МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ПРИКАЗ от 22 июля 1986 г. N 434 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ШКОЛАХ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Утвердить согласованное с
Министерством финансов РСФСР (письмо от 05.05.86 N 08191) Положение о школах
общего музыкального, художественного, хореографического образования
(прилагается). 2. Ввести упомянутое в пункте 1 Положение
в действие с 1 сентября 1987 года. До 31 августа 1987 года при организации
работы вечерних школ общего музыкального образования руководствоваться
Положением о вечерних школах общего музыкального образования, утвержденным
Министерством культуры РСФСР 25 июля 1965 года, которое
с 1 сентября 1987 года признать утратившим силу. Заместитель Министра В.В.КОЧЕТКОВ Приложение к Приказу Министерства культуры РСФСР Согласовано с Министерством финансов РСФСР 5 мая 1986 года ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ШКОЛЕ ИСКУССТВ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. В соответствии с
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.07.83 N 307 "О порядке
создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и
учреждений республиканского и местного подчинения" школа общего
музыкального, художественного, хореографического образования, школа искусств
<1> создается исполнительным комитетом городского и районного Совета
народных депутатов по согласованию соответственно с Советом Министров автономной
республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского (г. г.
Москва, Ленинград) Совета народных депутатов при
детской музыкальной, художественной школе, школе искусств и другом учебном
заведении или учреждении. -------------------------------- <1> Далее
именуется "школа". 2. В школе общего
музыкального образования открываются классы: фортепиано, баяна, аккордеона,
гитары, оркестровых (духовых, струнных, смычковых, народных) инструментов,
хорового пения, сольного пения; в школе общего художественного
образования - рисунка, живописи, скульптуры, прикладного искусства; в школе общего хореографического
образования - классического, народно-сценического, современного бального танца; в школе искусств могут быть открыты все
указанные классы или некоторые из них. 3. Школа ставит своей целью дать широким
массам детей, подростков и взрослых общее музыкальное, художественное,
хореографическое образование, а также подготовить профессионально одаренных
учащихся к поступлению в соответствующие учебные заведения. 4. Сроки обучения определяются учебными
планами по каждому виду искусства, музыкальному инструменту или группе
инструментов. 5. Правом поступления в школу пользуются
дети всех граждан и взрослые граждане СССР. Дети граждан (и взрослые граждане)
иностранных государств, проживающие на территории СССР, принимаются в школу на
общих основаниях. В первый класс принимаются дети,
подростки и взрослые следующих возрастов: а) в классы по обучению игре на
музыкальных инструментах и хорового пения - от 7 лет; б) в класс сольного пения - от 17 лет; в) в школу общего художественного
образования - от 9 лет; г) в школу общего хореографического
образования - от 10 лет. В целях оказания содействия общественному
дошкольному воспитанию подрастающего поколения, определения и развития
способностей детей при школе общего музыкального образования может быть
организована подготовительная группа на основе самоокупаемости.
Подготовительная группа организуется с учетом возраста детей (5 лет, 6 - 7 лет,
8 - 9 лет). Срок занятий в группах - 1 - 2 года. Занимавшиеся
в подготовительных группах принимаются в школу на общих основаниях. 6. Заявление о приеме в школу подается на
имя директора. В нем указывается возраст поступающего и место жительства. К
заявлению должна быть приложена медицинская справка о состоянии здоровья
поступающего. Вокалисты, кроме того, представляют справку медицинского
учреждения о состоянии голосового аппарата. 7. Поступающие в школу проходят приемные
испытания по соответствующему виду искусства (музыкальному, хореографическому,
изобразительному, театральному). Прием заявлений производится в апреле -
мае месяцах. Приемные испытания проводятся с 20 мая по 15 июня. 8. Для поступающих
в школе организуются консультации в сроки, устанавливаемые дирекцией школы. 9. Для проведения приемных испытаний
создается комиссия в составе преподавателей, руководителей отделов под
председательством директора или заместителя директора школы по учебной работе
(без дополнительной оплаты). Экзаменационная комиссия может
рекомендовать поступающему выбрать предмет обучения
(вид искусства), учитывая его способности и физические данные. 10. В школу зачисляются лица, получившие
на приемных испытаниях наиболее высокие оценки, но не ниже "3".
Повторная сдача экзамена может быть, в исключительных случаях, разрешена
дирекцией школы лишь при отсутствии конкурса среди
поступающих. 11. Зачисление учащихся в школу
производится приказом директора на основании приемной комиссии. 12. Учебные группы в школе следует
формировать из учащихся одного или близкого возраста. 13. Школа может иметь филиалы. Филиалы
открываются с разрешения органа, принявшего решение о создании школы.
Педагогический, учебно-вспомогательный и технический персонал филиала входит в
штат школы. Работа филиалов может быть организована на базе общеобразовательных
школ, домов пионеров и школьников, домов культуры, клубов и других учреждений
по согласованию с соответствующими органами. В филиале может быть организована работа
всех отделов данной школы или некоторых из них. Контингент учащихся филиала
является контингентом учащихся школы. II. ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 14. Учебная работа в школе осуществляется
в соответствии с учебными планами и программами. Дирекции школы по согласованию
с местными органами культуры предоставляется право вносить изменения в объем
учебных часов и наименование дисциплин, определенных учебным планом. 15. Занятия в школе начинаются и
заканчиваются в сроки, установленные для школ системы народного образования. Учебный год делится на учебные четверти
со сроками, установленными для общеобразовательных школ. Осенние, зимние, весенние каникулы
проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных школ. Учебный процесс организуется с учетом
распорядка работы общеобразовательных школ. Распорядок занятий взрослых
устанавливается дирекцией. 16. Обучение и воспитание учащихся
проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и
общественно-полезной деятельности, состоящей в пропаганде эстетических знаний
среди учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ,
трудящихся заводов и фабрик, совхозов и колхозов, в активном участии в работе
коллективов самодеятельного художественного творчества домов пионеров и
школьников, домов культуры, клубов. 17. Основной формой организации учебной
работы в школе является урок. Продолжительность урока - 45 минут (академический
час). 18. Для обеспечения
учебно-воспитательного процесса и полноценного усвоения учащимся учебного
материала в школе в соответствии с учебными планами должны устанавливаться
следующие основные виды работы: а) групповые и индивидуальные занятия с
преподавателями (урок); б) самостоятельная (домашняя) работа
учащихся; в) выступления в концертах, на зачетах и
экзаменах (в школах музыкального и хореографического образования); г) просмотры и выставки учебных и
самостоятельных работ учащихся, пленарная практика (в школах художественного
образования). 19. Знания учащихся оцениваются баллами:
"5" (отлично), "4" (хорошо), "3"
(удовлетворительно), "2" (неудовлетворительно), "1" (очень
плохо). Четвертные и итоговые оценки выставляются
преподавателем по результатам текущей успеваемости учащегося. В классах, где проводятся экзамены,
итоговая оценка выставляется экзаменационной комиссией с учетом четвертных и
экзаменационных оценок. 20. Зачеты, переводные и выпускные
экзамены проводятся в соответствии с учебными планами. Сроки проведения: с 5 по 31 мая для учащихся школьного
возраста; с 1 по 15 июня для взрослых. Сроки проведения академических вечеров и
зачетов по технике устанавливаются дирекцией школы. 21. В отдельных случаях, с разрешения
дирекции школы, учащимся может быть предоставлено право досрочной сдачи
переводных и выпускных экзаменов. 22. Учащиеся, систематически не
выполняющие учебный план без уважительных причин и имеющие неудовлетворительные
оценки по двум предметам, исключаются из школы. Отчисление учащихся из школы за плохую
успеваемость производится по окончании учебного года приказом дирекции на
основании решения педагогического совета. 23. Учащиеся за успехи в учебе приказом
дирекции на основании решения педагогического совета награждаются похвальными
грамотами (листами). 24. Учащимся, заболевшим в период зачетов
и экзаменов, а также получившим неудовлетворительную оценку на переводных
зачетах и экзаменах, назначается повторный зачет или экзамен. Все повторные прослушивания, просмотры,
переэкзаменовки должны быть закончены до 20 сентября. 25. Учащиеся, заболевшие в период
переводных экзаменов, при наличии хорошей годовой успеваемости могут быть
переведены в следующий класс на основании итоговых оценок. 26. Учащиеся, переходящие из одной школы
в другую, зачисляются (при наличии свободных мест) без экзаменов в тот же
класс, в котором они числились до перехода в данную школу, на основании
академической справки. 27. Окончившие школу общего музыкального,
художественного, хореографического образования и сдавшие выпускные экзамены
получают свидетельство об окончании школы установленного образца (приложение -
не приводится). Свидетельства вручаются выпускникам школы на торжественном
собрании. 28. Учащимся, заболевшим в период
выпускных экзаменов, при наличии отличной и хорошей успеваемости может быть
выдано свидетельство об окончании школы на основании итоговых оценок. 29. Переводы учащихся в следующие классы
и выдача свидетельств выпускникам школ оформляются приказом дирекции на
основании решения педагогического совета. 30. Окончившие
школу имеют право поступать в соответствующее среднее специальное или высшее
учебное заведение на общих основаниях. III. ОБЯЗАННОСТИ
УЧАЩИХСЯ 31. Учащиеся обязаны: систематически и настойчиво овладевать
знаниями и специальными навыками в области искусства; в установленные сроки выполнять все виды
заданий, предусмотренные учебными, поурочными, индивидуальными планами и
программами; аккуратно посещать учебные занятия; выполнять правила внутреннего распорядка; участвовать в
общественно-просветительской деятельности; быть дисциплинированными и вежливыми в
обращении со старшими, а также с товарищами по учебе; бережно относиться к имуществу школы. 32. В школе применяются меры поощрения и
наказания. За отличную успеваемость, активное
участие в общественно-полезной деятельности и примерное поведение учащимся
вручаются похвальные грамоты (листы), выражается благодарность. За нарушение правил поведения дирекцией
могут быть применены меры наказания: замечание, выговор, исключение из школы. IV. ПРЕПОДАВАТЕЛИ.
УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ 33. Преподаватель школы должен иметь
соответствующее среднее специальное или высшее музыкальное, художественное,
театральное образование и вести педагогическую работу в точном соответствии с
указанной в дипломе квалификацией. 34. Основными обязанностями преподавателя
школы являются: формирование коммунистического
мировоззрения учащихся; вооружение учащихся прочными знаниями
основ искусств; развитие способностей учащихся; подготовка активных пропагандистов
искусства; поддержание связи с общеобразовательными
школами и родителями учащихся; систематическое повышение своего
идейно-политического уровня, педагогической и творческой квалификации. Преподаватель школы отвечает за качество
обучения учащихся, уровень их знаний и воспитание. 35. Участие в работе педагогического
совета, присутствие на заседаниях отделов, на зачетах и экзаменах входит в круг
служебных обязанностей преподавателя. 36. Преподаватель участвует в
общественной, просветительской деятельности школьного коллектива, оказывает
методическую и практическую помощь художественной самодеятельности дворцов,
домов культуры, клубов, общеобразовательных школ, профессионально-технических
училищ, домов пионеров и школьников. 37. Преподаватель ведет установленную
учебную документацию по утвержденным формам, представляет руководству школы
отчет о внеклассной работе с учащимся. 38. Контроль за
работой преподавателя школы осуществляют дирекция, руководители отделов,
руководящие работники и инспекция органов культуры. 39. Преподаватель школы участвует в
обсуждении на педагогических советах, совещаниях, конференциях всех вопросов,
связанных с содержанием и организацией учебно-воспитательной работы, в том
числе и по итогам проверки преподавателя руководителями школы и преподавателями
органов культуры. 40. Назначение преподавателя на работу в
данную школу и освобождение от этой работы производится директором в порядке,
установленном трудовым законодательством. 41. Учебно-вспомогательный персонал
школы: концертмейстеры (в музыкальных, хореографических школах). Учебно-вспомогательный персонал принимает
активное участие в учебной и воспитательной работе с учащимися. В отсутствие преподавателя
концертмейстер, в соответствии с должностными обязанностями и в объеме
тарификационной нагрузки, проводит занятия с учащимися. Концертмейстеры принимаются на работу из
числа лиц, имеющих специальное образование. V. РУКОВОДСТВО
ШКОЛЫ, РУКОВОДИТЕЛИ ОТДЕЛОВ, КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ 42. Руководство всей деятельностью школы
общего музыкального, художественного, хореографического образования, школы
искусств осуществляет директор. Директор школы назначается органом
культуры по подчиненности из числа лиц, имеющих специальное музыкальное или,
соответственно, художественное, хореографическое, театральное образование и
опыт педагогической или творческой, административной работы. 43. Директор руководит школой, опираясь
на педагогический совет, партийную, профсоюзную и комсомольскую организации
школы, и несет персональную ответственность перед государством за организацию и
качество учебно-воспитательной работы с учащимся, а также за
хозяйственно-финансовое состояние вверенной ему школы. Директор и заместитель директора по
учебной работе могут в пределах норм, установленных законодательством, вести в
школе педагогическую работу по своей специальности. 44. Директор школы: осуществляет руководство педагогическим
коллективом школы, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает
необходимые условия для повышения идейно-теоретического уровня, педагогической
и творческой квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала,
присутствует на занятиях, осуществляет контроль за идейно-политической
направленностью преподавания, качеством знаний и поведением учащихся, за
соблюдением сметы расходов и доходов школы; устанавливает в соответствии с трудовым
законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим
Положением круг обязанностей работников школы; поручает преподавателям школы (исключая
отпускное время) проведение консультаций, приемных испытаний и т.п.; в установленном порядке принимает на
работу и увольняет с работы преподавателей, учебно-вспомогательный и
административно-хозяйственный персонал школы. Примечание: комплектование
педагогического и учебно-вспомогательного персонала должно быть закончено до
начала учебного года; обеспечивает соблюдение правил
внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда
и техники безопасности в школе; осуществляет совместно со всем
педагогическим коллективом школы контакт с общеобразовательными школами,
профессионально-техническими училищами, домами культуры, внешкольными
учреждениями; организует работу с родителями учащихся и
общественностью; направляет работу родительского комитета; отчитывается о
работе школы перед соответствующими органами,
выступает в качестве ее представителя в государственных и общественных
организациях и перед населением, является распорядителем кредитов школы; налагает в соответствии с действующим
законодательством дисциплинарные взыскания на работников школы, нарушающих
учебную, трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка; представляет преподавателей и других
работников школы к поощрениям и наградам; утверждает или отменяет решения
педагогического совета. Распоряжения директора обязательны для
учащихся и всех лиц, работающих в школе, и могут быть отменены только
вышестоящими органами культуры по подчиненности школы. 45. Заместитель директора школы по
учебной работе назначается и освобождается местными органами культуры из числа
наиболее квалифицированных специалистов, имеющих среднее или высшее специальное
образование (музыкальное, художественное, хореографическое, соответственно
преподаваемому в школе виду) и стаж преподавательской или творческой работы. 46. Заместитель директора школы по
учебной работе отвечает за правильную организацию учебно-воспитательного
процесса, выполнение учебных планов и программ, качество преподавания и знаний
учащихся; осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой, за
содержанием учебной документации, за успеваемостью и поведением учащихся;
проводит инструктирование руководителей отделов, преподавательского и
учебно-вспомогательного персонала; организует методическую работу в школе; присутствует на занятиях, проверяя методы
и формы преподавания, а также соблюдение расписаний групповых и индивидуальных
занятий с учащимися; составляет и представляет на утверждение директору планы
учебно-воспитательной и методической работы преподавателей, расписание занятий,
открытых выступлений, зачетов и экзаменов, проекты распределения учащихся по
классам преподавателей; в отсутствие директора выполняет его обязанности. 47. Для обсуждения и решения основных
вопросов обучения и воспитания учащихся в школе организуется педагогический
совет. В состав педагогического совета входят:
директор школы (председатель), заместитель директора по учебной работе,
руководители и преподаватели отделов, учебно-вспомогательный персонал. В случае
необходимости на заседание педагогического совета может быть приглашен
председатель родительского комитета. В отсутствие директора обязанности
председателя исполняет заместитель директора по учебной работе. Обязанности секретаря выполняет один из
преподавателей, избираемый на эту должность сроком на один год. Педагогический совет собирается не реже
одного раза в учебную четверть. Педагогический совет: рассматривает план работы школы; обсуждает мероприятия, обеспечивающие
высокий уровень идейно-эстетического, нравственного воспитания учащихся и всего
коллектива; заслушивает и обсуждает доклады директора
школы, заместителя директора по учебной работе, руководителей отделов и
преподавателей о состоянии учебно-воспитательной и методической работы в школе; разрабатывает мероприятия по выполнению
школой директив партии и правительства, распоряжений вышестоящих органов
культуры, учебно-методических инструкций и рекомендаций, определяющих
организацию и содержание учебно-воспитательной работы школы; решает вопросы подготовки к открытым
концертам школы, переводным и выпускным экзаменам; выпуска и выдачи окончившим
школу свидетельств, отличникам учебы - похвальных грамот; исключения из школы и
т.п. В протоколе педагогического совета должно
быть отражено краткое содержание обсуждаемого вопроса, выступления в прениях и
постановление по данному вопросу. Председатель педагогического совета
должен систематически проверять выполнение принятых постановлений и
периодически на заседаниях педагогического совета делать сообщения о ходе их
выполнения. Решения педагогического совета вступают в
силу после утверждения их директором школы. 48. С целью совершенствования
организации, содержания учебно-воспитательной работы,
общественно-просветительской деятельности в школе, при наличии не менее 3-х
преподавателей, ведущих родственные предметы, могут создаваться отделы.
Руководство отделом возлагается дирекцией школы на одного из опытных и
авторитетных преподавателей без дополнительной оплаты. Руководитель отдела: утверждает календарные планы
преподавателей и индивидуальные планы учащихся, контролирует их выполнение;
следит за успеваемостью, посещаемостью и дисциплиной учащихся, посещает
классные занятия и оказывает методическую помощь преподавателям; готовит материалы для составления
расписания занятий; составляет в начале каждого полугодия
план работы отдела, обсуждает его на совещании отдела; организует проведение экзаменов и
зачетов, мероприятий по общественно-просветительской деятельности своего
отдела; принимает участие в организации и
проведении консультаций для поступающих в школу и приемных испытаний; составляет планы повышения квалификации
преподавателей отдела; организует мероприятия, способствующие
повышению педагогического мастерства преподавателей. 49. Преподаватель предметов,
предусматривающих групповую форму занятий, выполняет общественную функцию
классного руководителя: в случае необходимости организует для учащихся
своевременную учебную помощь; ведет установленную документацию, представляет
руководителю отдела, дирекции школы сведения об успеваемости, посещаемости и
поведении учащихся; поддерживает связь с родителями. 50. Для организации помощи дирекции в
осуществлении учебно-воспитательных, санитарно-хозяйственных и других
мероприятий на общем родительском собрании избирается родительский комитет. Общие собрания родителей созываются
директором школы один раз в полугодие. VI. СРЕДСТВА,
ИМУЩЕСТВО, ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И ОТЧЕТНОСТЬ 51. Школа действует на началах полной
самоокупаемости и содержится за счет средств, получаемых от платы учащихся за
обучение. 52. Смета школы по
доходам и расходам составляется и утверждается в порядке, установленном
Инструкцией Министерства финансов СССР "О порядке планирования,
использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним" от
12.06.1981 N 120 и "Перечнем специальных средств учреждений, состоящих на
республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах",
утвержденным Приказом Министерства финансов РСФСР от 30.12.1980 N 01/385. 53. Плата за обучение определяется в
зависимости от расходов на оплату труда преподавателей и другого персонала
школы, на приобретение учебной литературы, на содержание помещения и т.п., а
также количественного состава обучающихся. Определенный в указанном порядке размер
платы за обучение по каждому предмету обучения (по
каждому инструменту, виду искусства) утверждается дирекцией школы по
согласованию с вышестоящим органом культуры. Плата за обучение вносится ежемесячно не
позднее 10 числа текущего месяца, исключая время летних каникул. Учащиеся, не
внесшие плату за обучение в указанный срок, не допускаются к занятиям, а при
систематических нарушениях порядка внесения платы за обучение - отчисляются из
школы. 54. В случае болезни учащегося
продолжительностью до одного месяца плата за обучение взимается в полном
размере. При продолжительности болезни свыше одного месяца плата за обучение в
первый месяц болезни взимается полностью, а за обучение в последующие дни
болезни не взимается. Освобождение от платы за обучение
производится приказом директора школы на основании заявления учащегося и
прилагаемой врачебной справки. Внесенная за текущий
месяц плата за обучение в случае выбытия учащегося из школы в середине
месяца не возвращается. 55. Оплата труда преподавателей,
учебно-вспомогательного и другого персонала школы производится в соответствии с
Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.04.1984 N 318, от
24.12.1976 N 1057 и Инструкцией "О порядке исчисления заработной платы
работников просвещения", утвержденной Приказом Министерства просвещения
СССР от 16.05.1985 N 94. 56. Расходование средств на оплату труда
преподавателей и других работников школы производится в соответствии с
распоряжением Совета Министров СССР от 19.04.1958 N 1231-р вне лимитов по
труду. 57. Штаты школы утверждаются
министерствами культуры автономных республик, управлениями культуры
крайисполкомов, облисполкомов, Главными управлениями культуры Мосгорисполкома,
Мособлисполкома и Ленгорисполкома в соответствии с
типовыми штатами детских музыкальных и художественных школ, вечерних школ
общего музыкального и художественного образования, утвержденными Приказом
Министерства культуры РСФСР от 11.01.1966 N 15. 58. Имущество школы, числящееся в
инвентарной описи и находящееся на ее балансе, не может быть отчуждено без
разрешения органа культуры, которому подчинена школа. Ответственность за сохранность всего
имущества несут директор и заведующий хозяйством. 59. Школа представляет по подчиненности в
министерство культуры автономной республики, управление культуры исполкома
областного (краевого, районного, городского) Совета народных депутатов: годовые отчеты о политико-воспитательной,
учебно-методической работе и общественно-просветительской деятельности школы; бухгалтерские, статистические и другие
отчеты и сведения по установленным формам и в соответствующие сроки. 60. Школа ведет документацию в
соответствии с образцами, утвержденными Министерством культуры СССР. 61. Школа пользуется правами юридического
лица, имеет печать с указанием по кругу органа культуры, в ведении которого
находится школа, а в середине - наименование школы, а также угловой штамп. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |