Утверждаю Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСР А.С.ПАНТЕЛЕЕВ 10 января 1986 года Введен впервые РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОСНАЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАБИНЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ РД-200-РСФСР-12-0071-86-07 Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного
транспорта (НИИАТ). Настоящий руководящий документ разработан
на основе Методических рекомендаций по организации и работе кабинетов по
безопасности движения в автотранспортных предприятиях, утвержденных 21.12.73, и
предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР. Регламентирует основные положения по
организации работы кабинетов безопасности движения и Примерный перечень
оборудования. Работа выполнена в соответствии с
Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по
стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на
1985 г. 1. Общие положения 1.1. Кабинеты безопасности движения в
предприятиях организуются для проведения мероприятий по предупреждению
происшествий в рамках комплекса профилактических мероприятий, проводимых в
предприятии. 1.2. Работу в кабинетах безопасности
движения организует служба безопасности движения предприятия. 1.3. Кабинеты безопасности движения
являются информационно-методическим центром профилактической работы, проводимой
администрацией и общественными организациями предприятия. 1.4. В кабинете безопасности движения
проводится пропаганда передового опыта, научно-технических достижений в области
обеспечения безопасности движения, повышения знаний водителей и других
работников предприятия, информирование о состоянии аварийности в предприятии,
регионе, особенностях движения по маршрутам и отдельным дорогам, о погодных
условиях (инструктажи), ознакомление с различными справочными и руководящими
материалами по безопасности движения. 1.5. Организация
занятий в кабинете безопасности движения должна предусматривать различные их формы:
групповые, индивидуальные; совещания, семинары, лекции, кинофильмы, беседы,
консультации. 1.6. Оборудование кабинета безопасности
движения включает технические средства и наглядные пособия, рекомендуемый
перечень которых приведен ниже. 1.7. Материально-техническое обеспечение
кабинета безопасности движения возлагается на администрацию предприятия. 2. Размеры и
оборудование кабинета безопасности движения 2.1. Размеры кабинета безопасности
движения определяются численностью водителей в предприятии. 2.2. Минимальные размеры кабинета
безопасности движения устанавливаются по численности средней расчетной группы
одновременно занимающихся слушателей и площади, требуемой для размещения
имеющегося оборудования. 2.3. Средняя численность группы
определяется исходя из обеспечения возможности прохождения занятий в кабинете
каждым водителем предприятия не реже одного раза в месяц. 2.4. Минимальную площадь кабинета и число
учебных мест в них рекомендуется принимать по таблице: ┌──────────────────────┬─────────────────────┬────────────────────────┐ │Число водителей, чел. │Число мест в кабинете│Площадь помещения, кв. м│ ├──────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────────┤ │до 150 │10 - 15 │25 - 38 │ │151 - 300 │15 - 20 │38 - 50 │ │301 - 500 │20 - 25 │50 - 62 │ │501 - 600 │25 - 30 │62 - 75 │ └──────────────────────┴─────────────────────┴────────────────────────┘ При количестве водителей в предприятии
более 600 к числу мест, указанных в таблице, следует прибавлять 2 на каждые 100
человек, площадь кабинета увеличивается при этом, исходя из соотношения 2,5 кв.
м на одно место. 2.5. Экспозиция кабинета безопасности
движения должна представляться отдельными разделами, для каждого из которых
определяется необходимое оборудование, наглядные пособия. 2.6. Для оснащения кабинета безопасности
движения рекомендуется следующий перечень оборудования: комплекты наглядных пособий (по разделам
см. п. 3.3); настенная учебная доска, кинопроекционный
экран; кинопроекционный аппарат; диапроектор; эпидиаскоп; магнитофон; кинокамера; приборы программированного обучения
Правилам дорожного движения; устройство для контроля знаний и обучения
(тренажеры для отработки навыков вождения могут быть установлены в тренажерном
классе); классная магнитная доска с необходимым
набором фигур для создания различных дорожно-транспортных ситуаций; электрофицированные макеты, стенды, щиты, табло; мебель (столы, стулья). 3. Содержание
экспозиции кабинета безопасности движения 3.1. Экспозиция кабинета безопасности
движения должна отражать специфику и условия работы в предприятии. 3.2. Экспозицию рекомендуется представлять
тремя разделами: - учебно-методическим; - справочно-информационным; - агитационно-пропагандистским. 3.2.1. Учебно-методический раздел должен
включать материалы, относящиеся к следующей тематике: обучение и контроль знаний водителей и
других работников по части: - Правил дорожного движения; - Правил технической эксплуатации
подвижного состава автомобильного транспорта; - должностных инструкций; - нормативно-методических документов по
безопасности движения; - рекомендаций о действиях водителей в
типичных опасных ситуациях; - рациональных режимов движения; - психофизиологических основ труда
водителя; - санитарно-гигиенических требований к
рабочему месту водителя; - дорожных условий и режимов движения на
основных маршрутах работы транспортных средств предприятия; - устройств, конструктивных особенностей
и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава предприятия; - порядка обслуживания, контроля узлов и
агрегатов транспортного средства, техническое состояние которых влияет на
безопасность движения; - доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. 3.2.2. Справочно-информационный раздел
содержит: - карты-схемы маршрутов предприятия; - анализ состояния аварийности и
транспортной дисциплины; - схемы железнодорожных переездов и
других опасных участков на маршрутах предприятия; - схемы типичных дорожно-транспортных
происшествий с анализом и причинами их возникновения; - карты города, области, схемы маршрутов
массовых перевозок грузов; - литературу по анализу
дорожно-транспортных происшествий, вопросам юридического характера и другим; - кино- и магнитофильмы, слайды по безопасности движения. 3.2.3. В агитационно-пропагандистском
разделе должны быть представлены материалы, отражающие опыт работы лучших
водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов,
викторин по безопасности движения, лозунги, плакаты, информационные листки и
другие наглядные материалы. В разделе, в частности, должны
содержаться: информация о водителях, удостоенных
наград за безаварийную работу; сведения об участниках и победителях
конкурсов "За безопасность движения"; результаты соревнований по мастерству
вождения; информация об итогах социалистического
соревнования колонн, бригад; антиалкогольная пропаганда. Представленный материал должен быть
выразительным, красочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций
подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размещаются, как правило, вне
кабинета безопасности движения на территории предприятия, в диспетчерских
пунктах и других местах. 4. Организация
работы кабинета безопасности движения 4.1. Мероприятия, проводимые в кабинете
безопасности движения, разрабатываются руководителем службы безопасности
движения и включаются в план мероприятий по безопасности движения. 4.2. Распорядок работы кабинета
безопасности движения вывешивается у входа в кабинет. 4.3. В кабинете БД проводятся следующие
мероприятия: - вводный инструктаж (при приеме
водителей на работу); - инструктаж водителей при направлении их
в командировку; - инструктаж водителей по сезонным
условиям и особым видам перевозок; - разбор происшествий, допущенных
водителями предприятия (территориального объединения, министерства), их причин,
условий возникновения; доведение до водителей информации о происшествиях с
тяжелыми последствиями в отрасли; - проверка знаний Правил дорожного
движения водителями; - обучение водителей поведению в типичных
опасных дорожно-транспортных ситуациях; - доклады, лекции, семинары, демонстрация
кинофильмов на темы безопасности движения, передового опыта водителей по
безаварийной работе. Приложение 1 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ 1. Комплекс оборудования для
программированного обучения водителей с применением кино-
и диапроекционной аппаратуры модели ОБД-20 и СУ-1. Предназначен для изучения, самоподготовки, контроля и самоконтроля по Правилам
дорожного движения. В комплекс входят пульт преподавателя, 20 учебных мест,
кинопроектор, диапроектор, программированные задания по ПДД. Стоимость комплекта 6257 руб. Монтаж
оборудования производится силами изготовителя. Разработчик и изготовитель -
производственно-техническое объединение "Автотранстехника"
Минавтотранса БССР, г. Минск, Твердый пер., 6. 2. Экзаменационный комплекс ЭТ. Предназначен для программированного контроля знаний по ПДД. Одобрен ВНИИБД МВД
СССР. Выпускается в виде класса на 5 и 10 рабочих мест. Ориентировочная стоимость 1360 руб. Изготовитель -
Ровенский завод им. 60-летия Октября. 266003, г. Ровно, УССР, ул. Гагарина, 39. Телефоны: 495300, 495358, 495345. 3. Тренажер по Правилам дорожного
движения "ТР.ПДД-1". Предназначен
для изучения правил проезда перекрестков и маневрирования транспортных средств. Тренажер содержит 24 задачи по порядку
проезда нерегулируемых перекрестков, правилам левых поворотов на регулируемых и
нерегулируемых перекрестках, а также правилам разъезда транспорта в стесненных
условиях. Стоимость 575 руб. Выпускается по ТУ-9-75-75. Изготовитель - Павлово-Посадский
механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета
СССР по профтехобразованию. Московская
обл., г. Павлово-Посад, ул. Каляева, 3. Телефон:
21529. 4. Прибор-тренажер для изучения правил
проезда регулируемого перекрестка с автоматическим контролем. Цена 50 - 100 руб. (в зависимости от
модели). Изготовитель - Производственный комбинат ДОСААФ БССР, г. Минск. 5. Учебно-тренировочный стенд по дорожным
знакам С-ДЭ-1. Предназначен для изучения дорожных знаков и приобретения знаний по определению
значения каждого из них. 103051, Москва-К-51, Цветной бульвар, 25.
Всесоюзный трест производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Тел.: 200-01-97, 207-00-69, 200-17-38. 6. Портативный диагностический комплекс
контроля психофизиологических характеристик водителей "Электроника-тонус
НЦ-01". Предназначен для автоматической оценки
текущей работоспособности и оперативного прогноза успешности профессиональной
деятельности водителя автомобиля по психофизиологическим и физиологическим
параметрам: снимает ЭКГ, определяет функционирование памяти, простую
сенсомоторную реакцию, реакцию различения, критическую частоту слияния
мелькания, тремор и др. Ориентировочная цена - 2000 руб. Разработчик - Всесоюзный
научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Минздрава
СССР, 129301, Москва, ул. Касаткина, 3. Тел.: 283-15-55, 283-97-63. 7. Аппаратура для оценки функционального
состояния водителей "Экспресс-3". Предназначен для автоматизированной экспресс-проверки и оценки
психофизиологического состояния водителей, с помощью аппаратуры
"Экспресс-3" определяется наличие паров этилового спирта в выдыхаемом
воздухе при концентрации свыше 0,03%, измеряется артериальное давление и
частота пульса. Общее время проверки - не более 1 мин. Изготовитель - Научно-исследовательский и
проектный институт автоматизированных систем управления автомобильным
транспортом общего пользования (НИПИАСУАТ) Минавтотранса
РСФСР. 420021, г. Казань, ул. Парижской Коммуны, 8, НИПИАСУАТ. 8. Автомобильный тренажер АТ-5. Предназначен для отработки навыков манипулирования органами управления в курсе
повышения квалификации водителей. Кабина выполнена с органами управления
автомобиля ЗИЛ-130, в связи с чем тренажер
рекомендуется для грузовых предприятий. Изготовители: 1) Рендинский
механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета
СССР по профтехобразованию. Адрес: г. Ренда Свердловской обл. Цена 1530 руб. 2) Завод "Автоприбор"
Министерства автомобильной промышленности СССР. Адрес: г. Октябрьский
Башкирской АССР. Цена 3000 руб. 9. Автотренажерный
класс ТК-1. Укомплектован 4-мя тренажерами Т-5. Конструкция класса позволяет преподавателю
централизованно контролировать и направлять действия группы обучаемых
водителей. Для класса необходимо помещение размером не менее 6 х 12 м. Цена 6720 руб. Разработчик и изготовитель - Московский
опытный механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий
Госкомитета СССР по профтехобразованию. Адрес:
111020, г. Москва, 2-я Синичная ул., 4. Тел.:
360-32-96, 360-92-95, 360-94-89. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |