Утверждаю Первый заместитель министра путей сообщения СССР Г.М.ФАДЕЕВ 14 апреля 1988 г. N ЦУО/4583 Согласовано ГУПО МВД СССР 21 декабря 1987 г. N 7/1/2925 ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МЕТРОПОЛИТЕНАХ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие Правила устанавливают
основные требования пожарной безопасности на наземных и подземных сооружениях
метрополитенов МПС СССР и являются обязательными для всех работников и служб
метрополитенов, организаций, учреждений, выполняющих работы или размещенных в
метрополитенах. На наземные объекты метрополитенов (выше
нулевой отметки) - административные здания, электро- и
мотодепо, базы, склады, гаражи и т.п. - распространяются требования
соответствующих общесоюзных противопожарных норм и правил. На автозаправочных
станциях должны соблюдаться требования Правил пожарной безопасности при
эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР. При выполнении огневых работ необходимо
руководствоваться Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других
огневых работ на объектах народного хозяйства, утвержденными Главным
управлением пожарной охраны (ГУПО) МВД СССР. 1.2. Ответственность за обеспечение
пожарной безопасности объектов и сооружений метрополитенов и своевременное
выполнение правил пожарной безопасности возлагается на руководителей
метрополитенов, соответствующих служб и подразделений, в чьем ведении находятся
объекты, помещения, участки, устройства, а также на руководителей предприятий,
организаций, ведущих работы или размещенных (в том числе временно) в
метрополитене. 1.3. Организация безопасной эвакуации
пассажиров и тушения пожара до создания штаба аварийно-спасательных работ
возлагается на начальника станции, в его отсутствие - на дежурного по станции
(ДСП). 1.4. Начальники
метрополитенов, служб, дистанций, депо и других подразделений метрополитенов
должны: обеспечивать разработку и проведение мероприятий, направленных на
обеспечение пожарной безопасности своих объектов, внедрение средств
автоматической противопожарной защиты; своими приказами назначать ответственных
лиц за обеспечение пожарной безопасности станций, околотков, цехов, мастерских,
складов и других участков, а также за содержание в постоянной готовности
средств пожарной автоматики и связи; контролировать соблюдение
требований пожарной безопасности другими организациями, выполняющими работы или
размещенными в метрополитенах. Таблички с указанием фамилий и должностей ответственных за пожарную безопасность лиц
вывешиваются на видных местах. 1.5. Должностные лица, ответственные за
обеспечение пожарной безопасности предприятий, сооружений, станций, околотков,
цехов и т.п., обязаны: а) знать настоящие Правила, а также
приказы и указания МПС СССР и руководства метрополитена по вопросам пожарной
безопасности и обеспечивать своевременное их выполнение; б) проводить противопожарный инструктаж
вновь поступающих рабочих и служащих по Правилам пожарной безопасности,
установленным на данном участке с учетом технологических особенностей
производства; в) оборудовать помещения необходимыми
первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами
(см. Приложение), содержать средства пожаротушения в исправном состоянии и
постоянной готовности; г) по окончании работы производить осмотр
помещений перед их закрытием и принимать меры к устранению нарушений,
угрожающих возникновением пожара. Перечень помещений и порядок осмотра
устанавливаются руководителем службы (подразделения). Результаты осмотра
отражаются в специальном журнале. 1.6. Руководители служб и объектов один
раз в два года, а также при назначении на должность с изменением специфики
работы должны комиссионно принимать зачеты от подчиненных работников по знанию
ими правил пожарной безопасности на метрополитене. 1.7. Первичный противопожарный инструктаж
проводится отделом военизированной пожарной охраны метрополитена и отражается в
форме Т-1 при приеме на работу. По окончании прохождения инструктажа у рабочих
и служащих должны быть приняты зачеты. Лица, не сдавшие зачеты, к работе не
допускаются. 1.8. Для проведения противопожарного
инструктажа на каждой линии метрополитена, заводе и в электродепо должно быть
специальное помещение, оборудованное наглядными пособиями, образцами средств
пожаротушения и пожарной связи, применяемых на метрополитенах. 1.9. Локомотивные бригады электропоездов,
кроме прохождения первичного инструктажа по пожарной безопасности, должны
изучить порядок действий поездной бригады в случае возникновения пожара в
поезде при нахождении его в депо, на перегоне и пассажирских станциях. 1.10. Занятия по
пожарно-техническому минимуму и периодический противопожарный инструктаж с
работниками метрополитена, работающих в подземных сооружениях или по роду своей
служебной деятельности связанными с обслуживанием производственного процесса с
повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы, пункты
экипировки подвижного состава, малярные и складские отделения, пункты полировки
балюстрад и т.п.), проводятся два раза в год. Все остальные работники
метрополитена проходят периодический противопожарный инструктаж один раз в год. 1.11. Для каждого предприятия и
сооружения, а также отдельных взрыво- и пожароопасных помещений на основе
Правил должны быть разработаны местные инструкции о мерах пожарной
безопасности. Инструкции разрабатываются инженерно-техническим персоналом
подразделений и служб метрополитена, утверждаются руководителем предприятия
(службы), изучаются рабочими, служащими и вывешиваются на видном месте.
Инструкции должны согласовываться с пожарной охраной метрополитена. 1.12. На каждой станции должны быть:
оперативный план пожаротушения, Инструкция о мерах пожарной безопасности, план
эвакуации пассажиров, Инструкция о порядке действий работников и режимах работы
шахт тоннельной вентиляции в случае задымления, загорания или пожара на
метрополитене. Эти документы должны храниться в помещении дежурного по станции.
Второй экземпляр оперативного плана пожаротушения должен храниться в кассе у
старшего кассира и выдаваться по первому требованию руководителя тушения
пожара. 1.13. Все работники метрополитена, других
предприятий и учреждений, производящие работы в действующих сооружениях,
обязаны знать и строго выполнять настоящие Правила, уметь правильно применять
первичные средства пожаротушения в случае возникновения пожара, а при обнаружении
нарушений, создающих пожарную опасность, принимать необходимые меры к их
устранению. 1.14. Для привлечения
инженерно-технического персонала и рабочих к активному
участию в проведении противопожарных мероприятий в соответствии с действующими
положениями в службах и на объектах метрополитена создаются
пожарно-технические комиссии. 1.15. Лица, виновные в нарушении
настоящих Правил, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут
ответственность в установленном законом порядке. 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1. На объектах метрополитена
запрещается: а) разводить костры, сжигать
производственные отходы и мусор; б) курить в необорудованных для этих
целей местах. Примечание. Курение разрешается только в
специально отведенных местах, оборудованных негорючими пепельницами или урнами
с водой и надписями "Место для курения"; в) загромождать проходы, коридоры,
лестничные клетки и другие пути эвакуации людей, а также хранить в чердачных
помещениях, холлах, вестибюлях, коридорах, в лестничных клетках и под
лестничными маршами какие-либо материалы и устраивать в них мастерские, склады,
кладовые, служебные помещения и т.п.; г) отогревать замерзшие водопроводные,
канализационные и другие трубопроводы открытым огнем. Для этих целей следует
применять пар, горячий песок, воду или ленточные электронагреватели (типа
ЭНГЛ); д) устраивать склады (кладовые) горючих
материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в помещениях, через
которые проходят транзитные электрокабели или газопроводы; е) устанавливать глухие металлические
решетки в оконных проемах, кроме помещений складов, касс и т.п., когда это
необходимо для сохранения ценностей. В этих случаях решетки должны быть
съемными или раздвижными, должны быть открыты в течение рабочего времени; ж) оставлять без присмотра включенные
электросушильные шкафы и водонагревательные приборы (кроме кубовых); з) применять для облицовки стен и
потолков на путях эвакуации людей (в лестничных клетках, коридорах, холлах,
вестибюлях, тамбурах и т.д.), а также для устройства и отделки подземных
помещений и вестибюлей станции сгораемые и трудносгораемые материалы, а также
материалы, выделяющие при нагревании токсичные продукты; и) хранить в шкафах, столах и кабинетах
горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, щелочи и взрывчатые вещества; к) складировать на перекрытиях кабин для
дежурных по станциям различные материалы, инвентарь и оборудование; л) оборудовать служебно-бытовые помещения
подземных сооружений мягкой мебелью и сгораемыми шкафами; м) размещать киоски и другие торговые
точки на платформах станций, подземных переходах и на путях эвакуации пассажиров,
а также вокруг наружных вестибюлей под оконными проемами. По согласованию с МПС
СССР и местными органами Государственного пожарного надзора разрешается
устанавливать киоски (по продаже книг, газет, журналов, театральных билетов,
авиабилетов), выполненные из несгораемых материалов, а также автоматы по
продаже газет только в наземных вестибюлях станции (выше нулевой отметки) в
местах, свободных от пассажиропотока; н) применять для промывки, протирки и
обезжиривания различных деталей и конструкций легковоспламеняющиеся и горючие
жидкости; о) применять лакокрасочные материалы,
эмали, растворители, моющие и обезжиривающие жидкости, не известные по своему
химическому составу (степени пожарной опасности). Эти материалы могут быть
использованы только после соответствующего анализа, определения их
пожароопасных свойств и разработки мер по их безопасному использованию. 2.2. Места примыканий действующих
тоннелей и станций к строящимся объектам до начала проведения работ должны
ограждаться негорючими перегородками, исключающими проникновение через них
продуктов горения. При организации работ в местах примыканий к действующим
линиям должна устанавливаться телефонная связь с дежурным персоналом
метрополитена. 2.3. Все объекты, сдаваемые Метростроем и
другими строительными организациями в эксплуатацию, должны быть обеспечены
первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными Нормами
оснащенности первичными средствами пожаротушения подземных сооружений и
подвижного состава метрополитенов. 2.4. Электрооборудование на объектах
метрополитена должно отвечать требованиям Правил устройства электроустановок
(ПУЭ). 2.5. Емкости для хранения
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, расположенные на территории
электрифицированных путей и в зданиях метрополитена, должны предохраняться
специальными устройствами от искрообразования и электрической коррозии,
возникающей в результате действий блуждающих токов. 2.6. Эксплуатационный контроль
за состоянием защиты емкостей, сооружений и устройств метрополитена от
коррозии, вызываемой блуждающими токами, и защиты от искрообразования и
грозовых разрядов возлагается на службу, в ведении которой они находятся. 2.7. На платформах и в вестибюлях станций
для сбора мусора должны быть установлены несгораемые урны, которые необходимо своевременно
очищать. 2.8. В подземных служебно-технических
помещениях метрополитена, у рабочих мест обслуживающего персонала должны быть
педальные урны (ведра) для сбора мусора и производственных отходов. 2.9. Места производства ремонтных работ
по окончании рабочего времени необходимо тщательно убирать от горючего
строительного мусора. 2.10. Весь накопившийся за смену горючий
мусор, обтирочные материалы, использованные билеты и т.п. должны быть убраны из
помещений станций в специально отведенное, безопасное в пожарном отношении
место. 2.11. Удаляемый из тоннелей и цехов
наземных предприятий горючий мусор и отходы горюче-смазочных материалов должны
еженедельно вывозиться с территории предприятий. 2.12. Спецодежда должна храниться в
предназначенных для этих целей бытовых помещениях в шкафах из негорючих
материалов. Промасленную одежду разрешается хранить только в развешенном виде.
В карманах спецодежды запрещается оставлять промасленные тряпки или обтирочные
концы. Оставлять после работы спецодежду на верстаках, ящиках, у рабочих мест
не допускается. Промасленную (загрязненную) одежду необходимо своевременно
стирать, при этом администрацией предприятий, служб метрополитена должен быть
установлен порядок замены промасленной одежды на
чистую. 2.13. Чистые обтирочные материалы должны
храниться отдельно от использованных и промасленных.
Для хранения обтирочных материалов устанавливают металлические ящики с плотно
закрывающимися крышками. Ежедневно по окончании работы промасленный обтирочный
материал необходимо выносить из помещений в установленное место. 2.14. Ящики для сбора использованных
обтирочных материалов должны быть с надписями "Промасленные обтирочные
материалы". Разбрасывание промасленных концов по помещениям,
трубопроводам, электрокабелям и т.п. запрещается. 2.15. Баллончики для
газовых горелок (вместимость баллончиков не должна превышать 5 л) с горючими
газами (бутаном, пропаном, ацетиленом) разрешается хранить в наземных
сооружениях (не более одного комплекта из двух баллонов) в специально
отведенных для этой цели местах, согласованных с пожарной охраной
метрополитена, в металлических ящиках, закрывающихся на замок. Ящики
должны иметь вентиляционные отверстия в верхней и нижней частях. 2.16. Огневые работы в подземных
сооружениях метрополитена (в тоннелях, машинных залах, на эскалаторах и т.п.)
проводятся только в ночное время после снятия напряжения, за исключением работ
аварийного характера, выполняемых по распоряжению руководителей служб
метрополитена. 2.17. Все виды огневых работ
(электросварка, работа паяльными лампами, газосварка, разогрев битума на
площадках и т.п.) проводятся только с письменного разрешения технического
руководителя после согласования с пожарной охраной метрополитена. 2.18. Проведение газосварочных работ в
действующих тоннелях допускается только со специальных агрегатов, установленных
на подвижных единицах метрополитена. 2.19. В местах проведения огневых
ремонтных работ должны быть дополнительные средства пожаротушения (не менее
двух огнетушителей на рабочее место). 2.20. Завоз смазочных материалов в
тоннель осуществляется на оборудованном для этих целей моторельсовом транспорте
в ночное время после снятия напряжения в специальных раздаточных емкостях. 2.21. Подвижные единицы, приспособленные
под перевозку смазочных материалов в тоннеле, оборудуются первичными средствами
пожаротушения: двумя пенными и одним углекислотным или порошковым
огнетушителями, огнезащитной тканью (кошмой) размером 2 х 1,5 м, ящиком с
песком и лопатой. 2.22. Перевозка и раздача
горюче-смазочных материалов должны осуществляться в присутствии ответственного
за пожарную безопасность лица. 2.23. Смазочные материалы должны
храниться в закрытых металлических ларях с плотно закрывающимися крышками, в герметически
закрытой небьющейся таре. Лари и расходная тара, устанавливаемая в них, должны
быть замаркированы по принадлежности и иметь надпись "Огнеопасно". Запас смазочных материалов в тоннелях и
служебно-технических помещениях не должен превышать установленных норм. Нормы
хранения смазочных материалов согласовываются с пожарной охраной метрополитена
и вывешиваются на видных местах. 2.24. Автомобильный транспорт,
предназначенный для перевозки смазочных материалов и тары, должен быть
оборудован приспособлениями для их разгрузки, исключающими возникновение
статического электричества, искр и пламени, и отвечать требованиям Инструкции
по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. 2.25. Запрещается: а) перевозить и хранить смазочные
материалы в неисправной, незакрывающейся, а также стеклянной и полиэтиленовой
таре; б) курить и работать с открытым огнем на
спецплатформе и в местах раздачи смазочных материалов; в) оставлять в тоннеле пустую тару из-под
смазочных материалов (бидоны, бочки, канистры и др.); г) сливать отработанные масла в дренажные
лотки и канализационную сеть; д) заправлять мотовозы в неустановленных
местах и с нарушением технологии заправки; е) использовать для открывания бочек (с
легковоспламеняющимися жидкостями, а также из-под них) искрообразующий
инструмент; ж) оставлять неубранными места с
пролитыми жидкостями. 2.26. Для сушки спецодежды в
служебно-технических помещениях должны устанавливаться сушильные шкафы. Каждый
шкаф оборудуется нагревательными элементами закрытого исполнения и
соответствующей электрозащитой от токов короткого замыкания и тепловой защитой
от перегрева. Отключающее устройство электросушильного шкафа должно быть
закрыто кожухом и иметь приспособление для запирания на замок в выключенном состоянии.
Ключ от замка находится у ответственного за сушку одежды лица. Сушить
спецодежду разрешается только в развешенном виде. 2.27. Сушильный шкаф, не оборудованный
терморегулятором, оставлять без присмотра не разрешается. По окончании сушки
шкаф отключается, проверяется состояние камеры сушильного шкафа
и отключающее устройство закрывается на замок. 2.28. Чистка днища сушильных шкафов от
горючих отходов и пыли осуществляется не реже одного раза в месяц. 2.29. В помещении, где установлен
сушильный шкаф, должны быть вывешены: инструкция по соблюдению мер пожарной
безопасности при его эксплуатации и табличка с указанием фамилии лица,
ответственного за сушку одежды. 2.30. Отверстия, образующиеся в
перекрытиях, стенах, перегородках при пересечении их коммуникациями, должны
наглухо заделываться негорючими материалами. 2.31. Во избежание попадания влаги и
грунтовых вод на контактный рельс, электросеть, электрооборудование в тоннелях
в местах протечек устанавливаются водозащитные зонты из негорючих материалов. 2.32. Пассажирам запрещается: провозить огнеопасные,
легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества, бытовые газовые баллоны; курить на станциях и в вагонах
метрополитена. За нарушение данных требований виновные
привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. 3. СОДЕРЖАНИЕ
ТЕРРИТОРИЙ, ЗДАНИЙ И СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 3.1. Территория вокруг наземных станций,
киосков, приточно-вытяжных вентиляционных шахт, производственных предприятий,
электродепо, складов, баз и т.п., а также помещения метрополитенов должны
постоянно содержаться в чистоте. 3.2. Ко всем зданиям и сооружениям должен
быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей. Противопожарные разрывы
между зданиями и сооружениями не должны загромождаться и использоваться для
складирования оборудования, материалов, стоянки автотранспорта. 3.3. Запрещается осуществлять
перепланировку помещений без предварительно разработанного проекта, утвержденного
в установленном порядке. 3.4. Люки кабельных коллекторов в каждом
торце станции должны содержаться в закрытом состоянии. Конструкция замков
должна обеспечивать открывание люка со стороны коллектора вручную, а со стороны
платформы - ключом. Ключи от замков хранятся на аварийной доске у ДСП. 3.5. Металлические лестницы к
эвакуационным люкам кабельных коллекторов должны быть в исправном состоянии, а
люки не должны ничем загромождаться. 3.6. Все двери эвакуационных выходов
должны свободно открываться, а при наличии людей в помещении не должны
запираться. 3.7. Все эвакуационные выходы должны быть
обозначены указателями и другими надписями в соответствии с требованиями ГОСТ
12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности". 3.8. Двери чердачных
помещений должны быть обиты железом по асбестовому картону и постоянно
содержаться закрытыми на замок. Ключи от них хранят в доступном для их
получения в любое время суток месте. На дверях чердака указывается место
хранения ключей. Слуховые окна застекляются и закрываются на запоры. 3.9. Деревянные конструкции чердаков
зданий должны быть обработаны огнезащитным составом. 3.10. Установка колонок и водоподогревов
в помещениях, где расположены электросбойки, щитовые и другие устройства с
электрооборудованием, не допускается. 3.11. Кабельные каналы в помещениях блок-постов, кроссовых, дикторских и т.д. должны закрываться
щитами, выполненными из негорючих материалов. 3.12. Все служебно-технические помещения
станций должны иметь надписи или нумерацию согласно их принадлежности,
обозначению по категорийности и классу пожаро- и
взрывоопасности и закрываться на замок. Резервные ключи от помещений (кроме
помещений с электроустановками высокого напряжения) хранятся у ДСП. Кодовые
замки на дверях подключаются к сети аварийного освещения. 3.13. Для проверок противопожарного
режима в служебно-технических помещениях станций и кабельных коллекторах на
аварийной доске в кабинах ДСП должны находиться ключи, замаркированные в
соответствии с нумерацией помещений. Проверка этих помещений осуществляется в
присутствии ДСП или представителя службы. 3.14. Размещение в подземных сооружениях
красных уголков, учебных классов и т.п. не допускается. 3.15. В кабинах ДСП на
видном месте должны быть вывешены таблички с указанием фамилии ответственного за
пожарную безопасность, номер телефона пожарной охраны, инструкция по пожарной
безопасности, Инструкция о порядке действия работников и режимах работы шахт
тоннельной вентиляции в случаях задымления или пожара, табель боевого расчета и
план эвакуации пассажиров на случай пожара. 3.16. Все помещения депо, мастерских,
складов, прочих объектов по окончании работы должны быть очищены от горючего
мусора и отходов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроосвещение в
них должно быть отключено, двери помещений заперты на замок. Ключи от помещений
хранятся на аварийной доске у дежурного по объекту. 4. ТОННЕЛИ И
ТОННЕЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 4.1. Складирование шпал, сгораемых
коробов, щитов и других горючих материалов в действующих тоннелях и в полосе
наземных участков пути не допускается. Наземные участки пути должны быть
очищены от сухой травы, веток и т.п. 4.2. Складирование покилометрового запаса
шпал осуществляется на открытых линиях и площадках электродепо. Места
складирования согласовываются с пожарной охраной метрополитена и обеспечиваются
первичными средствами пожаротушения. 4.3. С мест работ, проводимых в ночное
время в тоннелях и притоннельных сооружениях, горючий мусор, строительные
отходы и инструмент должны быть убраны в безопасное место (до подачи напряжения
в контактную сеть). 4.4. Ежесуточная уборка и вывоз горючих
отходов из тоннелей и притоннельных сооружений возлагаются на руководителей тех
хозяйственных подразделений, за которыми закреплен данный объект. Вывоз мусора
из действующих тоннелей возлагается на службу тоннельных сооружений. 4.5. Контейнеры для сбора
производственных отходов, установленные в тоннельных сооружениях, должны быть
постоянно закрыты. 4.6. Тара для хранения обтирочных и
строительных материалов, а также для сбора горючего мусора должна быть
замаркирована по принадлежности и укреплена на месте стоянки, оборудованном
первичными средствами пожаротушения. 4.7. Хранение масла для гидравлических
систем в камерах тоннельных металлоконструкций запрещается. Масло должно
храниться в помещениях, отвечающих противопожарным требованиям и согласованных
с пожарной охраной метрополитена. 4.8. Провода электропутевого инструмента
(шпалоподбойки, дрели, шлифовалки и т.п.) должны быть исправными, не должны
иметь скруток. 4.9. Шпалы, уложенные в путь, особенно в
местах отстоя подвижного состава и на тормозных участках пути, должны
своевременно очищаться от горючих отложений. 4.10. Леса, применяемые при проведении
ремонтных работ, должны быть инвентарными, металлическими, а деревянные настилы
и подмостки пропитаны огнезащитным составом. 4.11. Пространство под электроприводами
стрелочных переводов должно тщательно очищаться от горючих материалов, смазки и
обтирочных материалов и постоянно содержаться в чистоте. 4.12. Наплывы битума, выделяемые из тела
тоннеля, необходимо своевременно собирать и удалять на поверхность. 4.13. В действующих линейно-технических
пунктах осмотра подвижного состава, расположенных в тупиках, переходные
мостики, стрелки и смотровые канавы должны содержаться в чистоте. 4.14. Все переходные мостики в местах
оборота поездов должны быть выполнены из негорючего материала. 4.15. В действующих тоннелях запрещается: а) проводить работы с газогенераторами; б) пропитывать креозотом шпалы, коротыши,
клинья, подкладки и др., а также разогревать битум; в) укладывать деревянные щиты и
всевозможные уплотнения из горючих материалов между нитками ходовых рельсов и
устраивать деревянные сходные мостики со станционных платформ; г) устанавливать зажимы на неисправных
участках водопроводов (этот вид ремонта по разрешению пожарной охраны
метрополитена может быть допущен только временно); д) хранить горючие материалы за
оборудованием устройств сигнализации и связи, путейскими шкафами, а также в сбойках
и других помещениях, примыкающих к тоннелю; е) покрывать конструкции и кабели
горючими антикоррозионными материалами. 5. ЭСКАЛАТОРЫ И
МАШИННЫЕ ЗАЛЫ 5.1. Входная дверь в машинный зал
эскалаторов должна постоянно находиться на запоре. 5.2. В помещениях машинных залов,
эскалаторов, а также в наклонах натяжных под маршами и на площадках лестниц
нельзя допускать скопления горючего мусора, складирования запчастей, смазочных
и других материалов. 5.3. В каждом машинном зале эскалаторов
должны быть вывешены нормы аварийного запаса эскалаторных ступеней, бегунков,
поручней. 5.4. Смазочные материалы для эскалаторов
хранятся в изолированных несгораемых помещениях с обособленной вентиляцией в
металлической, герметически закрываемой таре. Электровыключатель должен
находиться вне помещения кладовой смазочных материалов. Освещение должно быть
во взрывобезопасном исполнении. На дверях кладовой должны быть предупреждающие
и запрещающие надписи установленного образца. На видном месте вывешиваются
допустимые нормы хранения смазочных материалов. Тара должна иметь надписи,
указывающие ее емкость и вид смазочного материала. Емкости в кладовых должны
быть приспособлены для розлива жидкости в расходную тару. 5.5. Обтирочные материалы должны
храниться в металлических ларях. Нормы хранения обтирочных материалов
согласовываются с пожарной охраной метрополитена. 5.6. Чистка бункеров и поддонов приводной
и натяжной станций от горючих отходов и других отложений должна проводиться
ежедневно. 5.7. Металлические конструкции под
балюстрадами и движущимися частями эскалаторов необходимо еженедельно очищать
от горючей пыли и масляных отложений. 5.8. Кабельные каналы в машинных залах
должны быть закрыты негорючими плитами и своевременно очищаться от горючего
мусора и пыли. Хранение в них каких-либо предметов и материалов не допускается. 5.9. В машинных залах эскалаторов должны
быть вывешены на видном месте инструкция по мерам пожарной безопасности и
указатели: "Ответственный за пожарную
безопасность ______", "Место для курения", "О пожаре
звонить по телефону N _______". 5.10. При проведении работ в машинных
залах эскалаторов работниками других организаций или служб ответственность за
соблюдение правил пожарной безопасности возлагается на руководителя работ, а
контроль осуществляется мастером или машинистом эскалаторов. 5.11. Сливаемое отработанное масло из
редукторов немедленно вывозится из машинных залов в места его утилизации и
очистки. Слив допускается только после закрытия станции либо при аварии. 5.12. Перед проведением сварочных и
других огневых работ ремонтные бригады должны очистить конструкции балюстрад от
горючих отложений и пыли. 5.13. Снятую горючую облицовку балюстрад
и поручни необходимо немедленно вывозить на поверхность в специально отведенное
место. 5.14. В машинных залах эскалаторов
запрещается: а) хранить в маслокладовой порожнюю тару,
ящики с обтирочными материалами и другие посторонние предметы; б) применять для промывки различных
деталей и протирки ферм, поддонов и направляющих эскалаторов
легковоспламеняющиеся и горючие жидкости; в) хранить в машинных залах и на
платформах станций резервные поручни (хранение допускается только в вестибюлях
в несгораемых закрытых кожухах, исключающих попадание внутрь посторонних
предметов); г) проводить огневые работы на оборудовании
с маслонаполненной аппаратурой, а также вблизи сгораемых, свежеокрашенных или
покрытых маслом конструкций и агрегатов; д) перевозить на эскалаторах горючие (ГЖ)
и легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), а также баллоны со сжатыми и сжиженными
горючими газами во время работы метрополитена (перевозка допускается только в
аварийных случаях при отсутствии пассажиров на движущихся лентах эскалаторов). 6. ПОДСТАНЦИИ И
ЭЛЕКТРОСЕТИ 6.1. Тяговые и понизительные подстанции,
электросети и другое электротехническое оборудование должны отвечать
требованиям ПУЭ, Строительных норм и правил (СНиП), Правил технической
эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности. 6.2. Двери трансформаторных ячеек должны
быть выполнены из негорючих или трудногорючих материалов, открываться в сторону
выхода из помещения и быть постоянно закрытыми на замок. 6.3. Приточно-вытяжная и аварийная
системы вентиляции из подземных трансформаторных ячеек должны быть
обособленными от других вентиляционных систем. 6.4. Конструкция вентиляционных коробов,
шахт и проемов должна исключать попадание через них влаги или конденсата на
высоковольтное оборудование трансформаторных ячеек или распределительных
устройств. 6.5. Проемы, соединяющие камеры
трансформаторных ячеек, масляных выключателей и распределительных устройств с
вентиляционными каналами приточно-вытяжной или аварийной вентиляции, должны
быть закрыты жалюзи или сетками с размерами ячеек не более 2 х 2 мм. 6.6. Открытая прокладка транзитных
кабелей, трубопроводов и вентиляционных коробов через помещения, где
установлены трансформаторы, масляные выключатели и распределительные
устройства, без дополнительной защиты их негорючими материалами не допускается. 6.7. Стены трансформаторных ячеек
совмещенных тяговых подстанций (СТП), где установлены автоматические средства
пожаротушения, для предохранения их от разрушения в случае срабатывания
автоматических средств пожаротушения, должны снабжаться автоматическими
клапанами избыточного давления. 6.8. В подземных помещениях СТП и
понизительных подстанций запрещается: а) приспосабливать свободные
трансформаторные ячейки и помещения в распределительных устройствах переменного
и постоянного тока, а также вентиляционные камеры и вентиляционные каналы под
складские помещения; б) разливать масла, хранить посторонние
материалы, предметы, а также горючие отходы; в) промывать корпуса при ремонте
трансформаторов легковоспламеняющимися жидкостями. 6.9. Совместная прокладка кабельных линий
с газопроводами и трубопроводами, содержащими легковоспламеняющиеся и горючие
жидкости, не допускается. 6.10. Кабельные коллекторы должны
содержаться в чистоте, иметь исправное освещение, необходимые средства
пожаротушения. В местах, не гарантированных от попадания грунтовых вод на
кабели или электрооборудование, должны сооружаться водоотводящие зонты из
негорючих материалов. 6.11. Над распределительными устройствами
должны быть установлены водоотводящие зонты из негорючих материалов. 6.12. Покрытие кабелей и кронштейнов
горючими антикоррозионными составами не допускается. 6.13. Покраску кабельных линий в тоннелях
можно осуществлять только в ночное время по специальному разрешению
технического руководителя и согласованию с пожарной охраной метрополитена. 6.14. Кабели джемперов в местах их
пересечения с потоками силовых кабелей должны иметь дополнительную изоляцию из
негорючих материалов. Кроме того, эти кабели должны быть изолированы от тела
тоннеля и заземления металлических конструкций. 6.15. Для оперативного обесточивания
электрокабелей в тоннелях и коллекторах в случае возникновения пожара должна
быть разработана схема (инструкция), определяющая порядок обесточивания всех
электрокабелей. Схема (инструкция) должна находиться у дежурного
электродиспетчера и быть изучена в установленном порядке всем дежурным
персоналом службы. 6.16. Монтаж иллюминационных установок на
вестибюлях станций осуществляется согласно перечню, утвержденному руководством
метрополитена и согласованному с энергонадзором. 6.17. Включение в работу иллюминационных
установок производится после осмотра технической комиссией с участием
представителя пожарной охраны метрополитена и составления соответствующего
акта. 6.18. Монтаж, включение и эксплуатация
иллюминационной установки осуществляются ответственными лицами, назначенными
приказами начальников служб и предприятий. 6.19. У всех групповых отключающих
устройств и предохранителей осветительной сети должны быть надписи с
наименованием присоединений и максимально допустимого значения тока вставки
расцепителя и плавкой вставки. Применение некалиброванных и завышенных по току
плавких вставок во всех видах предохранителей запрещается. 6.20. Неисправности в электросетях,
которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, нагревание проводов и др.,
немедленно устраняют. До устранения неисправности электросеть должна быть
отключена. 6.21. При монтаже и эксплуатации
электросетей и установок запрещается: а) совместная прокладка
взаиморезервируемых цепей, а также рабочего и аварийного освещения в одной
трубе, коробе или лотке; б) применять холодную пайку (скрутку
электропроводов) и оставлять неизолированными участки электросетей; в) монтировать люминесцентные лампы и
арматуру на сгораемых основаниях; г) складировать различные материалы и
предметы в щитовых, электросборках, релейных, кроссовых, путейских ящиках,
форкамерах, кабельных коллекторах, свободных трансформаторных ячейках и т.п.; д) применять временные силовые и
осветительные электропроводки; е) использовать электропровода, кабели,
выключатели, штепсельные розетки и т.п. для подвешивания одежды, плакатов и
других предметов; ж) пользоваться неисправными
электросетями, выключателями, розетками, штепсельными вилками, рубильниками,
предохранителями и т.п.; з) использовать электронагревательные
приборы для бытовых нужд без специального разрешения пожарной охраны
метрополитена; и) устанавливать розетки в складах,
кладовках и раздевалках; к) хранить горючие материалы и предметы в
непосредственной близости к электроприборам, светильникам, электрокабелям, под
электрощитами и т.п.; л) оставлять недемонтированными старые
бездействующие электросети. 6.22. Электронагревательные приборы,
необходимые по условиям производства, должны быть защищены от соприкосновения с
горючими материалами и установлены на несгораемой поверхности (подставке). 6.23. Сварка свинцовых пластин
аккумуляторных батарей с помощью горючих газов должна выполняться в строгом
соответствии с действующими правилами при наличии письменного разрешения
вышестоящего руководителя и согласовании с пожарной охраной метрополитена. 6.24. Устройства, предотвращающие
распространение огня в кабельных коллекторах, и средства автоматической
противопожарной защиты необходимо содержать в исправном состоянии. 6.25. Кабельные каналы в машинных залах
должны быть закрыты плитами из негорючих материалов и очищены от горючих
отходов. Хранение в них каких-либо предметов и материалов не допускается. 7.
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА 7.1. На случай пожара или задымления
станций и тоннелей метрополитена должна быть составлена конкретная инструкция
по режиму работы шахт тоннельной вентиляции, разработанная на основе Отраслевой
инструкции о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной
вентиляции в случае задымления, загорания или пожара на метрополитенах и дополняющих
ее методических документов. Дежурный персонал дистанций и диспетчеры
электромеханической службы должны знать данную Инструкцию и иметь навыки
практических действий по переключению шахт. 7.2. Очистка вентиляционных систем
(воздуховодов, камер, фильтров и др.) должна проводиться в установленные сроки,
но не реже двух раз в год. Отметки об очистке вентиляционной системы делаются в
специальном журнале. 7.3. Двери вентиляционных камер и
наземных вентиляционных киосков (в том числе на перегонах) должны быть
постоянно закрыты на замок. Запасные ключи от них хранятся на аварийной доске у
ДСП. 7.4. Устройство кладовых и хранение
горючих материалов в помещениях вентиляционных установок, в стволах
вентиляционных шахт, вентиляционных каналах, а также в помещениях
воздушно-тепловой завесы, теплоцентров и водомеров запрещается. 7.5. Применение горючих материалов для
устройства воздуховодов, фильтров и шумоглушителей в вентиляционных системах не
допускается. 7.6. Металлические стационарные лестницы
стволов вентиляционных шахт должны содержаться в исправном состоянии. 7.7. Размещение сгораемых строений,
автостоянок, гаражей, складирование горючих материалов и мусора, а также
разведение костров, проведение работ с большим выделением дыма или горючих
газов ближе 25 м от вентиляционных киосков метрополитена запрещается. 7.8. Очистка вытяжных воздуховодов от
горючих отложений, образовавшихся в результате эксплуатации электроплит в
буфетах, комнатах приема пищи, проводится не реже одного раза в два месяца, о
чем отмечается в специальном журнале или в соответствующем акте. 7.9. В вестибюлях станций все
декоративные решетки, ограждающие радиаторы и трубы отопления, должны иметь
металлические сетки сечением не более 4 кв. мм. 7.10. Накапливающуюся горючую пыль на
приборах отопления периодически удаляют и не менее одного раза в год убирают со
снятием сеток и декоративных решеток. 7.11. Электрические печи для отопления
служебно-технических и бытовых помещений следует применять заводского
изготовления с закрытыми нагревательными элементами и устанавливать на
негорючих стенах (перегородках) или полах. Печи должны быть закреплены. 7.12. Питание электроотопительных
приборов должно осуществляться самостоятельным кабелем через трех- или
двухполюсные штепсельные розетки, заземляющие контакты которых должны
присоединяться к шинам заземления в тоннеле или на станции. 7.13. При эксплуатации отопительных
электропечей запрещается: а) переноска печей из одного помещения в
другое; б) подключение печи к розеткам или
рубильникам, не предназначенным для этих целей; в) сушка на них спецодежды,
пиломатериалов, ветоши и т.п.; г) установка электропечей в столярных и
балюстрадных мастерских, кладовых и малярных, а также в местах хранения и
применения ЛВЖ и ГЖ; д) использование печей мощностью,
превышающей допустимую нагрузку на питающие электропровода. 8. ЭЛЕКТРОДЕПО И
МОТОДЕПО 8.1. Проезды на территории электродепо
должны содержаться в исправном состоянии и быть свободными от посторонних
предметов, в ночное время освещаться. Оставлять подвижной состав и другие
транспортные средства на пожарных проездах запрещается. 8.2. Электро- и
мотодепо должны быть обеспечены телефонной связью с отделом военизированной
пожарной охраны (пожарной командой). 8.3. Продувочная канава, главный
вентиляционный короб продувочной камеры, нижняя зона, скруберная должны
очищаться от горючих отходов и пыли и промываться водой по графику, но не реже
одного раза в 6 мес. 8.4. Вентиляционные короба в камерах
продувки и промывки аппаратов вагонного оборудования должны не реже двух раз в
год очищаться от накопившихся в них горючих отложений. 8.5. Конструкция масляных ванн для
подогрева механического оборудования и ванн прожировки манжет пневматического и
электрического оборудования вагонов должна исключать возможность перегрева и
выброса масла. 8.6. Устройство кладовых и хранение каких бы то ни было сгораемых материалов в
смотровых канавах не допускается. 8.7. Ванны, предназначенные для пропитки
рессор подвижного состава графитовой смазкой, должны плотно закрываться
крышками. Для слива масла они оборудуются пробковыми сливными кранами. 8.8. Проводка низкого напряжения в
смотровых и отстойных канавах должна быть изолирована от рельсового бруса и
шпал. При присоединении к ней переносных ламп должен создаваться надежный
контакт, исключающий местный нагрев, искрение и короткое замыкание проводов. 8.9. При централизованной подаче
горюче-смазочных материалов (ГСМ) насосная должна отделяться от основных
емкостей несгораемой перегородкой с пределом огнестойкости не менее 1 ч, а
дверной проем защищаться противопожарной дверью. 8.10. Помещения маслораздаточной должны
быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. 8.11. Грунт, пропитанный ГСМ, на
территории их хранения и раздачи необходимо периодически срезать и удалять.
Снятый грунт заменяется свежим. 8.12. Окраску подвижного состава
непосредственно в цехе подъемочного ремонта можно выполнить только местную
(кистью) с разработкой необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасное
проведение окрасочных работ, с учетом того, что среда в радиусе 5 м от места
окраски является взрыво- и пожароопасной. Количество лакокрасочных материалов,
хранящихся в цехе, не должно превышать сменной потребности. 8.13. Смотровые канавы и полы в местах
отстоя подвижного состава должны регулярно очищаться от горючего мусора,
разлитых горючих и смазочных материалов. Пролитые ГСМ необходимо убирать с
помощью песка. 8.14. Для промывки и обезжиривания
деталей вагонов, мытья полов и стен зданий, удаления старой краски с кузовов
вагонов применяются пожаробезопасные жидкости и препараты. 8.15. В каждом депо должен быть составлен
план эвакуации подвижного состава на случай пожара, который не реже одного раза
в год изучает обслуживающий персонал с практической отработкой. 8.16 Ремонт мотовозов, дрезин и другой
техники должен проводиться в специальных боксах вне мест их постоянной стоянки. 8.17. Отработанную смазку следует хранить
в металлических бочках в специальных помещениях или кладовых ГСМ. 8.18. Производить заправку мототранспорта
в помещениях стоянки, обслуживания и ремонта, а также ставить его в депо при
наличии течи или просачивания бензина из бака без предварительного слива
бензина запрещается. 8.19. Использовать списанные и другие
вагоны метрополитена для размещения в них различных мастерских, раздевалок,
административно-бытовых помещений, складов, кладовых и т.п. запрещается.
Списанные вагоны следует своевременно удалять из стойловой зоны депо, а их
временный отстой осуществлять отдельно от действующих поездов. При этом должен
быть исключен доступ в вагоны посторонних лиц. 8.20. В электро-
и мотодепо запрещается: а) ремонтировать спецплатформы при
наличии на них баллонов со сжатыми, сжиженными газами, газогенераторными
аппаратами или емкостями с ЛВЖ и ГЖ; б) ремонтировать мототранспорт с баками,
наполненными бензином, и картерами, заполненными маслом; в) сушить свежеокрашенные вагоны
электронагревательными приборами открытого типа; г) ставить в депо цистерны, мотовозы и
автомашины, груженные ЛВЖ И ГЖ; д) использовать ходовые рельсы и
металлические конструкции в качестве второго провода при электросварочных
работах. Огневые и огнеопасные работы при ремонте
подвижного состава разрешаются только в местах, установленных приказом
начальника электродепо. 9. ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ МЕТРОПОЛИТЕНА 9.1. Ответственность за пожарную
безопасность электропоезда, находящегося на линии, возлагается на машиниста
поезда. Ответственность за обеспечение выхода на линию технически исправного и
укомплектованного средствами пожаротушения электропоезда возлагается на мастера
комплексной бригады. 9.2. При техническом осмотре поезда перед
выходом его на линию следует проверить исправность электрооборудования,
отопления, чистоту, наличие и исправность первичных средств пожаротушения и
двусторонней связи "пассажир - машинист". Выявленные нарушения необходимо
немедленно устранить. До устранения нарушений выход поезда на линию
запрещается. 9.3. Брезентовые чехлы, предназначенные
для защиты от механических повреждений выводных концов тяговых двигателей,
должны быть пропитаны огнезащитным составом. 9.4. Кабины машинистов электропоездов
должны быть оборудованы пепельницами из негорючих материалов. Пепельницы должны
быть закреплены и закрыты крышками. 9.5. Электропечи, устанавливаемые в
кабинах машинистов, должны быть хорошо укреплены и иметь самостоятельную
электрозащиту. На печах и вблизи них не допускается размещение горючих
материалов. 9.6. Электрическое оборудование
подвижного состава должно иметь надежную защиту установленного образца, все
виды предохранительных устройств должны быть замаркированы с указанием на них номинального
тока. 9.7. Электроподвижной состав во время
ночных отстоев в депо, на станциях и в тоннелях не должен использоваться для
отдыха рабочих. 9.8. При применении наждачных тормозных
колодок в период обкатки вагонов или шлифовки бандажей ремонтные бригады должны
тщательно очищать подвагонное оборудование от горючих отложений. 9.9. В зимнее время в вагонах, работающих
на открытых участках линий метрополитена, не разрешается закрывать
вентиляционные короба горючими материалами. 9.10. Установка электропечей под
сиденьями вагонов, эксплуатируемых на открытых линиях метрополитена, должна
проводиться в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке. 9.11. Переносные электролампы,
применяемые для осмотра подвижного состава, должны иметь напряжение не выше 36
В. Лампы должны быть защищены от механических повреждений. 9.12. Локомотивной бригаде запрещается: а) выбрасывать на перегонах и станциях
окурки, спички и горючий мусор; б) открывать защитные кожухи у
электропечей; в) выезжать на линию без исправных
первичных средств пожаротушения, требуемых по нормам; г) перевозить в пассажирских вагонах ЛВЖ
и ГЖ, взрывчатые, едкие и ядовитые вещества, а также баллоны со сжатыми и
сжиженными горючими газами. 9.13. Огнетушители в салоне вагона должны
располагаться в его торце и закрепляться в подвешенном состоянии специальными
креплениями. Допускается размещение огнетушителей в ящиках под сиденьями, при
этом место расположения огнетушителя обозначается на стене вагона стандартным
условным знаком. 9.14. Вагоны должны быть оборудованы
исправным устройством связи "пассажир - машинист". 10. СРЕДСТВА СВЯЗИ,
СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ 10.1. Все виды связи и
средства оповещения (в том числе мегафоны), которые могут быть использованы для
оповещения о пожаре и информации о нем работников метрополитена и пассажиров, а
также сигнализации, пожаротушения и противопожарной защиты в зданиях,
сооружениях и подвижном составе должны постоянно находиться в исправном
состоянии и периодически (в соответствии с нормативными документами)
проверяться с составлением соответствующих актов. Возможность их
использования должна быть обеспечена в любое время суток. 10.2. У всех средств связи
вывешиваются таблички о порядке сигналов и вызова пожарной охраны. Звуковой
сигнал о срабатывании приемных аппаратов пожарной сигнализации, установленных в
кабине ДСП, должен дублироваться на платформе станции. На неисправных приборах
пожарной сигнализации и телефонных аппаратах должны быть вывешены таблички
"Не работает". На каждой станции и в кабине ДСП должен быть исправный
мегафон. 10.3. Все объекты метрополитена и
подвижной состав должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам. Для хранения
огнетушителей на станциях должны быть оборудованы специальные ящики размером
0,9 х 0,9 х 0,3 м. Огнетушители большой вместимости (ОП-100, ОП-50 и т.п.)
должны храниться в специальных ящиках, обеспечивающих свободный доступ к ним.
На дверцах ящиков и ниш должны быть указатели установленного образца. 10.4. Использование пожарного инструмента
и оборудования для хозяйственных, производственных и прочих целей, не связанных
с пожаротушением или ликвидацией аварий, категорически запрещается. 10.5. Пожарные рукава должны иметь длину
не менее 20 м (в каждом торце станции по обоим путям, в каждом конце коридора
между станциями, а также в начале, середине и конце каждого тупика - не менее
40 м, либо два рукава - по 20 м) и быть подсоединены к пожарным кранам и
стволам. Шкафчики пожарных кранов должны быть закрыты и опломбированы. Дверцы
шкафчиков должны легко открываться, иметь отверстия для проветривания и
указатели "ПК N __", "О пожаре звонить ________" (номер
телефона городской и ведомственной пожарной охраны). Пожарные краны в оборотных
съездах и местах отстоя подвижного состава должны иметь световые указатели.
Крышки люков пожарных кранов должны быть обозначены соответствующими символами
и надписями. 10.6. О всех
ремонтных работах, связанных с отключением систем пожаротушения и извещения о
пожаре, должны ставиться в известность пожарная охрана метрополитена,
руководитель объекта, ДСП, дежурные диспетчеры и поездной диспетчер. 10.7. Сеть внутреннего противопожарного
водопровода должна быть кольцевой. Если городской водопровод не обеспечивает
подачу расчетного количества воды и необходимого напора у пожарных кранов
внутреннего пожарного водопровода, следует устанавливать насосы-повысители,
которые включаются дистанционно от кнопок, установленных у пожарных кранов.
Отключение водопроводных сетей станций от тоннельных участков перекрытием
задвижек в торцах станций, как правило, не допускается. Разрешается временное
переключение задвижек в аварийных ситуациях. 10.8. Внутренние пожарные краны и
насосы-повысители не менее двух раз в год необходимо проверять с пуском воды
работниками электромеханической службы с участием представителей пожарной
охраны метрополитена. Результаты проверки оформляются соответствующим актом или
отметкой в специальном журнале. 10.9. Внутренний пожарный водопровод
должен испытываться работниками электромеханической службы на водоотдачу при
вводе его в эксплуатацию, в том числе после ремонта, а затем не реже одного
раза в пять лет согласно методике испытаний на водоотдачу внутренней
водопроводной сети объектов метрополитенов. 10.10. В помещениях насосных станций с
насосами-повысителями должны быть вывешены схемы внутреннего водопровода и
инструкции о порядке пуска пожарных насосов. Пожарные насосы окрашивают в
красный цвет. 10.11. Электроприводы на задвижках
обводной линии водомерного узла и водопроводном вводе на станцию, а также на
задвижках у торцов станции должны быть исправными и готовыми при необходимости
к включению. На задвижке обводной линии водомерного узла вывешивают табличку с
надписью "Открыть при пожаре". Дежурный персонал объектов и станций
обязан знать месторасположение задвижек обводных линий и обеспечивать при
пожаре их своевременное открытие. 10.12. Трубопроводы
пожарно-хозяйственного водопровода, проходящие в зоне вентиляционных шахт и
других участков с минусовой температурой в зимнее время, должны утепляться и
обеспечивать бесперебойную подачу воды в случае пожара в любое время года. 10.13. Объекты метрополитена оборудуются
системами автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения
в соответствии с Ведомственными нормами технологического проектирования МПС. 10.14. На метрополитене должно быть
обеспечено техническое обслуживание средств пожарной автоматики. 10.15. Ответственность за поддержание в
исправном состоянии средств пожарной сигнализации и ее
надежную эксплуатацию возлагается на службу сигнализации и связи, а средств
пожаротушения - на лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов. 10.16. Для постоянного контроля
за системами пожарной автоматики на объектах приказом должны быть
назначены лица из числа инженерно-технического персонала. 10.17. В помещениях, оборудованных
системами пожаротушения, должны быть инструкции о порядке приведения их в
действие. 10.18. У пожарных гидрантов и водоемов
должны быть установлены световые указатели. Подступы к водоисточникам не должны
загромождаться. 10.19. Пожарные гидранты и водозаборы
водоемов на зимний период должны утепляться, а крышки колодцев систематически
очищаться от снега и льда. 10.20. Огнетушители следует проверять в
установленные сроки в соответствии со стандартами. 10.21. Для зарядки, ремонта,
гидравлического испытания химических и углекислотных огнетушителей при
электродепо должны быть мастерские, оснащенные необходимым оборудованием. 10.22. На зимнее время (при температуре
ниже +1 °С) пенные огнетушители, находящиеся на открытом воздухе или в
неотапливаемых помещениях, необходимо убирать в утепленные будки или другие
помещения. Местонахождение огнетушителей обозначается указательными знаками по
ГОСТ 12.4.026-76, которые развешиваются на видных местах на высоте 2 - 2,5 м. 11. ПОРЯДОК
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ 11.1. На каждой станции должна быть
инструкция, определяющая обязанности каждого работника в случае пожара, а также
должен быть установлен порядок оповещения людей при возникновении пожара. 11.2. При возникновении пожара действия
администрации и пожарной охраны метрополитена в первую очередь должны быть
направлены на обеспечение безопасной эвакуации людей. 11.3. Каждый работник метрополитена,
обнаруживший пожар, в т.ч. малозначительный, обязан: а) немедленно сообщить об этом в пожарную
охрану города по телефону "01"; б) сообщить о пожаре в пожарную охрану
метрополитена (при пожаре в подземном сооружении метрополитена также поездному
диспетчеру); в) принять меры к оповещению и эвакуации
людей и имущества, одновременно приступив к тушению очага пожара имеющимися на
объекте средствами пожаротушения (огнетушитель, внутренний пожарный кран,
стационарная установка пожаротушения и т.п.); г) организовать встречу вызванных
пожарных подразделений и проводить пожарных к месту пожара. 11.4. При возникновении пожара в поезде,
тоннеле или на станции локомотивная бригада (машинист) должна руководствоваться
в своих действиях инструкцией, определяющей действия бригады в особых условиях. 11.5. Порядок
взаимодействия органов пожарной охраны МВД СССР с администрацией
метрополитенов, а также с подразделениями военизированной охраны МПС СССР в
вопросах надзора за противопожарным состоянием объектов метрополитенов и
организации тушения пожаров на них регламентируется Инструкцией о порядке
осуществления государственного пожарного надзора на объектах Министерства путей
сообщения и взаимодействия пожарной охраны МВД и МПС при тушении пожаров (в
части организации государственного пожарного надзора) и Инструкцией о
порядке взаимодействия органов пожарной охраны МВД и МПС по организации
пожарного надзора и тушению пожаров на объектах метрополитена (в части
организации тушения пожаров). Настоящие правила зарегистрированы в Главном
управлении пожарной охраны МВД СССР под N ППБО 147-88. Правила пожарной безопасности на метрополитенах,
утвержденные МПС СССР 14.02.78 N ЦМетро-ЦУО-3510, считаются утратившими силу. Приложение Утверждены МПС СССР 6 сентября 1982 года Согласовано ГУПО МВД СССР 11 августа 1982 г. N 7/1/834 НОРМЫ ОСНАЩЕННОСТИ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА МЕТРОПОЛИТЕНОВ 1. Настоящие нормы оснащенности
первичными средствами пожаротушения распространяются на все подземные помещения
и сооружения метрополитенов. 2. Выбор первичных средств пожаротушения
для каждого конкретного помещения осуществляется в соответствии с приведенной
таблицей. Таблица НОРМЫ ОСНАЩЕННОСТИ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ┌───┬─────────────────┬───────┬───────┬────────┬──────┬──────┬──────┬─────────┐ │ N │
Наименование │ ОУ-5, │
ОУ-8, │ ОП-5, │ОП-10,│Ящик
с│Кошма │Ограниче-│ │п/п│ помещения
│ОУБ-3А,│ОУБ-7А,│ОХВП-10,│ОУ-25 │песком│вой- │ние при- │ │ │ │ОВП-5, │ОХП-10 │
ОВП-10 │ │ не │лочная│менения │ │ │ │ ОП-2 │
│ │ │менее │или │огнетуши-│ │ │ ├───────┴───────┴────────┴──────┤
0,5 │асбес-│теля │ │ │ │ Объем подземных сооружений, │куб. м│товое │ │ │ │ │ куб. м │ │полот-│ │ │ │ ├───────┬───────┬────────┬──────┤ │но │ │ │ │ │ до 20 │20 - 75│75
- 150│более │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 150 │
│ │ │ ├───┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤ │ 1 │
2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ ├───┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤ │ │I.
Служебно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │технические │ │ │ │ │ │ │ │ │ │помещения
станций│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │1. │Кабины ДСП, │- │х │- │- │- │- │Без огра-│ │ │блокпосты
станций│ │ │ │ │ │ │ничений │ │2. │Дикторские, │- │х │- │- │- │- │То же │ │ │радиоузлы │ │ │ │ │ │ │ │ │3. │Кассовые помеще-
│- │х │- │- │- │- │-"- │ │ │ния
и комнаты для│ │
│ │ │ │ │ │ │ │подсчета
монет │ │ │ │ │ │ │ │ │4. │Кроссовые, │- │х │- │- │- │- │ОХП-10 │ │ │релейно-щитовые │
│ │ │ │ │ │ │ │ │СЦБ,
релейные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │автоведения, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │командные
пункты │ │ │ │ │ │
│ │ │ │станции
(КПС) и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │аппаратные
авто- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │матических
дверей│ │ │ │ │ │ │ │ │ │и
сантехники, АРС│ │ │ │ │ │ │ │ │5. │Электрощитовые │-
│х │- │- │- │- │То же │ │6. │Аккумуляторные │х │- │- │- │- │- │ОВП-5 │ │7. │Подплатформные │-
│- │х │- │- │- │ОХВП-10, │ │ │кабельные │ │ │ │ │ │ │ОВП-10 │ │ │коллекторы
с │ │ │ │ │ │ │ │ │ │каждого
входа │ │
│ │ │ │ │ │ │8. │Кубовые, │х │- │- │- │- │- │Без огра-│ │ │бойлерные │ │ │ │ │ │ │ничений │ │9. │Вентиляционные │-
│х │- │- │- │- │ОХП-10 │ │ │камеры,
калори- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │феры,
перекачки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │II.
Служебно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │бытовые │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │10.│Кабинеты, комнаты│- │х │- │- │- │- │Без огра-│ │ │дежурного
персо- │
│ │ │ │ │ │ничений │ │ │нала,
комнаты │ │ │ │ │ │ │ │ │ │отдыха
и приема │ │ │ │ │ │ │ │ │ │пищи,
табельные и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │нарядные, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │медпункты │ │ │ │ │ │ │ │ │11.│Комнаты милиции, │х │- │- │- │- │- │То же │ │ │охраны │ │ │ │ │ │ │ │ │12.│Кладовые, │- │х │- │- │- │- │-"- │ │ │раздевалки │ │ │ │ │ │ │ │ │13.│Кладовые и лари с│- │х │- │- │х │х │ОУ-8, │ │ │ЛВЖ
и ГЖ │ │ │ │ │ │ │ОУБ-7А │ │14.│Технические │- │- │х │- │- │- │Без огра-│ │ │кабинеты,
красные│ │ │ │ │ │ │ничений │ │ │уголки, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │лаборатории, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │линейные
пункты │ │ │ │ │ │ │ │ │15.│Мастерские │- │х │- │- │х │- │То же │ │16.│Буфеты │- │- │х │- │- │- │-"- │ │17.│Коридоры │- │- │х │- │- │- │Без огра-│ │ │подплатформенные
│ │ │ │ │ │ │ничений │ │ │у
каждого входа │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │III.
Эскалаторные│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ линии
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │18.│Машинный зал │х <1> │-
│- │х <2> │- │- │То же │ │ │эскалаторов │ │ │ │ │ │ │ │ │19.│Натяжные станции │- │х │- │- │х │- │-"- │ │ │и
помещения стан-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ционных
затворов │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │IV.
Электропод- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │станции │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │20.│Камеры тяговых │-
│х │- │- │х │- │ОХП-10 │ │ │трансформаторов │
│ │ │ │ │ │ │ │21.│Помещения распре-│- │- │- │х │х │- │Без огра-│ │ │делительных
уст- │
│ │ │ │ │ │ничений │ │ │ройств
и щитовых │ │ │ │ │ │ │ │ │22.│Кабельные коллек-│- │- │х │- │х │- │ОХВП-10, │ │ │торы
и подвалы у │ │ │ │ │ │ │ОВП-10 │ │ │каждого
входа │ │ │ │ │ │ │ │ │23.│Помещения кремни-│- │- │х │- │- │- │То же │ │ │евых
выпрямителей│ │ │ │ │ │ │ │ │24.│Трансформаторные │- │- │- │х │х │- │Без огра-│ │ │блоки
сухих │ │ │ │ │ │ │ничений │ │ │трансформаторов │
│ │ │ │ │ │ │ │25.│Аккумуляторные с │- │х <3> │-
│- │х │- │ОХП-10 │ │ │кислотными
и дис-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │тилляторными,
по-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │мещения
масляных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │фильтров,
камеры │ │ │ │ │ │ │ │ │ │масляных транс- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │форматоров
СЦБ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ V. Прочие
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │26.│Головной вагон │х
│х
│- │- │- │- │ОВП-5 │ │ │метрополитена, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │аккумуляторный │
│ │ │ │ │ │ │ │ │электровоз │ │ │ │ │ │ │ │ │27.│Промежуточный │х │- │- │- │- │- │То же │ │ │вагон │ │ │ │ │ │ │ │ │28.│Мотовоз │- │х │- │- │х │- │- │ │29.│Мотовоз, │- │х │- │- │х │х │ОУ-8, │ │ │приспособленный
к│ │ │ │ │ │ │ОУБ-7А │ │ │раздаче
ЛВЖ и ГЖ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────────┼───────┴───────┴────────┴──────┴──────┴──────┴─────────┤ │30.│Станция (в районе│Один
передвижной огнетушитель ОП-100 или два ОП-50 или │ │ │ДСП) │ОУ-80
│ └───┴─────────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘ -------------------------------- <1> Огнетушитель предназначен для
ликвидации загораний в подбаллюстрадном пространстве эскалатора. <2> Помещение оснащается двумя
огнетушителями данной группы. <3> Допускается
замена ОУ-8 на ОП-10. 3. Каждое из помещений, включенных в
таблицу, оснащается не менее чем одним огнетушителем из рекомендуемых для
данной группы помещений с учетом ограничений в соответствии с графой 9 таблицы. 4. При отсутствии огнетушителя для
помещений данной группы допускается его замена на огнетушитель большей
эффективности или два огнетушителя меньшей эффективности. При оснащенности
помещений огнетушителями иностранных марок или огнетушителями, не включенными в
данные нормы, следует руководствоваться их огнетушащей эффективностью. 5. Размещать первичные средства
пожаротушения следует внутри помещений у входа в него в соответствии с ГОСТ
12.4.009-83. 6. Нормы оснащенности, приведенные в
таблице, рассчитаны исходя из пожарной опасности каждого сооружения при его
нормальном функционировании. В случае увеличения степени пожарной опасности
помещений и сооружений число огнетушителей должно быть увеличено по сравнению с рекомендуемым в таблице. 7. Служебно-техническое
и служебно-бытовые помещения эскалаторных станций, электроподстанций и пунктов
технического осмотра оснащаются по нормам разделов I и II таблицы. 8. Наземные объекты - электродепо,
склады, детские учреждения и др. - обеспечиваются первичными средствами
пожаротушения по нормам, действующим на железнодорожном транспорте (ЦУО/4607,
1988 г.). |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |