ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 1985 г. N 2764-XI О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В Советском государстве уделяется
неослабное внимание делу охраны природы. Начиная с ленинского декрета "О
земле" складывалась система природоохранительного законодательства. После
рассмотрения на четвертой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва вопроса
о мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию
природных ресурсов эта работа значительно активизировалась. Были приняты
законодательные акты, регулирующие земельные, водные, лесные, горные отношения,
законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира
и другие решения по вопросам охраны природы. В природоохранительном
законодательстве особая забота проявляется о здоровье и благосостоянии
советских граждан. Законодательство Союза ССР по вопросам
охраны природы нашло дальнейшее развитие в законодательстве союзных республик.
Сложившаяся в настоящее время система законодательных актов позволяет успешно
решать задачи в этой области. Проблемы сохранения природы Земли во всем
ее богатстве, стоящие перед человечеством, требуют тесного международного
сотрудничества. Огромная опасность природе и самой жизни на нашей планете
создается растущей по вине империалистических сил гонкой вооружений,
перенесением ее в космос, угрозой развязывания термоядерной войны. Это привело
бы к катастрофическим последствиям для всей цивилизации. Поэтому Советский Союз
активно участвует в борьбе за мир и рассматривает охрану и оздоровление
окружающей среды как важнейшее направление внутренней и внешней политики. Верховный Совет СССР отмечает, что
последовательное осуществление в нашей стране мер по выполнению требований
природоохранительного законодательства позволило в целом уменьшить выброс
вредных веществ в атмосферу стационарными источниками, сократить сброс в
водоемы загрязненных сточных вод, увеличить объем оборотного и
последовательного водоснабжения. Снизился уровень загрязнения внутренних и
территориальных вод страны. Улучшились использование и охрана земли, недр,
лесов и животного мира, продолжает развиваться сеть заповедников и других особо
охраняемых территорий. Успехи в охране природы значительны, однако в этом деле много и недостатков. Не полностью
выполняются требования природоохранительного законодательства. Большое число
нарушений допускается в энергетической, химической и целлюлозно-бумажной
промышленности, черной и цветной металлургии и в отраслях агропромышленного
комплекса. Значительная часть природоохранных
сооружений и установок эксплуатируется неэффективно, а на многих предприятиях
они вообще отсутствуют. В то же время выделяемые на строительство
природоохранных объектов средства осваиваются не в полном объеме. Медленно внедряются малоотходные и
безотходные технологические процессы, некомплексно
используется минеральное сырье, допускаются большие потери черных и цветных
металлов, других ценных компонентов, степень извлечения многих полезных
ископаемых при добыче и обогащении не отвечает современным достижениям
научно-технического прогресса, слабо вовлекаются в производство вторичные
ресурсы, допускается ведомственный подход к решению этих вопросов. В нарушение земельного законодательства
под строительство объектов различного назначения зачастую отводятся
высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья. Недостаточными темпами
осуществляются противоэрозионные мероприятия, полезащитное лесоразведение,
рекультивация нарушенных земель. Слабо используется накопленный в отвалах
плодородный слой почвы для улучшения малопродуктивных угодий. Допускается
загрязнение почв химическими удобрениями и пестицидами. Не полностью решаются задачи охраны вод в
ряде отраслей промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве. Не уделяется
должного внимания внедрению систем замкнутого водоснабжения и водосберегающих технологий. Имеют место большие потери воды
при ее транспортировке и орошении сельскохозяйственных культур, продолжается
засорение рек отходами сплава древесины, истощаются малые реки, снижается
продуктивность рыбохозяйственных водоемов. Медленно улучшается состояние воздушного
бассейна городов и промышленных центров. В ряде мест отмечается существенное
превышение допустимых концентраций сернистого ангидрида, окислов азота и других
вредных веществ в атмосферном воздухе. Увеличивается загрязнение окружающей
среды выбросами транспортных средств; в автомобилестроении и тракторостроении
слабо ведутся работы по снижению токсичности выхлопных газов двигателей
внутреннего сгорания, медленно внедряются новые виды моторного топлива. Приборы
и другое оборудование для контроля за состоянием
природной среды производятся в недостаточном количестве и низкого качества. При лесозаготовках захламляются
вырубки, разрушаются почвы, на значительных площадях уничтожается подрост
древесной растительности, допускаются сверхнормативные рубки хвойных лесов, а
лиственная древесина используется очень ограниченно, медленно внедряются методы
комплексного безотходного использования древесины и другой лесопродукции.
Большой вред природе наносит браконьерство, но борьба с ним ведется крайне недостаточно. Дальнейшего совершенствования требует
организация заповедного дела и охотничьего хозяйства. До настоящего времени не разработан ряд
нормативных актов, вытекающих из законов об охране природы и использовании
природных ресурсов, ведомственные акты во многих случаях не приведены в
соответствие с действующим законодательством. Хозяйственный механизм слабо воздействует
на повышение заинтересованности промышленных и сельскохозяйственных
предприятий, строительных организаций в осуществлении природоохранных
мероприятий, комплексном использовании сырья и утилизации отходов производства.
Рачительное отношение к природе еще не стало обязательной нормой поведения
каждого гражданина нашей страны. Советы народных депутатов, их
исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченные на
то органы, осуществляющие функции государственного контроля в области охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, не
предъявляют должной требовательности к министерствам, государственным комитетам
и ведомствам, объединениям, предприятиям, организациям и гражданам за
соблюдение ими природоохранительного законодательства. В целом система
государственного управления и контроля в области охраны природы и рационального
использования природных ресурсов нуждается в дальнейшем совершенствовании. Курс Коммунистической партии на
интенсификацию экономического развития требует дальнейшего повышения
эффективности охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов. Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик постановляет: 1. Признать необходимым принятие
дополнительных экономических, организационных, правовых и иных мер по охране
природы и рациональному использованию природных ресурсов, улучшению окружающей
человека среды и безусловному соблюдению законодательства в этой области. При
решении проблем развития народного хозяйства исходить из приоритета охраны
здоровья настоящего и будущих поколений советских людей, создания наилучших
условий для их жизни, нацелить на это научно-технический прогресс, обеспечить
переход на ресурсосберегающие технологии, наиболее полно и бережно использовать
природные богатства, полученные из них сырье, материалы и продукцию. 2. Совету Министров СССР продолжить
работу по дальнейшему усилению охраны окружающей среды и улучшению
использования природных ресурсов, имея, в частности, в виду: повысить
ответственность министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий,
организаций, колхозов и совхозов, а также граждан за соблюдение
природоохранительного законодательства, норм и правил природопользования,
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, выполнение
планов и мероприятий по охране окружающей среды; добиться более полного
вовлечения в оборот вторичного сырья; обеспечить недопущение ведомственного
подхода со стороны министерств, государственных комитетов и других организаций
в природопользовании; усилить
воздействие хозяйственного механизма на решение этих вопросов; улучшить планирование и экономическое
стимулирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному
использованию природных ресурсов; разработать долгосрочную Государственную
программу охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов СССР; принять меры по
совершенствованию и повышению эффективности государственного управления и
контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов, укрепить материально-техническую базу органов этого
контроля, усилить роль природоохранных служб в отраслях народного хозяйства,
повысить престижность труда в сфере охраны природы; усилить материальное и
моральное поощрение граждан и общественных организаций за содействие
осуществлению мероприятий по охране природы; полнее использовать достижения
научно-технического прогресса в природопользовании, в первую очередь за счет
внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов и комплексной
переработки природного сырья, расширить и упорядочить работы по созданию
природоохранного оборудования, автоматизированных систем и приборов контроля за состоянием окружающей среды; повысить эффективность использования
имеющегося природоохранного оборудования, осуществить комплекс мероприятий по
коренному улучшению состояния окружающей среды в районах с повышенным уровнем
загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха; принять необходимые меры по
усилению борьбы с загрязнением воздушного бассейна городов и промышленных
центров вредными выбросами транспортных средств; предусмотреть
мероприятия по усилению охраны земли и ее недр, водных ресурсов страны и
атмосферного воздуха, животного и растительного мира, воспроизводству
возобновляемых природных ресурсов, совершенствованию охраны и обеспечению
рационального использования живых и других природных ресурсов континентального
шельфа и экономической зоны СССР, дальнейшему развитию системы заповедников и
других особо охраняемых природных территорий, повышению эффективности
охотничьего хозяйства; установить порядок проведения
обязательной экологической экспертизы новой техники, технологии и материалов, а
также проектов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение
народнохозяйственных объектов; усилить требования по охране природы в
технологических и строительных нормах и правилах; ускорить темпы и улучшить качество
строительства объектов природоохранного назначения, повысить ответственность
министерств и ведомств, осуществляющих строительство, за своевременный ввод их
в действие, улучшить комплектование этих объектов приборами, оборудованием и
материалами; не допускать ввода в эксплуатацию объектов, не обеспеченных
природоохранными устройствами; продолжить работу по совершенствованию
природоохранительного законодательства, обеспечить разработку необходимых
нормативных актов в развитие действующих законов, а также приведение актов
министерств, государственных комитетов и ведомств в соответствие с
законодательством об охране природы и рациональном использовании природных
ресурсов; расширить научную разработку
фундаментальных и прикладных проблем охраны природы и рационального
использования природных ресурсов; принять меры к ускорению разработки
совершенных методов определения экономической эффективности природоохранных
мероприятий и ущерба от загрязнения окружающей среды; упорядочить сеть
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций в этой области; обеспечить дальнейшее развитие
сотрудничества с правительствами других государств и международными
организациями в области охраны окружающей среды, предотвращения неблагоприятных
воздействий на природу различных видов деятельности человека, включая гонку
вооружений с ее опасными последствиями. 3. Рекомендовать Верховным Советам
союзных республик рассмотреть состояние выполнения законодательства об охране
природы. Обеспечить более полное осуществление Советами народных депутатов
возложенных на них полномочий в дело охраны природы и рационального
использования природных ресурсов, улучшения координации деятельности в этой
области хозяйственных, а также контролирующих органов. Повысить внимание к
охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в
деятельности исполнительных и распорядительных органов Советов, постоянных
комиссий, депутатских групп и постов, каждого депутата. Полнее учитывать мнение
трудовых коллективов и населения при подготовке и рассмотрении указанных
вопросов на сессиях Советов народных депутатов, заседаниях исполнительных
комитетов и постоянных комиссий. Усилить государственный контроль за соблюдением министерствами, государственными
комитетами и ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями,
совхозами, колхозами и гражданами законодательства об охране природы. Поднять
требовательность к хозяйственным руководителям, не обеспечивающим своевременное
и качественное осуществление мероприятий по охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов. 4. Прокуратуре Союза ССР, Верховному Суду
СССР, Комитету народного контроля СССР, Министерству внутренних дел СССР,
Государственному арбитражу при Совете Министров СССР считать одним из основных
направлений в деятельности по укреплению социалистической законности и
правопорядка борьбу с нарушениями природоохранительного законодательства.
Принять дополнительные меры к предупреждению и пресечению нарушений
законодательства об охране природы, к устранению причин и условий, им
способствующих. 5. Министерству высшего
и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР,
Министерству культуры СССР, Государственному комитету СССР по телевидению и
радиовещанию, Государственному комитету СССР по кинематографии,
Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной
торговли, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому
образованию, другим министерствам, государственным комитетам и ведомствам
принять необходимые меры по дальнейшему совершенствованию экологического воспитания
и образования населения, подготовки и переподготовки специалистов в этой
области, улучшению научно-технической пропаганды и распространению знаний о
действующем законодательстве об охране природы. 6. Всесоюзному Центральному Совету
Профессиональных Союзов, Всесоюзному обществу "Знание", обществам
охраны природы, научным обществам и другим общественным организациям усилить
работу по оказанию содействия государственным органам в осуществлении
мероприятий по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. 7. Совету Министров СССР рассмотреть
предложения и замечания, высказанные в содокладе Комиссий по охране природы и
рациональному использованию природных ресурсов Совета Союза и Совета
Национальностей и депутатами Верховного Совета СССР на сессии и поступившие в
Комиссии палат Верховного Совета СССР в ходе подготовки этой сессии, и принять
по ним соответствующие меры. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |