ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 1986 г. N 12

 

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ И ПОВЫШЕНИИ ИХ РОЛИ

В УКРЕПЛЕНИИ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Выработанная XXVII съездом КПСС программа ускорения социально-экономического развития страны, повышения темпов экономического роста за счет интенсификации производственного процесса, ускорения научно-технического прогресса требует решительного повышения организованности и порядка на производстве, принятия действенных мер по укреплению трудовой дисциплины, добросовестного отношения к труду, сокращения потерь рабочего времени.

Выполнению этих задач способствует точное и неуклонное соблюдение судами трудового законодательства, полное выяснение обстоятельств возникновения трудовых споров, острое реагирование на недостатки в организации трудового процесса, а также на причины нарушений трудового законодательства.

Некоторые же суды, как показало ознакомление с судебной практикой, по-прежнему допускают ошибки в применении законодательства о труде, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора", в результате чего значительное количество решений изменяется и отменяется в кассационном и надзорном порядке.

Не изжиты факты необоснованного восстановления на работе нарушителей трудовой дисциплины, что способствует созданию обстановки попустительства недобросовестным работникам. Такие случаи имели место, например, в работе отдельных судов Донецкой области.

Вопреки требованиям закона, а также разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР суды не во всех необходимых случаях привлекают к участию в деле должностных лиц, виновных в увольнении с работы или переводе на другую работу с явным нарушением закона, не возлагают на них обязанность возместить ущерб, возникающий в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения работником нижеоплачиваемой работы.

Большое количество трудовых споров рассматривается без соблюдения порядка их предварительного внесудебного разрешения в тех случаях, когда такой порядок обязателен. При удовлетворении исков о восстановлении на работе рабочих и служащих нередко не указывается о немедленном исполнении решений, не взыскивается государственная пошлина с ответчиков. Указанные недостатки, снижающие общий уровень судебной деятельности и отрицательно влияющие на качество судебных решений, были выявлены при изучении практики рассмотрения трудовых споров в судах Литовской ССР, г. Ленинграда.

В Азербайджанской, Армянской, Таджикской и Узбекской союзных республиках все еще значительно число удовлетворенных исков о восстановлении на работе, что свидетельствует о распространенности нарушений законодательства при увольнении рабочих и служащих.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание Верховных Судов Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Таджикской ССР и Узбекской ССР на необходимость принятия мер к устранению недостатков в применении законодательства о труде, а также Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора".

2. Верховным Судам союзных и автономных республик, краевым, областным и городским судам, судам автономных областей и округов усилить надзор за рассмотрением судами дел, возникающих из трудовых правоотношений, и контроль за выполнением Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года, своевременно принимать меры к устранению недостатков, систематически анализировать судебную практику по делам, связанным с увольнением или переводом на другую работу. Добиваться неуклонного выполнения всеми судами требований ст. 93 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Повысить уровень работы кассационной и надзорной инстанций, обеспечить своевременное выявление и устранение ошибок в применении законодательства по каждому делу данной категории.

3. Рекомендовать Верховным Судам союзных республик чаще рассматривать по первой инстанции наиболее актуальные и сложные дела по искам о восстановлении на работе, учитывая, что квалифицированное рассмотрение таких дел имеет большое значение для направления практики судов. Доводить до сведения судов решения, определения и постановления по конкретным делам, имеющим принципиальное значение для решения возникающих в судебной практике спорных правовых вопросов.

4. Внести следующие дополнения и изменения в Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3:

а) дополнить п. 1, после первого абзаца, абзацем следующего содержания:

"Судебному рассмотрению подлежат также трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу, основаниях увольнения, если эти записи не соответствуют приказам (распоряжениям) или другим документам и спор не получил разрешения в установленном внесудебном порядке";

б) дополнить п. 12, после первого абзаца, абзацем следующего содержания:

"Поскольку сокращение численности или штата работников должно быть использовано для укомплектования предприятия, учреждения, организации наиболее квалифицированными кадрами, администрация вправе в пределах однородных профессий и должностей произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по указанному основанию менее квалифицированного работника. Если администрация этим правом не воспользовалась, суд не должен входить в обсуждение вопроса о целесообразности такой перестановки (перегруппировки)";

в) дополнить п. 14 вторым абзацем следующего содержания:

"Прогулом следует считать также самовольный без разрешения администрации уход работника в очередной отпуск; самовольное использование дней отгула; оставление работы до истечения действия срочного трудового договора; оставление работы лицом, направленным на эту работу по окончании высшего или среднего специального учебного заведения, профессионально-технического училища либо прошедшим обучение новой профессии и обязанным проработать на производстве установленный срок";

г) дополнить первый абзац п. 15 следующей фразой: "Для работника, рабочий день которого не нормирован, время нахождения на работе сверх установленной общей продолжительности является рабочим";

д) изложить п. 17 Постановления в следующей редакции:

"Рассматривая дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с утратой доверия, судам следует иметь в виду, что по данному основанию могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), совершившие виновные действия, которые дают администрации основание для утраты доверия к ним. К таким действиям могут быть, в частности, отнесены: получение оплаты за услуги без соответствующих документов, продажа товаров непосредственно со склада, из подсобных помещений, обмеривание, обвешивание, обсчет, сокрытие товаров от покупателей, нарушение правил продажи спиртных напитков или выдачи наркотических лекарственных средств.

При установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой";

е) дополнить Постановление следующими пунктами:

"16.1. Рассматривая дела по спорам о расторжении трудового договора в связи с совершением по месту работы хищения государственного или общественного имущества (в том числе мелкого), суды должны учитывать, что по этому основанию могут быть уволены работники, вина которых установлена вступившим в законную силу приговором суда либо в отношении которых состоялось постановление компетентного органа о наложении административного взыскания или решение трудового коллектива, товарищеского суда, общественной организации о применении меры общественного воздействия".

"17.1. При рассмотрении споров, возникающих в связи с применением мер дисциплинарного взыскания к работникам, отказавшимся от заключения договора о полной материальной ответственности за сохранность материальных ценностей, суды должны исходить из условий трудового договора. Если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей составляет для работника его основную трудовую функцию, что оговорено при приеме на работу, и в соответствии с действующим законодательством с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности, отказ от заключения такого договора без уважительных причин необходимо рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей со всеми вытекающими из этого последствиями. В случае отказа работника от заключения договора по уважительным причинам администрация должна предложить ему другую работу. При отсутствии такой работы или отказе работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут по п. 1 ст. 17 Основ законодательства о труде. В таком же порядке может быть уволен работник, отказавшийся от выполнения дополнительно возложенных на него обязанностей по обслуживанию материальных ценностей, когда это требует заключения договора о полной материальной ответственности".

"24.1. При рассмотрении дел о восстановлении на работе в связи с освобождением от работы в составе производственной бригады судам следует иметь в виду, что перемещение работника, выведенного из состава бригады по решению общего собрания ее членов, на индивидуальную работу не является переводом, требующим его согласия, если при этом не изменяется характер обязанностей, предусмотренных условиями заключенного трудового договора. При отсутствии такой работы, а также при отказе от работы, предложенной администрацией, трудовой договор с работником, выведенным из состава производственной бригады, может быть расторгнут в соответствии с п. 1 ст. 17 Основ законодательства о труде при отсутствии иных оснований для увольнения. Если работа в бригаде является одним из условий заключенного с работником трудового договора, перемещение его на индивидуальную работу в случае вывода из состава производственной бригады возможно лишь с его согласия. При отсутствии такого согласия, а также при отказе работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним также расторгается на основании п. 1 ст. 17 Основ законодательства о труде".

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования