (ГОСТ
5546-86), Тп-22, Тп-30 (ГОСТ 9972-74), Т-22, Т-30 (ГОСТ 32-74),
трансформаторные ТКп (ТУ 38.101.890-81),
трансформаторное Т 1500, Т-750 (ГОСТ 982-80),
трансформаторное масло (ГОСТ 1021-76), приборное МВП (ГОСТ 1805-76). 6. ТАп-158, ТСп-10, ТЗп-15, ТСп-15к, ТСп-14,
ГИП, ТАД-17п (ГОСТ 23652-79), ТС-14,5 (ТУ 38.101.110-71). 1.6. Сбор отработанных масел для
регенерации (очистки) с целью последующего использования на собственные нужды
предприятий производится в отдельные емкости по маркам масел. 1.7. Собранные нефтепродукты, содержащие
синтетические, коррозионно-агрессивные, токсичные вещества, и продукты не
нефтяного происхождения утилизируются предприятиями в установленном порядке и
сдаче на нефтебазы не подлежат. 2. ПОРЯДОК
ПЛАНИРОВАНИЯ СБОРА ОНП 2.1. Плановые объемы сбора отработанных
моторных и индустриальных масел определяются следующим образом. 2.1.1. Ресурсами для планирования сбора
являются: - выделенные лимиты товарных масел предпланируемого года, в том числе объемы масел, выделенные
по рыночному лимиту; - предусмотренные в заключаемых договорах
объемы масел, не распределяемые в централизованном порядке; - объемы масел, собираемых при плановых
ремонтах; - объемы масел, закупленных у других
предприятий народного хозяйства; - объемы масел, сливаемых со списанного
оборудования. 2.1.2. Из ресурсов сбора вычитаются
объемы масел, расходуемых безвозвратно: - в качестве сырья для приготовления
продукции; - на заправку техники, поставляемой
другим предприятиям. Полученная разность является базой для планирования
сбора отработанных масел. 2.1.3. Плановый объем сбора определяется
умножением базы для планирования на утвержденную норму сбора (см. Приложение 3)
по каждой группе масел с учетом достигнутого уровня сбора за ряд предшествующих
лет. 2.2. Плановые объемы сбора смеси
отработанных нефтепродуктов (СНО) определяются следующим образом: 2.2.1. Плановый объем сбора отработанных
масел, входящих в группу СНО, определяется в соответствии с порядком,
изложенным в пункте 2.1. 2.2.2. Кроме отработанных масел, ресурсами
сбора СНО являются: - выделенные лимиты нефтяных промывочных
жидкостей; - объемы нефти и нефтепродуктов,
извлекаемых из нефтесодержащих вод на очистных сооружениях предприятий; - объемы нефтепродуктов, собираемых на
промывочно-пропарочных станциях МПС при зачистке цистерн, определяемые на
основе нормативного остатка с учетом климатических условий; - объемы нефтепродуктов, образующихся при
зачистке резервуаров, трубопроводов, автомобильных цистерн. 2.2.3. Объемы сбора перечисленных в
пункте 2.2.2 нефтепродуктов определяются договором между предприятием МПС и нефтепродуктообеспечивающим предприятием. 2.3. Планирование сбора и использования
ОНП включает следующие этапы. 2.3.1. Госснабом СССР на базе лимитов
поставки товарных масел и расчетных балансов для масел, не распределяемых в
централизованном порядке, года, предшествующего планируемому, разрабатывается и
согласовывается с Госпланом СССР, Миннефтехимпромом
СССР и МВЭС СССР проект лимитов по сбору и использованию ОНП в целом по
народному хозяйству. 2.3.2. На основании согласованного
проекта лимитов по сбору и использованию ОНП Госснаб СССР проводит
распределение проекта лимитов в разрезе союзных республик и обеспечивает их
доведение до органов нефтепродуктообеспечения союзных республик до 1 февраля года,
предшествующего планируемому. 2.3.3. Органы
нефтепродуктообеспечения союзных республик, рассмотрев полученные проекты
лимитов, одновременно с представлением в Госснаб СССР сводных данных о
потребности в нефтепродуктах, распределяемых в централизованном порядке,
представляют до 20 апреля данные о нормативных объемах сбора ММО и МИО,
источником образования которых служат масла всех видов поставки и СНО, а также
проекты лимитов по их использованию и поставке. 2.3.4. Госснаб СССР рассматривает с
представителями органов нефтепродуктообеспечения союзных республик проекты
лимитов по сбору, использованию и поставке ОНП. Проект лимитов включается в
предложения по использованию вторичного сырья на планируемый год и до 1 июня
направляется в Госплан СССР, а также органам нефтепродуктообеспечения союзных
республик для завершения работ по заключению договоров. Лимиты по сбору и использованию ОНП
доводятся до органов нефтепродуктообеспечения союзных республик одновременно с
лимитами на поставку товарных нефтепродуктов. 2.3.5. Органы нефтепродуктообеспечения
союзных республик обеспечивают распределение утвержденных лимитов по сбору,
использованию, поставке ОНП между своими территориальными организациями и
предприятиями, а также организацию заключения договоров между предприятиями
народного хозяйства и нефтепродуктообеспечивающими
предприятиями. Обязательства сторон по сбору и
использованию ОНП целесообразно отражать в договоре на поставку товарных
нефтепродуктов. 2.3.6. Расчеты при приеме и поставке ОНП
производятся по ценам, определенным дополнительным прейскурантом 04-02-1980/1
"Оптовые цены промышленности на нефтепродукты" (Приложение 1). 2.3.7. Органы нефтепродуктообеспечения
союзных республик представляют в Госснаб СССР до 1 января планируемого года
данные о сборе, использовании и поставке ОНП по группам с разбивкой по
кварталам в соответствии с заключенными договорами. 2.3.8. Сторонами вносятся соответствующие
изменения в договор по сбору, приему и использованию ОНП при изменении объемов
поставки товарных нефтепродуктов. При этом в пояснительной записке к отчету о
сборе и использовании ОНП указывается отклонение в поставке товарных
нефтепродуктов за отчетный период с соответствующим изменением показателей по сбору
и использованию ОНП. 2.3.9. При невыполнении предприятиями
договорных обязательств по сбору и сдаче ОНП нефтепродуктообеспечивающие
предприятия имеют право уменьшать поставку соответствующих товарных масел на
количество, равное недосдаче. 2.4. Органы нефтепродуктообеспечения
союзных республик осуществляют контроль за
организацией сбора и использования ОНП на территории союзной республики. <...> организацию
сбора, регенерации (очистки) ОНП, исходя из специфики организации производства
на предприятии; - оборудование на каждом предприятии
пункта сбора ОНП. Пункт сбора - это специально выделенная
на предприятии территория, укомплектованная соответствующими техническими
средствами (ручные и электрические насосы, шприцы, поддоны и др.), имеющая
накопительные емкости, перекачивающие и сливные устройства для ОНП. 3.2. Все предприятия независимо от
объемов потребления товарных масел и других нефтепродуктов обязаны осуществлять
сбор всех ОНП и обеспечивать максимальное их использование по наиболее
рациональным направлениям. 3.3. Сбор ОНП
производится во всех случаях при сливе отработанных масел из картеров
двигателей, редукторов, ванн для закалки, воронения и т.д., трансформаторов,
турбин, гидравлических систем машин и механизмов всех видов и назначения, в том
числе с устройствами (фильтрами, центрифугами, адсорберами и т.п.),
увеличивающими срок службы масел, а также на пунктах ремонта и обслуживания
транспортных средств и другого оборудования, при зачистке средств хранения и транспортировки, при эксплуатации очистных
сооружений и извлечении из нефтесодержащих вод. 3.4. Запрещается слив ОНП на землю, в
канализационные системы и водоемы. 3.5. При сборе ОНП всех групп должно быть
исключено попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров,
лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений, а при сборе
отработанных моторных и отработанных индустриальных масел должно быть исключено
их разбавление нефтью и нефтепродуктами (мазутом, дизельным топливом,
керосином, бензином и т.д.). 3.6. Технические средства сбора ОНП
должны обеспечить максимальную полноту сбора ОНП и их сохранность при хранении,
транспортировке и приемосдаточных операциях. 3.7. Сбор ОНП производится в емкости
(баки, бочки, бидоны и т.д.), защищенные от обводнения и загрязнения. Оптимальные
объемы резервуаров, производительность перекачивающих устройств и диаметры
трубопроводов на пункте приема-хранения ОНП должны быть определены с учетом
конкретных условий. 3.8. Предприятия нефтепродуктообеспечения
должны осуществлять беспрепятственный прием ОНП от предприятий железнодорожного
транспорта. 3.9. Предприятия сдают ОНП нефтепродуктообеспечивающим организациям согласно
заключенным договорам: - транспортирование ОНП должно
производиться специализированным транспортом или специально оборудованным
транспортом предприятия; - упаковка, маркировка, транспортирование
и хранение ОНП осуществляется в соответствии с ГОСТ 1510-84 "Нефть и
нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение"; - нефтебазы обеспечивают прием ОНП (прием
- документально оформленный акт передачи собранных
предприятием ОНП нефтебазе в соответствии с договором); - нефтебазы оборудуют пункты приема по
группам ОНП согласно ГОСТ 21046-86, доставляемых в
любом виде тары (цистерны, бочки, бидоны и т.д.). 3.10. ОНП сдаются и принимаются партиями. Партией считается любое количество ОНП,
соответствующее по качеству требованиям одной из групп действующего
ГОСТ 21046-86 (см. табл. 2), одним документом и направляемое в один адрес. Таблица 2 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОНП ПО ГРУППАМ СБОРА ┌───────────────────────────────┬────────────────┬───────────────┐ │ Наименование │Норма для группы│Метод испытания│ │ показателя ├──────┬────┬────┤ │ │ │ ММО │МИО │СНО │ │ ├───────────────────────────────┼──────┼────┼────┼───────────────┤ │1. Вязкость кинематическая при │5 - 35│- │- │ГОСТ 33-82 │ │50 °C, мм/с > 35 │ │ │ │ │ │2. Температура вспышки, опреде-│100 │120 │- │ГОСТ 26378.4-84│ │ляемая в открытом тигле, °C, не│ │ │ │ │ │ниже │ │ │ │ │ │3. Массовая доля механических │1 │1 │1 │ГОСТ 26378.2-84│ │примесей, %, не более │ │ │ │ │ │4. Массовая доля воды, %, не │2 │2 │2 │ГОСТ 26378.1-84│ │более │ │ │ │ │ │5. Содержание загрязнений │отс. │отс.│отс.│ГОСТ 26378.2-84│ │6. Содержание фракций, выкипаю-│10 │10 │- │ГОСТ 2177-82 │ │щих до 340 °C, %, не более │ │ │ │ │ │7. Температура застывания фрак-│-10 │-10 │- │ГОСТ 20287-74 │ │ций, выкипающих выше 340 °C, не│ │ │ │ │ │выше │ │ │ │ │ └───────────────────────────────┴──────┴────┴────┴───────────────┘ Примечание: 1. Для отработанных нефтепродуктов группы
СНО, собираемых на промывочно-пропарочных станциях, допускается массовая доля
воды не более 4%. 2. Нормы по показателям подпунктов 6 и 7
являются факультативными до 01.01.89. 3.11. Для определения показателей
качества ОНП допускается использование как стандартных, так и экспресс-методов анализа. При возникновении разногласий в
оценке качества ОНП между предприятием и нефтепродуктообеспечивающей
организацией должны применяться методы испытаний, предусмотренные ГОСТ
21046-86. 3.12. Расчеты с нефтепродуктообеспечивающими
организациями (нефтебазами) за сданные и полученные ОНП производятся по
закупочным и оптовым ценам действующего прейскуранта, утвержденного Госкомцен СССР (см. Приложение 1). Основанием для расчета с
нефтепродуктообеспечивающими организациями являются
документы, выданные нефтебазой. 3.13. В каждом случае отказа от приема
ОНП предприятие обязано обратиться в вышестоящую организацию, территориальное
управление Госкомнефтепродукта. 3.14. Собранные
предприятиями сверх плана ОНП сдаются нефтебазам в обязательном порядке либо
используются на собственные нужды, но по согласованию с нефтепродуктообеспечивающей
организацией. 4. ХРАНЕНИЕ И
ТРАНСПОРТИРОВКА ОНП 4.1. Хранение ОНП на предприятиях
осуществляется в соответствии с действующим порядком хранения товарных
смазочных материалов и других нефтепродуктов, определенным ГОСТ 21046-86. 4.1.1. На постах (место в цехе, где
размещены емкости для накопления отработанных масел, сливаемых непосредственно
из машин и механизмов) и пунктах сбора ОНП хранят раздельно по группам, а также
в зависимости от направления дальнейшего использования (по маркам масел) в
любых емкостях: резервуарах, бочках, бидонах и т.д. 4.1.2. При хранении ОНП резервуары и тара
должны быть оборудованы крышками, обеспечивающими сохранность качества ОНП. 4.1.3. Резервуары и тару необходимо
маркировать в соответствии с группой хранимых ОНП. 4.2. Собранные из механизмов и
оборудования ОНП транспортируются на пункт сбора и хранения в передвижных
емкостях либо по цеховым трубопроводам. Для выполнения погрузочно-разгрузочных
работ необходимо иметь механизацию (бочкоподъемники,
автопогрузчики и т.д.). 4.3. Предприятия, по мере накопления ОНП
на пункте их сбора и хранения, отправляют ОНП на приемные пункты нефтепродуктообеспечивающих организаций (нефтебазы). 4.4. Предприятия, включенные в систему
централизованной перевозки ОНП, обязаны обеспечить сдачу ОНП
специализированному автотранспорту в установленный срок. В этом случае
предприятие обеспечивает на каждую группу ОНП резервуар не менее 5 м, средства
перекачки и устройства для подогрева ОНП, а также подъездные пути для
исключения сверхнормативных простоев транспорта. 4.5. Отпуск ОНП с пункта их хранения и
сдача на нефтебазы осуществляется только по весу. 5. КОНТРОЛЬ
КАЧЕСТВА ОНП 5.1. Прием ОНП производится только на
основании паспорта лабораторного анализа. По согласованию с нефтебазами
предприятия - сдатчики ОНП, не имеющие своих лабораторий, могут направлять
пробы отдельных партий ОНП на анализ в лаборатории нефтебаз. При этом стоимость
выполненного анализа оплачивается предприятием-сдатчиком. 5.2. Отбор проб ОНП производится по ГОСТ
2517-80, а их анализ - по методикам раздела 5 действующего ГОСТ 21046-86. 5.3. Разногласия между отправителем
(сдатчиком) и получателем по вопросам качества ОНП разрешаются тем же порядком,
что и при поставках товарных нефтепродуктов. При этом анализ проб производят по
методам, указанным в табл. 2 действующего ГОСТ
21046-86 (см. табл. 2). 6. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ
И КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНП 6.1. Учет сбора и сдачи ОНП на
предприятиях ведется бухгалтерией раздельно по группам, планируемых к сбору на
основании накладных, получаемых с пункта сбора ОНП, в соответствии с
действующими правилами и положениями для учета материальных ценностей. 6.2. Первичный учет ОНП ведется
подразделениями предприятия на основании накладных, путем записи в журналах по
установленным формам. 6.3. При использовании ОНП предприятиями
на собственные нужды лица, ответственные за их хранение, фиксируют в журнале
количество израсходованных ОНП с разбивкой по группам сбора (ГОСТ 21046-86) и
направление их применения (регенерация, технологические нужды, котельное
топливо). 6.4. Нефтебаза на каждую принятую партию
ОНП обязана выдать предприятию накладную в двух экземплярах о приеме с
указанием группы масел, цены за тонну по каждой группе и паспорт качества. 6.5. Количество (вес) и группа ОНП, доставленных на нефтебазу, определяется предприятием и
уточняется на основании химического анализа, проводимого лабораторией
нефтебазы. При определении качества ОНП производится отбор проб в соответствии
с действующим ГОСТ. 6.6. Накладная, выданная нефтебазой,
является основанием для расчетов с предприятием-сдатчиком. 6.7. Предприятие составляет и высылает в
отделение, а там, где оно отсутствует, непосредственно в управление дороги и в
управление статистики по месту своего нахождения отчет 14 СН (отчет об
использовании и поставке вторичного сырья). 6.8. Руководитель предприятия подписывает
статистическую отчетность только при наличии на копии виз бухгалтерии
предприятия и нефтепродуктообеспечивающей
организации, к которой оно прикреплено. 7. РАЦИОНАЛЬНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНП 7.1. Предприятия обязаны максимально
использовать взамен товарных нефтепродуктов отработанные, в том числе
отработанные масла без очистки, с необходимой степенью очистки и
регенерированные, в соответствии с НТД (технические условия, инструкция,
технологический регламент и т.д.) и с учетом установленных предельных
показателей качества работающих масел. 7.2. Предприятие обязано постоянно
увеличивать объемы использования отработанных и регенерированных (очищенных)
масел путем: - поиска и расширения направлений
использования отработанных и регенерированных (очищенных) масел; - использование отработанных масел в
неответственных узлах трения, в технологических процессах, в качестве
котельного топлива или его компонента и т.д.; - внедрения применения отработанных,
регенерированных (очищенных) масел в узлах и механизмах взамен или наряду с товарными, на основании разработанной НТД или инструкции
(согласованной с заводом-изготовителем), с целью снижения расхода товарных
масел. 7.3. Направления использования
отработанных и регенерированных (очищенных) масел на предприятиях определяются
составом оборудования, технологическими процессами, качеством собираемых
отработанных масел. 7.4. Масла (кроме дизельных), слитые из
маслосистем и не соответствующие нормам качества только по содержанию воды и
механических примесей, не сдаются на нефтебазу, а подлежат очистке
(регенерации) и повторному использованию. 7.5. Качество регенерированных
(очищенных) масел регламентируется государственными и отраслевыми стандартами
на товарные масла и смазывающие материалы, а также техническими условиями и
стандартами предприятий на регенерированные (очищенные) масла. 7.6. Для проведения
регенерации (очистки) отработанных масел группы МИО и, частично, ММО
(индустриальные и компрессорные) может применяться следующее оборудование: маслорегенерационные установки различных типов и
модификаций, отстойники, сепараторы, центрифуги, адсорберы, фильтры,
фильтрационные установки и т.д. (см. Приложение 2). 8. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ
БЕЗОПАСНОСТИ 8.1. При сборе, транспортировании, сдаче,
хранении и использовании ОНП следует руководствоваться требованиями
безопасности согласно действующему ГОСТ 21046-86 и
правилами техники безопасности, утвержденными на предприятиях. 8.2. Потребность в индивидуальных
средствах защиты при обращении с нефтепродуктами определяется типовыми нормами,
утвержденными Государственным Комитетом СССР по труду и социальным вопросам и
ВЦСПС. 8.3. Правила противопожарной безопасности
устанавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-76 "ССБТ.
Пожарная безопасность. Общие требования". Начальник Главного управления локомотивного хозяйства А.Н.КОНДРАТЕНКО Приложение 1 к Инструкции МПС СССР от 26 ноября 1988 г. N ЦТ/4658 Утвержден Постановлением Госкомцен
СССР от 22 июля 1986 г. N 486/3 Вводится в действие с 1 января 1982 года ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕЙСКУРАНТ 04-02-1980/1 "ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА
НЕФТЕПРОДУКТЫ" 4. Закупочные и оптовые цены на
нефтепродукты отработанные ┌──────┬─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────────┐ │ Поз. │ Код ОКП │ Наименование │Стандарт│Цена в руб.│ │ │ │ │ или ТУ │ и коп. за │ │ │ │ │ │ 1 т │ │ │ │ │ ├─────┬─────┤ │ │ │ │ │заку-│опто-│ │ │ │ │ │поч- │вая │ │ │ │ │ │ная │ │ ├──────┼─────────────┼──────────────────────┼────────┼─────┼─────┤ │11-001│02-5892 100 │Масла моторные отрабо-│ГОСТ │30-00│46-00│ │ │ │танные группы ММО │21046-86│ │ │ │11-002│02-5892 0200 │Масла индустриальные │То же │24-00│37-00│ │ │ │отработанные группы │ │ │ │ │ │ │МИО │ │ │ │ │11-003│02-5892 99001│Смесь нефтепродуктов │То же │16-00│25-00│ │ │ │отработанных группы │ │ │ │ │ │ │СНО │ │ │ │ └──────┴─────────────┴──────────────────────┴────────┴─────┴─────┘ Примечания. 1. Закупочные цены применяются на
нефтепродукты отработанные, сдаваемые всеми предприятиями, организациями и
населением нефтесбытовым организациям союзных
республик (нефтебазам, АЗС и приемным пунктам). При сдаче отработанных нефтепродуктов
организациями нефтесбыта, осуществляющими их
централизованный сбор и транспортировку автомобильным транспортом, с закупочной
цены предоставляется скидка в размере 6 руб. за тонну. При этом погрузка
нефтепродуктов отработанных в автотранспорт производится за счет сдатчика. В случае поставки ОНП по планам
(разнарядкам) нефтеснабсбытовых организаций
непосредственно на пункты регенерации, нефтеперерабатывающим предприятиям и
потребителям на технологические цели и другое использование к закупочной цене
применяется надбавка в размере 5 руб. за тонну. 2. Оптовые цены применяются на нефтепродукты
отработанные, поставляемые нефтеснабсбытовыми
организациями на пункты регенерации (кроме группы СНО), нефтеперерабатывающим
предприятиям и потребителям на технологические цели и другое использование. Оптовые цены на нефтепродукты
отработанные установлены: франко-вагон (судно), станция (порт, пристань)
назначения, а при поставке трубопроводным транспортом франко-головной резервуар
покупателя, если трубопровод принадлежит нефтесбытовой
организации. 3. Закупочные и оптовые цены установлены
на нефтепродукты отработанные по массе нетто, без исключения воды и
механических примесей в пределах норм действующих стандартов и технических
условий. Заместитель Начальника Топливно-теплотехнического управления ЦТ МПС В.И.ГРОМОВ Приложение 2 к Инструкции МПС СССР от 26 ноября 1988 г. N ЦТ/4658 РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ 1. Согласно положениям настоящей
Инструкции очистке или регенерации должны подвергаться масла группы МИО и,
частично, группы ММО (масла индустриальные и компрессорные) ГОСТ 21046-86,
слитые из узлов механизмов и оборудования, имеющие отличия от норм качества для
товарных масел только по содержанию воды и механических примесей. 2. Для осуществления регенерации
(очистки) отработанных масел используют стационарные и передвижные установки,
размещаемые непосредственно в местах сбора или хранения ОНП. 3. Тип и количество установок предприятие
выбирает на основании объема сбора отработанных масел по маркам, объемов
возможного использования регенерированных масел, степени загруженности
установки. 4. В тех случаях, когда в пределах узла
или отделения ж.д. имеется ряд предприятий, на
которых планируемый сбор отработанных масел, подлежащих регенерации (очистке),
невелик, рекомендуется создание пункта регенерации (очистки), способного
обслуживать ряд предприятий. Вопрос о месте размещения такого пункта
регенерации (очистки) решает отделение дороги по согласованию с
заинтересованными предприятиями. 5. Для регенерации отработанных масел
группы МИО используется установка УРИМ-100 промышленного серийного
изготовления. Техническая характеристика установки УРИМ-100 Производительность, л/ч, не менее 100 Режим работы периодический Выход очищенного масла, %, не менее 80 - 85 Рабочее давление, кПа, не менее 6 Напряжение, В 220/380 + 10% Частота тока, Гц 50 + 10% Установочная мощность, кВт, не более 6 Габаритные размеры блоков, м, не более блок закачки 880 x 642 x 472 блок контактирования 2210 x 1460 x 2648 блок фильтрации 1695 x 640 x 1060 шкаф электрический 530 x 280 x 1505 Общая масса установки, кг, не более 1343 Расход материалов и реагентов на 1 т перерабатываемого сырья: бельтинг, ГОСТ 2924-67, м, не менее 0,4 картон фильтровальный технический, ГОСТ 6722-65, кг, не менее 5,0 отбеливающая глина (зикиевская опока), ТУ 21 РСФСР - 239-75, кг, не менее 50 сода кальцинированная, ГОСТ 84-76, или метасиликат натрия, ТУ 2-6-18-161-73, кг, не менее 5,0 Расход энергогасителей: горячая вода 60 °C, л, не менее 500 насыщенный пар с избыточным давлением 300 кПа, кг, не менее 140 Количество обслуживающего персонала 1 Потребная площадь для установки, м 20 Оптовая цена установки, руб. 1900 Устройство установки Установка УРИМ-100 (рис. 1 - здесь и
далее рисунки не приводятся) состоит из трех блоков: закачки
А, контактирования Б, фильтрации В и шкафа
электрического. Каждый из перечисленных блоков включает
следующее оборудование. Блок закачки включает угловой
предохранитель 1, выполняющий функции фильтра грубой очистки, шестеренного
насоса Ш-8-25 и емкости 3 для приготовления раствора коагулянта. Блок контактирования
включает мешалку 4 с перемешивающим устройством, паровым змеевиком, разбрызгивающим
коллектором и двухплунжерным насосом 5. Все
оборудование блока смонтировано на одной раме с площадкой для обслуживания. Блок фильтрации включает рамный
фильтр-пресс 6 и промежуточный сборник чистого масла 7. Все узлы каждого из блоков соединены
между собой системой трубопроводов с кранами и вентилями. Установка оборудована
необходимыми контрольно-измерительными приборами. Технологический процесс Принятая на установке технологическая
схема и соответствующий набор оборудования позволяют осуществлять на установке
различные технологические процессы при периодическом режиме ее работы. На установке могут быть очищены
отработанные индустриальные масла общего назначения по ГОСТ 20799-75 со
следующими загрязнениями: ┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ Условная группа │ Отработанные масла │ │отработанных масел│ │ ├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │1 │содержащие воду │ │2 │содержащие механические примеси выше нормы │ │3 │содержание ВКЩ (водорастворимые кислоты и │ │ │щелочи) │ │4 │с кислотным числом более 0,1 мг КОН/г масла │ │5 │с кислотным числом менее 0,1 мг КОН/г масла │ └──────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘ Очистку отработанных масел с
вышеуказанными загрязнениями проводят по стадиям и в последовательности,
указанной в таблице 1. Таблица 1 ┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐ │ Наименование стадий │ Условная группа отработанных масел │ │ очистки ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤ │Отстой │1 │1 │- │- │- │ │Промывка водой │- │- │1 │- │- │ │Обработка коагулянтом │- │- │- │1 │- │ │Контактная очистка │- │- │- │3 │3 │ │Фильтрация │3 │2 │3 │4 │4 │ │Обезвоживание │2 │- │2 │2 │2 │ └────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘ Примечание: цифрами обозначена
последовательность стадий регенерации. Очистка масел на установке Отработанное масло из приемной емкости
через фильтр грубой очистки 1 забирается насосом 2 и подается в мешалку 4. В
случае необходимости проведения процесса коагуляции закачивающий насос 2 подает
в мешалку смесь масла с раствором коагулянта, который вводится во всасывающую
магистраль насоса из емкости 3, в которой производится его приготовление. После отстоя,
обезвоживания, которое производится путем циркуляции масла по замкнутому
контору с помощью двухплунжерного насоса 5 и
разбрызгивания через коллектор мешалки 4, а также контактной очистки (в тех
случаях, когда эти процессы предусматриваются таблицей) предварительно
обработанное масло или смесь масла с землей подаются с помощью насоса 5 на
фильтр-пресс 6, откуда оно сливается в промежуточный сборник чистого масла 7. 6. Для очистки (регенерации) и вакуумной
сушки товарных и отработанных трансформаторных масел используется серийная
промышленная установка УРТМ-200М. Экономически оправданно использование установки
при сборе отработанных масел свыше 50 т в год. В связи с этим вопрос о
целесообразности и месте расположения установки решается на уровне отделений
дорог. Техническая характеристика установки Производительность, кг/ч при очистке масел 200 - 250 при вакуумной сушке 700 Выход очищенного масла, %, не более 95 Тонкость фильтрации, мкм, не более 5 Рабочее давление, кПа, не более избыточное в системе до отгонного куба 1200 избыточное в системе после отгонного куба 400 абсолютное в отгонном кубе 20 Потребляемая мощность, кВт, не более 40 Мощность электронагревательных печей, кВт 36 Расход электроэнергии на 1 т перерабатываемого сырья: при очистке масел 170 при сушке масел 60 Емкость адсорбера по силикагелю, кг, не более 50 Число адсорберов 2 Расход материалов и реагентов на 1 т перерабатываемого сырья: элемент фильтрующий "Реготмас" 561 547-00-00-00-02, шт., не более силикагель марки КСК ГОСТ 3956-76, кг, не более 4 Обслуживающий персонал, чел. 1 Размеры, мм: технологического оборудования 2180 x 1850 x 1650 шкафа электроаппаратуры 766 x 400 x 1684 Потребная площадь для установки, м 40 Общая масса установки, кг, не более 1743 Оптовая цена установки, руб. 2265 Устройство установки Установка УРТМ-200М
(рис. 2) состоит из следующих узлов: масляного фильтра грубой очистки 1, двух
насосных агрегатов Ш-2-25 2 и 9, электропечи 3, отгонного куба 4 с двумя
форсунками 5, холодильника-конденсатора 6, вакуумного насоса 8Н-461М 7,
адсорбера для подсушки воздуха 8, двух адсорберов 10, двух фильтров тонкой
очистки ОН-40-6-2 11 и маслосчетчика 12. Расходная
емкость 13 в комплект установки не входит. Установка УРТМ-200М смонтирована на двух
рамах. Все узлы установки соединены между собой трубопроводами с кранами и
вентилями. Установка оборудована необходимыми контрольно-измерительными
приборами. Технологический процесс Принятая на установке технологическая
схема позволяет проводить работу установки в двух режимах: вакуумной сушки
товарных трансформаторных масел и очистки отработанных масел. Вакуумная сушка Масло из приемной емкости 13 через фильтр
грубой очистки забирается насосом 2 и подается в электропечь 3, в которой
нагревается до 70 - 80 °C. Из электропечи масло под давление 1000 - 1200 кПа
подается через форсунки 5 в распыленном состоянии в отгонный куб 4, в котором
при помощи вакуумного насоса поддерживается остаточное давлением 15 - 20 кПа.
Водяные пары из отгонного куба направляются в холодильник-конденсатор 6, откуда
конденсат периодически сливается. Обезвоженное масло из нижней части
отгонного куба насосом под давлением 300 - 400 кПа откачивается в емкость для
чистого сухого масла через фильтр 11 и маслосчетчик 12. Электрическая
прочность масла после вакуумной очистки повышается до 50 кВ/см
(при исходной 10 - 20 кВ/см) при следующих
оптимальных технологических параметрах работы установки: Давление на форсунках, кПа 1000 - 1200 Температура масла, °C в форсунках 72 - 75 в кубе 70 - 73 в фильтре 60 - 65 Очистка отработанного масла Технологический процесс очистки
отработанного масла осуществляется по схеме: фильтр 1 - насос 2 -
электронагревательная печь 3 - отгонный куб 4 - насос 9 - адсорберы 10 - фильтр
11 - маслосчетчик 12. Качество регенерированных масел
получается в соответствии с ГОСТ 982-68, ГОСТ 10121-76 и ТУ 38-1-96-57. Масла, регенерированные на установке
УРТМ-200М, стабилизируются антиокислительной присадкой ионол
(0,2%) в специальной емкости-мешалке в течение 15 мин. при температуре 40 °C. Восстановленные трансформаторные масла
можно использовать по прямому назначению наравне со свежими маслами. 7. В тех случаях, когда
объем собираемых отработанных масел на предприятиях невелик и не может
обеспечить рационального использования установок, указанных в п. п. 5 и 6, а
также в случаях, когда использование регенерационных установок других
предприятий затруднено (сложность транспортировки отработанных масел из-за
большой удаленности и пр.), рекомендуется использование малогабаритных
малопроизводительных установок, обеспечивающих отстой, фильтрацию и сепарацию
отработанных масел. 7.1. Отстой. Отстой масла при повышенных температурах
способствует быстрому осаждению механических примесей и воды. Отстойники с паровым или электрическим
обогревом представляют собой вертикальные емкости с коническим дном
(принципиальная схема представлена на рис. 3). Емкости оборудуются заливной воронкой 1,
крышкой 4 с сетчатым фильтром 3 (металлическая сетка с размером ячеек 100 - 150
мкм) для слива в них отработанного масла; змеевиком для пропуска пара или электрообогревом. Отстойники имеют карманы для термопар
(термометра), необходимых для замера температуры масла, а также кранами для
слива отстоя (смеси масла с водой и механическими примесями). Рекомендуемые
параметры проведения процесса отстоя указаны ниже: температура, °C 70 - 90 длительность, ч 18 - 24. Размеры отстойников и их
производительность рассчитываются предприятиями на основании объема сбора
отработанных масел, подлежащих регенерации, их качества, а также с учетом
возможной загруженности аппаратуры за год. 7.2. Фильтрация. Фильтрация является желательным, а в
некоторых случаях и необходимым дополнением процесса отстоя. Фильтрацию
применяют в тех случаях, когда отстоявшееся масло не отвечает требованиям по
содержанию механических примесей. Масло из отстойника самотеком или насосом
подается на фильтр или фильтр-пресс. Фильтр состоит из фильтровального бачка 1,
оборудованного змеевиком 2 для пропуска подогревающего пара, двумя решетками 3
для закладки между ними фильтрующего материала (бельтинг, мешковина, войлок и
т.п.) и кранами для слива очищенного масла и спуска отстоя. Размеры фильтра рассчитываются
предприятиями с учетом его производительности, качества поступаемого
из отстойника масла. Вместо указанного фильтра может быть
применен фильтр-пресс промышленного серийного изготовления с теми лишь
отличиями, что для подачи масла из отстойника на фильтр-пресс используется
насос. Тип и марка пресс-фильтра выбирается на
основании объемов регенерации (очистки) масла и производительности фильтр-прессов. 7.3. Сепарация (центрифугирование). Центрифугирование предназначено для
ускорения очистки отработанных масел от механических примесей и воды. Для
проведения сепарации отработанных масел рекомендуется использование
промышленных сепараторов ПСМ-1-3000. Сепарации подвергаются все масла, имеющие
вязкость при 50 °C не более 74 сСт. 8. Качество очищенных (регенерированных)
масел характеризуется показателями, установленными для соответствующих товарных
масел. Технические условия на регенерированные
(очищенные) масла приведены в табл. 2. Таблица 2 ┌────────┬───────┬──────────────────────────────┬────────────────┐ │Наимено-│ ГОСТ │ Допускаемые отклонения от │ Примечания │ │вание │ │ показателей, установленных │ │ │масла │ │стандартами на товарные масла │ │ │ │ ├────────┬───────┬──────┬──────┤ │ │ │ │вязкость│коксуе-│кис- │золь- │ │ │ │ │кинема- │мость, │лотное│ность,│ │ │ │ │тичес- │% │число,│% │ │ │ │ │кая, 50 │ │мг │ │ │ │ │ │°C, сСт │ │КОН/г │ │ │ ├────────┼───────┼────────┼───────┼──────┼──────┼────────────────┤ │Индуст- │20799- │- │- │+0,06 │+0,02 │При регенерации │ │риальные│75 │ │ │ │ │смеси масел до- │ │И-12К, │ │ │ │ │ │пускаемые значе-│ │И-20А │ │ │ │ │ │ния вязкости при│ │ │ │ │ │ │ │50 °C - 12 - 20 │ │ │ │ │ │ │ │сСт, Т всп. в │ │ │ │ │ │ │ │откр. тигле не │ │ │ │ │ │ │ │ниже 165 °C │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Индуст- │-"- │- │+0,1 │+0,10 │+0,02 │При регенерации │ │риальные│ │ │ │ │ │смеси масел к │ │И-30А, │ │ │ │ │ │регенерированной│ │И-50А │ │ │ │ │ │смеси применяют │ │ │ │ │ │ │ │допуски, относя-│ │ │ │ │ │ │ │щиеся к марке │ │ │ │ │ │ │ │масла, соответ- │ │ │ │ │ │ │ │ствующей по вяз-│ │ │ │ │ │ │ │кости полученной│ │ │ │ │ │ │ │смеси; Т всп. - │ │ │ │ │ │ │ │не ниже 180 °C │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Прибор- │1805-76│- │- │+0,02 │+0,02 │ │ │ное МВП │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Компрес-│ │ │ │ │ │ │ │сорные │ │ │ │ │ │ │ │К-12 │1861-73│- │- │+0,10 │+0,01 │ │ │КС-19 │9243-75│- │- │+0,10 │+0,01 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Турбин- │32-74 │+2,4 │- │+0,02 │+0,01 │ │ │ные │ │ │ │ │ │ │ │Т-22, │ │ │ │ │ │ │ │Т-30, │ │ │ │ │ │ │ │Т-46 │ │ │ │ │ │ │ └────────┴───────┴────────┴───────┴──────┴──────┴────────────────┘ 9. Область применения регенерированных
(очищенных) масел. 9.1. Регенерированные (очищенные)
турбинные масла следует применять по прямому назначению в смеси со свежими в соотношении 1:3 (1 часть регенерированного
турбинного масла и 3 части свежего турбинного масла). 9.2. Регенерированное (очищенное)
компрессорное масло применяется наравне со свежими тех
же марок в соотношении 1:3 (1 часть регенерированного компрессорного масла и 3
части свежего компрессорного масла) для компрессоров всех типов, за исключением
компрессоров высокого сжатия. 9.3. Индустриальные масла после их
регенерации применяются по прямому назначению наравне со свежими
индустриальными маслами. Исключение составляют моторно-осевые подшипники
электроподвижного состава, где применение их запрещено. 9.4. Очищенные осевые масла разрешается
применять во второстепенных узлах. Регенерированное осевое масло марки
"Л" разрешается применять летом в буксах вагонов, локомотивов и для
пропитки польстерных щеток перед постановкой их в
буксовый узел. Применение регенерированного зимнего
масла в буксах запрещается. Заместитель Начальника Топливно-теплотехнического управления ЦТ МПС В.И.ГРОМОВ Приложение 3 к Инструкции МПС СССР от 26 ноября 1988 г. N ЦТ/4658 ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ ┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │ Группа масел │Нормы сбора в процентах │ │ │ от расхода свежих │ │ ├───────────┬────────────┤ │ │минимальные│максимальные│ ├───────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤ │1. Авиационные │10 │25 │ │2. Моторные для карбюраторных двигате- │30 │45 │ │лей │ │ │ │3. Моторные для дизельных двигателей │30 │40 │ │4. Дизельные тепловозные │25 │35 │ │5. Дизельные судовые │8 │12 │ │6. Трансмиссионные │22 │56 │ │7. Гидравлические │60 │80 │ │8. Индустриальные │35 │50 │ │9. Турбинные │35 │55 │ │10. Трансформаторные │40 │80 │ │11. Компрессорные │35 │80 │ │12. Обкаточные │70 │80 │ │13. Осевые │20 │60 │ │14. Нефтяные промывочные жидкости │50 │- │ └───────────────────────────────────────┴───────────┴────────────┘ Примечание: настоящие нормы установлены
Положением по организации сбора и рационального использования ОНП, утвержденным
Госснабом СССР 17 марта 1988 г., и являются едиными и независящими от
ведомственной принадлежности техники. Заместитель Начальника Топливно-теплотехнического управления ЦТ МПС В.И.ГРОМОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |