ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 августа 1985 г. N 7 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1975 Г. N 5 "О СОБЛЮДЕНИИ СУДАМИ РСФСР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ПЛЕНУМА ОТ 20 ДЕКАБРЯ 1976 Г. N 7 И ОТ 20 ДЕКАБРЯ 1983 Г. N 10) В связи с возникшими в судебной практике
вопросами, а также изменениями и дополнениями, внесенными в
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет: Внести в Постановление Пленума Верховного
Суда РСФСР от 17 сентября 1975 г. N 5 "О соблюдении судами РСФСР
процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных
дел" (с последующими изменениями) следующие изменения и дополнения: I. Дополнить Постановление пунктом 3а
следующего содержания: "3а. В целях повышения
воспитательного значения судебных процессов необходимо принимать меры для
создания условий активного участия представителей общественности в рассмотрении
дел. Решая вопрос о допуске к участию в
рассмотрении дела представителей общественных организаций и трудовых
коллективов, суд обязан проверить, выделены ли они для участия в судебном
разбирательстве с соблюдением требований ст. 250 УПК РСФСР. Допущенным к
участию в рассмотрении дела представителям общественности суд должен, с учетом
предоставленных им полномочий, разъяснить предусмотренные ч. 3 и ч. 4 ст. 250
УПК РСФСР права и обеспечить возможность их реализации. Обратить внимание судов на различное
процессуальное положение представителей общественности, участвующих в судебном
заседании в соответствии со ст. 250 УПК РСФСР, и представителей предприятий,
учреждений и организаций, участвующих в судебном разбирательстве дел о
преступлениях несовершеннолетних (ст. 400 УПК РСФСР). Последние могут лишь
участвовать с разрешения суда в исследовании доказательств и в необходимых
случаях могут быть допрошены в качестве свидетелей". II. Абзац третий пункта 4 изложить в
следующей редакции: "Законом (ч. 3
и ч. 4 ст. 276 УПК РСФСР) предусмотрено право лица, которому отказано в
удовлетворении ходатайства, заявить его в дальнейшем в зависимости от хода
судебного разбирательства, а также право суда по собственной инициативе вынести
определение и произвести те процессуальные действия, на необходимость которых
указывалось в не удовлетворенном ранее ходатайстве". III. Дополнить Постановление пунктами 6а
и 6б следующего содержания: "6а. В
соответствии с ч. 2 ст. 277 УПК РСФСР, при отложении разбирательства дела после
допроса явившихся в судебное заседание свидетелей, эксперта или специалиста,
потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей,
вторично эти лица могут не вызываться в судебное заседание, если после
отложения разбирательства дело рассматривается в том же составе суда и в их
вызове нет необходимости. При применении этого положения закона
судам следует иметь в виду, что потерпевший, гражданский истец, гражданский
ответчик и их представители вправе (ст. ст. 53 - 55 УПК РСФСР) принимать
участие во всех судебных заседаниях по рассматриваемому делу для защиты своих
прав и законных интересов. Поэтому неучастие этих лиц в последующих после отложения
разбирательства дела судебных заседаниях должно носить добровольный характер,
отражать их волеизъявление. В целях обеспечения таких условий
председательствующий обязан при отложении разбирательства дела разъяснить
названным лицам право на участие в последующих судебных заседаниях, что должно
быть зафиксировано в протоколе судебного заседания, и в дальнейшем извещать их
о времени и месте следующих судебных заседаний. 6б. Разъяснить судам, что: а) по смыслу ст. ст. 34, 272 УПК РСФСР
указание закона о составе суда первой инстанции относится только к
председательствующему и народным заседателям; б) при рассмотрении дела после отложения
его разбирательства в ином составе суд обязан вторично вызвать и допросить
указанных в ч. 2 ст. 277 УПК РСФСР лиц в судебном заседании. Оглашать показания
этих лиц и ссылаться на них в приговоре суд вправе лишь при наличии причин,
исключающих возможность их явки в судебное заседание. Необходимо иметь в виду, что, исходя из
принципа процессуального закона о непрерывности судебного разбирательства,
после отложения разбирательства дела судебное заседание должно начинаться с
подготовительной части независимо от того, рассматривается ли дело в том же или
в ином составе суда. Невыполнение этого требования является
существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену
приговора". IV. Внести в п. 8 Постановления изменения
и дополнения, изложив его в редакции: "Суды должны строго выполнять нормы
закона, определяющие процессуальное положение и полномочия эксперта и
специалиста. Во всех случаях, когда для установления
конкретных обстоятельств дела необходимы специальные познания в науке, технике,
искусстве или ремесле, следует решать вопрос, требуется ли проведение экспертизы
или эти обстоятельства могут быть выяснены путем привлечения к участию в
судебном разбирательстве соответствующего специалиста. Специалист приглашается для участия в
судебном разбирательстве в тех случаях, когда суду либо участникам судебного
разбирательства при исследовании доказательств могут потребоваться специальные
знания и навыки (например, в существе технологического или производственного
процесса, специфических особенностях той или иной профессии и т.п.). Мнение
специалиста обязательно отражается в протоколе судебного заседания. Заключение эксперта является в
соответствии с законом одним из видов доказательств и дается на основании
произведенных исследований. Эксперту могут быть поставлены вопросы, входящие в
компетенцию специалиста; постановка перед специалистом вопросов, относящихся к
компетенции эксперта, недопустима: его мнение не может быть приравнено к
заключению эксперта. Обратить внимание судов на недопустимость
замены производства экспертизы допросом эксперта, поскольку в соответствии со
ст. ст. 288, 289 УПК РСФСР допрос эксперта может иметь место только после
производства им экспертизы на суде и оглашения своего заключения. При производстве экспертизы в ходе
судебного разбирательства уголовного дела судам необходимо строго
руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума
Верховного Суда СССР N 1 от 16 марта 1971 года "О судебной экспертизе по
уголовным делам". V. Дополнить Постановление пунктами 9а и
9б следующего содержания: "9а. Судам следует иметь в виду, что
предусмотренное ч. 2 ст. 73 УПК РСФСР наложение денежного взыскания на
свидетеля за неявку в суд может иметь место при его неявке без уважительных
причин. Уважительными причинами неявки свидетеля в суд, в частности, могут быть
признаны: болезнь, лишающая его возможности явиться в суд; болезнь члена семьи
при невозможности поручить кому-либо уход за ним; несвоевременное вручение
повестки; невозможность явки вследствие стихийного бедствия, а также иные
обстоятельства, препятствующие свидетелю явиться в суд в назначенный срок. В зависимости от конкретных обстоятельств
определение о наложении денежного взыскания на свидетеля выносится, по
усмотрению суда, либо в совещательной комнате, либо после совещания судей на
месте с занесением определения в протокол судебного заседания. В случаях, когда причины неявки не
представляется возможным установить в ходе судебного разбирательства дела,
вопрос о наложении денежного взыскания должен решаться в порядке,
предусмотренном ч. 2, 3, 4 ст. 323 УПК РСФСР. Определение суда о наложении денежного
взыскания может быть обжаловано и опротестовано в порядке ч. 1 ст. 331 УПК
РСФСР. 9б. Учитывая, что выявление причин и
условий, способствовавших совершению преступления, является в соответствии с ч.
2 ст. 68 УПК РСФСР важной составной частью судебного разбирательства, судам
следует при рассмотрении каждого уголовного дела принимать все необходимые меры
к выполнению этого требования закона и при наличии достаточных оснований
выносить обоснованные частные определения. Основанием для вынесения частного
определения могут служить установленные по делу факты нарушения закона, причины
и условия, способствовавшие совершению правонарушений, неправильное поведение
отдельных граждан на производстве, в быту или нарушение ими общественного
долга. Необходимо также
при разбирательстве дела выяснять, какие меры приняты по внесенным органами
расследования представлениям об устранении причин и условий, способствовавших
совершению преступления, а если таковые не были приняты без уважительных
причин, указывать об этом в частном определении и, при наличии к тому
оснований, поставить вопрос об ответственности соответствующего должностного
лица". |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |