Утверждено

Государственным строительным

комитетом СССР,

Государственным плановым

комитетом СССР,

Государственным комитетом СССР

по труду и социальным вопросам,

Министерством культуры СССР,

Госбанком СССР,

Жилсоцбанком СССР

6 ноября 1987 г. N 55-Д

 

Согласовано

с Академией художеств СССР,

Союзом художников СССР,

Союзом архитекторов СССР,

Всесоюзным агентством

по авторским правам,

ВЦСПС

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВАМИ,

ВЕДОМСТВАМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

СРЕДСТВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАТРАТ ПО СИНТЕЗУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ, НА ЗАКУПКУ И ЗАКАЗЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВСЕХ

ВИДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, СОЗДАВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ СССР (ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОНДА СССР)

И ОРГАНИЗАЦИЯМИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР

 

1. Положение о порядке планирования и расходования министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями средств на осуществление затрат по синтезу изобразительного искусства и архитектуры, на закупку и заказы произведений всех видов изобразительного искусства, создаваемых предприятиями Союза художников СССР (Художественного фонда СССР) и Министерства культуры СССР <*>, разработано на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1986 г. N 1014 "О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся".

--------------------------------

<*> "Положение о порядке планирования и расходования министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями средств на осуществление затрат по синтезу изобразительного искусства и архитектуры, на закупку и заказы произведений всех видов изобразительного искусства, создаваемых предприятиями Союза художников СССР (Художественного фонда СССР) и Министерства культуры СССР" в дальнейшем именуется "Положение".

 

2. Настоящее Положение регламентирует порядок планирования и расходования средств на комплексные архитектурно-художественные решения (произведения), выполняемые на основе синтеза изобразительного искусства и архитектуры <*>, на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений, формирование новых градостроительных ансамблей и объектов всесоюзного значения <**>, создание и реставрацию памятников и монументов, а также на закупку и заказы произведений всех видов изобразительного искусства.

--------------------------------

<*> "Комплексные архитектурно-художественные решения (произведения), выполняемые на основе синтеза изобразительного искусства и архитектуры" в дальнейшем именуются "архитектурно-художественные решения (произведения)".

<**> Отнесение объектов производственного и жилищно-гражданского назначения к имеющим всесоюзное значение производится по представлению министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, соответственно, Госстроем СССР и Госкомархитектуры.

 

3. Необходимость разработки и осуществления по основным объектам строительства архитектурно-художественных решений (произведений) определяется в предпроектной документации и предусматривается в задании на проектирование объектов, независимо от источников финансирования (государственные централизованные капитальные вложения, средства государственного бюджета, централизованные фонды и резервы вышестоящих организаций, формируемые за счет отчислений предприятий, собственные средства предприятий, кооперативных и общественных организаций).

4. Министерства, ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, объединения, предприятия, организации и учреждения - заказчики проектов, в дополнение к установленному порядку, при разработке проекта детальной планировки (ПДП), технико-экономических обоснований (ТЭО), технико-экономических расчетов (ТЭР), совместно с органами архитектуры и градостроительства, определяют основные объекты, проекты которых должны разрабатываться с осуществлением затрат на архитектурно-художественные решения (произведения).

5. Средства на осуществление затрат на художественные работы (произведения) разрешается включать в сметную стоимость по основным объектам строительства (в том числе в состав строительно-монтажных работ) в следующих размерах (в процентах от общей сметной стоимости):

до двух процентов - при сооружении объектов культурно-бытового назначения, народного образования, здравоохранения, спортивных сооружений, зданий партийных, советских и общественных организаций, других типов общественных и производственных зданий и сооружений;

до одного процента - при осуществлении жилищного строительства, формировании новых градостроительных массивов.

Объемы художественных работ (произведений) по объектам всесоюзного значения определяются в каждом отдельном случае с учетом назначения и конкретных особенностей проектируемого сооружения.

6. Архитектурно-художественные проектные решения разрабатываются в виде отдельных разделов в составе следующей документации:

ПДП, ТЭО (ТЭР) - архитектурно-художественные концепции;

эскизный проект, рабочий проект (проект) на строительство, проект застройки - эскизный проект с форэскизами.

Архитектурно-художественная концепция и эскизный проект с форэскизами разрабатываются одновременно с выполнением соответствующих других разделов предпроектной и проектной документации на строительство.

Осуществляемые при этом затраты на разработку архитектурно- художественных проектных решений по основным объектам строительства, являющихся составной неотъемлемой частью проекта, включаются отдельной строкой в главу "Проектные и изыскательские работы".

Средства на осуществление затрат по созданию на основных объектах строительства, выполняемых полностью организациями Художественного фонда СССР и Министерства культуры СССР, художественных произведений, предусмотренных утвержденными архитектурно-художественными проектными решениями, включаются отдельной строкой в графу "Прочие затраты" расчетов стоимости к ТЭО (ТЭР), ПДП, сметных расчетов к рабочему проекту (проекту) на строительство, проекту застройки или объектных смет к рабочей документации.

Средства на выполнение работ, связанных с осуществлением архитектурно-художественных решений (произведений) в натуре силами строительных организаций включаются в графу "Строительные работы" объектных смет к рабочей документации.

7. Генеральная проектная организация разрабатывает архитектурно-художественные решения через систему Художественного фонда СССР, организаций Союза архитекторов СССР и Министерства культуры СССР, которые привлекают к проектированию авторов-архитекторов и художников.

Раздел "Архитектурно-художественная концепция" может выполняться генеральной проектной организацией с привлечением на договорной основе авторов-художников и авторов-архитекторов.

Проектные и строительные организации и организации Художественного фонда СССР, Союза архитекторов СССР и Министерства культуры СССР предусматривают в своих планах выполнение архитектурно-художественных решений (произведений) в соответствии с договорами, заключенными с заказчиками.

8. Выполнение художественных произведений, предусмотренных утвержденными архитектурно-художественными проектными решениями, осуществляется организациями Художественного фонда СССР и Министерства культуры СССР по договору с генеральной подрядной организацией, исходя из средств, предусмотренных в утвержденной проектно-сметной документации.

Автор-архитектор в целях увязки художественных работ и архитектурных решений принимает непосредственное участие в указанной работе, осуществляя авторский надзор на объектах строительства.

9. Размеры авторского вознаграждения (гонорара) за архитектурно-художественные решения (произведения) устанавливаются по расценкам Художественного фонда СССР, организаций Союза архитекторов СССР и Министерства культуры СССР, а при их отсутствии - соглашением сторон (указанными организациями-заказчиками и авторами архитектурно-художественных решений (произведений)).

10. Создание памятников и монументов общегосударственного значения, а также архитектурно-художественных решений (произведений) важнейших градостроительных ансамблей, зданий и сооружений в г. г. Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и других крупнейших городах страны осуществляется на основе конкурсов, проводимых Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР, Министерством культуры СССР, Академией художеств СССР, Союзом архитекторов СССР и Союзом художников СССР в порядке, установленном соответствующим Положением.

Затраты на проведение указанных конкурсов производятся за счет союзных и автономных республик и местных Советов народных депутатов с возложением на них обязанностей заказчика.

11. В случае одновременного строительства жилищно-гражданских комплексов и групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) несколькими застройщиками целесообразно осуществлять, в установленном порядке, кооперирование затрат, связанных с выполнением работ по синтезу изобразительного искусства и архитектуры, и возлагать роль заказчика этих работ на исполком Советов народных депутатов или застройщика, доля капитальных вложений которого является наибольшей.

12. При утверждении предпроектной и проектной документации заказчик не может без соответствующего согласования с архитектурно-художественными советами вносить изменения в решения, принятые этими советами по вопросам синтеза изобразительного искусства и архитектуры.

Генеральный подрядчик предъявляет заказчику к сдаче основные объекты с полностью выполненными по ним, согласно утвержденному проекту, художественными произведениями.

13. Средства, предназначенные для возмещения затрат на осуществление архитектурно-художественных решений (произведений) по объектам строительства, расходуются организацией-заказчиком на следующие цели:

разработку архитектурно-художественных проектных решений (архитектурно-художественная концепция и эскизный проект с форэскизами);

осуществление на объектах строительства художественных произведений;

осуществление авторского надзора на объектах строительства и увязку художественных произведений и архитектурных решений.

14. Оплата выполненных архитектурно-художественных решений (произведений) производится для предприятий Союза художников СССР (Художественного фонда СССР), организаций Союза архитекторов СССР и Министерства культуры СССР в следующем порядке:

архитектурно-художественные проектные решения (архитектурно-художественная концепция, эскизный проект с форэскизами) - после утверждения их в составе соответствующей предпроектной и проектной документации;

художественные произведения - (эскиз, картон, модель, исполнение в материале, монтаж и др.) - поэтапно;

осуществление авторского надзора на объектах строительства - в процессе строительства;

осуществление увязки архитектурных решений и художественных работ (произведений) - после завершения строительства.

15. Закупка и заказы художественных произведений всех видов изобразительного искусства, предусмотренных в утвержденных архитектурно-художественных проектных решениях, независимо от источников финансирования и их стоимости, осуществляются заказчиком строительства через предприятия и организации Союза художников СССР (Художественного фонда СССР) и Министерства культуры СССР.

16. Возникающие у заказчика проекта спорные вопросы о целесообразности осуществления или качестве исполнения художественных произведений, предусмотренных утвержденными архитектурно-художественными проектными решениями, рассматриваются местными органами (советами) Союза архитекторов СССР и Союза художников СССР, а окончательное решение принимается органами исполкомов областных и краевых Советов народных депутатов с участием представителя заказчика.

17. Художественные произведения станкового характера и изделия декоративно-прикладного искусства, которые являются предметами убранства внутри помещений (отдельно висящие картины, эстампы, скульптуры, вазы, декоративные тарелки и т.п.), так же как и другие предметы, свободно размещаемые внутри здания и сооружения (мебель, напольные и настольные светильники и часы, ковры, занавеси и т.п.), независимо от их стоимости, приобретаются предприятием (организацией) - заказчиком за счет его собственных средств согласно утвержденной сметной документации (сметы на закупку оборудования, мебели и инвентаря).

Закупка указанных произведений за счет государственных централизованных капитальных вложений осуществляется в пределах утвержденной сметы, при этом удельные стоимостные показатели единицы мощности (кв. м площади, 1 место и т.п.) не должны превышать базовые (нормативные) показатели.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования