ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 1987 г. N 1387 О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ Г. ЛЕНИНГРАДА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что трудящиеся г. Ленинграда и Ленинградской области,
выполняя решения XXVII съезда партии, вносят достойный вклад в экономическое и
социальное развитие страны. Трудящиеся города и области
выступили инициаторами борьбы за интенсификацию общественного производства на
базе внедрения достижений научно-технического прогресса, реконструкции и
технического перевооружения промышленных предприятий и объединений, за
повышение качества продукции, рациональное использование и экономию трудовых,
материальных, финансовых ресурсов и основных фондов, за ускорение решения
выдвинутых партией социальных проблем, комплексное развитие городского
хозяйства и улучшение архитектурного облика г. Ленинграда и населенных пунктов
Ленинградской области. Ленинград - город революционных, боевых и
трудовых традиций, один из крупнейших промышленных, научных и культурных
центров страны. В Ленинградской области создан современный аграрно-промышленный
комплекс. В ходе реализации утвержденного в 1966
году генерального плана развития г. Ленинграда и схемы районной планировки
Ленинградской области объем промышленного и сельскохозяйственного производства
в городе и области возрос более чем в два раза. Опережающими
темпами развивались отрасли промышленности, использующие труд высокой
квалификации, прогрессивные фундаментальные и прикладные научные исследования,
проектно-конструкторские и технологические разработки. Осуществлены меры
по интеграции науки и производства, внедрена система комплексного
экономического и социального планирования развития г. Ленинграда и
Ленинградской области. Реконструированы такие крупнейшие
производственные объединения, как "Кировский завод",
"Ленинградский металлический завод", "Электросила",
"Светлана", "Ижорский завод", Ленинградское
оптико-механическое объединение имени В.И. Ленина, а также судостроительный
завод имени А.А. Жданова и многие другие предприятия, что позволило существенно
повысить производительность труда, технический уровень и качество выпускаемой продукции.
Введены в действие Ленинградская атомная электростанция имени В.И. Ленина,
объединения "Фосфорит" и "Киришинефтеоргсинтез",
филиал производственного объединения "Кировский завод" в г. Тихвине и
другие объекты. Сооружены новые
морской и речной вокзалы, аэровокзальный комплекс. Протяженность линий метрополитена возросла в 3,5 раза, построены
новые мосты через реку Неву, ведется строительство сооружений защиты г.
Ленинграда от наводнений. За последние 20 лет большинство семей в
г. Ленинграде и Ленинградской области улучшили свои жилищные условия. Средняя
обеспеченность населения города и области жилой площадью увеличилась в полтора
раза. Созданы новые благоустроенные жилые районы, введены в эксплуатацию жилые
дома общей площадью около 60 млн. кв. метров, крупные объекты коммунального
хозяйства, больницы на 23 тыс. коек, 173 поликлиники, 485 общеобразовательных
школ и другие учреждения культурно-бытового назначения. Близка к полному
решению проблема удовлетворения потребности в детских учреждениях. На основе бережного сохранения
исторических традиций дальнейшее развитие получили архитектура и
градостроительство г. Ленинграда. Созданы новый облик морского фасада города на
Васильевском острове, ряд архитектурных ансамблей на набережных реки Невы и
основных городских магистралях. Построены крупные общественные здания:
концертный зал "Октябрьский", Дворец спорта "Юбилейный",
спортивно-концертный комплекс имени В.И. Ленина, Дом политического просвещения
и другие объекты. Восстанавливаются и реставрируются уникальные
историко-художественные памятники г. Ленинграда и его пригородов. На линии
героической обороны города в годы Великой Отечественной войны средствами
монументальной пропаганды и озеленения создается мемориальный комплекс Славы. Интенсивное строительство ведется в
населенных пунктах Ленинградской области. Улучшился и стал более разнообразным
их архитектурный облик, повысились уровень благоустройства и качество
озеленения. На базе крупных промышленных предприятий возникли новые современные
города Кириши и Сосновый Бор. В то же время созданный за годы
реализации предыдущего генерального плана народнохозяйственный потенциал г.
Ленинграда и Ленинградской области требует дальнейшего пропорционального
развития всех отраслей городского хозяйства, социальной, производственной и
инженерной инфраструктуры. Назрела необходимость в соответствии с решениями
XXVII съезда КПСС приступить к осуществлению нового
этапа развития народнохозяйственного и социально-культурного комплекса г.
Ленинграда и Ленинградской области. В целях дальнейшего планомерного и
комплексного развития г. Ленинграда и Ленинградской области, создания наиболее
благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения, улучшения
архитектурного облика г. Ленинграда и населенных пунктов Ленинградской области
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: 1. Одобрить разработанный Ленгорисполкомом и Леноблисполкомом
и согласованный с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Советом Министров РСФСР
генеральный план развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до
2005 года. Утвердить прилагаемые Основные положения
генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до
2005 года. Отметить, что при разработке генерального
плана впервые предусмотрено взаимоувязанное развитие города и области,
сочетание экономического и социального планирования и градостроительного
проектирования. 2. Госплану СССР,
Совету Министров РСФСР, Ленгорисполкому, Леноблисполкому, министерствам и ведомствам СССР при
разработке проектов пятилетних и годовых планов комплексного экономического и
социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области, схем развития и
размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности в части,
касающейся города и области, руководствоваться Основными положения генерального
плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.
При этом исходить из необходимости обеспечения единства и архитектурного
своеобразия городской застройки, формирования выразительных ансамблей, тесной
увязки нового строительства с имеющимися уникальными историческими и
архитектурными памятниками. 3. Ленгорисполкому
и Леноблисполкому: а) разработать в 1987 - 1988 годах на основе
генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до
2005 года и утвердить в установленном порядке: правила застройки г. Ленинграда и
Ленинградской области, обязательные для всех министерств и ведомств,
осуществляющих проектирование и строительство объектов в городе и области; программу решения жилищной проблемы в г.
Ленинграде и Ленинградской области, предусматривающую обеспечение каждой семьи
к 2000 году отдельной квартирой или индивидуальным домом; генеральную схему развития строительного
комплекса г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года с учетом
необходимости осуществления ремонта и реставрации объектов городского хозяйства
г. Ленинграда и Ленинградской области; б) разработать в 1988 - 1990 годах совместно
с ВЦСПС: схему размещения в г. Ленинграде и
Ленинградской области культурно-оздоровительных и спортивных комплексов,
центров досуга с целью более гармоничного нравственного и физического
воспитания населения; схему развития всех форм туризма, предусмотрев
в ней размещение туристских комплексов и учреждений обслуживания туристов,
определение объектов и маршрутов туризма и укрепление его
материально-технической базы; в) разработать и
представить в 1988 году в Совет Министров СССР проект постановления Совета
Министров СССР "О комплексном развитии и сохранении исторически
сложившегося центра г. Ленинграда", предусмотрев в нем завершение до 2005
года работ по капитальному ремонту, реставрации и модернизации жилых и
общественных зданий, по инженерному оборудованию, транспортному обеспечению и
благоустройству соответствующей территории города, а также развитие мощностей
ремонтно-строительных организаций, с тем
чтобы довести ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов после всех видов
капитального ремонта не менее чем до одного миллиона квадратных метров в год; г) обеспечить в 1988 - 1990 годах
разработку с участием Министерства энергетики и электрификации СССР,
Министерства связи СССР и Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и
утверждение в установленном порядке схем развития систем инженерного
оборудования и инженерной подготовки территории г. Ленинграда и Ленинградской
области на период до 2005 года; д) разработать сводные взаимоувязанные
балансы водных и топливно-энергетических ресурсов с эффективной структурой
энергопотребления г. Ленинграда и Ленинградской области; е) разрабатывать на
основе генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на
период до 2005 года и утверждать на каждые пять лет в соответствии с
пятилетними планами комплексного экономического и социального развития г.
Ленинграда и Ленинградской области единые проекты размещения всех видов
строительства на территории г. Ленинграда и Ленинградской области, а также
схемы генеральных планов промышленных узлов (совместно с Госстроем РСФСР). 4. Ленгорисполкому
в 1987 - 1988 годах разработать и по согласованию с Государственным комитетом
по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР утвердить нормы
проектирования планировки и застройки г. Ленинграда, обеспечивающие увеличение
плотности застройки и учитывающие специфические особенности города. 5. Министерству гражданской авиации СССР
разработать с участием Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему
развития ленинградского авиационного узла на период до 2005 года. 6. Министерству морского флота СССР,
Министерству путей сообщения СССР разработать с участием Совета Министров
РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома
и утвердить в 1989 году генеральную схему развития магистральных автомобильных
и железных дорог, водных путей и транспорта г. Ленинграда и Ленинградской
области на период до 2005 года. 7. Госагропрому СССР разработать с
участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития
ленинградского агропромышленного комплекса на период до 2005 года. 8. Государственному комитету СССР по
лесному хозяйству разработать с участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома
и утвердить в 1989 году генеральную схему развития лесного и лесопаркового
хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года с
определением границ зеленой зоны г. Ленинграда и городов области. 9. Поручить Ленгорисполкому
и Леноблисполкому совместно с ВЦСПС подготовить
проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об ускоренном развитии
территории Карельского перешейка с размещением здесь зон отдыха,
лечебно-оздоровительных учреждений, объектов всесоюзного и международного
туризма и спорта. 10. Ленгорисполкому и Леноблисполкому вносить раз в 5 лет
уточнения в разработанные на основе генерального плана развития г. Ленинграда и
Ленинградской области на период до 2005 года проектные предложения по его
реализации с соответствующим изменением по согласованию с Госпланом СССР и Советом
Министров РСФСР расчетов генерального плана на очередные 5 лет. 11. В целях проведения
комплексных научных исследований по проблемам развития г. Ленинграда и
Ленинградской области и осуществления проектных разработок, связанных с
реализацией генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области
на период до 2005 года, в увязке с отраслевыми и территориальными схемами
размещения и развития производительных сил создать в г. Ленинграде
Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Ленинграда
и Ленинградской области. Создание указанного института осуществить
в пределах финансовых и материальных ресурсов, планов по труду, бюджетных
ассигнований и других лимитов и нормативов, устанавливаемых Ленгорисполкому
и Леноблисполкому. Ленгорисполкому и Леноблисполкому, Государственному
комитету СССР по науке и технике и Госстрою СССР внести в 3-месячный срок
соответствующие предложения в Совет Министров СССР. * * * Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что партийные,
советские и хозяйственные органы, общественные организации и трудовые
коллективы г. Ленинграда и Ленинградской области приложат все силы для успешной
реализации генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на
период до 2005 года, перевода народного хозяйства города и области на
интенсивный путь развития, создания на этой основе наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения,
достижения качественно нового уровня архитектуры и градостроительства города
Ленинграда и Ленинградской области, неразрывно связанных в сознании советских
людей со становлением и развитием первого в мире социалистического государства. Секретарь Центрального Комитета КПСС М.ГОРБАЧЕВ Председатель Совета Министров СССР Н.РЫЖКОВ Утверждены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 декабря 1987 г. N 1387 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ Г. ЛЕНИНГРАДА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА Генеральным планом развития г. Ленинграда
и Ленинградской области на период до 2005 года предусматривается: I. По основным
направлениям экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области и численности их населения 1. Дальнейший неуклонный подъем
материального и культурного уровня жизни населения г. Ленинграда и
Ленинградской области, увеличение вклада города и области в экономику, науку и
культуру страны путем ускорения экономического и социального развития,
всемерной интенсификации и повышения эффективности общественного производства
на базе научно-технического прогресса. 2. Обеспечение взаимоувязанного
комплексного развития г. Ленинграда и Ленинградской области, предусматривающего
опережающие темпы экономического и социального развития области, рост объемов
промышленного производства в 2,4 - 2,6 раза, а производительности труда в
промышленности - в 2,7 - 2,8 раза по сравнению с 1985 годом. 3. Дальнейшее повышение эффективности и
интенсификации общественного производства на базе ускорения внедрения
достижений научно-технического прогресса, улучшение его структуры и
организации, совершенствование хозяйственного механизма по следующим основным
направлениям: а) опережающее развитие машиностроения,
науки и подготовки кадров высшей квалификации, преимущественная ориентация
экономики на выпуск технически сложной продукции, разработку и освоение
головных, экспериментальных и уникальных образцов техники, создание новых
прогрессивных технологий, ускоренное обновление основных производственных
фондов, прежде всего их активной части; б) запрещение строительства в г.
Ленинграде новых предприятий, требующих дополнительных трудовых ресурсов и
территорий, продолжение курса на реконструкцию и техническое перевооружение
действующих предприятий при ограничении расширения (за счет нового
строительства) существующих промышленных предприятий и цехов,
научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, экспериментальных
баз, высших учебных заведений и техникумов; в) создание новых и расширение
действующих предприятий и объектов, необходимых для непосредственного
обслуживания населения и нужд жилищно-гражданского строительства, коммунального
хозяйства и транспорта; г) обеспечение прироста объемов производства
и повышение фондоотдачи за счет роста производительности труда при сокращении
численности работников и более эффективного использования прогрессивного
оборудования, ликвидация тяжелого физического труда, снижение доли занятых
ручным трудом до 20 процентов; д) повышение эффективности капитальных
вложений, направление их в первую очередь на решение важнейших задач
экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области,
сокращение сроков и улучшение качества строительства. 4. Дальнейшее углубление специализации и
кооперирования промышленности за счет опережающего развития отраслей,
обеспечивающих ускорение темпов научно-технического прогресса:
энергомашиностроения, судостроения, точного машиностроения, приборостроения,
станкостроения и радиоэлектроники, а также отраслей, производящих
высококачественные товары народного потребления. 5. Снижение затрат
топливно-энергетических и других материальных ресурсов за счет внедрения
безотходных и ресурсосберегающих технологий, расширение использования местных
природных сырьевых ресурсов, рациональная организация переработки отходов
производства и вторичного сырья. 6. Сосредоточение научных исследований и
разработок на решении актуальных проблем ускорения экономического и социального
развития г. Ленинграда и Ленинградской области при коренном укреплении связи
науки с практикой, росте ее влияния на эффективность общественного производства
и качество продукции. Укрепление материально-технической и
опытно-экспериментальной базы научно-исследовательских и
проектно-конструкторских организаций и учебных заведений с целью сокращения сроков внедрения достижений научно-технического
прогресса в практику. Развитие системы подготовки кадров при
увеличении выпуска специалистов отраслей народного хозяйства и промышленности,
связанных с ускорением научно-технического прогресса. 7. Увеличение объемов производства
сельскохозяйственной продукции в 1,6 раза за счет роста урожайности
сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства на основе
мелиорации, химизации, совершенствования агротехники, комплексной механизации,
внедрения интенсивных технологий и достижений селекции и генетики, широкого
развития личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. Обеспечение
населения г. Ленинграда цельномолочной продукцией, яйцами и овощами полностью,
а картофелем в основном за счет местного производства. 8. Увеличение самообеспечения
города и области всеми видами лесной продукции с 50 до 75 - 85 процентов на основе
более полного и рационального использования лесных ресурсов, повышения
надежности и качественного уровня их воспроизводства, полной утилизации
заготовленной древесины и побочных продуктов переработки леса. 9. Увеличение мощностей подрядных
организаций и предприятий строительной индустрии за счет роста
производительности труда в строительстве в 2,2 раза с углублением их отраслевой
и технологической специализации, зонирование их деятельности в соответствии с
адресной программой строительства и размещением предприятий строительной
индустрии. Совершенствование технологии и
организации строительного производства. Осуществление укрупненной сборки
индустриальных элементов на объектах, повышение технической оснащенности
строительно-монтажных работ, широкое применение новых эффективных конструкций,
материалов и изделий. Совершенствование хозяйственного
механизма в строительстве на основе укрепления договорных отношений, развития
подрядных форм организации строительного производства, перевода строительных
организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. 10. Создание региональной системы
управления трудовыми ресурсами, направленной на совершенствование их
распределения, обеспечение сбалансированности между рабочими местами и
трудовыми ресурсами, трудоустройство высвобождаемых в результате внедрения
достижений научно-технического прогресса работников, их переподготовка и
переквалификация, развитие профессионально-технического образования и
профессионально-ориентационной работы со школьниками с созданием системы
консультационных пунктов и укреплением их материальной базы. 11. Расчетная численность населения г.
Ленинграда и Ленинградской области - 7200 - 7350 тыс. человек, в том числе г.
Ленинграда вместе с населенными пунктами, находящимися в административном
подчинении Ленгорисполкома, 5400 - 5500 тыс. человек
и Ленинградской области 1800 - 1850 тыс. человек. Постепенное сокращение размеров
механического прироста населения в г. Ленинграде и его стабилизация в
Ленинградской области. Прекращение в ближайшее время привлечения рабочей силы в
народное хозяйство г. Ленинграда и Ленинградской области из других районов
страны. II. По решению
жилищной проблемы и развитию социально-культурного комплекса г. Ленинграда и Ленинградской области 12. Обеспечение к 2000 году каждой семьи
отдельной квартирой или индивидуальным домом на основе увеличения объемов
жилищного строительства, более широкого развития кооперативного и
индивидуального строительства, строительства молодежных жилищных комплексов, а
также привлечения предприятий к строительству жилых домов хозяйственным
способом, рационального использования, реконструкции, модернизации и повышения
сохранности существующего жилищного фонда. 13. Приведение в соответствие структуры
жилищного строительства по этажности застройки, типам квартир и домов с
демографической структурой и особенностями образа жизни населения г. Ленинграда
и населенных пунктов Ленинградской области; дальнейшее повышение качества
планировки, оборудования и отделки квартир и домов. 14. Значительное увеличение объемов всех
видов капитального и планово-предупредительного ремонта жилых домов с целью
выхода к концу расчетного периода на нормативные сроки их проведения;
приведение объемов и методов капитального ремонта и реставрационных работ в
соответствие со сложившейся структурой жилищного фонда, его техническим
состоянием, степенью морального износа и историко-культурной ценностью. 15. Завершение работ по ликвидации
ветхого и неблагоустроенного жилищного фонда; ликвидация или использование по
другому назначению жилых зданий, расположенных в санитарно-защитных зонах, с
переселением населения в благоустроенные капитальные жилые дома. Ограничение сноса пригодных для
проживания жилых домов в г. Ленинграде и Ленинградской области в связи с
размещением жилищного строительства на застроенных территориях в пределах 1,5
процента общего объема нового жилищного строительства по городу и области. 16. Развитие и совершенствование отраслей
социально-культурного комплекса и его материально-технической базы в целях
дальнейшего улучшения условий труда, быта и отдыха населения, укрепления его
здоровья, духовных интересов и общественной активности, а также полноценного
воспитания подрастающего поколения. Ликвидация отставания в объемах и темпах
строительства объектов культурного и социально-бытового назначения от
строительства жилых домов. Преодоление различий в уровне культурного
и социально-бытового обслуживания населения и благоустройства г. Ленинграда и
населенных пунктов Ленинградской области, уменьшение различий между условиями
жизни в городе и на селе. 17. Полное удовлетворение потребности в
дошкольных учреждениях к 1990 году. Создание в г.
Ленинграде и Ленинградской области единой системы непрерывного образования с
учетом проведения реформы общеобразовательной, профессиональной и высшей школы,
включающей переход на обучение детей с шестилетнего возраста, односменную
работу школ, снижение наполняемости классов и развитие необходимой базы для
трудового обучения, рост сети учреждений для внешкольной работы с детьми,
улучшение качества подготовки выпускников вузов и техникумов, а также повышение
квалификации педагогических
кадров. 18. Развитие материально-технической базы
учреждений культуры и искусства (дворцов культуры, клубов, кинотеатров,
библиотек, театров, концертных залов, парков культуры и отдыха и других),
обеспечивающее повышение их роли в идеологическом, нравственном и эстетическом
воспитании населения. Сохранение уникального
культурно-исторического потенциала г. Ленинграда, планомерная реконструкция,
расширение и создание музеев, их филиалов, выставочных залов с использованием
исторических зданий в центральной части города; создание многопрофильных
центров культурного назначения и центров досуга. 19. Развитие сети больниц,
амбулаторно-поликлинических и других учреждений здравоохранения с учетом
достижения расчетных нормативов по больницам (по г. Ленинграду 16 коек и по
Ленинградской области 14,9 койки на 1000 жителей) и по
амбулаторно-поликлиническим учреждениям (по г. Ленинграду 32,5 - 35 посещений в
смену и по Ленинградской области 30 посещений в смену на 1000 жителей),
улучшение качества медицинского обслуживания, переход ко
всеобщей диспансеризации населения. Развитие сети учреждений социального
обеспечения, расширение возможностей для участия в общественном труде
пенсионеров и лиц с частичной утратой трудоспособности. Создание благоприятных условий для
массовых занятий физической культурой и спортом, совершенствование
организационных форм спортивно-массовой работы. Укрепление материально-технической базы
учреждений здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта,
повышение их технической оснащенности за счет применения новейших достижений
науки и техники. 20. Развитие предприятий и учреждений
торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения с целью более
полного удовлетворения его потребностей в высококачественных и разнообразных
товарах и услугах и сокращения непроизводительных затрат свободного времени.
Ускоренное развитие предприятий по хранению, переработке и расфасовке
продовольственных товаров. Создание высокоразвитой индустрии услуг,
способствующей резкому сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства;
широкое использование передовых методов и новых организационных форм
обслуживания на основе повышения технической оснащенности предприятий,
применения высокопроизводительного оборудования и прогрессивных технологий. 21. Развитие всех форм отдыха и туризма,
прежде всего сети учреждений детского и семейного отдыха (загородные дачи
дошкольных учреждений, пионерские лагеря, санатории); организация новых
садоводческих товариществ с выделением им не менее 230 тыс. участков. 22. Создание единой для
г. Ленинграда и Ленинградской области системы обслуживания населения с
формированием главного центра обслуживания в г. Ленинграде, межрайонных центров
- в г. г. Выборге, Кингисеппе, Гатчине, Волхове и Тихвине, районных центров - в
центрах административных районов области, местных центров - в поселках и
центральных усадьбах совхозов, колхозов, первичных центров и мобильных видов
обслуживания - в сельской местности и сезонного обслуживания - в зонах
отдыха и садоводческих товариществах. III. По размещению
производительных сил, расселению населения и территориальному развитию г. Ленинграда и Ленинградской области 23. Совершенствование схем размещения
производительных сил и расселения населения с преобразованием их в единую
планово-регулируемую систему в целях повышения эффективности развития
производства, рационального использования накопленного
культурно-квалификационного потенциала, природных и трудовых ресурсов,
увеличения разнообразия выбора мест для приложения труда, учебы и отдыха. 24. Вывод из г.
Ленинграда, изменение профиля или ликвидация предприятий (производств), вредных
в санитарном и опасных в пожарном отношении, взрывоопасных предприятий и
предприятий, размещенных в ветхих и неприспособленных помещениях, подвалах и
первых этажах жилых домов или расположенных в зонах жилой застройки и среди
зеленых массивов, а также предприятий, дальнейшее развитие которых в городе
экономически нецелесообразно. 25. Строительство в Ленинградской области
отдельных объектов, дополняющих ленинградский народнохозяйственный комплекс,
учреждений отдыха, спорта и туризма, объектов сельского и лесного хозяйства. 26. Развитие
центральной для г. Ленинграда и Ленинградской области системы расселения
населения, включающей г. Ленинград, города, административно подчиненные Ленгорисполкому, а также Всеволожский, Гатчинский, Тосненский и Кировский районы Ленинградской области, с
размещением в них перебазируемых из г. Ленинграда и
вновь создаваемых филиалов ленинградских производств, научных учреждений,
учебных заведений, опытно-экспериментальных баз, учреждений отдыха и спорта. 27. Развитие периферийных систем
расселения населения в Ленинградской области (Выборгской, Приозерской,
Кингисеппско-Сланцевской, Свирской и Тихвинской) при
сохранении народнохозяйственного профиля городов и поселков и направлений
развития предприятий промышленности, агропромышленного и лесного комплексов,
учреждений загородного отдыха и туризма. 28. Ускоренное развитие территории
Карельского перешейка (включая расположенный на побережье Финского залива
курорт общесоюзного значения), предусматривающее размещение на нем зон отдыха,
лечебно-оздоровительных учреждений, объектов всесоюзного и международного
туризма и спорта, предприятий обслуживания и агропромышленного комплекса. 29. Дальнейшее совершенствование
размещения производственных предприятий на территории г. Ленинграда и
Ленинградской области с организацией специализированных производственных и
научно-производственных зон, созданием в них общественных и культурно-бытовых
центров и кооперированием общеузловых систем
инженерного оборудования. 30. Использование под городское
строительство за пределами существующих границ г. Ленинграда до 3 тыс. гектаров
земель, в том числе до 1,5 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных
предприятий, без изъятия особо ценных сельскохозяйственных угодий (пашни и
мелиорированные земли). Сохранение в основном характера
использования территорий г. Ленинграда и Ленинградской области с увеличением на
основе схемы землеустройства на 32 тыс. гектаров площади сельскохозяйственных
угодий в Ленинградской области и на 9,8 тыс. гектаров территорий для развития
городов и поселков Ленинградской области, без изъятия особо ценных
сельскохозяйственных угодий (пашни и мелиорированные земли). IV. По
архитектурно-планировочной организации г. Ленинграда и Ленинградской области 31. Функциональное зонирование территорий
г. Ленинграда и Ленинградской области с выделением территории жилой застройки,
производственных и коммунально-складских зон, зон отдыха, сельскохозяйственных
территорий и лесных массивов. 32. Дальнейшее развитие и
градостроительное формирование сложившихся на территории Ленинградской области
радиальных планировочных направлений: Выборгского, Приозерского,
Восточного, Московского, Киевского и Прибалтийского. 33. Создание единой системы зеленых
насаждений г. Ленинграда и Ленинградской области с выделением зеленой зоны г.
Ленинграда и зеленых зон городов области, зон загородного отдыха на Карельском
перешейке, в районе г. Луги и в восточных районах области; увеличение площади
зеленых насаждений общего пользования в г. Ленинграде до 19,7 кв. метра и в
городах области до 14 кв. метров на одного жителя. 34. Формирование в г. Ленинграде 3
центральных и 11 периферийных планировочных районов, включающих территории
жилой застройки, производственные и коммунально-складские зоны,
административно-общественные, культурно-бытовые и торговые центры. 35. Совершенствование архитектурного
облика города со стороны Финского залива с созданием системы
архитектурно-пространственных ансамблей вдоль северного и южного побережий
Финского залива. Застройка на высоком
архитектурно-художественном уровне набережных реки Невы и других рек на
территории Ленинградской области, окружающих г. Ленинград возвышенностей и
основных подъездов к г. Ленинграду и городам области. 36. Сохранение планировки, дальнейшее
совершенствование застройки и благоустройства
исторически сложившихся центральных районов г. Ленинграда как зоны концентрации
административной, общественной и научно-культурной деятельности, памятников
истории, культуры и градостроительного искусства мирового значения; развитие
этих районов как крупного центра общесоюзного и иностранного туризма, а также
главного центра обслуживания г. Ленинграда и Ленинградской области с
сокращением объемов деятельности, несвойственной центру города. Комплексная реконструкция кварталов
сложившейся застройки, включающая реставрацию, выборочный и комплексный
капитальный ремонт жилых и нежилых зданий, модернизацию инженерного
оборудования и транспортной системы. 37. Разработка и осуществление единого
комплексного плана реставрации и сохранения памятников истории и культуры г.
Ленинграда и Ленинградской области; выявление и постановка на учет всех
сооружений, имеющих историческую ценность, сохранение исторически сложившихся
городских ансамблей. 38. Пространственное развитие исторически
сложившегося центра г. Ленинграда вдоль основных радиальных магистралей;
организация планировочных, функциональных и транспортных взаимосвязей центра с
новыми жилыми районами. 39. Застройка новых районов г. Ленинграда
градостроительными комплексами (плотность на 1 гектар территории микрорайона -
8200 - 9800 кв. метров общей площади жилых домов) при соблюдении
санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований. Комплексная застройка городов и поселков
Ленинградской области преимущественно домами высотой до 5 этажей; развитие
сельских населенных мест с применением в основном
усадебной и малоэтажной блокировочной застройки. 40. Развитие планировочной структуры
городов и поселков Ленинградской области при сохранении их своеобразия,
ландшафтных и исторических особенностей; дальнейшее формирование сети сельских
поселений с учетом специфики сельскохозяйственного производства. V. По внешнему и
городскому транспорту и магистралям г. Ленинграда и Ленинградской области 41. Развитие единой транспортной системы
г. Ленинграда и Ленинградской области с учетом роста суммарных объемов
перевозок пассажиров и грузов всеми видами транспорта. Преобразование
Ленинградского железнодорожного узла из тупикового в сквозной с организацией
пассажирского сообщения по северному железнодорожному полукольцу с
использованием существующего железнодорожного перехода через реку Неву. Строительство новой пассажирской станции Ленинград-Ладожский в правобережной части города и новой
сортировочной железнодорожной станции Ленинград-Южный с выносом транзитного
грузового движения из г. Ленинграда; резервирование территории для обходной
железнодорожной линии с восточной стороны города. 42. Строительство
нового комплекса Ленинградского морского торгового порта на вновь создаваемой
территории, примыкающей к его южной части; реконструкция и развитие Выборгского
морского торгового порта и портопункта Высоцк. 43. Увеличение в 1,3 раза пропускной
способности Волго-Балтийского водного пути имени В.И. Ленина; строительство
причалов местных морских линий на Васильевском острове. 44. Завершение строительства аэропорта
международных и союзных линий Пулково; сохранение за аэропортом Ржевка функций базы авиации, применяемой в народном
хозяйстве; резервирование территории для строительства нового аэропорта
международных и союзных линий в 70 километрах от г. Ленинграда, южнее г. Тосно. 45. Развитие в Ленинградской области
единой системы автомобильных дорог на основе сходящихся к г. Ленинграду
радиальных автомобильных дорог, дальнейшее совершенствование сети дорог,
связывающих города Ленинградской области с г. Ленинградом и между собой и
центральные усадьбы совхозов с административными центрами районов области. 46. Строительство кольцевой автомобильной
дороги вокруг г. Ленинграда с использованием в качестве перехода через Финский
залив сооружений защиты города от наводнений. 47. Развитие и совершенствование
транспортной системы г. Ленинграда с последовательным улучшением транспортного
обслуживания населения, снижением средних затрат времени, затрачиваемого на
дорогу к месту работы, до 40 минут, доведением наполнения подвижного состава в
часы "пик" до нормативного. Разгрузка центральных и жилых районов от
транзитного, в первую очередь грузового, автомобильного транспорта, создание
новой транспортной связи северо-западной части города с центром, строительство
транспортного тоннеля под рекой Невой в створе Пискаревского проспекта, сооружение
новых мостов, путепроводов и пешеходных тоннелей. 48. Значительное
развитие метрополитена за счет продления действующих и строительства новых
линий для обслуживания населения крупных районов города, в первую очередь в
северо-западной и юго-западной частях г. Ленинграда, доведение протяженности
скоростных трамвайных линий до 50 километров. Строительство парков и депо для всех
видов городского пассажирского транспорта, а также объектов хранения и
технического обслуживания легкового индивидуального транспорта, развитие
материально-технической базы всех видов транспорта в городах Ленинградской
области. VI. По инженерному
оборудованию территории и охране окружающей среды г. Ленинграда и Ленинградской области 49. Комплексное использование общих для
г. Ленинграда и Ленинградской области водных ресурсов Ладожского озера, реки
Невы, Невской губы и восточной части Финского залива с кооперированием водопотребителей и водопользователей в районные групповые
системы водоснабжения и канализации. Доведение общей мощности системы
водоснабжения до 7 млн. куб. метров воды в сутки с достижением нормы
хозяйственно-питьевого водопотребления городского населения 500 - 550 литров на
человека в сутки, с одновременным проведением мероприятий по рационализации
потребления водных ресурсов и упорядочению норм хозяйственно-питьевого
водопотребления городского населения. Развитие северной и южной водопроводных
станций и строительство новой крупной станции для водоснабжения г. Ленинграда и
прилегающих к нему населенных пунктов. Обеспечение всех городов, поселков
городского типа и сельских населенных пунктов централизованным водоснабжением,
в том числе в сельской местности на 70 процентов за счет подземных вод. 50. Обеспечение полного прекращения
сброса неочищенных бытовых и промышленных сточных вод в бассейны Ладожского
озера, реки Невы, Невской губы и восточной части Финского залива. Доведение
общей мощности системы канализации г. Ленинграда с полной биологической
очисткой до 5 млн. куб. метров сточных вод в сутки. Развитие в двенадцатой и тринадцатой
пятилетках Центральной станции на острове Белый, строительство северных и
юго-западных очистных сооружений до полного завершения строительства сооружений
защиты г. Ленинграда от наводнений, включая дамбы полного профиля, автомобильный
тоннель и дорожное полотно. Увеличение общей протяженности тоннельных
коллекторов со 150 до 400 километров, обеспечение всех городов, поселков,
сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных объектов централизованными
системами канализации с биологической очисткой сточных вод. 51. Дальнейшее развитие
топливно-энергетического хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области как
единого комплекса: сооружение до 1995 года Северо-Западной
ТЭЦ в г. Ленинграде и гидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской
области; обеспечение всех городов и поселков
городского типа централизованным теплоснабжением на базе местных энергоисточников. 52. Рост энерговооруженности труда в
промышленности, внедрение электробытовых плит в жилищном фонде г. Ленинграда и
Ленинградской области. Широкое развитие сети линий
электропередачи напряжением 330 кВ, создание с
восточной стороны г. Ленинграда полукольцевой линии электропередачи напряжением
750 кВ с сооружением двух опорных электроподстанций;
постепенная замена воздушных линий электропередачи, проходящих в зонах жилой
застройки, на подземные кабельные линии. 53. Значительное увеличение подачи в г.
Ленинград и Ленинградскую область природного газа с развитием магистральных
газопроводов Грязовец - Ленинград, Серпухов - Ленинград и Белоусово
- Ленинград; регулирование газопотребления за счет
использования действующих Гатчинского, Колпинского и
Невского подземных хранилищ газа и проектируемого в Калининской области
Новинского газохранилища. 54. Обеспечение всеми видами связи народного
хозяйства и населения г. Ленинграда и Ленинградской области; широкое внедрение
на телефонных сетях современных систем коммутации и систем передачи;
обеспечение телефонной связью жителей г. Ленинграда и городских жителей
Ленинградской области на 100 процентов, сельских жителей Ленинградской области
на 65 процентов. 55. Внедрение крупных систем
коллективного приема телевидения и систем кабельного телевидения, обеспечение к
1995 году приема в г. Ленинграде IV программы, в Ленинградской области II и III
программ Центрального телевидения. 56. Завершение в тринадцатой пятилетке
строительства сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений по трассе Ломоносов
- Кронштадт - Горская общей протяженностью 25,4 километра, включая дамбы
полного профиля, автомобильные тоннели и дорожное полотно. Продолжение гидронамыва
грунта из подводных карьеров Невской губы в целях повышения уровня территории
северо-западного и юго-западного районов г. Ленинграда на общей площади 1200
гектаров. Строительство и благоустройство морских и
речных набережных, регулирование русла внутригородских водостоков, проведение
мероприятий по вертикальной планировке и организации поверхностного стока с
территорий застройки, а также понижение уровня грунтовых вод и осушение
заболоченных участков территории. 57. Дальнейшее оздоровление воздушного
бассейна путем совершенствования технологических процессов на предприятиях
отраслей материального производства, их перепрофилирования; установление для
стационарных и передвижных источников норм допустимых выбросов вредных веществ
в атмосферный воздух; оснащение всех предприятий газопылеулавливающими
установками. 58. Осуществление комплекса мероприятий
по охране Ладожского озера и его водосборного бассейна; установление водоохранных зон во всех звеньях водной системы Ладожское
озеро - река Нева - Невская губа - восточная часть Финского залива. 59. Дальнейшее
совершенствование переработки и использования бытовых и промышленных отходов
путем строительства мусороперерабатывающих заводов, заводов и цехов по
переработке пищевых отходов, вакуумных систем мусороудаления;
организация усовершенствованных свалок и специальных полигонов для захоронения
и обезвреживания промышленных отходов; рекультивация всех территорий,
нарушенных карьерами, свалками мусора, промышленными отвалами; решение проблемы
обезвреживания и утилизации отходов животноводства и птицеводства. 60. Сохранение в Ленинградской области
ценных природных комплексов с охраной животного и растительного мира путем
организации заповедников, заказников и природных парков. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |