Утверждаю Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСР А.С.ПАНТЕЛЕЕВ 20 января 1986 года Введен впервые РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ВОДИТЕЛЕЙ УСЛОВИЯМ И ВИДАМ ПЕРЕВОЗОК РД-200-РСФСР-12-0071-86-10 Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного
транспорта (НИИАТ). Разработан на
основе приложения N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 09.08.74 N 733
Инструкции о проведении предрейсовых медицинских
осмотров водителей автотранспорта; Постановления Коллегии Минавтотранса
РСФСР и Президиума ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных
дорог N 33-сп от 17.02.83 "О неудовлетворительном положении с
безопасностью движения на автомобильном транспорте Минавтотранса
РСФСР и дополнительных мерах по предупреждению дорожно-транспортных
происшествий"; Инструкции по
предупреждению дорожно-транспортных происшествий, приложение к Приказу Министра
автомобильного транспорта РСФСР от 05.08.75 N 13. Предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР и определяет основные принципы проверки
и обеспечение соответствия водителей условиям и видам перевозок. Работа выполнена в соответствии с
Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по
стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на
1985 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящий руководящий документ
устанавливает единые для всех предприятий Минавтотранса
РСФСР требования по обеспечению и проверке соответствия водителей условиям и
видам перевозок. 1.2. Обеспечение соответствия водителей
условиям и видам перевозок достигается путем: - прохождения водителями соответствующего
курса обучения, переподготовки, повышения квалификации, профессионального
мастерства; - информирования водителей об
особенностях работы в предприятии, на данном маршруте, на различных видах
перевозок; - подбора водителей для работы на линии в
зависимости от условий и видов перевозок; - контроля режимов труда и отдыха
водителей, уровня организации перевозок; - контроля состояния здоровья водителей; - контроля уровня профессионального
мастерства водителей и получения ими оперативной информации. 2. Проверка
соответствия водителей медицинским и квалификационным требованиям при приеме на
работу и после перерывов в работе 2.1. Водитель может быть принят на работу
при условии: - прохождения соответствующего курса
обучения в учебно-курсовых комбинатах и получения водительского удостоверения
на право управления транспортным средством соответствующей категории; - прохождения медицинского
освидетельствования в порядке, установленном Минздравом СССР по согласованию с
МВД СССР; - прохождения собеседования в отделе
кадров предприятия и в службе безопасности движения, предполагающего выяснение
трудовой биографии, мотивов поступления на работу, отношения к будущим
обязанностям и ознакомление водителя с особенностями работы, режимом и
характером работы предприятия. 2.2. При оформлении водителя на работу
отдел кадров делает запрос на прежнее место работы для получения анкетных
данных и данных о случаях дорожно-транспортных происшествий из личной карточки
водителя. 2.3. При перерыве в работе более 6
месяцев допускаются к управлению автомобилем водители, прошедшие медицинское
освидетельствование, стажировку и сдачу экзамена по управлению автомобилем. 2.4. При перерыве в работе более одного
года к управлению транспортными средствами допускаются водители, сдавшие в
Госавтоинспекции теоретический экзамен по Правилам дорожного движения и
практический экзамен по вождению автомобиля. 2.5. При перерыве в работе более трех
лет, кроме сдачи теоретического и практического экзаменов в ГАИ, водители
должны пройти медицинское переосвидетельствование. 3. Обеспечение
уровня профессионального мастерства водителей 3.1. Обеспечение уровня профессионального
мастерства достигается организацией специальной подготовки и стажировки,
повышением уровня профессионального мастерства, проведением установленного
комплекса инструктажей. Организация мероприятий по повышению
квалификации, технической учебе, работе квалификационной комиссии возлагается
на отдел кадров совместно с производственно-технической службой. 3.2. Подготовка, переподготовка и
повышение квалификации водителей осуществляется очным обучением с отрывом и без
отрыва от производства учебно-курсовыми комбинатами
как в учебных заведениях, так и на курсах, организуемых последними на
предприятиях по единым учебным планам и программам, утвержденным
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и
согласованным с Главным управлением ГАИ МВД СССР. 3.3. На категории В
и С готовят водителей не моложе 18 лет, легковых такси - не моложе 20 лет, на
категорию Д - не моложе 21 года. Образование для всех - не менее 8 классов. 3.4. Присвоение квалификации и допуск к
управлению транспортными средствами осуществляется Госавтоинспекцией на
основании Положения о присвоении квалификации водителя. 3.5. Переподготовка (повышение
квалификации) водителей на получение права управления транспортными средствами
категорий В, С, Д, Е осуществляется в срок до 3
месяцев; изучение новой автомобильной техники, технологии перевозок, передовых
методов труда и Правил дорожного движения, совершенствование мастерства
вождения осуществляется в срок до 1 месяца. Переподготовка (повышение квалификации)
на получение права управления транспортными средствами категории В осуществляется из числа водителей автотранспортных
средств категорий С и Д и индивидуального автомобильного транспорта категории
В; - категории С
осуществляется из числа водителей автотранспортных средств категорий В, Д и
индивидуального автомобильного транспорта категории В; - категории Д
осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на
автотранспортных средствах категорий В или С и возраст к концу обучения - 21
год; - категории Е
осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на
соответствующих автотранспортных средствах категорий В, С или Д; - категорий Д и
Е осуществляется с учетом квалификационных требований, предъявляемых к
водителям II или I класса. 3.6. Водители, имеющие право на
управление какой-либо категорией транспортных средств и желающие получить право
на управление низшей категорией транспортных средств, должны сдать в ГАИ только
практические экзамены. Обязательное обучение в этом случае не требуется. 3.7. Водители автомобилей допускаются к
управлению лишь теми категориями транспортных средств, на которые имеется
отметка в водительском удостоверении. Водители транспортных средств могут
управлять: - категорией В -
(с правом найма) автомобилями, разрешенный максимальный вес которых не
превышает 3500 кг и число мест (помимо водителя) не более 8 (такси); - С - автомобилями для перевозки грузов,
разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг (грузовой автомобиль); - Д - автомобилями, предназначенными для
перевозки пассажиров и имеющими более 8 мест для сидения (автобус); - Е - составами транспортных средств с
тягачами, относящимися к категории транспортных средств В,
С или Д, при наличии в удостоверении отметки о разрешении управлять указанными
категориями или одной из них (прицепами весом до 750 кг имеют право управлять
водители категорий В, С и Д без соответствующей отметки; более 750 кг -
необходимо иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку в категории
Е). 3.8. Единое водительское удостоверение на
право управления любыми категориями транспортных средств действительно в
течение 10 лет со дня выдачи, после чего подлежит замене. 3.9. Присвоение и снижение водителям
классности осуществляется квалификационными комиссиями автопредприятия, в
состав которых, кроме лиц, определяемых в соответствии с Общими положениями
Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, включаются
также работники службы безопасности движения. 3.10. Повышение квалификации
осуществляется в следующие сроки: III на II класс - 2 месяца; II класс (В, С,
Е) на I - 2 месяца; II класс (Д) на I - 2 месяца. Повышение квалификации водителей на II и
I классы осуществляется очным и заочным обучением в учебных комбинатах,
автошколах Минавтотранса, в учебных заведениях профтехобразования, автошколах ДОСААФ. 3.11. Водителям, окончившим курсы
повышения квалификации на I и II класс, при наличии у них на протяжении
последнего года нарушений Правил дорожного движения и трудовой дисциплины
соответствующая квалификация не присваивается. 3.12. Водителям I - II
класса, не выполняющим требования, предусмотренные соответствующей
квалификационной характеристикой, или систематически нарушающим Правила
дорожного движения и Правила технической эксплуатации подвижного состава, по
представлению администрации предприятия, согласованному с профсоюзным
комитетом, квалификационная комиссия может понизить класс квалификации. 3.13. Водителям, которым понижен класс
квалификации, или которые были лишены права на управление автомобилем сроком от
одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях. 3.14. Для повышения уровня
профессионального мастерства водителей в процессе их трудовой деятельности по
методикам НИИАТ проводятся занятия с отрывом от производства: для водителей автобусов - один раз в три
года; для водителей легковых и грузовых
автомобилей - один раз в пять лет. В первую очередь к занятиям привлекаются
вновь принятые водители; водители, совершившие ДТП, привлекаются к обучению
дополнительно. 3.15. В промежутке между занятиями по
программе совершенствования профессионального мастерства с водителями ежегодно
проводятся занятия без отрыва от производства по программе ежегодных занятий с
водителями. 3.16. Уровень оперативной информации
водителей поддерживается путем проведения инструктажей в соответствии с РД
"Положение о проведении инструктажей по БД с водительским составом". 3.17. Водители, совершившие ДТП в течение
года, решением Комиссии общественного контроля за
безопасностью движения направляются на экспертизу Правил дорожного движения,
дополнительную стажировку или на повторное обучение по программе НИИАТ. 3.18. Продолжительность рабочего дня
водителей категории Д и водителей III класса в течение
первого года работы не должна превышать 8 часов в сутки. 3.19. Запрещено привлекать к работе в
ночное время водителей указанных категорий. 3.20. Привлечение водителей III класса в
течение первого года работы к сверхурочной работе категорически запрещается. 3.21. Водителям грузовых, легковых
автомобилей и автобусов вместимостью менее 8 человек в первый календарный месяц
рекомендуется назначать производственное задание на 15% ниже по сравнению с
уровнем, установленным для данного предприятия. Каждый последующий месяц
задание увеличивается на 5%, постепенно доводится до установленного
на данном предприятии. 4. Контроль
профессионального уровня и состояния здоровья водителей в процессе трудовой деятельности 4.1. Водители - выпускники
учебно-курсовых комбинатов допускаются к самостоятельной работе при условии
успешного прохождения стажировки, сдачи контрольного зачета по вождению, зачета
по безопасности движения и правилам эксплуатации автомобилей и получения
заключения за подписью главного инженера предприятия о допуске к
самостоятельной работе. 4.2. При переводе водителей на работу из
другого города или на другую марку автомобилей, а также при перерыве в работе
более 6 месяцев водители проходят специальную стажировку в соответствии с РД
"Положение о повышении профессионального мастерства и стажировки
водителей". 4.3. Заключение в карточке стажирования служит основанием для рассмотрения
квалификационной комиссией предприятия вопроса о присвоении квалификации
молодому водителю: категории Д - квалификации II
класса, категории В, С - квалификации водителя III класса. 4.4. К работе на автобусах с дизельными
двигателями допускаются водители III класса после прохождения ими
дополнительной подготовки по специальной программе. 4.5. Ежедневные медицинские осмотры перед
выездом водителей на линию проводятся медицинским персоналом здравпунктов
предприятия и передвижными медпунктами. При отсутствии медицинских
противопоказаний на путевой лист ставится штамп "Допущен к рейсу" и
подпись медработника. Без такой отметки водитель к работе не допускается. 4.6. Основанием для отстранения водителя
от работы служит выявление признаков временной утраты трудоспособности: а) наличие жалоб на плохое самочувствие; б) недостаточный отдых перед выходом на
работу (сон менее 7-ми часов); в) выраженная гиперемия, бледность или синюшность кожных покровов лица и слизистых губ,
желтушность склер, отечность лица; г) учащение или урежение
пульса более чем на 20 уд./мин.
от уровня, постоянного для водителя, аритмия; д) повышение или понижение артериального
давления более чем на 20 мм рт. ст. по отношению к установившейся у данного
водителя его величине; е) повышение температуры тела; ж) положительная проба на алкоголь в
выдыхаемом воздухе (Мохова - Шинкаренко, Раппопорта)
или другие симптомы алкогольного опьянения или похмелья. 4.7. Водители пассажирского автотранспорта
проходят обязательный послерейсовый медицинский
контроль, водители грузового автотранспорта проходят частичный послерейсовый осмотр. 4.8. Контроль за
соблюдением режима труда и отдыха, графиков движения за работой водителей на
линии осуществляется службой эксплуатации с привлечением необходимых
должностных лиц. 4.9. Периодическое медицинское
переосвидетельствование водителей осуществляется специальной комиссией в
порядке, регламентированном Приказом Минздрава СССР N 3, в установленные
Минздравом сроки: водители автотранспорта (кроме водителей
автобусов вместимостью более 8 человек) - через каждые 5 лет; водители автобусов вместимостью более 8
человек и водители легковых такси - через каждые 3 года; стажированные <*> водители автомобилей (инвалиды) - через 12 месяцев; водители, достигшие 60-летнего возраста
(женщины - 55) - через каждые 2 года. -------------------------------- <*> Стажированными
считаются водители, имеющие право управления транспортными средствами не менее
3 лет. В случае прохождения медицинского
освидетельствования водителю выдается справка установленного образца. 4.10. Сроки медицинского
освидетельствования могут быть сокращены врачами медицинских комиссий при
наличии медицинских показаний, но не более чем на год; работниками Государственной
автоинспекции или руководителями предприятия в случае сомнения в состоянии
здоровья водителя. 4.11. Контроль за
соблюдением сроков прохождения периодических медицинских
переосвидетельствований и ответственность за своевременную и организованную
явку водителей на них возлагается на отдел кадров и отдел эксплуатации
предприятия. Сроки прохождения переосвидетельствования контролируются
ежемесячно службой безопасности движения и в период ежегодных технических
осмотров администрацией автопредприятия и Госавтоинспекцией. 4.12. Каждые три года квалификационная
комиссия в каждом пассажирском предприятии осуществляет оценку деловых и
моральных качеств водителей автобусов с решением вопроса о возможности
продолжения их работы на автобусе. 4.13. Контроль профессионального
мастерства водителей осуществляется периодически: для водителей автобусов - один раз в три
года; для водителей грузовых автомобилей - один
раз в пять лет при сдаче зачета после проведения занятий с отрывом от
производства по Методике НИИАТ. 5. Обеспечение
соответствия водителей условиям и видам перевозок 5.1. Соответствие водителей условиям и
видам перевозок определяется состоянием здоровья, квалификацией и опытом работы
водителей. 5.2. С водителями,
впервые принятыми для работы на пассажирском и грузовом автотранспорте, при
поступлении в предприятие новых марок автомобилей, при переводе водителей на
новые для них марки и модели автомобилей проводится специальная подготовка на
базе учебно-курсовых комбинатов или непосредственно на предприятиях с
привлечением наиболее квалифицированных преподавателей автокомбинатов или
инженерно-технических работников автопредприятия. Продолжительность специальной подготовки
определяется в зависимости от категории транспортных средств и видов перевозок,
на которые направляются водители. 5.3. Женщины допускаются к управлению
грузовыми автомобилями, не превышающими 2,5 т, и автобусами с числом мест не
свыше четырнадцати. 5.4. К управлению
транспортными средствами всех категорий, оборудованными специальными звуковыми
и световыми сигналами, автобусами, обслуживающими междугородные и международные
линии, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки, поездки по разовым
заявкам, перевозки детей, а также транспортными средствами, занятыми на
перевозке опасных грузов, допускаются только водители с непрерывным трехлетним
стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортных
средств. Для работы в сложных в дорожном отношении
и напряженных по условиям движения маршрутах допускаются наиболее опытные
водители, прошедшие в установленном порядке стажирование
и ознакомление с маршрутами. 5.5. К перевозке опасных грузов
допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не
менее трех лет, удостоверение на право управления транспортным средством
соответствующей категории и прошедшие специальную подготовку или инструктаж на
АТП и медицинский контроль. Водители, временно привлекаемые к
перевозкам опасных грузов, проходят медицинский осмотр и специальную подготовку
или инструктаж при назначении его на данный вид перевозок. 5.6. К работе на горных автобусных
маршрутах допускаются водители I и II класса, прошедшие стажировку, имеющие
стаж работы на автобусах не менее двух лет и не допускавшие нарушений трудовой
и производственной дисциплины. 5.7. К работе по выполнению междугородных
грузовых и пассажирских перевозок допускаются водители, не имеющие дорожно-транспортных
происшествий, нарушений Правил дорожного движения и Правил перевозки грузов,
транспортной дисциплины, не моложе 25-ти и не старше 55 лет. Случаи отступления
от этой рекомендации должны быть согласованы с профсоюзным комитетом и
оформлены приказом. 5.8. На автобусы междугородного сообщения
вместимостью более 40 мест подбираются водители I класса со стажем работы на
автобусах не менее пяти лет. 5.9. Для перевозки детей и учащихся
допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители, имеющие непрерывный
стаж работы на автобусе не менее трех лет, не допускавшие за последние три года
нарушений ПДД, отмеченных просечками в талоне предупреждений, а также нарушений
трудовой и производственной дисциплины. Этим водителям должен выдаваться специальный
талон - допуск на право перевозки детей. 5.10. Продолжительность работы водителей
пассажирского автотранспорта устанавливается не более 10 часов в смену. Увеличение рабочей смены водителей свыше
10, но не более 12 часов допускается: - на международных маршрутах, где
продолжительность одного оборотного рейса превышает 10 часов; - при невозможности участковой
организации движения на междугородных межобластных маршрутах протяженностью
свыше 300 км; - на междугородных межреспубликанских
маршрутах при невозможности участковой организации движения. Работа свыше 12 часов категорически
запрещается. 5.11. В случае, когда при междугородных
перевозках водитель вынужден управлять автомобилем более 12 часов, в рейс
направляются два водителя. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |