МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР ПИСЬМО от 3 июня 1988 г. N 10-136-6 О СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ ВЫРАВНИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В связи с поступающими запросами об
открытии и организации работы специальных классов выравнивания для детей с
задержкой психического развития Управление детских домов, школ-интернатов и
специальных школ разъясняет следующее. Указанные классы открываются при
общеобразовательных школах, школах-интернатах на основании документов
Министерства просвещения СССР: Приказа от 3 июля 1981 г. N
103 "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих
деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным
днем) для детей с задержкой психического развития" (см. "Бюллетень
нормативных актов Министерства просвещения СССР", 1982, N 3), письма от 17
сентября 1985 г. N 72-М "О работе специальных общеобразовательных школ-интернатов,
школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического
развития" (см. "Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения
СССР", 1986, N 1). Учащиеся специальных классов выравнивания для детей с
задержкой психического развития засчитываются в план по контингентам
спецшкол-интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития
(статистическая отчетность по форме N Д-9 "Сведения о школах для детей с
недостатками умственного и физического развития"). Оплата труда
педагогических кадров этих классов проводится в соответствии с п. п. 56, 58
"Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников
просвещения". Отбор детей в указанные специальные
классы осуществляется медико-педагогической комиссией, которая руководствуется
Инструкцией по приему в спецшколы-интернаты (школы) для детей с задержкой
психического развития. Протокол комиссии прилагается к личному делу ребенка. Обучение,
воспитание учащихся, коррекционная работа с ними проводятся в соответствии с
Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития по переходным
учебным планам, утвержденным Приказом Минпроса СССР
от 20 марта 1985 г. N 47 (ежегодно направляются Министерством просвещения РСФСР
в отделы народного образования). Типовые
программы для начальных классов (русский язык, ознакомление с окружающим миром
и развитие речи, математика, природоведение, трудовое обучение, ритмика),
утвержденные в 1986 году, направлены на места в 1987 году. В IV - VIII (V - IX)
классах выравнивания обучение проводится по программам общеобразовательной
школы. Закончившие неполную среднюю школу выпускники спецклассов
выравнивания получают свидетельства об окончании школы установленного для
массовых школ образца. Пробные переводные экзамены в классах выравнивания не
проводятся, вопрос о выпускных экзаменах решается органами народного
образования на местах. В классы выравнивания для детей с
задержкой психического развития принимаются дети 6 - 9 лет (старше - в порядке
исключения) как обучавшиеся в I - II классах общеобразовательной школы и
испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети,
впервые поступающие в школу, но из-за задержки психического развития
не подготовленные к усвоению школьной программы. Структура начальных классов может быть
представлена в двух или одном из двух вариантов. Для детей, начавших обучение в
массовой школе с 6 лет: первый вариант - в составе II, II дополнительного, III,
IV классов; второй вариант - в составе подготовительного, I, II, III, IV
классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе. Для детей, начавших обучение в массовой
школе с 7 лет: первый вариант - в составе II, III, III дополнительного классов;
второй вариант - в составе подготовительного, I, II, III классов - для детей,
ранее не обучавшихся в школе. Структура IV - VIII (V - IX) классов
соответствует структуре массовой школы. Предельная наполняемость класса и группы
продленного дня - 20 человек. Состав учащихся начальных классов
подвижен: по мере коррекции дефектов развития (как правило, через 4 - 5 лет)
дети переводятся в массовую общеобразовательную школу. Перевод осуществляется
органами народного образования на основании решения педагогического совета
школы, в которой работает класс выравнивания. Протокол медико-педагогической
комиссии из личного дела изымается и подшивается в медицинскую карту ребенка.
На весь срок обучения (9 - 10 лет) в классе выравнивания остаются только дети с
наиболее тяжелыми формами задержки психического развития. Вопрос о переводе учащихся в другие типы
специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития
решается после одного года пребывания их в классе выравнивания на основании
заключения медико-педагогической комиссии. Условия содержания
и материального обеспечения учащихся классов выравнивания и групп продленного
дня для детей с задержкой психического развития аналогичны установленным для
детей с недостатками умственного или физического развития, обучающихся в
специальных школах с продленным днем (двухразовое бесплатное питание
организуется в соответствии с письмом Минпроса РСФСР
от 27 мая 1976 г. N 252-М "О нормах на питание для учащихся школ и школ-интернатов для детей с дефектами физического
или психического развития" и т.п.). В целях коррекции недостатков
психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов в
знаниях, а также для развития моторики, пространственной ориентации и др.
проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия (как
непосредственно после уроков, так и во второй половине дня по утвержденному
графику). К работе классов выравнивания
привлекаются учителя-логопеды: одна единица на 25 - 30 детей с нарушениями
речи. Логопед обязан всесторонне изучать речь учащихся, вести индивидуальные и
групповые занятия с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, оказывать
методическую помощь учителям по устранению недостатков речи учащихся. Директор школы (школы-интерната) несет
личную ответственность за прием детей в класс выравнивания в соответствии с
Инструкцией по приему детей с задержкой психического развития в специальное
учреждение, за своевременный перевод учащихся в другие учебные заведения, за
обеспечение правильного отношения к классу выравнивания в школе. Руководство работой классов выравнивания
осуществляют районные (городские) отделы народного образования, методическую
помощь педагогам в овладении методикой обучения и воспитания детей с задержкой
психического развития оказывают методисты районных методических кабинетов,
институтов усовершенствования учителей. Начальник Управления детских домов, школ-интернатов и специальных школ Минпроса
РСФСР Г.К.АКСЕНОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |