СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 июня 1988 г. N 238 О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ Г. НОВГОРОДА Совет Министров РСФСР отмечает, что за
время реализации генерального плана, утвержденного в 1966 году, в г. Новгороде
увеличился жилищный фонд, расширилась сеть предприятий и учреждений
культурно-бытового назначения. Построен ряд крупных общественных зданий,
повысился уровень инженерного оборудования и благоустройства. Осуществлена
реставрация многих уникальных памятников истории и культуры. Вместе с тем Новгородский облисполком и
Новгородский горисполком не обеспечили выполнения основных требований генерального
плана. В застройке исторически сложившегося центра г. Новгорода допущены
серьезные градостроительные ошибки. Без достаточного учета архитектурной и
планировочной специфики города были построены в последние годы здания
драматического театра, Дома быта, торгового центра, гостиницы, ряд жилых домов,
а также пешеходный мост через р. Волхов. Не осуществлен вывод из жилых районов
и прибрежной зоны р. Волхов мелких промышленных предприятий, нарушающих
исторический облик центральной части города. Госстроем РСФСР и Новгородским
облисполкомом не приняты своевременные меры по разработке индивидуальных
проектов жилых домов с учетом особенностей г. Новгорода. Министерством строительства в северных и
западных районах СССР не осуществлен перевод домостроительной базы г. Новгорода
на выпуск расширенной номенклатуры блок-секций для
строительства жилых домов новой серии. По этой причине жилые районы города
продолжают застраиваться однообразными типовыми 5 - 9-этажными зданиями с
невыразительными архитектурными решениями микрорайонов
и фасадов домов. При застройке города
допускается завышение ширины магистральных улиц и внутридворовых
пространств, что в свою очередь приводит к снижению плотности застройки и
нерациональному использованию городской территории. Советскими и хозяйственными органами г.
Новгорода не уделялось должного внимания жилищно-гражданскому строительству.
Вместо предусмотренных 3,5 млн. кв. м жилья построено лишь 2,8 млн. кв. м общей
площади жилых домов. Снизилась обеспеченность населения школами и поликлиниками.
Количество мест в детских дошкольных учреждениях, больницах, предприятиях
общественного питания и бытового обслуживания составляет 31 - 80% от норматива. Объемы капитального ремонта жилищного
фонда города незначительны, качество ремонтных работ остается низким.
Министерство жилищно-гражданского строительства РСФСР не принимает необходимых
мер по наращиванию в г. Новгороде мощностей подведомственных
ремонтно-строительных организаций. Многие памятники архитектуры в г.
Новгороде находятся в запущенном состоянии. Имеют место случаи нарушения режима
охранных зон памятников истории и культуры, размещение в них производственных и
складских объектов. Сдерживаются реконструкция и благоустройство общегородского
центра. Новгородский облисполком и Министерство культуры
РСФСР не обеспечили своевременного развития производственной базы Новгородской
специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения
"Росреставрация". Систематически не
выполняются планы реставрационных работ. В крайне недостаточных
объемах ведутся Институтом археологии Академии наук СССР и Московским
государственным университетом имени М.В. Ломоносова археологические работы в г.
Новгороде. Министерство по производству минеральных
удобрений СССР в течение длительного времени игнорирует требования по охране
окружающей среды, не обеспечило своевременного ввода в эксплуатацию установки
для сжигания отходов производства метанола, формалина и карбомидных
смол, а также организацию санитарно-защитной зоны на подведомственном
объединении "Азот" в г. Новгороде. Вредные выбросы указанных производств привели к созданию крайне неблагоприятной экологической
обстановки в прилегающих к ним районах города, оказывают разрушающее
воздействие на уникальные памятники истории и культуры. Неудовлетворительно
ведется этим Министерством строительство очистных сооружений канализации в г.
Новгороде, в результате чего в водоемы города продолжается сброс значительного
количества неочищенных сточных вод. Министерство электронной промышленности
СССР и Новгородский облисполком не обеспечили ввода в эксплуатацию в
установленные сроки отопительной котельной в г. Новгороде, что осложняет
осуществление в необходимых объемах жилищного строительства в правобережной
части города. Новгородский облисполком ослабил требовательность
к руководителям предприятий г. Новгорода в части упорядочения использования
промышленных территорий, улучшения архитектурного облика зданий и сооружений
производственного назначения. Совет Министров РСФСР постановляет: 1. Утвердить генеральный план г.
Новгорода с Основными положениями генерального плана, представленный
Новгородским облисполкомом и Госстроем РСФСР, разработанный институтом "Гипрогор", согласованный с Государственным комитетом
по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР, Госпланом РСФСР,
заинтересованными министерствами и ведомствами. 2. Новгородскому облисполкому и
Новгородскому горисполкому: а) обеспечить развитие г. Новгорода как
крупного административного, промышленного и культурного центра в полном
соответствии с генеральным планом, утвержденным настоящим Постановлением,
учитывая особое историко-культурное значение города, его уникальных памятников,
а также постоянно возрастающие потоки советских и иностранных туристов и
экскурсантов. Осуществлять комплексную застройку города на высоком градостроительном уровне с
учетом бережного сохранения, восстановления и реставрации памятников истории и
культуры, исторической среды и ценного природного ландшафта; б) принять меры по созданию жилых районов
г. Новгорода с необходимыми объектами социального назначения, развитой
транспортной сетью, инженерным оборудованием, внешним благоустройством и
озеленением; в) в целях безусловного выполнения планов
жилищно-гражданского строительства, обеспечения к 2000 году каждой семьи в г.
Новгороде отдельной квартирой или индивидуальным домом совместно с
предприятиями и организациями министерств и ведомств создать необходимые
условия для увеличения объемов индивидуального и кооперативного жилищного
строительства в городе; г) совместно с Госстроем РСФСР и Союзом
архитекторов РСФСР решить вопросы формирования общественных центров г.
Новгорода, обратив особое внимание на улучшение архитектурного облика жилой и
промышленной застройки набережной р. Волхов. Завершить до 1995 года создание на
прибрежных территориях озера Мячино, других водоемов
города зон отдыха, парков и скверов; д) предусмотреть в 1989 - 1990 годах
совместно с Госстроем РСФСР и Союзом архитекторов РСФСР разработку проектов
малоэтажных жилых домов для застройки исторических районов г. Новгорода, а
также доработку типовых проектов жилых и общественных зданий с учетом
архитектурной специфики города. Обеспечить совместно с Министерством
строительства в северных и западных районах СССР в тринадцатой пятилетке их
внедрение в массовое строительство; е) совместно с Госстроем РСФСР,
Министерством культуры РСФСР, Союзом архитекторов РСФСР и другими
заинтересованными организациями в 3-месячный срок решить вопросы размещения
второй очереди гостиницы "Интурист", Дворца пионеров и переноса
пешеходного моста через р. Волхов в г. Новгороде с учетом рационального
использования природного ландшафта; ж) обеспечить совместно с
заинтересованными организациями в 1989 - 1990 годах разработку схем
упорядочения застройки промышленных районов г. Новгорода; з) определить конкретные сроки вывода из
жилых районов и зон охраны памятников истории и культуры г. Новгорода
промышленных предприятий, вредных в экологическом отношении, а также нарушающих
исторически сложившуюся городскую среду; и) разработать в 3-месячный срок с
участием Госстроя РСФСР и Всероссийского общества охраны памятников истории и
культуры правила застройки г. Новгорода в соответствии с генеральным планом
города и обеспечить их утверждение в установленном порядке. 3. Принять к сведению сообщения: Министерства по
производству минеральных удобрений СССР (т. Кирьянова) о том, что Министерство
обеспечит в тринадцатой и последующих пятилетках перепрофилирование
производственного объединения "Азот" в г. Новгороде с закрытием экологически
опасных производств и снижением вредных выбросов этого объединения до
нормативных требований, завершит в 1989 году строительство городских очистных
сооружений канализации, а также предусмотрит выделение 15 млн. рублей в порядке
долевого участия на развитие базы
строительной индустрии в г. Новгороде; Министерства
строительства в северных и западных районах СССР (т. Сухомлинова)
о том, что Министерство осуществит реконструкцию и расширение домостроительного
комбината в г. Новгороде с увеличением его мощности в двенадцатой пятилетке до
240 тыс. кв. м и в тринадцатой пятилетке до 320 тыс. кв. м общей площади в год
с долевым участием предприятий других министерств и ведомств, расположенных в
городе, с организацией производства расширенной
номенклатуры секций жилых домов серии "90", использованием в отделке
фасадов зданий прогрессивных и эффективных материалов. Обеспечит
создание до 1990 года в г. Новгороде специализированного
научно-проектно-реставрационного объединения для проведения в необходимых объемах
работ по комплексной реставрации, реконструкции и ремонту зданий в исторической
части города; Всероссийского общества охраны памятников
истории и культуры (т. Петербуржцева) о том, что оно
усилит общественный контроль за сохранностью и
правильным использованием памятников истории и культуры в г. Новгороде. 4. Потребовать от Министерства
электронной промышленности СССР принятия совместно с Министерством
строительства в северных и западных районах СССР и Новгородским облисполкомом
неотложных мер по вводу в эксплуатацию в 1989 году в г. Новгороде котельной
мощностью 150 Гкал/час. 5. Госстрою РСФСР,
Союзу архитекторов РСФСР и Новгородскому облисполкому с участием
Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР
обеспечить проектирование и строительство жилых и общественных зданий в
центральной части г. Новгорода, а также крупных градостроительных комплексов в
других районах города, в основном по индивидуальным проектам, разработанным на
конкурсной основе, с привлечением ведущих специалистов-архитекторов и
организацией широкого общественного обсуждения проектных предложений. 6. Министерству культуры РСФСР: определить сроки проведения реставрации
всех памятников истории и культуры в г. Новгороде и организовать своевременное
выполнение этих работ; рассмотреть
совместно с Институтом археологии Академии наук СССР, Московским
государственным университетом имени М.В. Ломоносова и другими заинтересованными
организациями вопросы музеефикации наиболее ценных в
историческом отношении археологических раскопов с соответствующим оформлением и
включением в городскую среду их территорий, а также опережающего проведения
археологических работ на площадках, отводимых под реконструкцию и строительство
объектов в исторической части города. 7. Министерству жилищно-гражданского
строительства РСФСР обеспечить в 1989 - 1993 годах увеличение объемов ремонта
жилищного фонда в г. Новгороде, предусмотрев необходимое развитие
производственной базы подведомственных организаций в городе, а также применение
при оформлении фасадов жилых и общественных зданий плазменной обработки, декора
и других современных методов. 8. Министерству
промышленности строительных материалов РСФСР совместно с Министерством
строительства в северных и западных районах СССР осуществить в 1989 - 1991
годах ввод в эксплуатацию мощностей по производству фасадной керамической
плитки в объеме до 200 тыс. кв. м в год на Волховском
кирпичном заводе и изготовлению облицовочного кирпича в объеме 20 млн. штук в
год на действующих предприятиях объединения "Новгородстройматериалы". 9. Министерству жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР разработать по заказу Новгородского облисполкома: в 1989 - 1990 годах схемы водоснабжения,
водоотведения и ливневой канализации г. Новгорода, проекты городской черты, а
также санитарной очистки города с учетом организации раздельного сбора твердых
бытовых отходов и последующим максимальным использованием их в качестве
вторичного сырья; в 1991 - 1995 годах комплексную схему
развития городского пассажирского транспорта г. Новгорода. 10. Возложить на Госстрой РСФСР,
Министерство культуры РСФСР, Министерство здравоохранения РСФСР и Министерство
жилищно-коммунального хозяйства РСФСР контроль за
осуществлением генерального плана г. Новгорода, утвержденного настоящим
Постановлением. Председатель Совета Министров РСФСР В.ВОРОТНИКОВ Управляющий Делами Совета Министров РСФСР И.ЗАРУБИН Утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1988 г. N 238 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. НОВГОРОДА Генеральный план г. Новгорода определяет
градостроительную концепцию развития города на расчетный срок до 2010 года и
первую очередь строительства до 1995 года, а также намечает территории для
дальнейшего развития города за пределами расчетного срока. Генеральным планом г. Новгорода
предусматривается: По населению и
промышленности 1. Дальнейшее развитие города как
крупного административного, промышленного и культурного центра Новгородской
области с увеличением численности населения с 233 тыс. человек по состоянию на
1 мая 1988 года до 300 тыс. человек к концу расчетного срока. 2. Ограничение строительства и расширения
(за счет нового строительства) промышленных предприятий, за исключением
промышленных предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания
населения и для нужд коммунального, дорожного и жилищно-гражданского строительства
в городе. 3. Реконструкция и техническое
перевооружение действующих предприятий за счет применения современной
технологии без увеличения производственных площадей и численности работников. 4. Повышение эффективности использования
территорий промышленных районов путем увеличения плотности застройки,
кооперирования вспомогательных производств, инженерного оборудования,
транспортного, энергетического и складского хозяйств. Улучшение архитектурного
облика промышленных предприятий. 5. Вывод из жилых районов производств,
вредных в экологическом отношении, а также нарушающих исторически сложившуюся
городскую среду. 6. Создание озелененных
санитарно-защитных зон между жилыми и промышленными районами, а также вдоль
линий железных дорог и транспортных магистралей. 7. Осуществление
мероприятий по защите почвы, воздушного и водного бассейнов от загрязнения
вредными промышленными выбросами и неочищенными сточными водами с
перепрофилированием экологически вредных производств, оказывающих разрушающее
воздействие на уникальные памятники истории и культуры. По территории и
застройке 8. Расширение территории городской
застройки с 3,3 тыс. га до 4,5 тыс. га, в том числе селитебной территории с 1,6
тыс. га до 2,5 тыс. гектаров. Резервирование территорий для дальнейшего
развития города за пределами расчетного срока в северо-восточном направлении на
правом берегу р. Волхов, за пределами зон охраны памятников архитектуры и
ценного ландшафта. 9. Осуществление нового жилищного
строительства к концу расчетного срока в объеме 3 млн. кв. м с увеличением
обеспеченности населения до 21 кв. м общей площади на одного жителя.
Строительство до 2000 года 26 тыс. квартир с общей площадью 2 млн. кв. м с
целью решения задачи обеспечения каждой семьи отдельной квартирой. 10. Дальнейшее развитие социальной
инфраструктуры города с достижением к концу расчетного срока показателей
обеспеченности населения (на тысячу жителей) по детским дошкольным учреждениям
- 77 мест, общеобразовательным школам - 150 мест, учреждениям здравоохранения,
предприятиям торговли, общественного питания, коммунального и
культурно-бытового обслуживания - в соответствии с действующими нормативами. 11. Размещение индивидуального жилищного
строительства в восточной и юго-восточной частях
города в пределах городской застройки, а также в пригородной зоне. Повышение уровня благоустройства и
культурно-бытового обслуживания районов сохраняемой малоэтажной застройки. По
архитектурно-планировочной структуре 12. Создание трех планировочных районов:
центрального и завокзального в левобережной части
города, а также района на правом берегу р. Волхов, обеспечивающих наилучшие
условия трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания и отдыха
населения. 13. Формирование застройки г. Новгорода с
учетом сохранения исторически сложившейся городской среды, преемственного
развития архитектурных традиций города, композиционного единства уникальных
памятников истории и культуры и новых градостроительных ансамблей. 14. Размещение нового
жилищно-гражданского строительства преимущественно крупными массивами на
свободных территориях, а также в виде отдельных зданий и комплексов на
реконструируемых территориях со сносом ветхой и малоценной застройки, не
имеющей архитектурно-художественного значения и не формирующей историческую
среду города. 15. Развитие общегородского центра от
исторического ядра города вдоль р. Волхов и сложившихся радиальных магистралей
в виде системы площадей, объединенных набережными, скверами и бульварами, с
включением в их композицию памятников истории и культуры. Создание системы общественных центров
планировочных и жилых районов с необходимыми учреждениями культурно-бытового
обслуживания. 16. Повышение
архитектурно-художественного уровня жилых и промышленных районов города за счет
активного использования цветовых решений, отделочных материалов, элементов
монументально-декоративного оформления и малых архитектурных форм с учетом
архитектурной специфики г. Новгорода. 17. Максимальное использование в застройке города характерных элементов ландшафта, живописных
берегов рек, ручьев и озер. Формирование силуэта города с сохранением панорам и
перспектив исторически сложившейся застройки со стороны р. Волхов и озера Мячино. По охране и
использованию памятников истории и культуры 18. Осуществление комплекса мер по
выявлению, охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры на
территории города с широким привлечением общественности и организацией шефства
над ними предприятий, учреждений и организаций. 19. Организация зон охраны памятников
архитектуры и градостроительства, археологии и ценного ландшафта, а также
регулирование новой городской застройки для обеспечения архитектурного единства
новых построек с исторически сложившейся средой. 20. Реконструкция сложившейся застройки с
сохранением своеобразного архитектурного облика города и его ценного ландшафта,
а также реставрация объектов, расположенных в охранных зонах памятников истории
и культуры. 21. Ремонт пригодного для дальнейшей
эксплуатации ценного в художественном и историческом отношениях жилищного
фонда, а также зданий, формирующих историческую среду города. 22. Использование памятников истории и
культуры, а также зданий на проспекте Ленина, улицах Горького, Мерецкова и 1
Мая для размещения туристских объектов. 23. Вывод с территории
Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и зон
охраняемого ландшафта мелких промышленных предприятий, коммунальных и складских
объектов, вредных в санитарном и опасных в пожарном отношениях, отрицательно
влияющих на сохранение и полноценное использование памятников истории и
культуры. По магистралям,
городскому и внешнему транспорту 24. Создание общегородской магистрали с
непрерывным движением по улицам Державина, Ленинградской и Сырковскому
шоссе, системы магистральных улиц общегородского и районного значения,
обеспечивающих обход исторического центра, а также удобные связи между жилыми и
промышленными районами города. Сооружение автомобильной дороги вдоль
железнодорожной линии для грузового и транзитного транспорта. 25. Увеличение пропускной способности существующих
магистралей путем их реконструкции, строительства транспортных развязок и
путепроводов. Строительство нового автомобильного моста через р. Волхов в
северной части города. 26. Ограничение движения транспорта по
улицам и дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или проходящим
через их охранные зоны. 27. Дальнейшее развитие городского
общественного транспорта с увеличением протяженности линий автобуса до 85
километров и организацией троллейбусного сообщения. 28. Строительство предприятий
общественного транспорта, гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев,
автостоянок общего пользования, сооружений технического обслуживания
автомобильного транспорта, а также автовокзала. 29. Реконструкция и электрификация
железнодорожного узла со строительством сортировочной станции в районе 64
километра, организацией движения электропоездов для внутригородских
пассажирских перевозок и пункта отстоя туристских поездов. 30. Устройство новых участков
пассажирских причалов и развитие линий водного транспорта для связи с другими
населенными пунктами области, зонами отдыха и объектами туризма. Строительство
здания речного вокзала. 31. Вынос аэропорта гражданской авиации
за пределы городской застройки. По инженерному
оборудованию и благоустройству 32. Создание единой системы водоснабжения
города с использованием вод р. Волхов. Увеличение суммарного отпуска воды
городским водопроводом до 200 тыс. куб. м в сутки. Организация систем
оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях. 33. Развитие централизованной системы
хозяйственно-бытовой канализации города с расширением очистных сооружений с
биологической очисткой сточных вод и доочисткой их на аэрируемых прудах до 230
тыс. куб. м в сутки. 34. Теплоснабжение города от
реконструируемой и расширяемой ТЭЦ и районных котельных с покрытием тепловых
нагрузок жилищно-коммунального сектора от централизованных источников в объеме
763 Гкал/час, а также индивидуальных источников теплоснабжения в исторически
сложившихся районах города. 35. Электроснабжение города от
Ленинградской энергосистемы. 36. Газоснабжение природным газом от
магистрального газопровода Серпухов - Белоусово -
Ленинград. 37. Проведение комплекса работ по
инженерной подготовке территории путем: расчистки и регулирования русел р.
Волхов, других рек и водоемов города с подсыпкой и благоустройством прибрежных
территорий и устройством набережных; восстановления исторических валов и рвов,
а также понижения уровня грунтовых вод и освоения заболоченных территорий за
пределами Окольного города без ущерба для сохранения памятников археологии. 38. Организация механизированной
санитарной очистки городской территории. По зеленым
насаждениям и местам отдыха населения 39. Увеличение площади зеленых насаждений
общего пользования до 21 кв. м на одного жителя за счет создания городских и
районных парков, скверов, бульваров, а также лугопарков
и новых зеленых массивов в районах озера Мячино,
поймы р. Веряжи и в правобережной части города. 40. Организация зон кратковременного и
длительного отдыха населения и туристов в поймах рек Волхов, Малый Волховец, Мста, Ловать, Шелонь и существующих зеленых массивах по берегам озера
Ильмень. Создание водноспортивного центра на озере Неглицкое. По первой очереди
строительства 41. Жилищное, культурно-бытовое и
коммунальное строительство в соответствии с планами экономического и
социального развития города. 42. Развитие предприятий строительной
индустрии для нужд жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства. 43. Дальнейшее развитие общегородского
центра в северном и западном направлениях со строительством объектов туризма и
культурно-бытового обслуживания населения. Формирование застройки набережных р.
Волхов. Создание новых архитектурных ансамблей в завокзальном и правобережном
планировочных районах. Реставрация памятников истории и культуры
и реконструкция исторической части города. 44. Развитие улично-дорожной сети,
существующих видов городского общественного транспорта. Организация
троллейбусного сообщения. 45. Создание парков, скверов и бульваров
на территории города и мест массового загородного отдыха населения и туристов. 46. Строительство инженерных
коммуникаций, городских и районных систем водопровода, канализации, тепло-, электро- и газоснабжения. 47. Осуществление комплекса мероприятий
по инженерной подготовке и благоустройству городской территории. 48. Проведение природоохранных
мероприятий на промышленных предприятиях города. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |