Утверждено Министерством речного флота РСФСР 17 января 1987 года Согласовано Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР 27 ноября 1986 года Министерством рыбного хозяйства РСФСР 24 ноября 1986 года Министерством здравоохранения РСФСР 26 декабря 1986 года Вводится в действие с 1 января 1988 года НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ С СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ Разработано Ленинградским ордена
Трудового Красного Знамени институтом водного транспорта. В Наставлении по предотвращению
загрязнения водных объектов с судов внутреннего плавания приведен комплекс
требований и рекомендаций к судам внутреннего плавания Минречфлота
РСФСР по предотвращению загрязнения водных объектов. В Наставлении
устанавливаются требования охраны окружающей среды к судам, находящимся в
эксплуатации, а также при строительстве, ремонте и модернизации судов. На судах смешанного
река-море плавания при их эксплуатации в море и на судах, выходящих в
прибрежные районы моря, необходимо руководствоваться требованиями и
рекомендациями, изложенными в Наставлении по предотвращению загрязнения с
судов, утвержденном Минморфлотом СССР, в Правилах
охраны от загрязнения прибрежных вод морей и в Правилах охраны поверхностных
вод от загрязнения сточными водами. Выпущено по заказу Министерства речного
флота РСФСР. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. ЦЕЛЬ И
НАЗНАЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ 1.1.1. Настоящее Наставление определяет организационные
и технические мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов с судов
внутреннего плавания Министерства речного флота. В Наставлении приведен комплекс
требований и рекомендаций по предотвращению загрязнения водных объектов с судов
нефтью, нефтесодержащими водами, вредными веществами, не являющимися нефтью
(перевозимыми на судах навалом и в упаковке), хозяйственно-бытовыми и сточными
водами, сухим мусором и пищевыми отходами. 1.1.2. Требования
Наставления обязательны для экипажей судов, работников пароходств, бассейновых
управлений пути (БУП), управлений каналов (УК), заводов, портов, технических
участков, районов гидросооружений и других организаций Минречфлота,
связанных с эксплуатацией, строительством и ремонтом судов, разработкой проектов
строительства новых, ремонта и модернизации эксплуатируемых судов, а также для
работников, осуществляющих наблюдение за строительством, ремонтом и
переоборудованием судов по заказам Минречфлота. Наставление должно быть на каждом судне и
в службах (отделах) предприятий, управлений пароходств, каналов, бассейновых
управлений пути и других организаций, связанных с эксплуатацией и обслуживанием
флота. 1.1.3. Ответственность за выполнение на
судне комплекса организационно-технических мероприятий по предотвращению
загрязнения с судов возлагается на капитана (командира, шкипера). 1.1.4. Капитаны (командиры, шкиперы)
должны воспитывать экипажи судов в духе ответственности за выполнение положений
Наставления по обеспечению чистоты водных объектов и постоянно заботиться о
повышении знаний членов экипажа в этой области. 1.1.5. Для организации работы по
предотвращению загрязнения с судов необходимо руководствоваться требованиями
настоящего Наставления, законодательных актов Союза ССР, указаниями и
требованиями правил технической эксплуатации, приказов и распоряжений
Министерства речного флота и пароходств, БУП, УК, предписаний контролирующих
организаций по охране окружающей среды (ООС). 1.1.6. Уполномоченным должностным лицам
органов, осуществляющих государственный контроль по ООС, предоставлено право: останавливать,
посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и
обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья
людей или для живых ресурсов водных объектов, и смесей, содержащих эти вещества
свыше установленных норм, производить проверку правильности регистрации в
судовых документах операций с этими веществами и смесями, а также давать
обязательные указания об устранении выявленных нарушений; задерживать суда и другие плавучие
средства, допустившие незаконный сброс, составлять акты о нарушениях правил по
предотвращению загрязнения водных объектов, в установленном порядке привлекать
виновных лиц к административной ответственности или передавать материалы для
привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Капитан судна должен оказывать содействие
контролирующим органам в осуществлении ими функций контроля. 1.1.7. Законодательством СССР
предусмотрена уголовная, административная и материальная ответственность лиц,
виновных в нарушении Основ водного законодательства. 1.2. ТЕРМИНЫ И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ Приведенные термины и определения
справедливы только для данного Наставления. 1.2.1. Балласт изолированный - вода,
принятая в качестве балласта в танк (отсек), который полностью отделен от
грузовой системы и системы жидкого топлива и специально предназначен только для
балласта или для балласта и перевозки грузов, не являющихся нефтью или другими
загрязняющими веществами. 1.2.2. Вещество загрязняющее (вредное) -
вещество, вызывающее нарушение норм качества воды. 1.2.3. Водный объект - реки,
водохранилища, озера, каналы и другие водоемы, которые используются или могут
быть использованы для судоходства и других целей (хозяйственно-питьевых,
культурно-бытовых и т.п.). 1.2.4. Воды сточные - воды и прочие
отходы из всех типов туалетов, писсуаров и унитазов, стоки из раковин, ванн и
шпигатов, находящихся в медицинских помещениях (амбулатории, лазареты и т.п.);
стоки из помещений, в которых содержатся животные; прочие стоки, включая
хозяйственно-бытовые, если они перемешаны с указанными
выше. 1.2.5. Воды хозяйственно-бытовые - стоки
из умывальников, душевых, ванн и шпигатов; стоки из прачечных; стоки от моек и
оборудования камбуза и других помещений пищеблока. Примечание. На судах, эксплуатирующихся
во внутренних водных объектах, в соответствии с Санитарными правилами для
речных судов СССР, 1985 г., очистке и обеззараживанию подлежат как сточные, так
и хозяйственно-бытовые воды. 1.2.6. Отходы бытовые -
вид мусора, состоящий из упаковочных или обшивочных материалов, различных
маломерных емкостей и тары, всевозможных изделий из различных видов пластмасс,
бумаги, текстиля, стекла, керамики, жести и другого материала, которые в
процессе жизнедеятельности экипажа и пассажиров перешли в категорию отходов, не
смешаны с нефтью или другими загрязняющими веществами и подлежат постоянному
или периодическому удалению с судна. 1.2.7. Отходы пищевые - вид мусора,
состоящий из отходов предварительной кулинарной обработки съестных припасов, неутилизируемых остатков приготовленной пищи, которые не
смешаны с нефтью или другими загрязняющими веществами и подлежат постоянному
или периодическому удалению с судна. 1.2.8. Отходы
эксплуатационные - вид мусора, состоящий из отходов, образующихся в результате
выполнения на судне различных производственных и ремонтных работ, а также
отходов, образующихся в результате эксплуатации энергетической установки и
прочего оборудования судна, которые не являются нефтью или другими
загрязняющими веществами, не смешаны с ними и подлежат постоянному или
периодическому удалению с судна. 1.2.9. Нефтесодержащие воды - смесь воды
с любым содержанием нефти и нефтепродуктов. 1.2.10. Судно - эксплуатируемое на водных
объектах плавучее средство любого типа, включая суда на подводных крыльях и на
воздушной подушке. 1.2.11. Судно-сборщик - любое самоходное
или несамоходное плавучее устройство, предназначенное для сбора и последующей
очистки, захоронения или переработки вод, загрязненных нефтью и (или) другими
загрязняющими веществами, а также сухого мусора или для передачи их на
береговые приемные сооружения. 1.2.12. Цистерна сборная - цистерна для
сбора и хранения необработанных хозяйственно-бытовых и
сточных или нефтесодержащих вод. 1.3. НАДЗОР ЗА
ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ С
СУДОВ 1.3.1. Обязанности технического надзора
за судами внутреннего плавания Министерства речного флота в части
предотвращения загрязнения с судов водных объектов несут службы судового
хозяйства, портового хозяйства и механизации, отделы (службы) ООС пароходств (БУП,
УК) или другие отделы и службы, на которые эти функции возложены приказом по
пароходству (БУП, УК). 1.3.2. Непосредственный надзор за
техническими средствами водоохранного назначения
осуществляет аппарат технического надзора предприятий и портов, который
организует работу по обеспечению нормальной технической эксплуатации,
обслуживанию и ремонту судовых устройств, установок и систем по предотвращению
загрязнения окружающей среды, а также плавучих очистных станций, барж-амбаров и
т.п. 1.4. РЕГИСТРАЦИЯ
ОПЕРАЦИЙ С НЕФТЬЮ И ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НА СУДАХ 1.4.1. На всех судах
Министерства речного флота в пределах внутренних вод должен вестись судовой
журнал регистрации приема питьевой воды из городских водопроводов, приема
забортной воды для последующей обработки на станциях приготовления питьевой
воды (ППВ), сдачи или сброса хозяйственно-бытовых и сточных вод и сдачи
контейнеров с сухим мусором, пищевыми отходами и сдачи нефтесодержащих (подсланевых) вод (СД-36). Исключение составляют малые суда
мощностью до 55 кВт. 1.4.2. На танкерах, не выходящих в море,
регистрация грузовых операций с нефтью должна производиться в вахтенном
журнале. 1.4.3. На судах, перевозящих загрязняющие
вещества в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпью, навалом или
в автодорожных или железнодорожных цистернах для регистрации грузовых операций
должен использоваться вахтенный журнал. 1.4.4. На судах-сборщиках и на плавучих
очистных сооружениях должен вестись журнал регистрации операций по приему с
судов и последующей сдаче либо очистке вод, загрязненных веществами, вредными
для здоровья людей или для живых ресурсов водных объектов, и сухого мусора (см.
Приложение). Операции по приему нефтесодержащих,
хозяйственно-бытовых и сточных вод, отработанных масел, сухого мусора, образующихся
в результате эксплуатации судна-сборщика либо плавучего очистного сооружения,
фиксируется в этом же журнале. Объем принимаемых и сдаваемых сточных,
хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод должен регистрироваться на
судах-сборщиках (плавучих очистных сооружениях) с точностью +/- 1 куб. м.
Рекомендуется обеспечить суда-сборщики (плавучие очистные сооружения)
контрольно-измерительными устройствами (измерительными рейками, тарированными
емкостями и т.п.). 1.4.5. Контроль за
правильностью регистрации операций с нефтью и загрязняющими веществами на судах
осуществляют на борту судна уполномоченные лица органов по регулированию
использования и охране вод системы Минводхоза РСФСР, Государственного
санитарного надзора, органами рыбоохраны Главрыбвода
Минрыбхоза СССР. 1.5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ШЛАНГОВ И ШЛАНГОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ <1> -------------------------------- <1> В
дальнейшем под термином "шланг" надо понимать "шланг и шланговое
соединение". 1.5.1. Каждый шланг, используемый для
перекачки нефти, отработанных масел, нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых и
сточных вод или загрязняющих веществ, должен соответствовать требованиям
нормативно-технической документации и иметь сертификат завода-изготовителя с
указанием в нем: вида жидкости, допускаемой для перекачки по шлангу; даты
изготовления; пробного давления; даты испытаний и давления при этих испытаниях. 1.5.2. Шланги должны иметь маркировку,
позволяющую определять его данные по записям в сертификате (формуляре). 1.5.3. Ответственность
за состояние шлангов и шланговых соединений в период эксплуатации, проведения
профилактических осмотров и испытаний, подачу на судно, крепление к судовым
трубопроводам и наблюдение во время работы осуществляет та сторона, которая занимается
непосредственно эксплуатацией шлангов (обычно эту ответственность несет
администрация береговых и плавучих средств по переработке грузов и снабжению
судов жидким топливом и маслом, а также администрация спецпричалов
и судов-сборщиков по приему с судов нефтесодержащих,
хозяйственно-бытовых и сточных вод и сухого мусора). 1.5.4. Грузовые шланги, которые входят в
судовое снабжение, ежегодно перед вводом судна (танкера) в эксплуатацию после
зимнего ремонта должны проходить гидравлические испытания пробным давлением и
иметь клеймо ОТК с указанием рабочего давления. Акт ОТК о проведенных
испытаниях должен находиться на судне. При текущем ремонте (отстое), когда
работы выполняются судовыми экипажами, разрешается оформлять гидравлические
испытания актом, подписанным капитаном, механиком судна (танкера) и групповым
механиком. 1.5.5. Перед присоединением береговых
шлангов необходимо удостовериться в отсутствии на них каких-либо видимых
дефектов (излома или течи, следов износа, глубоких наружных порезов или истертостей);
имеют ли они клеймо ОТК, а также достаточную длину, которая позволит избежать
их разрыва при возможных перемещениях судна у причала и изменении осадки судна.
При подаче шлангов на судно следить, чтобы не было заломов и значительного
скручивания. 1.5.6. При присоединении и отсоединении
береговых шлангов и шланговых устройств, а также в течение всего времени
производства грузовых операций, под местами соединений шлангов или труб с
патрубками грузового трубопровода должны быть установлены поддоны, из которых,
в случае заполнения, нефтепродукты должны сливаться в грузовой танк или
переносную емкость для сдачи на берег. 1.5.7. Шланги необходимо подавать и
убирать с заглушенными концами. Отдавать заглушки следует над поддонами для
сбора утечек нефти. 1.5.8. Шланги должны опираться на
специальную палубную постель или поддерживаться на весу грузовой стрелой,
краном или шланг-балкой. Часть шланга, находящаяся на
причале, должна иметь защиту от повреждений при вибрации и перемещении шланга
по причалу. Нельзя допускать защемления шланга между бортом судна и причалом. 1.6. ПЛОМБИРОВАНИЕ
ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ НА СУДНЕ 1.6.1. Пломбирование систем для сброса
нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых и сточных вод производится при сдаче
судна в эксплуатацию представителями администрации (лицами, уполномоченными на
это) предприятия, на котором выполнялось строительство, ремонт или отстой
судна, пломбиратором в присутствии капитана или лица,
уполномоченного на это капитаном судна. Одновременно на судна должен
передаваться оттиск пломбы, который предъявляется представителю контролирующей
организации со схемой пломбировки и соответствующим журналом. 1.6.2. Сброс неочищенных сточных и
хозяйственно-бытовых вод в центральных районах СССР в водные объекты
запрещается. В районах Сибири и Дальнего Востока сброс неочищенных сточных и
хозяйственно-бытовых вод может производиться в районах, определенных органами
водного надзора системы Минводхоза РСФСР и согласованных с соответствующими
органами Минрыбхоза СССР и Минздрава РСФСР. При входе судна в район, в котором
сброс неочищенных сточных и хозяйственно-бытовых вод запрещен, производится
пломбирование систем их сброса судовым пломбиратором. Факт опломбирования систем сброса сточных и
хозяйственно-бытовых вод фиксируется в вахтенном журнале <1>. -------------------------------- <1> К
центральным районам СССР относятся бассейны рек Волги и Урала, бассейны
Черного, Азовского и Балтийского морей. К районам Сибири и Дальнего Востока
относятся бассейны пароходств: Ленского объединенного, Восточно-Сибирского,
Енисейского, Обь-Иртышского объединенного, Западно-Сибирского, Печорского, Сухонского, Северного, Беломорско-Онежского и Амурского,
Беломорско-Балтийского канала; бассейновых управлений пути: Ленского,
Восточно-Сибирского, Енисейского, Обского, Иртышского, Печорского, Северного и
Амурского. 1.6.3. Пломбиратор
постоянно хранится у капитана, а при отсутствии капитана на судне - у лица,
заменяющего капитана, и может выдаваться лицу, которому капитан поручает
произвести пломбирование. Пломбирование осуществляется капитаном или лицом,
уполномоченным на это капитаном. Такими лицами могут быть лица командного
состава, несущие персональную ответственность за эксплуатацию судовых систем и
устройств, при эксплуатации которых может произойти загрязнение водного
объекта. С окончанием пломбирования судовой пломбиратор возвращается капитану. 1.6.4. Судовой пломбиратор
на пломбе должен воспроизводить четкое изображение строительного номера судна
или другого отличительного знака, официально присвоенного судну
соответствующими службами пароходства. 1.6.5. О каждом случае пломбирования,
производимого с целью предотвращения загрязнения водного объекта с судов,
делается запись в вахтенном журнале. Запись должна содержать сведения, по
которым можно точно установить: дату и время наложения пломбы; географические координаты или данные,
точно определяющие местонахождение судна в момент наложения пломбы; должность и фамилию, имя и отчество лица,
наложившего пломбу, а также должность и фамилию члена экипажа, в присутствии
которого ставилась пломба; назначение клапана (иного запорного
устройства), на который наложена пломба; рабочее положение (открыто, закрыто,
обжато и т.п.), в котором клапан зафиксирован пломбой; отличительный знак пломбы. 1.6.6. После постановки пломбы должна
исключаться всякая возможность без нарушения пломбы вывести запорную арматуру
из зафиксированного положения. Должна также исключаться возможность обхода
пломбы за счет отдачи резьбовых или других соединений на приводе клапана. 1.6.7. Если изменение рабочего положения
запорной арматуры осуществляется местным ручным приводом и дистанционно, то
пломба ставится в двух местах: непосредственно на местном приводе и на постах
дистанционного управления. 1.6.8. После пломбирования клапана
рекомендуется на нем закрепить табличку с текстом: "Пломба. Не
открывать!", "Внимание! Опломбировано, не открывать" и т.п. 1.6.9. На судне должны быть схемы
опломбирования запорной арматуры систем откачки за борт нефтесодержащих,
хозяйственно-бытовых и сточных вод, сброс которых в водный объект запрещен
действующими нормативными документами. 1.6.10. На схемах должны быть показаны
места расположения пультов дистанционного управления клапанами, если это
предусмотрено. 1.6.11. В случаях непреднамеренного,
случайного срыва пломбы необходимо немедленно поставить в известность капитана
судна или лицо, его замещающее. Дальнейшие действия необходимо производить в
соответствии с установленными для данного случая правилами организации,
установившей пломбу. 1.6.12. О срыве и последующем
восстановлении пломб делаются соответствующие записи в вахтенном журнале. 1.6.13. Клапаны на трубопроводах,
заканчивающихся на открытой палубе и специально предназначенных для сдачи
нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых и сточных вод с судна на приемные
сооружения, не пломбируются, если не имеется собственных средств откачки через
эти трубопроводы. Пробки (крышки) палубных втулок таких трубопроводов должны
открываться только для присоединения шланговых соединений приемного сооружения. 1.6.14. Если
установленные на судне установки по очистке нефтесодержащих или
хозяйственно-бытовых и сточных вод не обеспечивают допустимую концентрацию
загрязняющих веществ в сбрасываемых водах, то запорная арматура сбрасывающей
системы должна быть закрыта и опломбирована, а неочищенные воды при этом
необходимо собирать на судне с последующей сдачей на судно-сборщик или приемное
сооружение (спецпричал, баржа-амбар и т.п.). 1.7. ТРЕБОВАНИЕ К
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АКВАТОРИЙ РЕЧНЫХ И МОРСКИХ ПОРТОВ СССР 1.7.1. Капитан судна при заходе в порт
должен заблаговременно ознакомиться с особенностями мероприятий по
предотвращению загрязнения вод порта, изложенных в Обязательных постановлениях
(для морских портов) и соответствующих документах (для речных портов). 1.7.2. Перед заходом в порт капитан судна
должен удостовериться, что вся отливная (запорная) арматура судовых систем,
указанная в п. 1.6.1, опломбирована. 1.7.3. Снятие пломб и открытие судовой
отливной арматуры при нахождении судна в портах разрешается лишь в аварийных
случаях. 1.7.4. Заявка на сдачу с судна
накопившихся остатков нефтепродуктов и загрязняющих веществ, нефтесодержащих,
хозяйственно-бытовых и сточных вод, сухого мусора, пищевых отходов и т.п.
подается капитаном судна диспетчеру порта не менее чем за одни сутки, с
уточнением за 4 ч до прибытия в порт обслуживания. Сдача указанных веществ выполняется
портом за счет судна (судовладельца) в порядке, установленном Обязательными
постановлениями или соответствующими документами по данному порту. 1.7.5. Администрация порта обязана
выполнить в кратчайший срок заявки по приему с судов в порту, на рейде или при
безостановочном прохождении порта вышеупомянутых веществ. В пароходстве
ответственным за организацию сбора с судов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых
и сточных вод, сухого мусора и других судовых отходов является заместитель
начальника пароходства по эксплуатации флота. 1.7.6. Нефтесодержащие,
хозяйственно-бытовые и сточные воды, бытовые, пищевые и эксплуатационные отходы
по мере надобности должны быть сданы с судна в порту его захода или следования
транзитом. Скопившиеся на борту судна нефтесодержащие, хозяйственно-бытовые и
сточные воды и прочие отходы не должны быть препятствием для завершения
планируемого рейса. 1.7.7. Капитан судна, находящегося на
акватории порта (у причала, на якорной стоянке), обеспечивает силами экипажа
постоянное наблюдение за водной поверхностью вблизи от своего судна. Любой член экипажа судна, независимо от
рода его занятий, заметивший вблизи от судна плавающие
нефтяные пятна или мусор, обязан известить об этом вахтенного начальника. О всяком случае появления вблизи от судна
плавающих нефтяных пятен и мусора немедленно извещается диспетчерская служба
порта (портовый надзор) и производится запись в вахтенном журнале. Отклонение от указанного порядка
наблюдения является основанием считать виновным данное судно в загрязнении вод. 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕФТЬЮ 2.1. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ С ТАНКЕРОВ НЕФТЬЮ, ПЕРЕВОЗИМОЙ В КАЧЕСТВЕ ГРУЗА 2.1.1. Общие
положения 2.1.1.1. В соответствии с Правилами
охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, утвержденными
Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР и Минздравом СССР 16 мая 1974 г. запрещается
любой сброс в водные объекты нефти и неочищенных нефтесодержащих смесей (подсланевые и балластные воды) за борт с
плавучих средств водного транспорта. 2.1.1.2. Порядок сброса в водные объекты
очищенных нефтесодержащих вод регламентируется в Правилах отведения с судов в
водные объекты обработанных сточных и нефтесодержащих вод, утвержденных
Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР, Минздравом СССР и Минречфлотом
РСФСР в 1986 г. 2.1.1.3. Изолированный балласт, если он
ранее не был загрязнен, разрешается сливать без ограничений в любой водный
объект, если в каждом конкретном случае не имеется запрещения слива со стороны
местных контролирующих органов. 2.1.2. Эксплуатационная
документация по предотвращению загрязнения нефтью, перевозимой в качестве груза 2.1.2.1. На борту каждого танкера должны
быть документы, которые предоставляли бы экипажу возможность быстро оценивать
складывающуюся обстановку, принимать правильные решения и действовать наиболее
целесообразно по предотвращению и ликвидации загрязнения водного объекта
нефтью: информация капитану о порядке погрузки и
выгрузки; информация капитану об остойчивости и
аварийной остойчивости. Судовладелец разрабатывает и утверждает
инструкции, регламентирующие правила: проведения грузовых операций; мойки
грузовых танков; балластировки танкера; пломбирования клапанов, систем для
сброса неочищенных нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых и сточных вод. Каждая утверждаемая судовладельцем
инструкция должна содержать схемы трубопроводов с указанием расположения
арматуры, приборов, насосов, описание порядка подготовки судна к предстоящим
операциям, обязанности участвующих членов экипажа, а также действия конкретных
лиц из числа экипажа с целью предотвращения загрязнения нефтью. 2.1.2.2. На каждом танкере должно быть
составлено и вывешено расписание по тревоге "Загрязнение нефтью".
Регулярно (не реже одного раза в месяц) должны проводиться учебные тревоги для
отработки слаженности действия экипажа. 2.1.3. Требования к
лицам, ответственным за выполнение грузовых и балластных операций и мойку танков 2.1.3.1. На танкере лицом, ответственным
за надлежащее выполнение грузовых и балластных операций, мойки (зачистки)
танков и за предотвращение загрязнения нефтью водного объекта, является
вахтенный начальник. 2.1.3.2. Ответственное лицо и подчиненный
ему персонал, принимающие участие в операциях, при проведении которых возможно
загрязнение нефтью, должны быть обучены методам и приемам предотвращения
загрязнения и борьбы с разливом нефти. 2.1.3.3. В обязанности ответственного
лица входит проверка готовности танкера, его оборудования, механизмов и систем,
укомплектованности и подготовленности персонала к грузовым и балластным
операциям или мойке танков. Грузовые и балластные операции и мойка
танков могут быть начаты только по указанию ответственного лица. 2.1.3.4. Заступающее на вахту или
дежурство ответственное лицо обязано получить от сменяемого ответственного лица
полную информацию о запланированной последовательности выполнения операции и о
фактическом выполнении этого плана, об имеющихся дополнительных указаниях и
решениях по дальнейшему выполнению операций, о расстановке членов экипажа,
принимающих участие в операции, и объеме полученного ими инструктажа, о
способах поддержания связи с ответственным лицом
подающего или принимающего нефть объекта, с постами экстренной остановки
операции и т.п. 2.1.3.5. Администрация танкера в процессе
эксплуатации должна обеспечить строгое соблюдение графиков осмотров и ремонтов
оборудования и систем, неисправность которых может привести к загрязнению
водного объекта нефтью. 2.1.3.6. В случае сброса нефти с танкера
ответственное лицо обязано немедленно прекратить операции, в ходе которых
произошел сброс, и в зависимости от местоположения судна сообщить об этом
ответственному лицу берегового персонала, судовладельцу, диспетчеру порта.
Операции могут быть возобновлены только после устранения причин, вызвавших
сброс, и получения разрешения от руководства порта. 2.1.4.
Предупредительные надписи На каждом танкере у входа в отделение
грузовых насосов, у пульта дистанционного управления насосами, клапанами и
устройствами замера уровня груза на видном месте должны быть закреплены плакаты
и надписи, запрещающие сброс нефти и предупреждающие о наказании за
произведенный сброс в соответствии с действующим законодательством. 2.1.5. Грузовые и
балластные операции 2.1.5.1. При подходе к пунктам
погрузки-выгрузки капитан (шкипер) должен проверить техническое состояние
корпуса и грузовой системы судна и в случае нарушения герметичности корпуса или
неисправности грузовой системы подать рапорт на имя начальника порта, районного
управления (РУ). 2.1.5.2. Суда, прибывающие под грузовые
операции, систематически осматриваются капитаном рейда (при отсутствии капитана
рейда - диспетчером погрузочно-разгрузочных работ) на предмет технической
исправности корпуса и грузовых систем. При осмотре должно быть обращено
внимание на плотность люковых крышек, исправность клинкетов, вентилей, грузовых
шлангов, наличие заглушек на манифольдах, наличие
поддонов. 2.1.5.3. Для проведения грузовых операций
танкер должен быть надежно пришвартован к причалу, бочкам или другому судну.
Следует вести непрерывное наблюдение за состоянием швартовных концов. Перемещения неправильно пришвартованного
танкера могут привести к разрыву шлангов или нарушению плотности соединения. С целью предупреждения судов, следующих
вблизи от причалов, о принятии дополнительных мер предосторожности необходимо
вести непрерывную радиовахту на вызывном канале УКВ-радиостанции, использовать
подачу сигналов, установленных Правилами плавания по внутренним судоходным
путям. 2.1.5.4. При прибытии технически
неисправных танкеров (судов) в пункт погрузки-разгрузки и при угрозе аварийного
разлива нефти на судно должна явиться специальная комиссия порта (РУ), которая
должна произвести осмотр танкера (судна) и разработать технологию проведения
грузовых операций (ограждение бонами, готовность нефтемусоросборщика,
рабочих групп по борьбе с загрязнением водных объектов и т.д.). 2.1.5.5. На весь период производства
грузовых операций с танкером (судном), имеющим технические неисправности,
должен находиться представитель порта (РУ) (зам. начальника, ст. диспетчер
погрузочно-разгрузочных работ, ст. капитан рейда). 2.1.5.6. При подготовке танкера (судна) к
грузовым операциям необходимо: закрыть пробками или заглушками все
шпигаты на грузовой палубе, через которые в водный объект может попасть нефть; подготовить впитывающие материалы
сорбенты (опилки, ветошь), совки и ведра на случай сбора пролитой на палубу
нефти; установить поддоны под патрубки палубного
грузового и зачистного трубопровода, к которому будут
присоединяться береговые шланги; заглушить неиспользуемые при грузовых
операциях патрубки палубного грузового и зачистного
трубопроводов; проверить готовность к грузовым операциям
грузового и зачистного трубопроводов, газоотводной
системы танкера и устройства замера уровня груза в танках; обеспечить в темное время суток
достаточное для наблюдения за грузовыми операциями освещение рабочей зоны; привести в рабочее состояние и опробовать
средства связи (сигнализации) танкера (судна) с берегом, другим судном; перед каждой
погрузкой капитан (шкипер) должен составить план погрузки судна с указанием
контрольных взливов в грузовых танках; при окончании подготовки танкера (судна)
к грузовым операциям сообщить диспетчеру погрузочно-разгрузочных работ и
сделать об этом запись в вахтенном журнале. 2.1.5.7. До начала грузовых операций
между персоналом танкера (судна) и береговыми работниками или работниками
перекачивающих станций должен быть согласован вопрос о последовательности и интенсивности
грузовых операций, средствах связи, сигналах о начале и конце операций,
аварийных мерах. 2.1.5.8. Об особенностях налива-выкачки
(производительность погрузки-выгрузки, количество поступающего груза в танкер
(судно) после сигнала с танкера (судна) о прекращении налива и т.п.) должно
быть указано диспетчером погрузочно-разгрузочных работ в приказе на погрузку. 2.1.5.9. В период выкачки и налива
нефтепродуктов на палубе танкера (судна) должно находиться не менее трех
человек (вахтенный начальник, боцман, рулевой); на барже - не менее двух
человек (шкипер, матрос). 2.1.5.10. За 1 ч до окончания налива на
причал должен прибыть диспетчер погрузочно-разгрузочных работ и обеспечить
взаимодействие работников берега и танкера (судна) по завершению погрузки. 2.1.5.11. В период всей погрузки-выгрузки
на палубе танкера должно находиться не менее трех человек. 2.1.5.12. Вахтенный начальник несет
ответственность за грузовые операции и при приеме вахты должен убедиться в
исправности грузовых систем (шлангов, клинкетных
задвижек, вентилей, систем охлаждения грузовых насосов, системы пароподогрева, люковых закрытий, газовытяжной
системы, надежность швартовки). Результаты осмотра записать в вахтенный журнал. 2.1.5.13. При приеме-сдаче вахт в
вахтенном журнале указать осадку судна и уровень взливов
в танках, а также производительность погрузки-выгрузки. 2.1.5.14. При
неисправностях в период грузовых операций (заедание клинкетов, появление выпучин на шлангах, смещение патрубков, попадание груза в
междудонные отсеки и коффердамы, утечка груза за борт и т.д.) они должны быть
остановлены, и через диспетчера погрузочно-разгрузочных работ вахтенный
начальник должен доложить об этом руководству порта (РУ), которое должно
принять решение о продолжении грузовых операций. 2.1.5.15. Начинать налив или выкачку
следует с пониженной производительностью, что при наливе регулируется
задвижками берегового трубопровода, а при выкачке - задвижкой на грузовой
магистрали танкера (нефтестанции). 2.1.5.16. Прекращать налив следует только
путем закрытия береговых задвижек, а выгрузку - судовых задвижек. 2.1.5.17. Руководство портов (РУ)
совместно со службой безопасности пароходств разрабатывают по каждому причалу
схему швартовки судна и рекомендации о допустимой силе ветра при производстве
грузовых работ. 2.1.5.18. При нарушении надежности
швартовки (смещение судна, сильное натяжение швартовых,
перегиб шланга, отсутствие слабины у шланга или шарнирного трубопровода)
грузовые операции должны быть прекращены, нефтепродукт слит из шланга и устранена
неисправность. 2.1.5.19. Во избежание перелива груза при
наливе необходимо поддерживать постоянную связь с причалом и нефтебазой и
постоянно контролировать уровень груза в танках (отсеках). 2.1.5.20. В конце погрузки необходимо
уменьшить производительность налива. 2.1.5.21. При угрозе перелива (при наливе
темных нефтепродуктов в основные танки танкера) нужно перепускать груз в менее
заполненные кормовые танки и прекратить подачу груза в танкер, для чего перед
окончанием налива нужно поставить члена экипажа у клинкетных
задвижек в кормовом танке. 2.1.5.22. Во всех случаях вынужденного
перепуска груза в кормовые танки должен быть составлен акт и произведено
расследование причин создания аварийной ситуации перелива
нефтепродукта. 2.1.5.23. На судах, оборудованных
системами автоматизации, дистанционного управления и сигнализации, необходимо
следить за исправностью работы и точностью показания этих устройств. 2.1.5.24. После окончания грузовых операций
шланги необходимо опорожнить и тщательно перекрыть все задвижки грузовой и зачистной системы судна. 2.1.5.25. Отсоединение шланга от судового
трубопровода необходимо производить над поддоном. После отсоединения шлангов
концы их нужно заглушить, а также необходимо поставить заглушки на манифольде. 2.1.5.26. После проведения грузовых
операций все переборочные клинкеты должны быть надежно закрыты. 2.1.5.27. Должна быть исключена утечка
нефти через нефтеподогреватели, для чего должен
производиться контроль за их герметичностью.
Результаты заносить в вахтенный журнал (на танкерах). В период разогрева нефти необходим
постоянный контроль за выходящим конденсатом. В случае
обнаружения следов нефти в конденсате пароподогрев
немедленно отключить, выход конденсата за борт надежно перекрыть. 2.1.5.28. Работа с неисправным
пароподогревателем должна быть согласована с руководством порта (РУ) при
условии слива конденсата в специальные емкости или грузовой танк. 2.1.5.29. В рейсе всякие ремонтные работы
по грузовой и зачистной системам, клинкетам и насосам
должны производиться при условиях, исключающих попадание нефти в водный объект. 2.1.5.30. При подогреве груза необходимо
следить за уровнем взливов и температурой груза в
танках, результаты замеров записывать в вахтенный журнал (на танкерах). 2.1.5.31. При изменениях уровней взливов в танках необходимо найти причину, произвести замер
обводненного груза. О замеченных неисправностях доложить в ближайший порт (РУ). 2.1.5.32. Прием балласта допускается
только в емкости, специально приспособленные для этой цели. Откачка балласта за борт производится
только при условии незагрязненности балластной воды
нефтью. 2.1.5.33. На танкерах необходимо
постоянно следить за герметичностью переборок балластных отсеков, не допуская
попадания в них нефти из грузовых танков. Все случаи обнаружения следов нефти в
балластных отсеках отражать в вахтенном журнале и сообщать в ближайший порт
(РУ) и пароходство. 2.1.5.34. Если во время балластного
перехода танкер должен был сохранить на борту нефтяной остаток, то необходимо в
порту погрузки проверить его наличие. Отсутствие нефтяного остатка или явное
несоответствие его количества расчетному может явиться
доказательством того, что с танкера был произведен запрещенный сброс нефти. 2.1.6. Зачистка и
ремонт нефтеналивных судов 2.1.6.1. Зачистка нефтеналивных и других
судов от остатков нефти производится у зачистных
станций или приспособленных для этих целей других судов. Остаток нефти из
нефтеналивного судна средствами зачистной станции или
судна закачивается в емкости зачистной станции или
другие суда, при этом основные требования к шлангам, способу их соединения и
установки остаются такими же, как при проведении грузовых операций. 2.1.6.2. При зачистке аварийных судов
персоналом зачистной станции и экипажем судна должны
быть приняты все меры для исключения утечки нефти и промывочной жидкости за
борт. 2.1.6.3. Порядок проведения работ по
установке и подъему аварийных судов на судоподъемные сооружения (кренователь, слип и т.д.) и технологию их зачистки определяет
для каждого конкретного случая оперативная группа порта (РУ). 2.1.6.4. По результатам обследования
состояния аварийного судна оперативной группой составляется акт, в котором
отражаются мероприятия по предотвращению вытекания и распространения нефти, а
также даются рекомендации по технологии зачистки аварийного судна. 2.1.6.5. Перед постановкой аварийного
судна под зачистку специальные технические средства локализации и сбора нефти
должны быть приведены в состояние немедленной готовности. 2.1.6.6. Твердые и густые остатки из
танков (отсеков) и обтирочный материал, используемый при зачистке (ветошь,
опилки), а также образующиеся в процессе ремонта загрязненные нефтью отходы
необходимо собирать в специально установленные на судне контейнеры и сдавать на
берег. 2.1.6.7. Очистка палубы, надстроек и
обшивки судна от пятен нефти с помощью струи воды запрещается. Эти работы
должны выполняться только с помощью впитывающих материалов, которые затем
должны собираться в контейнер и сдаваться на берег. 2.2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕФТЬЮ С СУДОВ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ТАНКЕРАМИ, А ТАКЖЕ ПОДСЛАНЕВЫМИ ВОДАМИ ТАНКЕРОВ 2.2.1. Общие
положения 2.2.1.1. На внутренних водных путях, на
акваториях морских портов, в территориальных морских водах СССР слив с судна за
борт любых нефтесодержащих вод с содержанием нефти выше предельно допустимого
запрещается. Все образующиеся на судах неочищенные
нефтесодержащие воды сдаются на плавучие или береговые приемные сооружения
(суда-сборщики, очистные станции, баржи-амбары и т.п.). 2.2.2.
Предотвращение загрязнения водных объектов нефтью с судов при бункеровке 2.2.2.1. Бункеровка судов должна
производиться только закрытым способом под наблюдением механика или лица, его
заменяющего. Во время бункеровки должна быть установлена надежная связь между
персоналом судна, ответственным за бункеровку, и бункеровочной
базой. 2.2.2.2. Перед началом бункеровки должно
быть проверено состояние мерительных, переливных и воздушных труб, произведены
замеры уровня в топливных и масляных цистернах и сделана соответствующая запись
в машинном журнале для судов без совмещения профессий или в едином вахтенном
журнале для судов с совмещением профессий. 2.2.2.3. При бункеровке судно должно быть
надежно пришвартовано, чтобы не могло возникнуть перемещений, создающих угрозу
разрыва шлангов. 2.2.2.4. Не допускается рейдовая
бункеровка при состоянии погоды, угрожающей целости швартовов и шлангов. 2.2.2.5. Под разъемами приемных устройств
на палубе судна должны быть установлены поддоны. Необходимо закрыть пробками
или заглушками все шпигаты на палубе, через которые в водный объект может
попасть нефть. 2.2.2.6. Каждое судно должно иметь
инструкции, лимитирующие пропускную способность топливного и масляного
трубопроводов (разработка АЦКБ МРФ). Бункеровка должна вестись с
производительностью, не превышающей установленную
инструкцией, при давлении, не превышающем допускаемое рабочее давление шлангов. 2.2.2.7. Во время бункеровки должен
вестись контроль за уровнем топлива или масла в
заполняемых цистернах. К концу их заполнения производительность бункеровки
должна быть снижена. 2.2.2.8. Состояние шлангов для бункеровки
должно периодически проверяться. Требования к шлангам, работе с ними такие же,
как при проведении грузовых операций. 2.2.2.9. После окончания бункеровки
должны быть приняты меры, чтобы при отсоединении шлангов от приемных устройств
судна утечка нефти в месте разъема была минимальной и не превышала вместимости
поддона, установленного под разъемом. 2.2.2.10. Очистку палубы от пятен нефти
производить только впитывающими материалами. Использованный материал собирается
в контейнеры и затем сдается на берег. Смыв нефти за борт запрещается. 2.2.2.11. Об окончании приема топлива
(масла) делается запись в машинном журнале для судов без совмещения профессий
или в едином вахтенном журнале для судов с совмещением профессий. 2.2.2.12. При перекачке топлива в
пределах судна (например из цистерн основного запаса в
расходную цистерну) необходимо принять все меры предосторожности для предотвращения
перелива. 2.2.2.13. Перед началом перекачки
необходимо проверить состояние воздушных труб. Лицо, ответственное за операцию
по перекачке топлива, обязано удостовериться, что переливной трубопровод в
рабочем состоянии, переливная цистерна не заполнена, сигнализация о переливе и
указатели уровня в цистерне в рабочем состоянии и исключают переполнение
переливной цистерны. 2.2.2.14. При перекачке топлива
необходимо следить за уровнем в цистернах. В конце перекачки интенсивность
подачи топлива уменьшить во избежание перелива его из заполняемой емкости. 2.2.3.
Предотвращение загрязнения водных объектов с судов нефтесодержащими водами (подсланевыми
водами) 2.2.3.1. На всех судах, не имеющих
специального оборудования по очистке нефтесодержащих вод (подсланевых
вод), должны быть оборудованы цистерны для их сбора и системы для передачи на
суда-сборщики или приемные береговые и плавучие очистные сооружения. На отдельных типах судов (малые суда,
суда мощностью до 220 кВт, суда на подводных крыльях и глиссирующие, суда с
бензиновыми двигателями и т.п.) допускается сбор нефтесодержащих вод (подсланевых вод) в трюме машинного отделения. 2.2.3.2. Для локализации нефтесодержащих
вод (подсланевых вод) необходимо отделить по
периметру агрегаты, имеющие подтеки нефти (двигатели внутреннего сгорания,
компрессоры, топливные насосы и т.п.), путем заглушки голубниц
или устройства глухих шпаций от остального пространства машинного отделения. 2.2.3.3. Для уменьшения количества нефти,
попадающей в подсланевое пространство, необходимо: не допускать течи в разъемных соединениях
трубопроводов, сальниках арматуры, уплотнениях валов и штоков насосов,
картерных крышек двигателей и т.п.; в случае появления течи и невозможности
ее немедленного устранения следует установить поддоны или другие сборники нефти
и принять меры к скорейшему устранению неисправности; своевременно удалять из поддонов
накапливающуюся в них нефть и очищать поддоны от осадков и грязи; периодически очищать сточные трубы,
идущие от воронок и поддонов, установленных под оборудованием, пробными и
спускными кранами топливной и масляной систем, обеспечивая условия для
свободного стока нефти в цистерны; слив топлива и масла из действующих или
ремонтируемых машин, механизмов и устройств или от продувания из систем, в
которых находится (или может накапливаться) топливо или масло, производить в специально для этого
предназначенные стационарные или переносные емкости; не допускать переполнения емкостей для
топлива и масла для сбора отстоя, утечек топлива и масла, а также цистерн для
сбора различных нефтесодержащих остатков груза (на танкерах); держать в исправности систему
сигнализации верхнего предельного уровня заполнения емкостей, из которых
возможен перелив топлива, масла или нефтесодержащих вод, а также
предупредительную сигнализацию о появлении воды в трюме машинных отделений. 2.2.3.4. Для уменьшения количества воды,
попадающей в подсланевое пространство, необходимо: довести до минимума протечки воды через
дейдвудные устройства, неплотности в соединениях
трубопроводов и сальниках трубопроводной арматуры, а также попадание в подсланевое пространство воды, используемой для мойки
корпусных конструкций и судового оборудования; на землесосах под грунтовыми
насосами установить поддоны, исключающие попадание в подсланевое
пространство воды из насосов при их вскрытии; постоянно контролировать и принимать меры
к уменьшению фильтрации воды через неплотности в
корпусе судна. 2.3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 2.3.1. На судах, имеющих специальное
оборудование по очистке нефтесодержащих вод и использующих его, должны быть
документы, которые подтверждают соответствие установленного оборудования
принятым нормам. 2.3.2. Суда, не имеющие
специального оборудования по очистке нефтесодержащих вод, должны быть
оборудованы цистернами для их сбора и системами для передачи на суда-сборщики
или приемные береговые и плавучие очистные сооружения. 2.3.3. Все судовое оборудование по
предотвращению загрязнения водных объектов нефтью должно постоянно находиться в
рабочем состоянии и иметь необходимое для нормальной эксплуатации количество
запасных частей и материалов. Капитан и механик несут полную
ответственность за загрязнение водных объектов нефтепродуктами по причине
неисправности оборудования, неправильной эксплуатации и т.п. 2.3.4. О любой неисправности в работе
специального оборудования должна делаться запись в машинном (едином вахтенном)
журнале с описанием причин неисправности и времени остановки оборудования. По окончании ремонта делается запись о
времени возобновления работы оборудования (дата, время). 2.4. АВАРИЙНЫЕ И
ДРУГИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ СБРОСА НЕФТИ 2.4.1. Общие
положения 2.4.1.1. Основными причинами разливов
нефти в водные объекты являются аварии судов, а также неправильные действия или
халатное отношение к своим обязанностям членов экипажа судов. 2.4.1.2. При всех случаях аварий капитан
обязан организовать борьбу за живучесть судна в соответствии
с действующим Наставлением по борьбе за живучесть судна, принимая все
возможные и целесообразные меры к предотвращению или уменьшению сброса нефти в
водный объект. 2.4.2.
Предотвращение или уменьшение сброса нефти 2.4.2.1. Первоочередными мерами,
направленными на предотвращение или уменьшение сброса нефти в водный объект
являются: перекачка нефти из аварийного танка
(цистерны) в свободные или неполностью заполненные
танки (цистерны); заделка пробоин; перекрытие трубопроводов, связанных с
поврежденным танком (цистерной); перекачка нефти на другое судно. 2.4.2.2. При перекачке нефти в пределах
судна необходимо руководствоваться рекомендациями п. 2.2.2.12, а также
учитывать рекомендации завода-изготовителя судна по обеспечению общей
продольной прочности корпуса. 2.4.2.3. В случае перекачки нефти на нефтерудовозах особое внимание следует уделять
остойчивости, так как она в большой степени зависит от наличия свободной
поверхности, которая в каждом сухогрузном трюме нефтерудовоза
достаточно велика. 2.4.2.4. В связи с тем, что положение
пробоины относительно действующей ватерлинии определяет количество вытекающей
из поврежденной емкости нефти, следует руководствоваться следующими
рекомендациями: как можно быстрее приступить к откачке
нефти из поврежденной емкости в свободные или не полностью заполненные емкости; из поврежденного отсека откачивать нефть
до тех пор, пока уровень ее не опустится ниже нижней кромки пробоины; перекачкой нефти из поврежденного отсека,
а в случае необходимости и параллельной откачкой из других отсеков
поврежденного борта создать допустимый крен на противоположный борт. 2.4.3. Сообщение о
случаях разлива нефти в водных объектах 2.4.3.1. Капитан судна или лицо, его
заменяющее, обязаны немедленно сообщить в ближайший диспетчерский пункт: о готовящемся или произведенном сбросе
нефти в водный объект; об обнаруженных следах разлива нефти в
водном объекте. 2.4.3.2. Сообщение дается в случаях,
когда произведен сброс: иной, чем разрешено действующим водным
законодательством; с целью обеспечения безопасности судна
или спасения человеческой жизни; в результате повреждения судна или его
оборудования; с целью борьбы с особым случаем
загрязнения или в целях проведения правомерных научных исследований по борьбе с
загрязнением или контролю над ним. 2.4.3.3. Каждое сообщение необходимо
передавать наиболее быстрым и доступным в момент сброса нефти способом согласно
установленной для каждого данного судна организации связи. При этом сообщение
по радио передается насколько возможно в первую очередь. 2.4.3.4. Содержание донесения: время, место и причины произведенного
сброса; марка нефти и степень сброса или утечки
(точное или приблизительное количество, площадь загрязнения, по возможности
концентрация); гидрометеорологические условия в районе
разлива (сила и направление ветра, волнение, видимость, скорость и направление
течения); принимаемые судном меры; необходимая помощь. Каждое сообщение и донесение может быть
дополнено любыми другими относящимися к инциденту сведениями, если, по мнению
капитана судна, в этом есть необходимость. 2.4.3.5. Все случаи, связанные со
сбросами нефти и с сообщениями о разливах нефти, необходимо зарегистрировать в
вахтенном журнале. 3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВРЕДНЫМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ НЕФТЬЮ, ВЕЩЕСТВАМИ, ПЕРЕВОЗИМЫМИ В УПАКОВКЕ, КОНТЕЙНЕРАХ, ЦИСТЕРНАХ И ДРУГОЙ ТАРЕ <1> -------------------------------- <1> В
дальнейшем вместо выражения "в упаковке, контейнерах, цистернах и другой
таре" будет применяться сокращенная форма - "в упаковке". 3.1. ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ 3.1.1. Перевозка вредных грузов по
внутренним водным путям, а также в ограниченных прибрежных морских районах,
производится в соответствии с требованиями Правил перевозок
грузов Министерства речного флота РСФСР. 3.1.2. К перевозке не допускаются вредные
вещества, не указанные в Перечне веществ, вредных для здоровья людей или для
живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормах предельно допустимой
концентрации этих веществ в сбрасываемых смесях. 3.1.3. Каждая упаковка, содержащая
вредное вещество, должна соответствовать установленным стандартам или
техническим условиям и иметь установленную маркировку. 3.2. ГРУЗОВЫЕ
ОПЕРАЦИИ 3.2.1. Капитан судна перед погрузкой
вредных веществ в упаковке должен проинструктировать членов экипажа о свойствах
этих веществ, степени вредности для живых ресурсов водного объекта и человека. 3.2.2. Погрузка (выгрузка) вредных грузов
в упаковке на судно должна производиться под непосредственным наблюдением лица
командного состава, назначенного капитаном. 3.2.3. Вредные вещества в упаковке при
погрузке в трюмы должны быть уложены и закреплены таким образом, чтобы
предотвратить их перемещение и случайное попадание их в водный объект. 3.2.4. Грузовые места с вредными
веществами в упаковке на палубе судов должны быть хорошо уложены и надежно
закреплены с тем, чтобы исключить возможность их перемещения и сброса за борт
судна. Грузовые места должны быть надежно защищены от воздействия воды и
атмосферных осадков. 3.2.5. Во время грузовых операций с
вредными веществами в упаковке должны быть приняты меры, исключающие разрыв
тары и связанное с этим загрязнение водного объекта. 3.2.6. Входить в трюм, загруженный вредными
веществами в упаковке, и производить там работы можно только при условии, что
концентрация ядовитых и удушливых паров и газов не превышает установленных
безопасных норм. Для обеспечения безопасности эти помещения должны быть
тщательно провентилированы или проветрены. При работе с вредными веществами в
упаковке следует руководствоваться требованиями Правил безопасности труда на
судах речного флота (подраздел 2.12 "Требования безопасности к погрузке
(выгрузке) и перевозке опасных и палубных грузов"). 3.2.7. Перед началом работ с вредными
веществами в упаковке необходимо убедиться в целости тары и отсутствии их
россыпи или разлива. 3.2.8. Для производства грузовых работ с
вредными веществами в портах выделяются специальные причалы. Погрузка, выгрузка и сортировка вредных
веществ в упаковке производится в присутствии ответственного работника порта. 3.2.9. Погрузка и выгрузка вредных
веществ в упаковке должна производиться по технологическим картам,
разработанным в соответствии с характеристиками и свойствами этих веществ. Технологические карты должны быть
согласованы с инженером по технике безопасности, органами санитарного надзора и
утверждены начальником порта. 3.3. ПЕРЕВОЗКА 3.3.1. Капитан судна, перевозящего
вредное вещество в упаковке, должен обеспечить на протяжении всего времени
нахождения его на борту судна контроль за состоянием
упаковки, укладки и крепления груза, загазованностью и температурой в грузовых
трюмах (если вещество обладает свойствами самонагрева
и образования опасных концентраций газов и паров). 3.3.2. Особое внимание во время рейса
должно быть уделено веществу, транспортируемому в упаковке на палубе. При
обнаружении повреждения упаковки необходимо принять меры, исключающие сброс
вредного вещества в водный объект, для чего следует немедленно закрыть палубные
шпигаты и приступить к уборке рассыпанного (разлитого) вещества. Загрязненные
вредными веществами тара, палуба и другие поверхности должны быть очищены от
вредного вещества методами и средствами, предписанными инструкцией, которая должна
быть передана на судно грузоотправителем перед погрузкой вредного вещества. 3.3.3. Клапаны, перекрывающие
трубопроводы осушения трюмов, в которых находятся вредные вещества, должны быть
закрыты и опломбированы. Выкачка подсланевых вод из грузовых трюмов, в которых перевозятся
вредные вещества, должна производиться с ведома и разрешения капитана судна
после проведения анализа на предмет определения концентрации вредных веществ в
подлежащих выкачке подсланевых водах. Опломбирование клапанов для выкачки подсланевых
вод и каждая выкачка их должны фиксироваться в вахтенном журнале. 3.4. ЗАЧИСТКА
ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 3.4.1. После окончания грузовых операций
с загрязняющими (вредными) веществами, перевезенными на судне в упаковке, трюмы
и палубы должны тщательно очищаться от остатков этих веществ, а при
необходимости и дегазироваться. 3.4.2. Пролитые или просыпанные
загрязняющие (вредные) вещества в трюме и на палубе должны быть собраны
деревянной лопаткой в деревянную емкость и при приходе в порт сданы на берег. 3.4.3. Лица, производящие зачистку трюмов
и палубы от остатков загрязняющих (вредных) веществ, должны использовать
индивидуальные средства защиты, рекомендуемые инструкцией на обрабатываемое
вещество. 3.5. АВАРИЙНЫЕ И
ДРУГИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ СБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ 3.5.1. При обнаружении утечки
загрязняющего (вредного) вещества с судна в водный объект капитан обязан
принять меры для немедленного устранения утечки. 3.5.2. В тех случаях,
когда силами экипажа устранить утечку не удается или сам груз создает угрозу
безопасности людей, судна или других находящихся на нем грузов, необходимо
выгрузить груз на берег и обезвредить его, в соответствии с инструкцией о
порядке обезвреживания, сообщив об этом диспетчеру ближайшего порта и сделав
соответствующую запись в вахтенном журнале с указанием места выгрузки груза на
берег. 3.6.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ И НАДЗОР ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ 3.6.1. Грузоотправитель несет
ответственность за своевременную выдачу сертификатов на вредные вещества,
перевозимые в упаковке, с правильным указанием категории вредности, а также
обязан вручить перевозчику инструкцию по проведению отбора проб и анализа подсланевых вод грузовых трюмов с необходимым оборудованием
и препаратами и инструкцию о порядке обезвреживания груза и препараты,
приспособления для обезвреживания. 3.6.2. Грузоотправитель должен
предоставить капитану судна письменную гарантию того, что упаковка вредных
веществ удовлетворяет требованиям соответствующих нормативов для перевозки этих
веществ речным транспортом. 4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМИ И СТОЧНЫМИ ВОДАМИ 4.1. Во внутренних водных объектах сброс
неочищенных и необеззараженных хозяйственно-бытовых и сточных вод запрещен.
Система откачки за борт должна быть опломбирована. Порядок сброса в водные объекты очищенных
и обеззараженных хозяйственно-бытовых и сточных вод регламентируется Правилами
отведения с судов в водные объекты обработанных сточных и нефтесодержащих вод,
утвержденными Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР, Минздравом СССР и Минречфлотом РСФСР в 1986 г. 4.2. На судах внутреннего плавания,
имеющих специальное оборудование по очистке и обеззараживанию
хозяйственно-бытовых и сточных вод, должны быть документы, подтверждающие
соответствие этого оборудования требованиям, установленным органами по
регулированию использования и охране вод системы Минводхоза СССР по
согласованию с органами государственного санитарного надзора и органами
рыбоохраны Главрыбвода Минрыбхоза СССР. 4.3. Если судно не имеет специального
оборудования для обработки хозяйственно-бытовых и сточных вод, то запорная
арматура трубопроводов сброса их за борт должна быть закрыта и опломбирована, а
упомянутые воды необходимо собрать в цистерны на судне с последующей сдачей на
суда-сборщики или береговые приемные сооружения (специальные причалы). 4.4. Слив с судна хозяйственно-бытовых и
сточных вод на суда-сборщики или специальные причалы должен производиться по
специально предназначенным для этой цели трубопроводам и шлангам. Использовать
трубопроводы или шланги, предназначенные для перекачки других жидкостей,
запрещается. 4.5. Перед сливом лицо, ответственное за
эту операцию, обязано проверить состояние палубных втулок. Результаты проверки должны
быть зафиксированы в машинном (едином вахтенном журнале). 4.6. Обеспечение
надежности при швартовке к судну плавучего сборщика или судна комплексной
переработки отходов (СКПО), надежности крепления шланговых соединений, их
ограждение от повреждения и другие меры по предотвращению загрязнения с судна
хозяйственно-бытовыми и сточными водами необходимо выполнять в той же мере, что
и при грузовых операциях танкеров и бункеровочных
операциях топливом (п. 2.1.5.3). 4.7. При окончании слива
хозяйственно-бытовых и сточных вод сборная цистерна (цистерны), сливные
трубопроводы и шланги должны быть промыты забортной водой со сливом ее на судно-сборщик, СКПО или
специальный причал. Конец сливного шланга во избежание разлива остатков перед
снятием с судна должен быть заглушен. 4.8. Слив (сдача) хозяйственно-бытовых и
сточных вод должен быть зарегистрирован на судах ответственным за слив лицом в
журнале СД-36. 4.9. На судах, оборудованных установками
для очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых и сточных вод, всегда должно
иметься достаточное количество химических веществ, применяемых в установке, а
также запасных частей, необходимых для надежной работы установки. 4.10. При хранении и работе с химическими
веществами следует строго руководствоваться инструкциями поставщиков и
правилами техники безопасности. 4.11. Все судовое оборудование по
предотвращению загрязнения водных объектов хозяйственно-бытовыми и сточными
водами должно постоянно находиться в рабочем состоянии. Капитан и механик несут полную
ответственность за загрязнение водного объекта по причине неисправности оборудования,
неправильной эксплуатации и т.п. 4.12. О любой неисправности в работе
специального оборудования должна делаться запись в машинном (едином вахтенном)
журнале с описанием причины неисправности и времени остановки оборудования. По окончании ремонта делается запись о
времени возобновления работы оборудования (дата, время). 5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ 5.1. Сброс мусора за борт для всех судов
внутреннего плавания запрещается. 5.2. Для сбора мусора на судах должны
предусматриваться специальные устройства: контейнеры, бочки, прочные плотные
мешки. Устройства должны иметь отличительные надписи, указывающие для какого
вида мусора ("Бытовые отходы", "Пищевые отходы") они
предназначены. Смешивать пищевые отходы с бытовыми запрещается. 5.3. Устройства для сбора мусора должны
быть окрашены антикоррозионными красками, иметь плотно закрывающиеся крышки,
быть удобными для транспортировки и выгрузки, а также для очистки и
дезинфекции. 5.4. Для обеспечения хранения мусора без
его разложения необходимо регулярно применять антисептические и дезодорирующие
вещества при загрузке контейнеров пищевыми и бытовыми отходами. 5.5. При наличии на судне измельчителя пищевых отходов, измельченные пищевые отходы
из установки должны направляться в сборную цистерну хозяйственно-бытовых и
сточных вод. 5.6. На судах, не оборудованных
устройствами для обработки и сжигания мусора, устройства для сбора мусора могут
опорожняться только на береговых или плавучих очистных станциях, в суда
комплексной переработки отходов (СКПО), в суда-сборщики или в других местах,
разрешенных органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на
водном транспорте. 5.7. После каждого опорожнения необходимо
произвести мойку емкости, в которой накапливался и хранился мусор. Мойка должна
производиться на специализированных участках силами и средствами порта. 5.8. Сдача мусора на
судно-сборщик, СКПО или спецпричал должна
фиксироваться в журнале СД-36. 5.9. Суда, оборудованные установками для
сжигания мусора, должны иметь документы, подтверждающие соответствие его
установленным нормам. Приложение ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИЕМУ С СУДОВ И
ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СДАЧЕ ЛИБО ОЧИСТКЕ ВОД, ЗАГРЯЗНЕННЫХ ВЕЩЕСТВАМИ,
ВРЕДНЫМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ДЛЯ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, И МУСОРА ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА 1. Настоящий журнал ведется
ответственными лицами, назначенными капитаном судна-сборщика либо начальником
очистного сооружения. 2. Операции по приему и последующей сдаче
либо очистке регистрируются для следующих видов загрязняющих веществ:
нефтесодержащих вод, хозяйственно-бытовых и сточных вод, отработанных масел,
сухого мусора, остатков вредных жидких веществ и пр. 3. Количество страниц для регистрации
каждого вида загрязняющих веществ определяется капитаном либо начальником. 4. Записи в журнале должны вноситься
сразу же после исполнения фиксируемой операции и должны быть четкими и
разборчивыми. Записи карандашом не допускаются. 5. Время в журнале указывается местное. 6. Количество принятых загрязняющих
веществ указывается с точностью, которую могут обеспечить имеющиеся
измерительные устройства. 7. Прием-сдача загрязняющих веществ
регистрируется на сдающем судне в журнале СД-36, где указывается количество
загрязняющих веществ, раздельно по каждому виду и подписывается обеими сторонами. 8. Журнал должен быть по первому
требованию предъявлен уполномоченным должностным лицам органов системы
Минводхоза РСФСР и рыбоохраны Главрыбвода Минрыбхоза
СССР для проверки или снятия копий. Копии должны быть удостоверены подписью
капитана судна-сборщика или начальника очистного сооружения и печатью. 9. Журнал должен быть пронумерован,
прошнурован и скреплен печатью. 10. Журнал хранится в течение одного года
после внесения в него последней записи, а по истечении этого срока должен быть
сдан в архив. 11. Ответственность за сохранность
журнала возлагается на капитана судна-сборщика или начальника очистного
сооружения. Приемное устройство Организация-владелец Год постройки (реконструкции) Численность обслуживающего персонала чел. Проектная мощность тыс. куб. м/сут. Проектное качество очистки мг/л Вместимость танков для приема: 1. Нефтесодержащих вод куб. м 2. Сточных и хозяйственно-бытовых вод куб. м 3. Отработанных масел куб. м 4. Сухого мусора куб. м 5. 6. Начат "____" _____________ 19__ г. Окончен "___" __________________ 19__ г. Прием _____________________________________________________________________ (указать вид загрязняющего вещества)
Сдача или слив ____________________________________________________________ (указать вид загрязняющего вещества)
Примечание. Количество отделенных и
сданных нефтепродуктов показывается в графе 6. ОЧИСТКА И СБРОС ОЧИЩЕННЫХ ВОД
|
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |